Память и способы ее развития. Закономерности памяти. Способы развития памяти

Память это разновидность мозговой деятельности, которая предназначена для хранения, накапливания и воссоздания различных данных. Но с возрастом многие замечают, что их память слабеет и ищут способы тренировки и развития памяти.

Нередко память подвергается невольной, бессознательной тренировке, человек совершает упражнения на развитие памяти, например сохраняя в уме список предстоящих покупок в магазине, вместо того чтобы его записать, осваивая информацию, касающиеся его работы, рассказывая кому-то сюжет впечатлившего его фильма или книги.

    Отказ от привычек, называемых вредными (никотин, алкоголь)

    Проведение на свежем воздухе как минимум часа в день, что обеспечит получение достаточного количества кислорода клетками головного мозга

    Занятия спортом.

    Здоровый сон не менее 8 часов для полноценного восстановления мозга.

    Правильное питание, включающее продукты с высоким содержанием полезных элементов (кефир, йогурты, творог, яйца, печень, жирная рыба, овощи, фрукты, зелень). Употребление определенных витаминов(С,В,Е,D,P), с пищей или в виде таблеток.

    Ежедневное чтение.

Память можно разделить на 2 вида – зрительную и слуховую. Для каждой из них существуют свои способы развития.

Для развития зрительной памяти используют следующие методы:

    Метод рассыпанных спичек. Состоит из раскладывания на столе, для начала, 5 спичек, запоминании того, как они лежали, смешивании и воспроизведении изначального порядка. Со временем количество спичек необходимо увеличить.

    Таблицы Шульте. особые таблицы, наполненные теми либо иными символами. На протяжении 5 минут полагается внимательно просмотреть одну из них, затем таблица убирается, и воспроизводится по памяти на бумаге с максимально возможной точностью.

    Метод Айвазовского. Получил название в честь знаменитого художника, по слухам обладавшего сильной фотографической памятью. При использовании метода нужно 5 минут рассматривать какое-либо изображение, после чего закрыть глаза и детально воспроизвести увиденное.

    Тренинг зрительной памяти при содействии различных бытовых мелочей. Например, можно запоминать номера проезжающих мимо автомобилей, периодическое изменение привычных маршрутов и обращение внимания на их особенности, внимательное наблюдение пейзажа из окна, при этом внимание должно концентрироваться на каждом небольшом элементе по очереди, например на ветке дерева.

Слуховая память, обладает не меньшей важностью, чем зрительная, более того, информация, усвоенная с ее помощью, хранится дольше.

Существует три действенных способа тренировки слуховой памяти:

    Чтение вслух, как минимум 10 минут каждый день;

    Изучение на память стихов, с последующим воспроизведением их вслух;

    Чтобы запомнить ту или иную информацию полезно объяснять ее другим людям.

Среди необычных, но действенных способов совершенствования памяти можно отметить также игру в ассоциации, а еще чтение и проговаривание слов задом наперед. К примеру, дату можно легко запомнить, ассоциируя каждую ее цифру с предметом, животным и т.п., либо с какой-нибудь буквой, к примеру с той, с которой эта цифра начинается. А чтение слов с конца тренирует удерживание в памяти нужной информации.

Развитие памяти начинается с понимания того, что именно называют этим словом. Необходимо осознавать смысл упражнений, улучшающих запоминающую способность. По формулировке это разновидность умственной деятельности. Данная функция предназначена для накапливания, хранения, воспроизведения в сознании имеющейся информации: впечатлений, навыков и опыта. Рассмотрим, какими методами можно ее улучшить.

Функция памяти дается человеку от природы, как и другим живым существам. Благодаря данному свойству мозга человек применяет для решения задач свой и чужой опыт, формирует личность. Хорошее запоминание позволяет не только справляться с учебными программами, но и способствует успеху в жизни. Рассмотрим далее некоторые методики развития памяти или способности запоминать.

Как улучшить память

Мнемотехника для развития памяти — часть искусства, связанного с умением запоминать, называемого мнемоникой. Она включает ряд приемов, составляющих единую методику. По сути одного из способов абстрактный объект при разучивании (например, текста) превращается в визуальный (звуковой, чувственный). Ассоциации укрепляют усвоение получаемых данных. Яркие образы развивают воображение. Прочитывая книги и четко представляя описанное в них, легче запомнить содержание.

  • Способы развития памяти будут реализовываться успешнее у лиц с хорошим воображением. Ведь они привязывают информацию к образам.
  • Развитие памяти может зависеть от индивидуальных особенностей. Некоторым удобнее использовать звуки, музыку или чувства. Театрализованная деятельность как средство развития памяти, предполагает привязку материала к реальным сценам и ситуациям.
  • Упражнения для развития памяти также включают запоминание последовательности образов при соединении их между собой в картину. Такой прием эффективен при освоении больших объемов информации с ее систематизированием. Рассмотрим подробнее конкретные способы.

