Пасха. Занятие для детей средней группы Версия для слабовидящих. Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «Натюрморт «Пасха»»

Конспект занятия для средней группы на тему: Пасха.

Цель : узнать о традиции празднования праздника Пасхи

Задачи:

$11. Образовательные: познакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.

$12. Воспитательные: приобщить к истокам культурных традиций русского народа .

$13. Развивающие: развитие внимания и наблюдательности, концентрации движений .

Оборудование и материалы : окрашенные яйца, яйца-писанки, изображение кулича, пасхального стола, горка для катания яиц, сувениры.

Конспект занятия

Воспитатель: «Пасха - самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе:

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Писание гласит, что после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и бедная женщина Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец к римскому императору Тиверию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные – кто что мог. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким».

Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».

Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.

А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?» (ответы детей).

Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор.

Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.

А еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.

Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:

Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? (ответы детей)

Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».

Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?» (ответы детей)

Воспитатель: «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.

Воспитатель: «Как вы думаете, какое у нас будет лето?» (ответы детей)

Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».

Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

(Дети повторяют за воспитателем хором):

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.

Воспитатель: Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.

Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.

Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества, помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.

Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.

В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.

Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.

Хотите ли вы узнать, как праздник Пасхи отмечали наши дедушки и бабушки? (ответ детей)

Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.

Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.

«Игра-несушка»: для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.

«Игра-путаница»: Выбирается ведущий, остальные дети встают в круг, держатся за руки и запутываются. Ведущий должен их распутать.

Близится долгожданная в этом году Пасха. Витрины магазинов пестрят наборами для украшения праздничного стола, всевозможными красками для яиц, наклейками, гирляндами и т.д. В эти выходные я кое-что прикупила в Fix Price и решил провести с сыночком развивающее занятие по теме «Пасха» с использованием пасхальной атрибутики. Тем, кто не успел приобрести тематический материал в магазинах, я предлагаю воспользоваться подготовленными мной файлам для скачивания, в которых я продублировала наш реквизит в плоскостном варианте.

Для начала очень советую украсить квартиру к празднику. Для этого можно использовать декоративные пасхальные украшения.


1. Лингвистический тип интеллекта

Короткое стихотворение «Воскресение Христово»
Проснулась я и слышу —
Весна стучит в окно!
Капель несется с крыши,
Везде светло-светло!
И кажется — не птицы,
А Ангелы летят.
О том, что скоро Пасха,
Они нам говорят.

Мы читаем его так: я читаю стихотворение, а перед выделенными словами делаю паузы, сынок договаривает выделенное слово. Для того, чтобы вызвать к стихотворению интерес, я предлагаю повесить на видное место вот такой плакатик:

Задание на мелкую моторику и координацию рук:

Сварите несколько перепелиных яиц и попросите малыша ложечкой разнести их по ячейкам. Можно использовать коробку из- под яиц или пасхальную подставку. Еще один вариант — переносить яйца с помощью ложечки, надетой на палец (такие продаются в Fix Price).

2. Логико-математический тип интеллекта
Задание на соотнесение цветов.

Мы использовали три набора пенопластовых яичек (розовый, желтый и оранжевый) и таких же цветов деревянных курочек — подставки для салфеток. Но можно воспользоваться вырезанными из плотной бумаги фигурками. Задача — положить яйца в курочку соответствующего цвета.





Задание «Найди пару» — соединялка.

Для этого задания мы использовали пасхальный набор для творчества, но, если у вас такого нет, можно опять же воспользоваться предложенным шаблоном.

Сортер

Предлагаю поиграть в интересный сортер от компании Tomy — игра «Найди яйцо». Каждое яичко имеет на дне определенную форму, соответствие которой нужно найти в ячейках контейнера от яиц.


«Рамки-вкладыши»

Играем с рамками — вкладышами «Цыплята», учим и повторяем понятия «Большой — маленький-средний», «больше-меньше».




Паззлы

Как нельзя кстати к нашему тематическому занятию подошла игра Лены Даниловой «Радужное лукошко».

