Феминистка: кто это и нужно ли это женщинам? Что такое феминизм и кто такие феминистки

Стоит ли бояться феминизма?

Феминизм... Термин пугающий и грозный, что-то сродни глобальной катастрофе. Спросите любого среднестатистического обывателя (в нашей стране, естественно): "Кто же они эти таинственные феминистки?" Ответы поражают: "Женщины, не нуждающиеся в мужчинах (в каком смысле, позвольте спросить?), "Женщины, считающие себя сильнее мужчин" (физически?), и чаще всего: "Женщины, желающие искоренить мужской род как таковой (совсем уж агрессивно и даже провоцирующее).
Сходятся оппоненты в одном – феминистки – это женщины чего-то требующие. А вот чего? Да, отсутствует в нас цивилизованное европейское сознание, позволяющее предположить чего же таки нужно пресловутым, ныне модным и таким загадочным феминисткам.
Феминизм как термин происходит от воспетого лирическими французами femina – женщина, прекрасной половины человечества. Феминизм трактуется как женское движение за достижение равенства полов во всех сферах жизни.
История гласит, что вопрос о женском равноправии возник в эпоху буржуазных революций, когда буржуа, начав борьбу за политическую власть, провозгласили лозунг свободы и юридического равенства людей. Заметьте, только в 19 веке впервые на политической арене возник вопрос о рассмотрении женщины как социального лица с возможностью обладать правами, равными с мужчинами.
Углубившись более в историю правовой науки, мы видим, что даже древнеримские юристы, отцы права, как "писаного разума", основные постулаты которого теперь черпает и современная юриспруденция, определяли для женщины существенные ограничения правоспособности и дееспособности. В республиканском римском праве женщины находились под вечной опекой домовладыки, мужа или даже ближайшего родственника.
В праве эпохи Юстиниана (VI век н.э.) ограничения правоспособности и дееспособности женщин были ослаблены, но реального равноправия полов не было и тогда.
Согласно римскому юристу Палиниану (ІІ – ІІІ века н.э.): "По многим постановлениям нашего права женщины находятся в худшем положении, чем мужчины".
Всемирная история с тех времен знавала немало великих имен, юристов и философов, немало событий произошло, в корне поменявших обиход, но ни одна из победивших революций, будь-то буржуазная или великая социалистическая, реального равноправия женщинам не предоставила.
О каком же равноправии идет речь? В эпоху социальных переворотов (19 век) ухудшилось экономическое положение городской средней и мелкой буржуазии, и вопрос самостоятельности заработка стал основной проблемой женщин. Наряду с этим в программу феминистического движения были включены требования о предоставлении женщинам прав избирать и быть избранными, права на образование, на занятие государственных должностей, права самостоятельно заниматься торговлей и предпринимательской деятельностью.
Как известно, правовыми системами многих стран мира эти требования приняты, возведены в ранг закона, разработаны четкие механизмы реализации и защиты прав женщин.
Демократическая Украина также законодательно закрепляет гендерное равенство, делая акцент на полном отсутствии дискриминации по половым признакам. Возникает вопрос: почему феминизм не канул в лету, исчерпав себя как социальное явление? Скорее наоборот, сейчас можно говорить об особенной актуальности феминистических догм, но, по-видимому, несколько с иной точки зрения.
Феминистки-буржуа не учли момент практического осуществления выдвигаемых ими требований. Проблема расхождений между юридически закрепленными правами женщин и их реальном положением актуальна и сейчас. Особенно ярко гендерное неравенство прослеживается в экономическом плане. Хотя женщины и получили право на образование, и активно им пользуются, возможности трудоустройства женщин оставляют желать лучшего. Как правило, работодатели бояться декретных отпусков, больничных и прочих проблем, возникающих у женщин. И многие женщины, получившие образование остаются нереализованные как специалисты. Отсюда зачастую предпочтение при приеме на работу завуалировано отдается представителям сильного пола. Нередко в анонсе рабочей вакансии прямо указывается, что работодатель ищет специалиста-мужчину, что является прямым нарушение принципа гендерного равенства, закрепленного Конституцией Украины.
Пособия по уходу за детьми настолько малы, что говорить об экономической самостоятельности женщин не приходится. Стоит заметить, что немалое количество женщин самостоятельно воспитывают детей, количество неполных семей растет. Учитывая вышеизложенное, можно говорить о феминизации бедности. Женщины составляют большинство в наиболее социально уязвимых категориях: безработных, пенсионеров, работающих в бюджетной сфере. Существует еще одна тенденция, о которой стоит поговорить. Мужчины вытеснят женщин с хорошо оплачиваемых перспективных должностей. Мало оплачиваемые бесперспективные должности остаются женщинам. При этом на женщинах по-прежнему лежит домашняя работа и воспитание детей, в котором отцы принимают чисто символическое участие.
Сегодня практически невозможно устроится на работу молодому специалисту-женщине без стажа работы. Все эти факторы нередко толкают женщин на крайние шаги: работу в теневом секторе экономики и выезд на заработки. Все бы ничего, но, как правило, наши соотечественницы выезжают нелегально, что означает отсутствие правовой защиты за рубежом (в силу отсутствия легального статуса). Они вынуждены оставлять своих малолетних детей на близких и дальних родственников, причиняя им огромную психологическую травму.
Приведенные выше аспекты нашего менталитета нередко ставят женщину перед выбором: семья, дети или карьера. Сочетать их успешно удается далеко не каждой женщине. Отсюда очередной вывод – вот где кроется причина ухудшения демографической ситуации в стране.
...Так что, милые женщины, задайте себе вопрос: так ли уж не правы феминистки и стоит ли бояться феминизма?

Феминизм - это общественно-политическое движение, принцип которого основан на равенстве полов. Возникло движение в 18 веке. Первая волна феминизма приходится на 19 и первую половину 20 века. В это время происходила активная борьба за юридическое равноправие мужчин и женщин. Со второй половины 20 века начинается следующая волна. Активистки требуют не только юридического, но и фактического равноправия. В конце семидесятых годов движение становится массовым. Все больше женщин начинают поддерживать идею феминизма, регулярно проводятся акции и митинги, создаются объединения и группы. В восьмидесятых годах ажиотаж вокруг движения немного спадает.

Наверно, не существует ни одного общественного явления, которое вызывает столько разногласий, как феминизм. Что это за движение и какова его цель? Как утверждают активисты, цель заключается в том, чтобы развивать женскую духовность.

Если раньше понятие феминизм и все, что с ним связано, казалось нашим гражданам чем-то далеким и несбыточным, то после поднятии «железного занавеса» это общественное явление ворвалось и в нашу жизнь.

