Инкрустация соломкой. Вятская инкрустация соломкой Инкрустация соломкой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА

ЗАВОДСКОГО РАЙОНА» ГОРОДА КЕМЕРОВО

Инкрустация соломкой

Образовательная деятельность: Аппликация из соломки

Возраст детей: 11-12 лет

Ф.И.О. педагога: Суслякова Лидия Яковлевна

Отдел: Декоративно-прикладной

Составила: педагог

дополнительного образования

Суслякова Лидия Яковлевна

Кемерово 2016

Конспект занятия по теме:

«Инкрустация соломкой»

Цель: - освоение учащимися орнаментов, способов выполнения инкрустации, технологии выполнения инкрустации «маркетри» и «интарсия».

Задачи:

Научить составлять эскиз орнамента для оформления изделия прямоугольной формы в стиле «инкрустация»;

Развивать навыки работы с соломкой, фантазию, эстетический вкус;

Воспитывать ответственность за выполняемую работу.

Наглядность:

Доски разделочные, инкрустированные соломкой;

Куклы в инкрустированной одежде;

Инкрустированные яйца и деревянные ложки;

Образцы орнаментов в прямоугольнике.

Оборудование:

Коробка из-под конфет;

Подготовленный формат;

Клей ПВА;

Кисточки;

Ножницы;

Салфетка;

Картон;

Наклеенные полоски соломки.

Тип занятия : комбинированный.

Основные понятия: инкрустация, маркетри, интарсия.

Ход урока:

Действия педагога

Действия учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие;

Проверка готовности к занятию;

Сообщение темы занятия, постановка целей.

Что нового узнаем на занятии?

Чему научимся?

II. Инструктаж по ТБ.

Правила ТБ при работе с ножницами.

(Приложение 1)

Учащиеся повторяют правила

III. Изложение нового материала .

    А вы, знаете, какой скоро будет праздник?

Да, это праздник Святой Пасхи и сейчас проходит страстная неделя подготовки к этому празднику. Обычай красить и украшать яйца начался с того момента когда Мария Магдалина (это святая последовательница Христа) сообщила императору Тиберию новость о воскрешении Христа и именно в этот момент поднесла яйцо ему в подарок. Но император не поверил в это и сказал, что скорее яйцо изменит цвет, нежели воскреснет умерший. После этих слов яйцо окрасилось в красный цвет. С тех пор крашеное яйцо считается символом вечной жизни, а красить и украшать яйца на Пасху стала традицией многих народов.

Я покажу вам образцы яиц инкрустированные соломкой (Приложение 2)

Вы уже знаете, что искусство мозаики из соломки зародилось в Белоруссии и совсем недавно в 2-х заброшенных церквах в Брестской области Белоруссии были обнаружены алтарные двери, сделанные в 18 веке. Так вот эти поистине царские врата были инкрустированные соломой

Первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор мастера - краснодеревщики, владеющие техникой мозаичной отделки древесины.

Инкрустация – украшение изделий узорами из соломки, кусочками, которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу.

На деревянной основе вырезались желобки, в которые потом вклеивалась соломка.

Инкрустировать значит вырезать.

Современная техника инкрустации соломкой отличается от старинной тем, что её элементы не врезаются в деревянную основу а наклеиваются на её поверхность и называется это – аппликацией.

Маркетри - фон полностью закрывается.

Интарсия - большая часть основы открыта и служит фоном.

2. Виды орнамента:

Геометрический, цветочный, комбинированный.

Показ образцов орнаментов и работ. (Приложение3)

Учащиеся называют праздник Святой пасхи

IV. Закрепление нового материала.

Фронтальный опрос.

Какие виды аппликации вы знаете?

Как называется вид аппликации, в котором, большая часть фона открыта?

Назовите виды орнаментов?

Учащиеся отвечают:

маркетри, интарсия.

Учащиеся отвечают: интарсия.

Учащиеся отвечают:

геометрический, цветочный, комбинированный.

V. Практическая работа.

1. Составление геометрического орнамента. Выбрать орнамент из технологической карты (Приложение 4).

2. Вырезание деталей аппликации. Соломка легко режется ножницами на прямоугольные отрезки, квадратики, ромбики. Сложнее вырезать из нее треугольники и пирамидки. Почти невозможно пользоваться орнаментными рисунками с элементами круга, овала, полукруга.

3. Наклеивание деталей аппликации на полоску из картона

Выбрав рисунок и разметив его, начинайте оклеивать изделие, постепенно вырезая из соломки нужные геометрические формы, наклеивая на нужные места.

4. Действия самоконтроля:

Во время выполнения работы, следить за осанкой;

Детали аппликации должны быть симметрично расположены;

Клей наносить равномерно, в умеренном количестве, сразу после наклеивания

Удалять остатки клея салфеткой.

