История визажа. История развития макияжа. Что в сухом остатке

Введение

Макияж в современном понимании - это искусство украшения лица при помощи декоративной косметики.

Применение косметики помогает улучшить цвет лица, исправить не только мелкие недостатки кожи, но и подчеркнуть достоинства.

Для того чтобы макияж выглядел эффектно, он должен быть выполнен с учетом индивидуального подхода, чувства меры и вкуса.

При наложении макияжа очень важно соблюдать меру. Даже самая дорогая и качественная косметика будет выглядеть плохо, если ее наложить слишком толстым слоем.

Подчиняясь модным тенденциям, никогда не стоит забывать и об индивидуальных особенностях не только лица, но и характера. То, что выглядит эффектно на модели, не всегда может подойти ей. Для макияжа обычно применяют широкий спектр декоративной косметики. Самыми распространенными из них являются тональный крем, пудра, тени, румяна, тушь и губная помада.

При нанесении макияжа обычно используется целый ряд специальных инструментов: расчески, гребенки, щеточки, растушевки, аппликаторы и т. д.

Известно, что макияж делает лицо более ярким и выразительным. Он может быть будничным, деловым, праздничным и, конечно, свадебным. При выборе вида макияжа нужно помнить одно: каким бы он ни был, главное, чтобы он выглядел естественно и подчеркивал красоту.

Цель: Разработать вечерний макияж с акцентом на глаза и губы - Достигнута.

1. Анализ литературы по визажу.

2. Выполнение вечернего макияжа с акцентом на глаза и губы.

Теоретическая часть (творческая часть)

История возникновения макияжа

Мода и красота, как и всё на этом свете, имеют свою историю и тенденции развития. И если наши современницы еще помнят законы макияжа и правила стрижки 90-х годов 20 века, то беззаботные восьмидесятые уже теряются в дымке прошлого. Что уж говорить о традициях более ранних эпох. А между тем традиции эти были очень разнообразны, интересны и подчас даже опасны для жизни.

Люди хотят сделать себя более красивыми и изящными, чем они есть на самом деле, на протяжении не то что нескольких обозримых прошлых веков, но в течение многих тысячелетий. Именно в такую глубь времен уходит история косметики.

Древние греки создание причесок превратили в настоящее искусство, расчерчивая их золотыми и серебряными полосами.

Греки же придумали и такое популярное ныне средство макияжа, как белая пудра. Только тогда и много столетий спустя пудру делали на основе такого чудовищно вредного компонента, как свинец. Накладывали свинцовую белую пудру очень толстым слоем, что придавало лицам томный и заманчивый вид, одновременно скрывая последствия различных кожных заболеваний и проблем. Это было непоправимо опасно, поскольку свинец в течение определенного промежутка времени только усугублял разрушения ткани, причиненные недугами. Но, несмотря ни на что, знать продолжала использовать это средство вплоть до 19 века. Поскольку бледность была в почете, гречанки старались использовать минимальный макияж, чтобы выглядеть максимально естественно и неярко. Помады известны такие: паста из глины, красного оксида железа и охры или оливковое масло плюс пчелиный воск. В качестве теней была популярна такая смесь: оливковое масло, смешанное с землей или углем. Кроме того, гречанки любили соединять брови в одну линию, для этого также использовался угольный порошок.

Древние римляне часто прибегали к использованию сильных отбеливателей и красок для волос, поэтому и мужчины и женщины к определенному возрасту оказывались лысыми. Светские дамы вынуждены были носить парики, если такая беда приключалась. К тому же римские матроны упорно умерщвляли собственную кожу, покрывая лицо, шею, плечи и руки той самой белой свинцовой пудрой.

Макияж 30-х это время становления макияжа. Многие косметические средства того времени сильно отличались от современных аналогов. Например, сегодня трудно представить себе губную помаду в баночке, которой пользовались женщины в 19 веке. Современная помада в металлическом тюбике, которой пользуются женщины сегодня, появилась в Америке в 1915 году. Любой грим начала 30-х годов действительно смотрелся слишком вызывающе, да и состав его был очень вреден для кожи.

40-ые годы двадцатого столетия - сложное, тяжелое время. Это военные годы, которые подвергли огромнейшее количество людей жестоким физическим и психоэмоциональным пыткам. Это и послевоенные годы - время возрождения разрушенного и динамического роста экономики. Но, не смотря на все трудности бытия, женщины по-прежнему стремились к красоте и совершенству. Правда, мода сороковых годов получилась очень экономной. А отличительными чертами того времени стали крупные локоны, мягкий женственный образ, лицо округлой формы и маленькие шляпки. Макияж выполнялся в двух вариантах: естественный - на каждый день, и выразительный яркий - для вечернего выхода.

В конце 50-х всем нравились чувственность и женственность. Эталоном красоты считалась Мэрилин Монро, с ее короткими завитыми осветленными волосами и губами, покрытыми той самой ярко-красной блестящей помадой.

В конце 60-х губы женщин померкли и превратились в незначительную деталь на фоне преувеличенно больших глаз. Черная тушь, часто нанесенная в три слоя, чтобы выделить ресницы и подчеркнуть контуры век, подкреплялась яркими тенями и длинными накладными ресницами, при этом нижние ресницы зачастую рисовались тушью прямо на коже. Чтобы не отвлекать взгляд от такого зрелища, губы окрашивали в самые блеклые, пастельно-розовые тона. Мальчишеские черты, модные в конце шестидесятых, воплотились в образе манекенщицы Твигги, с ее короткой прической и бледными губами. В семидесятых движение хиппи вдохнуло жизнь в новое направление и многие женщины отказались совсем от косметики и перестали ухаживать за волосами. Но это течение быстро угасло. И в истории моды остались элегантные стрижки конца семидесятых, предполагающие аккуратность линий и превосходное состояние волос.

