Кем устроился мальчик с пальчик. Сказки для самых храбрых

Ж или старик со старухою. Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец. Завернула его в тряпку и положила на лавку.

Вдруг услышала — кто-то на лавке плачет. Развернула тряпку, а в ней лежит мальчик ростом с пальчик.

Удивилась старуха, испугалась:

Ты кто таков?

Я твой сынок, народился из твоего мизинчика.

Несколько сайтов также предлагают презентации рабочих последовательностей для групп студентов разных уровней. Бруно - молодой немецкий мальчик. Он только что переехал в место, которое носит странное имя: «Хоче-Вит». Все это из-за грубого человека с смехотворно маленькими усами; Скорбящий, у которого для отца Бруно большие планы. Ему не нравится это место, которое он не понимает. Несомненно, его отец был наказан за то, что он пришел на работу в этот зловещий угол. Он находит сокровище: друг на всю жизнь, но странно, что этот другой мальчик в полосатой пижаме, за колючей проволокой.

Взяла его старуха, смотрит — мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно. И назвала его Мальчик-с-пальчик.

Стал он у них расти. Ростом мальчик не вырос, а разумом умнее большого оказался. Вот он раз и говорит:

Где мой батюшка?

Поехал на пашню.

Я к нему пойду, помогать стану.

Ступай, дитятко.

Пришел на пашню:

Шмуэль и его имя пробуждают в нем ветер, который дует, и когда ветер дует, он переносит серый дым, выходящий из больших дымоходов к нему. Смуэль проявляет себя мало-помалу к Бруно, но непонимание между остаются два мальчика. Для еврейского мальчика слова бессильны сказать невозможное, и Бруно на его стороне не может представить, что такой ребенок, как он, будет жить в этом аду. Бруно, чье имя вызывает у Шмуэля кого-то, кто потирает руки, чтобы согреться, принесет свою долю беззаботности, его радость жизни, чтобы согреть друга, не осознав окружающего его мира, роль солдат и роль его отца до того дня, когда один из двух примет вид другого, издеваясь над колючей проволокой, которая делает людей уродливыми и чудовищными, отвергая абсурдность, безумие, они идентичны, только их «костюмы» различны, дети знают, как смотреть за пределы видимости: Дело не в том, что ночью человек наблюдает за небом, что он астроном.

Здравствуй, батюшка!

Осмотрелся старик кругом:

Я — твой сынок. Пришел тебе помогать пахать. Садись, батюшка, закуси да отдохни маленько!

Обрадовался старик, сел обедать. А Мальчик-с-пальчик залез лошади в ухо и стал пахать, а отцу наказал:

Коли кто будет торговать меня, продавай смело: небось — не пропаду, назад домой приду.

Без этой завесы было бы невыносимо. Эта цитата из Джона Бетхемана появляется в начале кинематографической адаптации этого романа: «Детство состоит из звуков, запахов и впечатлений, прежде чем попасть в темные часы разума». Бруно и Шмуэль - дети этой темной Истории, где люди потеряли рассудок.

В один зимний день она порезала свой палец, сняв яблоко под деревом можжевельника в своем саду, и на снегу капала немного крови. Девять месяцев спустя она родила мальчика с белоснежной кожей и кроваво-красными губами. Она умерла, увы, при ее рождении, и со временем ее муж наконец взял новую жену, которая дала ему дочь. Эта мачеха ненавидела мальчика и делала жизнь невозможной для него. Однажды она предложила ему выбрать яблоко в сундуке; в тот момент, когда малыш наклонился, чтобы схватить ее, она так громко хлопнула крышкой, что у ребенка была оторвана голова.

Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!

Этого еще видом не видано, слыхом не слыхано, чтобы лошадь сама собой пахала!

Старик говорит барину:

Что ты, разве ослеп? То у меня сын пашет.

Продай мне его!

Нет, не продам: нам только и радости со старухой, только и утехи, что Мальчик-с-пальчик.

Мачеха заменила голову на шею и посадила мальчика на стул. Когда нечестивая маленькая девочка вернулась домой, ее мать побудила ее попросить своего брата за яблоко, которое он держал в его руке: «И если он не ответит вам, ударяйте ему хороший пощечину». Очевидно, он остался немым, и его сестра ударила головой.