Оклейка изделия геометрическим рисунком может быть только тогда хорошей, когда она будет выполнена точно по разметке, одинаковой формы и одного размера.

Учащиеся выбирают орнамент из технологической карты.

Вырезают детали и наклеивают их на полоску картона.

VI. Подведение итогов занятия.

1. Уборка рабочих мест.

2. Анализ работ.

3. Рефлексия (Приложение 5).

Остров разочарования

Остров невезения

Остров непонимания

Остров надежды

Остров хорошего настроения

Учащиеся убирают рабочее место, складывают в коробочки остатки соломенных ленточек, инструменты, приспособления, анализируют сделанную работу и заполняют анкету.

Приложение

Остров разочарования

Остров невезения

Остров непонимания

Остров надежды

Остров хорошего настроения

Приложение 1

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держите ножницы лезвием вверх.

5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6. Не режьте ножницами на ходу.

7. Не подходите к товарищу во время работы.

8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Инкрустация соломкой

Инкрустация соломкой – это аппликация из мелких повторяющихся деталей, которые используют в качестве декоративного материала. По всей вероятности, мастера-краснодеревщики первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор, они владели техникой мозаичной отделки древесины – маркетри и интарсии. Сущность маркетри состоит в том, что детали в виде элементов, вырезанных из тонкой стружки, наклеивают на поверхность деревянного изделия. Изредка в музеях можно встретить самые ранние образцы изделий, инкрустированных соломкой, которые относятся к XVIII в.

Современная инкрустация соломкой характерна тем, что отдельные элементы не врезаются в деревянную основу, а только наклеиваются на ее поверхность. Каждый элемент, вырезанный из соломки, поднимается над фоном. Только в некоторых случаях элементы плотно подгоняют друг к другу, обычно же большая часть основы остается открытой и служит фоном. Тогда как в инкрустации (в настоящем понимании этого слова) для каждого соломенного элемента узора нужно было бы вырезать специальное гнездо, в которое его потом вклеивают. Слово «инкрустация» означает вырезывание (от итальянского «инкрустио» – вырезать). Эта техника основана на замечательном свойстве соломки: в зависимости от изменения угла зрения, выклеенный из нее рисунок переливается как перламутровый. Этот эффект объясняется неоднородностью строения ткани соломки. Из-под прозрачной глянцевой пленки на поверхности соломин просвечивают бороздчатые волокна, идущие вдоль ствола. Они отражают световые лучи в зависимости от своего угла наклона по отношению к источнику света. Когда соломина повернута так, что свет скользит вдоль волокон, она кажется темной, словно пригашенной. Когда же свет падает перпендикулярно волокнам, то соломина как бы светится за счет отраженных лучей. Это естественное явление легко смоделировать, располагая пластинки из соломин под разными углами. Для того чтобы отделать инкрустацией небольшое изделие, его нужно оклеить многими десятками или сотнями вырезанных из соломы элементов с различным направлением волокон. И если чуть-чуть повернуть инкрустированный соломкой предмет, то инкрустация замерцает и станет переливаться.

Основным инструментом, применяемым при инкрустировании соломкой, является нож-косяк. Желательно иметь в своем распоряжении несколько ножей с разными углами наклона лезвия, которые можно изготовить из старых скальпелей или же полотен слесарной ножовки. Для рукоятки лучше взять прочную и однородную древесину лиственных пород: березы, бука, груши, яблони. Для клееной рукоятки ножа нужны две дощечки толщиной около 7 мм, с тщательно отшлифованными широкими гранями – они должны плотно прилегать друг к другу.

На шлифованной грани одной или двух дощечек вырезать гнездо по форме ножовочного полотна. При сборке полотно вложить в готовое гнездо, смазать грани столярным или эпоксидным клеем, крепко зажать дощечки в тисках. После высыхания клея дощечки образуют монолитный деревянный блок. Его надо обработать для придания будущей ручке удобной и красивой формы. Ручка должна постепенно сужаться в сторону лезвия, а сверху иметь скошенный торец, который необходим для разглаживания приклеиваемых соломин.

Для нанесения на инкрустируемое изделие различных параллельных линий можно применить рейсмусы заводского или собственного изготовления. Рейсмус – это колодка со сквозными отверстиями, в нее вставлены один или два стержня с вбитыми на концах прочными иголками. Перпендикулярно к стержням должно располагаться отверстие, в него вбивают клин, фиксирующий стержни с иголками в нужном положении.

Соломку расщепляют на полоски одинаковой ширины при помощи специальных резачков, имеющих вид круглой деревянной палочки с двумя тонкими иголками на конце (остриями наружу). Расстояние между иголками должно быть равным ширине соломенных полосок. Необходимо иметь несколько резачков с разным расстоянием между кончиками иголок. Для расщепления соломины одновременно на 2–3 одинаковые полоски нужно применить резачок с 3–4-мя иголками, вбитыми на равном расстоянии друг от друга.

