Православный праздник почему нельзя. Что нельзя делать в церковные праздники и почему

Согласно четвертой заповеди, надлежит трудиться шесть дней, но посвятить седьмой, субботу, служению Богу и богоугодным делам, оставив в этот день другие заботы. В наши дни ветхозаветная суббота сменилась на новозаветное воскресенье, да и заниматься в эти дни приходится самыми разными делами, но церковные праздники по-прежнему чтятся как святые дни и отводятся на духовную жизнь.

Четвертая заповедь

Призыв не работать по церковным праздникам восходит к формулировке четвертой заповеди, гласящей «… шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему». В седьмой день полагалось заниматься делами милосердия, изучать Слово Божье, посещать храмы - жить духовной жизнью, заботиться о своей душе. В эту же категорию попадают и церковные праздники, посвященные святым и событиям из Библии.

Самый чтимый из всех праздников, в которые следует воздержаться от работы - Пасха, Воскресение Христово. Он выпадает в каждом году на новую…

В ожидании церковных праздников верующие и суеверные люди начинают торопиться, выполнить как можно больше накопившейся работы. Это позволяет в праздничный период отдохнуть и ничего не делать. До каждого дошли сведения о том, что работать в церковные праздники нежелательно, и особенно убираться в жилище.

Случается так, что накануне человек просто не знал о том, что завтра большой праздник и, поутру проснувшись, он словно в ужасе понимает, что в доме бардак и работать нельзя! Давайте выясним, почему же люди так уверенно передают из поколения в поколения суеверия о том, что в церковные праздники ни в коем случае нельзя заниматься уборкой, и что уж лучше день провести в бардаке, чтобы потом…

Почему нельзя убираться в церковные праздники?

Относительно церковных праздников и генеральных уборок в эти дни среди народа ходит много примет и суеверий. Наши прадеды свято чтили православные события и строго запрещали в эти даты работать. Утром вставали спозаранку и первым…

Около двух тысяч лет назад Господь наш Иисус Христос в Евангелии сказал, что не человек для субботы, а суббота для человека. Церковное понимание смысла праздничных, воскресных дней сводится не к тому, чтобы пребывать в пассивности и рукой не шевельнуть, а к тому, что мы в эти дни должны приостановить обычную будничную, семейную, рабочую суету и голову приподнять к небу. Для этого при наличии хотя бы минимальной возможности нужно сходить помолиться на службу, а затем, насколько нам позволяют жизненные обстоятельства, посвятить этот день попечениям, не к себе обращенным. Если у нас дети, лучше посвятить воскресный день не стирке, а общению с ними, потому что намного труднее, чем мыть посуду, говорить с собственными детьми глубоко и открыто. Если у нас есть старшие родственники, которых мы давно не навещали, нужно доехать до них, позвонить им. Если есть люди, нуждающиеся в нашей поддержке, то хорошо бы поддержать их.

Рукодельничать в церковные праздники можно, но только не вместо…

Недавно было Благовещение. А скоро – Пасха. Многие сельские жители постоянно интересуются: можно ли работать в церковные праздники? На селе, особенно весной и осенью, очень много работы и на огороде, и дворах. Тем более что к церковным праздникам относится и воскресный день в течение всего года. Чтобы ответить на вопрос когда работать, когда не работать, и в какие именно церковные праздники, попробую обобщить всю информацию по этому поводу: что я слышал и читал лично, что слышал от наших священников, что слышал от людей, постоянно ходящих в храм.

Откуда пошло, с каких пор возбраняется трудиться в церковные праздники?

Четвертая заповедь Божия гласит:

«Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.»

Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые…

Еще по молодости старшие часто нам говорили - нельзя работать в воскресенье, а мы лишь ухмылялись и шли трудиться дальше, благо здоровье позволяло это делать. Между тем, кого ни спроси, никто не знает, откуда пошло это поверье. Давайте разбираться в этом вопросе.

