Молитвы о помощи в учёбе. Как поощрить ребенка за хорошую учебу

Поощрять ребенка за хорошую учебу нужно обязательно. Это даст школьнику мотивацию, подарит ему уверенность в своих силах. Кроме того, так родители могут выразить свою гордость за сына или дочь.

Как поощрить ребенка за хорошую учебу

Поощрять ребенка за учебу можно разными способами. Кто-то из родителей хвалит за каждую отметку, кто-то переходит с ребенком на денежные отношения и платит за хорошую учебу. Некоторые родители покупают дорогие вещи, которые ребенок попросит, а кто-то отправляет сына или дочь на хороший отдых за границу. Способов поощрить детей существует множество, у каждого такого способа найдутся и положительные качества, и отрицательные.

Поощрения деньгами

Денежные поощрения за хорошие оценки известны многим семьям. Родители оплачивают ребенку получение четверок и пятерок или же платят какую-то определенную сумму за хорошие оценки в четверти. Это в самом деле повышает мотивацию ребенка, он начинает лучше стараться на уроках, повышается его успеваемость и улучшается поведение в школе. Такие родители считают, что учеба в школе служит для ребенка работой, а за хорошее выполнение работы положена премия.

Это мнение действительно справедливо, но нужно объяснять такому ребенку, что учится он не для учителей, родителей и не ради денег, а для себя. Полезно объяснять ему, для чего пригодятся полученные знания. Тогда мотивация ребенка не будет ограничена только желанием заработать. Кроме того, у таких детей может проявляться не просто мотивация получить хорошую оценку, а зависимость, когда они ходят в школу даже с температурой или заставляют себя учить нелюбимый предмет любой ценой, лишь бы им не поставили плохую отметку. А у некоторых школьников, которым платят родители, проявляется стремление к обману и скрытности, отстраненность от одноклассников, замкнутость.

Дарить подарки - это тоже одна из давних родительских традиций для поощрения школьников. Она достаточно эффективна как для мотивации ученика, так и для выражения родительской благодарности и похвалы за хорошую учебу. Когда ученик знает, что ему пообещали какую-то хорошую вещь, которую он давно хотел - компьютер, велосипед, планшет или телефон, он начинает стараться, чтобы закончить год с хорошими оценками. Часто таким подарком становится какое-то разрешение или отдых там, куда ребенок хочет отправиться. Но нужно договориться с ребенком на нечто приятное ему, чтобы он действительно хотел это получить, а также обговорить все условия такого соглашения заранее. Очень важно, чтобы родители обязательно выполнили это обещание, а не придирались в последний момент к какой-то мелочи и не отменяли своего решения. Иначе у ребенка может пропасть какая-либо мотивация к учебе.

Хорошее поведение ребенка всегда радует родителей. Мы стремимся достичь этого разными способами: убеждением, наказаниями, поощрениями. Один из способов — стимулирование правильного поведения с помощью денег или их эквивалентов (баллов, магнитов, наклеек). Как правильно применять этот метод?


Спорный вопрос

Вопросы материального поощрения детей, особенно в дошкольном возрасте, вызывают споры как среди специалистов, так и среди родителей. Одни говорят, что ребенок должен слушаться родителей и помогать по дому бескорыстно, другие — что с помощью системы поощрений деньгами ребенку за хорошие оценки или их эквивалентом, малыш вовремя адаптируется к взрослой жизни. Все системы поощрения ребенка чем бы то ни было связаны, прежде всего, с культивированием желательного поведения, а уже во вторую очередь — с наказаниями за нежелательное. Именно в этом их сильная сторона. Слабой же стороной является то, что чрезмерное их использование способно развить у ребенка позицию „ни шагу без поощрения". Но ведь речь идет о чрезмерном использовании, а в разумных пределах эти системы работают хорошо и позволяют достаточно эффективно привить нужные нормы поведения детям дошкольного возраста.


