Основные принципы диспансеризации детей. Диспансеризация детского населения Диспансерного наблюдения детского населения

В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения. Активно внедряемый в практику советского здравоохранения дородовой патронаж привел к тому, что в последние годы матери 80-85% новорожденных находились на дородовом патронаже (А. С. Бойцова, 1974).

Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.). Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы развития, воспитания и оздоровления детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.

Дети первого месяца жизни не менее 3 раз осматриваются медицинской сестрой и 2 раза врачом (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.

Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами, позволяющими обучить мать правилам гигиены, режима кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.

К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых происходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатии и др.) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период новорожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей в виде гипоплазий и аплазий. Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.

Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса, а затем его осложнений.

В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.

В истории развития ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей. Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний. При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей с кариесом зубов»).

Начиная с трех лет детей осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, .

Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог, хирург-ортопед, логопед и психоневролог. Осмотр стоматолога, если он производится впервые, для 70% детей в этот период бывает запоздалым. Такие осмотры позволяют до поступления ребенка в школу провести лечение выявленной патологии и коррекцию установленных отклонений в развитии.

На седьмом году жизни ребенок готовится к поступлению в школу. В индивидуальную карту развития ребенка все специалисты-педиатры вносят свои записи на основании обследования ребенка и формулируют рекомендации (форма № 26, утверждена МЗ СССР 16/VII 1945 г.).

В школе углубленный осмотр детей производит ежегодно школьный врач с участием специалистов.

Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям - функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами-специалистами, а в заключение школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.

Участие стоматологов в проведении этой работы необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить санацию полости рта. Такой подход к роли стоматолога в профилактических осмотрах неправильный. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьника. Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков МЗ СССР, в качестве критериев физического развития детей и подростков при комплексной оценке ее выдвигается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов (Е. П. Стромская и др., 1974).

Исходя из указанного, участие стоматолога в профосмотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (компенсированная, суб- и декомпенсированная форма); состояние прикуса, при наличии аномалии с указанием активнодействующих причин и факторов риска, состояние пародонта и гигиенический индекс.

Именно эти данные составляют основу определения физического развития ребенка и группы здоровья. Сведения о том, что ребенок нуждается в лечении аномалии прикуса или санации полости рта доводятся до сведения участкового стоматолога, обслуживающего детей данной школы.

Стоматологи участвуют в диспансеризации детей с рядом хронических заболеваний, таких, как ревматизм, нефропатии, заболевания желудочно-кишечного тракта, хронические тонзиллиты и т. д. Больного ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указав активность развития процесса (кариес, гингивит, пародонтоз), тяжесть патологии (аномалии и деформации прикуса), количество прорезавшихся постоянных зубов, гигиенический индекс. Необходимо здесь же обосновать периодичность диспансеризации у стоматолога. Нужно подчеркнуть, что у стоматолога на диспансерном наблюдении находятся все дети участка, это же группа наблюдается со специальной периодичностью, учтенной при отборе детей на диспансерный учет. Ребенок, направленный педиатром, должен быть осмотрен и санирован. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.

На этом этапе можно выявить патологии развития, скорректировать отставание, предотвратить формирование предпосылок для появления хронических патологий в школьном возрасте. Обязательная диспансеризация детей имеет некоторые особенности, в частности, ведется наблюдение за развитием нервной системы.

Особенности детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет

Начиная рассматривать особенности детей дошкольного возраста 3-7 лет, стоит сказать, что именно в эти годы идет активное формирование нервной системы и всех основных органов. Возраст от трех до семи лет называют дошкольным периодом. После преодоления кризисного этапа ребенок меняется прямо на глазах. Он становится покладистым, сговорчивым, управляемым, и вы не нарадуетесь случившейся с ним перемене. Конечно, впереди еще много трудностей и конфликтов, непредсказуемых поступков и серьезных разногласий, но ясно одно: ваш несмышленыш превратился в самостоятельную личность. И эта метаморфоза требует от вас изменений в поведении и в отношении к ребенку.

Все меньше времени и хлопот занимает у вас физический уход за малышом, зато большее внимание стоит уделять его умственному и физическому развитию, знакомству с окружающим миром и взаимоотношениям с людьми. Ведь не зря этот период зовется дошкольным. Все особенности возраста от 3 до 7 лет заключаются в том, что малыш готовиться к серьезным физическим и умственным нагрузкам.

Через 3-4 года ребенок войдет в новую, школьную жизнь, в которой существуют свои правила, и законы и где он должен будет рассчитывать только на свои силы. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье, данное ему природой от рождения, и выпустить в самостоятельную жизнь закаленным морально и физически.

Где пройти диспансеризацию ребенком у детей дошкольного возраста

Диспансеризация детей дошкольного возраста является ведущим направлением с целью улучшения здоровья нации. Одной из основных особенностей отечественной медицины всегда было и остается ее профилактическое направление, означающее предупреждение заболеваний или выявление их на ранней стадии, когда они легко поддаются лечению. Этим требованиям отвечает комплекс мероприятий под названием «диспансеризация», включающий в себя систематические профилактические осмотры и коррекцию выявленных нарушений.

