Как привлечь ребенка к труду: мамины помощники. Приучаем ребенка к труду

Почему нужно прививать ребенку интерес к домашнему труду?

Как часто приходится слышать сетования родителей на то, что ребенок вырос лентяем, не хочет помогать, не помоет после себя грязную тарелку… А все ли вы сделали, чтобы привить малышу привычку к труду, понимание того, что труд может приносить радость?
Бывает, что родители вовремя не занимаются приучением малыша к домашнему труду. «Успеет еще везти этот воз», - думают мамы девочек. «Не мужское это дело», - уверены мамы мальчиков.

Свою ошибку они осознают гораздо позже. Домашний труд – это первый вид полезной деятельности, доступный маленькому человеку. Помогая родителям по дому, ребенок ощущает себя взрослым и полезным. Он понимает, что труд может приносить радость, удовлетворение. Кроме того, правильно организованный домашний труд в раннем возрасте становится одним из видов деятельности, который поможет разнообразить досуг ребенка, отвлечь его от экрана компьютера или телевизора.
Если труд ребенка дома стал для него привычным и не вызывает отвращения, ваш подросший малыш будет вам надежным помощником в саду, в гараже. Постепенно ему можно будет давать самостоятельные задания: убрать свою комнату, приготовить нехитрый ужин (попросите его найти в Интернете какой-нибудь несложный, но интересный рецепт). Это освободит вас от каких-то хлопот, появится время для совместного досуга. Кстати, обещание совместного похода в кино, в бассейн или парк – один из аргументов, который поможет сделать домашний труд в глазах ребенка важным и желанным.

Каким трудом ребенок может заниматься дома?

С самого раннего возраста ребенок наблюдает за тем, как мама моет посуду, готовит завтрак, вытирает пыль. Даже самый маленький не должен слышать от нее стенания по поводу того, как опротивела такая работа. Напротив, мама каждый раз должна говорить ребенку, что вот теперь посуда (пол, зеркало) будет чистой и красивой, а приготовленная еда доставит удовольствие всем домашним.
Труд ребенка дома должен начинаться с самых простых действий. Приучите его складывать свои игрушки в определенное место, поднимать с пола упавшую игрушку или книжку. Малышу по силам вытереть пыль – сначала со своих игрушек, потом с доступных его росту поверхностей домашней мебели.

Под вашим руководством ребенок двух с половиной – трех лет уже может мыть посуду, вырезать фигурки из теста, подметать мелкий сор маленьким веничком или щеткой. Можно попросить малыша загрузить белье в стиральную машину, а потом помочь развесить его на сушилке.
Есть сейчас много игрушек, имитирующих домашнюю утварь: холодильники, стиральные машины, гладильные доски. Игра в домашний труд, конечно, полезна, но она не может заменить реальной помощи маме в его заботах об уюте и комфорте в доме.
Не забывайте похвалить малыша за все, чем он вам попытался помочь. Ни в коем случае не переделывайте его работу. Плохо вымытую ребенком посуду перемойте тогда, когда он этого не видит. Или мойте ее вместе: «Ты помыл, теперь – моя очередь!». А вот укоры и насмешки могут навсегда отбить охоту к домашнему труду.

Ребёнок ленится? Отказывается помогать и выполнять простую работу по дому? С этими трудностями родители сталкиваются почти каждый день. Как приучить ребёнка к труду - об этом данная статья.

Приучаем к труду - когда?

Пожалуй, многие родители чаще всего ругают ребёнка именно за лень, но при этом большинство мам и пап не понимают, что трудолюбие надо взращивать в малыше как можно раньше. Порой взрослые сами препятствуют формированию у чада такого качества. И логично предположить, что если родители не любят трудиться, не уважают свой и чужой труд, то и ребёнок пойдёт по их стопам.