И вырезать мальчика на мелкие кусочки, чтобы приготовить его в рагу. Когда наступил вечер, она подала это блюдо своему мужу, который, не подозревая о трагедии, оценил его так сильно, что съел его до последнего глотка, бросив маленькие кости под стол. Ошеломленная горем, маленькая девочка взялась за сбор костей своего брата и поместила их у подножия можжевельника. Вскоре из ветвей появилась великолепная птица, великолепно поющая песня, в которой говорилось.

Продай, дедушка!

Ну, давай тысячу рублей.

Что так дорого?

Сам видишь: мальчик мал, да удал, на ногу скор, на посылку легок!

Барин заплатил тысячу рублей, взял мальчика, посадил в карман и поехал домой. А Мальчик-с-пальчик прогрыз дыру в кармане и ушел от барина.

Шел, шел, и пристигла его темная ночь. Спрятался он под былинку подле самой дороги и уснул. Набежал голодный волк и проглотил его. Сидит Мальчик с пальчик в волчьем брюхе живой, и горя ему мало!

Танцы до смерти в железных туфлях, нагретых до белого

Моя мать убила меня. Мой отец съел меня. Моя сестра похоронила мои кости, под можжевельником. Красивая птица. В ходе истории правосудие когда птица использует свою песню, чтобы уничтожить свою свекровь и восстановить человеческую форму. Большинство читателей знают, что оригинальная версия рассказов Гримма более жестока и жестока, чем их современная версия. Там мы видим, как убийственная королева исполняет зрелище на свадьбе Бланш-Нейдж, вынуждена танцевать до смерти в железной обуви, нагретой до белого; половинки сестры Золушки калечат ноги, чтобы войти в тапочку.

Плохо пришлось серому волку: увидит он стадо, овцы пасутся, пастух спит, а только подкрадется овцу унести — Мальчик-с-пальчик и закричит во все горло:

Пастух, пастух, овечий дух! Спишь, а волк овцу тащит!

Пастух проснется, бросится бежать на волка с дубиною да еще притравит его собаками, а собаки ну его рвать — только клочья летят! Еле-еле уйдет серый волк!

Популярная культура недавно заново изобрела братьев Гримма в качестве странствующих шарлатанов и основателей династии паранормальных инспекторов. Но на самом деле тандем практиковал профессию почти так же странно, хотя и менее резкий: они были филологами.

И они не были в одиночестве, думая об этом. Толкин, еще один филолог, увлеченный сказками, сказал, что вопрос их происхождения вернулся к допросу «происхождение языка и ума». Современный писатель Филипп Пулман, который недавно опубликовал книгу, в которой он предлагает приспособить пятьдесят своих любимых сказок Гримма, однажды описал свою коллекцию как «первичный источник».

Совсем волк отощал, пришлось пропадать с голоду. Просит он Мальчика-с-пальчик:

Довези меня домой к отцу, к матери, так вылезу.

Делать нечего. Побежал волк в деревню, вскочил прямо к старику в избу. Мальчик с пальчик тотчас выскочил из волчьего брюха:

Бейте волка, бейте серого!

Старик схватил кочергу, старуха ухват — и давай бить волка. Тут его и порешили, сняли кожу да сынку тулуп сделали.

Но основы, которые братья Гримм считали эксгумацией, были националистическими и романтичными. Их компиляция, по словам специалиста Марии Татар, была «формой пассивного сопротивления, скучным протестом против наполеоновской оккупации, инициативой заложить основы немецкой культурной самобытности».

Эта ассимиляция будет сильно зависеть после Второй мировой войны, когда поразительная жестокость историй и доступ к антисемитизму будут восприняты как свидетельство извращенной национальной психики - если не настоящей причины зла. По иронии судьбы, рассказы о Гримме были не такими уж немецкими. Предисловие к первому изданию объявило об этом читателям: они готовились открыть для себя истории, которые, по общему признанию, из многих источников, были «самыми старыми и красивыми сказками», представленными «как можно более чистой формой».

Вот и сказке Мальчик с пальчик (Русские сказки) конец, а кто слушал - огурец!

Бедняк-крестьянин сидел однажды вечерком у очага и подгребал уголья, а жена его рядом с ним сидела и пряла. И сказал он жене: "Как это жалко, что у нас детей нет! У нас в доме такая тишина, а в других-то домах и шумно, и весело." - "Да, - отвечала со вздохом жена, - хоть бы один был у нас ребеночек, хоть бы самый малюсенький, вот с мизинчик - я была бы уже довольна; мы бы его как любили-то!"