Феминистка, кто это?

Мнение о том, кто такие феминистки, давно разделились. Конечно, вполне логично, что феминистка - это женщина, которая поддерживает идею о полном равноправии между слабым и сильным полом.

Девушки-феминистки ни в чем не хотят быть зависимы от мужчин. Кто-то их осуждает за это. А многие мужчины так и вовсе не понимают смысла в этом движении, и их пугают рассуждения активисток.

Из данных проведенного опроса у сильной половины человечества о том, что значит феминистка, большинство ответили, что общими чертами таких дам является агрессия по отношению к представителям противоположного пола. Девушки специально идут на конфликт, доказываю свою правоту. Помимо этого, дамы пытаются во всем занять лидирующую позицию, как на работе, так и дома. Навязчиво диктуют своё мнение всем вокруг них, убеждая в своей правоте. Ведут себя бестактно. Если же вы попытаетесь высказать какую-то критику в их адрес, то можете нарваться на бурю эмоций. Феминистки любую критику воспринимают, как личное оскорбление своей персоны. Во всех жизненных неудачах они также винят мужчин.

Следующей чертой, которая отличает феминисток от других дам, является мужеподобное поведение. Девушки во многом подражают мужскому населению. Это прослеживается в одежде, в манере поведения, и даже походка у них становится какая-то «мужская».

Сфера интересов у феминисток тоже в основном «мужская». Женщины пытаются самоутвердиться и доказать противоположному полу, что они ничуть не хуже, а то и лучше могут справляться с обязанностями, которые традиционно считаются мужскими.

То, что интересует обычных девушек (семья, быт, рукоделие, воспитание детей), им неинтересно, и даже вызывает презрение с их стороны.

Одной из черт многих активисток является мужененавистничество. Девушки не желают выходить замуж, рожать детей и часто остаются одинокими.

Феминизм - что это значит, и хорошо это или плохо, ответить сложно. Сама идея этого движения была хорошей и, не будем кривить душой, феминистки добились многого. Однако хоть и многие сторонницы данного движения это отрицают, роль женщины - быть матерью и хранительницей очага. Это заложено природой. Зачем воевать с мужчинами и пытаться доказать им, кто лучше? Давайте относиться друг к другу с уважением, и тогда наша жизнь станет намного счастливее.

В последнее время все разговоры сводятся к феминизму, эта тема стала очень популярной , вокруг неё собрано немало мифов. Многие люди резко негативно относятся к феминисткам, не понимания всей сути этого движения, но есть и такие, кто занимается подменой понятий и в слово “феминизм” вкладывает ошибочное значение.

Что же такое феминизм? Все понимают, что это не ругательство. Одна журналистка лаконично и очень точно передала суть этого понятия, радикальное мнение, что женщина тоже человек. Она должна обладать теми же правами, возможностями, что и мужчины. Но всегда ли на деле получается так, как должно быть? Совсем нет, отсюда и начинаются вечные споры и борьба за равноправие.

По традиции многие профессии разделяют на “мужские” и “женские” , неудивительно то, что женщины за свой труд, по сравнению с мужчинами, получают меньшую заработную плату. На серьёзные должности, такие как директора фирм, в политическую сферу набирают в основном мужчин, и совсем обходят стороной женщин.

Можно заметить, что если перед начальством будет стоять выбор: взять на должность директора фирмы женщину с приличным резюме и большим опытом работы в данной сфере или мужчиной, который в плане заслуг, не сравнится с данной дамой, то выбор падёт в сторону мужчины.

И совсем непонятно, чем же вызван такое решение, почему на женщин распространяется такая несправедливость? А так происходит ежедневно, в сотнях компаний, каждый день минимум 2 женщины ущемляются в своих правах.

По всему миру множество женщин борются за равенство прав между мужчинами и женщинами в экономическом, социальном, политическом планах.

Издавна считалось, что мужчина – глава семейства, а женщина – жалкое подобие человека. Она не могла озвучить своих желаний и своего мнения, ведь слово всегда оставалось за сильным полом, который мог действовать единолично только в своих интересах. Изначально, избирательное право было только у мужчин, женской половине населения даже не давали возможности высказаться в политическом плане.

Это уже сейчас, в современном мире этот вопрос оказался уравненным, но девушек до сих пор особо не жалуют в политике. Это можно заметить, если внимательно смотреть телевизор. С трибун постоянно вещают мужчины, и только изредка можно заметить женщин, которым пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы попасть на этот пост.

Обучаться уму разуму в училищах и университетах могли только мужчины, женщины начали получать в ограниченном количестве такое право только при Петре I, который разрешал монахиням обучать сиротских детей грамоте , а всех остальных – шитью и иному женскому ремеслу.

При Елизавете спектр возможностей немного расширился, можно было пойти в специальные школы, где девушек обучали акушерскому мастерству. А позднее появились пансионы, в которых женскому полу прививали манеры и учили держаться в обществе.

И лишь только при Екатерине II был основан Смольный институт, открывший свои двери и для женской половины. Для России это стало прорывом в области женского образования.

И таких моментов очень много. Во многих аспектах женщины добились справедливости и отсутствия превосходительства мужчин, но это не доведено до идеального состояния, и женская половина до сих пор ущемляется в своих правах.

Например, если взглянуть на статистику, то к каждой третьей женщине было применено насилие, как физическое, так и сексуальное. Сотни тысяч мужчин позволяют себе распускать руки и считать это нормой, не осознавая того, что это грязно и недопустимо.

В обществе активно придерживаются мнения, что если женщина была подвержена насилию, то в этом полностью её вина. Значит отличается распущенным поведением или носит слишком откровенную одежду.

Но это ли имеет значение? Если даже по улицам города начнут расхаживать абсолютно голые женщины, ни один мужчина не имеет право ударить или изнасиловать. Можно быть очень интеллигентной женщиной, скромно и сдержанно одеваться, не употреблять алкоголь, возвращаться домой до 10 часов вечера, но всё же пострадать от рук мужчины.

А ведь все женщины мира имеют право на неприкосновенность, но только почему-то не для всех оно гарантированно.

Многие свыклись с тем, что мужчины обладают большим набором прав , но особо храбрые, сильные женщины продолжают бороться за свои права до сих пор.

В обществе тепло встречают таких дам, но кто-то негативно настроен, распуская мифы о деятельности феминисток, оскверняя и непристойно выражаясь о них. Поэтому данная тема очень популярна в общественных кругах, постоянно обсуждается и получает своё распространение.

Мужчины считают, что феминистки агрессивно настроены против них, но это самый главный миф. Феминистки ненавидят не самих мужчин, а общество, которое боится перемен и не способно меняться.