В 80-е возродился оживленный спрос на натуральные косметические продукты. Ланолин, толокно, травы, фрукты стали неотъемлемой частью средств по уходу за кожей и волосами. Появилось множество новшеств для укладки волос и новые направления в макияже. Какой бы век не стоял на дворе, внешняя привлекательность всегда остается одним из самых желанных качеств. Современная женщина имеет огромный выбор косметических, парфюмерных и лечебных средств для кожи и волос. Более того, сейчас в индустрии красоты применяются не только достижения современной химии и пластической хирургии, но и разработки, связанные с высокими технологиями.

Макияж 90-х для него характерно преобразование цветов и фактур. История макияжа описывает этот период как время настоящих преобразований не только в цветовой гамме, но и в фактурах косметики. Прежде всего, это время ознаменовалось появлением ярко-розовых и малиновых тонов в макияже, модой на сливовую помаду и появлением блеска для губ. Тушь для ресниц стала более качественной и разнообразной по цветовой гамме. В моду вошли яркие оттенки туши. Недолго продержалась на подиумах чёрная помада, которая стала популярна благодаря певице Линде. В целом макияж 90-х годов можно назвать ярким, смелым и кукольным одновременно, так как многие женщины того времени подражали образу куклы Барби или героинь из мексиканских сериалов.

Введение

Сделав макияж, можно не только освежить лицо, придать ему здоровый вид, но и исправить небольшие недостатки (маленький размер глаз, короткие и неровные брови, узкие или, наоборот, слишком пухлые губы, светлые и короткие ресницы). А с помощью коррекционного макияжа можно скорректировать (овал лица, форму носа и губ). Необходимо соблюдать меру в наложении красок, помнить о том, что толстый слой грима может только испортить лицо. Макияж требует серьезного индивидуального подхода. Нельзя слепо следовать моде. Однако независимо от того, какой тип макияжа вы предпочитаете: дневной повседневный или вечерний в стиле «роковой женщины» - в первую очередь вам необходимо подготовить лицо. Делается это с помощью нескольких кремов, в том числе тонального, корректоров и пудры.

Цель: изучить роль коррекции и моделирования лица в макияже.

Задачи: -рассмотреть историю макияжа и косметики

  • -изучить технологию макияжа
  • -изучить коррекционный макияж
  • -выполнить на практике коррекционный макияж

История развития макияжа и косметики

Слово "макияж" имеет французские корни, и в русский язык вошло недавно, всего пару десятков лет назад. Однако история макияжа началась еще много веков назад. Слово "косметика" имеет греческое происхождение от слова "kosmetike", и означает искусство украшать. Только вот представления об этом искусстве у каждого народа были свои.

Изначально макияж, а, точнее, раскрашивание лица, использовалось в обрядах - религиозных и магических.

Макияж, если тогда его было можно так назвать, использовался для боевой раскраски воинов, а также как знак принадлежности к определенной касте. Поэтому он играл не "украшательную" роль, а имел серьезный социальный или религиозный смысл. Конечно, тогда мало думали о декоративном аспекте, такого грима - было важнее испугать, поразить, повергнуть в смятение соперника или врага, внушить уважение, ужас, обожание, близкое к обожествлению. Племена Нуба в Судане и Криапо в Бразилии, а также жители новой Гвинеи до сих пор имеют самый творческий, можно сказать первородный, ритуал макияжа.

Еще люди каменного века пытались различными способами украсить свои лица, делая на них самые разнообразные изображения. Это были орнаменты, элементы растительного и животного мира, символические обозначения и многое другое.

Например, племена майори из Новой Зеландии славились маскообразными татуировками на лице, которые именовались "мокко". Рисунок "мокко" представлял собой достаточно сложный и сугубо индивидуальный узор. Он выполнял сразу несколько функций. Это и показатель заслуг, и обозначение общественного положения, и особый элемент украшения. Погибшему во время битвы воину с маской "мокко" воздавались особые почести - его голова отрезалась и бережно хранилась как память о прошлом. А вот с несчастными, кому довелось умереть без такого украшения лица, обращались достаточно сурово. Их тела оставлялись на растерзание диким животным и птицам.

Но это длилось не так долго - женщины стали использовать макияж из стремления быть красивыми. С древних времен раскрашиванию лица женщин уделялось особое внимание. Так, жены японских аборигенов айну имели пометы на лице, выдающие их семейное положение, количество детей. Кроме того, изображение на лице было признаком выносливости и плодовитости.

Первооткрывателями искусства красоты были, древние египтяне. Именно они, изобретая составы для бальзамирования, открывали много различных лечебных и косметических веществ, которые способны были исправить недостатки кожи, украсить лицо и тело. Уже во времена Нефертити существовал традиционный набор для макияжа - губная помада, румяна, подводка для глаз и бровей.

