Что такое любовь. Любовь это… Высказывания и цитаты известных людей

Знает каждый человек. Однако, если задать этот вопрос разным людям, ответы будут совершенно различными. Почему так? И есть ли единственно верное и правильно определение любви - об этом и хочется поговорить.

Наука

Итак, что же такое любовь? Определение любви попытались дать многие умы человечества на протяжении всей истории земной цивилизации. Именно поэтому стоит данное понятие рассматривать с различных точек зрения. И начать свой анализ хочется именно с научной сферы. Интересным для многих окажется тот факт, что существует особая химия любви. Ученые доказали: когда человек влюбляется, его организм вырабатывает такое количество гормонов, которое сродни с наркотическим или алкогольным опьянением. При этом мозг получает сигналы, которые свидетельствуют о том, что человек находится в состоянии влюбленности. Однако это только одна сторона такого вот состояния, и рассматривать любовь только как химию - это просто преступление.

  1. Любовь - это наркотик. Доказательство тому - томография головы влюбленного человека. У него активизируются те же участки мозга, что и у человека, который употребил кокаин и находится в состоянии эйфории.
  2. Любовь - это способ выживания. Ученые доказали, что человеческая любовь - это несколько видоизмененная форма увлечения у животных. Т. е. человеку проще найти для жизни одного партнера, а не постоянно добиваться новых для удовлетворения собственных сексуальных потребностей.
  3. Любовь слепа. Это утверждение имеет и научное доказательство. Немецкий исследователь выяснил, что зоны мозга, отвечающие за рациональные решения и негативные эмоции у влюбленного человека просто отключаются.
  4. Любовь - это зависимость. Ученые говорят, что лечить от любви нужно также, как и от наркотической зависимости: убрать из поля зрения «больного» все раздражающие его факторы: фотографии, подарки, любые напоминания об объекте вожделения.
  5. Излечение от любви. Так как во время влюбленности у человека довольно-таки серьезно падает уровень такого гормона, как серотонин, медики предлагают компенсировать его медикаментозно, дабы иметь возможность избежать преступлений на почве данного чувства (как показывает статистика, их количество за последнее всремя существенно возросло). Однако, если «переборщить» с данным гормоном, человек не будет влюбляться, а влечение останется, что чревато беспорядочными половыми связями.
  6. Мужчины любят глазами. Это утверждение известно многим людям, однако далеко не все знают, что оно имеет также и научное доказательство. Во время влюбленности у парней активизируется зона которая отвечает за зрительный фактор. Интересным окажется тот факт, что у женщин активной становится зона, отвечающая за память: дама запоминает поведение партнера, чтобы потом его анализировать и сделать выводы: стоит ли быть с таким человеком дальше.

Словари

Итак, как небольшой вывод, хочется привести несколько разъяснений, что такое любовь. Научное объяснение, формулировки:

  1. Это сильное сердечное чувство, эмоциональное влечение.
  2. Сексуальное притяжение, влечение.
  3. Сильные положительные эмоции.
  4. Душевная близость, нежное отношение.

А в общем можно сказать о том, что любовь с научной точки зрения - это чистейшая химия.

Искусство

Интересным окажется и тот факт, что можно посмотреть любовь. Фото, картины - они отлично иллюстрируют данное чувство. Однако для искусства этого не достаточно. О том, что же такое любовь, размышляли также и многие писатели. Она воспета в стихах, песнях, обязательно фигурирует на страницах прозаических рассказов и романов. Различные стали уже настолько известными, что люди порой даже не знают, кто это сказал и из какого произведения они взяты.

  1. Борис Пастернак: "Любовь - это высокая болезнь".
  2. Стендаль, «О любви»: "Любовь похожа на лихорадку, она может появиться и угаснуть без малейшего чувства воли человека".
  3. Харуки Мураками, «Кафка на пляже»: "Каждый человек, который влюбляется, находится в поиске чего-то, чего ему не достает".
  4. «Физиология брака» Оноре де Бальзака: "Настоящая привязанность слепа. Не стоит судить тех людей, которых любишь".
  5. Шекспир, «Сон в летнюю ночь»: "Купидонов поэтому и изображают слепыми, потому что влюбленный смотрит не глазами, а сердцем".
  6. Федор Достоевский, «Братья Карамазовы»: "Что есть ад? Сожаление о том, что нельзя еще больше любить".

И таких высказываний можно привести еще огромное количество. Что касается нюансов, все они будут различны, однако единая линия у них все же будет присутствовать.

Философы: Эрих Фромм

Свои труды на данную тематику также имеют и философы. О любви они говорили много, подавая информацию с самых различных точек зрения. Сейчас хочется уделить внимание Эриху Фромму и его труду «Искусство любить». Какие же интересные выводы данный философ сделал в своей работе. Так, по его мнению, любовь - это не просто сентиментальное чувство, которое может возникнуть в человеке. Этого мало, недостаточно. Для того чтобы любовь развивалась, развиваться и нравственно расти должен сам человек. Первый шаг, который каждый должен сделать - надо осознать, что любовь - это искусство, сродни искусству жить. И чтобы понять любовь во всей полноте, каждый человек должен воспринимать ее как нечто большее, нежели данность. Также философ говорит о том, что помимо любви существует и некая иная форма отношений, симбиотическое единство. Оно есть двух видов:

  1. Пассивное - это в некоей степени мазохизм, когда человек подчиняет себя воле другого, становится его неотъемлемой частью. В таком случае он теряет свою индивидуальность.
  2. Активное - это садизм, когда один человек подчиняет себе волю другого человека, делая его своей неотъемлемой частью.

Однако зрелая любовь - это противоположность данным формам отношений. Это объединение двух людей при сохранении своей личности, индивидуальности, целостности. По мнению Эриха Фромма, любовь - это некая сила, которая рушит стены, помогая человеку воссоединиться с другим человеком. Настоящая зрелая любовь - это парадокс: два человека становятся одним целым, при этом оставаясь двумя личностями. Важные нюансы любви, по мнению автора:

  1. Если человек любит, он будет отдавать (самого себя, свою жизнь).
  2. Человек полностью заинтересован в жизни своего партнера.
  3. Партнеры обязательно должны уважать друг друга.

Фромм об объектах любви

  1. Братская любовь - фундаментальна, основа остальных типов. Это уважение, забота, ответственность.
  2. Материнская любовь - первая любовь в жизни каждого человека. Сущность ее, по мнению автора, должна предполагать желание женщины, чтобы ребенок в дальнейшем от нее отделился.
  3. Эротическая любовь - полное плотское единство с одним человеком.
  4. Любовь к себе. Автор пишет, что не нужно это путать с эгоизмом, это разные понятия. Только полюбив себя, человек сможет стать любимым и кем-то иным.
  5. религиозная форма любви.

