Ребенок левша хорошо или плохо. Мой ребенок – левша. Учим чтению и письму

Ремеева А.Ф.
Кандидат психол. наук, доцент.
Москва.

Левшество - леворукость

В ряде современных исследований, посвященных левшам, принято разводить понятия левшества и леворукости. Левшество определяют как более широкое понятие, включающее, наряду с леворукостью, левую асимметрию в совместном функционировании парных органов. "Левшество не сводится лишь к леворукости. Оно возможно в функциях всех парных органов". Под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. При правшестве преобладают правые части. Возможна симметрия функций обеих частей.

Традиционно, в обыденной жизни мы называем людей, предпочитающих использовать предпочтительно левую руку в различных действиях именно левшами. Слова "левша" и "леворукий" употребляются зачастую как синонимы. Хотя левшой можно назвать и левоногого и левоухого и левоглазого и т.д.

Среди факторов, определяющих леворукость называются: наследственный и внешней среды. Леворукость считается наследственным признаком.

Симметрия - асимметрия

Для объяснения природы левшества привлекается принцип симметрии-асимметрии. Этот принцип приобретает все большее значение в научном познании, в исследованиях явлений природы, происхождения асимметрии мозга.

Развитие центральной нервной системы, начиная уже с плоских червей, сопровождается возникновением двусторонней (билатеральной) симметрии всего тела. В процессе филогенеза у человека каждое полушарие мозга приобретает все большую специализацию, что особенно проявляется в предпочтительном пользовании правой или левой рукой, развитии речи, того или иного способа приема и переработки информации.

Эволюция представлений о функциональном значении парности полушарий берет свое начало от признания независимости и равноценности полушарий как двух органов психики. Это представление позже сменилось концепцией доминантности полушарий, утверждающей ведущую роль левого полушария в реализации речи и некоторых психических процессов, а также представлением о ведущей роли правого полушария в невербальных процессах. И, наконец, к концепции функциональной специфичности.

На данном этапе развития психологии идет все более глубокое изучение мозговых основ различных видов психических процессов. На сегодняшнем этапе развития нейропсихологии наиболее актуальны с этой точки зрения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

В отечественной психологии проведена огромная работа по изучению данной проблемы. Сотрудниками лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова А.А. Невской и Л.И. Леушиной получены обширные данные о различиях в обработке информации обоими полушариями головного мозга. Этому же вопросу посвящены работы Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой, которые выдвинули пространственно - временную гипотезу функциональной асимметрии мозга. По их мнению, первое, главное несходство полушарий - их пространственное различие, их противопоставление друг другу. Второе отличие - несходство функций полушарий в парной их работе во времени: правополушарная функция - в настоящем - прошлом, левополушарная - в настоящем - будущем времени.

Разделение головного мозга на два функционально неравнозначных органа рассматривается современной наукой как важный фактор адаптации человека к окружающей действительности.

Асимметрия мозга изучается в связи с проблемой индивидуализации обучения. В связи с этим направлением работы необходимо отметить исследования В.Г. Степанова, который выявил психологические особенности перцептивной деятельности школьников, связанные с функциональной асимметрией мозга. Также им разработаны психолого-педагогические рекомендации по учету данных особенностей в учебно-воспитательной работе.

В конце 50-х годов В.Г. Степанов, занимавшийся проблемами зрительного восприятия, дал экспериментально обоснованное и наиболее полное современное описание двух основных типов восприятия - "детализирования" и "угадывания", что позволило сформировать развернутое представление о течении процесса восприятия. Успешнее решалась эта проблема с помощью методики по наблюдению постепенно уточняющегося изображения на экране оптико-электронной установки.

Позднее результаты, полученные с использованием вышеуказанной методики, были подтверждены на больных с "расщепленным" мозгом. Эти исследования проводились в США под руководством Сперри, который выяснял, что произойдет с процессами приема и переработки информации, если полностью перерезать мозолистое тело, разобщив тем самым большие полушария мозга человека. Больных людей иногда подвергают этой операции, чтобы ослабить проявление эпилепсии. Сперри наблюдал пациентов с "расщепленным" мозгом в различных экспериментальных ситуациях. В одной из них испытуемый находился перед экраном, на который проецировались изображения разных предметов, попавшие в левую или правую половину поля зрения.

Использование этой методики дало не только много сведений о латерализации церебральных функций больных людей, но и подтвердило данные об особенностях перцепции у человека при доминировании одного из полушарий, полученные в исследованиях В.Г. Степанова.

Представления о детализирующем и угадывающем способах восприятия полностью совпадают с представлениями о лево - и правополушарных стратегиях переработки информации. Данные недавних совместных исследований В. Г. Степанова с физиологом М.Н. Русаловой на здоровых людях показали, что в процессе детального восприятия у этих испытуемых преобладает активность левого полушария, а при угадывающем восприятии - правого. Выводы делались по показаниям блокады альфа - ритма в электроэнцефалограмме (ЭЭГ).

Накоплен огромный эмпирический материал по изучению межполушарной асимметрии головного мозга. Обобщая имеющиеся в научной литературе факты, дадим характеристику лево - правополушарных стратегий переработки информации.

Лево - правополушарные стратегии переработки информации

Для левого полушария коры головного мозга человека характерен аналитический, рационально-логический характер психической деятельности, сукцессивная организация протекания различных психических процессов. Информация обрабатывается небольшими порциями, последовательно. Вид информации, которой оперирует полушарие: слово и другие условные знаки. Характерна направленность на отражение искусственных форм (символов, знаков). Данное полушарие осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение. Вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические правила. Логико-знаковое мышление формирует модель мира, удобную для анализа, но в чем-то условную и ограниченную. В левом полушарии головного мозга сконцентрированы механизмы абстрактного мышления, выполняется схематическое распознавание отдельных объектов. Данному полушарию присуща большая вербализованность. В нем осуществляются собственно языковые (грамматические в самом широком смысле слова) операции над текстом. В этом полушарии находятся те обусловленные культурно-исторические программы поведения, которые общество присваивает человеку.

Для правого полушария коры головного мозга характерны синтетичность, доминирование интуиции, непроизвольные формы реализации психических процессов, симультанная обработка больших объемов информации. Вид информации, которой оперирует полушарие: образы и другие невербальные сигналы, характерна направленность на отражение естественных форм, в частности, лиц людей. Правое полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов. В нем сконцентрированы механизмы конкретного, образного мышления, которое создает живой и полнокровный, натуральный образ мира. Здесь находится основная зрительная память с "записанными" для каждого класса объектов реализациями (изображениями конкретно виденных представителей данного класса). Малая вербализованность. С правым полушарием связано художественное видение мира.

Выявлено статистически значимое преобладание индивидов с левополушарной специализацией в Западной цивилизации, а с правополушарной - в Восточной цивилизации.

Необходимо отметить, что полно описанная функциональная асимметрия мозга человека, как выяснилось в последних исследованиях, присуща только праворукому большинству человечества. Она состоит в разграничении функций правого и левого полушарий мозга в общем их деле - в осуществлении психической деятельности. Каждый левша выглядит имеющим свою функциональную организацию мозга, отличную от таковой у других левшей и амбидекстеров. Очевидно также и то, что левши не являются полными функциональными антиподами правшей.

Разновидности асимметрий

Асимметрия рук относится к моторным асимметриям. Наряду с моторными асимметриями (рук и ног), выделяют сенсорные асимметрии (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), а так же психическую асимметрию.

Левши давно известны как предпочитающие в мануальных действиях левую руку. Она используется в жестах. Ее движения более индивидуализированы, отражают эмоциональные особенности человека. Хуже изучены другие проявления двигательного левшества, в частности - левоногость.

