История возникновения блузки с рукавом. Красивые блузки для женщин: фото модных фасонов. История возникновения блузки

Лето приближается все быстрее, вещи становятся все легче. Сегодня узнаем о том, что такое блузон, блузка и топ.

Каждая из нас точно носила или хотя бы видела в магазинах блузки . История появления этого предмета гардероба очень давняя, первые блузки появились уже в Древнем Египте. Но в женские гардеробы в качестве элемента одежды они вошли лишь в 19 веке. Блузкой принято называть верхнюю одежду в виде короткой приталенной рубашки из тонкой ткани. Часто блузку путают с рубашкой, но их главное отличие – ткань. Блузки выполняются из легких невесомых тканей, а вот рубашки – из более плотных. У блузки всегда есть рукава, манжеты и воротник.

Топ изначально появился как разновидность блузки, но на тонких бретелях. Часто он украшался гипюром и кружевом, поскольку был верхней частью комбинации. Появившиеся в 80-е годы 20 века топы пользуются популярностью не одно десятилетие. Сейчас топы – это кофточки без рукавов небольшие по размеру. При этом в отличие от блузки, они могут быть сшиты из самых разных материалов. Топы – прекрасная альтернатива блузкам в классическом костюме.

Термин «блузон » многих может поставить в тупик. На самом деле – это удлиненная блузка, которую носят навыпуск. Блузон очень похож на тунику, но обязательно стянут широкой резинкой или имеет кулиску по низу изделия. Также блузоны сужаются книзу, туники же имеет прямой крой. Блузон может иметь рукава и горловины разных фасонов. В моду блузоны вошли в 1950-х и из моды не выходят. Ткань блузона может быть разной.

Теперь приходя в магазин, вы точно будете знать, что вы покупаете. Ну, а чтобы не пропустить полезные и важные новости, подписывайтесь на наш блог!

) - женская лёгкая одежда из тонкой ткани в виде короткой приталенной рубашки . Блузка содержит рукава, воротник и манжеты. Часто застёгивается на пуговицы, но бывают и туникообразные блузки. Нередки украшения в виде жабо , оборок, рюша, а также аппликации из бисера. Белая блузка - неотъемлемый элемент строгого делового стиля . Обычно блузки носят вместе с юбками .

Блуза - просторная рубаха, которую носят без пояса. Это преображённое временем средневековое блио . Одежда как мужчин, так и женщин. Особенной популярностью пользовалась у рабочих и сельских жителей. Издавна являлась частью военной униформы. «Блузниками» называли участников революционных движений.

История

Блузка как элемент женской одежды появилась в XIX веке в результате разделения платья на верх (собственно, блузка) и низ (юбка).

Напишите отзыв о статье "Блузка"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Блузка - Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / ред. И. М. Скворцов и др. - М.: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия» - 1959.

См. также

Отрывок, характеризующий Блузка

Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.

Для прекрасной половины человечества опять вернулись в моду блузки и рубашки, которые заправляются в юбку или брюки. Выглядят они невероятно женственно и сексуально, ставят акцент на талии и создают невероятно модный силуэт. Блузки боди – идеальный вариант для повседневного использования на любые случаи жизни. И вот почему.

Аналогичные по крою рубахи носили представители северных народов в III веке до нашей эры. Но их предназначение было несколько иное: использовались рубашки в качестве нижнего белья, и поддевались под одежду в зимнее время года.

С течением времени рубашки видоизменялись, для их пошива применялись различные ткани от шерсти до хлопка. И только в XIV веке эта вещь стала инструментом эстетики. В этот период блузки женские начинают шить из тончайшей ткани - батиста. Соответственно, позволить себе щеголять в блузе могла не каждая красавица. Некоторые барышни, не имеющие возможности носить дорогостоящие блузы, шли на хитрость, - они пришивали к своим костюмам кружевные манжеты и воротнички, создавая эффект присутствия блузы. Кстати, современные дизайнеры одежды взяли на вооружение эту уловку и не так давно эффект «два в одном» украшал женские модные кофты.

Долгое время блузки не были слишком востребованным элементом гардероба. Их то понижали в ранг нижнего белья, то снова возвышали в статус одежды аристократов.

И только в XIX веке мода на блузки распространилась по всей Европе и женские блузы стали доминирующим элементом гардероба модниц.

Современные блузы - это невероятное разнообразие моделей, фасонов, материалов и отделки. Вот лишь самые популярные виды этой вещи:

  1. Батник. Это приталенная блуза с застежкой на планке. Носится она навыпуск.
  2. Блузон. Отличительная особенность этой модели - поясок или кулиска на талии. Блузон также носится навыпуск.
  3. Ковбойка. По крою это рубашка мужского фасона с нагрудными карманами, чаще всего в крупную клетку, но может быть и монохромной.
  4. Косоворотка. Прототипом этой модели служит русская национальная рубаха без застежек и воротника.
  5. Топ. Характерная особенность - отсутствие рукавов.
  6. Туника. Эта модель удлиненной блузки носится обычно с брюками, леггинсами, лосинами. Если вы хотите купить теплую женскую кофту, стоит обратить внимание на эту практичную модель.
  7. Шемизье. Еще одна модель блузки, напоминающая по крою мужскую рубашку. Она имеет свободный крой и носится навыпуск.
  8. Блузка-пеплум. Эта модель имеет кокетливое расширение книзу - баску. Она способна превратить любую женскую фигуру в идеальные песочные часы, выигрышно подчеркнув линию талии. Если вам нужна подчеркивающая фигуру одежда женская кофты с баской - идеальный вариант.
  9. Комбидресс. Это очень практичная и удобная модель, не сковывающая движения. Если вы не любите поправлять неряшливо выглядывающие уголки блузки из-под юбки или брюк, приобретите комбидресс. Сверху это обычная блуза, но застежка между ног обеспечивает комфорт и удобство.

Мода на этот элемент гардероба менялась неоднократно. Если вы хотите пополнить шкаф актуальной в этом сезоне вещью, рекомендуем ознакомиться с подборкой моделей, которым в этом году стилисты предвещают наибольших успех:

  • Прозрачные блузы. Гардероб модниц давно перестал быть надиктован исключительно погодными условиями. Дизайнеры предлагают комбинировать легкие блузки из шифона, кружева или шелка в осенне-зимний период с шерстяными тканями или плотной фактурной вязкой. Так что если вы отдадите предпочтение прозрачным тканям, не забудьте купить женские вязанные кофты или жакет.
  • Люрекс. Блестящие нити на блузах снова в тренде. Причем стилисты Модных Домов предлагают смело включать такие модели в офисный стиль одежды.
  • Свободный крой. Любительницы стиля оверсайз оценят тренд на блузки свободного кроя. Такие модели придадут фигуре недостающий объем и в нужных местах скроют «лишнее».

Блуза как женский must have

Белая блузка, как маленькое черное платье , должна быть у каждой женщины. Впрочем, как и черное платье, белую блузку в ранг маст хэвов возвела легендарная Коко Шанель. В 1950 году она подарила модницам очень простую и практичную модель белой блузы с воротничком в виде шелкового банта.

В шкафу модницы могут быть самые разнообразные красивые женские кофты, но только белая блуза остается вне времени. Она не выйдет из моды и подойдет к любому стилю, разве что не дополнит спортивный образ.

Несмотря на скромный и достаточно простой вид, эта базовая вещь сделает свою хозяйку соблазнительной. Вряд ли вам удастся купить трикотажную кофту женскую, в которой вы одинаково уместно сможете выглядеть, собираясь как на деловую встречу, так и на шоппинг с подружками. А белой блузе это под силу!

Пожалуй, не найдется такого человека, который бы не знал, что такое блузка. Этот легкий и женственный предмет гардероба по праву занимает важное место в шкафу каждой представительницы прекрасного пола. История блузки, а также ее особенности - внашей сегодняшней статье.

