1. Конкретная семья как группа и объект исследования
а) нормальная семья;
б) идеальная семья;
в) реальная.
2. Первая из пяти потребностей человека по А.Маслоу в иерархической структуре:
а) потребность в безопасности и защите;
б) потребность в уважении;
в) физические потребности;
г) потребность в принадлежности и любви;
д) потребность в самоактуализации.
3. Семья – это …
а) малый коллектив;
б) малая группа;
в) малое общество;
г) малая культура.
4. Ведущими мотивациями супружеского союза являются все, кроме одной:
а) нравственно-психологическая;
б) хозяйственно-бытовая;
в) семейно-родительская;
г) интимно-личностная;
д) эмоционально-досуговая.
5. С течением времени функции семьи
а) изменяются;
б) остаются ригидными;
в) стабилизируются;
г) упрощаются.
6. В современной семье на первом месте стоит функция:
а) биологическая;
б) хозяйственная;
в) экономическая;
г) социально-психологическая.
7. К типу семьи по количеству брачных партеров относятся все, кроме одной (выделите один неверный ответ):
а) моногамия;
б) серийная моногамия;
в) полигамия;
г) эндогамия.
8. Экзогамия
а) структура власти в семье;
в) принадлежность супругов к определенной общности;
г) количество детей в семье.
9. Полигиния – это:
а) многомужество;
б) многоженство;
в) неравный брак;
г) единобрачие.
10. Продолжите фразу: «Полиандрия – это…
а) многомужество
б) многоженство
в) партнерство
12. Отличительными признаками патриархальной семьи являются:
а) патрилокальность;
б) покорность;
в) патрилинейность;
г) партнерство.
13. Эгалитарная семья предполагает:
а) полное равноправие мужа и жены;
б) совместное лидерство мужа и жены;
в) бесспорное лидерство мужчины;
г) персональное главенство женщины.
14. Модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях, культуре
а) нормальная семья;
б) идеальная семья;
в) реальная.
15. Деловой лидер – муж, эмоциональный лидер — жена
а) бикарьерная семья;
б) эгалитарная семья;
в) неопатриархальная семья.
16. К кризису традиционных семейных устоев относятся:
а) отказ от преданности брака на всю жизнь;
б) интенсификацию разводов;
в) увеличение числа неполных семей;
г) широкое распространение абортов;
д) внебрачное рождение детей.
17. Какой тип семьи преобладает в современном обществе:
а) детоцентрический;
б) межпоколенный;
в) автономный;
г) регулирующий.
18. Альтернативными браками являются:
а) неполная семья;
б) конкубинат;
в) семья-клуб;
г) коммуна.
19. Патриархальная семья
а) структура власти в семье;
б) количество поколений в семье;
г) количество детей в семье.
20. Какие теории в современной науке определяют понятие «нация»:
а) культурноцентристская теория;
б) биологическая теория;
в) полоролевая теория;
г) климатическая теория.
21. Смысл брака в религиозных системах состоит (дайте два верных ответа):
а) производстве потомства;
б) идентичности индивидуума;
в) эмоциональной открытости;
г) верности.
22. Кто ввел понятие «жизненный цикл семьи»:
а) Н. Пезешкиан;
б) Пол Глик;
в) Л. Леви-Брюль;
г) В. Дружинин.
23. Период вступления в брак и зачатие первенца
б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;
24. Нуклеарная семья
а) структура власти в семье;
б) количество поколений в семье;
в) принадлежность супругов к определенной общности;
г) количество детей в семье.
25. Подлинное и полное равноправие жены и мужа
а) бикарьерная семья;
б) эгалитарная семья;
в) неопатриархальная семья.
26. К задачам развития молодой семьи относятся все, кроме одной:
а) дифференциация от родительской семьи;
б) установление границ общения с друзьями и родственниками;
в) разрешение конфликта между личными и семейными проблемами;
г) пересмотр супружеских отношений.
27. Длится от зачатия до рождения ребенка
а) интерпретативная стадия;
б) стадия формирования образа;
в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.