Философ Карл Юнг

Какие еще философы о любви говорили? Так, почему бы не обратиться к трудам Карла Гюстава Юнга, который в то же время являлся великим психиатром и при этом еще и учеником Зигмунда Фрейда? Главная и любимая его фраза: «Ничто не возможно без любви», - из которой уже можно сделать много выводов. Согласно мнению автора, любовь является мощнейшим всепобеждающим фактором в жизни человека. Так, рассматривать данную тему невозможно без двух архетипов, которые присущи каждому человеку: Анима и так называемая персонификация несознательного начала представителя противоположного пола в психике каждого отдельно взятого человека. Эти половинки и притягиваются в людях. Что же по Юнгу любовь? Определение любви, которое дает автор: скрытые в человеке черты находятся в другом человеке и они же и притягивают его, возбуждая чувство любви.

Антропология о любви

Определение слова «любовь» попробовала также дать такая наука, как антропология. Особого внимание заслуживает труд американской ученой Хелен Фишер «Почему мы любим: природа и химия романтической любви». Тут она выделила три основополагающих кита данного чувства: привязанность (ощущение безопасности и спокойствия), романтика (наиболее мощный стимулятор возникновения любви) и вожделение (удовлетворение естественных потребностей).

Религия

Обязательно стоит упомянуть и о том, что существует также религиозное определение любви. В библии о данном чувстве сказано довольно много.

  1. Прит. 10:12: «… любовь человека покрывает все его грехи…»
  2. Песнь Песней, 8:6-7: «… крепка, как смерть любовь; люта она, как преисподняя; ее стрелы - огненные; пламень ее весьма сильный. Реки и большие воды не зальют ее».
  3. 1 Пет., 4:8 «… Имейте любовь друг к другу, потому что именно она покрывает все грехи».
  4. 1 Иоан. 4:7-8,18: «… любовь от Бога, всяк, кто любит, рожден от Бога и знает Бога».
  5. 2 Иоан. 6 «… любовь состоит в том, чтобы все поступали по заповедям Божьим».

Это далеко не все цитаты о любви, которые можно найти в главной книге человечества, однако они в полной мере отражают настрой и определение данного чувства согласно религиозным канонам.

Психология

  1. Страсть. Влечение, возбуждение. Это физическая сторона любви.
  2. Близость. Дружба, единение. Эмоциональная сторона.
  3. Обязательства. Готовность решать проблемы пары, забота. Это моральный аспект данного чувства.

Любовь по-гречески

Тема любви затрагивалась всеми народами и культурами. На данном этапе хочется рассказать о том, какие же виды любви выделяли древние греки.

  1. Агапэ. Это не просто любовь, а больше сострадание. Высший тип, когда человек может отдать всего себя, не ожидая ничего взамен.
  2. Эрос - страсть. Однако это далеко не всегда телесная страсть она может быть также и духовной. Эрос по своей природе - восторжение, влюбленность.
  3. Филиа, или же сыновья, - братская любовь. Более спокойное чувство, главное тут - духовность.
  4. Сторгэ - это больше как привязанность. Чаще всего это супружеская любовь.

Эти четыре типа любви являются и сегодня основными, однако в современном мире возникают и иные их подтипы. Интересным может оказаться такой тип, как маниа - это безумие, любовь-одержимость.

Бытовой уровень

Как уж и было сказано выше, для каждого человека любовь - это что-то свое, особенное. Каждый понимает ее по-своему, в этом нет ничего плохого. Как же можно охарактеризовать любовь по-простому, не обращаясь к мнениям научных деятелей, писателей или философов?

  1. Любовь - это желание делать для любимого человека что-то хорошее, постоянно радовать его.
  2. «Какая тут любовь, если я надышаться без него не могу» (х/ф «Любовь и голуби»). Любовь - это желание всегда быть вместе с любимым человеком, если не физически, то хотя бы душевно.
  3. Любовь - это постоянно думать о том, хорошо ли любимому человеку: тепло ли ему, покушал ли он, все ли у него в порядке.
  4. Любовь - это больше отдавать, нежели получать, совершенно не задумываясь об этом.

Любить - значить прощать, стараться быть лучше, не обращать внимания на недостатки. Любовь - это постоянная работа не только над отношениями, но и над собой. Это труд, который может быть вознагражден только через года.

В течение многих столетий, поэты и авторы пытались описать понятие — любовь. Недавно за это взялись и ученые. Но ни в одном словаре нельзя найти точное определение этого прекрасного чувства. Хотя многие из нас догадываются о значении этого слова на интуитивном уровне. А для многих, любовь – это главная цель в жизни.

Что такое любовь

  • Забота . У древних греков было много названий различных форм любви: добродетель, привязанность к семье, желание и общая привязанность. Но у всех этих форм любви есть общая черта: забота.
  • Симпатия . Привлекательность и химия создают связь, которая позволяет людям сцепляться. Без этого романтичного составляющего отношения — не что иное, как похоть или простое увлечение.
  • Уважение . Взаимное уважение – это очень важное составляющее настоящей любви. Вы будете знать, что нашли свою половинку, когда сможете честно сказать: «я видел хорошие и плохие твои качества, но я по-прежнему тебя люблю». В то время как ваш партнер чувствует то же самое.
  • Ответственность . Будь это родительская или супружеская любовь, мы несем ответственность друг за друга. Знание, что ваш партнер заботится о вас и прикроет вашу спину, в случае опасности, всегда приятно греет душу. Но не стоит навязывать своим близким то, что, по-вашему, мнению, будет лучше для них. Проявлять заботу и ответственность нужно мягко и осторожно, не ущемляя свободу другого человека.
  • Близость . Это решающий компонент всех отношений, независимо от их характера. Для близости нужно очень хорошо знать другого человека и создать с ним эмоциональную связь. В течение долгого времени эта связь усиливается и даже развивается, так, чтобы два человека слились в одно целое.

Любовь - это не:

  • Манипуляция . «Если ты меня любишь, то должен….» Порой люди манипулируют друг другом и давят на чувства. Но для любви это неприемлемо.
  • Заключение компромисса . Любящие люди часто идут на компромиссы, и это совершенно естественно и нормально. Но если ваш партнер просит вас изменить что-то в себе, то это не настоящая любовь. Любящий человек не станет менять ваш , а примет таким, какой вы есть со всеми достоинствами и недостатками.
  • Страсть . Порой между людьми, вспыхивает желание и безумное влечение. Это происходит на физиологическом уровне и к любви не относится.
  • Влюбленность . Многие люди путают с любовью. Это очень сильное чувство, при котором у человека сужается сознание. Влюбленный человек всегда идеализирует объект своей любви и, как правило, это заканчивается разочарованием. Влюбленность может утихнуть, пройти совсем или перерасти в настоящую любовь.

Мнение о любви экспертов разных областей.