Специалисты рекомендуют вовлекать малыша в трудовой процесс уже в двухлетнем возрасте. В этот период дети начинают активно копировать поведение взрослых. Самое главное здесь - слышать и поддерживать ребёнка. Не запрещайте отпрыску помогать вам. Ведь иногда дети сами просятся помочь, но родители отказываются от такой помощи, считая, что уж они-то сделают всё быстрее и лучше ребёнка. Первое время можно просить малыша выполнять какие-то простые и привычные действия, например, убирать игрушки. Поначалу желательно это делать сообща. Ребёнок должен привыкать к порядку и знать, что всему - своё место.

Как именно воспитывать у ребёнка трудолюбие?

Наберитесь терпения и не ждите, что ребёнок будет сразу делать всё быстро и качественно. Не забывайте хвалить его даже за незначительные усилия. И если результат оказался совсем не таким, каким вы его ожидали, старайтесь не наказывать ребёнка и вообще не заставлять его криком что-либо делать или переделывать. Спокойно объясните чаду, в чём плюсы и минусы его труда. И в следующий раз ребёнок порадует вас уже больше.

Труд как игра.

Если трудовой процесс представить в виде игры, то малышу будет значительно проще и интереснее выполнять какую-либо работу. И к более старшему возрасту уже будет сформирована полезная привычка трудиться.

Составляйте список дел, и объясняйте ребёнку, какие конкретно у него обязанности. Так он научится принимать на себя ответственность и отвечать за результат своего труда. Обязанности должны быть под силу ребёнку, чтобы он мог совмещать их с учёбой, дополнительными занятиями, отдыхом и увлечениями.

Очень важно выработать у ребёнка положительное восприятие труда. Малыш должен понимать, что труд - пусть и нелёгкое, и не всегда интересное занятие, но, тем не менее, это благое и нужное дело.

Похвала и поддержка - наше всё.

Всегда хвалите своё чадо даже за маленькие успехи и крошечные усилия. Если часто говорить ребёнку, что он «неловкий и неумелый», то он потеряет веру в свои силы и желание вообще что-либо делать. Не стоит поощрять ребёнка деньгами и подарками за проделанный труд, иначе впоследствии он научится делать всё ради выгоды. Приучая малыша к труду, родители не только формируют у него такие качества, как трудолюбие, самостоятельность, ответственность, но и способствуют развитию у него положительной самооценки.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида №93

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

Воспитатель Смолова Любовь Андреевна.

Как приучить ребёнка к труду.

Наши сегодняшние малыши – будущие труженики. К этой деятельности надо готовить с детства.

Одна из центральных задач детского сада и семьи – воспитание у детей трудолюбия, правильного отношения к труду.

Труд позволяет формировать у детей сосредоточенность (умение работать в быстром темпе и не отвлекаясь), организованность (намечать последовательность, выбирать экономные приёмы, выполнять работу за определённый срок, умение включаться в труд по собственной инициативе, не ожидая напоминания), умение осуществлять самооценку и самоконтроль, чёткость, ответственность, умение доводить дело до конца.

Как же организовать труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности?

Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют как только начали ходить и говорить. Они заявляют “Я сам”.

Малыши имеют потребность делать всё сами так, как делают близкие взрослые. Они стирают и мою посуду как мама, вытирают пыль, накрывают на стол, действуют молотком как папа. Их труд в этом возрасте – игра.

Многие родители говорят, что когда их сын или дочь были малышами, за всё хватались, а теперь сходить в магазин не заставишь. Это означает, что “чувствительный момент был упущен”. Поэтому необходимо предоставлять возможность удовлетворения возникшей потребности “я сам”.

Чтобы повзрослевший ребёнок не стал бездеятельным, ленивым в будущем, необходимо воспитать волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность, аккуратность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность, умение быть целесообразно деятельным.

Эти качества создаются путём постоянного упражнения, выполнения обычных повседневных и посильных дел. Для этого следует определить какие обязанности по дому будкт выполнять ребёнок. Обязанность надо вводить постоянно, чтобы не разочаровать и не вызвать отрицательного отношения к поручению.