Присущее каждому индивиду сочетание моторных и сенсорных асимметрий названо исследователями индивидуальным профилем функциональных асимметрий.

Диагностика левшества

Существует несколько вариантов определения ведущей руки. Это методы количественной оценки рукости с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Наиболее объективными представляются методики, оценивающие участие рук в процессе выполнения различных действий.

Левоногость - еще одно проявление двигательного левшества. Левоногость определяется по результатам самооценки различных действий, а так же по результатам теста и функциональных проб.

Левшество возможно в разных функциях зрения. Чаще исследуется асимметрия по прицельной способности глаз.

Для установления левшества или правшества слуха чаще используется метод дихотического (одновременно на два уха предъявляемых слов) прослушивания.

Исследователями Доброхотовой Т.Л. и Брагиной Н.Н. создана методика составления индивидуального профиля функциональных асимметрий человека, включающая в себя самооценку, функциональные пробы, тесты выявления левшества рук, ног, зрения, слуха и осязания.

Представленность леворуких в человеческой популяции

Человечество представлено двумя неравнозначными по численности группами леворуких и праворуких людей. При этом подавляющее большинство лиц обнаруживают привычную и знакомую нам структуру психической деятельности. Она присуща правшам. Она же повторяется у многих левшей. В реальной жизни отсутствует такой идеальный левша, который был бы полным антиподом правши.

В процентном соотношении леворукие среди 18-25 -летних людей составляют примерно 5%.

Получены данные, свидетельствующие о несходной частоте леворуких в зависимости от возраста, пола, рода деятельности. Есть данные о том, что различаются соотношения леворуких среди родившихся в разных регионах Земли и в разные времена года.

В различных возрастных группах исследователи отмечают снижение количества леворуких с увеличением возраста испытуемых.

Левшество и правый мир

Праворукому большинству человечества трудно представить себе, с какими проблемами сталкиваются левши в повседневной жизни. Практически все бытовые предметы, профессиональные инструменты, приборы приспособлены к оперированию ими правой рукой. Каждому левше приходится приспосабливаться к этому "правому" миру, переживая при этом дискомфорт.

Отношение праворукой части людей к левшам далеко не однозначное. Оно варьируется от положительного, даже восторженного до крайне негативного. Само слово "левый" употребляется как некая отрицательная характеристика чего бы то ни было. А как насчет "левого товара", или "пойти на лево"?!

Объективные психологические исследования показывают, что левши имеют более высокие, чем правши, показатели целостной нервно- психической деятельности и адаптационные возможности. У левшей отмечены лучшие по сравнению с правшами показатели адаптации к трудным климатическим условиям. Наряду с этим, исследователями отмечено, что левши более тревожные. Некоторые ученые отмечают, что характерным для леворукого ребенка можно считать асинхронное развитие некоторых психических функций: опережение эмоционально-волевых и отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия.

"Самые способные" среди леворуких детей, если не вынуждать их переучиваться, могут обнаруживать высокие показатели психического развития, математические способности, особые достижения в архитектурной деятельности. Преимущества левшей особо ярко выступают в некоторых видах спорта (бокс). В игровых видах спорта левши усиливают эффективность командной игры.

Левшество и гениальность

Представление о леворуких людях, как о людях, весьма отличных от праворукого большинства человечества породило немало мнений об исключительности, оригинальности этих людей. Вспомнить хотя бы "Левшу" Н.С. Лескова. Герой этого произведения, левша, сумел превзойти всех мастеров. Мы склонны считать, что необходимо создавать условия, которые обеспечивали бы левшам возможность сохранять уникальность своего мироощущения. Это позволило бы в полной мере развить те задатки, которые заложены природой в каждом левше.

Есть данные о том, что леворукие встречаются чаще, чем в обычной популяции, среди "артистически одаренных... художников, и архитекторов... спортсменов игровых видов спорта" и реже - у 4% - среди инженеров, и чуть чаще - 7,5% - среди занятых физическим трудом.

Среди людей одаренных и поистине гениальных встречается не мало левшей. Приведем лишь краткий перечень общепризнанных гениев, являющихся левшами.

Римский император Тиберий, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Александр Македонский, Карл Великий, Наполеон, Жанна д" Арк, Карл Бах, Бенджамин Франклин.... Этот список можно было бы продолжить.

Обучение леворуких детей

По данным исследований Института возрастной физиологии РАО, в классе может быть 20-25 % леворуких детей. Поэтому современные исследователи много внимания уделяют проблеме леворукости. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли Безруких М.М., Князева М.П. Доброхотова Т.А. Брагина Н.Н. и др.

Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Леворукие дети обладают целым рядом характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Леворукие учащиеся хуже справляются со зрительно- пространственными заданиями, чем со словесными заданиями. Для многих характерны недостаточность или нарушения наглядно - образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия, особенно трудно для них мысленное манипулирование...

Особенности способов приема и переработки информации у человека и участвующие в них виды познавательных процессов различны. Между тем общепризнанно, что наша цивилизация на протяжении нескольких столетий опирается при обучении на детализирующий (или левополушарный) способ приема и переработки информации. Это при том, что угадывающий (или правополушарный) способ благоприятствует в наибольшей степени развитию творческих потенций человека, интуиции, то есть, способствует раскрытию новых больших личностных возможностей учащихся. Необходима дифференциация обучения школьников с учетом их приверженности определенному способу познания в течение всех лет пребывания в школе.

Сказанное требует нового подхода к решению проблем учета индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности в обучении и воспитании. Эта проблема имеет огромное практическое значение, поскольку одна из главных задач современных наук о человеке, и, прежде всего, современной психологии, состоит в выяснении возможностей, методов, средств формирования и развития индивидуальности человека.

Сложность положения учащихся - левшей усугубляется тем, что зачастую при обучении письму им прививали доминирование правой руки. Отчасти это объяснялось отсутствием методик обучения письму левой рукой. На сегодняшний день в лаборатории психофизиологических основ диагностики и коррекции трудностей обучения Института возрастной физиологии РАО под руководством М.М. Безруких разработана методика обучения письму леворуких детей.

В литературе больше обсуждается вопрос о воспитании, обучении леворуких детей. Но в последние десятилетия указывается на необходимость учета и других проявлений левшества - сенсорного и психического. Много работ посвящено вопросу о нецелесообразности переучивания леворуких детей. Еще в 1911 году Лиепман счел вмешательство в нормальное развитие леворукого ребенка, по меньшей мере, неуместным. В 1924году Капустин А.А. высказался за то, чтобы правилом в обучении леворуких стало воспитание левой руки.

В 1948 году Аркин Е.А. назвал "физиологической ошибкой" переучивание леворуких детей, мешающее их физическому и интеллектуальному развитию, способствующее формированию невротических состояний из-за игнорирования "природной направленности и одаренности натуры". Учет последних повышает эффективность обучения и социальных достижений, избавляет от множества трудностей, возникающих при переучивании.

А.В. Семенович отметила, что левши составляет около 70% детей с трудностями школьного обучения. Левшество она представляет как "одну из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности", подлежащую обязательному учету. Поэтому необходима разработка "грамотного психолого-педагогического сопровождения" обучения детей-левшей.

Возникают значительные трудности при письме леворукими правой рукой. Считается необходимым индивидуальный подход к обучению леворуких детей письму по методике, разработанной специально для левшей.

Зачастую насильственное обучение письму правой рукой приводит к таким типичным ошибкам при письме, как пропуск букв, знаков, зеркальное письмо. Такие дети часто путают буквы, не дописывают фразы, и слова.

Из-за частых неудовлетворительных оценок формируется негативное отношение к школе.