Феминистское движение - это такое явление, которое можно разглядывать по меньшей мере с двух сторон. С одной стороны, это политическое движение, которое заключается в борьбе женщин за равноправие. Данный нюанс нередко ассоциируется с традиционным феминизмом, в том числе с движением суфражисток, требовавших предоставить дамам право голоса на выборах. В наше время кажется, что такие трудности остались позади, но в начале XX века девушки не имели избирательных прав фактически нигде в мире. В итоге побед ранних феминисток мы смогли с радостью об этом забыть. Так кто же такие феминисты и какая идеология феминизма?

Понятие «феминизм» берёт своё начало в XIX столетии. В публицистической литературе данной эпохи под ним подразумевается совокупность свойств, присущих женщинам . Так же как есть специальные мужские черты - мужественность, существует и феминность, другими словами - «феминизм».

Уже в конце XIX века в контексте суфражистского движения возникает слово «феминистка», вначале французское, которым именуют активисток дамского движения. В итоге к началу XX века значение термина постепенно приобретает изменения. На протяжении последних ста лет под феминистами мы уже точно понимаем представительниц женского пола, которые ведут борьбу за свои права . При этом права эти могут пониматься по-всякому, и борьба не постоянно заключается в требованиях официального политического равенства.

История феминизма

Идеи, которые были близки к современному феминизму, впервые были замечены в западной культуре ещё во времена Античности. В книжке «Страны» Платона , которая была пятой по счёту, к примеру, утверждается, что нет никаких препятствий для того, чтоб дама была правителем. Если девушка довольно разумна и одарена, то она обязана владеть теми же правами, что и самые разумные и профессиональные представители мужского пола. Проявления феминизма можно отыскать и в Средние века, а также в эпоху Возрождения.

Первой представительницей феминистского движения принято считать англичанку Мэри Уолстонкрафт , которая жила в конце XVIII века. В труде «Защита прав женщин» она ставит вопросы, которые связаны с судьбой дамы: чем женщина отличается от мужчины, насколько справедливы обвинения девушек из-за недостатка их ума, как на роль девушки оказывает влияние материнство и домашний труд. Основной девиз Уолстонкрафт, который вызвал скандал, заключается в том, что дама может без помощи других распоряжаться собственной жизнью.

Немного в тени от Уолстонкрафт находится её соотечественница по имени Мэри Эстел , которая была поклонницей рациональной философии Декарта, что не делала различия между женским и мужским полом. Уолстонкрафт аналогично находится под воздействием Руссо и полемизирует с ним. Во время чтения этих давних текстов карикатурный образ феминисток пропадает: они дают разностороннюю, нередко ироничную и порой неожиданную аргументацию. К примеру, Эстел в качестве вероятной альтернативы замужеству и переходу девушки «во власть мужчины» предлагала создание дамских «светских монастырей».

Среди первых феминистов точно был один мужчина по имени Джон Стюарт Милль , который являлся классиком либеральной философии. В 1869 году он предал гласности трактат «Подчинённость дамы» в защиту прав женщин. Большая часть мужчин была настроена категорически против феминизма. Частично они просто не могли осознать, чего желают эти девушки.

Некий автор-мужчина сделал даже заявление в качестве ответа на публикацию труда Уолстонкрафт, что требовать защиты прав девушек настолько же несуразно, как требовать защиты прав домашних питомцев. В качестве ответа на движение суфражисток было сформулировано и «традиционное опровержение» : феминистками будто стают лишь чрезвычайно безобразные дамы, которые не могут надеяться на то, чтобы найти для себя достойного супруга.

Первая волна феминизма

Определить первую волну феминизма легче всего. Это борьба дам за равноправие в политике , а также за возможность избирать и выступать в качестве кандидата на голосовании. Первые представительницы феминизма апеллировали к либеральным девизам: люди владеют равными правами, и это не зависит от пола.

Суфражистки были чрезвычайно большим и сильным движением общественной политики в Англии и США: дамы слились и достигли своей цели. 1920 год вошёл в историю тем, что в США была рассмотрена и принята 19-я поправка к Конституции . В соответствии с данной поправкой пол не может являться препятствием для ограничения на участие в политической сфере жизни, а также на участие в голосовании.

После чего почти всем казалось, что феминизм завершился, так как начальной главной цели дамы достигли, а остальные трудности способны разрешить политики, которые были избраны женщинами на голосовании.

Данная волна феминизма зародилась в 60-е годы XX столетия и является уже более трудным явлением. Подавление тут уже не сводится к запрету дамам принимать участие в политической сфере жизни. Стало известно, что политическое равенство допускает подавления в семье , подавления на рабочем месте.

Главный текст той эпохи - это труд Симоны де Б​овуар «Второй пол» . Представительницы феминизма второй волны критикуют представление о том, что главное назначение девушки - это исключительно материнство, которое понимается как затворничество и отрешение от карьеры, уход за домом.

Феминистки позволили себе опровергнуть тезис о том, что девушки не должны стремиться к тому, чтобы проявлять себя за границами этого «женского мира». О том, что будто бы мужчина - природный экстраверт, а дама - природный интроверт, и данное социальное разделение труда предопределено навечно определёнными естественными правилами.

Перечень тем, ассоциируемых с феминизмом , в это время очень расширяется. Теперь это:

Всё это начинает осознаваться как социальная проблема. В общем, идёт речь о проблематизации женской фигуры в культуре.

Данная волна не достигла реализации собственных задач в полном объёме, трудности, о которых говорили представительницы феминизма 60-х годов, существуют и в нынешнем мире. Однако в период второй волны случилась реальная социальная революция: девушки в западных странах массово начинают обосновываться на рынке труда. В свою очередь, это приводит к очень резкому росту материального положения общества, а также к совсем новому представлению о настоящей гендерной политике.

Эта волна феминистского движения приходится на 90-е годы XX столетия. Она характеризуется попыткой применить к гендерным исследованиям соответствующие моменту философские идеи, сначала концепцию постструктурализма и вдобавок постколониальную теорию. Обсуждение проблемы тут строится в главном около понятия равенства. В общем, на данном шаге уже достаточно тяжело разговаривать о некой теоретической целостности замыслов феминизма.

Главная цель для представительниц феминистского движения третьей волны - это понимание, что, по сути,проблема не сводится к тому, что существуют мужчины и женщины. Проблема сводится к попытке осознать, как конкретно эти половые роли, женская и мужская, проектируются , каким образом мы становимся женщинами и мужчинами. Что принуждает нас быть мужчиной либо женщиной? Тут же возникает вопрос про то, что могут существовать и иные половые роли. Занимается исследованием огромного количества гендерных идентичностей квир-теория.

