Светофильтры для объективов: как выбрать и зачем использовать? Выбираем для оптики Canon, Nikon правильные светофильтры, как выбрать купить хороший светофильтр

Это бесцветные фильтры, которые не помешают купить в пару к любому цифровому фотоаппарату и установить сразу же в магазине.

Нейтральный светофильтр защитит объектив от пыли, грязи, отпечатков пальцев. С ним не страшны брызги воды на пляже и мелкие повреждения в походе. Даже, если такой фильтр пострадает, заменить его будет гораздо дешевле, чем объектив или всю камеру. В свою очередь нейтральные светофильтры имеют несколько подвидов:

  • ND - нейтрально-серый. Он позволяет сильнее открыть диафрагму и удлинить выдержку. При этом фильтр контролирует количество света, поэтому его используют при чрезмерном освещении: в горах, в солнечный день, у моря.
  • UV - ультрафиолетовый. Еще один фильтр, который помогает справиться с обилием солнечного света. Без него изображение может иметь легкую дымку или голубой оттенок за счет воздействия лучей ультрафиолета. Если снимать с ним черно-белые фото, то белый цвет будет более ярким.
  • SKY - этот фильтр «убирает» холодный оттенок, придавая фотографиям некоторую «розоватость». В целом, это не портит цветовой баланс, а делает его мягче. Хорош такой фильтр в пасмурную погоду и для портретов.

Поляризационный фильтр - избавление от бликов

Этот фильтр считается вторым по популярности. В его устройство входит 2 линзы: статическая и вращающаяся. Такая конструкция обеспечивает его главное достоинство - отсутствие бликов при фотографировании стекла, воды. На пейзажных фото он слегка притемняет небо, не меняя цветовой баланс. Самыми «ходовыми» являются такие подвиды поляризационного фильтра:


  • Circular Polarizer - используется при дневном освещении на улице. С ним цвета становятся насыщеннее, облака выглядят контрастнее на фоне голубого неба.
  • Warm Polarizer - этот фильтр подходит для сюжетной съемки и портретов. С ним цветовая гамма получается теплее, а изображение - мягче.

Конверсионный и цветоусиливающий фильтры - идеальный цвет

Второе название конверсионного фильтра - цветокоррекционный. С его помощью можно получить лучшую цветопередачу даже при плохом освещении

Переход от пленки к цифровым технологиям не только позволил отказаться от некоторых типов светофильтров, но и повысил требования к тем светофильтрам, которые по-прежнему актуальны. Что уж говорить, в целом техническое качество снимков выросло во много раз за последние два десятка лет. Совсем недавно фотографы довольствовались разрешением матрицы в 6 мегапикселей. Сейчас снимки с полнокадровых зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов могут состоять из 40–50 миллионов точек, обеспечивая высочайшую детализацию. Впрочем, оговоримся: раскрыть потенциал таких камер возможно лишь при использовании качественной и порой дорогостоящей оптики. Светофильтр также является звеном оптической схемы, и его неправильный выбор способен свести на нет пользу от покупки топового объектива.

Если вы думаете, что это касается лишь профессиональной фототехники, то глубоко ошибаетесь. Плотность пикселей на матрице любительской камеры с 24-мегапиксельной APS-C матрицей (а это все современные любительские зеркалки и беззеркалки) немного выше, чем у 50-мегапиксельного полнокадрового фотоаппарата! Это значит, что требования к качеству оптики у таких камер столь же высокие.

Чем может навредить светофильтр?

Каждый светофильтр - это еще один элемент оптической схемы. Он может вызывать снижение детализации, появление нежелательных бликов, засветок и просто падение контраста. Поэтому важно, чтобы по своему оптическому качеству он соответствовал вашему объективу или превосходил его. Наличие многослойного просветления и именитый производитель - это минимальные требования к качеству. Если же речь заходит о съемке сюжетов со сложным светом, то порой справиться с подобными условиями и не привнести искажений в кадр способны только светофильтры верхнего ценового сегмента. Как ни странно, в вопросе выбора светофильтра цена почти всегда пропорциональна качеству.