Как утверждают священники, церковные праздники и воскресенье в христианстве являются теми днями, в которые и на самом деле нельзя работать. Связано это с тем, что Бог 6 дней создавал мир, а на седьмой решил отдохнуть. Вот и человек не должен работать без отдыха, ведь в таком случае он лишь портит себе здоровье. В такое время рекомендуется не только отдыхать, но и посещать церковь, посвящать себя Господу. Между тем, некоторый физический труд все-таки разрешается - например, можно убраться у больного или старого человека в квартире или просто за ним поухаживать. Ничего плохого в этом нет.

Между прочим у каждого праздника есть свой собственный запрет. Так, на Рождество запрещено ходить на охоту или в…

Всю неделю я занята на работе. Заняться домашними делами - постирать, сварить обед - успеваю только в воскресенье, когда возвращаюсь из храма. Но моя бабушка утверждает, что работать в воскресный день - грех. Так ли это? Юлия

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Конечно, если кому-то удается так организовать свое время, что все воскресные и праздничные дни он может посвятить исключительно молитве и делам милосердия, это прекрасно. Утром человек пошел на литургию, причастился, потрапезничал в кругу своей благочестивой семьи, посетили всей семьей болящих и в темнице сидящих, сходил вечером в храм на службу, опять потрапезничал в кругу семьи, все помолились и отошли ко сну. Чего бы лучше! Но если мать семейства отказывается готовить обед, потому что в праздник нельзя работать, а муж и дети сидят голодные и, может быть, даже…

Можно ли работать в церковные праздники и в воскресенье? Не грех ли это?

Вопрос, который я регулярно слышу: «Вы работаете и в праздники. А это правильно для целителя, использующего православные заговоры и молитвы?»

Отвечаю: конечно, можно работать в праздник! И, да, это абсолютно правильно! Просьба к авторам такого вопроса: дайте мне ссылку на какой-то пункт в Священном Писании или в Конституции, где четко сказано, что целители не должны принимать людей в дни религиозных праздников. Видите ли, в православные праздники люди болеют и страдают от различных проблем не меньше, чем в другие дни. А то и больше (многие жертвы порчи чувствуют ухудшение именно в дни церковных праздников, соответствующих древним языческим праздникам). Так почему я должен отказывать им в помощи?

Наверняка вы слышали знаменитую библейскую притчу о том, что когда фарисеи обвинили Иисуса Христа в том, что он лечил человека в субботу (священный религиозный день), тот ответил: «Если бы у вас…

Многие верующие интересуются: что можно и что нельзя делать во время церковных праздников? Таких праздников несколько. Самый большой православный праздник – Пасха, Светлое Христово Воскресение. Кроме Пасхи верующие отмечают двенадцать великих праздников:

  • Рождество Богородицы,
  • Воздвижение Креста Господня,
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы,
  • Рождество Христово,
  • Крещение Господне,
  • Сретение Господне,
  • Благовещение Пресвятой Богородицы,
  • Вход Господень в Иерусалим,
  • Вознесение Господне,
  • День Святой Троицы,
  • Преображение Господне,
  • Успение Богородицы.

Существуют также праздники в честь великих святых и Ангелов.

Чего нельзя делать в дни православных праздников?

Мы расскажем, чтем нельзя заниматься в церковные праздники. Согласно сложившейся традиции, в эти дни нельзя заниматься работой по дому – уборкой и стиркой, а также шить, вязать, вышивать, работать в саду и огороде. Рекомендуется отказаться от просмотра развлекательных телепередач, посещения театра и кино.

Смысл подобных запретов не в том, что нельзя совершать определенные действия, а в том, что православный праздник – это в первую очередь день, который посвящается Богу.

Верующим следует отвлечься от мирских, повседневных дел и посвятить себя заботам духовным. Старайтесь проявлять больше теплоты и заботы по отношению к друзьям и близким, окажите помощь бедным и больным людям.

Как правильно встречать православные церковные праздники?

Провести Рождество Пресвятой Богородицы нужно с чистыми помыслами. Нельзя позволять себе даже злых мыслей, а не только плохих поступков. Считается, что с этого дня начинается новая жизнь. Старую свечу в доме принято гасить, а новую зажигать. На Руси этот праздник связывали с приходом осени и праздником урожая, за который благодарили Богородицу.

В день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня верующие соблюдают строгий пост (нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца, рыбу). Считается, что тем, кто постится, будут прощены семь грехов.

