Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Занятие по развитию речи во второй младшей группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 79 «ГУСЕЛЬКИ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:

«Путешествие с коровкой»

Младшая группа.

Дата проведения:26.04.2017

КОНСПЕКТ СОСТАВИЛ

Воспитатель

СОКОЛОВА НИНА НИКОЛАЕВНА

20177год

Открытое занятие по развитию речи с детьми второй младшей группы Тема: «Путешествие с коровкой».

Описание работы: Итоговое занятие по развитию речи на тему «Домашние животные». Данное занятие позволит детям закрепить знания и представления о домашних животных и детенышей, их внешнем виде, особенностях образа жизни, питания, строения тела.

Цель: Создание социальной ситуации для закрепления знаний и представлений о домашних животных.

· Создать условия для закрепления у детей представлений о домашних животных и их детенышей: курочке, петухе и цыплятах, корове и теленке, утке и утятах, собаке и щенках, кошке и котятах, их внешнем виде, особенностях образа жизни, питания, строения тела.

· Закреплять умения узнавать и называть цвета.

· Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

· Стимулировать использование детьми в активной речи слов “тёплый”, “мягкий” “пушистый”.

· Побуждать к высказываниям в виде полных предложений.

· Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.

Методические приемы: заинтересовывающий момент, беседа, постановка проблемного вопроса, физкультминутка, дидактическая игра, звукоподражания, пальчиковая гимнастика, чтение считалочки, подвижная игра.

Наглядно-дидактические пособия: «Домашние животные».

Материал: коровка (кукла на руку), карточки с домашними животными (собака, щенок, утка, утята, корова, теленок, кошка, котенок, курица, петух, цыплята), коробочка с домашними животными - игрушками и едой для них (собачка, курочка, кролик, косточка из пластилина, зернышки, морковка).

Предварительная работа : беседа, рассматривание иллюстраций на тему «Домашние животные», проведение дидактической игры физкультминутки «По ровненькой дорожке», подвижной игры «Теленок».

Ход занятия.

Воспитатель:

Все садитесь рядком,

Поиграем ладком,

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Я сегодня пошла,

И коровку встретила.

Коровка: - Здравствуйте, ребята! (Воспитатель говорит от имени коровки.)

Дети: - Здравствуйте!

Коровка: - Мне очень грустно потому, что у меня нет друзей.

Воспитатель: - Дети, а мы можем помочь коровке найти друзей?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Посмотрите, какая коровка?

Дети: - Красивая, белая.

Воспитатель: - Как кричит?

Дети: - Мууу….

Воспитатель: - Что у нее есть? Покажите?

Дети: - Рога, копыта, хвост, ушки, глазки.

Воспитатель: - Какие рога?

Дети: - Короткие.

Воспитатель: - Какой хвост?

Дети: - Длинный.

Воспитатель: - Какие глазки?

Дети: - Маленькие.

Воспитатель: - Что коровка дает?

Дети: - Молоко.

Воспитатель: - Молодцы! Как вы много знаете про коровку. А теперь отправимся искать ей друзей?!

Воспитатель: - Посмотрите кого мы нашли в бабушкином дворе. Животные потерялись и не могут найти своих деток. Давайте найдем. (Дети по одному находят на карточках животных, выставляют на доске и называют кто это: собаке –щенка, утке – утят, курочке – цыплят и петушка, коровке – теленка, кошке - котенка).

Дидактическая игра «Собери семью»

Воспитатель: - Ребята, вы хорошо потрудились. Всем нашли семью. А как лает собачка? (дети – гав, гав) Как крякает утка? (кря-кря) Как курочка квохчет? (ко-ко-ко) Петушок? (ку-ка-реку) Цыплятки? (пи-пи-пи) Кошка? (мяу).

Воспитатель: - Поиграем с пальчиками с вами.

Пальчиковая гимнастика «Семья» (дети загибают пальчики по очереди от большого и проговаривают).

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Воспитатель: - Вот сколько мы друзей нашли для коровки. Сколько мы нашли друзей коровке?