Археологические раскопки, доказали то, что в Египте, не просто пользовались косметикой, здесь искусство макияжа было доведено до культа. Высеченные на стенах гробниц и храмов, рецепты многочисленных косметических средств: благовония, мази, кремы, краски, которые изначально использовались жрецами для совершения богослужения. Именно служители храма были первыми потребителями и создателями косметики. Но быстро приобретая популярность, ею начали пользоваться и богатые люди, желая улучшить свой внешний вид, причем как мужчины, так и женщины. А менее богатые, искали замену в простых и подручных средствах. Забота о своей внешности, была для каждого египтянина первоочередным делом. Египтянки использовали карандаш для бровей, помаду, краску для ногтей и волос, и даже "пахучую воду", т.е. наша парфюмерия в будущем. А так же, румяна - для этого использовали сок ириса, который вызывал раздражения кожи, тем самым придавая коже красный оттенок. И пудра - порошок, придающий коже матовый оттенок и маскирующий возможные дефекты. Конечно же, рецепт хранился под семью замками. В некоторых случаях косметика имела профилактическое значение. Например, подведение глаз не только женщинами, но и мужчинами предотвращало воспаление век от слепящего солнца и сухого ветра. Кстати, именно великая Клеопатра, создала, первое пособие за всю историю косметологии, книгу - "О лекарствах для лица"

Однако макияж в те времена приветствовался далеко не везде. К примеру, иудеи считали косметику большим грехом, ведь она подчеркивает чувственность человека. Зато жители Карфагена не только использовали макияж повседневно. Они пошли дальше - и кроме подводки для глаз, румян и помады стали использовать также татуаж лица. В Древней Греции красились исключительно уроженки Азии, куртизанки. И только после походов Александра Македонского греки начали покрывать лицо белилами, подводить губы, глаза и брови, румянить щеки и осветлять волосы. За ними эту моду переняли и римляне. Всем известные мифы Древней Греции, знакомили нас с таким персонажем, как Афродита. О её красоте знают все и вся, поэтому неудивительно, что греки считают её прародительницей средств, для поддержания красоты. Гречанки в своей "косметичке", так же использовали белила для лица, черную краску для подведения глаз, чернили ресницы сажей, а губы и щеки румянились с помощью растения сурика. Хотя, возможно именно благодаря фараонам, Греция узнала о косметике. Но это не столь важно, учитывая тот вклад, который внесли греки в историю макияжа, написав много книг по уходу за лицом, среди которых "Косметикон", сочинения врачей Галена, Крития и Гиппократа.

Римская империя в свои времена определила два основных направления в косметике - декоративное и лечебное. При этом многие декоративные средства готовились на основе токсичных, а иногда даже ядовитых веществ.

В Римской империи косметика была прибыльным бизнесом. Ежегодно тратились огромные деньги, на покупку мазей и кремов из Египта. Им приписывали магические свойства, т.к они прекрасно смотрелись, придавая лицу неповторимый отблеск золота. А так же в Риме часто использовались всевозможные масла и жиры в качестве мазей, женщины начали удалять нежелательные волосы на теле, чистить зубы и окрашивать волосы в более насыщенные тона. Именно римляне произвели на свет "Телиум", "твердые духи" для тела, из оливкового масла и цедры апельсинов, которые так обожал Юлий Цезарь. Кстати, рабыней, украшающие тело и лицо гречанок, называли "косметы", а сейчас это наши незаменимые косметологи.

Древний Восток. Китай, Япония, Корея - женщины отдавали предпочтение белилам и румянам, пытаясь скрыть желтоватый оттенок кожи.

Луноликие изящные китаянки пользовались косметикой подчас без меры. Они густо белились, особому предмету гордости - дугообразным бровям - придавали зеленый оттенок, пудрились рисовым крахмалом, к румянам добавляли шафран, зубы - золотили. Поскольку все эти косметические средства были чрезвычайно дороги, ими могли пользоваться лишь немногие представительницы избранного сословия. Но и для простых женщин, всегда было место для эксперимента с помощью даров природы, а именно: растений, листьев и плодов деревьев, ягод.

В этих странах существовал настоящий культ женской красоты, для поддержания и совершенствования которой применяли бальзамы, экстракты растений, тушь, белила для лица, лак для ногтей. За тысячу лет до нашей эры индийский писатель Суструта в книге "Познания жизни" описал даже пластическую операцию носа. Косметика всегда имела одни корни с медициной. Папирусы посвященные вопросам медицины, содержат косметические рецепты зачастую вперемешку с молитвами и заклинаниями.

А сказочная Индия, с её легкими сари, оригинальными украшениями и утонченными традициями, использовали косметику по минимуму, лишь подчеркивая красоту лица. Как женщины, так и мужчины, красили глаза сурьмой, брови чернили углем, щеки - киноварью, губам придавали золотистый оттенок, а зубам коричневый. Ногти на руках и ногах, как и пробор в волосах, окрашивали в красный или оранжевый цвета. В мусульманских странах, особенно в гаремах женщины, уделяли своей внешности особое внимание. Массажи, прием ванн с добавлением разных масел, удаление нежелательных волос, уход за ногтями рук, ног и конечно, лицом - это каждодневный ритуал.

Древняя Русь. С уверенностью можно сказать, что женщины в Киевской Руси знали толк в уходе за кожей лица и тела. Девушки часто умывались утренней росой, которая придавала неповторимую свежесть и заряжала энергией на целый день. Косметику для лица, в основном основывалась на натуральных природных компонентах и животного происхождения. Например, яйцом мыли волосы, а настоями трав их ополаскивали. Для эластичности кожи лица, шеи и рук, использовали кисломолочные продукты, для смягчения и восстановления - жиры и масла. Приходили на помощь и сборы трав: мята, ромашка, василек, зверобой, мать-и-мачеха, подорожник, лопух, крапива, хмель, дубовая кора. Из них делали всевозможные мази, настойки, часто лечебного характера. И было замечено в "косметичке" русских барышень: для румян они использовали вишню, малину и свеклу, для белизны лица - муку, брови и ресницы чернили углем или сажей. В Киевской Руси женщины делали это крайне неумело и, по выражению Олеария, походили на "размалеванных кукол". В 1661г. новгородский митрополит запретил пускать в церковь "набеленных" женщин.