Физик: «Любовь это химия»

Биологически, любовь — это мощное неврологическое состояние, как голод или жажда, только более постоянное. Мы говорим, что любовь слепа, в том смысле, что мы не имеем никакого контроля над этим чувством. В то время как страсть является временным сильным сексуальным желанием, связанным с повышенным выбросом химических веществ, таких как тестостерон и эстроген. При влюбленности мозг может выпустить целый набор химических веществ: феромоны, допамин, адреналин, серотонин, окситоцин и вазопрессин. Тем не менее, с эволюционной точки зрения, любовь можно рассматривать как инструмент выживания — механизм, который мы неосознанно используем, чтобы способствовать долгосрочным отношениям, взаимной обороне и родительской поддержки детей.

Джим Аль- Халили — физик-теоретик и доктор наук.

Психотерапевт: «Любовь имеет много обличий»

В отличие от нас, древние не смешивали все эмоции, которые мы называем «любовью». Они разделяли любовь на несколько видов.

Филиа — это глубокая, но обычно несексуальная близость между друзьями и членами семьи. Ее называют любовь-дружба. Например, она может быть между солдатами, которые боролись плечом к плечу в сражении. Лудус описывает более игривую привязанность, которая основана на половом влечение. Может проявляться во . Сторге – нежная, семейная любовь, которая развивается за длительный период времени и включает в себя доброжелательность, обязательство, компромисс, взаимное уважение и понимание. Агапэ — это жертвенная, бескорыстная и безусловная любовь. Прагма – это любовь, которая контролируется сознанием. Она может быть основана на корыстных побуждениях или на привязанности. Филаутиа – это любовь к себе. Но не стоит относиться к ней как к эгоизму.

Еще Аристотель говорил о том, что, чтобы заботиться о других, вы должны быть в состоянии позаботиться о себе. Эту простую, но гениальную мысль подтвердит любой психотерапевт. Эрос – это стихийная влюбленность. От такой любви теряют голову, но длится она, как правило, недолго. Либо она утихнет, либо перерастет в другой вид любви (филиа, сторге, прагма).

Любовь — это все вышеупомянутое. Но не нужно ожидать, что испытаешь все эти виды только с одним человеком.

Филиппа Перри — психотерапевт

Философ: «Любовь — страстное обязательство»

Ответ всегда остается частично неуловимым, потому что любовь у всех разная . Любовь к родителям, партнерам, детям, стране, соседу, Богу. Существуют разные варианты любви. Она может быть слепой, односторонней, трагичной, устойчивой, непостоянной, безоговорочной, бескорыстной и так далее. В своих лучших проявлениях, однако, вся любовь — это обязательство, которое мы лелеем и развиваем, даже притом, что она обычно прибывает в наши жизни нежданно. Именно поэтому любовь — больше, чем просто сильное чувство. Без обязательства это — простое безумное увлечение. Без страсти это — преданность. Если мы не будем лелеять и оберегать это чувство, будем , оно может зачахнуть и умереть.

Джулиан Баггини — философ и писатель

Писатель романтических новелл: «Любовь вершит все великие истории»

Что такое любовь зависит от того, где вы находитесь по отношению к ней. Если человек любит и любим в ответ, существует в любви, то он чувствует себя счастливым и умиротворенным. Лишенный этого, он может ощущать навязчивые идеи и всепоглощающую, физическую боль. Любовь это отправной пункт для всех великих историй: не только романтическая любовь, но и любовь к родителям, детям, семье, стране.

Джой Мойес — дважды победитель премии «романтическая новелла года»

Монахиня: «Любовь свободна, но все же связывает нас»

Любовь легче пережить, чем определить. Как богословская добродетель, с помощью которой мы любим Бога превыше всего и ближних как самих себя, она кажется отдаленной, пока мы не столкнемся с ее воплощениями: актами доброты, щедрости и самопожертвованиями. Любовь это чувство, которое не должно никому вредить, хотя это может стоить очень дорого. Парадокс любви в том, что она совершенно свободна, но сильно нас связывает обязательствами. Ее невозможно купить или продать, ей нельзя ничего противопоставить. Любовь является величайшим благословением жизни.

Кэтрин Вуборн — бенедиктинская монахиня

А что любовь значит для Вас?

Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и ею управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же - самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а также в жизни целых народов, обществ и семейств, постоянно враждуют между собой. Если в этой борьбе побеждает любовь, в жизни царят мир, счастье, радость, довольство, блаженство. Но когда преобладает самолюбие, то возникают непорядки: вражда, борьба, ненависть и злоба.
Вообще, любовь всех умиротворяет, объединяет, сближает, даруя счастье без всякой зависимости от материального довольства и наслаждений естественной жизнью. Наоборот, самолюбие, даже при внешнем благополучии, всегда возбуждает недовольство, вселяет беспокойство и злобу в сердце человека, производит раздоры, разделяет народы, общества, семейства. Словом, где любовь - там счастье и блаженство, а где самолюбие - там зло и страдания.

Любовь с христианской точки зрения

Господь наш Иисус Христос оставил нам две основные заповеди, на которых основан весь Закон Божий, а именно – заповеди о любви:

  1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим.
  2. Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22,37 и 39).

Что же есть любовь? Святые Отцы дают такое определение: Бог есть Любовь. Значит, вся любовь всего мира есть Бог.

Наш человеческий язык крайне ограничен и беден. Мы не в состоянии выразить достаточно четко и определенно всю бесконечную гамму личных и взаимных чувств между людьми, начиная с природной, естественной любви и кончая совершенной любовью Христовой, которые обычно заключаем в одном слове любовь. Это слово вмещает в себя множество различных понятий и чувств, которые выразить словами невозможно, и только некоторые эпитеты помогают нам уточнить это слово, например: любовь Христова, брачная, к врагам – однако и они не дают достаточной четкости определения чувств.

Любовь: этимология термина

В словаре древнегреческого языка для определения в слове понятия любви служат четыре глагола - ἐρᾶν, φιλεῖν, στέργεῖν, ἀγαπᾶν, а также соответствующие им имена. Два из них - φιλεῖν и ἀγαπᾶν встречаются в греческом тексте Нового Завета. Однако чтобы понять специфику словоупотребления и семантики этих глаголов в языке Св. Писания, нам необходимо будет предварительно обратиться к их функционированию в языке классическом или, как это вернее было бы сказать применительно к нашей теме, к греческому языку доновозаветного периода.

Ἐρᾶν

Ἐρᾶν, или, в поэтическом языке - ἐρᾶσθαι означает: направлять на объект всецелостное чувство, ради него чувствовать и воспринимать. Это значение постоянно для всех лексико-семантических вариантов. Если объектом являются личности, то ἐρᾶν может означать:

1) Чувственную любовь, которая бывает недостойной, когда речь, например, идет о супружеской измене или когда все содержание чувства сводится к физическому сожительству.

2) Высокую степень чувства, страстную любовь в более широком смысле.

Когда речь идет о неживых предметах, ἐρᾶυ понятийно близко подходит к ἐπιθυμεῖν, так что с инфинитивом соответствует русск. желать .