Метод Цицерона или римской комнаты

Специалисты зачастую применяют способ под названием «Римская комната», который использовал Цицерон. Он заключается в разучивании чего-либо в домашней обстановке. При воспроизведении человек вспоминает помещение с его элементами, а вместе с тем всплывают факты и события. Простой способ привязки информационных понятий к предметам комнаты состоит из ряда этапов.

  1. Создание матрицы, включающей основные образы. Для этого можно взять любое помещение: квартиру, офис, магазин, а также часть города. Важна последовательность прохождения через сознание тех предметов, к которым привязываются элементы информации.
  2. Закрепляем маршрут, чтобы исключить хаос из процесса, сделать запоминание логичным, имеющим смысл.
  3. Привязка к хорошо известным образам информации, из которой можно сделать связное повествование.
  4. Применяем правила запоминания.
  • Новые образы связываем со светлыми местами, делая их четкими.
  • Превращаем большое в маленькое и наоборот.
  • Придаем динамику, шевелим образ.

Рекомендации по развитию памяти с использованием метода Цицерона даются тренингами в первую очередь. Ведь это простое и эффективное средство, которого некоторым людям будет достаточно. Тренировку можно осуществить в любом месте.

Применение эмоций в качестве метода

Другие рекомендации по развитию памяти — приведение запоминаемой информации в соответствие с эмоциями. Так можно освоить довольно большие ее объемы. В веселом настроении легко воспринимается позитив. А грустные тексты лучше заучивать в меланхолическом состоянии, процесс усвоения проходит успешнее. Если необходимо освоить информацию в ближайшие сроки, нужно изменить свое настроение на совпадающее с ней. Музыка для развития подобных навыков может оказаться очень кстати, ведь ее можно выбрать по обстоятельствам.

Использование стресса

Негативные факты хорошо воспринимаются под умеренный стресс. Мозг эффективнее мобилизует ресурсы, информация воспринимается также, как угроза. Активная работа интеллекта при этом содействует обеспечению долговременной памяти. Информация, загруженная в сознание, как важная, легко может быть извлечена впоследствии.

И памяти таким способом — тонкий инструмент, применить который может не каждый. Некоторые люди наоборот забывают все происходящее в подобных ситуациях. Поэтому совместное развитие интеллекта и памяти группой лиц данным способом не практикуется (к примеру, учителями в школе). В известно, что доза стресса индивидуальна для каждого, как и способ погружения в такое состояние. Тренинг осуществляется по следующим правилам:

  • выбор способа вхождения в стресс;
  • определение его дозы (с короткой продолжительностью);
  • наблюдение за периодом эффективной работы мозга;
  • весь процесс контролируется.

Можно опустить руки в холодную воду или вспомнить плохую ситуацию, к которой затем привязывается информация для запоминания. Четверть или половину часа после полученных ощущений материал осваивается спокойно, после чего параметры памяти ухудшаются.

Организация внимания

Внимательно сосредоточившись, человек способен запомнить большое количество информации с подробностями и деталями. Сознание действует избирательно, останавливаясь на наиболее важном. Для тренировки в спокойном состоянии нужно постараться вспомнить какой-либо предмет или рисунок на нем — развитие зрительной памяти. В следующий раз тренируемся на сложной технике: перечисляем функции мобильного телефона. Вырабатывая привычку делать описания, человек тренирует внимание, наблюдательность, улучшая способность запоминать.

Метод осмысления

Понимание того, что мы запоминаем, обеспечивает развитие надежной долговременной памяти. Можно прочитать текст и пересказать его без осмысления, что дает мало толку и не применяется в жизни. Но если осознавать материал с возможностью дальнейшего практического использования знаний, процесс усложняется, приобретая качество. Он происходит с соблюдением ряда следующих правил.

  1. Предсказание информации: нужно представить, о чем написана книга, которую нужно прочитать и запомнить. Выделяя главное, не следует придавать внимания деталям, а при ознакомлении с материалом сравнить его с прогнозом.
  2. Размышление по возникающим вопросам (активизация мышления), помогающее мозгу выделять главное.
  3. Установление причинных связей, подключение логики. С таким подходом можно легко сложить одно целое из фрагментов.
  4. Разбивая осваиваемый объем на фрагменты, а затем собирая в единое целое (анализ и синтез) помогаем себе осмысленно изучить его.
  5. Понять изучаемое поможет возможность практического применения знаний, когда информация увязывается с реальностью. Приносящий пользу процесс помогает запоминанию, способствует активизации оперативной памяти (такого ее вида, который применим к при достижении целей).

Другие эффективные методы

Иные методы, которые включает мнемотехника, также основываются на восприимчивости человека. Реализуется главный принцип — применение визуальных, звуковых и чувственных представлений, абстрактных объектов и понятий.