Приказными методами нельзя заставлять ребёнка заниматься трудом. Необходимо учитывать его настроение, увлечённость своим делом. Если в данный момент ребёнок рисует или конструирует, надо отложить трудовые поручения. Спустя некоторое время, предложить помочь выполнить их, указав на их значимость.

Начинать необходимо с выработки навыков самообслуживания: самостоятельно снимать и одевать одежду, обувь, складывать вещи, убирать игрушки, раскладывать ложки, ставить салфетки, после убрать со стола, помочь мыть посуду, что-то подержать, вытереть пыль, полить комнатные растения и т. п. Детей надо привлекать к работе на огороде: Они могут участвовать в подготовке и посадке рассады, проращивание семян, уходе, уборке урожая. Они могут проявлять заботу о младшей сестре или брате. Чтобы работа не оказалась трудной, а низкое качество выполнения не разочаровало ребёнка, необходимо выполнять работу с ним, обучая рациональным приёмам. После можно выделить часть общей работы для самостоятельного выполнения с периодическим контролем и оказанием помощи, если это необходимо. Относясь к результату деятельности малыша, взрослый не произвольно передаёт ему основные критерии “успешности” или “ не успешности” деятельности.

Например.

Хорошо накрыл стол, молодец хвалит мама.

Но класть хлеб каждому не нужно. Положим в хлебницу, каждый возьмёт столько сколько следует.

Мама собирает хлеб, разложенный на три равные части, а сын, дочь запоминает пример правильного действия. Полученный дошкольником в деятельности результат общезначимый, понятен. В результате такой деятельности ребёнок овладевает тремя компонентами деятельности – мотивационной, исполнительской и контроля. В дальнейшем он способен воспроизводить это действие самостоятельно.

Дав задание, надо совместно составить план действия и указать на конечный результат. После завершения проанализировать работу подчеркнув те качества, которые ребёнок проявил, а также указать какое значение для окружающих имеет выполнение данного поручения.

Похвала, оценка труда, вдохновляют ребёнка, поэтому не надо забывать хвалить даже если не совсем качественно выполнена работа. Качество труда в начале оценивают не слишком строго, но потом постепенно требования увеличиваются, как и помощь; внушение ощущения своей нужности, полезности, важности, его внутрисемейной позиции.

Ребёнок может и сам оценить свой труд, если взрослые зададут ему необходимые вопросы: “Кому и как помог сегодня? Хорошо убрал свои игрушки?” И т. п.

Некоторые родители говорят: “мой сын, дочь выполняют трудовые обязанности, только приходиться бесконечно напоминать, указывать. Но ведь нужно и самому догадаться, что и как выполнять. Не хочу каждый раз напоминать, указывать, давать инструкции. Не хватает терпения и умения”. И они торопятся сами сделать то, с чем сын или дочь вполне могли справится: убирают за них постель игрушки, обувают – так быстрее. И допускают при этом большую ошибку. Ребёнок привыкает к такому опекунству и командует: “Принеси! Подай! Не хочу! Не буду!”.

Родители не понимают, что в процессе труда ребёнок приобретает необходимые навоки и умения, которые ему будут необходимы в школе и дальнейшей жизни. Поэтому он должен в дошкольном возрасте вырабатывать установку на труд, как на жизненно необходимую потребность.

Труд окажет влияние на ребёнка и приучит трудиться, если:

  1. Родители отведут для него время.
  2. Создадут условия для самообслуживания и будут систематически привлекать к бытовому труду.
  3. Давать поручения, которые входят в повседневные дела семьи, даже если не всегда им интересны, но необходимость их выполнения обязательна и он должен нести за них ответственность.
  4. Не давать непосильных поручений, не торопить, не подгонять ребёнка, пусть он сам завершит работу.
  5. Предъявлять единые и постоянные требования к труду, положительно оценивая его.
  6. Не наказывать трудом, труд должен радовать его, приносить удовлетворение.
  7. Не забывать благодарить за помощь.
  8. Вызывать чувство уверенности в достижении цели.
  9. Объяснять значимость труда для семьи.
  10. Доброжелательно указывать на ошибки.
  11. Если ребёнок медлит с выполнением поручений или допустил ошибку, выяснить не является ли это причиной неумения или незнания как справиться с заданием.
  12. Необходимо терпеливо разъяснить, показать помочь позволить обрести уверенность в том, что он способен хорошо выполнить порученное дело. Но не делать за него то с чем он справиться сам.
  13. Учить добиваться конечного результата и чередовать совместный труд и отдых.

