Фцкм нод тема неделя безопасности подготовительная группа. Конспект нод тема: "путешествие в страну безопасности" в подготовительной группе. Методы и приемы

НОД по формированию целостной картины мира.
Воспитатель СП МОУ СОШ №15 г.Балашова Саратовской области
Парамонова Татьяна Николаевна

Возраст детей: подготовительная группа
Тема: «Занимательная лаборатория».
Цель: Ознакомление детей со свойствами воды.
Развивать навыки проведения познавательно - исследовательской деятельности с помощью лабораторных опытов.
Развивать мыслительные операции (анализ, познавательные и психические процессы), умение связно излагать свои мысли, воспитывать любознательность.
Формировать социальные навыки; прививать бережное отношение к воде.
Интеграция: «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Здоровье».
Методы проведения: объяснительно-илюстративный, эвристическая беседа, проведение опытов.
Предварительная работа: Беседы о воде и её роли в жизни человека и растений.
Использование игр, загадок о воде в режимных моментах.
Наблюдение за свойствами воды на прогулках.
Материалы и оборудования: Ёмкость с водой, ёмкости разной формы (стеклянные колбы разной формы), зеркало, кусочки льда, электроплита для опытов, воронка, салфетки, стаканчики с водой, акварельные краски, музыкальный центр (музыка «Звуки воды»), картинки с изображением трёх свойств воды.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в волшебную лабораторию. А что такое - лаборатория? (место, где проводятся исследования, научные опыты). В лаборатории надо вести себя тихо, руками ни чего не трогать, работать по плану, быть очень внимательными. Но прежде, я попрошу вас разгадать загадку: « Я и туча, и туман, и ручей и океан, и летаю и бегу, и стеклянной быть могу!» (ответ детей - вода) Следовательно, сегодня мы в лаборатории будем наблюдать свойства воды.
- Ребята, посмотрите у вас на столах стоят стаканчики с водой. Что вы можете сказать о воде, какая она? Попробуйте описать её. (прозрачная, без цвета, без запаха, т. д).
Воспитатель окрашивает воду в стаканчиках. Что произошло с водой? (она поменяла цвет).
- А какого цвета была вода до того как мы её окрасили, был ли у воды цвет? (нет, она была прозрачная).
Вывод: Вода - прозрачная, бесцветная.

Опыт: «Вода-жидкость, не имеет собственной формы».
Детям предлагается медленно наливать воду из емкости в посуду разной формы. Дети наблюдают текучесть воды (вода жидкая).
-Ребята, легко было перелить воду? (да). Почему, как вы думаете? (вода текучая, жидкая).
- Если бы вода не была жидкой, смогли бы мы её перелить? (нет). Она не смогла бы течь в реках, ручьях, не текла бы из водопроводного крана, поэтому воду называют жидкостью.
- А есть ли форма у воды?
Дети, рассмотрев разную посуду наполненную водой, делают вывод , что вода принимает форму сосудов, в которые её наливают.
Воспитатель на доске размещает картинку с изображением льющейся воды в стакан.
Опыт : «Вода может нагреваться»
-А теперь мы попробуем нагреть воду.
Дети наблюдают за нагреванием воды.
- А что происходит с водой при сильном нагревании? (кипит, булькает, бурлит, шумит).
- А какая кипящая вода? (горячая). Ей можно обжечься? (да).
Напомнить детям правила безопасности при использовании электрических проборов (не включать приборы без присмотра взрослых, не подходить близко к включенным электро проборам, не пытаться самим кипятить воду, быть осторожными с горячей жидкостью).
- В каких случаях используют горячую воду? Для чего нам необходимо её нагревать? (мама готовит суп, чай, компот, в грелке). Тёплую? (в водопроводном кране, где моем руки, в ванне для купания).
Вывод: вода может нагреваться, быть тёплой и горячей. (картинка с изображением кипящей воды)
Опыт: «Пар-это тоже вода».
-А что образуется при кипении воды? (пар)
Подержать зеркало над кипящей водой. Показать детям образовавшийся конденсат.
-Ребята, что вы видите на поверхности зеркала? (капельки воды).
-Правильно, горячий пар в соприкосновении с холодным зеркалом образует капельки воды.
Вывод: пар - это очень сильно нагретая вода (картинка с изображением конденсата).
Динамическая пауза: игра «Хорошо - Плохо» (на ковре с мячом)
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку со словами: «вода - это полезно». (Ответы детей: вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть полы, посуду, стирать одежду, закаляться водой, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут рыбы, различные животные.) Затем: « вода - это вредно». Дети по очереди дают свои ответы (если напиться холодной воды можно заболеть, горячей водой можно обжечься, нельзя пить воду из крана, если не умеешь плавать, можно утонуть, если часто поливать растения они могут погибнуть, бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути.)