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/500 с, 16.0 мм экв., 17.0 МБ

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/400 с, 16.0 мм экв., 17.0 МБ

Если вы используете широкоугольную или сверхширокоугольную оптику, также нужно обратить внимание на оправу светофильтра. Толстая оправа часто может создавать затемнение по углам кадра. Здесь опять та же закономерность: более дорогие профессиональные фильтры часто имеют тонкую оправу, а бюджетные модели могут запросто «залезать» в кадр из-за того, что они более массивные.

Сравним на практике?

Чтобы не быть голословным, я провел небольшой тест. В нем участвовали два защитных фильтра B+W , а также один защитный фильтр средней ценовой категории, производителя которого мы решили не называть. Ведь обладая вполне солидной ценой и многослойным просветлением, он наловил самое большое количество бликов и засветок. Получилась очень наглядная демонстрация того, что иногда лучше вовсе отказаться от использования светофильтра, чем применять первый попавшийся или порекомендованный продавцом вариант.УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/320 с, 16.0 мм экв., 17.0 МБ

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/320 с, 16.0 мм экв., 16.0 МБ

При этом обе модели B+W в тех же условиях обеспечили приемлемое качество изображения, не увеличив уровень бликов и засветок в кадре. Более того, на снимках с ними блик объектива проявляется не столь заметно. Общий контраст снимка также не пострадал. Все три участника сравнения позволили сохранить высокую детализацию при использовании 42-мегапиксельной камеры.

Выводы

В век цифровой фотографии не потеряли актуальность сразу несколько типов светофильтров. Это защитные (к ним мы относим классические UV-фильтры), градиентные, нейтрально-серые и поляризационные. Современные технологии в буквальном смысле наделили их новыми свойствами. Например, фирменное нанопокрытие MRC nano от B+W способно препятствовать образованию загрязнений на поверхности стекла, делая любой такой фильтр по-настоящему защитным. Грязь с них буквально скатывается! Новые циркулярные поляризационные фильтры B+W KSM HTC POL-CIRC пропускают на ⅔ ступени больше света, чем обычные «полярики», позволяя снимать с рук на более коротких выдержках или более низких ISO.

Безусловно, подобные светофильтры стоят недешево, особенно по сравнению с некоторыми бюджетными объективами. Однако если вы используете топовую оптику, то стоит выбирать светофильтр, соответствующий ей по классу. Наш небольшой тест показал, что в сложных световых условиях разница в цене светофильтров прямо пропорциональна разнице в уровне бликов и засветок на фото.

Светофильтры: как избежать диверсии?

Как известно, главная беда нашего общепита - майонез. Повар берет перепелиные яйца, дальневосточные крабы, деликатесную рыбу, свежайшие овощи и прованские травы. И заливает все это роскошество дешевым майонезом. Экономия на одном блюде - несколько рублей. Но есть это уже нельзя. Блюдо испорчено.

В фотографии роль майонеза играют светофильтры. А происходит это так. Человек приходит в фотомагазин Не обязательно в какую-нибудь лавку безымянную - это может быть известный, респектабельный, брендовый магазин. Покупает полноразмерную камеру за несколько тысяч евро. Покупает качественный объектив - за ту же примерно сумму. Кофр - подороже, понадежнее, помягче, чтобы все это хозяйство не промокло, не разбилось. Флешка у него, допустим, уже есть. Осталось выбрать фильтр. Хотя бы один фильтр необходим - защитный. Мало ли чего.

И тут продавец вкрадчиво говорит:
- А для чего вам переплачивать? Ведь фильтр-то нужен вам всего лишь для защиты объектива, а не для каких-то дополнительных красот. Зачем платить за него тысячу или же две? Возьмите вот этот, за триста. Он ничуть не хуже. Видите - марка известная.