28. На возникновение симпатии влияет все, кроме одной (исключите один неверный ответ):
а) физическая привлекательность;
б) социально-демографические характеристики;
в) особенности поведения в общении;
г) собственная самооценка.
29. Семья, которая обеспечивает требуемый min благосостояния, социальной защиты и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.
а) нормальная семья;
б) идеальная семья;
в) реальная.
30. Многодетная семья
а) структура власти в семье;
б) количество поколений в семье;
в) принадлежность супругов к определенной общности;
г) количество детей в семье.
31. Равно значимыми признаются профессиональные интересы мужа и жены
а) бикарьерная семья;
б) эгалитарная семья;
в) неопатриархальная семья.
32. Период появления первого ребенка
а) стадия репродуктивного родительства;
б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;
г) стадия социализированного родительства.
33. Период дошкольного возраста
а) интерпретативная стадия;
в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.
34. Согласно Э. Фромму, «бегством от одиночества» является:
а) придуманная любовь;
б) творческая деятельность;
в) альтернативный брак;
г) чувство вины.
35. Зрелая любовь возникает благодаря (выделите один верный ответ):
а) личностному росту партнеров;
б) братской любви;
в) влюбленности;
г) романтической любви.
36. Формирование внутрисемейной коммуникации предполагает решение задач (выделите два верных ответа):
а) определение границ семьи;
б) изменение типа родительского поведения;
в) согласование личных и семейных ценностей;
г) правила взаимодействия между супругами.
37. Большинство семей в России это:
а) семьи с обоими родителями;
б) семьи с одним родителем и детьми;
в) бездетные семьи;
г) ни один из ответов не является верным.
38. Во всех перенаселенных странах жители крупных городов испытывают серьезные проблемы с одиночеством, уходом в себя и апатией.
а) верно;
б) неверно
в) не всегда
39. Воспитание детей
а) стадия репродуктивного родительства;
б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;
г) стадия социализированного родительства.
40. Период младшего школьного возраста
а) интерпретативная стадия;
б) стадия формирования образа;
в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.
41. Наиболее распространенной моделью семьи является:
а) разветвленная;
б) неполная;
в) нуклеарная;
г) ни один из ответов неверен.
42. Присущая человеку социальная структура семьи дает детям возможность:
а) получить очень хороший уход;
б) воспринимать социальные и культурные обычаи;
в) усваивать опыт предшествующих поколений;
г) верны все ответы.
43. Семья представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии.
а) верно;
б) неверно
в) не всегда
44. Основными подсистемами семьи являются:
а) прародители;
б) родители;
в) сиблинги;
г) все ответы верны.
45. Разводимость и число детей в семье находятся между собой в:
а) прямой связи;
б) обратной связи;
в) нет никакой связи.
46. Появление первого внука
а) стадия репродуктивного родительства;
б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;
г) стадия социализированного родительства.
47. Период подросткового возраста
а) интерпретативная стадия;
б) стадия формирования образа;
в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.
48. Наиболее надежный долгосрочный прогноз рождаемости можно составить по опросам о репродуктивных ориентациях:
а) жен;
б) мужей;
в) молодоженов;
г) детей.
49. Функцией предбрачного периода является:
а) накопление совместных впечатлений и переживаний;
б) узнавание друг друга;
в) прогнозирование и проектирование семейной жизни;
г) все ответы верны.
50. Формирование семейного договора (распределение ролей) должно учитывать:
а) состояние здоровья;
б) степень занятости на производстве;
в) интересы, склонности и умения каждого партнера;
г) все ответы верны.
51. Основные причины деструктивного характера разрешения противоречий:
а) эгоцентризм;
б) блокировка удовлетворения базовых потребностей партнера;
в) снижение возможностей самоактуализации и уровня самоуважения партнера;
г) все ответы верны.
52. Нормальный кризис в жизни женщины это:
а) период первой беременности;
б) замужество;
в) карьерный рост;
г) первая любовь.
53. Сиблингами называют:
а) двоюродных братьев;
б) братьев и сестер;
в) сводных детей;
г) прародителей.