В данной волне в особенности обращает на себя внимание движение Riot Grrrl , которое сконструировано вокруг эстетики не лишь освобождённой, однако и располагавшей властью женщины, которая способна быть самодостаточной, профессиональной, лидирующей в социальной области жизни - и в данном смысле превосходствующей над мужчинами. Riot Grrrl сообщили, что бюстгальтер с эффектом «пуш-ап» не противоречит наличию мозгов, возвратили в обиход брутальный мейкап и высочайшие каблуки, которые ещё не так давно числились традиционным символом подавления со стороны мужчины.

В итоге можно кратко сказать, что феминизм этой волны стремится к свободе также от тех ограничений, которые были навязаны ранними феминистами.

Разновидности феминизма

Выделяют три вида феминизма:

Под либеральным феминизмом подразумевается то, что феминизм - это прежде всего история о равенстве прав женщин и мужчин. С того момента когда мы можем гарантировать официальное и обстоятельное равенство прав, можно начинать думать, что так же как в своё время был решён вопрос с расизмом, теперь решена проблема и гендерного неравенства.

Либеральный вид феминистского движения - это мейнстрим и на западе огромные политические партии нацелены конкретно на него. Западная политкорректность в отношении девушек - это также продукт либерализма.

Второй вид феминизма - это марксистский . Марксистское феминистическое движение подразумевает, что подавление дам - это частный вариант капиталистического и классового подавления. Иначе говоря, в экономике присутствует эксплуатация наёмных тружеников, и девушки - это один вид людей из тех, что используется. Так же, как в XIX веке и позднее, использовали рабочих, так и дам принуждают работать на особей мужского пола.

Марксистский феминизм увлекателен тем, что в качестве собственной центральной темы вводит дилемму бесплатной домашней работы. Существуют среди марксистов учёные, утверждающие, что база мировой экономики - это работа и труд домохозяек, который абсолютно не оценивается, но при всём этом совершает главный вклад в наше благополучие.

Необходимо помнить, что в марксистский феминизм большой вклад привнесла Россия. Правительство большевиков с начала 20-х годов получило звание самого прогрессивного современного правительства во всём мире исходя из убеждений гендерного равенства:

  • Существовало официальное политическое равенство, а также избирательное равенство.
  • Девушек учили грамоте.
  • Пытались освободить от «кухонного рабства» путём открытия централизованных пролетарских харчевней.

Были совершены и такие ходы, которые были недопустимыми для Западной Европы в то время. А именно был декриминализован аборт. Александра Коллонтай была самой популярной защитницей женских прав в числе большевиков. По окончании первых годов русской власти отношение к дамам постепенно становится более консервативным. Однако до правления Сталина Россия считалась современной передовой феминистской страной.

- это третий тип феминистических теорий, подразумевает, что всего этого недостаточно, так как мужчины при любом варианте остаются заинтересованными в сбережении режима патриархата. В этом случае патриархат - это особый термин, который указывает на принцип политического, социального и финансового преобладания представителей мужского пола. В данном режиме мужчина является добытчиком, он тот, кто делает, а дама - та, кто ожидает, девушка - бесплатная прислуга как бытовая, так и сексуальная.

Рассматривая радикальный феминизм, мы видим теорию, предполагающую, что, по сути, все старые определения политической философии были выдуманы мужчинами, они не схватывают самого важного. Что трудность не в использовании, не в наличии классов, не в буржуазии, не в стране, трудность состоит в том, что присутствует режим патриархального правления и частным вариантом подавления является подавление одних мужчин иными, тогда как базовым институтом подавления является конкретно гендерное.

Сила и сразу слабость радикального феминизма состоит в том, что в некотором роде слова представительницы феминизма выступают против не только разных отсталых форм общественного устройства, однако и против сегодняшней либеральной демократии по типу западной.

Из бессчётных замыслов радикального феминизма следует сказать о «лесбийском сепаратизме» . Он заключается в том, что дамы вообще не должны вступать в половые отношения с мужчинами, так как каждый вид сексуальных отношений с мужчиной тем или иным образом становится продолжением многолетней традиции подавления. Ритуалы романтичной влюблённости, к примеру, - просто форма покупки женского тела и контроля над чувствами женщины.

· Права молодёжи (англ.) · Права инвалидов (англ.) (Стратегия включения (англ.)) · Права аутизма (англ.) · Equalism · Права животных

Линии поведения

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Портал Дискриминация

Зарождение и предтечи феминизма

Основная статья : Протофеминизм

Истоки феминизма принято датировать концом 18-го - началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века.

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США ( -). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс ( -). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» ().

Важной фигурой в женском движении второй половины XIX века является Эммелин Пэнхёрст (Emmeline Pankhurst) - она стала одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (т. н. «суфражизм» от англ. suffrage , "право голоса"). Одной из её целей было развенчание сексизма , укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1868 году Пэнхерст сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union, WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов.

После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах ().

Феминистская активистка и публицист Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное - это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной» . Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

«Освобождение женщин» в США

Фраза «освобождение женщин» (Women’s Liberation) впервые была использована в Соединенных Штатах в 1964 году , а в печати впервые появилась в 1966 году . К 1968 году её начинают использовать применительно ко всему женскому движению. Одним из самых активных критиков женского освободительного движения стала афроамериканская феминистка и интеллектуал Глория Джейн Уоткинс (писавшая под псевдонимом «bell hooks»), автор книги «Феминисткая теория от окраины к центру» («Feminist theory from margin to center»), вышедшей в 1984 году .

«Загадка женственности»

Книги Б. Фридан «Загадка женственности»

Фридан считала, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания т. н. «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права - одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, - это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей».

«Вторая волна» во Франции

Важное развитие феминистская теория в период «второй волны» получила во Франции. По сравнению с разработками в США и Великобритании французский феминизм отличается более философским и литературным подходом. В работах этого направления можно отметить экспрессивность и метафоричность. Французский феминизм мало внимания уделяет политическим идеологиям и сосредотачивается на теориях «тела». К нему относятся не только французские писатели, но и те, кто работал в основном во Франции и в рамках французской традиции, например, Юлия Кристева и Браха Эттингер.

Французский автор и философ Симона де Бовуар в настоящее время наиболее известна своими метафизическими романами «Гостья» (L’Invitée , ) и «Мандарины» (Les Mandarins , ), а также написанным в 1949 году трактатом «Второй пол», в котором она даёт детальный анализ угнетения женщин и который является ключевой работой современного феминизма. Эта работу можно отнести к феминистскому экзистенциализму. Являясь экзистенциалисткой, Бовуар принимает тезис Сартра о том, что «существование предшествует сущности», из чего следует, что «женщиной не рождаются, ею становятся». В её анализе основное внимание уделяется «Женщине» (социальному конструкту) как «Другому» - именно это Бовуар определяет в качестве основы женского угнетения. Она утверждает, что женщина исторически считается девиантной и ненормальной, что даже Мэри Уолстонкрафт считала мужчин идеалом, к которому женщины должны стремиться. По мнению Бовуар, чтобы феминизм мог двигаться вперёд, такие представления должны уйти в прошлое.