Ну какой родитель не желает, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым и аккуратным? Чтобы малыш стал не просто помощником в семье, но и обрел те качества, которые послужат ему на протяжении всей жизни? Ответ на такие вопросы очевиден. Но несмотря на это, некоторые мамы и папы умудряются в процессе воспитания отбить у ребенка стремление к самостоятельности и всякое желание выполнять даже простые обязанности.

От обратного

Пример подобного поведения родителей очевиден. В возрасте трех лет малыш начинает осознавать себя как личность, со своими желаниями и потребностями. Именно в этот период он активно познает мир и старается взаимодействовать с ним. Одним из проявлений такого взаимодействия является подражание поведению окружающих людей. Так, помимо прочего, ребенок может проявлять стремление сделать какую-либо работу по дому, подражая действиям родителей. Это может быть желание вымыть пол или помочь на кухне в приготовлении обеда.

К сожалению, многие взрослые, понимая, что такая помощь малыша (пусть ребенок и будет делать лишь что-то несложное) доставит больше хлопот, чем подмоги, совершают самую распространенную ошибку. Фраза «ты еще слишком мал, подрасти немного», повторяемая на протяжении нескольких лет, способна напрочь лишить малыша мотивации к действию. Стоит ли в таком случае родителям удивляться, когда, подрастая, на все просьбы о помощи по дому ребенок, вероятнее всего, ответит «не могу» или «не хочу»!? Конечно, даже в четыре-пять лет малыш будет выполнять самую простую работу далеко не идеально.

Ее необходимо будет переделать, и на это потребуется время. Однако прежде всего следует задуматься, что для вас важнее: сам факт выполненной работы или же очередное вложение в развитие у ребенка привычки к труду? Если честно ответить себе на этот вопрос, то появятся и терпение, и снисходительность к неумелым инициативам вашего сына или дочери. Не пропустите эти первые зачатки трудолюбия, а уж уделить внимание качеству выполняемой работы можно будет и попозже.

Немного науки

По словам психолога Ларисы Сидоровой, корневая идея приучения детей к труду лежит в понимании того, что основным видом деятельности взрослого человека является именно труд. Системы образования и воспитания нацелены на обслуживание общей системы устройства общества, которое в последнее время предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Труд при этом подразумевает обязательную ответственность за него. А благодаря разным заданиям, которые ребенок получает от взрослых, растет и крепнет его личное чувство ответственности за исполнение порученного.

Родителям важно понимать, для чего они прививают ребенку тот или иной навык. И чего именно они ждут от ребенка: хотят, чтобы он подчинялся и слушался их, или все же стремятся развить в нем инициативность и самостоятельность. От ответа на этот вопрос напрямую зависит будущее ребенка и то, каким он станет: послушным исполнителем чужой воли или лидером, не прячущимся от ответственности за спины других людей.

Ответственность ребенка – это его путь к свободе выбора. При этом ведущей деятельностью, на которой основывается развитие навыков трудолюбия, является сначала игра, затем учеба и общение со сверстниками. По сути, все это в определенной степени тоже труд. Ну а мера ответственности за порученное дело должна расти вместе с ребенком – давать самые первые поручения, то есть начинать постепенно приучать малыша к труду можно уже с трех лет.

Простой пример

Конечно, для начала эти поручения должны быть элементарными, например, собрать свои личные вещи, что-то принести, поставить на стол тарелки, полить цветы. Еще проще начинать с самого понятного для ребенка вида деятельности – игры. Хорошими помощниками в этом деле будут игрушки и… ваша фантазия. Например, чтобы ребенок захотел убрать игрушки, можно сказать ему, что вот-вот начнется дождь, солдатики или куклы могут промокнуть, и лучше уж скорее спрятать их на свои места и уберечь от такой напасти. С этой же целью можно использовать и игрушечные бытовые приборы. Поверьте, малыш охотно согласится поиграть в уборку или приготовление «игрушечного» обеда.