Дети: - Много друзей!

Коровка: - Спасибо, ребята вам! Я так рада новым друзьям.

Воспитатель: - Ой, посмотрите – коробочка. Посмотрим кто в ней спрятался! (воспитатель достает по очереди животных и ставит на стол).

Дидактическая игра «Накорми животных»

Педагог достаёт из корзинки игрушку – собачку.

Воспитатель: - Посмотрите, какая собачка! Какого цвета у нее шубка? (Дети отвечают - Белая, желтая.) Разноцветная шубка.

Какая у нее шкурка? (Мягкая. Тёплая. Пушистая.)

Какие ушки? (Короткие.)

Какой хвостик? (Маленький. Длинный.)

Воспитатель: - Давайте угостим собачку чем – нибудь вкусным. Что она любит есть? Вот у меня в корзине зернышки, морковка, косточка. Что дадим собачке? (Дети отвечают: косточка).

Воспитатель: - она очень рада угощению и замахала хвостиком. Как машет хвостиком собачка? (Упражнение “Хвостик”: движение языка влево и вправо.)

(Воспитатель достает кролика)

Воспитатель: - Посмотрите, какой кролик! Какого цвета у него шубка? (Серая.)

Какая у него шкурка? (Мягкая. Тёплая. Пушистая.)

Какие ушки? (Длинные.)

Давайте угостим кролика чем – нибудь вкусным. Что он любит есть? (Дети – морковку!)

(Педагог достаёт из корзинки игрушку – курочку).

Воспитатель: - Посмотрите, какая курочка! Какого цвета у нее перышки? (Серые, желтые.)

Какие у нее перышки? (Мягкие. Пушистие.)

Какой хвостик? (Маленький. Короткий.)

Давайте угостим курочку чем – нибудь вкусным. Что она любит есть? (Дети отвечают - зернышки.)

Воспитатель: - Ребята, а какие это животные домашние или дикие? Почему? (Дети отвечают.)

Дети: - Домашние.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Домашние животные живут во дворе у человека или дома.

Воспитатель: - Правильно, молодцы! А кто заготовил запасы домашним животным?

Дети: - Папа, мама, дедушка.

Воспитатель: - Правильно. Люди готовят запасы и кормят домашних животных. А когда заготавливают морковку, капусту для кролика?

Дети: - Осенью. На огороде собирают урожай.

Воспитатель: Вы такие молодцы!! Еще нашли для коровки друзей. Давайте поиграем с коровкой. Вы будете телята – детки коровки.

Подвижная игра «Теленок»

Я рогатый, (рожки показываем пальчиками)

Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)

Я хвостатый, (за спину руку – хвостик показываем)

Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)

Я ушастый, (ушки из ладошек)

Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)

Очень страшный, (рожки показываем пальчиками)

Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)

Испугаю, (топают)

Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)

Забодаю. (бодаются)

Воспитатель: - Молодцы, как весело мы поиграли с коровкой!

Поиграли и с домашними животными. Вы сегодня помогли коровке найти много друзей. А теперь коровке пора прощаться!

Коровка: - Спасибо, ребята! До свидания!

Дети машут: - До свидания, коровка!

Развитие речи в первой младшей группе. Занятия по развитию речи в ДОУ

Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в решении интеллектуальных задач.

Почему важно развивать речь у детей

Владение связной речью помогает ребёнку строить отношения со сверстниками и взрослыми, свободно высказывать свои мысли, дружно играть и заниматься другими совместными делами.

Развитие речи в первой младшей группе – одна из важнейших образовательных задач, от решения которой зависит обучение ребёнка на следующих возрастных этапах. Коммуникативная деятельность развивается в процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

О ситуативном общении уместно говорить, когда малыш умеет сидеть и учится взаимодействовать с предметами: трясёт погремушку, ставит кубик на кубик, вкладывает одну деталь игрушки в другую. Взрослый показывает способы действий, подбадривает малыша.