В 2002 году по приказу Министерства здравоохранения РФ была проведена всероссийская диспансеризация детей, выявившая удручающую картину: более 70% детей оказались нездоровыми и нуждающимися в медицинской помощи. Из больных детей вырастают больные взрослые, а проблемы со здоровьем станут настоящей преградой на пути профессионального становления и в личной жизни.

В последние годы проводилась всероссийская диспансеризация детей до 18 лет. Для каждой возрастной группы была предусмотрена своя программа диспансеризации, включающая врачебный осмотр (от 8 до 12 специалистов), лабораторные исследования, электрокардиографию, флюорографию и более серьезное обследование по показаниям. Диспансеризация проводилась в детских садах, школах, детских домах и интернатах, других детских учреждениях закрытого и открытого типов. Если ваш ребенок не посещает ни одно из детских учреждений, ответственность за прохождение диспансеризации возлагается на вас. Вы должны самостоятельно обратиться в поликлинику, где пройти диспансеризацию ребенком и получить необходимое обследование.

Обязательно ли проходить диспансеризацию ребенку в 3 года в детском саду?

Здоровье ребенка надо беречь не только, когда он «лежит поперек лавки». Диспансеризация ребенка в 3 года - время плановой расширенной программы, когда ребенок подвергается подробному обследованию у специалистов. Обязательно ли проходить диспансеризацию ребенку в это время - вопрос, на который есть только один правильный ответ. И он утвердительный. Нередко мамы избегают профилактических осмотров, мотивируя свое решение нежеланием «тратить время по пустякам: я и так знаю, что он здоров». И совершенно напрасно. Самостоятельно выявить сколиоз или плоскостопие вы не можете, а обнаруженная в подростковом возрасте, эта патология потребует более значительных усилий, моральных и материальных затрат, нежели в 3-4 года. Нежелание лечить кариозные молочные зубы («Зачем? Все равно выпадут») приведет к формированию очага хронической инфекции в организме.

Своевременная проверка остроты зрения у ребенка предупредит развитие близорукости. А какой маме придет в голову, что у ребенка «глазки видят плохо», ведь он на это не жалуется?!

Если «слабые места» детского организма будут выявлены в 3-4 года, у вас будет достаточно времени, чтобы до школы привести их в порядок. Так что не откладывайте диспансеризацию до последнего момента перед поступлением в школу. Она проводится в интересах вашего ребенка.

Если ваш ребенок не посещает ДДУ, где диспансеризация ребенка в детском саду проходит в плановом и обязательном порядке, найдите время для посещения поликлиники и необходимого обследования. Заранее узнайте расписание работы узких специалистов, которых необходимо посетить, и спланируйте «поход за здоровьем» с минимальной затратой времени. В некоторых поликлиниках, кроме «грудничкового» дня, выделен диспансерный день для детей старше года, когда все специалисты ведут прием в одно время. Это очень удобно, и за одно посещение вы сможете сдать необходимые анализы и пройти осмотр у всех врачей.

Эффективность, особенности и цель диспансеризации детей

Эффективность диспансеризации детей зависит от своевременности и полноты обследований. Для того, чтобы достичь поставленную цель диспансеризации детей, необходимо посетить всех, перечисленных далее врачей. Они знают особенности диспансеризации детей, на что стоит обратить пристальное внимание, даже если родителям кажется, что малыш полностью здоров.

Ортопед проверит осанку ребенка и наличие или отсутствие у него плоскостопия. Тут-то вы и поймете, почему ваш малыш не любит длительных прогулок и часто жалуется, что «ножки болят». А вам и в голову не приходило, что у него плоскостопие, думали, что просто устает к вечеру.

Хирург определит, нет ли у ребенка пупочной или паховой грыжи, на месте ли у мальчика яички, правильно ли развиваются половые органы.

Невропатолог даст оценку нервно-психическому состоянию, проверит рефлексы и достижения общего развития. Особое внимание невропатолог уделяет детям, перенесшим перинатальную энцефалопатию, внутричерепную гипертензию, фебрильные судороги.

Окулист проверит остроту зрения малыша. Ничего, что он еще не выучил буквы. Существуют специальные таблицы для маленьких, на которых изображены знакомые предметы: елочки, машинки, белочки и т. д. Многие современные малыши испытывают повышенную нагрузку на органы зрения из-за пристрастия к телевизору, компьютеру, из-за раннего обучения чтению и письму. Поэтому важно своевременно установить склонность к близорукости и найти на нее управу.

Стоматолог проверит состояние молочных зубов и объяснит, что молочные зубы, пораженные кариесом, надо лечить обязательно. Тогда постоянные зубы будут красивыми и здоровыми. Одновременно врач оценит состояние прикуса и при необходимости направит к ортодонту.

Отоларинголог проверит остроту слуха, оценит состояние носоглотки, выявит аденоиды, которые нарушают носовое дыхание и отрицательно сказываются на развитии умственной деятельности, и назначит лечение, способствующее сокращению аденоидной ткани. При необходимости предложит оперативное удаление аденоидов.

Закончится «диспансерный марафон» в кабинете у педиатра, который даст заключение о состоянии здоровья вашего ребенка и рекомендации по дальнейшему развитию.