История возникновения блузки

Прародительницей блузки можно считать рубаху. Из простой рабочей одежды со временем рубашка превратилась в одеяние для знатных персон и торжественных событий. В начале 1900-х годов появляется нечто схожее с нынешними блузками, но данная вещь является лишь элементом женского нижнего белья. Однако довольно быстро блузки стали частью повседневной одежды.

В 1920 году блузка стала удлиненной и довольно модной вещью в гардеробе. С каждый десятилетием внешний менялся и продолжает меняться в зависимости от модных тенденций.

Какими бывают блузки?

Данный предмет гардероба делится на несколько видов.

  • Батник - это блузка удлиненного кроя. Больше всего напоминает сорочку для мужчин. Является стильной и внетрендовой вещью.
  • Туника - это блузка облегченного фасона. Является отличным вариантом для жаркого летнего дня или в качестве одежды для пляжа. Тунику носят поверх леггинсов или легких брюк.
  • Топ - это блузка на бретельках. Впервые появился в 80-е годы прошлого века и до сих пор не сдает своих позиций в мире моды. Топы часто украшают кружевом или воланами. Прекрасно дополнит офисный стиль в жаркое время года.
  • Блузон - это блузка с широкой резинкой на поясе изделия. Отличается более легким фасоном и рукавами на три четверти. Воротник блузона может быть каким угодно.

С чем носить и как сочетать блузку

Сегодня дизайнеры с каждой новой коллекцией предлагают все новые идеи ношения блузок. Однако "классика никогда не умрет". Именно поэтому предлагаем вам несколько вариантов того, с чем можно носить ту или иную модель блузки.

1. Белая блузка с принтом + рваные джинсы. Свежий и стильный лук подойдет как для прогулки по городу, так и для свидания с мужчиной вашей мечты. В нем и озорство и классика. На фото дополненная джинсовой курткой.

2. Нейтральная блузка с коротким рукавом и юбка-карандаш. Офисный вариант, но подойдет и для тех, кто любит подобные сочетания в жизни. Дополните лакированными туфлями на каблуках, и вы - звезда дня!

3. Блузка из-под толстовки. Вариант для прогулки. Белые манжеты и воротничок из-под толстовки дают интересное сочетание. Отлично впишется в гардероб студенток и школьниц, когда требуется строгий внешний вид в стенах учебного заведения.

Поиграйте с разными моделями и цветами блузок и вы найдете, что нужно именно вам!


Агитбригада фабрики им. КРАФ "Синяя блуза". 1929
На снимке: Майоров Степан Сергеевич (стоит последний справа), Охапкин Иван, Ягодкин Алексей, Попова Рая (сидит первая слева), Павловчева Таня (сидит последняя справа), Богомолов Михаил (стоит второй слева), Лодкина (Григорьева) Настя, Савельева Рая

Молодежная агитбригада "Синяя блуза" была создана в 1925 году при клубе фабрики им. КРАФ. Организатор агитбригады - Константин Шестерин. Первоначально бригаду возглавили Петр Шалаев и Михаил Богомолов. Бригада очень остро со сцены бичевала нерадивых. В то же время комсомольцы показывали передовиков, на которых надо равняться. "Синеблузники" были в центре внимания буквально на всех праздниках, их частые выступления в клубе рабочих им. В.Строгалина и на сцене Летнего театра всякий раз становились событием. Многие члены "Синей блузы" также входили в самодеятельный театральный коллектив фабрики.


А так выглядели "Синеблузники" в соседнем Сергиеве. 1920-е

В Сергиевском уезде «синеблузники» устраивали как массовые многолюдные спектакли («9 января 1905»), так и постановки собственных пьес («За свободу», «Степан Разин»).

Историческая справка:

«Синяя блуза» - агитационный молодежный, вначале любительский эстрадный театральный коллектив, пропагандирующий революцию и новое революционное массовое искусство, противопоставивший свое агитационное, публицистическое творчество профессиональной эстраде. Однако по характеру репертуара (малые формы), многожанровости (пение, танец, хоровая декламация, акробатика, исполнение сценок, литературных монтажей и др.), по открытости непосредственного общения со зрителями, выступления синеблузников были близки эстрадному представлению.