После падения Рима традиции макияжа сохранились только в Италии, Византии и мусульманских странах - христианская церковь строго осуждала косметику.

При этом европейцы в ту пору не соблюдали элементарных правил гигиены. Представьте: Екатерина Медичи мылась только два раза в жизни - при крещении, и когда её обмывали перед погребением. Что уж тут говорить о простолюдинах. Бедствием того времени стал рахит. В конце XIV - начале XV женщины, подражая рахитичным дамам, стали выщипывать брови и волосы надо лбом. А чтобы подчеркнуть белизну кожи, они выпускали из-под головного убора один игривый локон или повязывали лоб узкой черной лентой.

Примерно в это же время в Италии появился обычай чернить зубы сурьмой (всё из того же подражания рахитичным "красоткам"), а Екатерина и Мария Медичи привезли этот обычай во Францию. Необычная мода, пройдя по Европе, достигла и России, но как-то не прижилась. По свидетельству Радищева, в XVIII веке только купчихи чернили зубы.

Косметика, несмотря на противодействие церкви, окончательно укоренилась в Европе в XV веке, и ею пользовались не только женщины, но и мужчины.

Герцогиня Ньюкастльская изобрела для скрытия дефектов кожи знаменитые мушки. Они вырезались из тафты или бархата в форме различных кружочков и цветочков. Их наклеивали на лицо, шею, грудь, причем каждая мушка имела определенное значение. Так, мушка над губой означала кокетство, на лбу - величественность, в углу глаза - страстность. Дамы быстро подхватили моду на новинку, и стали использовать особый, "мушечный", язык. В 1680 году маркиза де Монтеспан, любовница Людовика XIV, стала появляться при Дворе в полной "боевой" раскраске - она сильно белилась и ярко румянилась. Придворные щеголихи быстро подхватили эту моду, и благодаря этому она продержалась до начала XVIII века.

Уже в это время медики были серьезно обеспокоены состоянием женского здоровья. Выяснилось, что их белила вредят не только коже, но и почкам, содействуя накапливанию в них ядовитых веществ. В 1779 году французское Медицинское королевское общество начало тестировать косметические средства. Однако их система осталась до 1906 года лишь теорией.

В XVIII веке появились накладные брови. Их изготавливали из кусочков мышиных шкурок. Ну а поскольку столь "прекрасная" дама могла не на шутку пленить сердце даже отъявленного Казановы, Сенат во Франкфурте издал указ, который признавал брак недействительным, если мужчину заставляли вступить в брак обманом, используя разные подложные средства, как то: румяна, белила, помаду, накладные волосы, вставные зубы и тому подобное. Женщину в таком случае судили за колдовство.

В XVIII веке косметику стали производить массово, на мануфактурах. В газетах и на специальных афишах появилась реклама косметических средств. Косметика продавалась в красивых фарфоровых баночках и стоила очень дорого. В начале и середине XVIII века был в моде контрастный макияж: белая кожа (чтобы подчеркнуть белизну кожи, модницы рисовали на висках тонкие голубые жилки), алые губы, пунцовые щеки, черные ресницы и жирно подведенные брови, а также напудренный парик. Косметика по-прежнему оставалась опасной для здоровья - к примеру, бывали случаи отравления помадой.

В России XVII-го века с приходом европейских нарядов стали значительно шире использовать косметические средства. Пудра и румяна накладывались толстым слоем. На балах дамам по несколько раз за вечер приходилось поправлять грим, так как цинковые белила, очень модные в то время, подсыхая, отваливались кусками с лица. В XVIII веке в России появилась декоративная косметика на основе минеральных солей. В эпоху Петра I русские дамы уже ничуть не отставали от европейских. При этом они мылись регулярнее, чем сильно удивляли иностранцев.

XVIII век стал веком расцвета французской косметики. Считалось, что белизна лица должна быть неравномерной: лоб должен быть более светлым, чем виски. В альманахе "Библиотека для дам", выпущенном в 1764 году, писалось, что "вокруг рта белый цвет должен отливать желтизной алебастра". В фаворе был красный цвет, настолько яркий, что производил ненатуральный эффект. Особенно это было заметно на выбеленном лице.

Во Франции XVIII века светские львицы не имели права игнорировать румяна. Версальский двор времен Людовика XV был шокирован, когда во Францию прибыла невеста дофина, ничего не знавшая в своей стране о румянах. Чтобы принцесса стала румяниться, понадобился придворный вердикт.

В США тоже не приветствовалась косметика. Вплоть до 20-х годов XX века к ней благосклонно относились только на театральных подмостках. Впоследствии именно Голливуд смог переубедить американцев, подав пример в использовании макияжа.

Начало научной эпохи в косметике принято относить к XIX веку. В понятие "Косметика" стали включать процедуры для лечения заболеваний кожи, профилактику и устранение косметических её дефектов, уход за кожей лица, шеи, волосистой части головы, рук и ног. Постепенно косметика разделилась на лечебную и декоративную. Это обстоятельство очень важно, так как связано с переделом финансовых потоков - всякое заверение о лечебном эффекте должно быть подтверждено.