В старину в этот день люди рисовали чесноком, углем или мелом кресты на дверях своих домов, притолоках или матицах, чтобы защитить дом и домочадцев от злых духов. В этот день не стоит начинать новые дела, давать взаймы и одалживать деньги.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы считается чистым и благословенным днем. После посещения храма крестные родители дарят своим крестникам подарки и угощают сладостями.

В Сочельник перед Рождеством Христовым верующие отказываются от пищи до первой звезды. Эта традиция связана с преданием о Вифлеемской звезде, возвестившей о рождении Христа. К столу подают сочиво – постную кашу с мёдом, сухофруктами и орехами.

Считается, что в светлый праздник рождения Христа не нужно надевать черные вещи, так как они символизируют траур. В эти дни принято заниматься благотворительностью. В старину существовал обычай приглашать на ужин одиноких людей, угощать нищих и выставлять за порог дома угощение для бездомных животных.

В Крещенский Сочельник и на праздник Богоявления Господня освящают воду в храмах и в естественных водоемах, для чего в реках и озерах вырубают проруби.

Считается, что купание в проруби очищает душу и тело, и истинно верующий человек после этого в течение года не болеет никакими заболеваниями. Святую воду хранят в течение года рядом с иконами. Ею окропляют дома, употребляют натощак вместе с кусочком просфоры.

На Сретение в храмах совершается освящение свечей в знак очищения мира светом Христова Евангелия. Эти свечи люди хранят дома в течение года и зажигают в особых случаях – например, во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог и волнений. Также в храмах освящают воду, которая, как считается, имеет свойство исцелять людей от различных ззаболеваний.

На Благовещение Пресвятой Богородицы в некоторых церквях после литургии запускают в небо белых голубей, которые олицетворяют благую весть. Также принято выпускать птиц из клеток на волю. В этот день, согласно приметам, «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет».

Лучше не посещать парикмахерскую и даже по возможности не расчесываться, иначе волосы будут выпадать. Не принято надевать новую одежду, которая по поверью может испачкаться или порваться. На Руси считалось, что до этой даты ничего нельзя сеять в поле и на огородах, так как земля еще спит.

В Лазареву субботу накануне Вербного воскресенья в православных храмах освящают ветки вербы, которые верующие хранят дома как обереги. Они защищают дом от пожара и молнии, причем сохраняют свои магические свойства в течение года. В этот день не рекомендуется мыться, разве что в исключительных случаях, так как вода в Вербное воскресенье может «смыть» с человека благодать и счастье.

Накануне главного христианского праздникаПасхи – соблюдается многодневный Великий пост. На Пасху в храмах освящают крашеные яйца, куличи и творожные пасхи, которые подают к столу в течение всей пасхальной недели.

В советские годы, когда многие храмы были закрыты, появился обычай посещать в этот день могилы родственников. Однако церковь это не рекомендует, ведь Пасха – светлый праздник христиан, и предаваться унынию в это время не стоит.

В Вознесение Господне нельзя работать на земле, иначе год будет неурожайным. Хозяйки пироги прямоугольной формы с небольшими перекладинками, символизирущие лестницу – путь Иисуса на небеса.

Накануне Троицы храмы и жилые дома украшают свежей зеленью и цветами. Для оформления домов чаще всего берут ветви березы и дуба, а вербу или осину использовать для этого запрещается.

Зелень, которую используют для украшения храма, можно высушить, а затем использовать для лечения различных болезней. На Руси было принято ходить в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана; слезы при этом символизировали дождь. Считалось, что после этого летом не должно быть засухи.

На праздник, который носит название Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня или Медовый Спас , в храмах освящают мед и продукты пчеловодства. Также проводится малое водосвятие, в честь которого этот день называют Спасом на воде (Мокрым Спасом ).

Верующие совершают крестные ходы к водоемам и родникам. Считается, что люди, искупавшиеся в освященной воде, могут исцелиться от болезней.