Φιλεῖν

Φιλεῖν - глагол отыменный. Φίλος же происходит от местоименного корня. Убедительная и совершенно безупречная этимология отсутствует, зато очевидно происхождение от корня, связанного со значением “свой”, “собственный”.

О значении φιλεῖν прежде всего следует сказать, что оно более всего соответствует русск. любить и имеет антонимами μισεῖν и ἐχθαίρεν. Φιλεῖν означает в сущности внутреннюю склонность к лицу, а в некоторых случаях, где изложение не допускает никакой непристойности, также и чувственную любовь.

Но главный оттенок значения этого глагола - склонность к лицу, проистекающая из внутренней общности, из личного общения. У Гомера мы найдем значение “по-дружески поддерживать”, “дружески общаться с кем-либо”, “относится по-дружески”. Часто в этом смысле употребляется применительно к отношению богов, когда они поддерживают людей в их делах. О людях: любезно принимать других у себя.

Уже после Гомера развилось значение “целовать” (с прибавлением τῷ στόματι и без него), так как это по сути означает внешнее выражение задушевной общности или близости любящих или друзей.

С добавлением αυτόν φιλεῖν приобретает значение себялюбия.

Как чувство естественно развивающееся, φιλεῖν не имеет морального или моралистического оттенка. Этой любовью дурной человек может любить дурного, а хороший - хорошего. Здесь же - склонность или приверженность к какой-либо группе, партии, к государству, к народу в тех случаях, когда она не особенно глубока и искренна (в последнем случае грек употребил бы στέργεῖν).

Применительно к неодушевленным объектам φιλεῖν означает приязнь к предметам, явлениям, которые нам милы или дороги, обладание которыми или контакт с которыми нам приятны. При этом сохраняется отсутствие моралистического оттенка, и сюда включаются скверные и достойные презрения склонности. С инфинитивом получается значение весьма близкое к лат. solere - “делать охотно, иметь обыкновение”. Φίλος - друг, человек, с которым мы связаны узами взаимной любви. Наиболее характерен для этого слова как раз оттенок личной симпатии, внутренней склонности. Также и φιλία - дружественное отношение, нежное выражение внутреннего расположения любящих.

Στέργεῖν

Στέργεῖν этимологически сближается с кельтскими названиями любви: древнеирл . serc; галльск. serch; бретонск . serc’h (наложница). Принимается во внимание еще праслав. *stergti, *strego “стеречь”; и.-е. *sterg/sterk с чередованием k/g.

Στέργεῖν означает не страстную любовь или склонность, не порыв к объекту, который овладел нашим сердцем и является целью наших устремлений, а напротив, спокойное, постоянное, непрерывное чувство любящего, в силу которого он осознает объект любви как близко ему принадлежащий, тесно с ним связанный, и в этом признании обретает душевный мир. Такова любовь к родителям, жене или мужу, к детям, к ближайшим родственникам вообще, а затем к вождю, царю, отечеству.

В στέργεῖν проявляется душевная склонность, которая присуща человеку от природы; это слово относится к органической, родовой связи, не расторгаемой в силу этой прирожденности даже злом, а не к склонности, проистекающей из общения с лицом, вещью (φιλεῖν) и не к вырывающейся наружу и ищущей удовлетворения страсти (ἐρᾶν). В силу этого при соединении с именами вещей или абстрактных понятий στοργεῖυ сохраняет нравственную окраску. По этой же линии нерасторжимости, прирожденной эмоциональной связи возникает значение “довольствоваться, быть довольным, удовлетворяться”. Как указывает Шмидт, στέργεῖν может означать “спокойно и с терпеливо выжидающим чувством смиряться с неизбежным” (часто по отношению к окружающим нас обстоятельствам и вещам).

Заканчивая разбор словоупотребления στέργεῖν, уместно будет привести замечание Шантрена о том, что “семантическое поле στέργεῖν явно отлично от φιλεῖν и частично совпадает с ἀγαπᾶν”.

Ἀγαπᾶν

Ἀγαπᾶν или, у Гомера, ἀγαπάζευν прежде всего означает любовь, проистекающую из рассудочной оценки, поэтому не страстную, как ἐρᾶν, и не нежную любовь детей и родителей, как στέργεῖν. В общегреческом словоупотреблении глаголов любви ἀγαπᾶν выражает слабейшую эмоцию, которая больше соответствует русск. ценить , чем любить . Да это и понятно: чем более рассудок отдает себе отчет в симпатии или чувстве, тем менее такая любовь является непосредственной и внутренней.

Ἀγαπᾶν может значить даже “правильно оценивать”, “не переоценивать”. А так как оценка основывается на сравнении, сравнение же подразумевает выбор, то ἀγαπᾶν включает в себя понятие свободно избирающего объект направления воли. С другой стороны, ἀγαπᾶν может быть сказано и о тех людях, которые оценивают что-либо (вещи, обстоятельства) как удовлетворяющие их и не стремятся к иному.

Остановимся на соотношении ἀγαπᾶν и φιλεῖν. Первый глагол, как более рассудочно-моральный, не включает в себя понятие непосредственно из сердца исходящего действия, которое выявляет внутреннюю склонность, и, естественно, лишен значений “делать что-либо охотно”, “иметь обыкновение что-либо делать”, а также “целовать”. К тому же ἀγαπᾶν не является (как φιλεῖν) склонностью, соединенной с самим лицом, но скорее с его признаками и свойствами. Аристотель объясняет это следующим образом (Rhet. 1, 11): “быть любимым значит быть ценимым ради самого себя”, то есть не по каким-то внешним причинам, а именно из-за самой личности любимого. Таким образом ἀγαπῶν описывает качества личности, а φιλῶν - саму личность. Первый означает, что человек отдает себе отчет в своей склонности, у второго в значении заложено, что она проистекает непосредственно из общения. Поэтому в первом случае чувство окрашивается морально, а во втором подобной характеристики не имеет.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что основным значением для φιλεῖν, при всей широте семантического поля этого слова, являлась любовь естественной склонности, чувство, не определяемое ни рассудком, ни направле-нием воли - лат. amare, в то время как характерной чертой ἀγαπᾶν было обозначение любви как направления воли, как склонности, определяемой рассудком и нравственным чувством: лат. diligere. Практически все исследователи указывают на сходство соотношения между diligere и amare с тем соотношением, которое имеется между ἀγαπᾶν и φιλεῖν.

Таким образом, наиболее характерные черты четырех глаголов любви суть следующие:

Ἐρᾶν относится к любви страстной, выражает преимущественно аффективную и чувственную ее сторону; страсть к вещам; с инфинитивом - “желать, жаждать”. Эмоция, безусловно носящая ярко выраженный личный характер.