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. А теперь мы снова отправимся в нашу лабораторию.
Сюрпризный момент: Входит ребёнок, переодетый в костюм снеговика, на подносе блюдца со льдом накрытые полотенцем.
Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? (снеговик).
Что ты нам принёс?
Снеговик: С начало пусть ребята разгадают мою загадку. Он как алмаз: и твёрд и чист, на солнышке сверкает. Но пригревать начнут лучи, он тут же и растает (лёд).
Опыт : « Лёд - это тоже вода».
Дети рассматривают кусочки льда.
- Какой лёд? (твёрдый, прозрачный, холодный).
- Как получается лёд? (если заморозить воду).
- Где образуется лёд? (зимой на реках, в водоёмах, в холодильнике).
- При какой температуре образуется лёд? (при низкой, когда очень сильный мороз).
Предложить детям подержать лёд в руках.
- Что произошло? (лёд растаял). Почему? (руки тёплые).
Вывод: лёд - это вода очень сильно замороженная (картинка с изображением льда).
Аутотренинг: «Три свойства воды» (пантомима под музыкальное сопровождение).
- Ребята, давайте попробуем изобразить три состояния воды. Сначала жидкое состояние - текучее, потом парообразное, как вода переходит в пар, а затем твёрдое - лёд.
Дети стоят по кругу и изображают все свойства воды с помощью пантомимы.
Итог: Ребята, вот и закончились исследования, в нашей волшебной лаборатории. Вода одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вода добрый друг и помощник человека.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Смоет грязь с лица и рук?
Без чего не сможет мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку не прожить?
Что бы лился дождик с неба,
Что б росли колосья хлеба,
Что бы плыли корабли -
Жить нельзя нам без воды!
- Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. А, что для этого нужно делать? (не загрязнять реки, озёра, моря, не оставлять включенный водопроводный кран).
Анализ: Ребята, что сегодня в нашей лаборатории мы узнали о воде? Что исследовали?
(вода-жидкость, не имеет форму, может нагреваться, пар - это тоже вода, лёд- это замороженная вода).
Понравилось вам проводить опыты?
-Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня работали, вы были активны, любознательны, давали правильные ответы и поэтому я хочу вам подарить эти весёлые капельки (детям раздаются улыбающиеся капельки).

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

СЕНТЯБРЬ

«Детский сад»

1.День знаний.

Сегодня я воспитанник, а завтра ученик

Расширять знания детей о школе, о профессии учителя. Помочь детям сопоставить жизнь ученика и воспитанника детского сада. Дать знания о важности подготовки детей к обучению в школе. Воспитывать интерес к школе, чувство признательности и уважения к труду учителя.

О.В. Дыбина (№2)

Стр.17

2.Мой родной город Брянск.

День города

Дать детям знания о том,что у каждого города есть свой день Рождения

Воспитывать чувство гордости за свой город, за свой народ.

Конспект прилагается

3.Наш детский сад.

Как хорошо у нас в саду.

Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.

О.В.Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр.33

4.Осень. Сезонные изменения в природе.

Гуляй, да присматривайся

Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени, закреплять названия осенних месяцев, развивать внимание, память, мышление. Воспитывать любовь к родной природе.

1, стр.133

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

ОКТЯБРЬ

«Осень золотая»

1. Дары осени. Откуда хлеб пришёл?

Откуда хлеб пришёл?

Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

3, стр.21

2.Лесное лукошко. Грибы, ягоды.

Подарки леса

Систематизировать знания детей о лесных дарах, съедобных и несъедобных грибах и ягодах, дать знания о правилах сбора. Развивать память, воображение, наблюдательность. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе. Воспитывать экологическую культуру.

1, стр.163

Т.В.Вострухина, Л.А.Кондрыкинская Знакомим с окружающим миром детей стр.173.

3.Домашние животные. Птицы.

«В гостях у птиц.»

Закреплять знания детей о птицах.

Воспитывать бережное отношение к ним.

Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки и давать полный содержательный ответ на них.

1,стр. 217,203.

Т.В.Вострухина, Л.А. Кондрыкинская стр.176-178.

4.Кто как готовится к зиме. Дикие животные.

Как звери и птицы к зиме готовятся.

Закрепить знания детей о диких животных и …, формировать умение детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность. Воспитывать интерес к природе.

1, стр. 55-57

Т.В. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская стр.178.

5.Растительный мир. Лес.

Что такое лес?

Расширять знания детей о лесе, о его растительном мире.

Воспитывать экологическую культуру детей.

Расширять кругозор, развивать память, внимание, речь детей.

Закреплять умение вести себя на природе.

1,стр.217,203

Т.В.Вострухина, Л.А.Кондрыкинская стр.175-176.

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

НОЯБРЬ

«Я в мире человек»

1.День народного единства.

День единения России

Познакомить детей с историческими событиями, связанными с праздником. Познакомить с памятниками, посвящёнными этим событиям. Воспитывать в детях интерес к своей истории, чувство гордости за свой народ, который не захотел покориться иноземным захватчикам.

3, стр.62

2.Я в мире человек. ЗОЖ. Мои права и обязанности.

Права и обязанности ребёнка.

Уточнить представление детей о правах и обязанностях человека, записанных в Декларации прав человека.