Воспитание и обучение детей-левшей, очевидно, должно быть направлено не столько на приспособление к правому миру, сколько на возможно более полное раскрытие их природных склонностей. Поэтому представляются целесообразными модификация существующей для правшей, а так же разработка специальной системы обучения левшей, предусматривающей широкие их различия между собой.

Все более веско обосновывается мысль о недопустимости переучивания левшей в процессе их физического воспитания или обучения разным видам спорта. Показано замедление физического развития (роста тела) левшей -юных футболистов, обучавшихся техническим приемам через неведущую (правую) ногу.

Результаты нашего исследования так же подтвердили мнение о нецелесообразности переучивания леворуких детей преимущественному пользованию (в том числе при письме) правой рукой.

В результате использования методики определения ведущей руки были получены следующие результаты. Из 70 испытуемых-подростков выявлено 2 не переученных левшей (мальчик и девочка). Вместе с переученными левшами (5 подростков) они составили 11.5 % от общего числа испытуемых. Эти показатели соответствуют результатам обширного исследования, проведенного для выявления количества леворуких среди детей разного возраста. И левши, и переученные левши представлены испытуемыми обоих полов.

Трое из пяти переученных левшей обладают наследственной леворукостью. Один - графический левша (то есть он рисует левой рукой), остальные четверо переученных левшей и рисуют, и пишут, правой рукой. Трое из этой группы испытуемых - яркие бытовые левши.

Правополушарный когнитивный стиль (угадывающий способ зрительного восприятия) представлен тремя переученными левшами. Левополушарный когнитивный стиль - двумя.

Левополушарный и правополушарный способ познавательной деятельности представлен как переученными левшами, так и не переученными левшами. Преимущественное использование левой руки в графической и бытовой деятельности не всегда означает доминирование правого полушария, поскольку нами выявлен левша с детализирующим способом зрительного восприятия и аудиальной модальностью в качестве основной в структуре репрезентативной системы.

Исследование типов репрезентативных систем подростков (репрезентативная система - система, посредством которой индивидом воспринимается и используется информация, поступающая по сенсорным каналам) показали, что для угадывающего способа зрительного восприятия характерно преобладание визуальной или кинестетической репрезентативной системы. Но один из трех переученных левшей с правополушарным когнитивным стилем обладает в качестве основной аудиальной репрезентативной системой, нарушая тем самым выявленную закономерность. Поскольку это единственный случай, когда тип репрезентативной системы не соответствует способу зрительного восприятия, то можно предположить, что данный прецедент обусловлен переучиванием левши преимущественному пользованию правой рукой. Вероятно, переучивание нарушило нормальное развитие функциональной асимметрии полушарий головного мозга данной испытуемой.

Для индивидов с левополушарным когнитивным стилем, как показали наши исследования характерно обладание аудиальной основной модальностью. Но переученные левши с левополушарным когнитивным стилем обладают кинестетической основной модальностью в структуре репрезентативной системы, что тоже нетипично для испытуемых с левополушарным когнитивным стилем. Таким образом, выявленная взаимосвязь способов зрительного восприятия и типов репрезентативных систем подростков нарушается только в случаях наблюдаемого переученного левшества.

Двое выявленных левшей (леворуких учащихся) имеют различные типы когнитивных процессов: право - и левополушарный. Левша с детализирующим типом зрительного восприятия обладает аудиальной репрезентативной системой. Испытуемая- левша имеет угадывающий тип зрительного восприятия и полимодальную систему репрезентации мира. Учителями она была единодушно отмечена как наиболее успешная ученица.

Средняя оценка успеваемости по всем изучаемым предметам у переученных левшей- 3 балла. Необходимо отметить, что двое из 5 переученных левшей - второгодники. Все испытуемые данной группы испытывают трудности в обучении.

Переученные левши имеют более низкие показатели успеваемости, чем праворукие учащиеся и левши. Так средний показатель успеваемости праворуких подростков- 3,8 балла, переученных левшей- 3,04 балла. Использованный для проверки гипотез о достоверности разницы средних метод Стьюдента показал, что данные выборки не могут принадлежать к одной популяции ((= 1,43; (= 66; ((0,05; достоверно). Средняя оценка у левшей - 4,14 балла. Разница средних этой подгруппы и правшей недостоверна ((= 1,21; (= 63; ((0,05; недостоверно), следовательно, мы можем их отнести к одной популяции. Следовательно, факт переучивания испытуемых левшей преимущественному пользованию правой рукой негативно сказывается на результаты успешности их обучения.

Из изложенного очевидна необходимость такой организации обучения и воспитания детей, условий быта и труда взрослых членов общества, чтобы они способствовали гармоничному развитию, высоким социальным достижениям не только правшей, но и левшей.

В процессе обучения необходимо выявление моторной асимметрии, прежде всего, рук. При обучении левшей желательно сохранять индивидуальные предпочтения и развивать навыки пользования левой рукой для более полного раскрытия их природных склонностей. Для наилучшей адаптации к окружающему миру, необходимо обучать левшей пользованию правой рукой. Очевидна необходимость учета индивидуального профиля асимметрии учащихся для выбора системы обучения, которые должны быть различными для правшей и левшей.

Большинство людей в современном обществе пользуется правой рукой, однако небольшой процент с детства использует левую руку, что остается загадкой для ученых и служит одним из признаков одаренности. Феномен леворукости до конца не изучен, а исследования в этой области вызывают догадки и новые вопросы. Причины возникновения леворукости объяснимы - доказано, что оно не является вредной привычкой.

Многие левши с раннего детства демонстрируют признаки одаренности

Не такой, как большинство сверстников

До некоторых пор к взрослым левшам относились с опаской, а леворуких детей заставляли пользоваться правой рукой. Непохожие на других малыши вызывали тревогу у мам. Их наказывали, что редко приводило к положительному результату. Обучившись писать правой рукой, такие дети все равно делали большую часть работ левой, как им удобно. Отголоски предвзятого отношения к левшеству остались в крылатых фразах: «сделать одной левой», «левая работа»

Обнаружив, что их чадо отлично владеет левой рукой, современные родители не паникуют. Дети разные, а задача близких людей - помочь им развиваться правильно. Вопросов, связанных с особенностями воспитания таких малышей немало, однако известно, что в мире проживает более 500 миллионов леворуких людей. Большая их часть заселяет Восточную Европу, Южную Азию, меньшая – жаркую Африку, Западную, Северную Европу. Международный день левши отмечают 13 августа.

Физиология леворуких детей

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Леворукость – это преобладание функций левой руки, связанное с особенностями работы головного мозга. Определить главную руку в дошкольном возрасте сложно, поскольку мозговые структуры формируются неравномерно. Правое полушарие созревает к 5 годам. Оно отвечает за образное мышление, контролирует левую часть тела.



До школьного возраста доминирующее полушарие может меняться несколько раз

В свою очередь, левое полушарие созревает позже – к 8-12 годам. Оно ответственно за речь и умение мыслить логически. Мозолистое тело (сплетение нервных клеток) формируется еще дольше, отвечает за правильное взаимодействие полушарий. Есть дети, у которых оба полушария развиты одинаково, но такой феномен еще мало изучен.

Если провести диагностику группы детей в 3 года и повторить ее спустя 6-7 лет, леворуких среди них в первом случае будет гораздо больше. Значит, родителям 2-5-летнего малыша рано делать выводы, что их ребенок левша, даже если он активно использует левую руку. Гораздо чаще побеждает правое полушарие мозга и большинство людей правши. Именно поэтому современный мир организован для их удобства.

Психология леворуких мальчиков и девочек

В дошкольном периоде особого различия между леворукими мальчиками и девочками нет. Они одинаково легко попадают под влияние сиюминутного настроения, капризов, часто плаксивы и упрямы. При внимательном отношении близких они хорошо адаптируются к школе и достигают успехов в учебе. Леворуких мальчиков и девочек отличает:

  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • хорошее воображение;
  • мечтательность;
  • обидчивость;
  • тревожность;
  • быстрая утомляемость.