В не ситуативное - познавательное общение начинается с 2-3-х лет, когда кроха задаёт вопросы об окружающем мире. Ответы взрослого помогают узнавать много нового и развиваться.

Грамматический строй речи детей – тоже предмет заботы воспитателя.

Под руководством педагога малыши изменяют:

Существительные по числам и падежам

«одна ложка – много ложек»,

глаголы по лицам и числам «я иду и ты идёшь – мы идём»,

временам «мишка идёт, мишка пришёл»

учатся использовать повелительное наклонение глагола «зайчик, попляши»

образуют уменьшительно-ласкательные наименования «куколка», «машинка»

строят простые и сложные предложения «кукла захотела спать, и я положила её в кроватку»

Формы работы по развитию речи

С малышами 2-3 лет педагог играет в разные игры, предлагает крохам выполнять речевые упражнения, рассказывает сказки, читает наизусть потешки и короткие стихи. Воспитатель беседует с детьми утром, на прогулке, во время игр, после дневного сна или в другое свободное время. Разговор возникает спонтанно или планируется (педагог ставит задачи повторить выученное стихотворение, автоматизировать неподдающийся звук и т. д.). Если воспитатель разговаривает с одним ребёнком, то это индивидуальная работа. Так происходит развитие речи у детей

К средствам развития речи в первой младшей группе относятся: Игрушки, картинки, книжки, дидактические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика.

Для развития речи подойдёт любая интересная и безопасная игрушка , но гораздо удобнее и эффективнее иметь заранее подготовленные наборы. Например, дидактическая кукла. Это обычная кукла, но к ней прилагаются комплекты одежды для разных сезонов, игрушечной посуды, принадлежностей для ванной комнаты, предметов обихода и т. д. К игрушкам относятся и персонажи кукольного театра.

Картинки подразделяются на предметные и сюжетные.(МАТЕРИАЛ: ЧТО ДЕЛАЮТ ДЕТИ?)

На первых изображены предметы или объекты природы, на вторых – какие-либо события (дети играют в песочнице, водитель ведёт грузовик и т. д.). Также бывают картинки с изображением людей, животных.

В этом возрасте для развития речи используются произведения А. Барто, Е. Благининой, З. Александровой, и т.д.

Методы и приёмы развития речи

Основной метод речевого развития в этом возрасте – беседа. Побуждая детей к разговору, педагог задаёт репродуктивные - «кто это?», «что это?»

и поисковые вопросы - «почему на улице лужи?», «зачем надевать шапку?», стимулирует обращение к сверстникам, взрослым - «спроси у Маши, будет ли она с нами играть» или <<не нужна ли ей (ему) помощь?>>

Следующий метод – рассказ. Рассказы педагога должны быть небольшими по объёму, интересными и содержательными. Например: «Ребята, а посмотрите, какая у меня красивая кукла. Её зовут Таня. У Тани мягкие, пушистые волосы, зеленые глаза, красная кофточка с пуговицами юбочка с бантом.

Речевому развитию малышей способствует и художественная литература. Воспитатель читает стихи и потешки наизусть, пересказывает короткие сказки. Если произведение знакомо детям, то можно использовать приём договаривания. Педагог начинает фразу, а воспитанники заканчивают:

Наша Таня громко…(плачет),

Уронила в речку…(мячик)……и т.д.

интегрированное занятие

по развитию речи в младшей группе «Чудесное дерево»

Цель: формировать способность действовать рядом со сверстниками, создать психологический комфорт.
Задачи:
развивать связную речь;
активизировать воображение и зрительное внимание;
обогащать словарный запас;
учить четко выполнять имитационные движения по показу взрослого.
развивать моторную ловкость пальцев рук.

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Чувствуете тепло, которое идет от ваших друзей? Представьте себе, как вас греет солнышко. А сейчас улыбнемся друг другу. Как радостно и приятно, правда.

Воспитатель:

Сегодня у нас гости. Поздороваемся с ними.

Воспитатель : Мы сегодня побываем в сказке. А на чем можно отправиться в путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель : Мы отправимся в путешествие на воздушном шаре.