Счет

Игра на соотнесение цифр. Поскольку сынок умеет соотносить цифры с количеством пока только до 5, я сделала игру до 5. Подобную игру можно сделать для любого количества и цифр. Для задания мы использовали набор декоративных прищепок «Курочки» и полоски, которые я вырезала из цветного картона и на которых написала черным маркером цифры. Задача ребенка — на каждую дорожку (полоску) посадить столько курочек, сколько изображено цифрой на этой дорожке.

Затем каждой курочке мы раздали по одному яичку и повторили понятия: больше/меньше (по количеству), равно, одинаковое количество.

Если таких чудо-прищепок у вас нет, можно воспользоваться обычными прищепками, наклеив на них вот таких курочек:

Большой — средний — маленький + цвета

Это задание я придумала для того, чтобы сынок учился сортировать предметы сразу по двум признакам. В 1,9 эта игра достаточно сложна, но мы учимся. Задача сыночка была помочь маме-курице разложить по кроваткам цыплят: больших цыплят — в большие колечки от пирамидки, маленьких — в маленькие, кроме размера каждому цыпленку надо было найти кроватку по цвету.

Вот шаблон цыпляток.


3. Музыкальный тип интеллекта

Из наших пенопластовых яиц и палочки от пирамидки мы с сыночком сделали вот такую погремушку. Получилось забавно. Звук от нее, конечно, глухой, но это и хорошо. Сравнивали ее по звучанию с другими имеющимися у нас музыкальными инструментами и повторяли понятия «глухо-звонко».

А еще мы, конечно, слушали и слушаем много пасхальных песенок. Вот с этого ресурса.

4. Творческий тип интеллекта

Аппликация «Пасхальная»

Раскрашиваем деревянное яйцо

Это сынок попросил меня на яйце нарисовать курочку:)

Аппликация из цветного песка «Пасхальное яйцо».

5.Естествоведческий тип интеллекта

В этом аспекте мы с сыночком говорили о том, как вылупляются из яиц цыплятки.

А также затронули развитие других животных, которые тоже рождаются из яиц.

Провели викторину «Найди лишнее животное — кто не рождается из яйца».

6. Телесно-кинетический тип интеллекта

Предлагаю сделать упор на развитие ловкости и координации движений. Я придумала для сыночка задачу — перетаскать яийа из ведерка в корзину сачком, при этом передвигаясь по узкой дорожки (выложенной шарфом на полу), а затем и по траектории «змейкой», стараясь не задеть расставленные на полу коробки. Если декоративных яиц у вас нет, можно использовать в игре мячики.



Игра «За двумя зайцами»

Перед ребенком кладутся два деревянных яичка. Нужно третьим яичком попасть по ним так, чтобы они покатились в разные стороны.

7. Внутриличностный тип интеллекта

Я решила сконцентрироваться на воспитании в ребенке уважения к религиозным праздникам, а также на том, чтобы объяснить малышу смысл праздника Пасхи.
Вот , которую я рекомендую прочитать родителям деток от 3 лет и старше. А вот как объяснить смысл праздника малышу до трех лет? Для меня это действительно стало вопросом дня, и не одного, если честно.
Для начала мы сходили в церковь, и я еще раз обратила внимание сыночка на то, что такое Церковь, из чего она состоит, зачем люди ходят туда, напомнила о том, что все, что нас окружает сотворено Богом.

Историю о воскресении Христа, о значении слова «Пасха», о пасхальном агнеце и жертве Христа я пока рассказывать не стала. Ограничилась тем, что показала сыночку иконы «Распятие» и «Воскресение». Объяснила простым языком, кто такой Иисус Христос, и что мы празднуем в день Пасхи.

8. Коммуникативный тип интеллекта

Играли мы с эмоциями, связанными с историей Христа.

Христос родился — радость.
Христа распяли — грусть.
Христос воскрес — удивление и ликование.