Деток-левшей отличает мечтательность, творческий ум и ранимость

Близким людям не следует подчеркивать исключительность ребенка левши, обращать на это внимание посторонних людей. Если к 5 годам он не освоит произношение звуков «р» и «п», свистящих и шипящих, важно обратиться к логопеду. Решить проблему речи и изучить методику обучения леворуких детей навыкам письма лучше до поступления в школу.

Причины леворукости

В ряде случаев большее развитие получает правое полушарие мозга, или же возникают ситуации, когда ребенок вынужден работать левой рукой. К основным причинам левшества относят:

  • ход беременности – стрессы и нездоровый образ жизни будущей мамы, гипоксия плода, тяжелые роды могут провоцировать перестройку полушарий головного мозга крохи;
  • наследование – специфика организации мозга и левшество передаются из поколения в поколение;
  • травмы головы – в их результате левое полушарие не может выполнять ведущую роль;
  • подражание взрослым – когда в семье есть леворукие люди, наблюдательный малыш может перенимать их поведение;
  • серьезная травма правой руки – за 6 месяцев ребенок полностью овладевает навыками использования левой руки, но ведущей останется правая половина тела.


Если правая рука ребенка временно перестала функционировать, он вполне может за полгода освоить «леворукость»

Возраст для определения ведущей руки ребенка

Близкие дошколенка могут заметить, что он часто использует левую руку, но окончательные выводы проводятся в младшей школе. К факторам риска относят травмы рук, головного мозга, наследственную расположенность. Когда дошколенок охотно перекладывает столовые приборы в левую руку, имеет проблемы с речью, путается во временных и пространственных понятиях, следует проконсультироваться у нейропсихолога.

Основной признак леворукости у 5-7-летнего малыша – это активное использование левой руки. Тем не менее, такое поведение может выражать специфику гетерохронного формирования мозга. Возможно, к 12 годам, когда наладятся связи между полушариями, ситуация изменится.

Близким людям важно пристально наблюдать за переменами, которые неизбежны во время взросления. Порой, чтобы не огорчать взрослых, ответственные левшата стараются работать правой рукой, но сильно устают от этого.

Как распознать левшу в быту?

Когда дитя инстинктивно использует левую руку, ногу, ушко, глаз, можно с большей вероятностью заподозрить высокую активность правого полушария мозга. Чтобы проверить леворукость в быту, достаточно во время общения произнести такие фразы и посмотреть на реакцию малыша:

  • «иди, я расскажу тебе на ушко тайну»;
  • «покажи нам, как хорошо ты прыгаешь на одной ножке»;
  • «дай 5» или «давай пожмем руки»;
  • «посмотри-ка на узоры в калейдоскопе».

В правостороннем мире дети левши все же вынуждены использовать правую руку - например, чтобы перекреститься, попробовать силы в игровом автомате, соблюсти этикет (в левой руке – вилка, в правой – нож). В дальнейшем правая рука будет помогать им переключать скорости авто, нажимать на неудобно расположенные для леворуких людей кнопки в лифте, в иных ситуациях.

Некоторые мамы стараются адаптировать ребенка левшу к полноценной работе правой рукой. Такое вмешательство неприемлемо, ведь работу мозга перестроить невозможно. Следствием переучивания становятся неврозы, энурез, заикание, нервный тик, нарушение пищеварения, укачивание в транспорте.

Развитие маленького левши

Близких леворукого ребенка волнует много вопросов. Почему нельзя его переучивать? Какими особенностями он будет обладать? С какими трудностями столкнется в жизни? Что можно предпринять для гармоничного становления личности малыша? Можно с уверенностью сказать, что леворукие дети станут говорить позднее сверстников, произнося большие и грамотные предложения. Не разбивая речь на составляющие, они словно копируют ее целиком.



Левша может долго не разговаривать, а потом сразу начать удивлять родителей сложными грамотными фразами

Леворукие ребята подвержены логоневрозу (заиканию) по причине эмоциональности, чувствительности и слабой речевой функции. Сильные переживания отражаются на их речи, которая становится спутанной и нечеткой, Для адаптации к праворукому миру природа наградила таких детей хорошей памятью и способностью к самоконтролю. У них есть сложности с пространственным и логическим мышлением. Они долго размышляют, прежде чем ответить на вопросы.

Взрослым следует помнить о своеобразных особенностях ребенка левши:

  • он может с трудом ориентироваться в пространственных связях, плохо осваивает предлоги «выше», «ниже», «вправо», «влево» и другие;
  • при стандартном обучении с трудом разбирается в точных науках;
  • проявляет креативность мышления в понятных ему вещах;
  • заикается, когда чем-то расстроен.

Уникальность леворуких детей

Когда леворукий ребенок не понимает простых логических задач, родителям не следует злиться. Важно внимательно и терпеливо объяснить все несколько раз, пока малыш не поймет. Усвоив тему, он сможет показать неординарные способы решения математических задач, проявить признаки одаренности. В современном мире жесткой конкуренции таким креативным личностям всегда найдется место под солнцем.

Благодаря вниманию взрослых трудности маленьких левшей преодолимы. Во взрослой жизни уникальный способ мышления приносит им только пользу. По статистике такие люди выбирают творческие профессии (артисты, художники, модельеры), особенно ценятся в боксе, однако в инженерных профессиях преуспеть им сложно.



Во взрослом возрасте левши часто выбирают творческую профессию и избегают рутины

Феноним леворукости принято считать одним из признаков одаренности. Среди выдающихся личностей, которые предпочитали работать левой рукой, были Пушкин, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Мэрилин Монро и другие. Они иначе видели этот мир, несли ему свое творчество и делали великие открытия.

Помощь леворукому малышу в учебе

Поскольку тревога взрослых передается ребенку, не стоит акцентировать внимание на том признаке, что он левша. Тем более не следует себя программировать и пугаться неудач, которые могут возникнуть в школьные годы. Готовиться к поступлению в 1 класс стоит заранее - в 5 лет надо записаться на подготовительные курсы или 3 раза в неделю заниматься с ребенком дома самостоятельно.

Леворукому ребенку важно правильно подготовиться к письму. Взрослым следует сразу договориться с ним о том, что писать он будет той рукой, которой это удобно. Нельзя менять руки, а при усталости важно прерываться на гимнастику для пальчиков. Важно показать малышу, как держать письменные принадлежности, располагать тетрадь, сидеть за партой, аккуратно писать.

Правильная поза во время письма и особая методика обучения при леворукости позволят снизить нагрузку на руки и спину. Парту необходимо расположить так, чтобы свет шел справа. При этом малыш должен занять удобное положение:

  • сидеть прямо (спина опирается на твердую спинку стула);
  • не касаться грудью парты;
  • ноги согнуть в коленях, поставить на пол или удобную подставку;
  • тело, плечи и голову держать на одной линии;
  • опереть руки в области предплечья на парту так, чтобы локти выступали за ее край.


Правильная поза для чтения и письма очень важна, особенно если речь идет о леворуком ребенке

Располагать тетрадь следует перед собой, немного сдвигая влево. При этом ее нижний правый угол будет расположен левее, что поможет малышу легко перемещать руку во время занятий. Постепенно заполняя лист, ребенок левша отодвигает тетрадь вверх, придерживает ее правой рукой сначала в верхнем, потом в нижнем углу.

Обучение письму

Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой). При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.

Работая в тетради, не надо сильно сжимать письменный прибор, а пальцы, которые его поддерживают, удобнее вытянуть и расслабить. Указательный палец важно не сгибать - он служит продолжением ручки. Его можно поднимать, но ручка при этом должна поддерживаться соседними пальцами. Чтобы не закрывать линию письма, расстояние от пальцев до стержня не должно превышать 4 см. Оно чуть больше, чем у праворуких ребят, что позволяет видеть структуру тетради и писать аккуратно.

Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым (подробнее в статье: ). Важно задействовать и вторую руку, выполнять разминку пальчиков, играть с мячом, плавать, лепить, вышивать, заниматься другими делами, которые координируют руки.

Признак почерка левши - легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены. Принципы обучения левшей письму прописаны в методических рекомендациях, которые следует изучить родителям.

Развитие способностей леворуких малышей

При воспитании леворуких ребят должно доминировать развитие их музыкальных и творческих способностей. Нелишним будет посещение музыкальной или художественной школы, творческого ансамбля, театрального кружка. Во время обучения таким малышам важны зрительные и осязательные ощущения, поэтому для легкого запоминания информации важно применять наглядные пособия.

Чтобы помочь левше адаптироваться к школьной нагрузке, родители должны обеспечить:

  • помощь в правильной организации рабочего места: научить, как нужно сидеть, держать письменный прибор и позаботиться, чтобы свет шел справа;
  • пошаговое объяснение всех двигательных действий, чтобы ребенок выполнял их осознанно;
  • развитие одаренности малыша с помощью игр, которые улучшают зрительно-моторную координацию;
  • положительную оценку успехам и поощрение, если у ребенка-левши появляются новые достижения.

Подросший левша ничем не будет отличаться от ровесников. Разве что творческой натурой, артистичностью и мастерским владением левой рукой - эти способности в нем необходимо развивать, поощряя на новые достижения и неординарные решения.

Ребенок лучше владеет левой рукой, чем правой. Казалось бы – какая разница? Но она есть. Кроме того, почему именно левая, каковы предпосылки такого развития событий, на что следует делать упор родителям левши в аспекте своего малыша?

Маленькая справка

Строгие правила мусульманского Востока говорят о том, что нельзя дарить левой рукой подарки, подавать ей пищу, поздравлять других людей. Согласно ним считается, что у левши так называемая «нечистая» рука. Похожие представления есть и в христианстве, причем не только в религиозном, но и в бытовом отношении. На самом деле ребенок-левша – это абсолютно не страшно. Примите данное явление как данность, не переучивайте и просто учитывайте определенный набор особенностей в ходе развития и воспитания своего чада. Тем более, что эти правила достаточно просты.
Откуда берется леворукость? Ученые выяснили и неоднократно доказали, что дело здесь не столько в особенностях самой руки, сколько в особом устройстве мозга, отличном от устройства мозга у правшей. Головной мозг человека, как известно, состоит из правого и левого полушарий. При этом правое управляет левой стороной тела, а левое, соответственно, правой. Эти полушария не бывают равноправными — одно из них должно доминировать. Если более активно левое полушарие, то человек становится правшой, а если доминантное правое, то левшой.

Обратите внимание, что отличия на том, что кто-то пишет левой рукой, в то время как другой человек правой, не заканчиваются, а только начинаются, поскольку полушария мозга отличаются по характеру деятельности. Левое полушарие информацию обрабатывает последовательно, поступательно, тщательно перебирая все возможные варианты. Благодаря его работе мы можем понимать смысл речи, формировать абстрактные понятия, классифицировать и анализировать объекты окружающего мира. Правое полушарие работает одномоментно, воспринимая целостный образ, на который будет опираться наша способность к эмоциональному мировосприятию, синтетическому мышлению, зрительно-пространственным функциям, интуиции, мгновенно. Оно воспринимает главным образом интонационную сторону речи. Разумеется, мы рассмотрели далеко не все функции, но общее представление из изложенной выше информации каждый интересующийся родитель ребенка-левши наверняка получит.

Особенности развития левши

Важной особенностью ребенка-левши в принципе является его особый индивидуальный ход развития. Зачастую он идет неравномерно, скачками, то опережая развитие сверстников, то отставая от него. Главное родителям не давить свое чадо, поскольку оно отличается от праворуких родителей (или родителя) самым главным – способом восприятия окружающего мира.
Так, например, для обычного человека задание из серии «поднимите правую руку и определите, где лево и где право» сложностей не представляет никаких, а для левши это непросто. Затруднения в пространственной ориентации — распространенная особенность левшей.

Так называемое зеркальное письмо, когда дети пишут буквы и цифры в обратную сторону, встречается у многих дошкольников в возрасте 3-7 лет — для них это не более чем обязательный этап освоения навыка письма. Дело в том, что для леворукого ребенка совершенно все равно, откуда начинать читать или писать — справа налево, снизу вверх и т.п., поскольку пространство для него четких координат и границ, привычного для правшей порядка не имеет. Плавают у левшей и последовательности цифр – все из-за того же отсутствия порядка.

Переучивать? Однозначно нет!

Переученная леворукость, как показывает психологическая практика, становится той ошибкой взрослых, которая порой может стоить ребенку здоровья. Переучивать малыша нельзя ни в коем случае, нужно разве что сформировать навыки, которые бы помогли левше адаптироваться к праворукой среде. Как наверняка помочь ребенку? С 6 лет побольше нагружайте доминирующую руку, внимательно следя за тем, чтобы движения были симметричными (в более раннем возрасте это не имеет смысла). Кстати, неоднократно учеными проводился такой эксперимент — переученных левшей просили выполнить письменную работу поочередно правой и левой рукой. Примечательно, что левая рука оказалась «грамотней», а упражнение было выполнено быстрее и с меньшим числом ошибок. Вот и думайте сами, уважаемые родители, стоит ли переучивать своего любимого левшу из благих намерений.

Внимание! Уделяйте равное внимание развитию обеих ручек своего чада. До 6,5-7 лет обе руки, обе ноги, обе стороны тела должны развиваться совершенно равномерно. Помочь в этом может велосипед, ролики, плавание, бег и прочие активные виды деятельности. Доминирующей рукой ребенок сможет писать и рисовать, а второй , например. Учить на две руки – это значит добиваться предельно уверенных и точных движений, совершенствуя обе половины мозга. Такой образовательный подход поможет ребятишкам достичь в будущем наилучших результатов.

С упором на характер

Левши, как показывает практика, легко идут на контакты, в большей мере подвержены негативным эмоциям, заметны частые смены настроения. Поскольку за логику отвечает левое полушарие, левши в большей мере делают упор на развитую интуицию. Умение делать правильные прогнозы столетия назад способствовало тому, что левшей в обществе наделяли пророческими качествами.
Кроме эмпатии, леворукий ребенок отличается восприимчивостью к окружающему миру. Он способен воспринимать звуки и интонации иначе, чем правша, обладает тонким художественным и музыкальным чутьем. Некоторые педагоги предполагают, что левши даже отличаются несколько другим цветовосприятием. Эти моменты следует учитывать и использовать в ходе программы творческого развития ребенка.

Образность памяти помогает левшам достаточно долго хранить в памяти впечатления и незначительные детали разных событий. Они могут воспроизвести самую запутанную историю в подробностях, из них получаются хорошие рассказчики, речь левшей эмоциональна, экспрессивна, богата жестикуляцией, подчас сбивчива. Впечатлительность и несдержанность левшей в то же время во многом способствует развитию в них творческого начала. Среди них известно много архитекторов, художников, музыкантов. А фехтовальщики, теннисисты и боксеры-левши вообще имеют целый набор преимуществ перед своими праворукими противниками, являются более искусными «игроками».