Упражнение «Воздушный шар».

Иногда шар поднимается высоко в небо (вдох), а иногда будет опускаться вниз (выдох).

Высоко в небе мы увидим звезды, и чтобы их достать, мы будем поднимать руки вверх.

А внизу на земле мы увидим цветы, и чтобы их потрогать, мы будем опускать руки вниз.

Вот мы с вами и в сказке. Посмотрите, какое необычное дерево.

Ребёнок: А у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нем,

А мешочки на нем!

Воспитатель: Посмотрите, вот оно, какое чудо-дерево. Давайте, посмотрим, что же на нем выросло? (мешочки). Мешочки с заданиями. За каждое выполненное задание дерево подарит сюрприз – частичку от картинки.

(снимаю первый мешочек)

Какого цвета бантик?

Кто это? (медвежонок). А как медвежонок рычит? (Р-Р-Р).

Женя, покажи, как рычит мишка (показывают несколько детей).

Что любит есть медведь? (мед).

(достаю горшочек)

Он оставил горшочек (трясу его, слышится шум).

Там точно не мед. Сейчас я посмотрю, что там? (заглядываю в горшочек).

Ой, как интересно! Там лежит геометрическая фигура. Но вы должны сами отгадать, какую геометрическую фигуру спрятал мишка в горшочке. Для этого, вы должны опустить руку и на ощупь определить эту фигуру.

Дети: (садятся на стульчики, воспитатель подходит к ним и они на ощупь определяют фигуру в горшочке).

С этим заданием справились, и чудо-дерево дарит нам часть от картинки.

(прикрепляем часть картинки).

Снимем следующий мешочек.

Какого цвета бантик?

А что же здесь? (там лежат зернышко и петушок).

Ребята, а кто любит зернышко? (петушок, курочки, птички).

Посмотрите, к нам пришел петушок.

Как он кричит, Витя? (ку-ка-ре-ку).

Хорошо, молодцы. А мы с вами знаем про петушка пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Петя, Петя, петушок…».

Петя, Петя, петушок!

Золотой гребешок!

Масляная головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Что ты звонко поешь.

Деткам спать не даешь?

Молодцы, какие! И это задание выполнили! Чудо-дерево дарит нам еще часть от картинки (прикрепляю еще одну часть).

(Воспитатель снимает еще один мешочек и заглядывает туда.)

О том, какое животное спрятано в мешочке вы узнаете, когда каждый из вас отгадает загадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

Острые коготки, мягкие подушки.

Шерстка пушистая, длинные усы.

Мурлычет, лакает молоко.

Умывается языком, прячет нос, когда холодно.

Хорошо видит в темноте, песни поет.

У нее хороший слух, ходит неслышно.

Умеет выгибать спинку, царапается.

Какая у вас отгадка получилась?

Дети: Кошка.

Кто же здесь? Кошка!

Назовите детенышей кошки?

Дети: Котята.

Ребята, а как кошка мяукает?

Даша, покажи нам (мяу-мяу).

Молодец, Даша.

Песня « Серенькая кошечка», Муз. Витлина.

Серенькая кошечка

Села на окошечко.

Хвостиком махала,

Деток поджидала.

Где ж мои ребятки,

Серые котятки?

Спать пора ребяткам,

Сереньким котяткам.

Молодцы, и с этим заданием справились!

Чудо-дерево дарит еще одну часть от картинки.

Остался всего лишь один мешочек.

Какого цвета бантик?

Что же тут лежит?

А здесь, ребята, нитки и палочки. Нужно из ниток сделать круг.

(из ниток дети делают круг, а потом из палочек делают лучики для солнышка)

Ребята, а что у вас получилось? (солнышко)

А каким бывает солнышко? (теплым, ярким, желтым, теплым)

Ребята, а какая сегодня погода? Солнечная или пасмурная?

Солнышко светит. Давайте, расскажем солнышку потешку.