Вихман, которого они притворились «крестьянки», был, по правде говоря, женой портного и рожден из линии французских гугенотов. Как писала Мария Татар на первых страницах своей новой книги: Аннотированные братья Гримм, «Вихман», скорее всего, были бы знакомы с французскими сказками, как немецкий «Марчен».

Сказки - где можно найти «Барбе-Блей» и «Ле Чат-бутылка», которые исчезнут из более поздних изданий за превышение франшизы - были жанром, который был популяризирован в письменной форме столетием ранее, Чарльз Перро и круг парижских писателей хорошей семьи.

Случилось вскоре после того, что жена затяжелела и родила ребенка, и ребенок родился здоровый и телом складный, но зато ростом был не больше пальца.

И отец с матерью сказали: "Мы такого точно себе и желали, и он должен быть нам милым дитятком!" И назвали они его за его рост Мальчик-с-пальчик.

Они кормили его, ничего не жалея, а ребеночек все же не вырастал и оставался таким же маленьким, как родился; но глазенки у него светились разумом, и вскоре он выказал себя умным и правдивым малым, которому притом же была во всем удача.

Сборник братьев Гримм воплотил в себе совершенно иную природу, которая предвещает совершенно новую область фольклорных наук; это был, прежде всего, ностальгический акт, являющийся отражением общего стремления к повторению культурных традиций, которые затем были вымершими.

Ничто не является более современным, чем идеализация досудебного прошлого, хотя и частично мнимая. Большинство источников братьев Гримм были не крестьянами, а их буржуазными и образованными сверстниками. «Сказка о можжевельниках», как и еще один символический рассказ «Рыбак и его жена», была передана в письменной форме художником Отто Рунге, который использовал это для Гамбурга.

Случилось однажды крестьянину в лес собраться для рубки дров, и он сказал про себя: "Хорошо было бы, кабы кто-нибудь потом, как нарублю дров, подъехал в лес с повозкой." - "Батюшка, - сказал Мальчик-с-пальчик, - повозку вам я возьмусь доставить; положитесь на меня, она будет в лесу вовремя."

Отец рассмеялся и сказал: "Где же тебе это сделать? Ты слишком мал и потому не можешь вести лошадь под уздцы." - "Это ничего не значит, батюшка! И если только матушка запряжет лошадей в повозку, я заберусь лошади в ухо и стану ей указывать, куда ей следует идти." - "Ну, что ж. Пожалуй, попробуем разок," - сказал отец.

Проблема, когда человек намеревается восстановить якобы аутентичную устную традицию, - это постоянное движение, которое оживляет эта культура. В том же населении и в то же время в истории такой рассказчик может подчеркнуть пугающие отрывки повествования, когда другой выделяет комические части. Он может интегрировать окружающие объекты. «Сказка постоянно трансформируется и перерабатывается», - пишет Пулман во введении к своей книге. Какой Пулман, вооруженный этим убеждением, переходит к ремоделированию, сглаживанию и другим дополнениям коллагена, которые участвуют в коллективной работе.

Когда пришло время, мать запрягла лошадей в повозку и посадила сыночка лошади в ухо, и стал оттуда малютка править лошадью - покрикивать на нее, то понукая, то сдерживая. И все пошло как по маслу, и повозка направилась прямым путем в лес.

Случилось, между прочим, так, что в то время, как повозка заворачивала за угол и малютка кричал лошади: "Правей, правей!" - шли мимо каких-то два незнакомца. "Что бы это значило? - сказал один из них. - Вот идет повозка, и возчик покрикивает на лошадь, а самого его не видать." - "Тут нечисто дело, - сказал другой, - пойдем-ка за повозкой следом и посмотрим, где она остановится."

Батраччиан, который хотел спать с принцессой

На протяжении столетий последовательные линьки позволили самым популярным сказкам охватить меняющиеся вкусы и ценности их аудитории; таким образом, истории все больше и больше касаются идеала великой любви. Рассмотрим распространенное мнение о том, что персонаж, который дает свой титул «Принц-лягушке», находит человеческую форму, когда принцесса соизволит обнять ее.

