Русская береза проекты в доу. Проект для детей старшей группы «Березка русская моя. Уровень знаний детей, их интересы и пожелания

Проект для младших дошкольников «Белоствольная берёзка»

Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта : проект средней продолжительности, июнь – август 2016 .
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Возраст детей : 3-4 года.
Продукт проекта : коллаж «Русская красавица»

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект.
Недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения в природе (дети часто ломают деревья, не понимая, что они живые и какую пользу они приносят).

Актуальность проекта.
Проект «Белоствольная берёзка» направлен на расширение кругозора и осознание детьми значения берёзы как уникального дерева в жизни человека, экологически – грамотное отношение к природе.

Цель: формирование представлений детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, бережного отношения к деревьям.

Задачи:
1.Обогатить представления детей о берёзе, как о живом существе (строение, условия роста).
2. Познакомить детей с тем, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки».
3. Воспитывать любовь к русской природе и бережное отношение к ней (правила поведения в природе – эмоционально откликаться, переживать радость, восхищение от общения с берёзкой, не причинять ей вред).

Этапы проекта
Подготовительный
Составление плана проекта, определение сроков реализации.
Разработка бесед, образовательных ситуаций, плана экскурсий по « экологической тропе», в музей «Русской избы», наблюдений на прогулке, сценария итогового мероприятия «Праздник русской берёзки».
Подготовка иллюстрированного материала: альбомов « Всё о берёзке», « Берёза прекрасна во все времена года», « Репродукции картин о берёзе».
Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе, художественной литературы.
Оформление уголка «Русская берёзка».


Работа с родителями.
Познакомить родителей с целью и задачами проекта. Заинтересовать родителей.
Наглядные консультации по теме проекта: « На прогулке и дома расскажите детям про берёзу», « Стихи, загадки, игры о берёзе»
Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе в альбом « Всё о берёзе».
Привлечь к изготовлению коллажа « Русская красавица».
Выставка рисунков и поделок совместно с детьми «Моя берёзка»



Основной этап.
Тематические беседы.
«Что я знаю о берёзке»
Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Вызвать интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

«Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

«Родное дерево»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства.

«Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.


Наблюдение на прогулке: «Встреча с русской красавицей» (познакомить с деревом).
Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.


Экскурсия по «Экологической тропе».
Цель: расширить представления детей о характерных признаках лета; уточнить представления об изменениях, происходящих летом в жизни деревьев. Обратить внимание на красоту берез.


Рассматривание альбомов «Всё о берёзе», « Берёза прекрасна во все времена года», « Репродукции картин о берёзе». Цель: вызвать интерес к рассматриваемому объекту.



Ознакомление с художественной литературой.
Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза».Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила». Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе. Загадки, пословицыЦель: обогащать знания детей посредством художественного слова.


Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую»
Цель: выразительно читать наизусть стихотворение, понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям, березе.Составление рассказов с детьми «Сказка о берёзке», «За что я люблю берёзку».
Цель: выражать отношение к берёзе в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

Играли в дидактические игры:
«Укрась дерево листочками».
Цель: формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых летних и осенних цветосочетаний.
«Собери целое дерево».
Цель: формировать представление о строение дерева.
«С кем дружит дерево»
Цель: формировать представления о связи дерева с другими живыми организмами.«Что нужно дереву?»
Цель: формировать представления о жизни дерева, его развитии.



Для самостоятельной деятельности детям предлагали раскраски с изображением берёзки.


Экскурсии в музей ДОУ«Русская изба»(Применение берёзы в старину, предметы обихода).


Разучивание и песен хороводов "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия), "Ай да березка" - хоровод (муз. Т.Попатенко).
Цель: вызвать эмоциональную отзывчивость к красоте народного языка и музыке, желание их петь.


Играли с детьми в народные игры «Печка и дрова».
Подвижные игры: «Кто больше соберет берёзовых листочков», « Кто быстрее добежит до берёзы», « У медведя во бору».


Заключительный этап
Создание коллажа «Русская красавица»Цель: способствовать развитию творческих навыков в процессе изготовления коллажа из природного материала.



Итогом проделанной работы стало развлечение «Праздник русской берёзки». Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке; воспитывать любовь к русской берёзке.