  • Метод повышенного интереса предполагает, что наиболее отчетливо запоминаются вещи и события, вызывающие любопытство. Продуктивно запоминается информация, которая может принести пользу. В плане реализации оперативной памяти нужно оценить выгоды от освоения материала.
  • Повторение — наиболее популярный способ тренировки памяти. Его плохая сторона в том, что развивается не долговременная, а кратковременная память. Но для некоторых случаев это самая подходящая методика. Упражнение на развитие слуховой памяти может осуществляться именно при повторении.
  • Сущность метода сбора и накопления информации — запоминать сведения из различных источников об одном и том же. Примером является изучение предмета по нескольким учебникам. Иначе изложенная информация дополняет предыдущую, обеспечивая лучшее понимание и восприятие. В плане запоминания происходит развитие оперативной и долговременной памяти.



Известно, что память бывает нескольких разновидностей: зрительная, слуховая, двигательная способности запоминать. У некоторых людей преобладает один из типов, который он и избирает для наилучшего запоминания. Но также тот или иной вид можно развить.

  • Развитие зрительной памяти осуществляется переработкой впечатлений дня перед сном. Другое упражнение для развития памяти — закрывать глаза и перечислять увиденные предметы. Также нужно стараться запоминать лица новых знакомых, сравнивая их черты лица.
  • Слуховая память развивается повторением фраз за дикторами, включая интонации. Полезно учить стихи, фрагменты песен, исполняемых артистами. А также поможет музыка, воспроизведенная для развития мозга и памяти на слух.
  • Укрепление двигательной способности запоминать — это занятие танцами, а также пальцевая гимнастика для развития памяти отличное упражнение. Нужно воспроизводить увиденные ломаные и кривые на бумаге и сравнивать результат с исходной линией. Либо копировать иностранные буквы. Особенно эффективна такая пальцевая гимнастика для развития памяти в отношении иероглифов.
  • Скороговорки для развития памяти основаны на специфической мнемотехнике. Для тренировки можно сначала быстро прочитывать надписи под картинками с запоминанием изображений. После этого глаза следует закрыть и повторить скороговорку по зрительному образу, а не по тексту. Запоминаемость хорошая, если получилось с первого раза.

Заключение

Существуют различные способы развития памяти. Но проверенные методики, описанные выше, дают гарантию улучшения человеческого мозга и его способностей, так как описывают пути, по которым это может произойти. В жизни приходится не только запоминать, но и анализировать данные, обрабатывать и систематизировать их. При этом память не остается неизменной, ее можно развивать до лучших параметров.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе память и способах ее развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Амнезия - отсутствие памяти. Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Виды памяти:
1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти;

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти "куски" были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный "кусок-образ". Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По объему кратковременной памяти можно прогнозировать успешность обучения по формуле
ОКП / 2 + 1 = балл учебный.

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации; бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Для с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью - кривая 1 на графике); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери от забывания, лучше так: в первый день - 2-3 повторения, во второй день - 1-2 повторения, в третий-седьмой день по 1 повторению, затем 1 повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Кривая забывания Эббингауза:
а - бессмысленный материал; б - логическая обработка; в - при повторении

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение. Оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий. Формы воспроизведения:
- узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
- воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
- припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
- реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
- эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

(мнемотехнические) приемы запоминания - специальные приемы для облегчения запоминания.

1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации ("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).

2. Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой,

3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова - чтобы запомнить медицинские термины, "супинация" и "пронация", используют созвучную и шуточную фразу "суп несла и пролила").

4. Находить яркие, необычные образы, картинки, которые по "методу связки" соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слое: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук - запомнить это будет легко, если вы вообразите их "персонажами" яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт - "карандаш" в "очках" подходит к полной даме "люстре", на которую шаловливо влезает "стул", на обивке которого сверкают "звезды". Такой придуманный мулътик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания по "методу связок", полезно сильно искажать пропорции (огромный "жук"); представлять предметы в активном действии ("карандаш" подходит); увеличивать количество предметов (сотни "звезд"); менять местами функции предметов ("стул" на даме-"люстре").

Попробуйте сейчас, используя "метод связок", запомнить список слов, затрачивая на каждое слово по 3 секунды: трава, дом, павлин, платье, очки, скрепка, гвоздь, клей. Удалось?

5. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем "обходе".

6. При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы:

а) выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54;

б) выделить знакомые числа - например, в числе 859314 выделить 85 - год рождения брата, 314 - первые цифры числа "пи" и т. д.;

в) "метод зацепок" - замена цифр образами. Например, 0 - круг, 1 - карандаш, 2 - очки, 3 - люстра, 4 - стул, 5 - звезда, 6 - жук, 7 - неделя, 8 - паук и т. д. Можно заменять цифры буквами и словами. Например, замена цифр 1,2,3,8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 - один - Н, 2 - два - В,3 - три - Р. А цифры 4,5,6, 7,9 заменить начальными согласными в их названии: 4 - 4,5 - П,6 - Щ, 7- С,9 -Д.