Я сделала личики, изображающие соответствующие эмоции и приклеила их к крышкам от маленьких баночек детского питания. Сыночек должен был показать, где какая эмоция, какую эмоцию испытывали люди в трех перечисленных библейских событиях, а затем найти пару каждой эмоции.

С ПРАЗДНИКОМ СВЕТЛОЙ ПАСХИ ВАС, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 15 города Ельца

Конспект

образовательной деятельности

«Святая Пасха»

Подготовила:

Бизина Т.А.

ЕЛЕЦ 2016 год

Возрастная группа: дети подготовительной группы.

Цель: Приобщение детей к русским христианским традициям, обучать декоративному оформлению пасхальной открытки;

ЗАДАЧИ

Обучающие:

Систематизировать знания воспитанников к обычаям и традициям празднования Светлой Пасхи;

Совершенствовать умение детей в продуктивных видах деятельности.

Развивающие:

Развивать интерес к русской национальной культуре;

Развивать мелкую моторику посредством продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование) ;

Развивать эстетический вкус при изготовлении и украшении атрибутов праздничного стола (яйцо пасхальное, подставка, кулич) ;

Развивать у воспитанников умение анализировать результат собственной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа;

Воспитывать самостоятельность и ответственность ребенка при работе в центрах активности;

Воспитывать терпение и усидчивость при работе в малых подгруппах;

Воспитывать уважение к старинным семейным традициям, донести до детей красоту и духовность праздника Пасха.

Образовательная область: Формирование представления об окружающем мире.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание».

Предварительная работа: чтение «Пасхальные стихи русских поэтов», рассматривание иллюстраций русских художников по теме, беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций.

Планируемый результат: развивать интерес к народному обрядовому празднику Пасха, ее обычаям, традициям; уважительно относиться к традициям русского народа.
Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, вербное воскресенье, крашенки, писанки.
Материал: презентация,
иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги), коллекция пасхальных яиц, кисточки, клей, салфетки, бумажные силуэты, картон.

Ход занятия

1.Организационный момент:

Воспитатель: послушайте стихотворение и попробуйте ответить на вопрос о каком времени года в нем говорится.

Динь! Дон!

Динь! Дон!

Это что за нежный звон?

Это пролесок – подснежник

Улыбается сквозь сон!

Это чья же теплота,

Чья такая доброта

Заставляет улыбаться

Зайца, курицу, кота?

И по какому поводу?

Идет… по городу!

Дети: Весна.

Воспитатель: Назовите признаки весны.

Дети: ответы детей.

2.Основной этап:

Воспитатель: Сегодня на занятии поговорить я хочу о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков.
Воспитатель: А какие народные праздники вы знаете?

Дети: Новый год, Рождество.

Воспитатель: А сегодня я хочу рассказать вам ещё об одном празднике. Этот праздник вы все знаете и любите. Это праздник когда все дарят друг другу крашенные яйца, куличи и сладости. Как он называется?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Он называется Святая Пасха. За неделю до Пасхи в воскресенье празднуется праздник, иначе называемый Вербным воскресением. Освящение вербы бывает и в сам праздничный день, и накануне во время вечерней службы.

Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними, при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы.

Весна еще не сшила

Лесам, лугам рубашки,

Лишь верба распушила

Кудрявые барашки.

Барашки золотые

Бегут по тонким веткам –

Веселые, живые,

Как маленькие детки!

Освященную в этот день вербу хранят в течение целого года. Считается, что освященная верба приобретает чудодейственную силу, способствующую изгнанию нечистых духов.

Воспитатель: в старину все готовились и ждали этот праздник . Послушайте стихотворение Александра Александровича Блока

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.

Это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. Давайте вспомним некоторые из них. На Новый год – ставят елку, на Рождество – проводят гадания.

К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику, семинедельному посту - это временя покаяния и духовного очищения.

Пасха – это ожидание весны. Нежные цветы – тюльпаны, нарциссы, гиацинты- украшают наш дом на Пасху.