Белоснежная кожа была по прежнему в моде и в начале XIX века - правда, уже естественная, без всяких белил. Красавицы скрывались от солнца под вуалью. Губная помада стала прошлым, а чистота тела и зубов считалась верхом цивилизованности. Наступила эпоха романтизма с её идеалом "воздушной" красоты - белая до прозрачности кожа и темные волосы. С париками было покончено на целое столетия. Однако и здесь не обошлось без переборов: юные красавицы пили уксус и лимонный сок, голодали, не спали ночами, в уверенности, что бледность и голубизна под глазами придадут им аристократического шика.

Тем временем производство косметики развивалось, изобретались всё новые средства, рынок красоты расширялся, и косметика дешевела.

В 1863 году косметическая фирма "Bourjois" выпустила рисовую пудру, мгновенно ставшую бестселлером. В 1890 году они же изобрели компактную пудру "Манон Леско", открыв новую эру в косметике. За пудрой последовали и сухие компактные румяна "Pastel joues".

Российская промышленность также не стояла на месте. В 1843 году был построен первый парфюмерный завод, его основателем был французский подданный, купец Альфонс Антонович Рале. Сырье по-прежнему брали из-за границы, но при этом готовый товар успешно экспортировался. Завод Ралле выпускал мыло, туалетную воду, туалетный уксус, духи, пудру, помаду. На базе этого завода в советское время было основана фабрика, носившая название "Свобода".

В начале XX века в моду вошел матовый цвет лица. Развитие кинематографа сделало косметике отличную рекламу, кинозвезды стали законодательницами моды. В это же время открылись первые институты красоты.

1919 год стал истинно революционным в мире моды - манекенщицы стали выходить на подиум в полном гриме. Их макияж выглядел довольно своеобразно - густо напудренное лицо, губы "сердечком" пурпурно-бордового цвета, брови полностью выщипаны и нарисованы заново тонким полукругом.

Мода на бледность сменилась загаром, ставшим символом благополучия. В 1930 году появились первые кремы для загара. Врачи стали рекомендовать морской отдых - и сразу же появилась на свет водостойкая тушь.

Косметологи стали активно сотрудничать с физиологами и химиками. Требования к косметике с этого момента радикально поменялись: она стала не только безвредной, но по возможности еще и лечебной.

Вторая половина XX века внесла понятие имиджа - гармоничного образа женщины: в едином стилистическом ансамбле сочеталась одежда, косметика и прическа. К каждой новой коллекции высокой моды стал прилагаться и новый стиль макияжа.

В 60-е годы в моде были юбки выше колена, платья-рубашки, брюки, туфли на платформе. Имидж "пай-девочки" завершали тени пастельных тонов, губная помада светлого, естественного оттенка, накладные ресницы, которые придавали шарм и особую "детскую" наивность.

В 70-х акцент ставился на глаза, цвет пудры и помады приблизился к телесному. К вечернему макияжу добавились блестки.А в начале 80-х в моде вновь "роковые" женщины. Модельеры предлагают широкий выбор одежды темных тонов, стилисты - контрастный макияж: белая кожа, яркие румяна и красная помада.

Вывод: Последнее время журналы мод постоянно печатают обзоры тенденций в макияже, причем от разных визажистов. Свобода творчества поистине безгранична, и мода не диктует строгих правил.С развитием человечества меняется многое, и косметика тоже. И сейчас появляются все новые и новые средства, технологии и производители. Это уже рынок, где выживает сильнейший. А еще, это целое искусство, искусство макияжа. Где главное правило - подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки.

Урок по макияжу № 1. Купите хорошие кисточки

С этого начался самый первый урок курса. Запомните одно из важных правил: «Ваши так же важны, как и навыки», - так говорили в Школе. Хорошая кисть, на самом деле, улучшает вашу технику. Особенно это касается сильно пигментированных продуктов – с хорошим инструментом вы избежите неестественных пятен, плохой растушевки, неровностей.

У профи может быть до 100 кистей, и все любимые! Но начинающим следует сформировать набор из 8 кистей must-have:

1. Кисть для тональной основы
2. Кисточка для корректора
3. Пушистая кисть для пудры
4. Кисть для румян
5. Маленькая кисточка для растушевывания
6. Плоская кисточка для теней
7. Угловая кисточка (подстриженная под углом), когда требуется точность
8. Кисточка для губ

Кисточки есть, но надо научиться правильно их держать. То, как вы держите кисть, влияет на результат макияжа. Чем ближе пальцы к металлической части кисточки, тем большее давление вы оказываете на кисть, и наоборот. И если есть задача применить продукт наиболее равномерно, то держать кисть следует примерно по центру черенка.

Урок по макияжу № 2. Для разных задач – разные тональные продукты

Все знают, что существует три основные разновидности тональных основ: жидкая, пудровая и кремовая. Но это не значит, что их следует наслаивать друг на друга. Чаще всего, вам нужен какой-то один продукт, в зависимости от стоящей перед макияжем задачи.

Жидкое обладает лучшей покрывной способностью и его можно использовать для полного покрытия лица. Тональный крем предназначен не для полного охвата лица. Но его можно применить на все лицо, если добиться тонкого полупрозрачного слоя. Для этого смешивайте тональный крем с праймером (грунтовкой) или увлажняющим кремом.