Замена словами: О - Л (иЛ), 1 - Н (Ной), 2 -В (Вой), 3 - Р (аРия), 4 Ч (оЧи), 5-П (Па), 6-Ш (уШи), 7 -С (уСы), 8 -М (яМа), 9-Д (яД), 10 - НиЛ, 11 - НеоН, 12 - НиВа, 13 - НоРа, 14 - НоЧь, 15 - аНаПа, 16 - НиШа, 17 - НоС, 18 - НеМой, 19- АНоД, 20 - ВоЛ, 21 - ВиНо, 22 ВиВа, 23 - ВаР,.... 35 - РеПа, ..., 44 - ЧаЧа, .... 56 - ПаШа,.... 67 - иШиаС, ..., 78 - СоМ,..., 84 - МяЧ...., 93 - ДаР,..., 99 - ДуШа, 100 - На-ЛиЛ и т. д.

Например, вам надо запомнить телефон 9486138, то 94 - ДаЧа, 86 - МыШа, 13 - НоРа, 8 - яМа, - легко запоминается образ "на даче мышь сделала нору и яму" - этот номер вы уже не перепутаете.

7. Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза на 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

На пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими факторами.

Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений, избирательно влияющих на процессы обучения (скажем, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков, и др.)" создание и формирование энграмм - веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы).

Сейчас изучение фармакологических средств, влияющих на память, идет стремительно. Установлено, что давным-давно известные гормоны гипофиза могут служить стимуляторами памяти. "Короткие" цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долговременную память.

Согласно гипотезе о физической структуре памяти в основе феномена памяти лежит пространственно-временной паттерн биоэлектрической активности нервных популяций - дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью более адекватно воздействие на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными факторами. Успеха можно добиться путем влияния на мозг различными физическими факторами - электрическими и акустическими.

Все это говорит о реальной возможности управления памятью.

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.


Память - одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены. Как отмечал Ларошфуко: "Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум". Типичные расстройства памяти наглядно демонстрируют ее зависимость от всего комплекса личностных особенностей человека, а их анализ позволяет лучше понять память именно как психологический феномен.

Индивидуальные параметры человеческой памяти отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие "нормальная память" достаточно расплывчато. Например, ваши воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного, в них воспроизводятся самые мелкие подробности, вы и не подозревали, что все это "помните". В этом случае говорят о гиперфункции памяти, которая связана обычно с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых наркотиков или гипнотическим воздействием.

Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем (в самой яркой образной форме) свои крайне неприятные или позорные поступки. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они возвращаются вновь и вновь, вызывая у нас чувство стыда и раскаяния ("память совести").

Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти, частичная утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (дат, имен, названий, терминов и т. п.). Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии. Ее причины: алкоголизм, травмы, склероз, возрастные и негативные личностные изменения, некоторые заболевания.

При вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т. е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше.

Быстрее люди утрачивают память, связанную с правилами сложных мыслительных действий, комплексных оценок, устойчивее всего манера держаться, походка и т. п.

Нарушение непосредственной памяти, или "корсаковский синдром", проявляется в том, что нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.

Достаточно часто встречаются забывчивость, неточность усвоения информации, забывание намерений как следствие эмоциональной неустойчивости человека.

Если при полноценном функционировании памяти наблюдается "эффект Зейгарник", т. е. незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих нарушениях памяти происходит и нарушение мотивационных компонентов памяти, т. е. незавершенные действия забываются.

Интересны факты обманов памяти, имеющих обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний (конфибуляции) и искажений памяти. Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Простейший случай: ребенку дают конфету, он ее быстро съедает, а затем "забывает" об этом и совершенно искренне доказывает, что он ничего не получал. Переубедить его (как и многих взрослых) в подобных случаях практически не удается. Память легко становится рабой человеческих страстей, предубеждений и влечений. Именно поэтому непредвзятые, объективные воспоминания о прошлом - большая редкость. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в действительности, и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т. е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической реальностью.

Люди могут переносить обширные повреждения мозга без явных нарушений памяти. Единственно обнаруженная закономерность носила самый общий характер: чем обширнее повреждения мозга, тем серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется законом действия массы: память разрушается пропорционально весу разрушенной мозговой ткани. Даже удаление 20% мозга (при хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Поэтому возникли сомнения в существовании локализованного центра памяти. Ряд психологов однозначно утверждали, что органом памяти следует считать весь мозг.

При прямом воздействии на некоторые участки мозга в сознании могут всплывать сложные цепи воспоминаний, т. е. человек вдруг вспоминает то, что давно забыл, и легко продолжает помнить "забытое" после операции. Был найден, если не центр памяти, то, во всяком случае, участок, регулирующий перевод данных из кратковременной памяти в долговременную, без чего запоминание вновь поступившей новой информации невозможно. Этот центр называется "гиппокамп" и расположен в височной доле мозга. После двустороннего удаления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминание новых данных не наблюдалось.