Στέργεῖν - непрерывное, внутреннее, нерасторжимое даже через зло чувство к лицам или сообществам, с которыми у субъекта существуют надличные, родовые, а из родовых - и общественные связи.

Ἀγαπᾶν - “ценить”; чувство происходящее более из соответствующей оценки рассудка, оно не сильно и не нежно, а скорее суховато. В кругу значений ценить сравнивать выбирать подразумевает любовь как направление воли, определяемой рассудком. Тo же и об обстоятельствах: удовлетворяться ими в результате умения оценить через сравнение.

Φιλεῖν - здесь мы приведем характеристику о. П. Флоренского: “1. Непосредственность происхождения, основанная на личном соприкосновении, но не обусловленная одними лишь органическими связями - естественность; 2. Направленность в самого человека, а не только оценка его качеств; 3. Тихий, задушевный, нерассудочный характер чувства, но в то же время и не страстный, не импульсивный, не безудержный, не слепой и не бурный. 4. Близость и притом личная, нутряная”.

Абстрактные существительные, по выражению Шмидта, показывают “крайности значений” . В самом общем виде можно предложить следующие соответствия: ἔρως - страсть, στοργή - привязанность, φιλία - приязнь. О ἀγάπη речь пойдет ниже.

Любовь в Священном писании

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13:34). Но ведь о любви, о ценности и высоте любви мир знал и до Христа, и разве не в Ветхом Завете находим мы те две заповеди - о любви к Богу (Втор 6:5) и о любви к ближнему (Лев 19:18), про которые Господь сказал, что на них утверждаются закон и пророки (Мф 22:40)? И в чем же тогда новизна этой заповеди, новизна, притом не только в момент произнесения этих слов Спасителем, но и для всех времен, для всех людей, новизна, которая никогда не перестает быть новизной?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить один из основных признаков христианской любви, как он указан в Евангелии: «любите врагов ваших». Помним ли мы, что слова эти заключают в себе не иное что, как неслыханное требование любви к тем, кого мы как раз не любим? И потому они не перестают потрясать, пугать и, главное, судить нас. Правда, именно потому что заповедь эта неслыханно нова, мы часто подменяем ее нашим лукавым, человеческим истолкованием ее - мы говорим о терпении, об уважении к чужому мнению, о незлопамятстве и прощении. Но как бы ни были сами по себе велики все эти добродетели, даже совокупность их не есть еще любовь.

Только Бог любит той любовью, о которой говорится в Евангелии. Человек не может так любить, потому что эта любовь есть Сам Бог, Его Божественная природа. И только в Боговоплощении, в соединении Бога и человека, то есть в Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом эта Любовь Самого Бога, лучше же сказать - Сам Бог Любовь явлены и дарованы людям. В том новизна христианской любви, что в Новом Завете человек призван любить Божественной Любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой. Не в заповеди новизна христианской любви, а в том, что стало возможно исполнение заповеди. В соединении со Христом в Церкви, через Таинства и Телу и Крови Его, мы получаем в дар Его Любовь, причащаемся Его любви, и она живет и любит в нас. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5), и Христом заповедано нам пребывать в Нем и в Его любви: «пребудьте во Мне, и Я в вас <…> ибо без Меня не можете делать ничего <…> пребудьте в любви Моей» (Ин 15:4-5,9).

Пребыть во Христе - это значит быть в Церкви, которая есть жизнь Христова, сообщенная и дарованная людям, и которая поэтому живет любовью Христовой, пребывает в Его любви. Любовь Христова есть начало, содержание и цель жизни Церкви. Она есть, по существу, единственный, - ибо все остальные объемлющий - признак Церкви: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). В любви - святость Церкви, потому что она «излилась в сердца наши Духом Святым». В любви - апостольство Церкви, потому что она всегда и всюду есть все тот же единый апостольский союз - «союзом любви связуемый». И «если я говорю языками человеческими и ангельскими <…> Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13:1-3). А потому только любовь всем этим признакам Церкви - святости, единству и апостольству сообщает действительность и значимость.

Но Церковь есть союз любви не только в том смысле, что в ней все любят друг друга, но прежде всего в том, что через эту любовь всех друг к другу она являет миру Христа и Его любовь, свидетельствует о Нем, любит мир и спасает его любовью Христовой. Она любит во Христе - это значит, что в Церкви Сам Христос любит мир и в нем «каждого из братьев сих меньших». В Церкви каждый таинственно получает силу всех любить «любовью Иисуса Христа» (Флп 1:8) и быть носителем этой любви в мире.

Этот дар любви преподается в Литургии, которая есть таинство любви. Мы должны понять, что в Церковь, на Литургию мы идем за любовью, за той новой Богочеловеческой любовью Самого Христа, которая даруется нам, когда мы собраны во имя Его. В церковь мы идем, чтобы Божественная любовь снова и снова «излилась в сердца наши», чтобы снова и снова «облечься в любовь» (Кол 3:14), чтобы всегда, составляя Тело Христово, вечно пребывать в любви Христа и ее являть миру. Через литургическое собрание исполняется Церковь, совершается наше приобщение ко Христу, к Его жизни, к Его любви, и составляем «мы многие - одно тело».

Но мы, слабые и грешные, можем только захотеть этой любви, приготовить себя к ее приятию. В древности поссорившиеся должны были помириться и простить друг друга прежде, чем принять участие в Литургии. Все человеческое должно быть исполнено, чтобы Бог мог воцариться в душе. Но только спросим себя: идем ли мы к Литургии за этой любовью Христовой, идем ли мы так, алчущие и жаждущие не утешения и помощи, а огня, сжигающего все наши слабости, всю нашу ограниченность и нищету и озаряющего нас новой любовью? Или боимся, что эта любовь действительно ослабит нашу ненависть к врагам, все наши «принципиальные» осуждения, расхождения и разделения? Не хотим ли мы слишком часто мира с теми, с кем мы уже в мире, любви к тем, кого мы уже любим, самоутверждения и самооправдания? Но если так, то мы и не получаем этого дара, позволяющего действительно обновить и вечно обновлять нашу жизнь, мы не выходим за пределы себя и не имеем действительного участия в Церкви.

Не забудем, что возглас «возлюбим друг друга» есть начальное действие Литургии верных, евхаристического священнодействия. Ибо Литургия есть таинство Нового Завета, Царства любви и мира. И только получив эту любовь, мы можем творить воспоминание Христа, быть причастниками плоти и крови, чаять Царства Божьего и жизни будущего века.

«Достигайте любви» - говорит Апостол (1 Кор 14:1). И где достичь ее, как не в том таинстве, в котором Сам Господь соединяет нас в Своей любви.

Любовь к ближнему

Как сочетается идея удаления от людей с заповедью о любви к ближнему? Нет ли в этом бегстве от людей, характерном для таких столпов монашества, как Арсений Великий, бегства от самого Христа, повелевшего «возлюбить ближнего, как самого себя», и не ведет ли такого рода самоизоляция к утрате или отсутствию любви к людям?