На праздник Преображения Господня , который также называется Яблочным Спасом , в храмах освящают плоды нового урожая, люди дарят друг другу яблоки, угощают больных и нищих. В прежние времена до этого времени фрукты нового урожая есть запрещалось.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестьяне не работают в поле. Среди сельских жителей существует поверье, что на Успение нужно оставить на полях немного колосьев, чтобы в следующем году уродился хороший урожай.

Также в этот день нельзя ходить по земле босиком, особенно по росе. Считается, что роса – это слезы Божьей Матери, поэтому прогулка босиком сулит болезни и невзгоды.

Работающий по необходимости не подлежит осуждению

Можно ли работать в праздники и воскресные дни? Как ни странно, этот простой, не требующий глубоких богословских познаний вопрос волнует многих православных христиан. Чаще всего, это волнение вызвано формулировкой четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в седьмой день – суббота Господу, Богу твоему » (Исх. 20:8). Из Ветхого Завета мы знаем, что нарушителей этой заповеди ожидало всеобщее осуждение и суровое наказание.

При поверхностном осмыслении вопроса, вывод, действительно, кажется очевидным: Бог сказал не работай, значит, работать нельзя. Будешь работать – будешь наказан. В то же время высказываются и недоумения: а как быть с тем, что мы празднуем не субботу, а воскресение, которое, согласно церковному преданию, является восьмым днем, а не седьмым? Как быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев и поездов, летчики, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники и общие выходные свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но ведь мы пользуемся продуктами их труда, услугами, товарами, произведенными «во грехе», – разве это не лицемерие с нашей стороны? Не перекладываем ли мы вину на плечи других людей? И потом, разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели трудиться с пользой для себя и близких?

Так, не хотя или не умея найти ответ, мы часто доходим до ситуации, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд во благо – грехом.

Доводя жизнь до абсурда, мы забываем, что четвертая заповедь была дана народу, который практически окончательно забыл о Боге. Вспомним: когда Моисей взошел на Синай, тут же, не выдержав и сорока дней, народ Израиля уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых сегодня можно только мечтать. Так что в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильтян четвертая заповедь была более чем уместна. Ибо без нее евреи вскоре и вовсе могли забыть о том, к чему их приготовил Господь.

В этом смысле оправданы и суровые наказания за нарушения заповедей: только страх возмездия являлся тем стимулом, который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере, точно так же, как страх наказания удерживает и наших детей от непослушания и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты, они еще не способны совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон способен научить их различать, что такое грех, а что добродетель.

Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу » (Гал. 3:24). И именно в этом контексте следует понимать его слова: «Законом познается грех » (Рим. 3:19-20).

Но все это касается исключительно ветхого, неокрепшего душой человека. У христиан все по-другому. Еще в Книге пророка Иеремии написано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его …» (Иер. 31:31-34). И сегодня мы видим, что, согласно этому Завету, мы, христиане, уже вошли в вечную субботу, которая для нас – Христос! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4, Лк. 6:5). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Поэтому в Новом Завете идет речь о том, что «никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу » (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает » (Рим. 14:6). А далее следует вывод, кардинально меняющий вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно в субботы делать добро » (Мф. 12:12).

Странно, но современные христиане почему-то забыли, что теперь Господь всегда с нами! Теперь мы ходим в церковь не под страхом наказания, не потому, что Бог обязал нас это делать, а потому, что ощущаем в этом острую необходимость. Ощущаем необходимость быть в Его Теле, жить Его Жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение». И это «богослужение» должно включать в себя не только посещение храма, не только частную молитву (которая, по заповеди апостола Павла, должна стать непрестанной), но и труд на благо близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5:8).

Любой труд ВО БЛАГО есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен. Поэтому святые отцы, кроме участия в богослужении, всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д. Забота о ближних должна быть насущной потребностью для каждого христианина. И поэтому все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не совершают греха, но, более того – творят угодное Богу!

В этом смысле Церковь никогда не запрещала необходимо-полезный труд. Так, например, свт. Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь в воскресные дни, добавляет: «…Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого » (Добротолюбие, т. 5).

Еще красноречивее на все вышесказанное указывает 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа ».