Человеческая память не может хранить в себе абсолютно всю информацию. Она является только лишь одной из тех многочисленных функций, которые выполняет человеческий мозг в целом. В случае, когда память перегружается количеством информации, начинает проявляться ее способность отфильтровывать и не запоминать ту информацию, которая человеку не нужна, является устаревшей или же стала на текущий момент времени неактуальной. Потому, развитие памяти должно быть направлено, в первую очередь, на улучшении ее способности правильного фильтрования информации для того, чтобы в результате сохранить саму важную и наиболее актуальную из нее.

Для начала, нужно сформулировать понятие «метод». Метод - совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия, основная функция которого - организация и регуляция любой деятельности, а не только научной.

Основными методами развития памяти, которые на современном этапе времени используют миллионы людей во всем мире, являются:

Метод развития памяти под названием «Последовательные ассоциации» основывается в запоминании человеком слов с помощью выстраивания им определенных ассоциаций. Благодаря этому методу существует возможность вспомнить не только лишь сами слова, но еще и тот порядок, по которому они были расположены в тексте. При использовании данной методики, кроме памяти, достаточно активно задействуется также и воображение человека.

Метод развития памяти «Фонетические ассоциации» достаточно часто применяют для запоминания иностранных цифр и слов. Он заключается в воспоминании тех ассоциаций, которые похожи на то иностранное слово, которое необходимо запомнить. В результате применения этой методики развития памяти человек может запомнить за один день до 100 иностранных слов, при этом, не пытаясь их просто «вызубрить» наизусть.

Метод «логических закономерностей»: в том случае, если человек запоминает фигуры в какой-то определенной последовательности, к примеру, круг-квадрат-треугольник, он может в дальнейшем провести закономерности. В данном случае «круг -- это знак совершенства, постоянства; квадрат -- это знак надежности и спокойствия; треугольник же -- знак энергии и прогресса. Такие ассоциации должны способствовать вспомнить исходные фигуры и их последовательность. Данный метод развития памяти прекрасно подходит тем людям, которые имеют ярко выраженную мыслительную активность и не сильны выраженным воображением.

Метод развития памяти, под названием «ОЧОГ», на протяжении многих лет довольно успешно применяется в процессе обучения студентов во многих европейских странах. Название метод взял от заглавных букв основных его этапов: 1. Ориентировка в тексте для распознания его ключевой идеи; 2. Повторное Чтение и одновременное выделение основных его деталей; 3. Обзор текста с целью более полного осмысления правильности его изложения, а также выделения второстепенной и основной мысли текста; 4. Выделение Главной мысли при пересказе текста. Но, несмотря на достаточно высокую популярность данного метода, он часто подвергается критике со стороны педагогов образовательных школ как методика, не обладающая всем необходимым для запоминания текста и, соответственно, развития памяти. Мнения сегодня в его отношении у специалистов разделились.

Метод развития памяти «Автобиографические ассоциации». Немалому количеству людей очень тяжело дается использование таких методов развития памяти, которые требуют максимально глубоко вовлекать воображение в обучающий процесс. Как раз для таких людей был создан метод, носящий название «автобиографические ассоциации», который предполагает работу не с придуманными, а с жизненными ситуациями, которые реальны. Для применения этой методики развития памяти можно использовать и те жизненные ситуации, которые произошли с самим человеком, и те, которые касаются других людей -- его друзей, приятелей, родственниками. Также в данном случае можно использовать и даты исторических событий.

Метод, называющийся «Оживление», представляет собой способ, который прекрасно работает не только лишь в плане развития памяти, но одновременно с этим развивает еще и фантазию человека. Он заключается в представлении таких картин в фантазии человека, наводящих на мысль о том предмете, который необходимо запомнить. Если существует необходимостью запомнить такую информацию, которая представлена в виде цифр (к примеру, историческую дату), то человек использует визуализацию. А это, в свою очередь, способствует значительному расширению границ памяти, которые у него существуют на данный момент. Человек в процессе запоминания таким образом представляет то, на какие из предметов похожи цифры, которые нужно запомнить. Например, цифру «1» возможно представить в качестве дерева, цифру «2» -- как змею, «4» -- в форме цветка и т.д.

Метод, под названием «Повторение», многие люди применяют в качестве основного способа процесса развития памяти. Кажется, на первый взгляд, что может быть еще проще для запоминания информации, нежели многократное ее повторение? Но, многие люди путают наполнение памяти информацией и ее развитие. Разделять эти понятия чрезвычайно важно, так как повторением информации, которая ему не нужна, человек не развивает память, а только лишь «захламляет» ее резервы. Кстати, многими школами, которые на современном этапе времени, исследуют вопросы, которые касаются развития памяти, эта методика была разбита «в пух и прах». Объясняется это тем, что в процессе использования этого метода воображение человеком не используется. Данная методика развития памяти просто заставляет повторять многократно те или иные слова и потом надеяться, что эта информация отложится в памяти человека. Естественно, единственным вариантом проверить действенность метода такого плана является его применение на практике.