Версия Братьев Гримма не демонстрирует такого смирения или сострадания со стороны вспыльчивой молодой девушки. Сказка открывается ее обещанием взять лягушку для приятеля, позволить ей сидеть рядом с ней во время еды, есть на тарелке и даже делиться своей кроватью, если она вернет свою любимую игрушку, золотой шар упал на дно непостижимого колодца.

А повозка-то въехала в лес и подъехала как раз к тому месту, где отец рубил дрова.

Когда Мальчик-с-пальчик завидел своего отца, он крикнул: "Видишь ли, батюшка, вот я и приехал к тебе с повозкою; сними же меня и опусти наземь."

Отец левою рукою ухватил лошадь под уздцы, а правою вынул из уха лошади своего милого сыночка, который и опустился на землю веселый-превеселый, и уселся на соломинку.

Дело сделано, она пытается отменить свое обязательство, но ее отец говорит, что она должна сдержать свое слово. Столкнувшись с настойчивостью лягушки, чтобы разделить его постель, принцесса в конечном итоге бросает батрацен яростно на стену. Его истинная форма, красивая красавица, раскрыта, и все прощено.

Трансформативный поцелуй в равной степени отсутствует в версии, приведенной братьями Гриммом «Белоснежка». Героиня пробуждается от зачарованного сна, когда слуги, которые несут свой стеклянный гроб в замок князя, спотыкаются на дороге, изгоняя под ударом кусок отравленного яблока, застрявшего у нее в горле.

Когда двое незнакомцев увидели малютку, то они не могли опомниться от изумления. Один из них отвел другого в сторону и сказал: "Послушай, ведь этот мальчиккрошка мог бы нас осчастливить, если бы мы стали его показывать за деньги в большом городе. Давай-ка купим его!"

Подошли они к крестьянину и говорят: "Продай-ка нам этого маленького человечка; ему у нас будет хорошо." - "Нет, - отвечал отец, - не продам: это дитя моего сердца, не возьму за него всего золота, что есть на свете." А Мальчик-с-пальчик, услышав разговор отца с незнакомцами, вскарабкался по складкам платья к отцу на плечо и шепнул ему на ухо: "Батюшка, продай ты меня, уж я вернусь к тебе!" Тогда отец и отдал его за крупную сумму денег этим незнакомцам.

Мальчика называли Гензель и дочь Гретхель, и один год в стране царил голод, и лесничий во время одной из бессонных ночей, в которой он размышлял о черных идеях и исправлял свои заботы, сказал своей жене: Ку Мы станем? Нам больше нечего есть. «Ну, - сказала женщина, - вы знаете, что мы будем делать?»Мы отвезем детей в самую глубокую часть леса. Мы зажжем их огнем и дадим им каждый маленький кусок хлеба. Затем мы идем к нашей работе и оставляем их в покое. Дикие звери скоро пожирали бы их. О, сумасшедший! она ответила: «Вы предпочли бы, чтобы мы умирали от голода?».

"Куда нам тебя посадить?" - спросили они у него. "А вот посадите меня на поля вашей шляпы: там я могу и расхаживать, и местность кругом озирать, и не упаду оттуда." Они так и сделали, и когда Мальчик-с-пальчик простился с отцом, они пустились в путь.

Так шли они до самых сумерек, когда малютка сказал им: "Спустите-ка меня на минутку!" - "Зачем?" - "Нужно." - "Ну, стоит ли из-за этого слезать? - сказал человек, у которого малютка сидел на шляпе. - Не беспокойся ни о чем; ты ведь как птичка, а от них кому не попадает!" - "Нет! - сказал Мальчик-с-пальчик. - Я знаю, как себя вести следует, поскорее спустите меня."

Она согласилась с тем, что она предлагала. Двое маленьких, неспособные заснуть из-за голода, который их охватил, услышали слова их матери. Когда родители спали, он встал, надел одежду и вышел из дома. Гензель взял столько гальки, сколько мог, и положил их в карманы, и когда настал день, женщина разбудила двух детей: «Стоя, ленив, мы идем в лес, чтобы получить лес». Она дала им кусок хлеба каждому и сказал: «Вот, к полуденной еде, не ешьте все раньше, потому что у вас больше ничего не будет».

Когда карманы Генселя были полны гальки, Гретхел положил хлеб в фартук. Затем они отправились в лес. Когда они прибыли посреди леса, отец сказал: Теперь, дети, заберите немного дерева! Гензель и Гретхем прыгнули на холм на небольшом холме. Когда он поджег ее и хорошо взвесил, женщина сказала: «Ложись с ним, дети и отдохни, и когда мы закончим, мы придем искать тебя». Двое детей заснули, и когда они проснулись, было темно, и мы снова найдем наш путь.