54. Жизненный сценарий по Э. Берну формируется:
а) на основе опыта жизни в родительской семье и родительского «программирования»;
б) на основе причинно-следственных связей;
в) на основе чувственного опыта;
г) на основе контакта с противоположным полом.
56. Выделите классиков семейного консультирования:
а) В. Сатир;
б) Б. Скиннер;
в) К. Витакер;
г) С. Минухин;
д) Э. Эйдимиллер.
57.Выделите три основных понятия структурной модели по С. Минухину:
а) структура семьи;
б) холоны или субсистемы семьи;
в) сценарий семьи;
г) границы семьи;
д) территория семьи.
Если вы можете с уверенностью сказать: Мой ребенок 3 года уже как воспринимает мир через зрение (осязание, слух), то Вам совсем необязательно проходить данный тест, Вы можете сразу посмотреть на результат и дальше уже думать о том, что ребенок будет делать летом.
Итак, давайте посмотрим, каковы наши дети ?
У Вашего малыша доминирует зрение
Он прежде всего зритель и только потом актер, он как губка впитывает картинки. Любит наблюдать, рисовать, разукрашивать.Как быть с таким ребенком?
Такой малыш изучает мир прежде всего через внешние образы. Если вы хотите расширить его словарь, нужно показывать ему картинки, ждать, пока он осмыслит их, а потом произносить соответствующие слова. Два значения для дальнейшего восприятия, звуковое и образное, должны быть сообщены по отдельности. Это Ваш козырь обучения!Начните с рисунка, картины, скульптуры, короче говоря, с искусств, которые позволят проявить его образный вкус. Такой ребенок способен мысленно представлять предметы и местность, он прекрасно справляется с игрой в следопыта, чтением карт и планами, которые заставляют работать его чувство геометрии в пространстве и ориентацию.
У Вашего малыша доминирует осязание
Уже в младенческом возрасте ему хотелось хватать все, что попадалось под руку. Протягивайте ему предметы, давайте их потрогать и потом просите назвать их, считать или описывать. Также разрешите ему "прицепиться" к вам: общаясь таким способом, наш маленький "липучка", сможет наладить добрые отношения с вами. Такие игры для детей полезны, конечно, только до того возраста, когда это не будет вам мешать.Пользуйтесь этим!
Такие игры для детей полезны, конечно, пока возраст ребенка позволяет сказать окружающим: "эти дети так милы". Необходимо предложить ему такие ситуации, в которых движение и общение происходили бы одновременно. Если ребенок чем-то увлечен, сдерживание его может вызвать расстройство и даже агрессию.
У Вашего малыша доминирует слух
"Слуховой" ребенок воспринимает, иногда с невероятной остротой, все звуки, которые он слышит. Пока он растет, ему часто проще, чем другим детям, дается освоение языка.Как обращаться с таким ребенком?
Поскольку малыш обладает чувствительностью к словам, ему важно, чтобы вы показывали ему предметы, уточняя их названия. Вы должны сначала назвать предметы и только потом - показать их. Он отлично усваивает информацию через ритм и танцы. Это ваш козырь!Такие дети редко остаются в одиночестве во дворе! Малыш благодаря хорошему развитому слуху обладает ярко выраженной способностью общения. Поэтому вместо индивидуальных видов спорта предложите ему групповые, в которых у него будет возможность самовыражения, или студию сказок, цирк, театр.
Итоговый тест по курсу «Психология семьи»
1. «Коммунальный брак», включающий группу мужчин и женщин, называется: А) одиночным браком Б) диадным браком В) триадным браком Г) групповым браком Д) нет правильного ответа.
2. Семьи, в которых присутствует лишь один родитель, заботящийся о детях, называются: А) благополучными Б) неблагополучными В) полными
Г) неполными Д) смешанными.
3. Отличительной особенностью семьи, из числа других малых групп, является такая психологическая особенность, как: А) общесемейные цели Б) супружеская пара В) гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами Г) многосторонность и значимость семейных отношений, и их взаимосвязь Д) все ответы верны.