Метод развития памяти «Трансформация» основан на трансформации какого-то определенного воображаемого образа. К примеру, яркий предмет человек может трансформировать в предмет, который имеет черно-белый цвет, а объемный предмет в своем воображении превратить в плоский. Прием этот замечательно подходит в таких ситуациях, когда существует необходимость запомнить иероглифы.

Метод, который носит название «Вхождение», на сегодняшний день специалистами считается одним из наиболее эффективных и самых действенных способов развития памяти человека. Но, при этом, он представляет собой довольно сложный способ. При использовании методики такого рода человек, думая об определенном образе, фильме либо картинке, входит мысленно внутрь его образа. После того, как в мыслях человек побывает внутри той или иной картинки или, к примеру, фильма, то он почувствует связь между действием, которое в ней/нем происходит. При этом, воспоминания останутся в его памяти надолго, потому, что человек сам непосредственно является участником каких-то происходящих событий.

Такой способ развития памяти, как «Метод Цицерона, назван в честь великого императора, оратора и философа Цицерона. Он заключается в том, что предмет, который необходимо вспомнить, оставляют в одной из достаточно хорошо знакомых комнат. Чтобы найти предмет, который нужен, необходимо вспомнить ту комнату, в которой он был его оставлен. Именно таким образом свою память тренировал Цицерон. Он перед каждым выступлением ходил по дому, мысленно оставляя в углах комнаты части своих лекций. Следует отметить, справедливости ради, что настоящим автором этой методики является не Цицерон -- его использовал великий древнегреческий писатель Симонид, а Цицерон у него его просто перенял и успешно использовал.

Развитие памяти является необходимым для каждого человека, потому, что от конкретного состояния памяти напрямую зависит немалая часть общей мозговой деятельности человека. В связи с этим, заботиться о ее развитии необходимо постоянно, еще смолоду.

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Две тысячи лет спустя французский философ и естествоиспытатель Р. Декарт, создатель "гидравлической" модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению "жизненных духов", что сопровождается формированию навыков - т.е. запоминанием. Позже - уже в 19 и начале 20 веков - в связи с созданием таких систем, как телефонная сеть, электронно-вычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмы память трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмы действия перечисленных выше устройств.

Наконец, в связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти привлекли уже биологические аналогии. В частности, предполагали, что механизмы, по крайней мере, одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запечатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).

1. Виды памяти.

Традиционно психологи, которые традиционно первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

  • двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений;
  • образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.);
  • словесно- логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;
  • эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.
  • Не произвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.
  • Произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

    Существуют и другие классификации видов памяти:

    Непосредственная . Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.

    Оперативная . Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.

    Долговременная. В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически.

    Долговременная память подразделяется на:

    А) генетическую память - это все то, что накопили наши предшественники.

    Б) наследственную память - память ближайших родственников.

    2. Совершенствование памяти

    Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа и точки - 8-9, на буквы - 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.

    В принципе возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.

    Химический подход, который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен. На благоприятные результаты от использования психофармакологических средств, активизирующих мозговую деятельность, можно рассчитывать лишь имея в виду людей со стабильной, уравновешенной психикой, а также людей с более или менее угнетенной психикой, инертных, малоинициативных, не уверенных в себе.

    Можно принять и адаптегоны. К ним относятся корень Жень-Шеня, препараты из китайского лимонника и элеутерококка. Действие адаптогенов весьма разнообразно. Человеку, занимающемуся физическим трудом, они помогают справиться с физическим перенапряжением, альпинисту - приспособиться к пониженному атмосферному давлению, литейщику - к высокой температуре и перегреванию организма, ткачихе - к шуму в цехе и т.п. Они помогают больному быстрее поправиться после операции. Одним словом, они "следят" за сохранением внутреннего равновесия в организме, а это очень важно для работы мозга, в т.ч. для эффективности обучения и запоминания. Сахароза - пищевой сахар, быстро восстанавливает силы, т.к. организм быстро усваивает дисахариды, которые так же есть и в адаптогенах. Кроме того, адаптогены обеспечивают более экономное расходование энергии мышцами, улучшает синтез белков, что имеет прямое отношение к биохимическому механизму памяти.

    Экстракт жень-шеня резко усиливает синтез РНК в организме.

    Выраженными адаптогенными свойствами обладает метилурацил.

    Большие надежды возлагают на гаммалон и неотропил (пирацетам) оба активизируют метаболизм мозговых клеток и непосредственно участвуют в улучшении передачи нервных импульсов.

    Ухудшают память: кокаин, метизергид, препараты резерпина и аменазина (хлорпромазина).

    Второй подход к изучению и регулированию процессов памяти - физический. Заключается он в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще.

    Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур.

    Оптические методы управления памятью выгоднее.