Потешка «Светит солнышко…»

Светит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы похлопаем в ладоши.

Очень рады солнышку.

Молодцы, и с этим задание справились. Дерево дарит нам последнюю часть…. Что же это у нас получилось? (скворечник).

Ребята, а кто живет в скворечнике? (птицы).

А каких вы знаете птиц? (синички, воробьи, скворцы,…)

Мы с вами пойдем на улицу и покормим птиц, которые прилетают к нам на участок.

Но, сначала, нам нужно вернуться из сказки в д/с.

Давайте станем в круг. Закройте глаза, покружитесь, покружитесь, Открывайте глазки…

Вот мы и в д/с!

Подводим итог:

Понравилось ли вам путешествие?

Где мы были?

На чем полетели в сказку?

Улыбнитесь друг другу, молодцы! Мне очень понравилось как вы выполняли задания. Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Программные задачи:

1) Образовательные:

Учить умываться, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем.

2) Речевые:

Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными; помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; упражнять в умении сравнивать предметы по размеру и обозначать результат сравнения словами (большой мяч - маленький мяч);

Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

3) Развивающие:

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать память, мышление, внимание, восприятие.

4) Воспитательные:

Воспитывать интерес к действиям в процессе умывания, желание делать все самостоятельно;

Воспитывать опрятность, аккуратность.

Оборудование: кукла Грязнуля, маска лисы, чудесный мешочек, игрушки: большой красный мяч, маленький зеленый мяч, большой синий кубик, маленький желтый кубик, алгоритм умывания.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Умывалочка».

Ход занятия:

1) Вводная часть.

Воспитатель показывает детям куклу Грязнулю.

Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? Да это же кукла Грязнуля!

Черные ладошки;

На локтях -дорожки…

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

Что нужно сделать, чтобы кукла стала чистой?(умыть).

А ведь для тех, кто умывается, вода поет свою песенку. Давайте Грязнуле споем песенку воды.

2) Основная часть.

Воспитатель.

Но сначала надо сделать зарядку для нашего язычка. И ты смотри Грязнуля, как я с ребятами буду делать разные упражнения.

Проводится артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для губ.

- «Улыбка»

Дети, давайте улыбнемся друг другу. Растяните сомкнутые губы, зубы при этом тоже сомкнуты.

-«Трубочка»

А теперь сделаем упражнение «Трубочка». Вытяните губы вперед. Посмотрите, как это делаю я, и повторяйте за мной.

2. Упражнение для языка.

-«Покусаем язычок»

Воспитатель.

Давайте тихонько покусаем наш язычок от кончика до середины, выдвигая язычок вперед.

Воспитатель показывает упражнения и предлагает повторить его детям. Следит за точностью выполнения упражнения, хвалит детей.

3. Упражнение для подвижности нижней челюсти.

-«Причешем язычок»

Воспитатель.

А теперь давайте причешем наш язычок. Растяните губы в улыбке, язычок протисните наружу между зубками, и верхними передними зубками скоблите по язычку. Словно расческой причесываете.

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель.

Молодцы ребята! Теперь ваш язычок легко справится с песенкой воды.

Послушайте ее: «с-с-с-с»

Воспитатель.

В ручейке вода струится,

В речке плещется вода.

Мы из крана будем мыться,

Без воды нам никуда.

Дети, а вы хотите спеть песенку воды? Давайте чуть -чуть приоткроем кран (имитируют движения). Вода течет небольшой струей - поет негромкую песенку.

Воспитатель предлагает детям тихо спеть песню воды.

Обращает внимание на то, что при пении песенки воды губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубки. (Хоровое и 5 - 6 индивидуальных проговариваний).

Воспитатель.

А теперь давайте сильнее откроем кран. (Имитация движения). Вода зажурчала громче. Песенка воды звучит громко. (Тренируется сила голоса).

Рано утром на рассвете.

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки и паучки.

Даже серый зайка умывается.

Физкультминутка.

(Дети встают в круг)

Вставайте в круг. Покажем Грязнуле, как серый зайка умывается.