Все толкователи соборных постановлений Церкви единогласны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению . Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом «предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут, т.e., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Кончено же, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные правила стали причиной (точнее, отговоркой) для того, чтобы не присутствовать на богослужении. Но все же весь опыт Церкви четко указывает на то, что созидательный труд есть благо , на то, что человек (тем более, христианин) должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий мир (свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну, наконец).

Глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, тяжело представить, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну, своих ближних… От этого взгляда приходят на память слова апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви » (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа Новый Закон, закон любви, должен быть начертан в наших сердцах, ибо: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

И разве этот закон может оправдывать лень и безделье?

Иеродиакон ИОАНН (Ампелокипиотис)
Газета «Одигитрия»

Просмотрено (12400) раз

14 января – праздник . Он был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и Ему было наречено имя – Иисус (Спаситель). так говорил, объясняя смысл праздника: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».

Но для кого-то суть праздника – в том, что в этот день нельзя стирать, стричься, да и работать не желательно. Как объяснять таким людям, что все эти приметы не имеют к празднику никакого отношения? Стоит ли говорить, если тебя не спрашивают? А если спрашивают – как правильно отвечать? Советуют священники.

Без непрошеных замечаний

, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ:

– Специально подходить и начинать вразумлять, когда тебя не спрашивают, не стоит. Есть вещи, которые можно постичь, придя в Церковь, читая Священное Писание, изнутри узнавая веру, а не заглядывая со стороны. От наших непрошеных замечаний и назиданий человек точно сразу не начнет воцерковляться.

«За питье и еду никто не сидит в аду», – говорил один священник. Каждому нужно следить за собой, показывать пример – каким следует , – это и будет миссией. Возможно, к нему потом и захочется подойти с вопросами. А вот влезать с советами и объяснениями, когда нас не просят – это может дать абсолютно противоположный эффект.

Да, люди не понимают смысл праздников, не стирают, не убираются, волосы не заплетают, лезут купаться – это их личное дело. Что же, Господь их за это накажет? Хуже, когда люди всё понимают, знают, но злобятся и осуждают.

Если же человек сам подошел с вопросом, то важно отвечать не свысока, что вот, ты давно в Церкви, всё понимаешь, а он – такой «необразованный». Услышан может быть только доброжелательный ответ, с любовью.

Если чувствуешь, что не сможешь доходчиво объяснить и рассказать, лучше направить человека к священнику.

Не просто «транслировать»

Наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии

Игумен Зосима (Балин)

– Прежде чем начинать рассказ о празднике или церковном событии, стоит мысленно испросить помощи Божией и мобилизовать весь свой внутренний потенциал доброжелательности и человеколюбия. Без этих двух составляющих все ваши усилия будут тщетны.

Успех половины дела (как минимум) зависит от того, с каким настроем вы «миссионерствуете». Нужно быть готовым к тому, что ваш собеседник вовсе не жаждет погрузиться в пучину высокого богословия. Начните разговор на бытовом уровне, о свечках и к какой иконе их поставить. А уж затем поведайте о содержании праздника и его глубинном смысле.

Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.

Не надо просто транслировать, нужно видеть и чувствовать реакцию человека. Протяните связующие нити к вещам, ему знакомым, например, расскажите, в каком храме вашей местности есть икона, о которой зашел разговор. Предложите, быть может, заехать помолиться и поставить свечу, когда появится свободная минута.

Не стесняйтесь сами себе задавать почаще вопрос: «А как бы я построил рассказ о празднике церковном, или чтимом образе, или житии угодника Божия?»

И, главное, помните, что результат всегда зависит от Господа и Его всеблагой воли, дабы не расстраиваться, если ваше сеяние не приносит плодов сиюминутно.

Первый шаг, второй, третий…

Протоиерей Игорь Гагарин , настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:

Протоиерей Игорь Гагарин

– Дать один ответ на этот вопрос, посоветовать рецепт на все случаи жизни невозможно. Нужно иметь чувство такта. Иногда надо сказать, объяснить, а иногда – промолчать. Всё зависит от конкретной ситуации, от собеседника, от того, насколько он готов услышать.

С одной стороны, мы, конечно, должны свидетельствовать о своей вере и по возможности говорить людям о ней то, что считаем необходимым. Но делать это нужно разумно.