Результат проекта
Дети: Дети расширили свои представления о берёзе, как о живом существе.
Узнали о пользе берёзы для человека.
Прониклись заботой и любовью к берёзе, и стали бережно относиться к деревьям.

Воспитатель:
- подобрала методическую и детскую литературу
- разработала конспекты образовательной деятельности, сценарий итогового мероприятия
- наработала рекомендации для родителей по теме проекта
-составила картотеки пословиц и поговорок, загадок о берёзе.

Родители: - проявили интерес и участвовали в реализации проекта- приняли участие в оформлении альбома « Всё о берёзке».

В развивающую среду были внесены:
- иллюстрированные альбомы
-дидактические игры « Укрась дерево листочками», « Собери целое дерево», « С кем дружит дерево», «Что нужно дереву?».
- оформлен уголок « Русская берёзка»

Актуальность: Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать". Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности. Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать". Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.


Проблема: Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей. Недостаточные знания детей о березе, как символе России. Недостаточные знания детей о березе, как символе России. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.




Задачи: познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами; воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе. воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.


МЕРОПРИЯТИЯ по образовательным областям. Познание. «Встреча с русской красавицей» - наблюдение на прогулке. «Почему березы белые?» – беседа. «Береза - символ России» – занятие. «Символика нашей России» - интегрированное занятие. «Русская душа березы» - легенды и мифы о березе. «Снятся ли березе сны» - наблюдение на прогулке. «Домашний доктор» - занятие о лекарственных свойствах березы. Познание. «Встреча с русской красавицей» - наблюдение на прогулке. «Почему березы белые?» – беседа. «Береза - символ России» – занятие. «Символика нашей России» - интегрированное занятие. «Русская душа березы» - легенды и мифы о березе. «Снятся ли березе сны» - наблюдение на прогулке. «Домашний доктор» - занятие о лекарственных свойствах березы. Художественно- продуктивная деятельность. Изготовление панно из березовых листьев. «Березовая рапсодия» - изготовление панно на срезе березы. «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах» - оформление альбомов. Художественно- продуктивная деятельность. Изготовление панно из березовых листьев. «Березовая рапсодия» - изготовление панно на срезе березы. «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах» - оформление альбомов.












Игровая деятельность. Игровая деятельность. Д/игра «Найди листок, какой покажу» Игра по модели строения березы. П/игра «Карлики – великаны» П/игра «Раз, два, три - к березе беги» Д/игра «Найди листок, какой покажу» Игра по модели строения березы. П/игра «Карлики – великаны» П/игра «Раз, два, три - к березе беги»


Чтение художественной литературы. Подбор художественной литературы о березе. Подбор художественной литературы о березе. П. Воронько «Береза»- чтение стихотворения. П. Воронько «Береза»- чтение стихотворения. С.Есенин «Белая береза» - заучивание стихотворения. С.Есенин «Белая береза» - заучивание стихотворения. К.Паустовский «Подарок» - чтение книги. К.Паустовский «Подарок» - чтение книги.



Музыка. «В золоте березонька» - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой). «В золоте березонька» - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой). «Песня о Родине» (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек). «Песня о Родине» (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек). «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия). «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия). «Ай да березка» - хоровод (муз. Т.Попатенко) «Ай да березка» - хоровод (муз. Т.Попатенко)


Взаимодействие с родителями. Взаимодействие с родителями. Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе. Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе. Заготовление березовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья). Заготовление березовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья). Бюллетень «Береги зеленого друга» Бюллетень «Береги зеленого друга» Рекомендации для родителей «Березкины слезки». Рекомендации для родителей «Березкины слезки». Организация в группе мини-музея «Береза-Берегиня». Организация в группе мини-музея «Береза-Берегиня».


Продукт проекта: мини-музей «Берёза-Берегиня» (созданный совместно с детьми и родителями): панно на срезе берёзы, альбомы «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах», изделия из бересты, литература о берёзе, картины; мини-музей «Берёза-Берегиня» (созданный совместно с детьми и родителями): панно на срезе берёзы, альбомы «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах», изделия из бересты, литература о берёзе, картины; вернисаж детских рисунков «Белая берёза». вернисаж детских рисунков «Белая берёза».