Исаак, во всяком случае, убежден, что нет. Напротив, удаление от людей ведет к приобретению любви:

Та заповедь, в которой сказано «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим больше всего мира и материи и всего материального», бывает исполнена, когда ты терпеливо пребываешь в безмолвии своем. И заповедь о любви к ближнему заключена в нем же. Хочешь ли, по евангельской заповеди, приобрести в душе твоей любовь к ближнему? Удались от него, и тогда возгорится в тебе пламя любви к нему, и радоваться будешь при лицезрении его, как при видении светлого ангела. Хочешь ли также, чтобы жаждали твоего лицезрения любящие тебя? Имей свидание с ними только в определенные дни. Опыт - поистине учитель для всех.

Очевидно, что Исаак не дает здесь рекомендаций, относящихся ко всем людям вообще, но говорит о своем собственном опыте - отшельника по призванию - и об опыте отшельников своего времени. Речь идет о специфически монашеском опыте приобретения любви к людям в результате отказа, хотя бы по временам, от общения с ними.

Тем, кто далек от монашеской жизни или кто знает о ней лишь теоретически, по книгам, нелегко бывает воспринять подобного рода опыт. Парадокс этого опыта заключается в том, что, удаляясь от мира, отшельники не отворачиваются от людей и даже тогда, когда они в буквальном смысле слова «бегают людей», они своим бегством служат людям. Занимаясь спасением собственной души вдали от людей, отшельник способствует спасению других. Двенадцать веков спустя после Исаака Сирина другой великий монах выскажет то, что всегда было аксиомой монашеского делания: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Исаак убежден, что главное дело монаха заключается в очищении своего внутреннего человека: это важнее общения с людьми и всякой деятельности, направленной на пользу других. Подобная деятельность особенно опасна, если душа отшельника еще не очищена и страсти еще не умерли в ней. Было много людей, - говорит Исаак, - которые прославились своей активностью во внешнем доброделании, однако из–за постоянного пребывания в гуще мирских дел не успевали заботиться о собственной душе:

Многие совершали чудеса, воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие знамения; руками их многие были приведены к богопознанию. И после всего этого сами они, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили самих себя и для многих сделались соблазном… потому что они были еще в душевном недуге и не заботились о здравии душ своих, но пустились в море мира сего исцелять души других, будучи еще сами немощными, и утратили для душ своих надежду на Бога. Ибо немощь их чувств была не в состоянии встретить и вынети пламя того, что обычно приводит в возбуждение лютость страстей…

Исаак не отрицает добрые дела, но лишь указывает на необходимость стать духовно здоровым прежде, чем выходить в мир для исцеления других. Человек принесет гораздо больше пользы другим, когда сам достигнет духовной зрелости и получит необходимый опыт внутренней жизни. Глубину внутренней жизни нельзя заменить внешней активностью, даже если речь идет об апостольском служении, столь необходимом для других:

Прекрасное дело - учить людей добру и постоянной заботой приводить их от заблуждения к познанию истины. Это путь Христа и апостолов, и он весьма высок. Но если человек при таком образе жизни и частом общении с людьми чувствует, что совесть его слабеет при воззрении на внешнее, безмолвие его нарушается и знание его помрачается… и что, желая врачевать других, губит он свое собственное здоровье и, оставляя собственную свободу воли своей, приходит в смятение ума, то пусть он… возвратится вспять, чтобы не услышать от Господа сказанного в пословице: Врач, исцели самого себя. Пусть осуждает он себя и следит за своим здоровьем, и вместо чувственных слов его пусть будет поучительной его добродетельная жизнь, и вместо звука из уст его пусть учат дела его. И когда узнает, что душа его здорова, тогда пусть приносит пользу другим и исцеляет их своим здоровьем. Ибо когда будет вдали от людей, тогда может больше сделать им добра ревностью о добрых делах, чем мог бы сделать словами, когда он еще сам немощен и больше, чем они, нуждается в исцелении. Ибо если слепой поведет слепого, оба они упадут в яму.

Таким образом, нужно сначала исцелить собственную душу, а потом уже заботиться о душах других.

Любовь в браке

Тема - очень важная для обсуждения: об этом много пишут, издаются книги, и в том числе очень часто звучит мнение, что . Но с этим соглашаться нельзя, потому что деторождение не может быть целью именно христианской семьи. Потому что тогда христианская семья никак не может отличаться от семьи мусульманской, от семьи буддистской, от семьи атеистической, от семьи каких-нибудь диких племен.

Здесь есть какая-то подмена, потому что деторождение - это не цель. Деторождение - это природа брака.

Целью брака, особенно брака христианского, может быть только любовь, приводящая супругов в Царствие небесное, любовь, которая соделывает из двух – единое существо. Да будут два в плоть едину - это говорит не только о том, что два супруга соединяются в интимном соитии, но и в том, что двое становятся единым существом в таинстве брака. Интимные отношения не являются исключительно средством репродукции. Интимные отношения - важная составляющая супружеской жизни, которые делают отношения двух людей наполненными нежностью, трепетом, восторгом.

К сожалению, слишком часто приходится слышать, что половое влечение связано с последствиями грехопадения.

Но все, что сегодня связано с человеком, связано с грехопадением, например, голод, холод и т.д. В том числе и половое влечение. Но это не говорит о том, что само по себе половое влечение невозможно было до грехопадения. Если мир сотворен изначально двуполым, то тогда должно быть стремление полов друг к другу. Если еще в раю человеку была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь», то без влечения одного к другому эта заповедь была бы совершенно неосуществима.

Или другая мысль: интимные отношения – это, якобы, некоторая поблажка человеческой природе, которая удерживает ее от блудного греха. В таком случае супружеские отношения сводят к каким-то примитивным связям двух любящих людей, которые ужасно греховные, настолько греховные, что им бы только вот добраться до какого-нибудь безобразия. Чтобы не соблудить – надо иметь супруга, а чтобы не убить, что надо делать? Чтоб не украсть? Чтоб не лгать?

В одном из монастырских подворий Москвы священник - это был, конечно, иеромонах – в воскресной проповеди, причем в присутствии детей воскресной школы, давал советы с дотошностью, присущей маркизу де Саду, в какие дни и часы, вплоть до минут супруги имеют на ЭТО право, а в какое время – никак не имеют, и с какой минуты это становится грехом. Но нужно твердо знать - Церковь не имеет права лезть в постель и давать какие-либо рекомендации! Священник должен отступить в сторону и сказать супругам: «Это ваша жизнь».

Или вот мне попался в руки студенческий альманах православного миссионера «Призвание» номер один, стр. 65, в котором кандидат богословия советует супругам брать пример интимных отношений с животных.