Инкрустация - самый сложный способ декоративной отделки поверхностей. При работе с деревом можно использовать любые методы инкрустации и материалы - ценные породы древесины, металлы, минералы, драгоценности или их имитацию. Дерево - очень благодарный материал, позволяющий с собой любые манипуляции, но инкрустация соломкой в их ряду занимает особое место. Интернет-ярмарка «Все ремесла» предлагает убедиться в этом на примере изделий из нашего каталога.

Изобразительное искусство из подручного материала.

Классическая технология инкрустации с врезкой отделочного материала в деревянную поверхность называется интарсия, но для соломки была разработана собственная техника работы - маркетри или разновидность аппликации. Прелесть инкрустации соломкой состоит в том, что для этого используется, по сути, бросовый материал, но в результате получаются поверхности с потрясающими оптическими эффектами.

При всей внешней простоте инкрустации из соломки описание техники исполнения потребует много времени и места. Отметим только, что это кропотливая работа, требующая острого глаза, твердой руки, безупречного художественного вкуса и таланта. Сама соломка проходит предварительную подготовку, включая отбеливание и термическую обработку, благодаря чему ее цветовая палитра меняется от светло-желтого до темно-коричневого оттенка. Полученный для инкрустации материал невесом и до такой степени тонок, что через него можно читать, положив соломку на книжную страницу.

На деревянную поверхность наносят контуры рисунка, после чего с использованием большого набора инструментов соломку кроят и наклеивают, подбирая цвета и оттенки. Природная структура соломки и приданная ей минимальная толщина обеспечивают эффект перламутра. При изменении угла освещения или зрения рисунок начинает играть переливами цвета и светотеней. У настоящих мастеров впечатление от эффекта перламутра сопоставимо с 3D-эффектом.

Инкрустация соломкой - растительное золото.

Инкрустация соломкой создает такой эффект, что для его достижения с использованием золота или серебра им требуется специальная техника имитации. Это, пожалуй, единственный пример, чтобы приходилось «подделывать» драгоценный металл под обычную злаковую соломку. На интернет-ярмарке «Все ремесла» все настоящее:

  • Шкатулки;
  • Ларцы;
  • Сундучки;
  • Настольные игры.

Выбирайте, что вам нравится, или заказывайте, о чем мечтаете. Мастера, предоставляющие нам свои изделия, способны воплотить в жизнь самые смелые идеи. Растительное золото ничем не хуже настоящего.

  • Инструменты
  • Материал

  • Грунтовка деревянных поверхностей
  • Последовательность инкрустации крышки коробки
  • Страница 3 из 5

    Материал для инкрустации соломкой

    Для инкрустации используют солому из средней и верхней частей ствола. Удалив острым ножом узлы, солому замачивают в теплой воде примерно в течение часа. Затем каждую соломину расщепляют остроконечными ножницами, разворачивают и гладят утюгом до тех пор, пока она не свернется в крупное кольцо. Все соломенные кольца свертывают в один рулон и в таком виде хранят где-нибудь в сухом месте. Перед работой солому увлажняют лишь слегка, чтобы она стала достаточно пластичной. Затем, положив на деревянную дощечку лицевой стороной вниз, осторожно срезают ножом-косяком внутренний рыхлый слой (рис. 40а). Этот процесс называют строганием соломки. Во время строгания лезвие ножа-косяка располагают под минимальным углом к поверхности дощечки, к которой прижата соломенная полоска. При удачно выбранном наклоне ножа выходит непрерывная, закручивающаяся в рулончик стружка, а сама соломка распрямляется. Если отдельные участки рыхлого слоя не удалось снять при строгании, то их соскабливают кончиком ножа-косяка (рис. 40б). Очищенные полоски соломы полупрозрачны. Если прижать одну такую полоску, скажем, к газете, то через нее будут довольно отчетливо видны буквы.

    С помощью резачков из заготовленного материала нарезают калиброванные, то есть имеющие определенную ширину, полоски (рис. 40в).

    Одинаковые элементы будущих узоров (ромбики, треугольники, квадраты, трапеции и параллелограммы) отсекают от калиброванных полосок ножом-косяком на деревянной подрезной дощечке или же непосредственно на инкрустируемой поверхности. Соломенную полоску прижимают к древесной поверхности левой рукой, а в правой держат одновременно нож-косяк и кисть (рис. 40г).

    Но не все виды инкрустации выполняются исключительно из геометрических элементов (рис. 40д). При необходимости мастер может вырезать любые фигуры, имеющие криволинейные контуры. Это расширяет его творческие возможности и позволяет выполнять сложные композиции с изображением различных бытовых сценок и сказочных сюжетов. Сложные криволинейные фигуры вырезают из соломки ножницами (рис. 41в) или ножом-косяком.