Покупатель только что расстался с очень даже ощутимой суммой денег. Ему их немножко жалко. Хочется на чем-то сэкономить. Предложение продавца ложится, скажем так, на подготовленную почву.

И в результате покупается дешевый светофильтр. С названием известной фирмы на ободке. И - крибли, крабли, бумс! - фальшивый. Потому что дорогие фильтры, как и дорогие коньяки - подделывают. И продавец, кстати, вообще может не знать о той подделке. Заботясь о его спокойной совести, ему об этом могут просто не сказать. Поскольку меньше знаешь - лучше спишь, а продавец должен быть бодрым, энергичным, выспавшимся.

Кстати, в некоторых случаях цены на подделку ничем не отличаются от цен на подлинные фильтры. Что, в общем, понятно - и у покупателя нет никаких сомнений в качестве, и магазину прибыль. Какая? Вот какая. Фильтр покупается за 20 рублей, а продается за 2000. Торговая наценка - девяностократная. Иначе говоря, составляющая 9000 процентов.

Итак, наш крабовый салат испорчен. Можно, конечно, возразить, что аналогия с салатом не совсем корректна. Фарш невозможно провернуть назад, а неудачно купленный защитный фильтр можно скрутить и вышвырнуть.

Так, да не так. Увы, фотографические форумы огромнейшим числом отчаяннейших воплей - дескать, не могу скрутить защитный фильтр, что делать, хелп! Вот вам и хэлп. Скупой платит дважды.

Чем же чреват порочный фильтр? Какие беды он способен принести?

Во-первых, чисто механические. Дорогущий объектив придется нести в сервис просто из-за того, что светофильтр не желает его отпускать. И совершенно не понятно, сколько будет стоить эта хирургия - случай, как вы понимаете, отнюдь не гарантийный.

Во-вторых, фальшивый фильтр может обладать определенными диоптриями - а значит, изменять оптическую схему вашего фотоаппарата. Вряд ли ему нужны подобные очки. А приведет это к тому, что вы не сможете полноценно использовать возможности фокусировки - в ГРИП будет попадать совсем не то, что следует. То есть, то, что должно быть резким, обязательно размоется.

Часто бывает так, что к нам приходят покупатели и жалуются - дескать, мне рекомендовали этот объектив как очень резкий, а он оказался совершенно не резким. Мы в первую очередь советуем снять фильтр и поснимать без него. Как правило, это решает проблему.

В-третьих, изображение может банально ухудшаться - на нем появятся волны, воронки и прочие нежелательные артефакты.

В-четвертых, в оптической системе могут возникнуть блики, а на фотографии - так называемые "зайцы".

Словом, продавец, который предлагает покупателю поддельный фильтр, совершает настоящую диверсию. Впрочем, хватит о грустном. Лучше поговорим о том, как избежать подобных подарков судьбы.

И снова по пунктам.

Во-первых, покупать фильтры нужно не в подземных переходах, а в хороших магазинах. Как мы уже говорили, это не может служить стопроцентной гарантией. Но риск нарваться на подделку снижается ощутимо.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на цену. Если фильтр значительно дешевле большинства его аналогов - жди беды. Дешевый сыр бывает ясно где.

В-третьих, следует тщательно осмотреть сам фильтр. Надписи на ободке настоящего фильтра, как правило, рельефны - буквы и цифры либо слегка продавлены, либо, напротив, выпуклы. На подделке - обычная краска.

Шрифты на настоящем фильтре - фирменные, абсолютно одинаковые во всех надписях. На подделках могут различаться. Например, название фирмы написано одним шрифтом, а его характеристики другим. Так быть не должно.
Сам фильтр должен быть аккуратным, его должно быть приятно держать в руках. Любая, даже малейшая небрежность - повод отказаться от покупки.

Стекло должно быть не приклеено к корпусу, а механически в нем зафиксировано. Настоящий фильтр имеет внутреннюю резьбу, его при желании можно раскрутить и вынуть стекло. Вряд ли вам позволят ставить в магазине эти опыты. Но визуально оценить конструкцию вы сможете.