Цитирую: «У высокоразвитых животных родовая жизнь и инстинкт продолжения рода занимает очень важное место, но при этом физиологические отношения носят сезонный характер, они совершенно прекращаются с рождением детенышей, и животные полностью переключаются на заботу о потомстве. Некоторые животные, например, волки и еноты, могут послужить поучительным примером родительской любви и супружеской верности для иных воцерковленных православных. Да, животные тоже испытывают плотскую радость и некоторое воодушевление в период брачных игр, но турниры самцов в период брачных игр никогда не заканчиваются чьей-либо смертью, а от неразделенной любви животные не убегают на край света и не кончают с собой. А у людей?», - вопрошает автор.

Вот вы смеетесь, а это не смешно. Это же дико! Кандидат богословия, человек, облеченный священным саном всю вот эту вот шизофрению двигает в массы. И это на каждом шагу. Именно потому, что об этом Церковь пока молчит. И на эти вопросы ответов не находится, и не ищется. Эти вопросы пока даже не ставятся.

Что главное в браке? Когда люди по любви соединяются, они не потребляют друг друга, а наоборот, друг другу себя отдают, и это, мне кажется, главная функция супружеских отношений. Не потреблять, не пожирать друг друга, не выжимать максимум для себя лично, потому что тогда ни о какой любви речь не идет, потому что тогда человек использует другого.

Вокруг сегодня все друг друга используют, а христиане – не используют, наш принцип – самоотдача. Никто в браке – ни мужчина, ни женщина, - не могут требовать от другого таких вещей, которые могут доставить любимому некую тяжесть. Один другому уступает, только так! Очень мягко, интимно, а не так, что ты мне должен, ты мне должна.

Фильмы о Правмире:

Протоиерей Алексий Уминский. О любви, сексе и религии

Епископ Пантелеимон (Шатов) о любви

Протоиерей Андрей Лоргус. О любви, сексе и религии

Протоиерей Максим Первозванский. Сохранить любовь

О празднике семьи, любви и верности

Определение: Любовь – это чувство, которое выражает глубокую привязанность и симпатию, направленную от одного человека к другому.

Она является главной темой в мировой литературе и искусстве. В древности о любви рассуждали великие философы. С точки зрения философии, любовь – субъективное отношение человека к объекту своего вожделения, которое выступает главным индикатором счастья в его жизни. Она принадлежит к самой сложной категории среди перечня человеческих отношений.

Любовь - это болезнь. Весь мир видится через призму этого чувства. Человек засыпает и просыпается с мыслью о нём или о ней. Если болеют оба, то это огромное счастье! Вырастают крылья за спиной, можно горы свернуть! А если чувство не взаимно, то беда. Это мука, от которой хочется освободиться. Многие люди, испытав эти эмоции, сделали вывод: лучше пусть любят тебя, чем любить самому... Яна.

Смотрите другие объяснения в конце статьи

Но самое главное проявление любви проявляется в чувствах между мужчиной и женщиной. Бескорыстное чувство выражается в самозабвенном стремлении к объекту страсти, в потребности и готовности к самоотдаче.

Почему возникает настоящая любовь?

Сложно ответить: "Почему же возникает такое чувство, как любовь?". Многие люди истолковывают любовь исходя из собственных ощущений, и каждый выдвигает причину возникновения данного чувства. Рассмотрим основные причины, которые могут вызывать чувство любви:

    "Любовь с первого взгляда". Первое впечатление – одна из главных составляющих дальнейших отношений между парнем и девушкой. Первое мгновение дает понять, нравится вам человек или нет. Если вы уже с первых секунд чувствуете что это не ваш человек, то не стоит впустую тратить время.

    Схожие черты характера . Если вы безоговорочно понравились друг другу в первые минуты знакомства, то следующим этапом является определение общих интересов и тем. Человек пытается понять, схожи ли ваши характеры, подходите ли вы друг другу. И если вы находите в другом человеке близкие черты характера, поведения, то вы моментально проникаетесь большей симпатией.

    Первое свидание. Важно чтобы ваша первая "официальная" встреча прошла идеально. Главное показать себя с лучшей стороны, тогда это добавит вам больше шансов влюбить человека, который вам небезразличен.

    Сексуальное притяжение. Сексуальная энергетика важна в зарождающихся чувствах. Важно чувствовать другого человека, чтобы понимать насколько он вам дорог.

Что значит любить человека?

Когда мы влюбляемся, нас устраивает в человеке совершенно все. Мы закрываем глаза на недостатки друг друга, боготворим, прощаем разные обиды. Но со временем каждый из нас задумывается над вопросом: "А за что я все-таки люблю этого человека?". Выделим основные составляющие, которые помогут определить, что значит любить человека:

  • Любить – значит знать все о своем любимом.
  • Любить – значит проявлять заботу и уважение к любимому.
  • Любить – значит брать ответственность за того, кого любишь.
  • Любить – самосовершенствоваться ради любимого.
  • Любить – значит уважать чувства другого человека и быть верным.
  • Любить – значит доверять тому, кого любишь.
  • Любить – значит принимать слабые стороны и недостатки.
  • Любить – значит стать единым целым.

Можно ли любить на расстоянии?

В жизни возникают ситуации (работа в другом городе, перспективы роста), когда любящие люди вынуждены находиться на расстоянии друг от друга. Разлука является важным фактором в развитии отношений между любящими людьми. Расстояние позволяет придать новые ощущения, раскрыть новые возможности и черты человека.

Существуют и недостатки такого этапа. Партнеры редко видятся и общаются по мере возможности с помощью мобильной связи или интернета. Длительное отсутствие любимого человека может привести к внутренним конфликтам личности. Вы будете чувствовать себя одиноким.

Появляется возможность новых знакомств и встреч, которые могут привести к флирту или измене.

Если ваши отношения не сопровождаются частыми встречами, то чувства могут просто сойти на нет. Невозможно всё время жить прошлым.

    Всегда быть честными друг к другу;

    Уметь удивлять свою вторую половинку;

    Используйте фантазию и воображение для того, чтобы удовлетворить собственные сексуальные потребности и своего партнера;

    Встречаться чаще (но не реже 1 раза в месяц);

    Доверяйте своему любимому человеку;

    Определитесь с развитием ваших дальнейших отношений.

Что такое неразделенная любовь?

Многие пережили этап жизни характеризующийся неразделенной, безответной любовью. Это совершенно не значит, что вы не достойны, чтобы вас любили или вы недостаточно привлекательны. Дело в том, что объект желаний не всегда может ответить вам теми же чувствами. Часто безответная любовь может стать способом манипуляции, которую люди используют для личных целей. Такая форма любви может привести к непредвиденным последствиям (депрессии , нервные расстройства, самоубийство).

Единственным действенным способом, позволяющим избавиться от груза душевных терзаний, является время. Как бы ни было трудно сейчас, со временем пройдет самая страшная рана, которая затронула глубину вашей души. Для этого вам просто необходимо пережить этот период и помочь самому себе идти дальше.