    Существует еще одна возможность целенаправленного воздействия на функции памяти - с помощью фокусированного ультразвукового эффекта.

    Влияние курения. Первоначально в малых дозах, он расширяет кровеносные сосуды и действует возбуждающе. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, его мысль течет быстрее. Но все это длится недолго. В больших дозах и при длительном употреблении никотин сужает сосуды. Под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма (вовсе не безобидных) умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти. Результаты исследований показали, что под влиянием курения табака, наступает ухудшение кровоснабжения мозга.

    Алкоголики часто жалуются на забывчивость. Под удар алкоголя главным образом попадает кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давно происходившие события, но столь же легко забывают сиюминутные. Кроме того, алкоголь приводит к замедлению мозговой деятельности.

    Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в "форме". Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы 20-25 минут.

    Лучше всего функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня.

    Подбирая литературу, которая может дать ответы на интересующие вас вопросы, вы должны найти наиболее удобный вам способ восприятия информации. Прочитайте с этой целью какой - нибудь отрывок из текста "про себя", другой вслух, третий - запишите; а четвертый можете продиктовать в микрофон и прослушать в магнитофонной записи. Определите какой отрывок вы запомнили лучше всего и каким образом, вы узнаете какой способ восприятия информации вам больше подходит.

    Используйте по возможности все способы восприятия информации, комбинируйте их и через некоторое время память ваша станет надежней, лучше. Очень важно при запоминании новой информации, не отправлять ее в дальние "кладовые памяти", а постараться сопоставить ее с полученной ранее, развивая тем самым ассоциативную память.

    Группы слов можно запоминать, создавая в сознании соответствующие сцены. Чем они нелепее, тем лучше. Например, для запоминания названия ресторана "Под липами" представьте себе, как вы сидите под этими деревьями с их неповторимым ароматом. Если требуется запомнить название "Вулкан" ил "Молния", нужно пытаться запомнить слово как образ, а не как группу из нескольких букв. Чтобы, запомнить перечень предметов, представьте себе знакомую улицу и расставьте все предметы перед подъездами в порядке их расположения. После этого мысленно пройдитесь по улице. Вам будет легко восстановить в памяти весь перечень. Запоминая группу букв или слогов, полезно связывать их в слова с определенным смыслом. Мозг человека лучше запоминает то, что имеет смысл. Чтобы запомнить фамилию нового знакомого, нужно связать ее с какой - либо характерной его чертой. Например: фамилию Розов с розовым цветом его лица и т.п.

    Несколько упражнений по Ф.Лёзеру.

    Тренировка запоминания логически не связанного текста.

    Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.

    1. Украинец
    2. Экономка
    3. Каша
    4. Татуировка
    5. Нейрон
    6. Любовь
    7. Ножницы
    8. Совесть
    9. Словарь
    10. Глина
    11. Масло
    12. Бумага
    13.Сладости
    14. Логика
    15. Социализм
    16. Глагол
    17. Прорыв
    18. Дезертир
    19. Свеча
    20. Вишня

    Эффективность запоминания вычисляется по формуле:

    Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100, получаем % эффективного запоминания.

    Запоминание чисел.

    За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами. После этого написать все, что вы запомнили.

    1. 43
    2. 57
    3. 12
    4. 33
    5. 81
    6. 72
    7. 15
    8. 44
    9. 96
    10. 7
    11. 37
    12. 38
    13. 86
    14. 56
    15. 47
    16. 6
    17. 78
    18. 61
    19. 83
    20. 73

    Эффективность запоминания в % вычисляется по формуле:

    Количество правильно названных чисел делится на 20 и умножается на 100.

    Запоминание лиц с именами и фамилиями.

    Запомнить предлагается 0 фотографий с именами и фамилиями. На это дается 30 секунд. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются исследуемому, и он должен "опознать" их. Эффективность запоминания определяется по аналогичной формуле.

    Запоминание логически связанного материала.

    Предлагается запомнить 10 основных положений подчеркнутых в нижеследующем тексте (они приведены в определенном порядке). Испытуемый должен прочесть текст и через 1 минуту воспроизвести содержание основных положений и порядок предложений.

    "Роботы, которым доступны определенные поведенческие реакции.
    РОБОТЫ МОГУТ АНАЛИЗИРОВАТЬ СОЗНАНИЕ (1), создавая программы для его развития. ОНИ ВЫРАБАТЫВАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (2).
    ЭТО МИРАЖ (3) ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА (4)?
    ДЕОНТОЛОГИЯ или логика норм поведения ПОЗВОЛЯЕТ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС (5).
    СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ВСЕГДА РЕГУЛИРУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ (6).
    ОБЩЕСТВО НЕ МОГЛО БЫ (7) существовать без подобных норм.
    ВОЗРАСТАЮЩАЯ СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (8) ДИКТУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫРАБОТКИ НАУЧНЫХ ОСНОВ, ПРАВОВЫХ И МОРАЛЬНЫХ НОРМ (9).
    Это является АКТУАЛЬНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ (10).