Ерунда, казалось бы? Но лишь на первый взгляд. Во время съемки на сильной жаре вклеенное стекло может просто вывалиться из корпуса. Ведь при нагревании металл, из которого он сделан, расширяется гораздо сильнее, чем стекло.

И, разумеется, если вы посмотрите на окружающий мир сквозь настоящий, фирменный фильтр, то увидите ровно то же, что и без него. Никаких артефактов. Должно быть ощущение такое, будто в фильтре вовсе нет стекла.

В-четвертых, следует проверить фильтр на оптическую силу. Она, как мы уже говорили, должна быть нулевой. Положите на стол карандаш и поднесите к его части фильтр. Если вы увидите, что карандаш под фильтром стал уже или шире - значит, вам пытаются продать подделку. Повращайте фильтр в горизонтальной поверхности - он может быть астигматическим, то есть, в по одной оси изменять изображение, а по другой нет.

И в-пятых, нужно посмотреть, как на поверхности фильтра отражаются источники света - люстры, настольные лампы, карманные фонарики - да что угодно. В случае хорошего просветления (а светофильтры ведущих фирм, за редким исключением его имеют) они должны ощутимо менять цвет. Именно так, как это ни парадоксально. Изменение цвета говорит о том, что на поверхность стекла нанесены специальные полимеры, его просветляющие. А если просветления нет вообще, то цвет отраженных источников света не меняется вовсе. Разумеется, чем лучше просветление - тем меньше "зайцев". А с непросветленным фильтром они могут возникнуть даже от капли росы на траве.




Мы, сотрудники магазина "Фотодром" оказываем услуги по очистке матрицы. Соответственно, через наши руки проходит огромное количество зеркальных камер. Вынуждены признать: масштабы бедствия катастрофические. Процент фальшивых фильтров, встреченных нами на объективах наших клиентов, невообразимо велик. Около восьмидесяти. И это по самым щадящим подсчетам.

Мы остановили свой выбор на японской фирме MARUMI. Она входит в число ведущих фирм-производителей светофильтров и, по большому счету, нельзя сказать, что чем-то выделяется из них в лучшую или худшую сторону. Но у MARUMI есть одно серьезное преимущество. Ее продукцию практически не подделывают. Дело в том, что линейки фильтров этой компании обновляются каждые несколько месяцев, и пираты (назовем их так, хотя напрашиваются более резкие слова) просто физически не успевают отслеживать этот процесс. Пока они наладят производство фильтров одной серии, она уже снимается с производства, и на смену ей приходит другая, более совершенная. Например, появляется чернение внутренних краев оправы фильтра, которая, опять таки, снижает вероятность появления бликов.

Приветствую вас, уважаемые читатели! С вами вновь, Тимур Мустаев. Если вы являетесь счастливым обладателем зеркального фотоаппарата и используете его не только для домашней фотосъемки, то рано или поздно вы задумаетесь над покупкой как новых объективов, так и светофильтров.

Для чего нужны светофильтры на объектив и чем отличается конкретный экземпляр? С вами мы сегодня об этом и поговорим.

Немного ликбеза

Светофильтр – это оптическое устройство, прямое назначение которого – подавление нежелательных эффектов или же наоборот их приобретение.

Другими слова, светофильтр – это насадка на линзу объектива, используемая для корректировки яркости, контрастности, насыщенности цветов, непосредственно, во время съемки. Обычно их еще называют просто фильтром.

Чтобы наверняка знать, какой фильтр подходит вашему объективу, необходимо запомнить единственный параметр – его диаметр. Он всегда указывается на объективе, либо на его защитной крышки.

Основные виды фильтров

Для зеркального фотоаппарата существует восемь основных видов фильтров, отличающихся друг от друга не только назначением, а именно:

  • Защитные , как вы поняли из названия, оберегают линзу от нежелательных механических повреждений.