Можно заранее поставить в воду берёзовые и ивовые веточки. Они распустятся в тепле, и твою семью порадуют живые зелёные листочки.

Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. Неделя перед Пасхой называется страстной. Великий четверг напоминает о последнем причастии. В пятницу Христос был распят на кресте и его тело поместили в пещеру. А на третий день, ночью, Иисус Христос ожил.

На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос - Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он.

Христос воскрес из мёртвых! – с такой вестью вбежала Мария Магдалина к римскому императору Тиберию.

Этого не может быть, - усмехнулся император. Белое яйцо у тебя в руках никогда не станет алым!

И в тот же миг куриное яйцо - скромное подношение императору – стало ярко - красным…

В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас.

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. В Церкви c древних времен сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхальной службы большую свечу есть во всех христианских странах. Люди уносят свечи с благословенным огнём домой, чтобы затеплить домашний очаг. Это приносит счастье в дом.

На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются»- приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!»

На Пасху мы радостно говорим: „Христос Воскресе!” и обмениваемся красными яичками. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни.

Придя домой, а иногда прямо в храме, устраивают пасхальный пир. В течение пасхальной недели во всех церквах, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола.

Празднование Пасхи продолжается сорок дней - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Этот день знаменит не только вкусными угощениями. Богат он и обрядами. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Молодые умывались с золота, серебра, красного яичка в надежде разбогатеть. К Великому празднику люди готовили и сейчас готовят разные угощения.

Воспитатель: Скажите дети, кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?

Дети : ответы детей

Главным украшением стола являются, конечно, куличи и пасхи.

Воспитатель: Что подарить на Пасху?

Невозможно представить себе пасхальное поздравление без красного или расписанного яйца.

К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Нужно постараться каждому приготовить пасхальный подарок: красивое яичко и маленький куличик.

Если вы заранее приготовите корзиночки с проросшей зеленью и среди зелени разместите яички и кулич на салфетке, радость ваших близких вознаградит ваши труды и наполнит ваше сердечко счастьем.

Если же человек, которого вы хотите поздравить с Пасхой, находится далеко, вы можете отправить ему пасхальную открытку.

Воспитатель: Этим мы сейчас и займемся, мы будем делать поздравительную открытку.

Для работы понадобятся: салфетки, картон, шаблоны,кисть, клей ПВА.

Чтобы сделать открытку нам нужно:

  1. Обвести шаблон цыпленка на картон
  2. Из нарезанных салфеток скатывать маленькие шарики
  3. Заклеить контур цыпленка
  4. Вырезать по шаблону «скорлупу»
  5. Приклеить её под и над цыпленком
  6. Оформить открытку до конца.

Аполлон Николаевич Майков

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес!
Христос воскрес!

Воспитатель: Давайте запомним Пасхальные традиции

Символами Пасхи становится все что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхаль-ный огонь), Жизнь (пасхальные яйца и зайцы).

3.Рефлексия.

Осмотрите свои работы. О чем вы думали, когда готовили их?

Я думаю, что ваши подарки чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.

Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.


Юлия Адищева

Цель: Познакомить детей с православным праздником «Светлое воскресение» с его историей, развивать интерес к культуре предков; рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

Задачи:

Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству

Активизировать и расширять словарный запас детей,

Предложить детям выполнить аппликацию пасхального яйца.

Закрепить умение аккуратно выполнять работу.

Актуальность этого конспекта в том, что впечатления детства глубоки неизгладимы в памяти, Народная культура является действенным средством познавательного нравственного и зстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к человеческим нравственным ценностям.

Словарная работа: святая пасха, пост «христосоваться» обряд, крашенки, писанки,

Демонстрационный материал : иллюстрации пасхальных атрибутов, фонограмма колокольного перезвона, Музыка, песни современных авторов, писанные яйца.

Раздаточный материал: клеенка, цв. картон, клей, цв. бумага.