Кофейные зернышки

Никита, 6-летний сын Светланы, — своевольный ребенок, которого трудно заставить придерживаться принятых правил. Понимая, что пора принимать меры, Светлана придумала систему кофейное зерно и вместе с сыном разработала список, в котором значилось следующее: „все съел на завтрак (обед, ужин) — 1 зерно"; „аккуратно сделал задание — 3 зерна"; „убрался в комнате — 2 зерна"; и т.д. Список был вывешен на видном месте, а у Никиты появилась банка-зернонакопитель. Также был составлен список привилегий, на которые можно обменять зерна: „поход в детский центр развлечений — 70 зерен", „дополнительные 20 минут компьютерных игр — 20 зерен", и т.д. Была и система наказаний: „нагрубил взрослому — отдай 15 зерен", „соврал — 30 зерен". Светлана скоро увидела результаты: Никита стал придерживаться правил. Но маму беспокоило, не сделает ли это сына неуправляемым в отсутствие поощрений? Когда речь идет о системах стимулирования, то, как правило, используется система баллов, о которой взрослые договариваются с ребенком. Такие системы рекомендуется применять, когда ребенку исполнится 5 лет, потому что до этого возраста система будет слишком сложна для понимания малыша. За каждое желаемое действие назначается определенное количество баллов, а за плохое поведение баллы отнимаются. Определенную сумму баллов можно обменять на привилегии, которые заранее определены.


За что стоит поощрять?

У каждого ребенка есть свои проблемы в поведении. Для одного — это соблюдение режима, для другого — поддержание порядка в комнате, и т.д. Список поощряемого поведения должен быть написан (если ребенок умеет читать) или его позиции должны быть нарисованы (картинки, обозначающие желаемое поведение), причем, пунктов должно быть немного — максимум пять. Можно вносить позиции, связанные с режимом (вовремя и без капризов лег спать, утром спокойно встал и оделся), а также с домашними обязанностями (сам аккуратно повесил свою одежду, убрал свои игрушки перед сном и т.д.). На определенный период можно выбрать для стимулирования 2-3 обязанности. Но это не означает, что от других обязанностей ребенок будет освобожден. Для поощрения других дел применяйте похвалу (как приватную, так и публичную, высказанную при других людях), иные поощрения („ты мне поможешь, а потом пойдем играть"). Это необходимо, чтобы избежать у малыша формирования позиции „ни шагу без баллов".

Аккуратное выполнение задания (например, по подготовке к школе) поощрять можно, но осторожно, чтобы не закрепилась позиция, „я делаю уроки только за поощрение". Поэтому стимулируйте только одно действие, самое важное на данный момент, и периодически меняйте эти действия. Не забывайте о словесной похвале, она для ребенка бывает поважнее, чем баллы!


Что выбрать мерой поощрения и в каких объемах?

Можно выбрать любые предметы, которые могут обозначать баллы:

Кофейные или другие крупные зерна;

Магниты на холодильник.

Важна наглядность и доступность для пересчета. Проследите, чтобы баллы, заработанные ребенком, можно было потратить разумно. Нужно, чтоб за 7-10 дней ребенок имел возможность обменять баллы на одну из крупных привилегий и у него оставались бы баллы для 2-3 небольших. В этом случае система будет работать эффективно. Ошибка — излишнее премирование, когда ребенок имеет возможность за 2-3 дня заработать баллы на крупное поощрение. Также ошибкой может быть недостаточное премирование, когда баллы набираются слишком медленно, и малыш теряет интерес.


Что выбрать в качестве поощрения?

Посещение вместе со взрослым интересных мест: кинотеатров, парков аттракционов, театров и музеев; покупка долгожданной игрушки и т.д. Рекомендуется включить позицию „Сюрприз!". Взрослый задумывает какое-то развлечение, но не говорит ребенку до прибытия на место. Не стоит использовать в качестве поощрения шоколад и компьютерные игры. Потребление сладостей нужно ограничить другими способами, а что касается компьютера, ограничения должны исходить из здравого смысла и рекомендаций врачей. Обязательно придумывайте и организовывайте сюрпризы, которые малыш не „заработал". Но в этом случае лучше не предлагать ему, то развлечение, на которое он в данный момент копит баллы (родители об этом, как правило, знают). Необходимо сохранять мотивацию ребенка.