Подобные игровые техники легко разнообразить, стоит только приложить творческое усилие и фантазию. Впрочем, эти качества родителей еще больше будут востребованы, когда дело коснется серьезных поручений. Главное – помнить одно непреложное правило – любая поставленная вами задача должна радовать ребенка, приносить ему удовольствие. Сыну Светланы, Игорю, семь лет. Он вполне самостоятелен. Игорь знает, что порядок в его комнате и периодическая уборка в квартире является его сферой ответственности. С радостью помогает родителям и в других делах. При этом Светлана и ее муж всегда не только поощряли инициативу сына, но и старались найти такое занятие, которое было бы ему интересно.

«Когда Игорю было всего три с половиной года, – рассказывает Светлана, – лето мы проводили в нашем загородном доме. Муж всегда брал его с собой мыть машину. Это занятие сыну нравилось невероятно. Надо было видеть его личико, когда он старательно тер своей маленькой тряпочкой дверцу или фары. Потом вместе с мужем они обходили автомобиль, придирчиво осматривали – все ли сделано хорошо. Если где-то оставалась грязь, супруг указывал на это Игорю. Он тут же еще раз протирал это место. В результате мы обязательно хвалили его, а Игорь, не скрывая, гордился проделанной работой».

Хвалить или не хвалить?

Кстати, о поощрении. Психологи не советуют задаривать ребенка подарками за хорошо выполненную работу. Конечно, трудно порой удержаться от этого, если речь идет о любимом ребенке, однако правильнее просто похвалить малыша, давая ему тем самым почувствовать значимость своих действий. Ребенок со временем должен начать понимать, что достигнутый результат уже сам по себе является «наградой». Например, порядок в доме – это нормальное положение вещей, и он должен поддерживаться регулярно, а не по причине выгоды для ребенка таких действий.

Хвалить ребенка нужно даже тогда, когда работа выполнена не так, как того хотелось бы родителям. Само собой, на строгий взгляд взрослого человека чашка, может быть, помыта и не очень тщательно, да вещи сложены кое-как. Но не забывайте, что и сами мы в свое время всему этому учились постепенно.И еще о чашке! Когда вы будете перемывать ее самостоятельно, ни в коем случае не делайте это при ребенке. Так вы легко убедите его в том, что нет нужды стараться делать работу хорошо, ведь после тебя ее все равно переделают!

Если вы знаете, что малыш может справиться с каким-либо делом лучше, чем он это продемонстрировал, поговорите с ним. Объясните, как следует поступать в следующий раз. Ребенок должен самостоятельно понять, как исправить свою ошибку, без эмоционального давления или негативного отношения со стороны родителей.

Будьте прощеСледует помнить и о том, что чрезмерная требовательность и постоянное стремление заставлять ребенка во всем добиваться идеального результата, может вызвать у него стойкое отвращение к труду. Поэтому даже в случае, когда родителям необходима помощь малыша, не следует навязывать ему те или иные действия, лучше дать возможность выбора ему самому – чем именно он может помочь. Так ребенок не только разберется в своих предпочтениях, но и почувствует самостоятельность.

Категорически не рекомендуется заставлять ребенка делать что-то силой, давить на него. Таким образом родители добьются лишь стойкого обратного результата – негативные эмоции, испытываемые малышом, будут спроецированы на выполняемое им дело. Конечно, в определенных ситуациях строгость необходима. Однако следует понимать, что нежелание ребенка что-либо делать, может быть банальным результатом неумения родителей увлечь малыша. Значит, нужно учиться!