Ход занятия

Чтение стихотворения А. Плещеева «Христос-воскрес» (Дети подготовит. группы)

Повсюду благовест гудит

Из всех церквей народ валит

Заря глядит уже с небес,

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос Воскрес, Христос Воскрес!

Воспитатель. Пасха - самый большой и светлый праздник христианской церкви Ликует природа, Все вокруг расцветает и цветет

В России Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, и особенно такие светлые, как Пасха, объединяли людей в едином чувстве, настроении и состоянии души. Такие праздники духовно сплачивали разобщенных людей Они объединяли семьи Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединенные общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым застольем.

К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель). В течении всей этой седмицы во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме- мужики же заготовляли дрова для пасхального костра, а так же хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходится обычно на Чистый четверг, в который, по народному выражению, «даже ворона своих воронят в луже моет», в этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят, чтобы «весь год чистыми были».

Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.

Музыкальные слайды «Христос Воскрес» (песня)

В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят Христос воскрес!»- «Воистину воскрес!» Это называется «христосоваться» Все накрывают праздничные столы где главными угощениями были куличи и крашеные яйца

Ребята, а вы знаете почему красят яйца?

Это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни,

Легенда

На Пасху Мария Магдалина (ученица Иисуса Христа) римскому императору Тиберию сказала, что Христос воскрес, но Тиберий не поверил, тогда Мария Магдалина подарила ему куриное яйцо со словами «Христос воскрес!», и яйцо сразу стало ярко - красное, символизируя кровь, которую пролил Христос.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа мы и красим яйца.

Яйца всегда расписывали женщины. Занимаясь росписью яиц, они связывали с ЭТИМ СВОИ НАДЕЖДЫ, ПОЖЕЛания которые вплетались в наносимый узор. Так из поколения в поколение складывались и передавались орнаменты и рисунки.

Для того, чтобы покрасить пасхальные яйца, наши предки использовали растительные красители которые изготавливали заранее из дубовой и яблоневой коры, ольховых шишек, луковой шелухи свекольного отвара, крапивы и т д.)

У каждого цвета было свое значение:

Красный цвет - знак счастья; желтый - знак солнца, зеленый цвет - знак жизни, голубой цвет - знак неба, синий - цвет ночи и таинства; коричневый цвет - цвет земли.

Слайды о традициях в пасхальную неделю

Давайте с вами поиграем в игру «Катание яиц с горки» (дети, родители играют, разбирают призы – конфеты и яйца)



Как мы уже говорили ранее, орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным изображающим мир животных и птиц.


Подобные яйца в древности называли -Крашенки А еще существовали и другие яйца, которые служили оберегом в течении всего года. Они расписывались вручную и были непременно сырыми, такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались- Малеванками. Окрашенные яйца клали на пророщенную пшеницу, которую заранее сеяли и украшали пасхальный стол.

Раскрашенные яйца, по древним поверьям, пасхальные яйца оберегают от зла, а потому так подарить их друзьям, родным или близким как символ любви и жизни.

Вот я вам предлагаю выполнить аппликацию «пасхальное яйцо» и подарить своим родителям, как оберег.





(после выполнения продуктивной деятельности детей, показать слайд «Поздравление мультяшки»)

В конце занятия – угощение пасхой и пасхальными яйцами


Цель

  • Знакомство с обычаеми православной церкви – празднованием Светлой Пасхи.
  • Привитие интереса к традициям наших предков.
  • Воспитание сострадания, терпения, прощения, любви и дружбы.

План занятия

  1. Выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи.
  2. Рассказ учителя об истоках празднования, украшениях и атрибутах праздника.
  3. Прослушивание грамзаписи о Воскрешении Иисуса Христа из “Евангелия от Луки”.
  4. Рассматривание икон и картин с изображением Иисуса Христа.
  5. “Пасхальные вести” Я.Полонский.
  6. О преподнесении Марией Магдалиной первого пасхального яйца императору.
  7. Рассматривание пасхальных наборов (различные разрисованные яйца, сувенирные яйца, веточки вербы, зелень, маленькие цыплята).
  8. Прослушивание музыки.
  9. Работа над оформлением пасхального яйца (рисование на бумажном шаблоне).
  10. Подведение итогов занятия.