Кожемякина Елена Александровна,

воспитатель

МАДОУ Вагайский детский сад "Колосок"

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный

(с 01.09.2016 г. по 27.10.2017г.).

Предмет исследования: берёза.

По количеству участников : групповой (средняя группа).

Березка белая, березка чистая,

Всегда веселая, всегда лучистая.

К теплу и свету ветвями тянется,

Весне и лету все улыбается.

Станислав Брандис

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Актуальность:

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Гипотеза:

Если мы будем знакомить детей с березой и ее лечебными свойствами, это позволит бережно относиться к ней и воспитает любовь к природе.

Объект: Берёза

Задачи:

1. Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Реализация проекта:

Теоретическая часть:

1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в селе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».

2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

4. Провела опрос родителей в своей группе по использованию ими берёзы в настоящее время. Из диаграммы видно, что родители не знают многих полезных свойств берёзы.

Практическая часть:

Работа с детьми:

Образовательная область «Познание»:

1. Наблюдения за берёзой во время прогулок.

2. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом»

3. Выбор березки на территории детского сада.

4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

5. Исследование берёзового угля

6. Исследование бересты под лупой.

7. Оформление «Паспорта березы»

8. Создание мини музея «Белоствольная красавица»

Образовательной область «Чтение художественной литературы»

  1. Чтение: К.Паустовского «Подарок»»;

8) «Медведь и берёза» и т.д.

2. Разучивание пословиц, поговорок, народных примет.

3. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза».

Образовательной областью «Физическая культура»

1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».

2. Подвижные игры:

«Беги к березе»,

«Кто больше соберет грибов подберезовиков»,

«Венок»(из березы),

«Кто быстрее соберет березовые почки».

Образовательной областью «Художественное творчество»:

1. Рельефная лепка: «Береза в зимнем лесу»

2. Рисование «Береза – русская красавица»

3. Рисование: «Осенняя берёза»

4. Аппликация из обрывной бумаги «Белоствольная красавица»

5. Конструирование «Берёзонька»

6. Аппликация из бересты

Образовательная область «Коммуникация»

  1. Беседа: "Что я знаю о берёзе",
  2. "Берёза строить и жить помогает".
  3. НОД по речевому развитию «Берёза- белая подруга»
  4. Разучивание стихов о берёзе по мнемотаблице.

Образовательной область «Музыка»

1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.

2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.

3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой,

“Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко

  1. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”

Образовательная область «Здоровье»

Беседы: «Берёзовый сок и его польза», «Лечебные свойства берёзы»

Образовательная область «Труд»

Засыпание снегом корней берёзки.

Работа с родителями:

  • Изготовление буклетов «Берёза и её лечебные свойства»
  • Помощь в оформлении:
  1. «Паспорта березы»,
  2. мини музея «Белоствольная красавица»;
  3. альбомов:
  • «Русская берёзка»;
  • «Русские поэты о березке»,
  • «Предметы из бересты»,
  • «Берёза на картинах русских художников».
  • Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство».
  • Участие родителей в форуме «Большая перемена» с презентациями: «Берёзовый сок и его польза», «Берестяные изделия».
  • Мастер класс для родителей «Рисование берёзы»

Продукт проекта:

Провела диагностику с детьми «Что мы знаем о берёзе». На начало проекта: в-0%, с-20%, н-80%; на конец проекта: в-13%, с- 87%, н-0%.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева» и мини музей «Белоствольная красавица».

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Я и мои дети будем и дальше проводить проекты экологической направленности.

Рефлексивный этап

В результате проведенной работы дети моей группы стали понимать и осознавать насколько ценно дерево береза и почему оно необходимо.

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Наш проект не завершён. Ещё будет итоговое развлечение «День рождение берёзы», которое состоится 4 июня 2017г в праздник Святой Троицы.

Литература:

  1. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996
  2. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.
  3. О.А. Шаповалова. Сценарии народных праздников
  4. Т.А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М.: ГНОМ, 2003.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004508

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

ОЛЕСЯ ПЕРЕЛЫГИНА
Проект «Русская березка»

Актуальность :

Огромную роль в экологическом образовании детей играет исследовательская деятельность в природе. Дети, проживающие в городе редко общаются с природой, поэтому необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Знаменитые слова песни : «С чего начинается Родина?»