    Но поскольку хрупкие соломины довольно легко раскалываются и имеют ограниченную ширину, их наклеивают вплотную одна к одной на писчую бумагу. Чтобы получилось сплошное, без просветов соломенное покрытие, края каждой соломины обрезают ножом-косяком по металлической линейке (рис. 41а). Затем на бумагу наносят клей (например, крахмальный или ПВА) и одну к другой как можно плотнее укладывают соломенные полоски (рис. 41б).

    Каждую полоску тщательно протирают торцевой частью рукоятки ножа-косяка. Проступивший в зазорах клей осторожно удаляют сухой тряпкой. Сверху соломенный набор накрывают чистым листом бумаги и прижимают дощечкой с грузом. Как только клей высохнет, бумагу с наклеенной на нее соломой вынимают из-под пресса. Если соломенные полосы хорошо обрезаны по краям и тщательно состыкованы, то они как бы сливаются в единую соломенную пленку. На ней можно нарисовать, а затем вырезать ножницами или ножом-косяком практически любую фигуру.

    Наклеенная на бумагу солома потребуется для изготовления мелких фигурных деталей с помощью пробойника (рис. 41д). Для этих целей можно использовать обрезки, оставшиеся от вырезания крупных фигур. Благодаря бумажной основе вырубки из соломенной пленки не крошатся и не ссыпаются. Их выбивают из пробойника шомполом не реже чем через пять-шесть ударов. Кстати, оставшуюся после вырубки сеточку тоже можно использовать для отделки деревянных изделий.


    Инкрустация соломкой… Для этого нам понадобится следующее: обычная разделочная доска, столярный клей, краска (цвет ее зависит от выбранного вами основного поля - красный, синий, черный), полотно по металлу, две деревянные реечки по 10 см, изолента, цветные стержни для авторучки, соломка от колосков, деревянный брусок, нож, карандаш, циркуль, копирка, 4 кнопки, губка с ванночкой.

    Творческий процесс и подготовка к нему:

    Приготовим грунтовку для нашего панно. Для этого гранулы столярного клея – 1 ст. л., зальем холодной водой - 4 ст. л., дадим клею набухнуть и подогреем на водяной бане до полного растворения. Добавим в клей обычную краску: акварель, гуашь; перемешиваем и грунтуем одну сторону доски и ее боковины.

    Пока грунтовка сохнет, из полотна и двух приготовленных заранее реечек смастерим скальпель для резки соломы. От целого полотна отрежем 14 см. и заточим его острый край под углом 450. Затем, вставим между реечками плотно и обмотаем изолентой импровизированные ножны. Скальпель готов.

    Подготовка соломки:

    Теперь пришло время для нашей соломки. Ее лучше всего очистить от мусора, вымыть и положить в кастрюлю, запарить кипятком. Пора переходить к покраске.

    Соломка делится на несколько частей в зависимости от цветовой гаммы имеющихся у вас стержней. Снимаем носики и выдуваем содержимое стержня в горячую воду, добавляем соль 1 ст. л. и опускаем в окрашенную воду часть соломки, кипятим 10 мин., воду сливаем, а соломку погружаем в тазик с холодной уксусной водой на 5 мин. И так постепенно окрашиваем почти всю солому, оставляя небольшой пучок неокрашенной. Солому следует подсушить на свежем воздухе в продуваемом месте или рассыпать на полог нежаркой бани.

    Слегка влажноватую соломку следует почистить. Чтобы получились яркие шелковистые на ощупь полоски, соломку разрезают кончиком ножа по всей длине и раскрывают. После, на деревянном бруске, по той же длине ее чистят ножом с внутренней и внешней стороны, ведя лезвие вдоль волокон. Очищенная соломка должна быть тоненькой приятной на ощупь.

    Берем загрунтованную доску и при помощи копировальной бумаги и карандаша переводим заранее выбранный для инкрустации рисунок (копирку и листок с рисунком крепим по краям доски канцелярскими кнопками). Когда рисунок переведен, циркулем делаем разметку под рамку: проводим по длине и ширине две полоски по 5 мм.

    Процесс инкрустации:

    Кладем в ванночку влажную губку, и можно приступать к инкрустации. Соломку берем в левую руку, придерживая большим пальцем, а скальпель в правую. Острым кончиком скальпеля делаем на соломке надрез на нужную ширину и ведем его по длине соломы вверх, затем вниз. Полученную ленточку мочим о губку (сильно мочить соломку не рекомендуется) и приклеиваем, заполняя переведенный рисунок, прижимая ее к доске и расправляя все тем же скальпелем.

    При инкрустации рамки по краю можно сделать узор, разрезая соломку на ромбики или квадраты. Соломку нужной вам формы обрезайте только на бруске. При резке она почти обрывается под скальпелем одним хлестким движением справа налево.

    Читайте также: