Карандашная техника в макияже: мастер-класс. Макияж глаз в карандашной технике Карандашная техника в макияже обучение

1. Работая в карандашной технике нужно придерживаться несколько основных правил:
- Старайтесь сразу не начинать со сложных графических форм. Лучше отточить карандашную технику в классической форме, понять как и куда вести линии, как тушевать карандаш. Для этого нужна практика. Только тогда, когда вы полностью научитесь выстраивать классическую форму, переходите к более сложным графичным макияжам,
- Внешнюю форму в карандаше строим только при открытых глазах,
- Карандашная техника предназначена для работы плоскими кистями. Растушевка пушистыми тенями, такими например как Mac 217 и её аналоги здесь не подойдут. Вы наверное сразу спросите «Почему именно плоские кисти?» Отвечаю: именно наложение теней плоскими кистями позволит вам аккуратно и чисто выполнить тушевку. Горизонтальная тушевка пушистой кистью в этом случае не подойдёт, так как вся тушека в карандашной технике выполняется на объемы,
- Если вы любитель жирных подложек в макияже, то стоит отказаться от них. Для работы в карандаше нам потребуются сухие текстуры, т.к с помощью карандашной техники мы корректируем форму глаза, поэтому карандаш должен четко формировать определенную форму, не расплываясь и не растекаясь в складки. Подложкой чаще всего служит пудра и белая матовая тень.

2. В вашем арсенале должна всегда находится перламутровая пудра. Именно с помощью пудры мы сможем добиться красивой тушевки, нанося пудру в места тушевки карандаша, а также с помощью пудры легко подчищать погрешности и ошибки и сбавлять интенсивность цвета, если мы с ним переборщили.
Иметь в своей косметичке хорошую точилку. Для карандашной техники требуется постоянно остро заточенный карандаш. Если карандаш будет плохо заточен, то у вас никогда не получится правильная четкая форма.
Теперь давайте рассмотрим все продукты, которые нам понадобятся для освоения карандашной техники.

1. На глазки наносим тонирующее средство, либо консилер, в моё случае представлен антисерн-флюид фирмы Make up Atelier (см. фото выше)
2. Далее нам понадобится пудра. Пудру можно использовать как рассыпчатую, так и компактную. Это не принципиально. (на моем фото представлена и рассыпчатая и компактная пудра)
3. Для выбеливания века нам понадобиться белая матовая тень. В моем случае это тень опять же фирмы Make up Atelier (1 цвет из палетки Т12). На мой взгляд это самая пигментированная белая тень. Для чего нужна белая матовая тень спросите вы… Белая тень нужна для того, чтобы выровнять цвет нашей кожи, чтобы цвета ложились и смотрелись более чисто, а также карандаш ложился, не растекаясь.
4. Точилка. Хорошая точилка, как я уже писала выше, неотъемлемый атрибут карандашников))).
5. Ну и сам карандашик. Если есть возможность, то желательно иметь 2 цвета карандаша: один цвет в серо-коричневом оттенке для нашего с вами цветотипа, второй цвет - черный для более ярких, контрастных макияжей.
6. Перламутровая пудра. Обычно все мастера рекомендуют в работе бело-оранжевую перламутровую пудру (PP21 фирмы Make up Atelier, Чиночита 66, либо Make Up For Ever, номер не скажу). На самом деле в своей практике я использую разную перламутровую пудру, мой выбор зависит от самого цвета макияжа и от цветотипа девушки, это может быть бледно-розовый оттенок, оттенок белое золото, бело-фиолетовый оттенок или просто белый.
Для наглядности свотчи пудр с которыми я работаю. Заметьте, пудра дает легкое полупрозрачное покрытие, она как правило не дает какого-то яркого оттенка.