С речки, с песчаного берега , с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки , которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

В народе называют березку - красавицей русских лесов . Береза – наиболее почитаемое и любимое дерево наших предков – прабабушек, прадедушек. Ее считали счастливым деревом, которое оберегает от зла , приносит мир. Здоровье и добро. Березку всегда сажали рядом с домом для благополучия всей семьи, для защиты от болезней, для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.

Поэтому в наше время, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимую красоту нашей природы.

Цель :

Приобщение детей к русской культуре , посредством экологического воспитания.

Задачи :

1. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о значении её в жизни человека.

2. Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе;

3. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление. а.

4. Воспитывать любовь к русской природе , бережное отношение к ней .

Ожидаемый результат :

Сформированное представление у детей :

О берёзе, как о самом почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза;

О взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой;

О пользе берёзы, о бережном отношение к природе .

Участники : дети, воспитатели

Формы и методы работы : НОД, наблюдения, музыкальные досуги,

Предварительная работа : наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.

Подготовительный этап :

1. Изучение уровня знаний детей по теме и определение этих знаний.

2. Беседы, рассказы, индивидуальная работа с детьми, музыкально-ритмические занятия.

4. Подбор методической и художественной литературы.

Основной этап :

НОД : «Люблю березку рсскую » ;

Экскурсия к березке по экологической тропе;

Беседы о березе .

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

тему : «Люблю березку – русскую » .

Заучивание стихотворений.

Чтение художественной литературы :

Подбор загадок, пословиц, поговорок, примет о березе .

Настольно – печатные игры; дидактические игры; подвижные игры.

Схема работы по проекту :

Игровая деятельность :

Настольно – печатные игры : «Лес» , «Что растет в лесу?» , «Четвертый лишний» .

Дидактические игры : «Подбери слово» (к слову березовый , «Какая береза (подбор прилагательных, «Придумай однокоренные слова» , «Найди дерево по описанию» , «Из семени в дерево» , «Сравни» , «Угадай растение» , «Что лишнее?» , «Полезно – вредно» , «Скажи по – другому» и т. д.

Подвижные игры : «Найди такой же лист» , «Найди пару» , «Кто быстрее

Развитие речи :

Заучивание стихотворений :

С. Есенин «Белая береза » ,

Ф. Тютчев «Первый лист» ,

А. Прокофьев «Люблю березку русскую » .

Рассматривание картин;

Беседа : "Что я знаю о берёзе".

Разучивание пословиц, поговорок

Художественная литература :

Подбор и выставка художественной литературы о березе ;

П. Воронько "Береза " - чтение стихотворения;

С. Есенин "Белая береза " - заучивание стихотворения;

К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.

Музыка :

"Песня о Родине" (сл. Е. Карасевой, муз. В. Елинек) ;

"Во поле береза стояла " - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия) ;

"Ай да березка " - хоровод (муз. Т. Попатенко) .

Изобразительная деятельность :

Рисование с использованием нетрадиционной техники на тему : «Люблю березку – русскую » .

Заключительный :

1. Развлечение : «Люблю березку русскую » .

2. Конкурс «Читаем стихи о березке » .

Реализация проекта «Люблю березку – русскую » научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а берёзой. Берёзу называли "дерево четырёх дел". Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утешать, третье дело - больных исцелять, четвёртое - чмстоту соблюдать. Цели пректа - знакомство с берёзой как символом, национальным деревом России, развитие познавательных интересов, формирование представлений у детей о жизни растения, воспитание экологически грамотного поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Березка русская моя»

Актуальность:

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".

Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.

Проблема:

Недостаточные знания детей о березе, как символе России.

Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.

Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Цель: ознакомление старших дошкольников с березой как символом России.

Задачи:

Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;

Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;

Формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;

Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

Формы работы:

Деятельность педагога:

Беседы;

Познавательные рассказы воспитателя;

ООД;

Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки) ;

Использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.) ;

Музыкальная.