Делать нечего, пришлось незнакомцу снять шляпу и опустить малютку на придорожное поле; там он прыгнул разок-другой да пополз в сторону между комьями пашни, да скользнул в мышью норку, которую разыскал тут же, и со смехом крикнул незнакомцам: "Добрый вечер, господа, можете и без меня идти домой подобру-поздорову."

Те стали бегать и взад и вперед и тыкать палкою в мышиную нору, но все было напрасно: Мальчик-с-пальчик все дальше и дальше забирался в нору, а так как вскоре совсем стемнело, то они должны были отправиться домой с досадою и с пустым кошелем.

Когда Мальчик-с-пальчик заметил, что они ушли, он снова вышел на свет Божий из своего подземелья. "По полю в темноте ходить опасно, - сказал он, - пожалуй, еще сломишь себе шею либо ногу!" После этого на пути ему попалась пустая раковина улитки. "Ну, слава Богу, - подумал он, - там я проведу ночь спокойно." И уселся в раковину.

Уж он сбирался и заснуть, когда услышал, что мимо идут двое и разговаривают между собою: "Как бы нам ухитриться и стянуть у богатого пастора деньги и серебро его?" - "А я бы научил тебя!" - крикнул Мальчик-с-пальчик. "Что это? - спохватился в испуге один из воров. - Мне послышалось, что кто-то здесь говорит."

Они приостановились и стали прислушиваться; тогда малютка опять сказал им: "Возьмите меня с собою, так я вам помогу." - "Да где же ты?" - "А вот поищите на земле и заметьте, откуда голос выходит," - отвечал он.

Тут наконец воры его отыскали и подняли его. "Ты, маленькое дрянцо! Как же можешь ты нам помочь?" - сказали они. "А вот как: я пролезу между железными прутьями в кладовую пастора и оттуда буду вам подавать то, что вы укажете." - "Ну что же, посмотрим, что ты сможешь сделать."

Когда они подошли к дому пастора, Мальчик-с-пальчик залез в кладовую и тотчас стал кричать ворам во весь голос: "Все вам отсюда подавать, что здесь есть?" Воры испугались и сказали: "Говори тише, не то всех разбудишь." Но Мальчик-с-пальчик будто бы не понял их и закричал снова: "Вам что подавать-то? Все ли, что здесь есть?"

Это услыхала кухарка, спавшая в соседней комнате, приподнялась на постели и стала прислушиваться. А воры тем временем со страха отбежали от дома и едва-едва могли опять ободриться настолько, что стали думать: "Маленький плутишка хочет просто подшутить над нами."

Они опять вернулись к кладовой и шепнули ему: "Полно тебе дурачиться, да подай ты нам хоть что-нибудь оттуда!" Тогда уж Мальчик-с-пальчик еще раз крикнул, как мог громче: "Я вам все готов подать, - протяните сюда руки."

Кухарка расслышала эти слова совершенно ясно, вскочила с постели и распахнула дверь кладовой. Воры бросились бежать и улепетывали так, как будто за ними сам черт гнался по пятам; а кухарка, никого не видя, пошла зажечь свечу.

Как только она вошла в кладовую со свечой, так тотчас же Мальчик-с-пальчик юркнул незаметно за дверь и пробрался на сеновал; кухарка же, обшарив все уголки и ничего не отыскав, опять улеглась в постель и подумала, что слышанные ею голос и слова почудились ей во сне.

А Мальчик-с-пальчик залез в сено и выискал себе чудесное местечко; там он и думал проспать до рассвета и затем уж направиться обратно, в дом родительский.

Но ему суждено было еще многое испытать! Мало ли всяких бед на свете!..

Кухарка на рассвете поднялась с постели, чтобы снести корм скоту. Прежде всего пошла она на сеновал, где захватила полную охапку сена и именно в том месте, где бедный Мальчик-с-пальчик спал.

Но спал он так крепко, что ничего не видел и не заметил, и проснулся уже только тогда, когда очутился во рту у коровы, которая и его захватила вместе с сеном. "Ах, Боже мой! Да как это я в валяльную мельницу попал?" - воскликнул он, однако же вскоре догадался, где находится.