Существует заблуждение, что тональный крем нельзя использовать при жирной коже. Это не так. Просто наносить крем на жирную кожу нужно влажной губкой.

Для сухой и комбинированной кожи используйте жидкое средство и наносите его кистью. Концентрируясь на центре лица. Чем дальше от центра лица – тем меньше продукта следует использовать, и сводить его на «нет».

Урок по макияжу № 3. Научитесь скрывать недостатки

Главной подсказкой является цветовой круг, его в Школе советуют заучить наизусть. Избавиться от нежелательного цвета поможет оттенок, который располагается напротив в цветовом круге. С помощью правильно подобранного корректирующего цвета можно маскировать такие недостатки как прыщики, покраснения вокруг носа, голубоватые круги под глазами и пр.

Получается, что зеленый корректирует красноту, а оранжево-желтый маскирует синие цвета. Бежевый консилер, положенный на цветовое пятно, создаст только грязный эффект на коже, его следует использовать лишь при корректировке шрамов и подобных неровностей.

Кстати, привычный прием корректировки темных кругов под глазами с помощью точек консилера, выложенных по дуге, - не верен. Корректировать потемнения под глазами нужно с помощью консилера, выложенного под каждым глазом в форме буквы «V».

Урок по макияжу № 4. Научитесь корректировать форму лица

Пользоваться продуктами для контуринга не так сложно. А вот, научиться правильно корректировать форму лица – это главная задача. Здесь надо учитывать форму лица. А принцип применения продуктов для «лепки» лица: все, что высветляется, - выступает на первый план и выделяется, а все, что затемняется – делается менее заметным.

Затемнять следует бронзирующим продуктом, лучше с матовой текстурой. А высветлять можно блестящим маркером, который отражает свет.

Урок по макияжу № 5. Научитесь корректировать форму глаз

Если вы поняли принцип контуринга лица, то эти же самые приемы можно использовать и для корректировки формы глаз. Кроме темных и светлых теней в корректировке глаз поможет лайнер. Используйте также цветовой круг, чтобы сделать цвет глаз ярче: для голубых глаз это оранжево-коричневые тени, а для зеленых – терракотовые и красноватые, для карих – синие и фиолетовые.

Урок по макияжу № 6. Научитесь делать подводку глаз правильно

Совет первый: ведите линию одним движением как можно дольше. Начните с внутреннего уголка глаза и ведите линию вдоль верхних ресниц к центру. Затем рисуйте подводку от внешнего уголка и ведите снова к центру, пока линии не встретятся.

Совет второй касается того, как удобнее делать « ». Начинайте всегда с нижних ресниц. Это поможет определить правильное направление «стрелки». И затем подводка верхних ресниц уже не составит труда.

Урок по макияжу № 7. Губы как у Анджелины

В Школе объяснили, какие губы являются наиболее гармоничными. Ваши губы станут наиболее красивыми и привлекательными, если верхняя и нижняя губа равны по размеру. Хотя бы примерно.

Интересно, как делают макияж губ профессиональные визажисты. Вот вся последовательность:

1. Нанести на губы тональную основу. Это помогает приглушить естественные пигменты, чтобы получить более ясный цвет помады. И вам проще будет понять, где на самом деле находится контур губ.

2. Используя белый карандаш для глаз, мягко растушуйте естественный контур губ.
3. Нанесите новый контур губ с помощью карандаша в тон помады. Если форма губ вас устраивает, то контур может повторять натуральный.

4. Нанесите помаду кисточкой, начиная от центра – к краям.

5. Нанесите светлый оттенок тональной основы вокруг линии губ, чтобы сделать контур более естественным.

Капля блеска в лунке над верхней губой – отличный прием, чтобы создать эффект соблазнительных и более полных губ.

Урок по макияжу № 8. Макияж бровей – проще, чем вам кажется

Выкиньте все эти схемы и расчеты, - говорят в Школе макияжа, когда речь зашла о мэйкапе бровей. Не стоит выстраивать все эти пунтиры и перпендикуляры. Нужно лишь следить за тоном и цветом.

Одна из самых больших ошибок – это неправильный цвет бровей и слишком насыщенный тон. Темные брови, хоть и являются признаком молодости и хорошей пигментации волос, но они делают вас старше. Светлые брови всегда более выигрышно, чем более темные, чем естественный тон волос.

Заполнять брови карандашом – тоже не сложно. Следует «рисовать» волоски, нажимая на карандаш в начале штриха, чтобы имитировать корень волосков. Но если вы не владеете карандашом, то легче всего заполнять брови с помощью теней. И не нагружайте внутренние уголки бровей тоном, чтобы не сделать хмурое выражение лица.

Становясь у зеркала в утреннее время в готовности «навести марафет», многие женщины полагают, что макияж – одно из благ цивилизованного общества. Однако это совсем не так. История макияжа углубляется своими корнями в древние времена, а если быть точнее – в эпоху первобытнообщинного строя. Еще в те времена и женщины, и мужчины использовали своеобразную «маскировку», нанося на свое лицо крокодилий помет, медный купорос и различные, порой далеко небезопасные травы.

Однако в те времена макияж использовался не в качестве «украшения» , а для магических ритуалов и защитной маскировки. Какие этапы развития прошло применение косметики от своего возникновения до наших дней?

Первобытное общество: сразить и напугать

В самые древние времена макияж служил маскировкой от злых духов, и обязательно наносился во время магических или религиозных обрядов. Воины раскрашивали лицо для удачного исхода боя – таковой была главная традиция.