Деятельность детей:

Экспериментирование;

Речевые игры, описательные рассказы;

Дидактические игры с предметными картинками;

Игра по модели строения дерева;

Подвижные игры;

Игры с мячом;

Художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд)

Музыкальная

Взаимодействие с родителями воспитанников:

Практические задания;

Совместные мероприятия

Подготовительный и аналитический этапы – сентябрь.

Основной этап - октябрь – апрель.

Презентационный этап – май.

На подготовительном этапе планировалась работа с родителями и с детьми.

Утвердили план дальнейшей работы, наметили и обсудили предстоящие мероприятия.

Аналитический этап заключался в анализе проведенной работы на подготовительном этапе, был составлен алгоритм действий, распределены обязанности и поручения. Велся активный сбор информации в литературе и интернете.

Основной этап работы

Октябрь.

Трудовой десант.

ООД

Тема: «Береза – символ России».

Экскурсия в осенний парк «Встреча с русской красавицей»

Слушание «Ах, ты, береза», русская народная мелодия, обработка Раухверга.

Заготовление берёзовых пеньков и спилов.

Дать знания о символе славянского культа России - березе; познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой; приобщить к русской народной культуре; расширять словарный запас детей; воспитывать любовь к Родине.

Расширять представления о предметах и явлениях природы; описывать характерные особенности знакомых растений; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.

Развивать словарный запас по определению характера музыкального произведения. Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус.

Ноябрь.

"Березовая рапсодия" - изготовление панно на срезе березы.

Экспериментирование «Рассматривание бересты под лупой»

Хоровод «В золоте березонька», слова и музыка Г. Вихарева.

Учить детей создавать объёмные композиции; совершенствовать изобразительную технику; развивать композиционные умения.

Дать детям представление о том, что белый цвет коры - это бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки.

Стимулировать формирование музыкальных способностей. Содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Декабрь.

Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»

Экспериментирование «Какой стороной дышат листья? »

Формировать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать чуткость к художественному слову.

Учить ставить самостоятельно поисковую задачу, выдвигать предположения; выяснить с детьми, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Январь.

Наблюдение за берёзой на прогулке.

Пение «Песня о Родине» слова Е. Карасевой, музыка

Экспериментирование «Влияние света и температуры на жизнь растений»

Продолжать знакомство с деревом, ставшим символом России; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Расширять представление детей о системе потребностей живых организмов в оптимальной температуре, свете, об общей зависимости их состояния от соответствия условии среды.

Февраль.

ООД

Тема: «Домашний доктор»

К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.

Экспериментирование «Вода в жизни растений»

Пение без сопровождения русской народной песни «Во поле березонька стояла».

Формировать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; развивать познавательную активность, мышление, внимание; воспитывать интерес к природе.

Развивать интерес детей к познавательной литературе; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказы.

Расширять представление о потребности растения в воде.

Закрепить умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно.

Март.

Памятка «Береги зелёного друга»

Альбом «Люблю русскую красавицу»

П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения

Экспериментирование «Жизненный цикл растений»

Распространение экологических знаний среди родителей.

Углубление представлений детей о берёзе; расширение кругозора дошкольника; воспитание любви к природе.

Развивать умение внимательно слушать стихотворение; формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; воспитывать любовь к природе.

Расширять представление об основных фазах жизненного цикла растений.

Апрель.

ООД

Тема: «Символика нашей России»

Наблюдение за цветущей берёзой на прогулке.

Консультация «Берёзкины слёзы»

Вернисаж детских рисунков «Белая берёза»

Хоровод «Ай, да, березка! », музыка Т. Потапенко.

Расширять представления детей об особенностях географического положения России, познакомить детей с символикой России; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; повторить знания о символическом значении цвета российского флага; развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей (стяг, гимн, флаг, копье) ; воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию.

Уточнить представления о последовательности роста и развития растения; развивать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением.

Расширение экологических знаний среди родителей.

Вызвать интерес к созданию выразительного образа берёзы; учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей берёзы; развивать чувство цвета.

Продукт проекта:

Мини-музей "Берёза-Берегиня" (созданный совместно с детьми и родителями) : панно на срезе берёзы, альбом «Люблю русскую красавицу», изделия из бересты, литература о берёзе, картины;

Вернисаж детских рисунков «Белая берёза».