Родом из детства

Конечно, эти и подобные им советы – лишь малая толика тех знаний, которые необходимы родителям в непростом деле воспитания ребенка. Главное помнить, что в этом процессе не бывает мелочей, а само приучение ребенка к труду не просто необходимость, а один из важнейших этапов становления его личности. И если задача психологов докопаться до сути проблем, корни большинства из которых лежат в детстве, то цель любящих родителей – сделать так, чтобы этих проблем было как можно меньше!

Привычный образ мамы в массовой культуре – замордованная домашними заботами женщина, орущие и лезущие везде дети. Как же наши предки рожали по 10-20 детей и управлялись с хозяйством без современных гаджетов? Все очень просто. Они знали, как приучить ребенка к труду , это было в русской культуре. Известно, что в 10-12 лет ребенок был полноценным работником, настоящим помощником.

Деятельность, а не лень — в природе человека

Лень подрастающего поколения стала притчей во языцех. Они не хотят выносить мусор, убираться в своей комнате, мыть посуду, ухаживать за домашними животными. В школьные годы их не заставишь учить уроки. А уж как жалуются на детскую лень учителя…

Почему же наши дети такие ленивые? Они что, из другого теста, чем 100 лет назад? Ответ прост. Как говорят психологи: после трех уже поздно .

Чаще всего лень вызвана неправильным воспитанием . В то время, когда ребенок мал, в 1,5-2 года, он искренне тянется помогать родителям во всех делах. Мы же гоним его, чтоб не мешался. Не хочется выполнять двойную работа, убираться после ребенкиной «помощи». Хочется сделать все быстрее, лучше, чище, без потерь продуктов, без порчи вещей.

Это большая ошибка. Да, его помощь в таком возрасте обходится нам дороже собственных усилий. Но надо понимать, что это необходимо для полноценного развития личности, для успеха в жизни.

Распространенная ошибка родителей – делать за малыша то, что он уже в состоянии сделать сам . Начиная с малого: одеться/раздеться, унести грязную посуду, собрать игрушки. Налить себе воды, попить.

Уже со вторым ребенком стараюсь придерживаться такой стратегии. Просит: пить. Говорю: иди, попей, твоя кружечка на столе. Обсикает вещи – пусть соберет, унесет в стирку.

Вспоминаю такую историю. Мальчик около 7 лет хочет пить. Взял в одну руку стакан, в другую – 5 литровую бутылку с водой. Пытается налить на весу. Ничего не получается. Просит помочь. Говорю ему: поставь стакан на стол и наливай. И ведь все получилось! Мужчина, который наблюдал за ситуацией, засмеялся: вот уж действительно помогла.

4 вещи, которые родитель никогда не должен делать за своих детей.

Тут надо следить за собой. Не хочется терять время, пока кроха неуклюже, но справится сам. Надо терпеть.

Ко всем советам, конечно, нужно подходить с разумением. Надо понимать, когда ребенок не делает что-то потому, что не успел еще все обдумать, понять, что нужно. Возможно, он флегматик, это особенность темперамента .

Другой вариант – элементарная усталость . Детям в течение дня нужно достаточное время для игр. Если малыш перегружен секциями или домашними обязанностями, ему нужно отдохнуть.

Детская мечта — повозиться с тестом

В старину умели воспитывать. А нам приходится учиться. Поэтому вот несколько советов:

  1. Самое главное – личный пример . Если дома бардак, мама неопрятная, сидит, уткнувшись в телефон, что ждать от малыша? Пусть видит, что все берется от родительского труда. И для порядка в доме и для вкусного ужина надо постараться.
  2. Не гнать от себя, принимать помощь . Если возможно, все делать вместе. Моем пол – дать тряпочку поменьше, пусть возюкает. То же с посудой. Когда готовишь, можно всегда дать задание по силам. Принести, ополоснуть, почистить лук или яйца можно уже в 1,5 — 2 года.

Когда кроха принимает участие в готовке, то есть это блюдо потом будет с гораздо большим аппетитом. Актуально для родителей малоешек. Больше советов .

  1. Хвалить . Убрались вместе, сказать, как красиво, чисто, как приятно в убранном помещении. Приготовит что-то малыш – попробовать и сказать, как вкусно.