Все знают выражение «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6). Оно вовсе не означает, что я на всех людей должен смотреть как на свиней. Но я должен трезво оценивать ситуацию и видеть, есть ли тут та почва, упав на которую, мои слова принесут должные плоды.

Люди в большинстве случаев не любят, когда их учат жить, раздражаются, когда их начинаешь поправлять, что-то им указывать. Нам точно не нужна такая реакция.

Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.

Поэтому подталкивать не надо. А вот если ты видишь, что сам человек ищет ответы на какие-то вопросы, с благодарностью примет то, что услышит от тебя, если ты видишь, что он сам тянется узнать, а не ты его подталкиваешь, – это совсем другое дело.

Говорить о вере нужно, но делать это очень осторожно, тактично, доброжелательно, с любовью. И только в том случае, если, повторяю, у меня есть основания предполагать, что буду услышан, что человек примет мои слова не как попытку навязать ему что-то.

А насчет «глупых» вопросов… Не стоит торопиться считать их глупыми. В вопросе по поводу веры, обращенному к нам, каким бы глупым этот вопрос ни казался, есть всегда что-то правильное и здоровое.

Ведь если человек подошел и просит, например, посоветовать икону «для удачи в работе», на ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, налицо какой-то магический подход. Человек думает, что вот нужно сделать то-то, то-то и то-то, и результат должен быть положительным. Нам сразу хочется осудить.

Но, с другой стороны, можно посмотреть иначе: человек понимает – своих сил у него недостаточно, ему нужна помощь свыше. Вот он и обращается за этой помощью. Но, поскольку у него нет никакого церковного опыта, он может делать это неуклюже и, на первый взгляд, даже глупо.

Отнесись к этому с уважением, скажи: «Очень правильно и хорошо, что вы пришли и понимаете – нужно обращаться за помощью к Богу и к Церкви, что вы ищете доброе, Божие, ищите святого, который поможет вам в этом обращении». Ну а дальше важно постараться доброжелательно объяснить ему, что дело не в том, перед какой иконой о чем молиться…

Важно не только то, что мы говорим, а еще – как мы говорим. Когда мы это делаем с терпением, доброжелательно, выражая, может быть, одобрение человеку, то есть шанс, что нас услышат и поймут правильно.

Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.

Мне кажется, об этом мы всё время должны помнить в нашем общении с людьми, которые делают только первый шаг в Церкви, чтобы общение с нами пробудило в них желание сделать и второй, и третий…

Без безграмотной демагогии

, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:

– С библейско-евангельских времен бытовое часто приобретало назидательный характер. Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию, чаще всего безграмотную. Выровнять эту ситуацию может только «бытовая» проповедь людей, богословски грамотных и имеющих личный опыт применения данных истин в личной жизни, сопоставленный с опытом Христовой Церкви.

Общинность является противовесом персонифицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключ к двери, за которой открывается опыт христианской жизни. Жизни евхаристической общины как единой семьи, глава которой Христос.

Если человек пока не готов войти в общину, то есть другой путь – самообразования. Условия для этого созданы идеальные – масса литературы, различные СМИ, дело за малым – желанием человека услышать слово проповеди, но и этот опыт необходимо сопоставить с опытом людей, которые составляют Церковь.

В отношении же вопроса личной проповеди, думаю, он возможен только в ситуации, когда вас хотят слышать. Ответы должны быть предельно честными, нелицемерными и не расходиться с вашими жизненными принципами. Только в этом случае можно достигнуть главной цели христианской, пусть даже и «бытовой» миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить в человеке произволение ко спасению.

Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.

Что православные люди в дни святых праздников не делают?

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему» - так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.

Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?

Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху

Не ругаются

Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.

Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.

Не прибираются

Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.

Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.

Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.

С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.

«Кто работает, тот молится» - так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.

Не стирают

В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность

К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.

А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.

Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!

Не моются

Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется

Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.

В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.

Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.

Не занимаются рукоделием

Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.

Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!

Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное – не забыть посетить церковь

На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.

Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.

Не работают в огороде

Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5

Бог разрешает работать в божий день, главное – чтобы работа проходила с молитвой

Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.

Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.

Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.

Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.

Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.