4. Принятие определенного общесемейного стандарта, мнения, мера «подчинения» внутрисемейному давлению нового члена семьи называется: А) конформизмом Б) групповой сплоченностью В) семейной соподчиненностью Г) психологической совместимостью Д) нет правильного ответа
5. Функция семьи, обусловливающая биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода, называется: А) репродуктивной
Б) хозяйственно-бытовой В) воспитательной Г) экономическо-материальной Д) нет правильного ответа.
6. Брак, в котором каждый из супругов занимает ту же позицию, какую он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье, называется: А) комплементарным браком Б) частично комплементарным браком В) некомплементарным браком Г) метакомплементарным браком Д) нет правильного ответа.
7. Проблемные семьи, оказывающие взаимные уступки и компромиссы, называются: А) проблемными Б) конфликтными В) кризисными Г) дисфункциональными Д) нет правильного ответа.
8.Крайним вариантом нарушенного родительского воспитания (поведения) является:
А) материнская забота
Б) материнская депривация
В) аффилиация
Г) эмпатия
Д) отчужденность
9. Форма брачно-семейных отношений, не являющаяся альтернативным браком, получила название: А) интимная дружба Б) гомосексуальный брак В) групповой брак Г) жилые сообщества Д) законный брак.
10. Профессиональный и образовательный рост женщины, высокая смертность мужского населения являются предпосылкам возникновения: А) открытого брака Б) сознательно бездетного брака В) одиночества Г) незарегистрированного сожительства Д) внебрачного секса.
11. Принципом открытого брака не является: А) тенденция уважения к личной жизни партнера Б) открытость общения В) тенденция подвижности и гибкости ролевого общения Г) закрытое партнерство: иметь общие интересы, круг общих друзей Д) доверие: сочетание «статистического» доверия с «динамическим» доверием.
12. Наличие родителей позволяет классифицировать семьи на: А) моногамные и полигамные Б) неполные и полные В) зарегистрированные браки и фактические браки Г) эндогамные и экзогамные Д) патриархальные и матриархальные.
13. В зависимости от количества детей семьи делятся на: А) моногамные и полигамные Б) неполные и полные В) малодетные, среднедетные, многодетные Г) эндогамные, экзогамные Д) патриархальные и матриархальные.
14. Система действий и отношений, опосредующие удовлетворение полового влечения, сексуальной потребности, называется: А) сексуальным поведением Б) предбрачным поведением В) брачным поведением Г) репродуктивным поведением Д) нет правильного ответа.
15. Стиль воспитания, при котором характерно потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное обожание и покровительство, результирующие высокий уровень притязаний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы называется:
А) эмоциональное отвержение
Б) гипоопека
В) «кумир семьи»
Г) гиперопека
Д) нет правильного ответа
16. Ловушка любви, в которую попадает неуверенный человек при проявлении к нему внимания и заботы, называется: А) ловушкой неполноценности Б) ловушкой жалости В) ловушкой сексуального комфорта Г) ловушкой общности интересов Д) нет правильного ответа.
17. Совместимость ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей партнеров, называется: А) психологической Б) социальной В) биологической Г) экономической Д) юридической.
18. Адаптация личности в сфере брачно-семейных отношений подразумевает адаптацию: А) к темпераменту, характеру партнера Б) к новым обязанностям, правам В) к потребностям, привычкам партнера Г) к ценностям партнера Д) все ответы верны.
19. Причиной супружеских конфликтов служит неудовлетворенность: А) сексуальных потребностей Б) гипертрофированных потребностей В) физиологических потребностей Г) во взаимопомощи, взаимной поддержке Д) все ответы верны.
20. Система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним, называется:
А) стиль воспитания
Б) метод контроля
В) взаимоотношения в семье
Г) стратегия поведения
Д) нет правильного ответа
21.Выбор брачного партнера, бессознательный перенос любви к родителям противоположного пола на своих потенциальных супругов, предполагает: А) психоаналитическая теория З.Фрейда Б) теория комплементарных потребностей Р.Уинча В) инструментальная теория подбора супругов Р.Сентерса Г) теория «стимул-ценность-роль» Б.Мурстейна Д) теория «фильтров» А. Керкгоффа и К.Дэвиса
22. Потребность, возникающая при испытании затруднения в своей личностной самореализации без наличия детей и подобающего их числа, называется: А) репродуктивным поведением Б) репродуктивной установкой В) репродуктивной нормой Г) потребностью в детях Д) нет правильного ответа.