Познакомить с Декларацией прав ребёнка.

Формировать умение соблюдать правила поведение в детском саду, дома и в общественных местах.

Быть общительными, помогать товарищам и взрослым.

Т.В.Вострухина, Л.А. Кондрыкинская Знакомим с окружающим миром детей стр.155

3.В школе дорожных наук. Транспорт(едем, плывем, летим).

На чём люди ездят

Закрепить знания детей о видах транспорта: наземный, водный, воздушный и обобщающее понятие «транспорт»

Закреплять знания о правилах поведения пешехода.

Н.С.Голицына, С.В.Люзина, Е.Е. Бухарова ОБЖ стр.17

4.День матери.

Приближение зимы.

Мама милая моя

Формирование уважительного и бережного отношения к самому дорогому человеку – маме; воспитание чувства преданности к матери ее значимости в семье. Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее. Формировать умение отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме.

Конспект прилагается

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

ДЕКАБРЬ

« Зимушка – зима »

1.Календарь.

Зима. Сезонные изменения в природе.

Зимушка - зима

Систематизировать знания детей о зиме. Закрепить знания об основных приметах, названия зимних месяцев. Рассказать детям об изменениях, которые происходят зимой в растительном и животном мире, об особенностях жизни людей в зимний период(одежда, труд, отдых, помощь животным). Воспитывать у детей желание помогать птицам и животным.

О.А.Скоролупова,

1,стр.177

2. Зима в лесу.

Зима в лесу

Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц и диких животных в лесу зимой. Формировать желание помогать им. Показать взаимосвязь живой и неживой природы. Воспитывать доброе отношение к природе.

1, стр. 81-84

3.Снег и лёд на улице.

Безопасность.

Снег и лёд.

Расширять представления детей о правилах поведения на улице в зимний период времени

Конспект прилагается

4.Зимние забавы.

Зимние виды спорта.

5. Новогодние сказки. Новый год!

Зимние забавы

Морозко

Расширять и обогащать круг знаний детей о зимних видах спорта.

Дать знания о том, что к спортивным видам относятся и русские народные игры.

Воспитывать интерес к русским народным играм., желание играть в них.

Познакомить с народными традициями.

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе.

Формирование действий превращения

3, стр.141,

Конспект

Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов

Познавательно-исследовательская деятельность стр.20

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

ЯНВАРЬ

«Семья и традиции»

1.Зимние игры и развлечения. Коляда – коляда, отворяй ворота.

Коляда – коляда, отворяй ворота.

Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями. Познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора.

Конспект прилагается

2.Моя семья.

Я – помощник

Дружная семья.

Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботится о близких, развивть чувство гордости за свою семью.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (подготов. гр.) стр. 29 тема 2

3.Город мастеров.

Русские народные промыслы.

Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. Обогащать словарь детей словами: хозлома; филимоновская, богородская игрушки; жостовские подносы; палехские шкатулки.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (подготов. гр.) стр. 31

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

ФЕВРАЛЬ

«Мой дом»

1. Дом, в котором я живу. Мебель, посуда, домашние предметы.

Мир вещей или предметы вокруг нас.

Закреплять знания о назначении предметов, названиях материалов, из которых они сделаны. Расширять представления об истории создания предметов человеком, их функциях. Воспитывать уважительное отношение к труду, бережное отношение ко всему, что их окружает.

Т.В.Вострухина, Л.А. Кондрыкинская Знакомим с окружающим миром детей стр.149

2.Инструменты. Бытовая техника.

Предметы-помощники.

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека; объяснять, что эти предметы могут улучшить качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (подготов. гр.) стр. 28 тема 1

3.Животные холодных и жарких стран.

Животные холодных и жарких стран.

Расширять представления детей о животном и растительном мире холодных и жарких стран. Формировать в понимании детей образ необъятной России.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (подготов. гр.) стр. 38

4.Наша армия. Профессии наших пап.

Защитники Родины.

Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов; формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (подготов. гр.) стр. 46 тема 12

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

МАРТ

«Весна»

1.Мир вещей. Одежда, головные уборы.

На выставке одежды, головных уборов, кожаных изделий.

Дать детям понятие о материалах, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с разными материалами, показать связь материалов с назначением вещи.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (подготов. гр.) стр. 39 тема 7

2.Мамин день. Семья.

Блин-блинок.

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

Познакомить детей со знаменитыми женщинами России - деятелями науки и искусства. Воспитывать уважение и любовь к матери.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (подготов. гр.) стр. 57

3.Первые проталины. Сезонные изменения в природе. Перелетные птицы.

Пернатые обитатели весеннего парка.

Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, желание охранять пернатых друзей, помогать им. Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах. Знакомить с особенностями их жизни, питания поведения. Развивать творческие способности, речь, мышление.

Т.В.Вострухина, Л.А. Кондрыкинская Знакомим с окружающим миром детей стр.52

4.Весна в лесу.

Русский лес-чудесный лес.