Серый зайка умывается,

Видно в гости собирается:

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

(движения в соответствии с текстом)

Серый зайка умывается,

Видно в гости собирается.

(дети выполняют движения как при умывании)

Кто - то зайку напугал.

Зайка, прыг! И ускакал.

Воспитатель надевает маску лисы.

Кого испугался зайка? (лису)

Педагог проговаривает чистоговорку.

«Са - са- са - прибежала лиса».

Просит детей повторить. Дети хором и индивидуально произносят чистоговорку.

Воспитатель предлагает прогнать лису.

«Су -су - су- мы прогоним лису»

По просьбе педагога чистоговорку проговаривают сначала мальчики, потом девочки и индивидуально.

Воспитатель снимает маску лисы.

Убежала лиса. Ребята, я придумала загадки, в которых есть песенка воды.

Педагог называет слова, в которых звук «с» встречается в начале, в середине, и в конце, вставляя слова, в которых отсутствует звук «с» (солнце, мяч, часы, машина, стрекоза, кубик). Дети хлопают в ладоши, услышав в названных воспитателем словах звук «с».

Воспитатель берет Грязнулю.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А не чистым трубочистам

Стыд и срам!

Давайте скажем Грязнуле:» Стыд и срам«!

Воспитатель.

Ребята, давайте научим Грязнулю умываться (дети садятся на стульчики)

Помогут нам картинки.

Педагог вывешивает на доску алгоритм умывания.

По просьбе взрослого дети вспоминают правильные и последовательные действия умывания.

Название конспекта: Речевое развитие в ДОУ. Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Грязнуля».

Воспитатель.

Послушай, Грязнуля, как надо правильно умываться. (Образец рассказа воспитателя) Дети с помощью воспитателя рассказывают последовательность умывания.

Воспитатель.

А теперь давайте Грязнуле покажем, как мы умываемся (дети встают в круг).

Пальчиковая игра «Умывалочка»

Мы намылим наши ручки,

(круговыми движениями трут одну ладошку о другую)

Раз - два - три, раз -два- три!

(два раза выполняют по три ритмичных хлопка)

А над ручками, как тучки,

(выбрасывают руки вверх)

Пузыри, пузыри.

(хватательные движения руками)

Н.Нищева.

Воспитатель.

Ребята, даже игрушки спрятались от Грязнули. Поищем их.

Дети садятся на стулья. У педагога в руках чудесный мешочек.

Воспитатель достает из мешочка большой красный мяч.

Что это? (мяч)

Какой мяч? (красный, круглый)

Сколько мячей я достала из мешочка? (один мяч)

Педагог достает из мешочка маленький зеленый мяч.

Что это?

Какой мяч?(круглый, зеленый)

Сколько мячей стало? (много мячей)

Красный мяч большой - а зеленый?(маленький)

Педагог достает из мешочка большой синий кубик.

Что это?

Какого цвета? (синего)

Сколько кубиков я достала(один кубик)

Педагог показывает маленький желтый кубик.

Какого он цвета? (желтого)

Сколько кубиков?(много кубиков)

Желтый кубик маленький - а синий?(большой)

3) Заключительная часть.

Молодцы ребята. Наша кукла Грязнуля больше не хочет быть грязнулей. Она пойдет сейчас умываться и будет вместе с нами играть.

Название: Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Грязнуля»
Номинация: Детский сад, Конспект занятия ФГОС, вторая младшая группа, развитие речи , речевое развитие в младшей группе

Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ №108
Месторасположение: город Мурманск

Речь - важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в решении интеллектуальных задач.

Почему важно развивать речь у детей

Владение связной речью помогает ребёнку строить отношения со сверстниками и взрослыми, свободно высказывать свои мысли, дружно играть и заниматься другими совместными делами. Ученик начальных классов, речевому развитию которого уделялось должное внимание, хорошо читает и пересказывает произведения, грамотно пишет, легко решает арифметические задачи, даёт развёрнутые ответы на вопросы учителя.