23. Компонент родительской установки, включающий систему знаний и идей для построения стратегии и тактики воспитания, называется: А) оценочным Б) когнитивным В) поведенческим Г) эмоциональным Д) нет правильного ответа.
24. Роль ребенка в семье, отражающая взаимное недовольство супругов-родителей, получила название: А) «козел отпущения», Б) «любимчик» В) «примиритель» Г) «беби» Д) «тиран».
25. Роль ребенка в семье (по В.Н.Дружинину), определяющая чувство одиночества, ненужности, бесполезности, называется: А) «ребенок-обуза» Б) «ребенок-раб» В) «ребенок-любовник» Г) «ребенок-оружие» Д) «ребенок-заместитель».
26. Стадия процесса семейного консультирования, отслеживающая динамику развития семьи, накапливающая информация о ней, называется: А) подготовительной Б) настроечной В) диагностической Г) рекомендательной Д) контрольной.
27. Назовите стадию семейного консультирования, на которой психолог использует такие процедуры, как встреча с клиентом, общий, эмоционально-положительный настрой клиента, снятие психологических барьеров общения: А) подготовительной Б) настроечной В) диагностической Г) рекомендательной Д) контрольной
28. Словесная поддержка высказываний и действий клиента в момент консультирования, называется: А) «зеркализация» Б) вербальная поддержка В) «перифраза» Г) «обобщение» Д) нет верного ответа.
29. Для изучения семейных взаимоотношений используют:
А) методику «Рисунок человека»
Б) методику «Рисунок несуществующего животного»
В) методику «Рисунок семьи»
Г) методику «Нарисуй дерево»
Д) методику «Геометрические фигуры»
30. Диагностика супружеских пар предполагает: А) диагностику их взаимоотношений Б) диагностику индивидуальности супругов В) диагностику семейных ценностей Г) диагностику семейного досуга Д) все ответы верны.
31. Негативным фактором семейного воспитания, является: А) отсутствие стремления духовного развития детей Б) отсутствие нормального психологического климата в семье В) противоречивость в применении методов воспитания Г) причинение детям тяжелых нравственных страданий Д) все ответы верны.
32. Родительская любовь (по А.С.Спиваковской) по формуле: «Смотри, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним», называется: А) действенной любовью Б) отстраненной любовью В) преследованием Г) презрением Д) отказом.
33. Тип родительского воспитания детей (по Г.Крайгу), определяющий теплые отношения, высокий уровень контроля, называется: А) авторитетный Б) авторитарный В) демократический Г) либеральный Д) индифферентный.
34. Тип мамы, эталона материнства, заботливости, благожелательности и добра, называется (по А.Я.Варга): А) спокойный уравновешенный Б) тревожный В) тоскливый Г) уверенный властный Д) нет правильного ответа.
35. Для гармоничного развития ребенка в семье необходимо: А) сохранение и укрепление его физического здоровья Б) сохранение и укрепление его психического здоровья В) сохранение и укрепление его социального здоровья Г) гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка Д) все ответы верны.
www. *****
Контрольные тесты по дисциплине “психология семьи и семейного воспитания»
Раздел 1. Тестовые задания
1. Вставьте пропущенное слово в определение: «Семья – это основанное на браке или кровно-родственных отношениях объединение людей, связанное ……………. и …………….».
2. Какой тип брака является преобладающим в настоящее время? …………………………………………………………
3. Вставьте пропущенное слово в определение: «Семья - активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того, как...................развивается от низшей ступени к высшей.
4. Под функциями семьи понимают:
а) её обязанности по отношению к обществу;
б) направления деятельности семьи, выражающие ее сущность;
в) структуру потребностей членов семьи.