Если вы хотите справиться с проблемой очень быстро, то вам нужно:

    составить список недостатков партнера – как только вы поймете, что этот человек не идеален, вам станет легче избавиться от чувств;

    отдалиться от объекта желаний – избегайте встреч, не отвечайте на телефонные звонки и не звоните сами, ограничьте доступ в социальных сетях. Чем раньше вы сведете общение к минимуму, тем легче справляться с эмоциями;

    отвлекайтесь от грустных мыслей – займитесь делом, которое будет вам нравится, и займет свободное время. Вы сможете самосовершенствоваться, знакомиться с новыми людьми.

Неразделенная любовь – это достаточно тяжелое чувство, но и в нем можно найти преимущества. Во-первых, она помогает лучше понять себя и свои эмоции. Во-вторых, мы можем открыть новые грани: умение рисовать, сочинять стихи, писать книги. Не стоит бросаться во все тяжкие. Лучше попытайтесь пережить это время с достоинством. Приобретенный опыт позволит сделать выводы о развитии дальнейших отношений с человеком, который будет любить вас всей душой.

Об этом чувстве своими словами

Любовь означает доверие между двумя половинками. Это то чувство, когда не можешь существовать без человека, когда одного имени пробегают импульсы по телу. В любви забываешь обо всем на свете и думаешь только о второй половинке, когда все проблемы и невзгоды кажутся решаемыми, а мир играет новыми яркими красками. Любовь заставляет смотреть на жизнь позитивно.

Любовь - это ощущение родства душ с человеком. Радость и боль становятся общими. На расстоянии чувствуется, когда с ним все хорошо или, наоборот, что-то случилось. В настоящей любви не может быть зависти. Любовь к детям, к родителям, к своей второй половинке придает ощущение счастья и смысла жизни. Там, где есть взаимная любовь не может возникать чувство одиночества.

Сокровенность, даже интрига слова «Люблю» в наше время теряется за повседневностью, люди так часто говорят «люблю-целую, люблю-целую». Говорят «Люблю» и маме, и другу, и собаке (коту), и даже мороженному, и все!, теряется первоначальное его значение. Значение, когда человек робко, шепотом и с чувством признается в этом. Но все же «Любовь», это такое важное и такое нужное для нас чувство. Истинная «Любовь» не говорит, она выражается скорее делом чем словом. И о настоящей любви равно как о счастье, можно сказать то же, что и о привидениях: все говорят о них, но не многие их видели, ведь у каждого «Любовь», означает что-то свое.

Любовь – самое чистое и искреннее чувство, которое только можно испытывать в своей жизни. Оно появляется из ниоткуда – ты влюбляешься в человека просто так, ни за что. И каждая отрицательная мелочь в характере любимого человека становится тоже любимой, а каждая положительная ощущается намного сильнее. Любовь к человеку никогда не исчезает. Она может лишь менять свою форму и проявление.

Полезные материалы


Психолог Роберт Стернберг предлагает теорию, согласно которой любовь состоит из трёх обязательных компонентов: интимности, страсти и обязательств.

  • Интимность - это близость и взаимная поддержка, партнёрство. Она увеличивается по мере сближения влюблённых и в спокойной, размеренной жизни может не проявляться. Однако в кризисной ситуации, когда паре приходится вместе преодолевать трудности, отчётливо выражается.
  • Страсть - это чувство . Она достигает наивысшей точки в начале отношений, но прекращает рост в длительных. Однако это не значит, что в долгом браке страсть отсутствует - просто она перестаёт быть важным мотиватором для пары.
  • Обязательства - готовность хранить верность другому человеку. Это единственный компонент любви, который со временем возрастает в любых отношениях - как в долговременных, так и в краткосрочных - и становится всё более значимым аспектом.

Виды любви

В зависимости от того, присутствуют ли эти составляющие в отношениях, Стернберг выделяет семь разновидностей любви.

1. Симпатия. Включает только один компонент - интимность. Есть духовная близость, чувство нежности, привязанность к человеку, но отсутствуют страсть и преданность.

2. Одержимость. Есть страсть, но нет интимности и обязательств. Как правило, страсть возникает очень быстро и так же быстро проходит. Это та самая любовь с первого взгляда, которая может остаться мимолётным страстным увлечением, а может и перерасти во что-то большее.

3. Пустая любовь. Есть взаимные обязательства, но нет страсти и интимности. Это любовь по расчёту (не денежному, конечно), когда человек рассудительно, взвесив все за и против, решает оставаться преданным своему партнёру. Такой вид любви характерен для семейных пар, которые долго прожили вместе и утратили эмоциональное и физическое влечение друг к другу, но .

4. Романтическая любовь. Характерны интимность и страсть, но нет преданности. Отношения похожи на симпатию, однако в них, помимо эмоциональной близости, присутствует физическое влечение к партнёру. Этот вид любви постоянно всплывает в виде сюжета в литературе и кино (и в классической пьесе «Ромео и Джульетта», и в популярных дамских романах).

5. Товарищеская любовь. Сочетание интимности и обязательств. Страсти уже нет или никогда и не было. Эта любовь связывает родственников, друзей или супругов, когда страсть прошла.

6. Бессмысленная любовь. Необычное сочетание страсти и преданности партнёру, но отсутствует духовная близость с ним. Такие отношения часто переходят в скоропалительный брак, когда пара решает пожениться чуть ли не на втором свидании. Однако, если с течением времени не возрастает интимность, такой брак заканчивается .

7. Идеальная любовь. Включает все три компонента: страсть, интимность, преданность. Все пары стремятся к таким отношениям. И добиться их можно, а вот поддерживать очень сложно. Такая любовь никогда не бывает долгой. Это не значит, что отношения заканчиваются разрывом, просто они теряют один из компонентов, и идеальная любовь трансформируется в другую разновидность, например в товарищескую или в пустую.

Что нужно для возникновения взаимной любви

Психолог Элейн Хэтфилд в результате проведённого ею исследования пришла к выводу, что для того, чтобы возникла любовь - взаимная, приносящая радость и удовлетворение, или неразделённая, ведущая к отчаянию и - необходимо наличие трёх факторов:

1. Подходящее время. Обязательно должна быть (в идеале - у обоих) готовность влюбиться в другого человека.

2. Сходство. Не секрет, что люди симпатизируют тем, кто похож на них самих, причём не только внешне, но и внутренне - имеет схожие интересы, увлечения, привязанности.

3. Стиль ранней привязанности. Это зависит от личностных особенностей каждого. Спокойный, уравновешенный человек больше способен на долгосрочные отношения, чем импульсивный и порывистый.

Психологи стремятся понять природу любви, но в настоящее время вряд ли хоть один из них сможет ответить на вопрос, почему и как появляется это чувство. Но феномен любви, безусловно, нуждается в изучении. Ведь если понять закономерности этого чувства, то станут понятны и причины , которых в дальнейшем можно будет избежать.