Нужны ли меры наказания?

Это уж решайте в каждом конкретном случае сами, — какой кары заслуживает проступок. Часто наказания нужны только вначале, а потом малыш привыкает беречь то, что он „заработал". Штрафуйте только по пунктам вашего списка. Исключением могут быть очень серьезные проступки: ложь или намеренно грубое поведение.

Что делать, если ребенок приносит из школы плохие отметки? Многие родители нашли простой и действенный способ мотивации - платить за «четверки» и «пятерки». Тем же методом не первый год пользуются в Нью-Йорке и Вашингтоне - там школьникам платят мэрии. Почему же товарно-денежные отношения в семье негативно оцениваются психологами?

Главные аргументы сторонников «платежной системы»:

1. Учеба - это работа

Один из главных доводов сторонников материального стимулирования: «Учеба для ребенка - как работа для взрослого, труд должен оплачиваться».

- Ученик должен понимать, что в первую очередь ему самому необходимы знания, - Елена Бодрова, заместитель директора по учебной работе, -и аналогии с работой проводить не следует. Работникам платит работодатель, платит за предоставленные услуги, а кому и какие нужные услуги оказывает школьник? Поощрять ребенка за старание нужны, но поощрение не должно быть материальным, ребенок не должен получать по сто рублей за каждую четверку.

Как вариант: можно объявить, что учеба - это и так обязанность школьника, за исполнение долга денег не платят, но, если ребенок будет стараться и выполнять свои обязанности хорошо, то, по аналогии с работой, такие достижения заслуживают премии.

Важно: продумайте четкий механизм стимулирования - за что именно вы будете платить и в каком объеме: за каждую ли отметку, за отметку ли по в четверти, за общую ли успеваемость, за оценки ли по трудным для ребенка предметам. Как часто будут выдаваться деньги, как вы будете контролировать траты, будут ли штрафы за, например, обман? Иначе школьник обязательно найдет какие-то лазейки в первоначальном договоре и быстро научится зарабатывать деньги не совсем так, как вы планировали.

В этом разделе:
Новости партнеров

Опасность: если вы считаете, что надо платить ребенку за учебу, как за работу, то вы ставите себя в позицию работодателя. Это вам нужно, чтобы ребенок учился, это вам нужны его успехи, а он может ненавидеть школу, но заставлять себя получать хорошие отметки, чтобы вы платили деньги. Согласитесь, такая позиция по отношению к труду и знаниям - не лучшая.

2. Ребенок научится обращаться с деньгами

Действительно, поощряя материально хорошую учебу, вы стимулируете школьника научиться считать деньги, планировать расходы, экономить. Ребенок поймет, что родителям приходится прикладывать усилия, чтобы заработать, начнет ценить подаренные игрушки и книжки.

Важно: даже, если вы платите за хорошие отметки и школьные достижения, не забывайте хвалить ребенка. Никакие деньги не могут заменить похвалы родителей.

Опасность: некоторые дети чрезмерно увлекаются экономией и накоплением денег, проявляют излишнюю жадность или привязанность к деньгам.

3. Деньги - эффективный стимул

Деньги действительно эффективный стимул, интересный современным детям. В первое время после введения оплаты за оценки, ребенок начинает учиться лучше, но постоянно мотивировать только деньгами у вас не выйдет. Это не работает и со взрослыми людьми, что подтверждают результаты исследований, проведенных крупными корпорациями. Одно только финансовое стимулирование приводит к тому, что школьники пытаются обмануть родителей, вписывая в дневник несуществующие пятерки и уничтожая низкие отметки.

Важно: объясните школьнику, почему нужно учиться, вспомните случаи из своей жизни, когда вам пригодились какие-то знания, расскажите, каким образом в дальнейшем знания помогут зарабатывать деньги.