Для нанесения макияжа использовалась древесная смола, охра, глина и соки различных растений.

Все это наносилось на лицо в виде ровных или хаотичных орнаментов, а весь «образ» мужчины был схож с обликом тотемного животного – крокодила, тигра, бизона, носорога или льва.

Этот трюк использовался не только для отвлечения бдительности противника, но и для демонстрации собственного превосходства перед оным. Люди верили, что звериный окрас, нанесенный искусственным путем, наделяет их небывалой животной силой и звериными умениями.

Между прочим, в некоторых экваториальных племенах, доживших до сегодняшних времен, эта традиция продолжает свое существование.

Ученые установили, что для «наведения красоты» макияж впервые стал использоваться в Древнем Египте. Впервые женщины стали пользоваться аналогом современной пудры именно в те времена. Белая пудра изготавливалась из порошкового сырья, и «умела» скрывать некоторые дефекты кожи. Тогда же прекрасная половина человечества впервые увлеклась матированием кожи, ведь на фоне постоянной жары покров выглядел не только постоянно сияющим от пота, но и весьма жирным.

Сама Клеопатра использовала в качестве «тональной основы» мазь из белил, перетертую с крокодильим пометом.


Макияж стал активно развиваться именно с ее подачи. Вскоре египтянки начали подводить глаза, рисуя на веках стрелки при помощи обычной сажи.

В качестве имитатора теней использовался медный купорос и тертый малахит, а роль румян исполняли едкие растительные экстракты. Такой макияж был весьма небезопасным, но женщин не слишком заботил этот факт, ведь им так хотелось походить на свою царицу.

Уход за волосами был также важен для женщин Древнего Египта.

Они окрашивали волосы хной, и эта традиция не только сохранилась по сегодняшний день, но и завоевала популярность во всем мире. Предотвращать седину приходилось своеобразными «масками» из бычьей крови и змеиный жир. Уж не знаем, работали ли эти средства, но женщины свято верили в их сакральные свойства предотвращения старости.

В Древней Греции макияж использовался преимущественно куртизанками, поэтому среди добропорядочных женщин он не был в особом почете. Но после очередного военного похода Александра Македонского, в котором воинов привлек «марафет» китаянок и индианок, гречанки также стали отбеливать и румянить кожу, дабы не отставать от моды.


Между прочим, именно в Греции родилось подобие современной туши для ресниц: прекрасные юные особы смешивали сажу с яичным желтком и наносили специальными щетками на ресницы, отчего они становились пышными и поразительно черными. Яркие губы также стали отличительной особенностью древних гречанок.

Именно они передали эстафету красоты римлянкам, правда, те направили свои усилия на разработку ухаживающих средств – лосьонов, кремов и эмульсий, питающих кожу и сохраняющих ее молодой в течение длительного времени.

Белила римлянки не использовали, зато очень любили наносить на веки золотистые краски и рисовать угольком брови. В Риме особым почетом пользовались бани, ухаживающие за кожей. Загар был неотъемлемой частью «модного лука» , а получали его римляне в специальных соляриумах.

Женщины Рима первыми начали борьбу с возрастными изменениями кожи, для чего применяли мясные, молочные и кисломолочные продукты. Грим истончал кожу, в результате чего она становилась сморщенной, как печеное яблоко. Страдая от таких внешних несовершенств, римлянки изобрели чудодейственную маску – они прикладывали мясо молодых телят, смоченное в молоке, в качестве компресса на лицо. Жены римских патрициев купались в молоке ослиц, по их поверьям, это продлевало молодость тела.

В моде у древних римлянок были белокурые волосы, которые осветляли естественным способом. На пряди наносилась смесь из козьего молока, золы букового дерева и обычного туалетного мыла. «Краска» наносилась на волосы при помощи губки, а затем женщины сидели под открытыми солнечными лучами, чтобы шевелюра быстрее выгорела.

Восток – дело тонкое


Мудрые восточные женщины первыми стали использовать декоративный макияж именно для обольщения представителей сильного пола. «Маст-хэвом» индусок были плотные розовые румяна. Губы они покрывали золотистой краской, глаза подводили сурьмой, а на щеки наносили киноварь.

В природном виде губы и десны должны были быть непременно алыми, что достигалось путем интенсивного жевания корня ревеня. Зубы коричневого оттенка – еще один «хит» макияжа у индусок, эффект которого достигался путем нанесения на поверхность эмали специальной краски из растительного пигмента.

Китаянки всегда почитали природную бледность, и чтобы сохранить ее, наносили на кожу лица рисовый крахмал. Пределом красоты считались зеленые брови, а губы, как и у индианок, обязательно должны были быть золотыми. Но поскольку шафран и крахмал продавались в буквальном смысле за золото, использовать их могли только очень состоятельные дамы из знати.

Европейское Средневековье

Эпоха, которую ознаменовало множество болезней, не прошла без «модных изменений» . Причем, именно характерные патологии зачастую влекли за собой бьюти-тенденции.

Например, после пандемии рахита, в европейскую моду внедрились темные зубы, поэтому сурьму теперь использовали не только для подведения бровей, но и для окрашивания зубной эмали.

Историю макияжа и косметики в Европе не могла не затронуть христианская церковь. В Средние Века она строго-настрого запрещала такие тенденции, однако так и не смогла остановить «вошедших во вкус» модниц.

Причем мужчины не отставали от своих спутниц – использование лосьонов, кремов, пудры, румян и парфюма были в свободном пользовании среди представителей сильного пола.