«Третья волна» феминизма

Основная статья : Третья волна феминизма

Разновидности и идеологии феминизма

Краткое описание

Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

  • Вуманизм (от англ. woman - женщина)
  • Духовный феминизм
  • Культуро-феминизм
  • Лесбийский феминизм
  • Либеральный феминизм
  • Индивидуалистский феминизм
  • Мужской феминизм
  • Материальный феминизм
  • Многокультурный феминизм
  • Поп-феминизм
  • Постколониальный феминизм
  • Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory)
  • Психоаналитический феминизм
  • «Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»)
  • Радикальный феминизм
  • Ролевой феминизм
  • Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм)
  • Сепаратистский феминизм
  • Социалистический феминизм
  • Социально-обусловленный феминизм
  • Трансфеминизм
  • Феминизм амазонок
  • Феминизм стран третьего мира
  • Французский феминизм
  • Экофеминизм
  • Экзистенциальный феминизм
  • Некоторые течения, подходы и люди также могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты

Социалистический и марксистский феминизм

Социалистический феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как подвергающихся угнетению в связи с их неравным положением на рабочем месте и в быту. Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Социалистический феминизм сосредотачивает своё внимание на широких изменениях, затрагивающих общество в целом. Сторонники социалистического феминизма видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы.

Некоторые социалистические феминисты считают наивной точку зрения, согласно которой гендерное угнетение является подчинённым по отношению к классовому угнетению, поэтому значительная часть усилий сторонников социалистического феминизма направлена на отделение гендерных феноменов от классовых феноменов. Существующие уже долгое время в Соединенных Штатах социалистические феминистские организации «Радикальные женщины» (Radical Women ) и Свободная социалистическая партия (Freedom Socialist Party ) подчёркивают, что в классических марксистских работах Фридриха Энгельса («Происхождение семьи…») и Августа Бебеля («Женщина и социализм») убедительно показана взаимосвязь гендерного угнетения и классовой эксплуатации.

Исследователь Валери Брайсон пишет: «Марксизм, несомненно, комплексная теория, хотя, открывая для феминизма возможности новых открытий, он не является чем-то типа „клада“, из которого по желанию могут быть извлечены готовые ответы. Разработанные Марксом идеи в отношении классов и экономических процессов могут быть применены для анализа отношений полов, но их невозможно переносить автоматически». При этом в качестве «минуса» он отмечает, что «марксизм исключает возможность внеэкономического угнетения, что означает, что любые возможности конфликта интересов между полами без экономической подоплеки исключаются, равно как и вероятность существования патриархата в бесклассовом обществе».

Радикальный феминизм

Основная статья : Радикальный феминизм

Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей.

С течением времени стали возникать различные направления в радикальном феминизме, такие как культурный феминизм, сепаратистский феминизм и антипорнографический феминизм. Культурный феминизм - это идеология «женской природы» или «женской сущности», пытающаяся вернуть ценность тем отличительным чертам женщины, которые кажутся недооценёнными . Он подчеркивает различие между мужчинами и женщинами, но считает, что эта разница является психологической и культурно сконструированной, а не биологически врожденной. Критики этого направления утверждают, что, поскольку его концепция основана на учёте сущностных различий между мужчинами и женщинами и выступает за культурную и институциональную независимость женщин, культурный феминизм уводит феминисток от политики к некоему «стилю жизни». Одна из таких критиков, историк феминизма и культурный теоретик Элис Эхолс приписывает члену «Редстокингс» Брук Уильямс введение термина «культурный феминизм» в 1975 году для описания деполитизации радикального феминизма .

Сепаратистский феминизм - это форма радикального феминизма, которая не поддерживает гетеросексуальные отношения. Сторонники этого течения утверждают, что сексуальные различия между мужчинами и женщинами является неразрешимыми. Сепаратистские феминистки, как правило, считают, что мужчины не могут вносить позитивный вклад в феминистское движение, и что даже руководимые благими намерениями мужчины воспроизводят патриархальную динамику . Автор Мэрилин Фрай описывает сепаратистский феминизм как «разные виды отделения от мужчин и от учреждений, отношений, ролей и действий, определяемых и доминируемых мужчинами, а также работающих в интересах мужчин и с целью сохранения мужских привилегий, причём это отделение по собственному желанию инициируется или поддерживается женщинами».

Либеральный феминизм

Основная статья : Либеральный феминизм

Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами .

Во многом, такая позиция исходит из классической концепции Просвещения о построении общества на принципах разума и равенстве возможностей. Применение этих принципов к женщинам положило основу либерального феминизма, развивавшегося в XIX веке такими теоретиками, как Джон Стюарт Милль , Элизабет Кэйди Стэнтон и другими. Поэтому особенно важным для них был вопрос о праве собственности для женщины как одном из основных прав, гарантирующих независимости женщины от мужчины.

Исходя из этого, изменения положения женщин могут осуществляться без радикального изменения общественных структур, как это предполагают другие направления феминизма. Для либеральных феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о сексуальных домогательствах, возможность равноправного голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд» (лозунг «Equal pay for equal work!»), доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин.

«Чёрный» феминизм

Основные статьи : «Чёрный» феминизм , Вуманизм

«Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой . Формы феминизма, которые стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая женщин, через расовые предубеждения. В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» (The Combahee River Collective ) в 1974 году , говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.

Одной из теорий, зародившихся в рамках этого движения, стал вуманизм Элис Уокер . Он возник как критика феминистского движения, в котором доминируют белые женщины среднего класса и которое в целом игнорирует угнетение по расовому и классовому признакам. Элис Уокер и сторонницы вуманизма отмечали, что чернокожие женщины испытывают угнетение в других и более интенсивных формах, чем белые женщины.

Постоколониальный феминизм возник из гендерной теории колониализма: колониальные державы часто навязывают колонизируемым регионам западные нормы. По словам Чиллы Бальбек, в настоящее время постоколониальный феминизм борется за уничтожение гендерного угнетения в рамках собственных культурных моделей общества, а не через те модели, которые навязывались западными колонизаторами. Постколониальный феминизм относится критически к западным формам феминизма, в частности, к радикальному и либеральному феминизму и их универсализации женского опыта. Это направление в целом может быть охарактеризовано как реакция на универсалистские тенденции в западной феминистской мысли и на недостаток внимания к гендерным вопросам в основном потоке постколониальной мысли.