Когда и как происходит развитие речи

Развитие речи рекомендуется начинать с рождения ребёнка. Уже в младенческом возрасте малыш вычленяет человеческую речь из потока других звуков, прислушивается к словам взрослых, пытается подражать услышанному. До года ребёнок "гукает" (издаёт звуки, похожие на [г], [к], [х]), "гулит", лепечет, а после первой в своей жизни круглой даты пытается произносить слова.

В дошкольном учреждении речи воспитанников уделяется пристальное внимание. Целенаправленная работа по формированию речевых умений начинается уже в группах раннего возраста. Развитие речи в первой младшей группе - одна из важнейших образовательных задач, от решения которой зависит обучение ребёнка на следующих возрастных этапах.

Коммуникативная деятельность развивается в процессе общения. Чтобы понять, как работает воспитатель над развитием речи детей, необходимо рассмотреть формы общения, характерные для дошкольников.

Формы общения в детстве

Применительно к младенчеству, раннему детству и учёные выделяют ситуативно-личностную, ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную формы общения. Первая возникает на первом году жизни, когда у ребёнка появляется комплекс оживления. Малыш узнаёт близких взрослых, улыбается, машет ручками. В этот период мамам, папам и другим родственникам важно разговаривать со своим чадом, петь ему песенки, рассказывать потешки.

Практические методы - это организация дидактических игр и упражнений, о которых говорилось выше.

Планирование работы по развитию речи

Развитие речи в ДОУ осуществляется на основе перспективного плана, который составляет педагог в соответствии с программой воспитания в детском саду или иным программным документом. Перспективный план оформляют в виде списка или таблицы. Указываются название месяца, тема и программное содержание занятия. Пример перспективного плана показан в таблице 1.

Таблица 1. Перспективный план работы на октябрь

Тема занятия Программное содержание
1 К нам пришёл котик

Закреплять представления об игрушке, расширять активный словарь в области звукоподражательных слов ("мяу", "бух"), существительных ("киса", "котик", "уши", "хвост"), прилагательных ("гладкий", "пушистый"), глаголов ("иди", "дай"). Развивать внимание, мышление. Воспитывать отзывчивость, доброту.

2 На прогулку в осенний лес

Формировать представления об осеннем лесе, расширять активный словарь в области существительных ("осень", "лес", "дерево", "листья"), прилагательных ("жёлтый", "красный"), глаголов ("желтеют", "падают"), предлогов ("с", "на"). Развивать внимание, восприятие, мышление. Воспитывать любознательность.

3 ...

На основе перспективного плана составляется конспект по развитию речи. Помимо темы и программного содержания занятия, в конспекте указывается используемый материал (игрушки, картинки и т. д.), описывается предварительная работа (если проводилась), подробно расписываются реплики и действия педагога, предполагаемые ответы детей. Конспект - это тоже своего рода план. Развитие речи происходит системно. Молодые специалисты пишут развёрнутые планы-конспекты, а опытному педагогу достаточно перспективного плана.

Чтобы развитие речи в первой младшей группе было успешным, усилий воспитателя недостаточно. Многое зависит от родителей и близких родственников ребёнка. Педагоги советуют мамам и папам чаще разговаривать с детьми, обсуждать различные вопросы ("почему растёт цветок?", "какого цвета небо?", "чем покормим котика?" и т. д.).

Речь взрослого должна быть чёткой и умеренно громкой. Нельзя копировать высказывания ребёнка, произносить слова так, как это делает малыш.

С помощью родителей можно разыгрывать кукольные спектакли по сюжетам знакомых произведений, заучивать короткие стихотворения. Перечень книжек и тексты стихов воспитатель размещает в родительском уголке.

Следует внимательно относиться к детским вопросам. Если не получается сразу удовлетворить любознательность малыша, то ответ можно дать позже, поискать нужную информацию в книгах.

К речи ребёнка нужно относиться очень внимательно, выполнять рекомендации воспитателя, при необходимости обращаться к логопеду.