Расширять представления детей о животном и растительном мире средней полосы России весной, воспитывать бережное отношение к родной природе, воспитывать патриотические чувства.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (подготов. гр.) стр. 42

5.Комнатные растения. Растения-живые барометры.

Растения-живые барометры, лекарственные растения.

Дать представление о лекарственных растениях, растениях-барометрах. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Т.В.Вострухина, Л.А. Кондрыкинская Знакомим с окружающим миром детей стр.180

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

АПРЕЛЬ

«Среда обитания. Космос»

1.Наша Родина – Россия.

Мое Отечество – Россия.

Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (подготов. гр.) стр. 49 тема 14

2.Профессии, орудия труда. Космос.

Космос.

Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к расширению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (подготов. гр.) стр. 53 тема 16

3.Неживая природа (камни, песок, вода)

Свойства веществ.

Формировать представление о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию.

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» стр. 53, тема 20.

4.Насекомые. Рыбы

Голубые реки России.

Расширять представления детей о природе России, познакомить с названиями рек, их обитателями.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (подготов. гр.) стр. 46

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

МАЙ

«Цветущий май»

1.ПДД. Транспорт.

Переходим через улицу.

Уточнять и расширять знания детей о ПДД, о транспорте на дорогах. Воспитывать добропорядочного гражданина.

Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми» стр. 43

2.Моя Родина. День победы.

День Победы.

Уточнять и расширять представление о Великой Отечественной войне; воспитывать уважение к памяти воинов-победителей; формировать уважительное отношение к старшему поколению

Т.В.Вострухина, Л.А. Кондрыкинская Знакомим с окружающим миром детей стр.131

3. Ягоды, фрукты, овощи. Безопасность: как избежать беды.

Опасности вокруг нас.

Закрепить знания правил безопасности в быту, на улице, в воде. Продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях.

Н. С. Голицына, С.В. Люзина, Е. Е. Бухарова «ОБЖ для старших дошкольников» стр.70

4. Лето.

До свидания детский сад! Здравствуй, школа!

Школа. Учитель.

Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (подготов. гр.) стр. 36 тема 6

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Безопасный дом»

Цель: создать условия для осознанного отношения к себе и своему здоровью, закрепить навыки безопасного поведения ребенка дома.

Задачи:

  1. Обобщить знания детей по теме «Безопасное поведение дома». Закрепить знания телефона экстренной пожарной службы
  2. Закрепить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
  3. Развивать творческие способности детей при анализе ситуации и составлении плана выхода из неё.
  4. Воспитывать коммуникативные навыки, правильное отношение к своему здоровью и безопасности в жизни.

Оборудование : красный мяч, плакат с изображением опасных и безопасных предметов, сами эти предметы.

Ход занятия :

Воспитатель. Дети, сегодня для нас пришло письмо, а от кого не написано. Только есть загадка. Давайте ее отгадаем и тогда узнаем, кто прислал нам письмо. Загадывает загадку:

В каморке у Карло мальчишка живет.
Из сказки известно - наивным слывет,

Нос у него деревянный и длинный.

Так как же зовут его? (Буратино)

Молодцы, правильно угадали! Письмо нам прислал Буратино. А что он в нем написал, мы сейчас прочитаем. Воспитатель читает письмо:

Здравствуйте, дети! Спешу вам пожаловаться! Папа Карло срочно уехал на несколько дней к своему другу, а меня оставил дома с этой противной девчонкой Мальвиной. Она мне ничего не разрешает, постоянно делает замечания: то я не так нож держу или кладу его не на место, то я лекарства беру и ем их якобы без надобности, но они же вкусные и красивые. Как их не съесть?! Я хочу свободы и могу находиться дома один. Что может случиться? Я ведь уже большой. Ребята помогите мне разобраться, кто прав я или Мальвина!

Ребята, поможем Буратино разобраться, ведь мы-то знаем что, если себя не правильно вести, то дома может случиться много неприятностей. Согласны?

Дети: да!

Воспитатель. Посмотрите на картинки и расскажите, какие неприятности могут случиться дома (на мольберте модели пожара, разбросанных острых предметов).

Дети:
1. Может случиться пожар
2. Можно пораниться или порезаться об острые предметы и т.д.

Воспитатель:

Правильно, первая опасность, которая может возникнуть дома – пожар. Пожар - это страшная беда вы, конечно, об этом знаете. Во время пожара горят дома, а самое ужасное - гибнут люди. Ребятки, скажите пожалуйста, как может начаться пожар?

Дети: пожар может возникнуть в результате неисправности проводки, но чаще всего пожар возникает при неумелом и неосторожном обращении с бытовыми приборами и спичками, зажигалками.

Воспитатель:

Дети, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Опасно - пожар». У меня в руках красный мячик. Красный цвет – цвет опасности. Я начну стихотворную строку, а тот, кому я передам мяч, должен ее закончить.

1.Где с огнем беспечны люди, 2. Красный отблеск побежал.

Там взовьется в небе шар Кто со спичками … (играл).

Там всегда грозить нам будет

Злой - … (пожар)

3.Стол и шкаф сгорели разом. 4.Дым столбом поднялся вдруг,

Кто сушил белье над … (газом). Кто не выключил … (утюг).