Феминизм «третьего мира» - условное название для группы теорий, разработанных феминистами, сформировавшими свои взгляды и участвовавшими в феминистской деятельности в так называемых странах «третьего мира ». Феминисты из стран «третьего мира», такие как Чандра Талпад Моханти (Chandra Talpade Mohanty ) и Сароджини Саху (Sarojini Sahoo ), критикуют западный феминизм на том основании, что он этноцентричен и не принимает во внимание уникальный опыт женщин из стран «третьего мира». По словам Чандры Талпад Моханти, женщины в странах «третьего мира» считают, что западный феминизм основывает своё понимание женщины на «внутреннем расизме, классизме и гомофобии».

Отношения с другими общественно-политическими движениями

Многие феминисты занимают позицию целостного подхода к политике, веря в то, что однажды сказал Мартин Лютер Кинг-младший : «Угроза справедливости в одном месте есть угроза справедливости повсеместно». В соответствии с этим убеждением, некоторые феминисты поддерживают и другие движения, такие как движение за гражданские права, движение за права гомосексуалистов и лесбиянок, и с некоторого времени - движение за права отцов.

Феминизм в искусстве

Начиная с 1970 годов, одно из самых значительных преобразований в изобразительном искусстве было связано с пересмотром проблем пола. В начале 70-х годов кризис доверия к культуре модернизма , в котором доминировали мужчины, нашёл наиболее полное выражение в среде художниц-феминисток.

Нью-Йорк. «Женщины бунтуют»

Женские группы активно проявили себя в Нью-Йорке, где Коалиция работников искусства среди своих «13 требований», выдвинутых перед музеями, назвала необходимость «преодолеть несправедливость, веками проявляемую по отношению к художницам, установив при организации выставок, приобретении новых экспонатов и формировании отборочных комитетов, равную представительную квоту для художников обоих полов». Вскоре возникла «группа влияния» под названием «Художницы бунтуют» (Women Artists in Revolution, сокращенно WAR), протестующая против дискриминации женщин на ежегодных экспозициях в Музее Уитни. Члены группы ратовали за то, чтобы процент участниц был повышен с 7 до 50 процентов. В дальнейшем они предприняли шаги по организации собственных выставок и галерей.

В этой атмосфере дебатов о женском творчестве было сформулировано несколько ключевых идей, самые заметные из которых были изложены в эссе Линды Нохлин «Почему нет великих художников-женщин?», опубликованном в 1971 году в «Арт ньюз» и в каталоге к выставке «25 современных художниц». Предметом рассмотрения Нохлин стал вопрос, есть ли в женском творчестве какая-то особая женская суть. Нет, не имеется, доказывала она. Причины отсутствия среди женщин художников ранга Микеланджело Нохлин усматривала в системе общественных институтов, включая образование. Она настаивала на силе обстоятельств, проявляющих ум и талант в целом.

Художница Линда Бенглис сделала пресловутый демонстративный жест, бросив в 1974 вызов мужскому сообществу. Она сделала ряд фотографий, где, позируя как модель, пародировала типично мужской взгляд на женщин. В заключительной фотографии цикла она снялась обнаженной с фаллоимитатором в руке.

Влияние на Западное общество

Феминистское движение повлекло за собой различные изменения в западном обществе, в том числе предоставление женщинам права голоса в выборах; право подавать заявление на развод ; прав на владение имуществом; право женщин на контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и аборты и другое .

Гражданские права

С 1960-х годов женское освободительное движение вело кампанию за следующие женские права, включающие равную с мужчинами оплату, равные законодательные права и свободу в планировании своей семьи. Их попытки привели к неоднозначным результатам .

Интеграция в общество

Некоторые из исключительно радикально-феминистических взглядов теперь приняты повсеместно как само собой разумеющаяся, традиционная часть политической мысли. Подавляющее большинство населения западных стран не видит ничего противоестественного в праве женщин голосовать, самостоятельно выбирать супруга (или не выбирать никого), владеть землёй - всего того, что показалось бы невероятным ещё сто лет назад.

Влияние на язык

В языках западного мира (в частности, в английском языке) феминистки зачастую являются сторонниками использования не-сексистского языка, например, используя обращение Ms. (Miss) по отношению к женщинам, независимо от того, состоят ли они в браке. Феминистки также выступают за выбор слов, которые не исключают один из полов, если речь идёт о явлении/понятии/предмете, свойственном и мужчинам, и женщинам, как например «супружество» вместо «замужества».

Английский язык предоставляет более глобальные примеры: слова humanity и mankind используются для обозначения всего человечества, но второе слово - mankind - восходит к слову man ‘мужчина’, и потому использование слова humanity предпочтительнее, так как оно восходит к нейтральному слову ‘человек’.

Во многих других языках (в том числе и русском) принято использовать грамматическое ‘он’, если пол человека, о котором идёт речь в предложении, неизвестен; более политкорректным с точки зрения феминиста будет использование в таких случаях ‘он или она’, ‘он/она’, ‘его/её’, ‘его или её’ и т. д. В большинстве случаев такое отношение к языку для феминистов означает уважительное отношение к обоим полам, а также имеет определённую политическую и смысловую окраску передаваемой таким образом информации.

Данные перемены в языковых требованиях также объясняются стремлением исправить элементы сексизма в языке, так как феминистки считают, что язык напрямую влияет на наше восприятие мира и понимание своего места в нём (см. гипотезу Сапир-Уорф - Sapir-Whorf Hypothesis). Однако, вполне возможно, что данный лингвистический вопрос не столь актуален для всех языков мира, хотя нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что английский язык стал одним из самых распространённых языков международного общения.

Влияние на мораль в образовании

Оппоненты феминизма заявляют, что женская борьба за внешнюю власть - как противоположность «внутренней власти», которая помогает оказывать влияние на формирование и поддержание таких ценностей, как этика и мораль - оставила вакуум, так как раннее роль морального воспитателя традиционно отводилась женщине. Некоторые феминистки отвечают на этот упрёк тем, что сфера образования никогда не была и не должна была быть исключительно «женской». Как парадокс, система домашнего образования (англ. homeschooling ) есть результат женского движения.

Аргументы и дискуссии подобного рода далее усугубляются в более крупных разногласиях, например, в войне культур, а также внутри феминистских (и анти-феминистских) рассуждений о том, кто ответственен за хранение общественной морали и такого качества, как милосердие .