Ход урока

Организационный момент. Цели урока.

Сегодняшний урок мы проводим во время Великой Седмицы, накануне празднования Светлой Пасхи.

Рассматривание выставки книг на данную тему.

Какие книги вы принесли сегодня для нашей выставки? Коротко расскажите о них.

Выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи.

Что вы знаете об этом православном празднике? Как давно наши предки отмечают этот день как великий религиозный праздник? /ответы учащихся/

Рассказ учителя об истоках празднования, украшениях и атрибутах праздника.

В день Пасхи христиане всего мира вспоминают и славят воскресение из мертвых Иисуса Христа. Именно в этот день отмечалась в Древней Иудее Пасха, т.е., праздник Пасхи еще более древний, чем события, связанные с Христом. Первые упоминания о нем уходят в глубину веков, когда кочевые племена перегоняли свои стада по просторам почти мифического Вавилонского царства. Поэтому и происходит название Пасха от древнееврейского слова “песах“, - означающего “прохождение”. Не было для пастухов большей радости, чем весной, когда преумножались их стада, не знали они, кого и благодарить за ягнят и жеребят, появляющихся на свет. Отсюда и пошел этот праздник, как день благословления всех жизненных сил, приносящих обновление в мир, побеждающих ненавистную разуму смерть.

Позднее, когда многие кочевые племена занялись земледелием, весенний праздник Пасхи выбрал в себе культ благодарения небесам за то, что с них светит солнце, согревает после зимы землю, принимающую брошенной рукой сеятеля семена.

Вот откуда обычай печь на Пасху куличи. Древнему человеку представлялось, что кулич – это как солнце красное у него в праздник на столе, и, если отпробовать его, это как прикоснуться к солнцу, вобрать в себя его живительные лучи, и как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы.

Еще первые астрономы-жрецы знали, что солнце приходит в наше полушарие после дня весеннего равноденствия. По-разному народы приобщались к традиции Пасхи, но справляли ее неизменно после этого дня.

По установленным в IV веке правилам христианства, Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. В русском языке, кстати, седьмой день недели стали называть воскресеньем именно в память о том, что в этот день, следовавший за субботой, воскрес казненный Христос.

Все христиане считают Пасху самым значительным днем в году “Праздник Праздников – Святая Пасха!”- провозгласили когда-то отцы церкви. ,Христос Воскрес!“ – приветствуют всех в этот праздник верующие и троекратно целуются в знак любви.

К Пасхе наши предки относились благоговейно. В этот праздник закрывались присутственные заведения, прекращались работы, в школах объявлялись каникулы. На церквах и улицах устраивались иллюминации. Собирались за общим столом и младшие и старшие родственники, близкие, друзья посылали друг другу поздравления, дарили подарки. Люди всех сословий объединялись общей памятью о великом страдании и чудесном воскресении Христа.

По народному поверью Пасха - самый большой праздник не только на земле, но и на небесах. Если существует загробная жизнь, то в этот день грешников в аду не мучают, и если уж умирать, то дай Бог на пасху, потому что не каждому дается такая радость, чтобы душа непременно сразу устремилась в рай.

Воскресение Христово – самый великий в Христианской Церкви праздник. В этот день положена в церкви и служба особая, более торжественная, нежели в другие праздники. Утреня начинается в полночь. Пред началом ее священнослужители, облачившись в белые одежды, вместе с верующими, при колокольном звоне, с возжжеными свечами, с крестом и иконами идут вокруг храма и, как будто мироносицы, ищут тело Иисуса. Начальный возглас утрени делается пред затворенными дверьми храма, при чем много раз поется тропарь: “Христос воскресе…”, и с пением сего тропаря входят во храм.