5.Дым увидел – не зевай, 6.Помни каждый гражданин:

И пожарных… (вызывай) Это номер … (01).

Воспитатель:

Ребята, а теперь внимательно посмотрите на эти рисунки. Постарайтесь отгадать загадки об изображенных здесь предметах. Тот, кто правильно отгадывает, берет предмет в руки и говорит, какой вред может принести он, если с ними не правильно обращаться (ребенок подходит, берет предмет и говорит о нем)?

Это тесный-тесный дом.

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер. (Спички)

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать. (Градусник)

Грибникам он очень нужен,

Без него не сваришь ужин,

На охоту не пойдешь.

Что же это?.. (Нож)

Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на елке,

А называются?.. (Иголки)

Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит:

–Эй! Сними меня! – кричит. (Чайник)

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук. (Гвоздь)

Очень любят обрезать,

Разрезать и надрезать. (Ножницы)

Не хочу я молчать –

Дайте вволю постучать!

И стучит день-деньской

Он железной головой. (Молоток)

По одежде он плывет,

Как горячий пароход.

Стало все белье на диво

Очень гладким и красивым. (Утюг)

Очень хрупкая я,

Берегите меня.

Если только разобьете –

Лишь осколки соберете. (Стеклянная банка)

Физминутка «Буратиио»:

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Буратино - потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Воспитатель: а теперь, ребята, скажите, какими из этих предметов детям вообще нельзя пользоваться? Какими предметами можно пользоваться детям, но очень осторожно и вместе с взрослыми? (ответы детей).

Давайте, значит, на спички приклеим красной крестик, а около остальных предметы поставим восклицательный знак, так как ими пользоваться нужно осторожно и вместе со взрослыми.

– А можно ли отвлекать, толкать другого, если он режет, шьет, прибивает гвоздь? Что может при этом случиться?

– Ребята, где у вас дома хранятся такие опасные предметы? Разбросаны ли они по квартире или занимают определенные места. Куда мама или бабушка убирают иголки, булавки, ножницы? Где папа или дедушка хранят инструменты? Где находятся лекарства, градусник?

– Давайте представим себе, что мы попали в дом, где царит полный беспорядок: все вещи разбросаны. Вам нужно навести порядок и все опасные предметы разложить по местам: аптечка, ящик для инструментов, кухонный шкафа, коробка для рукоделия. (Дети делятся на 4 команды, каждая из которых раскладывает свою группу предметов, изображенных на картинках).

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Скажите мне, пожалуйста, а если вдруг случилась беда, и вы причинили себе вред опасным предметом, что нужно немедленно сделать? (позвать на помощь взрослых или позвонить в скорую помощь – 03).

А сейчас, подводя итог нашему занятию, ребята прочитают стихи о правилах пользования опасными предметами:

Итак, ребята, помним всегда: Спички не тронь,

Дома острые ножи В спичках огонь!

Ты на место положи, Не играй, дружок, со спичкой

Не раскидывай иголки Помни, ты, она мала,

Убери их на полку. Но от спички-невелички

Если ножницы достал, Может дом сгореть дотла

Убери, откуда взял

Тогда ни девочки,

Ни мальчики не порежут

Свои пальчики.

С газом будь осторожен,

От газа пожар возможен!

Пусть помнит каждый гражданин,

Пожарный номер – 01!


Конспект НОД по ФЦКМ

для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»;

Тема. «Ярмарка профессий»

Образовательные: Дать представления детям о том, когда может случиться пожар. Обобщить представление о труде пожарных расширить и углубить знание о правилах пожарной безопасности. Расширять и закреплять представления детей о профессии швеи. Познакомить детей с профессией энтомологом.

Развивающие: Развивать умение реально оценивать возможную опасность.

Развивать представления детей об инструментах и тканях, используемых в да профессии швеи.

Воспитательные: Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Воспитывать у детей уважение к труду людей.

Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Методы и приемы: рассказ, беседа, вопросы, показ образца.

Демонстрационный материал: картинки, ИКТ, швейная машинка, журналы, машина пожарная.

Раздаточный материал: картинки, мерка, ткань, ножницы.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением профессий, составление описательных рассказов по теме.
Чтение художественной литературы С. Михалкова «Дядя Степа». Проведение дидактической игр «Кому что?». Раскрашивание бабочки.

Ход занятия:

Организационно-мотивационная часть.

Звучит музыка.

Воспитатель: Ребята у нас начинается ярмарка. Подходите здесь вы узнаете много интересного о профессиях. (Трое из детей стоят за столами и раздают приглашение, чтобы рассказать о своей профессии. Так дети делятся на 3 подгруппы.)

Основная часть.

1-ребенок начинает свой рассказ:

Есть такая профессия, без которой в современном мире обойтись никак нельзя. Это профессия называется «швея». А раньше она называлась портной. Каждый день мы надеваем одежду, как правило, не задумываясь о тех людях, которые шьют ее для нас. О том, какие у нее особенности и какими инструментами работает швея, мы поговорим сейчас.