Чтобы чувствовать себя с ребенком левшой увереннее, вы можете приобрести и изучить специальную литературу. Труд Ивана Караьева под названием «Если ваш ребенок – левша», статья «Так как же все-таки быть с левшами?» кн. Станислава Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках», книга Т.Н. Марютиной в совместном авторстве с О. Ю. Ермолаевой «Введение в психофизиологию» — успех именно в просвещении. А вообще помните, что ваш ребенок – это отдельный человек, который может и должен сделать свой выбор.

Каждый ребенок уникален в своем развитии, взгляде на мир, пристрастиях и темпераменте. Но среди множества неповторимых ребятишек встречаются такие, чья непохожесть на других сразу бросается в глаза — дети, совершающие действия не правой, а левой рукой.

И это далеко не единственное отличие таких малышей от своих сверстников. О чем надо знать родителям леворукого ребенка и как ему помочь приспособится к устройству мира, рассчитанного на правшей?

Откуда такая особенность?

Причин леворукости достаточно много. Они могут быть как совершенно безобидны, так и иметь весьма серьезные предпосылки:

  • Это может быть врожденная особенность. Часто леворукие дети появляются в семьях, где один или оба родители обладают этой отличительной чертой. Кстати, есть мнение, что малыш от рождения в равной степени пользующийся обеими руками, просто копирует действия взрослых, и вырастает правшой или левшой, получая соответствующий пример.
  • Чаще эта особенность проявляется и у близнецов. В данном случае ученые связывают явление с недостатком питания или кислорода, когда более чувствительное левое полушарие мозга, отвечающее за работу органов правой стороны тела, развивается медленнее, нежели правое, ответственное за левую.
  • Третьей менее безобидной причиной может быть травма мозга, в результате которой левое полушарие было повреждено и часть его функций взяло на себя правое. Предпосылкой может стать родовая и даже послеродовая травма, а так же гипоксия плода, стресс и иные.
  • Наконец, развитие леворукости может быть связано с повреждением или недоразвитием правой руки. В этом случае ребенок просто вынужден использовать преимущественно левую.

Левша и леворукий — одно и то же?

В настоящее время уже никто не скажет однозначно, что таких особенных детишек нужно переучивать писать и рисовать правой рукой. Напротив, настаивать не стоит ни в коем случае. Тем ни менее, в любом правиле есть исключения. Чтобы понять, когда и как стоит вмешиваться в развитие малыша, стоит разобраться в понятиях «левша» и «леворукий».

Если по какой-то причине еще во время внутриутробного развития одно из полушарий головного мозга становится доминирующим, то уже с трех месяцев мама может заметить, что малыш в чаще использует одну сторону тела. Если большее развитие получило левое полушарие, то активнее правые ручка и ножка, если правое — левые. Оттого и еще одно название левшей — правополушарные.

Малыш начинает поворачивать головку чаще в определенную сторону, тянуться за игрушками не поочередно ручками, а одной, переворачиваться чрез один бок. Врожденные рефлексы так же быстрее исчезают на доминирующей стороне тела.

В этом случае с самого раннего возраста можно предположить, что ребенок является истинным левшой или правшой. То есть с явным доминированием одного из полушарий над другим в управлении движениями.

Кстати, у истинного левши ведущей оказывается не только левая рука. Он будет лучше слышать левым ухом, видеть левым глазом и чаще использовать левую ногу. У правши все соответственно наоборот. Об истинном левшестве можно говорить, если ребенок совершает более 75% действий, используя органы левой стороны тела.

Когда можно точно определить, что ребенок левша?

Гораздо чаще доминирование одного полушария над другим не заметно с самого рождения. Более того, в разные периоды внимательные родители могут отметить преимущественное использование то одной руки, то другой.

Намного точнее определить, что малыш левша удается только к 4-5 годам. В этом возрасте у ребенка окончательно определяется доминантное полушарие мозга, а, следовательно, и преимущественное использование одной руки.

До этого момента вполне допустимо предлагать малышу использовать правую руку для рисования. Однако если ребенок упорно хочет действовать левой — не настаивайте.

Насильственное переучивание может иметь самые нелицеприятные последствия:

  • малышу будет сложнее даваться речь;
  • могут возникать сложности с обучением и восприятием информации;
  • на фоне давления со стороны окружающих проявляться нервозы, энурез, заикание;
  • могут потеряться многие врожденные способности ребенка, особенно связанные с творчеством, музыкальным слухом, ориентацией и координацией движений.

Гармоничному развитию может помешать даже перетягивание ведущей руки в младенчестве. Это один из аргументов в пользу свободного пеленания.

Левша, правша или амбидекстр?

По достижении ребенком возраста 4-5 лет можно в игровой форме предложить ему выполнить ряд заданий на определение ведущей руки.

Наиболее простой тест предполагает 3 упражнения:

  • скрестить руки на груди (локоть ведущей руки окажется сверху);
  • сцепить пальцы рук в замок (большой палец доминирующей руки так же окажется сверху);
  • похлопать в ладоши (ведущая рука сверху).

Есть и более подробные тесты, включающие обычные бытовые действия, например:

  • почистить зубы;
  • кинуть мяч;
  • налить воду;
  • отвинтить или завинтить крышку на бутылке;
  • открыть коробочку;
  • подцепить ложкой мелкий предмет;
  • взять книгу с полки.

Таким образом, можно просто понаблюдать за ребенком и отметить для себя какой рукой он чаще, активнее и точнее пользуется. Так же стоит предложить малышу непривычные для него действия. В этом случае вероятность использования ведущей руки возрастает, поскольку стереотипа выполнения задания у ребенка еще нет.

Кто такой амбидекстр?

Слово амбидекстрия происходит из двух латинских слов ambi — «оба» и dexter — «правый». Амбидекстр — это человек, у которого в равной степени развиты обе руки. Он может выполнять одни и те же действия с одной и той же эффективностью, как левой, так и правой рукой. По статистике всего 1% новорожденных детей имеют врожденную амбидекстрию.

Наиболее полную систему тестов предлагают М.Г. Князева и В. Ю. Вильдавский. Она включает как бытовые действия, так и графические задания, позволяющие определить не только ведущую руку, но и возможность малыша пользоваться другой рукой при письме.

Если малыш оказывается «графическим правшой», но в большинстве обычных манипуляций является левшой, целесообразно постепенно приучать его писать именно левой рукой. И наоборот, может оказаться, что малыш правша, но из-за травмы или в силу привычки рисует левой рукой. Такого леворукого ребенка переучивать стоит.

Если же к 5-6 годам ведущая рука не определяется, и малыш справляется с заданиями то одной то другой рукой примерно в равной степени, то он остается амбидекстром. У таких людей полушария мозга действуют совместно. Ребенок амбидекстр вполне сможет писать, рисовать и чертить и правой и левой рукой без каких-либо последствий со стороны нервной системы.

Но даже если вы заметили, что малыш практически наравне использует обе руки, не стоит настаивать на письме исключительно правой. Лучше сходить к детскому психологу, который поможет малышу определиться.

Левша — особенный ребенок

Не утихают споры о том, в чем еще отличается левша от правши. Некоторые считают таких детей более одаренными, другие отмечают сложности, с которыми им даются точные науки и овладение грамотой. Тем ни менее, правополушарных малышей объединяют общие черты:

  • эмоциональность;
  • развитое пространственное мышление;
  • склонность к гуманитарным наукам;
  • способность легче осваивать технику;
  • умение быстро адаптироваться;
  • некоторая медлительность в решении поставленных задач;
  • творческий подход ко всему;
  • развитое воображение;
  • артистизм;
  • большая контактность и общительность.

В силу более развитого «творческого» полушария головного мозга такие дети склонны к созиданию и более многозадачны. А вот математические действия и логические построения могут вызвать у них затруднения.