Существовало движение с начала 1923 до 1933 года. Первый, тогда еще безымянный, коллектив под названием «Синяя блуза» был организован под руководством Бориса Южанина (Борис Семёнович Гуревич (псевдоним Южанин , 1896-1962) - деятель советской культуры, журналист) в 1923 году в Московском институте журналистики на базе «Живой газеты». В 1930-х годах несколько лет жил в Александрове и Мытищах.


Борис Южанин

Название коллективу, лозунгом которого было: «Утром в газете – вечером в куплете» , дала прозодежда - свободная синяя блуза и черные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах.


"Синяя блуза" макаронной фабрики. г.Москва

Московский городской совет профсоюзов (МГСПС) предложил Б.Южанину создать несколько таких групп для обслуживания рабочих клубов, столовых и чайных. Программа, рассчитанная на один час, точно хронометрированная, шла под рояль (либо гармонь) в стремительном ритме. Начиналась и заканчивалась общим маршем-парадом (антре), наиболее известный «Мы синеблузники, мы профсоюзники…». Менялась каждую неделю и знакомила с последними политическими, международными, экономическими и другими новостями в формах, доступных любом), даже неграмотному зрителю. Информация «закладывалась» в частушки , монологи Деда-раешника, в литературные монтажи, для лучшего восприятия сопровождавшиеся акробатическими перестроениями (пирамидами). Сильное впечатление производили хоровые мелодекламации, так называемые оратории, с их помощью «Синяя блуза» решала героические и патетические темы. Положенный на популярную мелодию куплет помогал осваивать такие, казалось бы, несценичные темы, как «Денежная реформа», «Страхкассы », «Ликвидация безграмотности» и др. В сатирических сценках высмеивали бюрократизм, пьянство, протекционизм, хулиганство, различные недостатки современного быта.
Эстетика «Синей блузы» полностью противоречила эстетике реалистического театра школы Станиславского, становление которого тоже выпало на это же время, с его точно выверенным психологически образом каждого персонажа. Психологически индивидуальные характеры были чужды представлениям «синеблузников» - их пафосом были коллективизм и патетика великих общественных целей.


Выступление коллектива "Синяя блуза" . 1929

В эстрадных спектаклях «Синей блузы» начинали творческую деятельность многие советские писатели, композиторы, актёры, режиссёры, художники. Cреди них Владимир Маяковский, Сергей Юткевич, Василий Лебедев-Кумач, молодые писатели, поэты, драматурги А. М. Арго, В. Е. Ардов, Н. Асеев, Семён Кирсанов, эстрадный артист Александр Шуров, кинорежиссер Александр Роу, будущий композитор Юрий Милютин, композиторы Константин Листов (был музыкальным руководителем одного из отделений «Синей блузы»), М. И. Блантер, Сигизмунд Абрамович Кац (автор музыки гимна), актёры Борис Тенин, Владимир Зельдин, Лев Миров,автор киноведческих книг А. В. Мачерет, художник Б. Р. Эрдман и ещё очень многие другие, ставшие ныне легендарными деятели советской культуры, а тогда только начинавшие свой путь в искусстве. Одним из идеологов «Синей блузы» был Осип Максимович Брик.
В выступлениях "Синей блузы"широко использовалась эксцентрика. Со временем большое внимание стало уделяться костюму. Художница Н. Айзенберг разработала прием использования аппликаций, с помощью которого синие блузы мгновенно превращались в костюмы моряков, летчиков и др. В работах художников Б. Эрдмана, В. Комарденкова, П. Галаджева и др. костюмы приобретали живописность, играли сочетания цветовых пятен, геометрия линий, что придавало представлению яркую зрелищность.

Гимн "Синеблузников":

Мы синеблузники,
Мы профсоюзники
Нам все известно обо всем -
И вдоль по миру
свою сатиру
Как факел огненный несем.

Мы синеблузники,
Мы профсоюзники.
Мы не баяны-соловьи.
Мы только гайки
В великой спайке
Одной трудящейся семьи...