Пылинки и излишняя влага очень быстро усугубляют качество оптики, поэтому установка защитного фильтра важна сразу же после покупки.

Данный вид никак не влияет на качество итоговых снимков, потому как по своему строению – это обычное стекло, чуть лучше оконного.

  • Ультрафиолетовые — являются самыми распространенными среди любителей и профессионалов. Если верить громким словам продавцов, то данный вид защищает матрицу устройства от UV волн. На деле подтвердить или опровергнуть эту информацию не возможно.


  • Скайлайт — имеют бледно-розовый оттенок, из-за чего снимки приобретают теплые тона, я считаю, что их покупка нецелесообразна, данного результата можно добиться за считанные секунды при обработке фото.


  • Поляризационные — применяются в основном во время пейзажной съемки.

Они полностью ликвидируют ненужные блики на отражающих поверхностях, таких как вода или стекло.


Используются, когда возникает необходимость затенить кадр или какую-то его часть, не внося при этом никаких цветовых изменений. Обозначается как ND.


Отлично справляются со своей задачей во время фотосъемки на длинной выдержке движущихся объектов, таких как вода, облака, машины с включенными фарами, люди.

Используя данный фильтр можно избавиться от прохожих людей, для этого нужно экспонировать фото в течение двух минут. Этой возможностью частенько пользуются фотографы, снимающие архитектуру в местах, кишащих туристами.

  • Градиентные — создают разноцветное наложение на снимок, меняющее естественные оттенки.
  • Инфракрасные — используются для художественной фотосъемки, они фиксируют возможность объектов не излучать, а наоборот поглощать инфракрасные волны.

На деле, элементы, поглощающие ИК волны, на фото будут выглядеть более темными, а, например, зелень деревьев, отражающая лучи наоборот станет по-зимнему белой. Этот эффект чем-то напоминает негативный кадр.

  • Флуоресцентный — балансирует свет, излучаемый лампами дневного света, до уровня ламп накаливания. Обозначаются как FLD.


Фильтры для создания различных эффектов на фото

  1. Диффузные — создают приятную размытость предметов, в результате чего фото получается похожим на вырезку из сна.
  2. Лучевые , как правило, используются для стилизации фото под картинку. С их помощью получаются звездные блики вокруг светящегося объекта, например уличного фонаря или различных светодиодов. При этом величина и яркость «звездочки» зависит от размера источника света.
  3. Туманные — понижают контрастность кадра, создавая белесую дымку.
  4. Цветные и многоцветные — меняют цвет всего снимка, либо его отдельной части.
  5. Радужные — создают эффект радуги вокруг источников света.


Как вы поняли, светофильтров существует огромное множество, они отличаются друг от друга строением, назначением, ценой. Кстати, что касается последней, она напрямую зависит от диаметра объектива, чем он больше, тем выше цена.

Также на стоимость влияет марка, родные насадки от производителей Canon и Nikon стоят довольно дорого, но не являются лучше многих аналогов.

Поэтому подойдите к долгожданному приобретению с умом, не тратя финансы. Ориентируйтесь на отзывы покупателей по той или иной модели, а также проводите мониторинг цен в разных магазинах.

Можно с легкостью найти, что-нибудь на Aliexpress, например, тот же самый — Поляризационный фильтр . Обязательно читайте отзывы, по ним уже можно делать выводы, покупать или нет. А много чего там покупаю, например, очень хорошим оказался карандаш для чистки объективов и тряпочка из микрофибры .


Если вы заинтересовались светофильтрами, значит вы уже не просто человек, который ставит режим на авто, и без каких-либо знаний фотоискусства, нажимает на кнопку спуск. Вы хотите чего-то большего. Хотите научиться фотографировать как профи. Именно поэтому, рекомендую вам, обязательно ознакомиться с видео курсом — Цифровая зеркалка для новичка 2.0 . Это реально хороший курс, который даст вам хороший пенек в ваших начинаниях в качестве фотографа. Все в ваших руках!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.