Проблемы обучения ребенка левши

Уже при подготовке к школе родители маленького левши могут столкнуться с рядом проблем. Дело в том, что такие дети рассуждают и мыслят несколько иначе, нежели их левополушарные товарищи. Они склонны обобщать и воспринимать предметы и явления в целом, а не как совокупность отдельных элементов. Соответственно и анализ для ребенка левши — дело довольно непонятное.

Левше гораздо сложнее ориентироваться при работе с текстом, будь то написание или чтение. Такой малыш часто начинает читать справа налево. Даже при написании букв ребенок может «отзеркаливать» их изображение.

В этом нет ничего страшного, подобное встречается и у левополушарных детей, однако родителям придется дополнительно потренироваться с ребенком, чтобы первый класс не стал для него причиной огорчений. Например, отмечать начало строки символом или цветом.

Кстати, слова малышу с более развитым правым полушарием так же намного проще воспринимать как единое целое, а не состав букв. Легче такому ребенку будет даваться и запоминание целых слогов. Таким образом, если в раннем возрасте Вы заметите, что дома растет маленький левша, будет целесообразно подойти к его обучению с использованием методики глобального чтения.

Могут возникнуть проблемы с арифметикой. Но при должном усердии ребенок вполне освоит алгебру, порой удивляя учителя нестандартным подходом. Зато геометрия будет даваться чаду легко благодаря развитому воображению.

Чем помочь ребенку, если он левша?

Леворукому ребенку не просто в мире праворуких людей. Если Вы правша, то обратите внимание хотя бы на дверные ручки. Удобно ли открывать большинство из них левой рукой?

Покажите пример

Малыш левша не может в точности скопировать движения взрослых, которые они совершают правой рукой. Выходит, что такому ребенку нужно догадаться, как выполнить похожее действие «зеркально». Поэтому первое, что можно сделать для маленького левши — показать пример, используя левую руку.

Тренируйте руки

Еще одна проблема заключается в том, что моторика верхних конечностей напрямую влияет на развитие соответствующего полушария. Поэтому крайне важно предлагать малышу занятия, требующие использование обеих рук. Например:

  • игры с мячом: ловить, кидать, толкать, отбивать обеими руками и поочередно то одной то другой;
  • плавание;
  • гимнастика с гантелями;
  • прыжки на скакалке;
  • вязание;
  • разминание глины.

А так же упражнения на мелкую моторику, которые показаны всем дошколятам:

  • перекладывание и перебирание круп;
  • составление аппликаций;
  • раскручивание мелких деталей;
  • шнурование;
  • завязывание узелков, бантиков и тд.

Дайте таланту реализоваться

В связи с большой артистичностью малыша и склонностью к творчеству целесообразно отправить кроху в соответствующий кружок или театральную студию. Если чадо изъявило желание заняться танцами, живописью, каким-то спортом — идите навстречу. В любом случае помочь ребенку развить его творческие способности стоит.

Не задевайте малыша

Следует помнить о высокой возбудимости и ранимости маленького левши. Ни в коем случае не акцентируйте внимание на этой особенности в негативном ключе. Даже если у ребенка возникают проблемы с письмом, не стоит говорить, что все дело в левой руке. Подобные высказывания могут оставить след в душе ребенка на многие годы.

Остро отреагирует такой малыш и на любое порицание, повышение голоса или просто излишнюю строгость. Как все артистичные натуры, Ваш ребенок особенно остро нуждается в поддержке, понимании и принятии. Поэтому чтобы сохранить доверительные отношения со своим чадом чаще хвалите его и подбадривайте, а свое недовольство высказывайте спокойным тоном.

Сделайте жизнь ребенка удобнее

Приобретайте любые предметы, способные облегчить жизнь малыша. В последнее время их появляется все больше — специальные ножницы, ручки, карандаши. Не так давно появились даже прописи для детей, использующих левую руку. Буквы в них расположены с обратным наклоном. Это позволяет развивать каллиграфию у левши, что еще совсем недавно казалось почти невозможным.

Разумеется, стоит предупредить воспитателя в детском саду и учителя в школе о том, что малыш левша. Это позволит наставнику лучше организовать рабочее пространство ребенка и оградить его от ненужных расспросов.

Когда малыш только пытается совладать со столовыми приборами, он «примеряет» ложку и к левой, и к правой руке. То же самое происходит и тогда, кода малыш учится писать.

Первые самостоятельные действия чада вызывают у родителей неподдельную гордость и радость. Однако, эти чувства меркнут, если малыш то и дело берет предмет не в ту руку.
Сначала родители еще больше сил вкладывают в развитие своей крохи, а потом начинают паниковать и быстро искать способы переучивания леворуких детей. Именно так начинается долгий и мучительный процесс «лепки» правши из левши. А стоит ли это делать?

Гармоничное развитие: маленький левша отличается от правши

Левшество нельзя считать прихотью или дурной привычкой. Оно является результатом особенного устройства мозга. Чтобы леворукий ребенок стал действительно успешным, не пытайтесь его изменить. Не вынуждайте малыша насильно идти против природы и действовать так, как остальные.

Предлагаем разобраться с психологическими особенностями развития леворуких детей:

  • Хорошая пространственная ориентация – малыш, у которого больше развито правое полушарие мозга, более подвижен и лучше владеет своим телом.
  • Повышенная эмоциональность, впечатлительность и ранимость. Леворукого ребенка чаще можно заметить раздражительным, подавленным или обиженным.
  • Наличие проблем в изучении алгебры, так как этот предмет ориентирован на логику и последовательность мышления.
  • Левше плохо удается деятельность, связанная с постоянным самоконтролем. Но в командных видах спорта и верховой езде он будет успешен.
  • Левша лучше понимает слова, но у него проблемы с их активным воспроизведением.

Малыш с доминирующим правым полушарием считает данные целостным образом. Он большой выдумщик разных небылиц. Кроме того, леворукому ребенку прекрасно удаются упражнения на обобщение информации.

Как леворукий ребенок справляется с учебой?

Недоразвитое зрительно-пространственное восприятие, которое распространено у леворуких детей, является причиной следующих проблем:

  • замедленного темпа чтения – ребенок подолгу сидит над учебником;
  • отставания в письме – малыш пишет лишние детали или упускает из виду важные элементы;
  • замены похожих фигур – ребенок легко может нарисовать овал вместо круга или квадрат вместо прямоугольника;
  • копирования или зеркального отображения букв и цифр;
  • отсутствия устойчивого почерка – буквы разных размеров нередко «прыгают» между строк.

Стоит отметить, что эти сложности только усиливаются при попытках вылепить из малыша правшу. Левше сложно совладать и с циферблатом – он обычно определяет время с разницей в 10 или 15 минут. Чтобы ни в чем не отставать от сверстников, он придумывает колоссальные обходные пути.

Причины левшества

Если малыш предпочитает держать ручку и вилку в левой руке, то он леворукий. Левшой можно назвать ребенка, у которого главное правое полушарие мозга. Для такого малыша характерно использование левой части тела.

Левшество бывает:

  • Генетическим. Если родитель является левшой, то шанс проявления этой особенности у малыша возрастает в 10-12 раз. Генетическое левшество не считается отклонением. Это всего лишь один из вариантов развития.
  • Компенсаторным. Если на этапе раннего развития малыш перенес какую-то болезнь или травму, то задачи левого полушария мозга могло взять на себя правое.
  • Скрытым. Такой малыш думает, как левша, но пишет правой рукой.
  • Вынужденным. Ребенок может повторять за своими леворукими друзьями или сделать левую часть тела доминирующей из-за травмы.

Отличия между левшой и правшой не заканчиваются на выборе доминирующей руки. Эти дети по-разному обрабатывают информацию и реагируют на информацию, поступающую из окружающей среды. Левши считаются более ранимыми, поэтому они требуют к себе в три раза больше внимания, нежели праворукие малыши.