    Эффективность запоминания в % выражается формулой:

    Число правильно воспроизведенных основных положений разделить на 10 и умножить на 100.

    Средняя продуктивность запоминания.

    Средняя продуктивность запоминания вычисляется по результатам проведенных упражнений. Сумма результатов проведенных упражнений делится на их число (в данном случае 4).

    Например: упр. № 1……..%
    упр. № 2……..%
    упр. № 3……..%
    упр. № 4……..%
    Сумма этих % делится на 4

    В результате ряда исследований установлено, что при 90-100% эффективности запоминания память человека можно квалифицировать как отличную, при 70-90% - как очень хорошую, при 50-70% - как хорошую, при 30-50% - как удовлетворительную, при 10-30% - как плохую и при 0-10% - как очень плохую.

    При систематической тренировке, если даже программа составлена самим тренирующимся, память постепенно улучшается.

    Тренировка концентрации внимания.

    Для тренировки концентрации внимания необходимо, чтобы человек сосредоточил его на избранном предмете и его основных свойствах, не отвлекался от мыслей об этом предмете. Запоминать следует существенную информацию о каком - либо событии, игнорируя несущественную.

    3.Основные принципы запоминания новой информации.

    Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Вот некоторые примеры:

    Альберт Эйнштейн - один из величайших физиков. Смысловое значение здесь состоит в том, что он создал теорию относительности.

    Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, то они запоминаются надолго. Например, Луна-масло. Можно представить себе самое невероятное - кусок масла на Луне.

    Структурные связи также помогают запоминанию. Лёзер приводит пример: если число 683429731 разместить следующим образом 683-429-731, его будет легче запомнить. Для более легкого запоминания информацию можно разделить на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать некоторые слова.

    Метод ассоциации.

    Методом ассоциации умело пользовался римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при подготовке своих блестящих речей, которые произносил, не пользуясь никакими записями. Он был великолепным оратором. С помощью особых приемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с определенной ситуацией в комнате и, расхаживая по этой комнате, проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминали предметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.

    Существует простейший способ создания собственных упражнений, помогающих памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами (подобно описанной здесь тренировке запоминания логически не связанного текста) по системе словесно - числового запоминания. За этим упражнением должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастать мнемонические способности мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память.

    Запоминание лиц.

    Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно перед старыми знакомыми, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общались, и вообще, кто они такие.

    Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у других людей и пр.

    Запоминание имен.

    Первое условие для запоминания имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз - другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с эго характерными приметами и т.д.

    Общие условия успешного запоминания.

    1. Когда материал интересен для запоминающего.
    2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.
    3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.
    4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.
    5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.
    6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).
    7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.
    8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

    Советы по развитию памяти (прежде всего механической).

    1. "Не подряд". Научное название здесь такое: "закон распределения повторений во времени". Суть: число повторений, необходимых для полного усвоения материала, уменьшается, если не стремиться запомнить все в один присест. Чем больше надо повторений, то есть чем обширнее порция запоминаемого материала, тем больше разница между требуемыми повторениями "за один присест" и за несколько.

    2. Необходимо систематически чередовать пассивное восприятие запоминаемого материала с активными попытками припоминания с психологической установкой на запоминание. Переход на эту новую систему запоминания потребует в среднем 4-5 месяцев, но полностью себя оправдает.

    3. По возможности чаще применять мнемотехнические (то есть не связанные с содержанием запоминаемого) приемы. Например: "Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны". Здесь одно затруднение: рецепта, как самому сочинять такие присказки-подсказки, не существует, а готовых приемов на все случаи жизни не напасешься. Но их не трудно изобрести человеку, знакомому с индивидуальными особенностями своей памяти. Нужно запомнить и руководствоваться генеральным правилом всякой умственной работы - отдыхать через смену занятий, а не через безделье. И это относится к памяти в полной мере.

    4. Разнообразие, избежание монотонности в работе памяти.

    Известно, что эмоционально окрашенные события, прежде всего отрицательные, а также аффекты забываются плохо. Информацию для запоминания лучше подавать на фоне цветового, зрительного и тонального слухового восприятия.

    Необходимо стремиться, чтобы в запоминании и воспроизведении участвовали все чувства или хотя бы большая их часть. Нужно научиться создавать их сочетание (например, цифра 8 - представляется полной женщиной, 87 - полная женщина идет с усатым мужчиной, цифра 5 - пахнет ландышем и т.п.).

    Совмещать запоминание лучше в сочетании с другим механическим занятием (ходьба, вязание и т.п.). Если ввести себя в состояние самогипноза с помощью аутотренинга или медитации с мысленным перевоплощением в другую личность запоминание происходит быстрее и эффективнее.

    Сон после обучения (запоминания) уменьшает забывание примерно в 2 раза.