Под номером 1 - белое золото, 2 - pp21 Make up Atelier, 3 - Mac Vanila, 4 - Seventeen номер оттенка стерся, но цвет розоватый, 5 - Чиночита 66, 6 - бело-фиолетовая пудра Make up Atelier. Если сравнить pp21 Make up Atelier и Чиночита 66, то можно увидеть, что pp21 более теплый оттенок, а Чиночита более холодный, а также уходит слегка в розовинку.
7. Кисть для растушевки карандаша, а также для отводных линий. У меня в работе 2 кисти: одна из синтетического ворса, другая из натурального. Обе кисти меня полностью устаивают. Я работаю обеими, вторая кисть, кот. из натурального ворса больше подходит для отводных линий, она жестче.
8. Кисти для теней. Первая кисть, кот. я очень полюбила - это пушистая плоская кисточка от Just (ворс белка). Я очень люблю этой кистью выбеливать веко, она очень тонким слоем наносит белую тень. Остальные кисточки для тушевки разных размеров, ворс соболь, кисти из соболя хорошо набиты, прекрасно набирают и отдают тени. Не обязательно сразу бежать и покупать кучу плоских кистей, можно сделать приличный макияж и с помощью 2 кистей. Для того, чтобы тени не смешивались между собой, остатки теней с кисточки можно убрать с помощью какой-либо тряпочки, еще для этого хорошо подходит небольшой кусочек бархатной ткани (это уже мой опыт показал:-)), либо обычный ватный диск.
9. Подводка. Мне нравится использовать для карандашной техники не гелевые подводки, а сухие, которые надо смачивать водой. Объясняю почему: сухой пудровой подводкой работать легче. С помощью сухой пудровой подводки мы можем сделать обычную стрелочку, подчеркнув ресничный край, а также нанести ее при построении графичной формы, при этом она легко растушуется и не нужно для этого работать быстро, дабы она не высохла, как например с гелевыми подводками. Я люблю подводку для глаз JEANS. Думаю в любой фирме такую подводку можно найти.

3. Надеюсь основной теоретический материал у меня получилось в Кратце донести. Переходим к практике. Будем строить классическую форму в карандаше .
Для начала я нанесла на веко консилер от Atelier и припудрила его.
Затем кистью от Just выбеливаю веко белой матовой тенью. Белую тень наношу также и на нижнее веко, так там тоже будет карандашик


Далее в места тушевки наносим перламутровую пудру, на объемы (под бровь, на середину подвижного века, а также на скулы).

Для этого я прямо смотрю в зеркало и определяю куда буду класть перламутровую пудру.


Беру остро заточенный карандаш (кстати на счет карандаша, мой заточен не очень удачно, я не могу найти хорошую точилку, может быть кто-нибудь из вас подскажет хорошую точилку, кот. не будет ломать карандаш, а ровно подтачивать его?) Видите у меня уже такой маленький обгрызочек остался)))) Надо новенький покупать))). Карандаш у меня всеми любимый Cascade of Colours в оттенке 201.

Строить форму в карандаше начинаю с нижнего века (любой макияж в карандашной технике мы начинаем с нижнего века, для того, чтобы задать направление макияжу вверх, именно линия нижнего века поднимается вверх, линия верхнего века всего у нас направлена вниз), для начала нахожу у себя слезничковую впадинку и от нее плоскостью карандаша рисую линии от слизистой к объему


Затем при открытых глазках начинаю затемнять саму складку верхнего неподвижного века. Также плоскостью карандаша рисую линии двигаясь из впадины в сторону объема.

Сейчас нам нужно соединить верхнюю и нижнюю линии

Осталось проработать подвижное веко. Самое темное световое пятно у нас должно быть на внешнем уголке. Для этого в этом месте нажим делаем больше на острый край карандашика, а плоскостью проводим к середине подвижного века, продляя нашу линию.
Вот что у нас должно примерно получиться.

Затем я беру плоскую маленькую кисточку и начинаю оттушевывать края карандаша, цепляя кистью внешний край карандашика, опять ставя кисть плоской частью к коже



Получаем вот такую форму. Если честно, то обычно у меня форма получается аккуратнее ((. Очень торопилась выложить для вас этот пост, так как скоро придется уехать из города и меня возможно долго не будет. Так что строго не судите


Форма готова, в следующем уроке мы будем учиться заполнять нашу форму тенями, работая плоскими кистями.
Продолжение следует…

Сегодня я попробую осилить непосильную задачу. Наверное я зря на нее замахнулась, поскольку сама еще не достигла того уровня в карандашной технике, что бы кого-то учить. Но дело в том, что я довольно часто использую эту технику в своих макияжах и мне часто просто лень расписывать каждое движение кистью, в дальнейшем я буду просто посылать вас сюда. Именно поэтому сейчас будет не урок макияжа, а просто рассказ об основных моментах, подкрепленных моим далеко неидеальнымисполнением.

В этой публикации мы рассмотрим основной, базовый способ построения формы в карандашной технике. Учтите, слов будет много, надо читать.


Начну с инструментов, которые мне понадобятся. Их не так много, как обычно показывают визажисты.