Пасха – праздник с особыми правилами (страстная неделя).

Первые три дня недели верующие приглашаются, в церквах идут евангельские чтения. Дома в эти дни – обычный постный стол, отказ от скоромной пищи, в т.ч. от рыбы.

К Великому четвергу в доме все должно быть чисто. В этот день нужно красить яйца, замешивать тесто для куличей, делать пасху.

Великая, Страстная пятница - день строгого поста. Считается, что заниматься в доме никакими хозяйствами делами нельзя (даже мыться).

В Великую субботу утром – служба. (Разговляться можно, когда кончится литургия, после 3 часов).

Считается, что чем больше на пасху подарков сделаешь, тем счастливее будешь.

Каждый год солнце, сделав свой круг, приносит нам весну. И каждый год, возвещая нам о добром и светлом в нашей жизни, вновь и вновь звучат в храмах вдохновенные пасхальные песнопения.

Христос воскрес из мертвых,
Смертию смерть поправ,
и сущим во гробех живот даровав.
Воскресения день,
Просветимся, люди:
Пасха, Господня Пасха!
От смерти бо к жизни,
и от земли к небесам
Христос Бог нас преведе,
Победную поющия.

Прослушивание грамзаписи о Воскрешении Иисуса Христа из “Евангелия от Луки”.

Рассматривание икон и картин с изображением Иисуса Христа.

Смерть Христа на Кресте есть одновременно Его победа. За Крестом следует Воскресение, и радость Пасхи просвечивает через скорбь, делая ее светлой. "Крестом радость прииде всему миру" - поется в церковном песнопении.

Образ Христа в силе и славе, как образ второго и славного Его пришествия, впрямую связан с темой Страшного Суда, ибо Господь является как Судия живых и мертвых, и суд Его праведен, и никто не избежит Суда Христова.

“Пасхальные вести” Я.Полонский

Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи...
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи...
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз...
И на камни стали падать слезы
Злой зимой очищенных берез.

И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, Спаситель наших душ.

От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем...

Поднялись - морями стали реки
И в горах пронесся первый гром.

Третья весть была необычайна:
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна...
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.

О преподнесении Марией Магдалиной первого пасхального яйца императору.

Первое пасхальное яйцо преподнесла в подарок императору Мария Магдалина. Она пришла на встречу с императором и со словами “Христос воскресе!” протянула ему в подарок красное яйцо. Император с интересом спросил, что это означает. И Мария рассказала ему историю об Иисусе Христе.

Первые христиане, узнав о приношении святой Магдалины и подражая ей, тоже начали при воспоминании о Воскресении Христовом дарить друг другу красные яйца. Впоследствии это стало пасхальным обычаем всех православных христиан.

А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

Чтение пасхальных стихов учащимися.

Пусть принесет добро
И поздравления
День Светлого
Христова Воскресенья!
Пусть служба в храме
Исцелит, понравится,
И чувство окрыленности
Появится!

Пусть сердце Ваше
Счастье наполняет,
В душе царят
Покой и благодать!
И свет небесный
Ярче пусть сияет,
Чтоб Вас и Ваших близких
Согревать!

Пусть в этот день,
Красивый, добрый,
В душе сияет
Радость вновь,
И целый мир
Вокруг наполнят
Надежда, вера
И любовь!
И пусть летит
Благою вестью:
Воистину
Христос Воскресе!

Пусть благодать
В душе царит,
И щедрость сердца
Не увянет,
Господь спасет и сохранит,
И благоденствие подарит!

Надежды,
Веры и любви!
Прекрасных
Радостных чудес!
И пусть сейчас
Тепло звучит:

11. Работа над оформлением пасхального яйца (рисование на бумажном шаблоне, оформление аппликации из цветной бумаги).

12. Подведение итогов занятия.

Было ли вам интересно сегодня на уроке?

Что запомнилось и понравилось больше всего?

13. Рассматривание детских работ. Выставка лучших работ.