Диспансеризацию детей Минздрав РФ обещает сделать ежегодной, а это должно повысить качество здоровья наших детей.

Диспансеризация - это проведение комплекса медицинских осмотров (профилактических, предварительных, периодических) и вмешательств (лабораторное обследование, ультразвуковые исследования, функциональная диагностика), направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Детская стоматологическая поликлиника № 1 принимает участие в проведении следующих видов диспансерных осмотров детского населения:

медицинские осмотры несовершеннолетних ;

— диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью;

диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Проведение медицинских осмотров несовершеннолетних регламентируется Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 г. № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».

Проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью регламентируется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 апреля 2013 г. N 216н «Об утверждении порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью «,

Проведение диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации регламентируется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2013 г. N 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»,

Необходимым предварительным условием медицинского осмотра или диспансеризации является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или его законного представителя на медицинское вмешательство.

Диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследованияи осуществляется в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающих в стационарных учреждениях

Медицинские осмотры несовершеннолетних:

1). Осмотры врачами:

врач-педиатр,

врач-невролог,

врач-офтальмолог,

врач — детский хирург,

врач-оториноларинголог,

врач-акушер-гинеколог,

врач-травматолог-ортопед,

врач-психиатр детский (до возраста 14 лет),

врач — детский уролог-андролог,

врач-стоматолог детский (с возраста 3 лет),

врач — детский эндокринолог (с возраста 5 лет),

врач-психиатр подростковый (с возраста 14 лет).

Медицинский осмотр врача — детского уролога-андролога проходят мальчики, врача-акушера-гинеколога — девочки.

2). Клинический анализ крови.

3). Клинический анализ мочи.

4). Исследование уровня глюкозы в крови.

5). Электрокардиография.

6). Флюорография (с возраста 15 лет).

7). Ультразвуковое исследование:

Органов брюшной полости,

Щитовидной железы (с 7 лет),

Органов репродуктивной сферы (с 7 лет),

Тазобедренных суставов проводится детям первого года жизни в случае отсутствия сведений о прохождении в истории развития ребенка.

8). Нейросонография проводится детям первого года жизни в случае отсутствия сведений о прохождении в истории развития ребенка.

Диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Диспансеризация проводится ежегодно в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.


В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения (дородовый патронаж беременной).
Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.).
Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы воспитания и оздровле- ния детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.
Детей первого месяца жизни не менее 3-х раз осматривает медицинская сестра и 2 раза врач (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.
Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами агитации, позволяющими обучить мать правилам гигиены, кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.
К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых присходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатия и др.) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период но- ворожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей зубов в виде гипоплазий и аплазий. Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.
Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса на местах порочно развитых тканей, а затем его осложнений.
В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.
В индивидуальную карту ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей. Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний. При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей у стоматолога в возрасте от рождения до четырех лет»). Приказ № 770 от 20 августа 1986 г. предусматривает ежегодные осмотры ребенка стоматологом.
Детей в возрасте трех лет и старше осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, кала. Участие стоматолога при осмотре детей этих возрастов описано в главе «Диспансеризация детей дошкольного возраста».
Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог,
хирург-ортопед, логопед и психоневролог. Ребенок готовится поступить в школу. Осмотр стоматолога, если он производится впервые, до 70% детей в этом периоде бывает запоздалым. Такие осмотры позволяют только выявить и до поступления ребенка в школу провести лечение наиболее тяжелой формы кариеса зубов: осложненных форм, удалить разрушенные зубы, и некоторую коррекцию отклонений в развитии челюстей.
На основании обследования ребенка все специалисты- педиатры, в том числе и детские стоматологи, вносят записи в индивидуальную карту развития ребенка и формулируют рекомендации.
В школе ежегодно углубленный осмотр детей производит школьный врач с участием специалистов.
Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям - функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами- специалистами, а в заключение - школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.
Участие стоматологов в проведении профилактических осмотров необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить и санацию полости рта, однако это неправильно. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьников. Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков, при комплексной оценке ее выключается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов [Стромская Е. П. и др., 1974].
Исходя из указанного, участие стоматолога в профос- мотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (I, II, III степень), состояние прикуса, при наличии аномалии прикуса следует указать активно действующие причины и факторы риска в их прогрессивном развитии, оценить состояние пародонта и гигиенический индекс.
Именно эти данные составляют основу для определения физического развития ребенка и группы здоровья.
Детей, имеющих кариес зубов в III степени активности, педиатр относит в третью группу здоровья, а детей со сформированной аномалией прикуса, обуславливающей нарушение откусывания и пережевывания пищи, - во вторую группу здоровья.
Поскольку распространенность стоматологических заболеваний у детей высокая, объем работы по санации полости рта велик, то стоматологу можно не участвовать в осмотрах, а вносить свои данные в форму № 26 по мере проводящегося в стоматологическом кабинете специального осмотра и санации полости рта.
Ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указать активность развития процесса, сформулировать индивидуальную программу лечебных и профилактических мероприятий, периодичность повторных осмотров и т. д. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.