Однажды пришлось читать пример о такой очень мудрой бабушке. Девочка пожарила сама несколько котлеток (бок-о-бок с бабушкой, конечно). Несколько черных бесформенных комочков. Бабушка, не дрогнув лицом, съела все и нахваливала. Ребенок сиял от гордости. Уверена, что при таком воспитании девочка вырастет настоящей хозяйкой.

А вот меня в детстве почти не звали готовить. До сих пор не люблю. Бедный мой муж.

Хотите, чтобы дочка готовила с удовольствием? Сделайте ей отличную

  1. Учитывать реальные возможности ребенка. В 4 года еще нереально прополоть в одиночку грядку морковки (а с мамой – запросто!) или почистить картошку. Если задание будет слишком тяжелым физически, слишком сложным, ребенок станет избегать такой работы, чтобы не столкнутся с неудачей. Психологи называют это «мотивация избегания неудачи». Так можно всю жизнь человеку испортить.

Если вы видите, что ребенок склонен к избеганию неудачи, предлагайте такие вещи делать вместе. Подчеркните, что вы только помогаете ему убирать игрушки, но убирается он сам.

Что может ребенок

Точно знаю, что все дети любят мыть посуду. Главное — не вспугнуть

В 1,5-2 года:

  • собрать игрушки;
  • принести, унести, подать;
  • убрать свою тарелку со стола;
  • помочь накрыть на стол к обеду;
  • поиграть с новорожденным младенцем несколько минут;
  • участвовать в уходе за домашним питомцем;
  • вытирать со стола;
  • ополаскивать, вытирать, относить помытую посуду;
  • вытирать пыль;
  • относить и выкладывать покупки;
  • садить крупные семена;
  • поливать.

Хорошее задание для этого возраста – перебрать горсть из 2 видов крупы. Развивает мелкую моторику, усидчивость, способствует развитию речи.

Как приучить ребенка к труду — не мешать!

В 3-4 года:

К перечисленному добавляется

  • мыть пол;
  • мыть посуду;
  • составить или протереть обувь;
  • месить, раскатывать тесто;
  • одеться, раздеться, почистить зубы;
  • ухаживать за домашним любимцем;
  • готовить несложные блюда.

Моя старшая дочка еще до 5-летнего возраста освоила несколько блюд. Сладкий чай с молоком. Бутерброд с маслом (хлеб порезанный). И вершина кулинарного искусства – омлет с сосисками.

Вместе с ребенком можно покрасить яйца на Пасху натуральными красителями.

Омлет с сосисками — вполне по силам в 4-5 лет

  • убирать в своей комнате;
  • сложить одежду на место;
  • постелить, заправить постель;
  • стирать некрупные вещи;
  • пришивать пуговицы;
  • присмотреть за малышом.

Кулинарное достижение моего ребенка: почистить, порезать и посолить огурцы. Почистить, потереть морковку.

Ребенок может съесть даже рагу из кабачков, если сам готовил его

  • погулять с собакой (если позволяет размер и воспитание животного);
  • сварить кашу или еще что-то несложное;
  • помогать с посадками на дачи;
  • выносить мусор;
  • ходить в магазин;
  • мыть окно, зеркало (не на высоте);
  • пылесосить.

Научить ребенка убираться будет легче, если предложить ему алгоритм. М ожно написать список или нарисовать схему, повесить на стене. А за основу взять несколько советов из .

Конечно, во многих случаях, особенно поначалу, требуется контроль, помощь мамы. Что-то будет сделано не идеально. Опасно критиковать такие вещи. Лучше похвалить за то, что на самом деле удалось.

С самого раннего возраста нужно следить за тем, чтобы у ребенка были посильные, но постоянные обязанности по дому. Только нельзя наказывать работой. Это не только обязанность, но и право, которое тоже нужно заслужить.

Не стоит платить за выполнение домашней работы. Ребенок привыкнет все считать на деньги, ему будет трудно научиться получать удовольствие от труда. А вот похвалить за реальное достижение всегда нелишне.