5. Функции семьи тесно связаны:
а) с потребностями общества в институте семьи;
б) с базовыми потребностями человека;
в) с потребностями личности в принадлежности к семейной группе;
г) с требованиями общества к семейной организации.
6. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «поддержание физического здоровья членов общества»:
а) экономическая;
б) хозяйственно-бытовая;
в) социально-статусная.
7. Субъективные факторы, которые негативно отражаются на реализации функций семьи – это:
а) личностные особенности, условия семейной жизни и характер взаимоотношений ;
б) уровень экономического благополучия членов семьи;
в) любовь между супругами.
8. О каком типе семьи идёт речь: «…виды семейных обязанностей четко разделены между мужчинами и женщинами, сыновья приводят своих жён в клан своего отца, а дочери уходят в семейные кланы своих мужей и теряют фамилию»:
а) патриархальная;
б) детоцентрическая;
в) супружеская.
9. О каком типе семьи идёт речь: «…отношения строятся на стремлении к максимальному раскрытию своей человеческой природы на основе взаимной симпатии, расположенности, признательности и эротической привязанности»:
а) патриархальная;
б) детоцентрическая;
в) супружеская.
10. О каком типе семьи идёт речь: «Средоточением интересов родителей является ребёнок, на его обеспечение, воспитание и образование расходуется значительная часть семейного бюджета »:
а) патриархальная;
б) детоцентрическая;
в) супружеская.
Раздел 2. Тестовые задания
1. Является ли верным утверждение о том, что семья представляет собой динамическую микросистему, постоянно находящуюся в развитии?
а) да; б) нет.
2. Является ли верным утверждение, что для понимания семьи достаточно простого анализа состояния каждого отдельного члена?
а) да; б) нет.
3. Определите, какая из предложенных концепций не имеет отношения к системному подходу в рассмотрении семьи:
б) концепция социальной идентичности;
в) концепция «эмоционального котла»;
г) концепция развивающейся структуры.
4. Динамические характеристики семейной системы связаны со следующими процессами (выберите два правильных ответа):
а) отношения; б) взаимодействия; в) подсистемы; г) границы.
5. Основными подсистемами семьи являются:
а) прародители; в) сиблинги;
б) родители; г) все ответы верны.
6. Семейные правила – это:
а) договорённость между членами семьи;
б) неосознаваемые процессы;
в) устойчиво используемые способы поведения.
7. В западной психологии время наступления первого кризиса в аспекте развития семьи относят к стадии:
а) романтической влюблённости;
б) создания брачного союза;
в) появления первенца.
8. Столкновение с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни характерно для:
а) периода поступления ребёнка в школу;
б) стадии создания брачного союза;
в) периода полового созревания детей.
9. Конфликт поколений, при условии совместного проживания молодой семьи с родительской семьёй одного из супругов, может быть вызван:
а) личностными особенностями членов семьи;
б) несовпадением ценностных ориентаций;
в) несогласованностью ролевых приоритетов.
10. Вставьте пропущенные слова: «Исходя из системного понимания семьи, её жизнь подчиняется двум законам: закону …………….. и закону ………………..
Раздел 3. Тестовые задания
1. Исходя из определения понятия супружеских взаимоотношений, основным критерием оценки успешности брака является:
а) степень близости партнёров;
б) удовлетворённость браком;
в) автономность личности.
2. Функцией добрачного периода не является:
а) накопление совместных переживаний;
б) планирование семейного бюджета;
в) проверка решения о возможности семейной жизни.
3. Теория комплиментарных потребностей в выборе брачного партнёра Р. Уинча основывается:
а) на принципе притягивания противоположностей;
б) на принципе схожести ценностных ориентаций партнёров;
в) на принципе схожести потребностей.
4. Наиболее значимым для предбрачного периода является:
а) длительность ухаживаний;
б) качество ухаживаний;
в) мотивация вступления в брак.
5. Какая позиция К. Роджерса в анализе брачных отношений идёт вразрез с традиционно принятыми правилами «сглаживания острых углов»:
а) необходимость свободного выражения чувств в браке;
б) о превращении бессознательного отношения к партнёру в осознанное;
в) о наличии невротических потребностей.