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминистское движение, несомненно, повлияло на гетеросексуальные отношения как в западном обществе, так и в других странах, подвергшихся влиянию феминизма. В то время как в общем и целом это влияние оценивается как позитивное, отмечаются и некоторые негативные последствия.

В некоторых отношениях произошла перемена полюсов власти. В таких случаях и мужчинам, и женщинам приходится адаптироваться к сравнительно новым ситуациям, что иногда вызывает замешательство и смятение в привыкании к нетрадиционным для каждого пола ролям.

Женщины теперь более свободны в выборе открывающихся для них возможностей, но некоторые ощущают значительный дискомфорт от необходимости исполнять роль «суперженщины», то есть удержания балансирования между карьерой и заботой о домашнем очаге. В ответ на то, что в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью», многие сторонники социалистического феминизма отмечают отсутствие достаточного количества учреждений дошкольного воспитания. В то же время, вместо перекладывания ответственности за воспитание и уход за детьми исключительно на матерей, многие отцы стали активнее включаться в этот процесс, признавая, что это и их ответственность тоже.

Начиная со «второй волны» феминизма имеют место и перемены в отношении сексуального поведения и морали. Свободный выбор средств предохранения от незапланированного зачатия способствует тому, что женщины чувствуют себя более уверенно в сексуальных отношениях. Не последнее место в этом играет и изменение общественного мнения по отношению к женской сексуальности. Сексуальная революция позволила женщинам раскрепоститься, а обоим полам - получать большее удовольствие от интимной близости, так как оба партнёра чувствуют себя теперь свободными и равными.

Несмотря на это мнение, некоторые феминистки считают, что результаты сексуальной революции благоприятны только для мужчин. Дискуссия на тему «является ли супружество институтом притеснения женщин» продолжает быть актуальной. Те, кто рассматривает брак как инструмент угнетения, делает выбор в пользу сожительства (то есть так называемого фактического брака).

Влияние на религию

Феминизм также оказал влияние на многие аспекты религии .

В либеральных ответвлениях протестантского христианства женщины могут быть членами духовенства . В реформизме и реконструктивизме женщины могут стать «священниками » и певчими. Внутри этих групп христианского реформизма женщины постепенно стали более или менее равны мужчинам посредством доступа к высокопоставленным постам; их перспектива теперь - в исследовании и новом истолковании соответствующих верований.

Эти тенденции, однако, не поддерживаются в исламе и католичестве . Набирающие силу деноминации ислама запрещают мусульманкам быть в составе духовенства в каком бы то ни было качестве, включая занятия теологией . Либеральные движения внутри ислама всё же не оставляют попыток провести некоторые реформы феминистского характера в мусульманском обществе. Католическая церковь традиционно не допускает женщин в ряды духовенства любого ранга, за исключением принятия монашества .

Мужчины и феминизм

Хотя основную массу последователей феминистского движения составляют женщины, мужчины тоже могут быть феминистами.

Некоторые феминистки всё же считают, что мужчины не должны занимать лидерские позиции в феминистском движении в силу их природного напористого стремления к власти и доминированию в любой иерархии, что приведет в конечном итоге к примению этой тактики к феминистским организациям.

Другие считают, что женщины, предназначенные природой подчиняться мужчине, не смогут полностью раскрыть и выразить свои собственные лидерские качества, работая в слишком тесном сотрудничестве с мужчинами. Такая точка зрения является проявлением сексизма .

Несмотря на это, многие феминистки принимают и одобряют поддержку движения со стороны мужчин. Сравните про-феминист, гуманизм , маскулизм .

Перспектива: Природа современного движения

Многие феминисты считают, что дискриминация по отношению к женщинам всё ещё существует как в странах Европы и Северной Америки, так и во всех остальных странах мира. Среди феминистов существует много разных мнений касательно глубины и широты существующих проблем, их идентификации и способов борьбы с ними. Экстремальные группы включают таких радикальных феминистов, как Мэри Дейли (Mary Daly), которая придерживается мнения, что мир был бы намного лучше, если бы в нём было намного меньше мужчин. Есть и диссиденты, среди которых Кристина Хофф Соммерс (Christina Hoff Sommers) и Камилла Паглиа (Camille Paglia) - феминистки, которые обвиняют феминистское движение в пропаганде антимаскулинных предрассудков. Многие феминистки ставят под вопрос их право называть себя феминистками.

Многие феминистки, однако, также ставят под вопрос применение термина «феминист» к тем, кто поддерживает любые формы насилия по отношению к любому полу, или к тем, кто не признаёт фундаментального принципа равенства полов. Некоторые феминистки, такие как Кейта Поллитт (Katha Pollitt) - автор работы «Разумные создания» (Reasonable Creatures) и Надин Строссен (Nadine Strossen) - автор «Защищая порнографию» (Defending Pornography), трактата на тему свободы слова, считают, что в основе феминизма лежит утверждение «Прежде всего, женщины - люди», а любые утверждения, целью которых становится разъединять людей по половому признаку вместо того, чтобы их объединять, должны называться сексистскими, а не феминистскими, что позволяет признать их слова ближе к эгалитаризму , чем к классическому феминизму.

Проходят дебаты и между феминистами-дифферециалистами (difference feminists), такими как Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan) с одной стороны, которые придерживаются мнения о том, что существуют важные различия между полами (врождённые или приобретённые, но которые нельзя не учитывать), и феминистами, считающими, что различий между полами нет, а есть лишь только роли, которые общество навязывает людям в зависимости от их пола. Учёные современности расходятся во мнениях в вопросе о том, существуют ли более глубокие врождённые различия между полами, чем анатомические, хромосомные и гормональные. Вне зависимости от того, сколько и какие различия существуют между полами, феминистки соглашаются с тем, что эти различия не могут быть основой для дискриминации одного из них.

Критика феминизма

Основные статьи : Антифеминизм , Мужское движение

Феминизм привлекает к себе внимание тем, что он привнёс существенные перемены в западное общество. Хотя в целом многие принципы феминизма общеприняты, некоторые из них продолжают подвергаться критике.

Некоторые из критиков (как мужчины, так и женщины) считают, что феминистки сеют вражду между полами и пропагандируют идеи мужской неполноценности. Американский анархист, сюрреалист и исследователь теории заговора Роберт Антон Уилсон в своей работе «Андрофобия» отмечает, что если в некоторых феминистских сочинениях заменить слова «мужчина» и «женщина» на соответственно «чернокожие» и «светлокожие», то в результате эти произведения будут звучать как пропаганда расизма. В то время как некоторые феминистки не соглашаются с тем, что мужчины в равной степени с женщинами не выигрывают от патриархального уклада жизни, другие феминистки, особенно феминистки т. н. «третьей волны» придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола .

Американский исследователь НЛО Роберт Шифер считает, что говоря о равноправии полов, феминистки современности тем не менее пропагандируют идеологию, в центре которой стоит женщина. Он пишет об этимологии и символике современного феминизма, утверждая, что феминистки неизменно уделяют повышенное внимание только к тем вопросам, которые относятся к женщинам. По мнению Фишера, такая подача материала заставляет последователей этой идеологии видеть мир лишь через призму женских проблем, тем самым искажая восприятие мира и вырабатывая стойкие предрассудки. Эта группа критиков говорит о необходимости введения и перехода к новому термину, характеризующему такое нейтральное по отношению к полу движение, как «эгалитаризм» . Этот термин мог бы прийти на смену термину «феминизм», когда подразумевается течение мысли, которое стало уже почти универсальным в западных странах - убеждение в том, что и у мужчин, и у женщин есть равные права и возможности .

Критики феминизма утверждают, что в странах Запада теперь из-за феминистского движения фактически мужчины подвергаются дискриминации. Роберт Уилсон в своей статье приводит цифру, согласно которой уровень суицида у мужчин в США в четыре раза выше, чем у женщин; что эти данные существенно увеличились в период с 1980-х по 1990-е годы; что 72 % всех самоубийств совершены белыми мужчинами; что чуть более половины всех самоубийц - взрослые мужчины в возрасте 25-65 лет. По мнению Уилсона, США становится страной, где мужчины, в особенности светлокожие, становятся жертвами серьёзной дискриминации, ссылаясь при этом на данные «мировой статистики» .

По мнению некоторых критиков феминизма, примером дискриминации мужчин не только в России, но и во многих других странах, является служба в армии по призыву. Хотя Конституция РФ распространяет воинскую повинность на всех граждан, фактически призыву подлежат лишь мужчины, что критики считают прямой дискриминацией по половому признаку, при этом необходимо отметить, что этот факт является результатом государственной политики, а не деятельности феминисток. Они обращают внимание на тот факт, что в Израиле воинская повинность распространяется на всех граждан, вне зависимости от пола.

«Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.»

«По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания».

По мнению критиков феминизма, женщины пользуются более мягкими условиями заключения, к ним не могут применяться наказания в виде лишения свободы в колониях строгого и особого режимов в соответствии со ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса . Обращается также внимание, что в законодательстве ряда стран применение смертной казни допускается только для мужчин, что входит в явное противоречие с концепцией о равенстве полов. Ряд критиков феминизма считает, что данная ситуация, тем не менее, не привлекает внимания феминисток.

По мнению критиков, в частности, консервативного социолога Кристины Соммерс, для современного феминизма характерен однобокий, односторонний взгляд на вещи, когда не замечаются очевидные факты, неудобные феминизму, а малозначительные факты, идущие ему на руку, раздуваются до огромных размеров

Многие противники феминизма настроены против феминистского движения потому, что считают его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных ролей, традиционно предписанных мужчинам и женщинам в зависимости от их пола. В частности, американский адвокат, специализирующийся на защите мужских прав, отмечает, что между мужчинами и женщинами существует целый ряд естественных различий, и что всё общество только выигрывает от их признания .

Противники феминизма также считают, что дети развиваются гармоничнее, если они воспитываются в семье, где есть мужественный отец и женственная мать. Об этом также пишет Ричард Дойл в своем «Мужском манифесте». Он считает, что разводы , неполные семьи или семьи с гомосексуальными партнёрами рассматриваются как более существенная угроза развитию ребёнка, нежели проживание в полной семье с частыми конфликтами между родителями, или в таких, где оба родителя являются слабыми образцами для подражания. Обязательное стремление к такой модели семьи иногда подвергается критике как нечто ненужное и идеализированное .

Раздаются голоса критиков, утверждающих, что социальные перемены и законодательные реформы зашли слишком далеко, и что теперь они оказывают негативное влияние на семейных мужчин, у которых есть дети. Например, американский писатель и автор мужских бестселлеров 1970-х годов Уоррен Фаррелл утверждает в статье «Женское тело - женское дело», что в судебных слушаниях об опекунстве права отцов явно ущемляются, так как предпочтение на опекунство детей чаще всего отдаётся матерям, а не отцам. В связи с этим стали образовываться организации, целью которых стала борьба за права отцов .

Некоторые мужчины - противники феминизма также выражают беспокойство по поводу того, что широко распространённая вера в существующий т. н. «стеклянный потолок» в карьере для женщин приводит к тому, что женщин часто продвигают по службе с целью создания хорошего имиджа для компании, а не основываясь на объективной оценке их талантов и способностей. Такое явление можно сравнить с т. н. «защищающим актом» (affirmative action), целью которого было (и есть) в США защитить права национальных меньшинств (в частности, афро-американцев) при приёме на работу.

Существует также группа так называемых палео-консерваторов, в числе которых Джордж Гилдер (George Gilder) и Пэт Бьюканан (Pat Buchanan); они считают, что феминизм породил общество, которое фундаментально порочно, не имеет будущего и в конце концов погубит само себя. Эта группа противников феминизма утверждает, что в тех странах, где феминизм продвинулся дальше всего, показатели уровня рождаемости неуклонно снижаются, а уровень иммиграции (зачастую из тех стран, где отношение к феминизму крайне негативное) - самый высокий. В США т. н. «либеральные» религиозные группы, относящиеся к феминизму благосклонно, отмечают снижение уровня роста церковного прихода как со стороны новообращённых, так и тех, кто вырос в этой религиозной среде. В настоящее время в США ислам - стремительно увеличивает число своих сторонников, в то время как это вероисповедание относится к феминизму с ярко выраженным неприятием.

Хотя усилия, направленные на поддержание контроля над сексуальными домогательствами на рабочих местах, поддерживаются почти повсеместно, есть и те, кто считает практику разрешения конфликтов такого рода косвенной дискриминацией против мужчин, так как в большинстве случаев правосудие склонно вставать на сторону женщины, а случаи, где в качестве истца предстаёт мужчина, редко воспринимаются всерьёз. Начиная с 1990-х годов, Верховный суд США усложнил процедуру рассмотрения случаев заявленного сексуального домогательства .

Представители пост-колониального феминизма критикуют западные формы феминизма, в особенности радикальный феминизм, и их основу - стремление представить жизнь женщины в обобщённом, универсальном свете. Феминистки этого типа считают, что этот принцип основан из расчёта того, какие ущемления в правах испытывают женщины-представительницы среднего класса со светлой кожей, и не учитывает трудностей, с которыми приходится сталкиваться тем женщинам, кто подвергается расовой или классовой дискриминации.