Швея работает в ателье, в небольшой бригаде, в которой у каждого свои обязанности. Кто-то из выполняет ручные работы с помощью иглы, ножниц, кусочка мела, кто-то работает на швейных машинках - соединяет детали одежды при помощи швов и строчек, кто-то занят утюжкой платья, пальто или блузки. Важно, чтобы готовая вещь порадовала заказчика!

Если швея работает на швейной фабрике, то здесь он входит в состав большого коллектива швейников. Одежду на фабриках шьют крупными партиями, а модели разрабатывают художники Дома моделей. Раскроенную ткань передают в бригаду портных: одни портные сметывают ее, другие сшивают, третьи утюжат.

Чтобы сшить изделие нужно снять мерку. Давайте с вами сейчас попробуем измерить друг друга. Когда мерки сняты рисуют лекало. Дети обводят мелом на ткани. Затем вырезают лекало. Людмила Андреевна соединяет на машинке части лекала. Работа закончена.

Ребята давайте поиграем вот лежат пазлы и вам нужно найти инструменты, которые швея использует в своей работе. Дети собирают пазл.

2-ребенок рассказывает:

Моя профессия пожарный. Работа пожарных трудная, тяжелая: ведь при тушении огня они рискуют жизнью, спасают людей, и их вещи.

Вопрос к детям: «Какими должны быть пожарники?»

Ответы детей: Пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными.

Ребенок продолжает рассказ: Они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму.

Ездят пожарные на пожарной машине. (Детям предлагают рассмотреть пожарную машину).

В пожарной машине имеется рация для связи с пожарной частью и другими машинами. Еще на машине есть сигнальные огни- синие, а также звуковой сигнал. Они нужны чтобы другие машины уступали дороги. В машине есть пожарные рукава со стволами, из которых вода идет сильной струей. Еще есть лестница, которая поднимается до пятого этажа и выше.

пожары происходят от несоблюдения правил пожарной безопасности.

Давайте их вспомним (по картинкам).

Воспитатель:Ребята сейчас вы можете задать вопросы пожарному

Дети задают вопросы. (Например)

По какому номеру вызвать пожарных по телефону?

В чем заключается ваша профессия?

Воспитатель: А сейчас ребята я задам вам вопрос, а вы хором должны отвечать: "Это я, это я, это все мои друзья".

Кто, услышав запах гари. Сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"

Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Воспитатель: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Вызови пожарных»

Дидактическая игра «Вызови пожарного»

Стоит телефон детям нужно набрать номер пожарной части и назвать фамилию, имя, домашний адрес.

3-ребенок рассказывает:

Моя профессия энтомолог. Это редкая профессия. Я занимаюсь изучением насекомых. Включаем ноутбук и по презентации ребенок рассказывает.

На земле много разных видов пауков. Почти все они не опасны для человека. Все пауки плотоядные за исключением одного вида, который питается растительной пищей.
Пауки – пауки относятся к типу членистоногих. Посчитайте у паука лапки, их восемь). Тело паука состоит из двух частей. На брюшке у паука есть паутинные бородавки, именно они выпускают жидкость, которая подобно клею застывает на воздухе, образуя нить. Все пауки плетут паутину. При этом у каждого паука свой вид паутины.
В большинстве случаев у паука 8 или 6 глаз (поэтому он вас так хорошо видит).
С помощью паутины паук ловит свою добычу, обычно это насекомые. Затем он впрыскивает в них яд (жертва размягчается, внутренности превращаются в питательный раствор), по истечении нескольких часов паук высасывает жертву.
Паутина - очень прочный материал, кроме того она липкая (покрыта капельками клея). Но как тогда паук по ней передвигается и не прилипает? Дело в том, что на лапках паука есть волоски, так что лапка не соприкасается с клеем, паук буквально скользит по паутине «на цыпочках».
Паутина нужна паукам не только для ловли добычи. Паутину молодые паучки используют как средство передвижения.

А вы можете найти информацию о насекомых в интернете, в журналах, в энциклопедиях. Детям дают журналы посмотреть про насекомых. Показывают энциклопедию. Дети мы сейчас с вами поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Паучина»

Затем дети в подгруппах меняются и переходят за другой стол, чтобы узнать одругой профессии.

Рефлексивно-оценочная часть.

Ребята наша ярмарка заканчивается подойдите ко мне. Садимся на стульчики. Расскажите мне ребята о каких профессия вы сегодня узнали? Что для вас было новым, чего вы раньше не знали. О каких профессиях вы хотели бы узнать в следующий раз?

Цель: Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улице, в природе и дома.

Задачи:

Обучающая:

  • Закрепить представление детей об опасных для жизни и здоровья людей ситуациях, с которыми они встречаются в жизни, используя русские народные сказки.
  • Закрепить знания детей о правилах безопасности дома, на улице, в природе.
  • учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций;

Развивающая:

  • Активизировать словарь детей (правила дорожного движения, правила личной безопасности, правила пожарной безопасности в природе, проезжая часть, пешеход, транспортные средства).
  • Продолжать работу по формированию связанной речи.
  • Развивать память, логическое мышление, воображение.