Как не стоит вести себя родителям, если их ребенок левша?

В силу стереотипов, преобладающих в обществе, некоторые взрослые уверены, что леворукость – это приговор. Они раздражаются по мелочам, заставляют ребенка брать карандаш и ложку правой рукой, вынуждают его писать неотрывно. Неправильное поведение родителей формирует у малыша комплекс неполноценности, из-за чего ему сложно участвовать в социальной жизни класса.

Типичные ошибки родителей:

  • Сожаление о том, что их ребенок – левша. Не заостряйте внимание на особенности развития малыша и не позволяйте делать это окружающим. Не позволяйте себе резкие негативные высказывания в адрес ребенка, иначе он станет излишне замкнутым и застенчивым.
  • Попытки переучить малыша. Настойчивые требования держать ложку и ручку в правой руке являются истинным насилием для мозга левши. Такие действия родителя обычно имеют серьезные негативные последствия: логопедические проблемы, задержки в формировании речи, невротизация малыша (энурез, головные боли, проблемы со сном или нарушение аппетита).
  • Выбор классов с повышенной нагрузкой. Левши отличаются нерешительностью, быстрой утомляемостью и сниженной работоспособностью. В классах с повышенной нагрузкой они могут не преуспеть.
  • Строгие требования к «правильности» почерка. Для леворуких малышей вертикальное написание букв или их наклон влево считается нормой. Не вынуждайте ребенка склонять буквы вправо или писать их безотрывно. Обязательно предупредите педагога об особенности ученика.
  • Попытки добиться от ребенка чего-либо криком. Маленький левша является ранимым и впечатлительным. Если родитель постоянно кричит и требует, малыш замкнется в себе и со временем утратит контакт со взрослыми.

Вместо агрессивных попыток исправить маленького левшу, дайте ему установки на успех. Постоянно повторяйте мотивирующие фразы «ты сможешь», «ты сделаешь», «все получится». Не забудьте рассказать малышу истории жизни великих людей, которым удалось добиться успеха, невзирая на свою особенность. Заинтересуйте его достижениями Юлия Цезаря и Александра Македонского. Удивите малыша творческими успехами Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи.

Обязательно попросите воспитателя в детском саду и школьного учителя проявить терпимость. Спокойно объясняйте один и тот же материал по 3-4 раза.

По возможности, приобретите предметы быта для левшей. Поставьте настольную лампу справа, чтобы ничего не мешало малышу сосредоточиться на выполнении домашних заданий.

Левша и леворукий мальчик: стоит ли переучивать?

Попытки понять разницу между леворукостью и левшеством только вызывают путаницу. Если для малыша левая рука считается ведущей, но доминирует левое полушарие мозга как у правшей, то переучивание пройдет без проблем. Но попытки перекроить природу левши могут закончиться плачевно. Вынудив ребенка писать правой рукой, взрослые не могут внести изменения в его организм – правое полушарие все равно останется ведущим, но малышу будет сложнее справляться с учебой и рутинными делами.

Обычно у левши есть неврологические проблемы:

  • Астенический невроз, который проявляется в повышенной утомляемости и сниженной работоспособности. Такие дети активны только на первых двух уроках, а потом у учителя мало шансов пробудить их внимание. Выполнение домашних заданий обычно затягивается. Кроме того, малыши пишут неустойчивым почерком.
  • Невроз навязчивых состояний обычно вызван отсутствием взаимопонимания между левшой и его родителями. Взрослые заставляют ребенка выполнять действия правой рукой. Левша старается выполнить требования, чтобы порадовать родителей. Каждую неудачу взрослые воспринимают, как упрямство или непослушание, за которое должно последовать наказание. Впоследствии левша боится гнева родителей, постоянно думает о своей неполноценности и испытывает стресс перед письменными заданиями.
  • Энурез, вызванный страхом перед неминуемым наказанием. Ребенку сложно сосредоточиться и выполнить задание, из-за чего он нервничает еще больше и страдает от недержания мочи. Так образуется замкнутый круг.
  • Невротический тик, вызванный чрезмерной сосредоточенностью над выполнением задания правой рукой. Левша может облизывать губы, морщить лоб, подергивать носом или подмигивать.

Чтобы сделать свое чадо успешным, не пытайтесь переделать его природу. Лучше сосредоточьте внимание на том, как помочь малышу ориентироваться в мире праворуких людей и принять свою особенность.

Как облегчить жизнь леворукому ребенку?

Природу нельзя откорректировать так, как было бы удобно взрослым. Правильный подход к индивидуальной особенности организма позволит облегчить жизнь леворукому ребенку. Взрослым сверстникам стоит уважать отличия, а не превращать их в повод для насмешки.

  • Помогите ребенку правильно организовать рабочую зону. Побеспокойтесь о том, чтобы сосед по парте не подбивал его под бок.
  • Раскладывайте на элементарные составляющие все двигательные действия, учите леворукого ребенка ориентироваться в пространстве.
  • Развивайте зрительное восприятие малыша. Сделайте тренажеры памяти и внимания постоянным способом совместного времяпровождения. Выполняйте вместе «Зрительный поиск », играйте в игру «Найди изменения ».
  • Не проявляйте нетерпимость, агрессию по отношению к леворукости. Защищайте ребенка от проявления неадекватной реакции со стороны сверстников и педагогов.
  • Не оставляйте малыша один на один с домашним заданием, которое вызывает у него сложности (упражнением по логике или математической задачей).

Объясните своему чаду, что леворукий малыш и праворукий ребенок мыслят по-разному, но от этого один не станет умнее или глупее другого.

Преимущества левшей

На первый взгляд кажется, что в мире правшей левшам придется несладко. Они вынуждены постоянно приспосабливаться к тому, что другим дается от природы. Однако, после таких жизненных скитаний леворукие мальчики становятся более гибкими и выносливыми. Они чувствительны и раздражительны, но то же время, легче добиваются успехов на творческой ниве.

Преимущества левшей:

  • Использование скрытых резервов – образов, чувств и абстрактного мышления. То, что ребенок не может объяснить логически, он пытается додумать.
  • Успешность в фехтовании, теннисе и боксе.
  • Особые способности к живописи, театральному искусству и литературе за счет образности мышления.
  • Улучшенная адаптация к тяжелым климатическим условиям, по сравнению с правшами.
  • Глубина и богатство внутреннего мира.
  • Способность нестандартно мыслить.

Леворукие мальчики и девочки разбираются в творческих заданиях, но «буксуют» при выполнении упражнений, направленных на логическое мышление. Именно поэтому родителям стоит проявить фантазию, чтобы научить таких малышей справляться с рутинными делами самостоятельно.

От природы левша – впечатлительная и творческая натура, которая нуждается в постоянном одобрении. Поддержка родителей и педагогов позволит сформировать гармонично-развитую личность, лишенную комплекса неполноценности и неврозов.

Подводим итоги

Видя, как малышу не удается совладать с ложкой, ручкой и зубной щеткой в левой руке, заботливые родители начинают задавать вопросом «Если мой ребенок левша, что это значит?». Поверхностный взгляд на вещи уже рисует в воображении старших мрачные картины издевательств над их чадом и проблем в его взрослой жизни. Сразу за этим, родители начинают искать способы сделать малыша «нормальным». Обычно это сопровождается криками взрослых и истериками ребенка. В результате малыш получает целый букет неврозов и отстает от сверстников.

Однако при правильном использовании ресурсов ребенок левша добьется того, что никогда не удастся правше, а это значит одно: его особенность нужно подчеркивать, а не маскировать. Убедите самого себя и свою кроху в том, что природу нельзя изменить. Нужно только подстроиться под ее капризы. Обеспечьте ребенка всем необходимым для гармоничного развития – и он обязательно отблагодарит вас в будущем!