1.Точилка для карандаша. Карандаш должен быть остро-наточенный, при чем при правильном выполнении макияжа по окончанию работы кончик карандаша должен остаться таким же тонким, как в начале. Если у вас карандаш затупился, значит вы делаете что-то не так.Мне очень помогает точилка EL Corazon , она делает кончик острым, как иголочка

2.Карандаш. Не обязательно выбирать карандаши всех цветов радуги, под каждый цвет теней. Достаточно подобрать нейтральный карандаш, в холодной гамме. У меня это шоколадный карандаш Cascade of Colours № 201. Но я работаю и простыми карандашами из супермаркетов, главное что бы они легко тушевались на коже, не оставляя пятен.

3.Плоская кисть. На фото я показала целых 4 плоских кисточки, но на самом деле я делаю макияж одной, любимой плоской кисточкой, она на фото посредине. Более широкие я использую для нанесения основного цвета, а более тонкая для проработки мелких деталей. Но сама форма строится одной маленькой плоской кистью.

Кроме кистей и карандаша мне понадобятся тени и перламутр.


2.Матовые тени-растяжкаInglotRainbow №114R

3.Перламутр Cinecitta № 66

Приступим.

1.Исходные данные. Глаз. 2 штуки. Опухший, с опущенным веком-идеальный клиент для данной техники, попробуем выполнить просьбу Вия «Поднимите мне веки»


2.На места тушевки наносим перламутр. Это делается не только для красоты (хотя сам пигмент безумно красивый), это необходимо для лучшей тушевки карандаша. Можно использовать любые перламутровые тени с шелковой текстурой, главное что бы тени ложились тонким слоем и выравнивали поверхность века.

3.Начинаем строить форму с нижнего века. В макияже мы стремимся приподнять все что опустилось, поэтому все линии строятся по восходящей.


4.Маленькой кистью растушевываем карандаш. Растушевка происходит так-прикладываем кисть к границе цвета и тянем цвет в данном случае вниз. Не водим кистью туда-сюда, размазывая карандаш, а мягкими движениями растягиваем цвет.


5.Для начинающих надо обозначить границу формы.Ставим зеркало прямо перед глазами, смотрим вперед и проводим линию до начала складки.


6.Плоскостью карандаша прорабатываем складочку. Там где кончик карандаша касался кожи цвет должен быть интенсивнее, т. е.внутри складочки, а на косточке цвет постепенно сходит на нет.


7.Плоской кистью, растягивающими движениями растушевываю карандаш вверх, на косточку.


8.Слегка прорабатываю уголок, там где мы обозначили границу. Растушевываю вниз


9.Теперь самый сложный момент. Надо выкрутить руку и приложить карандаш опять же плоскостью грифеля и проработать уголок глаза. Вы видите как на фото карандаш, попробуйте сами выкрутить так руку, представьте, что в другой руке у вас тяжеленнаяфотокамера и поставьте мне памятник при жизни. Это было сложно заснять.

10.Должно получится вот так. Опять же повосходящей.


11.Растушевываем цвет опять выкрутив руку. Цвет растягиваем к серединке глаза.


12.Наша форма готова. Можно сравнить исходный опухший глаз с тем, что у меня получилось.

До

после


Я использовала:
- MAC Select Moisturecover Cache-Cernes NC20
- TheBalm Put A Lid On It Eye Primer
- Mac Pigment Vanilla
- Makeup Atelier Paris eyeshadow palette T19
- TheBalm Nude Tude eyeshadow palette
- Rimmel gel eyeliner
- Maybelline Mascara
- карандаш Cascade of Colors 201
- накладные ресницы Kiss
- кисти Maestro, Note.

1. Нанесла под глаза консилер MAC, на веко базу TheBalm. Бровь оформлена темно-коричневым оттенком теней из палетки Nude Tude The Balm.


2. На все веко нанесла самый светлый оттенок из палетки Ателье, на места будущей тушевки карандаша - пигмент MAC Vanilla (на середину подвижного века, под бровь и под внешний уголок глаза). Перламутр нужен для того, чтобы карандаш легко тушевался.


3. Далее беру коричневый карандаш и плоскостью карандаша короткими движениями подвожу чуть меньше половины нижнего века. Движения направлены вниз. Затем плоской синтетической кистью края оттушевываю вниз.


4. Затем также плоскостью карандаша строим форму на подвижном веке, начиная от складки.


5. Соединяем нижнее и верхнее веко, тушевка карандаша должна быть направлена к виску. Заполняем часть подвижного века также плоскостью карандаша и оттушевываем границы плоской кистью.