Воспитательная:

  • Способствовать развитию осторожности и осмотрительности.
  • Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.
  • Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знако-мые и любимые сказки, поддерживать ин-терес к русской народной сказке.

Ход НОД:

Коммуникативная игра «Профессия и я»

Воспитатель: предлагаю игру « Кем стать?». Главное условие - название дела или профессии должны начинаться с той же буквы, что и ваше имя. Например, Варя хочет стать воспитателем. Дети придумывают профессии. Воспитатель называет профессию, связанную со службой спасения. Как вы думаете, где может пригодиться моя профессия? Когда человек попадает в опасную ситуацию к нему на помощь приходят люди многих профессий. Назовите их и объясните, в какой ситуации эта профессия пригодится. Они работают даже в одной службе - службе спасения, а их называют спасателями.

Воспитатель:

А каким должен быть спасатель?

Воспитатель:

Давайте соберём в мои ладони много слов, обозначающих эти качества.

Дети: - смелость; - выносливость;

Сильным; - умным;

Мужественность; - профессиональность;

Дисциплинированным.

Воспитатель: Как спасатели узнают о том, что нужно кому-то помочь?

Дети: по телефону.

Воспитатель: номера каких служб спасения помогут в этих ситуациях?

Упражнение «Кому обратиться?». Дети выкладывают вокруг телефонов с номерами служб спасения картинки с опасными ситуациями.

Воспитатель: Хотите поиграть в спасателей и отправиться на помощь сказочным персонажам?

Сейчас отправимся мы в путь

Там сказки разные живут.

Нам сказки лучшие друзья.

Бросать друзей в беде нельзя.

1 слайд. Стол папы Карло.

Воспитатель: Открываем глаза, оглядываемся, на столе видим: ящик для инструментов, шило, нож, иголки, ножницы, паяльник, стамески, игрушки, овощи, фрукты.

Ребята, папа Карло вышел на рынок за азбукой и оставил такой беспорядок на столе. Боюсь, что Буратино может схватить и пораниться некоторыми предметами. Спасатели, на помощь!

Игра «Разложи по местам».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Наша служба спасения сработала профессионально чётко.

Там, куда мы попадем,

Вместе мы не пропадем.

2 слайд. Отрывок из мультфильма «Красная Шапочка и Волк».

Воспитатель: (останавливает фрагмент и обращаясь к детям) Извините, пожалуйста, но я не могла не вмешаться, но разве можно поступать так, как Красная Шапочка? Она рассказала, где живет бабушка совершенно незнакомому волку! Дети рассуждают. Знакома ли Красная Шапочка с Волком? Можно ли разговаривать с тем, кого не знаешь? Что может случиться? (Ответы детей ). Как закончилась сказка? А как могла бы закончиться, если бы Красная Шапочка не рассказала волку, где живет бабушка?

Воспитатель: - теперь Красная Шапочка, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми на улице и рассказывать им о себе!

Тренинг . Разыгрываются две ситуации:

Тётя предлагает девочке конфету…

Дядя предлагает мальчику сесть в машину…

Дети попарно изображают «ребёнка» и «чужого» человека.

Воспитатель: Красная Шапочка, что у тебя в корзиночке?

Красная Шапочка: Грибы и ягоды. Я собрала их для бабушки.

Восп.: Ребята, а вы знаете, какие бывают грибы и ягоды? (Съедобные и ядовитые). Давайте вместе с нашей гостьей поиграем в игру.

Дидактическая игра “Съедобное - несъедобное”.

На съедобное-хлопают, на ядовитые топают
Восп.: Ребята, почему нельзя уничтожать ядовитые растения? Правильно, ими лечатся лесные обитатели.

3 слайд. Ой. Кто это?

Дети: Федора из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе».

Воспитатель: Да, Федора исправилась, посмотрите какая она чистая и опрятная. Но чем мы ей можем помочь?

Федора: Мне пришло письмо с загадками из сказочного супермаркета. Там написано, если загадки отгадаю, получу подарки для дома. Не могу отгадать, помогите, спасатели.

Воспитатель: тут не надо быть спасателем, наши дети это могут делать лучше взрослых.

Федора читает:

У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу. (Телевизор .)

Дети отгадывают.

Федора: мне он пригодится зимой, я люблю телевизор посмотреть.
Он один на всем свете
Очень рад пыль встретить. (Пылесос .)

Я пузатый и пыхтящий,
Я большущий и блестящий.
Если только захочу
Кипяточку вскипячу. (чайник)
Плывет пароход,
То назад, то вперед. (Утюг )
Если кнопочку нажать,
Будет музыка звучать. (Магнитофон .)

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)

Федора комментирует каждую загадку.