6. Родительская модель взаимоотношений в браке реализуется посредством психологического механизма:
а) проекции;
б) идентификации;
в) интроекции.
7. Сиблинговая модель отношений в браке основана на:
а) на критичность супругов друг к другу;
б) на взаимосвязях с родительской семьёй;
в) на опыте вазимоотношений с братьями или сёстрами.
8. Для объяснения динамических процессов, имеющих место при построении счастливых браков используют:
а) концепцию факторов;
б) концепцию психологических задач.
Раздел 4. Тестовые задания
1. Психолого-педагогическим результатом воспитания является:
а) степень адаптированности человека в социокультурной среде;
б) уровень воспитанности ребёнка;
в) контролируемость поведения.
2. Считается, что типы воспитания, распространенные в обществе, являются главным условием воспроизводства и развития всех прочих элементов культуры в теории:
а) психоаналитической теории З. Фрейда;
б) эпигенетической теории Э. Эриксона;
в) психогенной теории Л. Демоза.
3. Согласно теории М. Мид, неизвестность будущего ввиду ускоренного развития общества присуща типу культуры, которая была названа:
а) постфигуративной;
б) кофигуративной;
в) префигуративной.
4. Основой перинатальной психологии является:
а) психоаналитическая теория З. Фрейда;
б) теория перинатальных матриц С. Грофа;
в) теория функциональных систем П. Анохина.
5. Вставьте пропущенное слово: «Появление ребёнка означает появление в семье новой …………….., что влечет за собой сложную реорганизацию супружеских взаимоотношений и всей системы семьи.
6. Эффективная реализация родительских функций подразумевает:
а) наличие специального образования;
б) формирование специфических ролевых качеств;
в) организацию особых условий.
7. Трудность приспособления к роли родителя связана:
а) с социокультурными особенностями среды;
б) с отсутствием специальной подготовки родителей;
в) с её видоизменением по мере взросления ребёнка.
8. Вставьте пропущенное слово: «В родительской роли объединяются биологические, психологические, социальные и культурные функции воспроизводства человека. Особенности её реализации обусловлены мерой освоения человеком объективных социальных норм и требований, а также его …………………… установками на принятие данной роли.
9. Интерес к изучению материнства возник в психологии в связи:
а) с важностью роли матери в формировании личности ребёнка;
б) с развитием педагогики;
в) с развитием общества.
10. Вставьте пропущенное слово: «Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что содержание материнства должно рассматриваться с точки зрения того, какие функции оно обеспечивает для ……………… и как это представлено в субъективной сфере самой матери.
11. Понятие материнства в эволюционном подходе связывается:
а) с инстинктом самосохранения;
б) с вынашиванием, выкармливанием и заботой о потомстве;
В) с самоактуализацией женщины.
12. в качестве базовой характеристики материнства выделяет:
а) личностную сферу матери;
б) комплекс родительских инстинктов;
в) материнскую потребностно-мотивацинную сферу поведения
13. О каком блоке потребностно-мотивационной сферы поведения идёт речь: «Отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как состояния»:
а) потребностно-эмоциональном;
б) операционном;
в) ценностно-смысловом.
14. По мнению Г. Крайга, важнейшим условием, обеспечивающим влияние отца на ребёнка, является:
а) как можно более раннее начало общения отца и ребёнка;
б) наличие чувства глубокой привязанности к ребёнку;
в) сила родительского инстинкта.
15. Верно ли мнение, что отцовство – это врождённое, биологически заданное образование?
а) да; б) нет.
16. О каком компоненте структуры родительства идёт речь: «Осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка»:
а) когнитивном; б) эмоциональном; в) поведенческом.
17. Совокупным выражением всех компонентов структуры феномена родительства является:
а) установки;
б) стиль семейного воспитания;
в) отношение к ребёнку.
Раздел 5. Тестовые задания
1. Определить, о каком явлении идёт речь: «Избирательная в эмоциональном и оценочном плане психологическая связь ребенка с каждым из родителей, выражающаяся в переживаниях, действиях, реакциях, связанная с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и определяющая особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними»?