6. Берем плоскую натуральную кисть и вбивающими движениями наносим самый темный оттенок теней на форму из карандаша (у меня самый темный оттенок из палетки Ателье). Затем этой же кистью без теней слегка оттушевываю границы.


7. Беру второй светлый оттенок из палетки Ателье, наношу плоской кистью на второю половину подвижного века, а также на тушевку карандашной формы слегка заходя на темный оттенок, таким образом я смягчаю границы.


8. Далее можно взять оттенок поярче из той же гаммы и нанести на подвижное веко на границу темного и светлого оттенка.


9. Наконец, еще раз самый светлый оттенок я наношу под бровь, чтобы окончательно смягчить границы. Затем беру черный оттенок теней из палетки TheBalm и вбивающими движениями наношу во внешний уголок, чтобы придать глубину.


10. Подводка, тушь, и макияж готов.



По желанию можно добавить накладные ресницы.


Представлю также пару фото с макияжами на основе этой техники (некоторые из них вы уже видели в других моих постах)




Классический свадебный макияж на модели:


Ну, вот и все, надеюсь, мой пост оказался полезным .

Делаем макияж глаз в карандашной технике: карандашом выполняем подложку; на ней тени будут насыщенными, а макияж - стойким. Коричневый карандаш выбираем средней мягкости. Коричневый цвет близок к натуральному - оттенки теней проявятся полностью. К тому же, карандашом скорректируем форму глаза.

Понадобятся:

  • коричневый карандаш для глаз,
  • палитра теней любимых оттенков,
  • перламутровые тени,
  • черная подводка,
  • тушь для ресниц,
  • кисти для макияжа.

Как сделать макияж глаз в карандашной технике

Подготавливаем кожу лица и век - тонким слоем наносим тональное средство. Прокрашиваем бровь в натуральном оттенке. Ровный тон лица и прорисованная заранее бровь помогут сосредоточиться на работе с глазами, не отвлекаясь на какие-либо недостатки.

В карандашной детали все линии уводим не дальше зрачка. Подводим нижнее веко и продолжаем линию нижней слизистой. Заканчиваем там, где она пересекается с линией верхней складки.

Ведем линию по верхней складке вверх до внешней радужки глаза. Стрелку по верхнему ресничному ряду ведем от зрачка и соединяем с нижней линией. Получаем карандашную деталь, корректирующую форму глаза.

Берем маленькую синтетическую кисть. Верхнюю стрелку растушевываем в сторону головки брови. Кисть держим под острым углом и работайте ее концом.

Тушуем нижнее веко к уху.

Верхнюю деталь - к виску. Тушевка увеличится приблизительно на 0.5 см.

Цвет теней не важен. Главное, чтобы присутствовали оттенки разной насыщенности. В мастер-классе мы используем темно-сливовый, коралловый, светло-бежевый. Наносим светлые тени под бровь и до складки вниз.

Тушевку карандаша заполним темными тенями.

Работаем натуральной кистью в тех же направлениях, что и в тушевке карандаша. Заполняем внешний уголок.

Во внутренний уголок наносим светлые тени и растушевываем границы.

Свободное место на подвижном и неподвижном веках заполняем тенями среднего оттенка.

Стушевываем границы с темными и светлыми.

Дополнительно можно украсить макияж перламутровыми серебристыми тенями. Наносим их полупрозрачным слоем на веки при помощи широкой плоской кисти, не растираем.

Затемняем внешний уголок.

Делаем стрелку - ведем по верхнему веку из внутреннего уголка.

Из внешнего уголка выводим хвостик.

Что делает женщину неотразимой? Можно перечислить все внешние характеристики и черты характера, но если в этом длинном списке не прозвучало слово «взгляд», все усилия были напрасны. Томный, манящий, многообещающий взгляд… От него невозможно оторваться. А если сюда же прибавить удивительный, запоминающийся, хотя вполне простой макияж, любая Золушка, как в сказке, станет королевой. Такое волшебство вполне по силам интересному течению в макияже — карандашной технике.

Что это такое?

Техника, которую называют карандашной, получила свое название по основному предмету, используемому в этом макияже. Сейчас является одной из самых популярных, хотя зарождалась она еще несколько десятилетий назад. Визажисты с удовольствием используют это направление, так как с помощью карандаша можно придать глазам практически любую форму.

Чем нужно «вооружиться»?