Воспитатель: Как назвать все названные предметы? Без чего не будут работать все эти предметы? (без электричества) Как обезопасить себя при пользовании ими?
Что надо обязательно сделать, когда погладили одежду, посмотрели телевизор, послушали магнитофон? (Выслушиваю ответы детей ). Правильно, нужно выключать электроприборы. Как правильно это сделать? Что может случиться, если потянуть за провод или засунуть в розетку пальчик или другой предмет?
(Ударит током, может возникнуть пожар ). При обращении с электроприборами Федора должна запомнить следующие правила:

  • Уходя, из дома или комнаты обязательно выключайте электроприборы.
  • Выключайте электроприборы, нажав на кнопку, вытащив вилку из розетки.
  • Никогда не тяните за электропровод руками, может случиться короткое замыкание. Лучше попросить об этом взрослых.
  • Ни в коем случае не подходите к оголенным проводам и не дотрагивайтесь до них. Вас может ударить током.
  • Вода и электричество, оказавшись вместе, становятся очень опасными, поэтому, никогда не протирайте влажной тряпочкой телевизор, магнитофон.
  • Если вы остались дома одни - не трогайте электроприборы без присутствия взрослых, ЗАПОМНИТЕ!

Федора: Молодцы, ребята, вы очень мне помогли!

Физминутка “Ослика Иа”
Хвост однажды потерялся - (изобразить испуг),
Только быстро догадался - (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться),
Посмотрел туда-сюда - (повороты),
Хвоста нету - вот беда - (развести руки в стороны внизу),
Я направо поскакал- (бег на месте),
Там хвоста не увидал - (руку “козырьком”),
Я налево поскакал - (бег на месте),
и там хвоста не увидал - (руку “козырьком”),
Повернулся я вокруг - (поворот вокруг себя),
Может быть увижу вдруг - (руку “козырьком”),
Нету. Я решил стоять - (руки скрестить на груди),
И свой хвост на месте ждать.
Слышится пожарная сирена.

Слайд 4. Пожар «Кошкин дом».

Огонь сопровождает человека на протяжении всего времени его существования. Огонь дарил тепло, защищал от диких зверей, помогал приготовить пищу. Люди ещё в древности научились добывать огонь и сохранять его. Но, вырвавшись из-под контроля, огонь из друга и помощника превращается в злейшего врага. Пожар - одно из самых злейших бедствий. Любое возгорание, которое не удаётся потушить в несколько минут, требует вмешательства пожарных.

Воспитатель: Итак! Без паники.

Знает каждый гражданин

Этот номер - 01

Если к вам пришла беда

Позвони скорей туда,

Если нету телефона,

Позови людей с балкона!

Игра: «Кто лучше позовёт с балкона людей на помощь».

Воспитатель: по-моему, теперь все сказочные персонажи смогут найти спасателей.

Игра - соревнование «На пожаре» . Дети выстраиваются в две колонны. Первым игрокам дают в руки ведёрко. По сигналу первые игроки бегут через полосу препятствий к «очагу возгорания» и «выливают на него воду», затем передают ведро следующему игроку.

Слайд 5. Сказка «Волк и семеро козлят». Что произошло в сказке? «Давай представим себе, что ты один дома. Звонят в дверь. Что ты будешь делать? … Ты слышишь, как кто-то пытается открыть дверь. Что ты будешь делать? … Твой окрик не отпугнул незнакомца, и он продолжает попытку открыть дверь. Твои действия? «Представь себе, что ты сидишь дома, в дверь звонят. Что ты будешь делать? … На твой ответ незнакомец сказал, что он почтальон, принёс телеграмму. Что ты сделаешь?

Воспитатель:

Каждый грамотный ребёнок

Должен твёрдо знать с пелёнок:

Если вас зовут купаться,

И в кино даже сниматься,

Обещают дать конфет

Отвечайте твёрдо… НЕТ!

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет.

Отвечайте твёрдо… НЕТ!

Позовут лететь к луне,

Покататься на слоне.

Есть на всё простой ответ:

Ты ответить должен… НЕТ!

Воспитатель: Из сказок вы знаете, что преступник придумает тысячу и один способ, как обмануть свою жертву. Вспомните сказки, в которых герои совершают преступления.

Молодцы! . И самое главное, помнить и вы-полнять простые правила:

Никогда никуда не ходить с чужими людьми.

Ничего не брать у чужих людей: ни еду, ни игрушки.

Главное: прежде чем совершить ка-кой-нибудь поступок, нужно хорошенько подумать, к чему это приведет.

Этому и учат сказки. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Они предупреждают нас, показывая возмож-ные последствия необдуманных поступ-ков. Сказки учат нас, слушая их, а потом и читая, на всю жизнь запомнить их уроки и не попадать впросак, не попадать в те ситу-ации, в которых оказываются сказочные герои. Сказки хотят защитить вас, уберечь, предостеречь.

Воспитатель: Я предлагаю вам вернуться в детский сад и нарисовать отчёт о проделанной работе - нарисовать тех, кому помогли, или тех, кому помощь необходима.

Рисование «Сказочный персонаж», техника по выбору.

Дети рисуют и оформляют стенд рисунков для родителей о безопасном поведении.