В 16 веке популярностью в Европе пользовалась исключительно бледная кожа, поэтому женщины и мужчины шли на довольно опасные трюки, чтобы сохранить ее таковой. Они наносили на кожу опасные маски, включавшие в состав сулему, свинец, мел и даже мышьяк.

Во времена правления Карла II, когда Европа оправлялась от эпидемии «черной смерти» , бледность перестала считаться красивой и привлекательной. Теперь женщины стали наносить на лицо румяна, чтобы скрыть следы перенесенной оспы и придать облику здоровый, свежий вид.

Все в том же 18 веке, медики начали подозревать, что макияж сильно вредит здоровью.

Например, белила не только высушивали кожу до неузнаваемости, но и доводила почки до токсичных поражений. Тогда британский парламент пошел на решительные меры.

Использование декоративной косметики - частый, порой ежедневный ритуал, для современных женщин. Делая макияж, мы защищаем кожу от уличной пыли, подчеркиваем достоинства внешности и чувствуем себя увереннее. Большинство из нас даже не задумывается, сколько лет такому ритуалу.

Мода украшать себя родилась вместе с появлением самого человека. Первый макияж носил практический характер. Первобытные люди смешивали жир и различные масла, чтобы защитить кожу от солнечных лучей, холода, ветра, влажности и укусов насекомых. Тогда же и возник обычай добавлять в жир краску, превратившийся в искусство. У каждого племени появились свои рецепты и «окрас», за нарушение которого могли выгнать. Косметику хранили в костяных сосудах, которые украшали орнаментами. Палитра первобытных людей насчитывала около семнадцати красок. Наши предки использовали известь и мел для белил, уголь и марганцевую руду для черной краски, охру для желтых и красных оттенков, кобальт - для синих. Самым популярным цветом был красный. Воины наносили краски перед битвами для устрашения врагов, жрицы и шаманы перед ритуалами. Женщины же делали макияж для привлекательности. Именно тогда появилась на свет губная помада.

С рассветом цивилизации макияж приобрел эстетический и лечебный характер .
В Древнем Египте знали толк в косметологии, успешно используя омолаживающие мази, ароматические масла и настойки. Косметике приписывали магические свойства. Египтяне наносили на кожу век яркие светящиеся краски из драгоценных камней для того, чтобы получить благосклонность богов и защитить глаза от инфекции. Женщины умывались смесями толченого кирпича, пепла или песка, использовали матовые пудры и накладные ресницы, подводили глаза специальной краской из сурьмы и сажи, завивали и окрашивали волосы хной.

В Древней Греции появились первые косметические кабинеты и парикмахерские. Гречанки для увлажнения и питания кожи использовали мед и оливковое масло. Мода на макияж пришли из Египта, став неотъемлемым атрибутом повседневности. Пуховки для пудр изготавливали из перьев цыпленка, лицу старались придать бледность с помощью талька с добавлением мела. Ногти покрывали красной краской, которую добывали из раковин морских моллюсков. Гречанки первыми стали использовать средства для обесцвечивания волос.

В Римской империи тратились огромные средства на косметические товары, поэтому даже существовал закон, ограничивающий ввоз косметики извне. Тогда же впервые возник прототип современной косметички - футляр с красками и инструментами для ухода за лицом. Вместо румян римлянки пользовались винными дрожжами, вместо пудры - смесью бобовой и пшеничной муки. Ресницы и брови подводили грифелями и сажей.

Древний Китай подарил человечеству лаки для волос и ногтей, тушь для ресниц и еще множество других секретов украшать себя. Мужчины использовали сурьму, чтобы достичь эффекта сросшихся бровей для устрашения противника в битве. У женщин модным считался яркий макияж с бледным лицом, подведенными черным глазами и ярко-красными губами, а также длинные до двадцати пяти сантиметров ногти - признак аристократичности.

Во времена Древней Руси макияжу уделяли не меньше внимания . Молочная кожа и красные щеки считались признаком красоты и здоровья, поэтому русские модницы не жалели белил и румян. Выходить на улицу без косметики считалось неприличным.

В Средневековье , когда любое украшение себя считалось «от дьявола» , декоративные и косметические средства были не в почете. Тем не менее, в 1190 году французский король Филипп Август издал указ о привилегиях для тех, кто изготавливает косметику и душистые воды. Разрисовка лиц стала настолько сложной, что для нанесения приглашали художников.

В эпоху Возрождения макияж получил новый рассвет. На лицо наносили толстый слой пудры, а поверх рисовали синие прожилки в угоду моды на тонкую кожу с просвечивающимися сосудами. Таким образом, скрывали недостатки кожи, например, следы оспы. Модницам приходилось выщипывать брови и ресницы, чтобы подчеркнуть бледность кожи и плавность линий лица. Черными мушками украшали лица, шеи и грудь. В моде были брови из мышиных шкурок. Декоративной косметикой настолько злоупотребляли , что некоторые мужчины пытались развестись с женами, узрев возлюбленных без макияжа после свадьбы. Также косметика служила оружием в политических интригах. Во время правления Екатерины Медичи использовали пудры и духи со смертельным ядом.

В XIX веке от макияжа отошли , и яркие краски вернулись в моду с течением суфражисток в начале прошлого столетия. Сейчас в моде легкие цвета и «макияж которого нет» , роскошная естественность и блески для губ нежных оттенков. На протяжении веков мода на макияж претерпела множество перемен, но неизменным осталось одно - стремление к красоте.