Карандашная техника проста в освоении и выполнении. Никаких профессиональных изысков приобретать не нужно, можно вполне удовольствоваться содержанием собственной косметички и сделать качественный макияж самостоятельно. Все, что нужно — правильный подбор инструментов, карандашей и теней для век и усвоение порядка выполнения.

Из необходимых инструментов не обойтись без:

  • косметических карандашей разных цветов,
  • кисточек для растушевывания,
  • тонкой кисточки для подводки,
  • спонжей,
  • качественной точилки.

Карандаши лучше брать со средней мягкостью и заостренным концом. По цвету стоит ориентироваться на те тени, которые будут выбраны для основного «раскрашивания». Кисточки, с помощью которых предполагается растушевывать тона, должны быть неширокими, плоскими и немного жесткими.

«Наводить красоту» предполагается:

  • тенями для век,
  • тушью (желательно для увеличения объема ресниц),
  • подводкой для глаз,
  • пудрой,
  • перламутром, который придаст векам таинственное свечение,
  • блестками (можно обойтись и без них).

С чего начать?

Сначала нужно позаботиться о том, чтобы освещение было ярким, это позволит вовремя заметить недостатки и подкорректировать их. Начало — подготовка лица. Пошагово это выглядит так:

  • умыться, используя пенку или гель;
  • сделать маску, чтобы очистить кожу;
  • нанести молочко или крем, они успокоят лицо;
  • «уравнять» цвет шеи и лица одинаковым оттенком пудры;
  • покрыть веки небольшим количеством тона, закрепить с помощью пудры и нанести тонкий слой матовых белых теней для контрастности.

Что дальше?

Карандашная техника тем и хороша, что позволяет реализовать любые фантазии, поэтому можно задумывать любой, даже очень экстравагантный образ, и смело двигаться вперед! Освоение самого популярного варианта в этом макияже, который называется «Петля», поможет неплохо потренироваться. Петля образовывается двумя карандашными линиями: одна по краю верхнего века у основания ресниц, вторая — линия, идущая по складочке века над глазом. Уголки линий ближе к вискам должны быть направлены немного вверх и соединены, так макияж поможет «раскрыть» взгляд. Есть еще обычная, «базовая» техника, цветовая гамма которой зависит исключительно от выбора самой модницы.

«Петля»

  1. очертить контур петли карандашом;
  2. растушевать его, чтоб не было видно четких линий;
  3. на внешний край контура нанести темные тени, совсем немного;
  4. провести линию на нижнем веке и соединить ее с петлей (получится немного вверх);
  5. наполнить цветом петлю. Тут могут быть однотонные тени, но наличие видимого перехода (светлый тон на внутреннем уголке, темный на внешнем) придаст выразительности. К подводке нижнего века стоит отнестись с осторожностью: если линия грубая и слишком жирная, веко становится зрительно «тяжелее». Как вариант, можно красить не кожу нижнего века, а его слизистую.

Для дневного варианта подойдут светлые тона, вечернему же имиджу придадут оригинальности тени ярких и темных цветов.

«Базовый» макияж

  1. нанести светлые тени на верхнее веко и растушевать их;
  2. внешнюю половину века покрыть более темным слоем, снова растушевать, чтобы перехода не было явно видно;
  3. провести карандашный контур, ту же самую петлю, по линии ресниц и складке, чтобы она охватила весь участок, на который нанесены тени;
  4. покрыть контур темными тенями;
  5. аккуратно смягчить границы соприкосновения карандаша и теней.

Завершит любой макияж в любой технике нанесение удлиняющей или объемной туши.


На что обратить внимание?

  • Растушевка. Особенно когда это касается смягчения карандашной линии. Карандаш темного тона тушевать похожим оттенком теней. Белую стрелку — перламутром. Двигать кисть модно и горизонтально, и вертикально, но короткими штрихами.
  • Внешняя граница складки века сохраняется, ее «размазывать» не надо, только покрыть слегка тенями.
  • Кисточка для смешения темного и светлого тона должна быть чистой. Это необходимо для получения плавного перехода, который создаст незабываемый эффект дымки.
  • Под бровью над тем местом, где петля поднимается вверх, можно нанести тот же перламутр, он визуально «приподнимет» бровь.
  • Тени на нижнем веке должны совпадать по цвету с тенями на темной части верхнего.

К несомненным плюсам карандашной техники можно отнести следующее:

  • сохраняется надолго, не растекаясь и не размазываясь;
  • подходит любым девушкам;
  • разнообразит образы за счет подбора разных вариантов цветовых оттенков.