В годы своего расцвета «Синяя блуза» успешно конкурировала с профессиональной эстрадой, выступала в Колонном зале Дома союзов, эстрадном театре «Альказар», «Эрмитаже». Ежегодно гастролировала по стране: Поволжье, Урал, Сибирь, Закавказье, Туркестан и др. Большой резонанс получили зарубежные гастроли в Германии и Латвии (1927), где было дано 125 представлений, также в Маньчжурии и Китае (1928).

Движение «Синяя блуза» получило широкое распространение. Очень скоро после возникновения ее в Москве, аналогичные группы возникли и в других городах страны, послужив основой создания ряда профессиональных театров и дав толчок поискам новых форм театра и эстрадных представлений. Уже через некоторое время насчитывалось около 400 подобных коллективов, профессиональных и самодеятельных. Их репертуар состоял из литературно-художественных монтажей, обозрений, сценок, отражавших производственную и общественную жизнь, международные события. Тематика была злободневна, в ней сочетались героика и патетика, сатира и юмор. Агитбригады «синеблузников» выступали с пропагандистскими художественными стихами, хоровыми декламациями, физкультурными сценками, спортивными танцами перед рабочими, выезжали на заводы, фабрики, в клубы, ездили по городам и сёлам страны. О масштабе движения свидетельствуют и такие факты: в 1925 состоялось 1-е Всесоюзное совещание синеблузников, а пятилетие движения праздновалось в Большом театре.


"Синеблузники" г. Куратмыш (Курганская область). 1930-е


"Синеблузники" Воткинского завода. г. Воткинск (Удмуртия)

В 1927 начинается постепенный отход «С. Б.» от традиционных программ. Сформировавшись в русле «левого» искусства, «Синяя блуза» перестала отвечать новым эстетическим идеалам: «левый» театр с его ориентацией на маску, на эксцентрику вынужден уступить место психологическому театру. Бывших синеблузников призывают повернуться лицом «к производству», к местным темам и местным авторам, то есть возвращают в русло самодеятельности (к агитпропбригаде), из которой «Синяя блуза» в свое время вышла. К началу 1933г. «Синяя блуза» «за нерентабельностью» закрывается.


Самодеятельный театр "Синяя блуза" фабричного клуба г. Пучеж (Ивановская обалсть). 1926

Под названием - «Синяя блуза » с октября1924 и по 1928 г. в Москве выходило печатное издание МГСПС (Московского городского совета профессиональных союзов). Изданиепредназначалось для различных коллективов «синеблузников» и содержало тексты программ московских групп «Синей блузы», репертуарные материалы (сначала безымянные, а с 1926 г. с указанием авторов), методические разработки, комментарии, советы режиссеров, художников, музыкантов, теоретические статьи и дискуссии о путях развития «Синей блузы» и т.д. Издание не было постоянным, периодичность его и облик неоднократно менялись. «Синяя блуза» распространилась по всей стране. Всего свет увидело 80 выпусков. Издание выходило также под названиями «Смычка», «Станок», «Болт», «Гайка». В связи с закрытием движения «Синяя блуза», прекращается и выход сборников, в 1928-1930 репертуар публикуется в журнале «Малые формы клубного зрелища».


"Синяя блуза" г. Спасск (Татарстан). 1927


Молодежный коллектив “Синяя блуза” ЛРД (Ленинского рабочего дома) г. Иркутска.

Душой и заводилой был неизменный руководитель и одновременно заведующий клубом К.И. Гронский - его запросто называли “дядя Костя”. “Синеблузники” всегда были в самой гуще событий - ставили острые, сатирические спектакли на злобу дня, устраивали театрализованные “суды” над спекулянтами, попами, пьяницами, зимой и летом пешком торопились в близлежащие деревни, выступали на рабочих и школьных площадках, выезжали в пионерские лагеря. На этой фотографии ребята-комсомольцы снялись в новых “матросках” перед предстоящей шефской поездкой к морякам Амурской флотилии.


Школьная "Синяя блуза". г. Москва. 1927