2. К характеристикам детско-родительских отношений не относится:
а) относительная непрерывность и длительность во времени;
б) амбивалентность в отношениях;
в) неизменяемость с течением времени.
3. В рамках функционального подхода детско-родительские отношения рассматриваются:
а) с точки зрения воспитательной функции;
б) с точки зрения филогенетического развития;
в) с исторической точки зрения.
4. Определите, о каком явлении идёт речь: «Характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия»?
5. О каком стиле семейного воспитания идёт речь: «высокий уровень вербального общения между детьми и родителями; включенность детей в обсуждение семейных проблем, учет их мнения; готовность родителей прийти на помощь»:
6. О каком стиле семейного воспитания идёт речь: «Обостренное внимание и забота о подростке в сочетании с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов»:
а) гипопротекция;
б) доминирующая гиперпротекция;
в) потворствующая гиперпротекция.
7. Особые характеристики семей с приёмными детьми, связаны с:
а) неадекватностью родительских позиций в сфере социально-перцептивных особенностей;
б) особой атмосферой взаимоотношений;
в) у приёмных семей нет никаких отличий.
Вопросы к зачету
1. Становление психологии семейных отношений.
2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории общества.
3. Типология моделей семьи.
4. Основные функции семьи и их характеристика.
5. Психологические концепции создания семьи.
6. Психологические особенности супружеских отношений.
7. Психологические особенности детско-родительских отношений.
8. Модели семейного воспитания.
9. Понятие феномена родительства и его структура.
10. Психология формирования родительства.
11. Роль матери в воспитании детей.
12. Роль отца в воспитании детей.
13. Семья и родительство с точки зрения перинатальной психологии.
14. Семья как система. Основные положения системного подхода.
15. Динамика развития семьи (жизненный цикл).
16. Понятие дисфункциональной семьи.
17. Типичные нарушения коммуникации в семье.
18. Конфликты в семье и их влияние на процессы воспитания.
19. Особенности воспитания ребёнка в неполной семье.
20. Особенности детско-родительских отношений в многодетной семье.
21. Особенности воспитания ребёнка в приёмной семье.
22. Методы диагностики супружеских отношений.
23. Методы диагностики детско-родительских отношений.
24. Технологии работы психолога с семьёй в ДОУ.
Основная литература
1. Абрамова психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001..
2. Дружинин семьи. – Екатеринбург: Деловая кн., 2000.
3. Овчарова сопровождение родительства. – М.: Изд-во психотерапии», 2003.
4. Овчарова родительства. – М.: Академия, 2005.
5. Овчарова практического психолога образования. – М., 2000.
6. Практическая психология образования / Под ред. : Учебник для студентов высших и ср. спец. учебных заведений. – М.: Т. Ц. «Сфера», 2000.
7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. . - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
8. Райгородский семьи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002.
Дополнительная литература
1. , Байярд. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. - М., 1991.
2. Беличева превентивной психологии. – М., 1996.
3. Берулава основы деятельности практического психолога. – М.: Высшая школа, 2003.
4. Винникотт с родителями /Пер. с англ. , . - М.: Независимая фирма “Класс”, 2002.
5. Захарова Л. Дитя в очереди за лаской. – М., 1991.
6. Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошк. образ. учреждений / , и др. – М.: Просвещение, 2003.
7. Овчарова работы школьного психолога с детьми и подростками группы риска. – Курган, 1999.
8. Овчарова книга социального педагога. – М.: Сфера, 2002.
9. , Сажина -психологическая помощь сельским подросткам группы риска. – Курган: КГУ, 2003.
10. Пряжников активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.- Воронеж.- 1997.
11. Психологическое консультирование подростков-инвалидов: Сост.: , и др. - Ярославль, 1996.
12. Рахматшаева общения. - М., 1995.
13. Семья и формирование личности / Под ред. . – М., 1989.
14. . Добряков P. В.. Никольская диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь. 2003.
15. Юдина диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образ. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.