Опасность: если по каким-то причинам у вас не будет денег заплатить ребенку, вы попадете в некую материальную зависимость. Более того - со временем суммы, которые школьник потребует за свои успехи, будут возрастать. Разве вы не хотели попросить у начальства повышения зарплаты?..

Противники системы оплаты оценок говорят о следующих минусах:

1. Неверная мотивация

По сути, оплачивая отметки, родители меняют мотивацию ребенка к учебе с «узнать новое» на «заработать денег». К тому же важность получения знаний отступает перед важностью получения хороших отметок - это далеко не всегда одно и то же. Каждый школьник знает не один способ, как получить «хорошо» или даже «отлично», не обладая знаниями по предмету, значит, оплачивая оценки, мы часто стимулируем ребенка лишь к тому, чтобы продолжать выкручиваться или обманывать учителя. Стоит ли платить деньги за совершенствование хитрости?

Психологи давно заметили, что ни один метод мотивации не дает длительного эффекта, если он навязан сверху. Человек, и взрослый, и ребенок, старается только в том случае, если это нужно ему самому. Не для денег и не для родителя-работодателя.

Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.

Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?

Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.

Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  1. Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  2. Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  3. Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  4. Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  5. Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

  1. Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
  2. Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
  3. Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

  1. Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  2. Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  3. Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.

Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.

Другая информация по теме


  • Ребёнок идёт в детский сад: подготовка

Как и чем поощрять ребенка за хорошие оценки? И поощрять ли вообще?

Самые распространённые виды поощрений – деньги и подарки. Рассмотрим каждый в отдельности.

Деньги

Если ребёнку давать деньги за каждую «5» или за хорошие оценки по окончании учебной четверти, то ребёнок превратится в своеобразного «бизнесмена». Вроде и неплохо, когда дети понимают, что хорошие оценки — их непосредственный вид заработка. Больше «4» и «5» — больше денег.

Но у этого поощрения есть большой недостаток. Вначале действует система «оценка – деньги», то потом она превращается в систему «деньги – оценка». Притом новую систему навязываете не вы, а ваш ребёнок. Да если еще во время «переходного возраста», т.е. когда ваши отношения и так натянуты до предела. Да если это случится, то получится «кошмар» семейного размера.

Поощрение ребёнка деньгами развивает его умение обращаться с деньгами (покупки, экономия и.т.д.), но это нужно делать до 4 – 5 класса. Но ни в коем случае за каждую «3» или «2» не вычитать деньги обратно.

Нужно помнить, что поощрение – это приз, премия и.т.д. В денежном поощрении слишком много острых моментов, которые невозможно все предусмотреть, но которые могут привести к серьезным последствиям. Деньги лучше, чем подарки, стимулируют ребёнка к хорошей учёбе, но нужно быть очень осторожным!

Подарок

Подарок делать за каждую хорошую оценку накладно и хлопотно. Лучше если подарок будет после учебной четверти или после окончания учебного года. Не забываем и сладкие новогодние подарки — а как без них?

Подарок должен быть подарком, т.е. ребенок не должен знать, что это будет. Если ребенок просит определённую вещь, желательно постараться не брать на себя обязательства на покупку этой вещи. Если у вас не получится купить, что обещали, то у него появится обида и злость.

Нужно сделать так, чтобы ребенок ждал сюрприз. А вот что именно купить, для этого нужно знать интересы и стремления своего ребёнка. Подарок должен быть полезен ребёнку, но подарок должен быть полезен и вам. Не в том смысле, что вы будете использовать этот подарок, а в том, что ребёнок может сделать вам полезное с помощью этой вещи.

Рассмотрим два примера:

Ребенок получает удовольствие от подарка, а вы — небольшую пользу. А если есть польза вам, то ребёнок начинает понимать, что это именно тот подарок, который ему и был нужен. А значит, он будет учиться на «4» и «5».

Во всех поощрениях есть одно «НО». Ребёнок без вашего участия не сможет учиться отлично, если ему не уделять внимания и контроля. И не какие деньги и подарки ему не помогут, если не будет вашей помощи!