И стал приноравливаться, как бы не попасть корове на зубы, и затем все же должен был вместе с пищей проникнуть в желудок коровы. "В этой комнатке позабыли, должно быть, прорубить окошки, - сказал малютка, - да и солнышко сюда не светит, и свечи сюда не вносят!"

Вообще, помещение это не очень ему понравилось, а всего-то хуже было то, что сверху в желудок вваливались все новые и новые запасы сена и потому в желудке становилось все теснее и теснее. С перепугу Мальчик-с-пальчик и закричал что есть мочи: "Не давайте мне больше свежего корма, не давайте!"

Служанка как раз в это время доила корову и, когда услышала слова малютки и, никого не видя, сообразила, что это тот же самый голос, который послышался ей и ночью, то перепугалась так, что свалилась со скамеечки и молоко пролила.

Она побежала впопыхах к своему хозяину и крикнула: "Господи Боже мой, господин пастор, ведь корова-то у нас заговорила!" - "Ты, видно, с ума сошла?" - отвечал ей пастор; однако же сам сошел в хлев и захотел посмотреть, в чем дело.

Но чуть только он переступил порог хлева, Мальчик-с-пальчик опять закричал: "Не давайте вы мне больше свежего корма! Не давайте!" Тут уж и сам священник перепугался, подумал, что в корову вселился злой дух и приказал ее заколоть.

Корову убили, а желудок ее, в котором сидел Мальчик-с-пальчик, выбросили на навозную кучу. Малютка с великим трудом стал из желудка выбираться и расчищать в нем место; но едва только он захотел из желудка выглянуть на свет Божий, пришла новая беда: набежал голодный волк и разом проглотил весь желудок.

Однако же Мальчик-с-пальчик не упал духом. "Может быть, - подумал он, - я с волком-то еще и сговорюсь." И закричал волку из брюха: "Милый волчок! Я знаю, где тебе найти лакомый кусок!" - "А где же бы это могло быть?" - сказал волк. "А вот в такой-то и такой-то дом можно пробраться через сточную трубу, и там найдешь ты сала, колбас и всякого печенья, сколько душе угодно," - и с величайшей точностью описал ему дом своего отца.

Волк не заставил себе это повторять дважды, залез в дом ночью через сточную трубу и нажрался в тамошней кладовой, насколько сил у него хватило. Когда же наелся, то хотел улизнуть, однако же никак не мог: так раздулось у него брюхо от пищи. На это-то Мальчик-с-пальчик и рассчитывал и поднял у волка в брюхе страшный шум и возню, стучал и кричал что было мочи. "Да уймешься ли ты? - сказал ему волк. - Ведь ты так всех в доме перебудишь!" - "Мало ли что! - отвечал ему малютка. - Ты небось наелся досыта, а я вот хочу повеселиться!" И опять стал кричать во все горло.

От этого крика проснулись наконец его отец и мать, прибежали в кладовую и стали смотреть в скважину. Увидев в кладовой волка, оба побежали и принесли: муж - топор, а жена - косу. "Стань позади, - сказал муж жене, когда они вошли в кладовую, - и, коли я ему нанесу удар, да он с него не подохнет, тогда ты на него накидывайся и распори ему брюхо косой."

Тогда услышал Мальчик-с-пальчик голос своего отца и воскликнул: "Батюшка, я здесь - сижу в брюхе у волка!" - "Слава Богу, - воскликнул отец, - наше милое детище опять отыскалось!" - и велел жене убрать косу, чтобы ею как-нибудь не повредить малютке.

А затем размахнулся топором и нанес волку такой удар по голове, что тот сразу растянулся мертвый; после этого они сыскали нож и ножницы, взрезали зверю живот и снова вытащили малютку на свет Божий.

"Ах, - сказал отец, - какие мы тревоги из-за тебя вынесли!" - "Да, батюшка, много я побродил по свету; слава Богу, что опять выбрался на свежий воздух!" - "Где же ты побывал?" - "Ах, батюшка, и в мышьей норе, и в коровьем желудке, и волчьем брюхе; теперь уж никуда от вас не уйду!" - "И мы тоже не продадим тебя больше никому, ни за какие богатства в мире!" - ответили малютке родители и целовали, и ласкали своего мальчика-крошку. Они его и напоили, и накормили, и даже новую пару платья ему сшили, потому что его одежонка во время странствий совсем была перепорчена.