Что делать, если у ребенка нет настроения. Постоянно плохое настроение у ребенка

” №12/2007 24.08.12

Дети реагируют на малейшее изменение ситуации в семье, в детском саду или во дворе. Но, во-первых, малыши не всегда могут объяснить, что их волнует или тревожит, а во-вторых, эмоциональная реакция ребенка не обязательно следует непосредственно за событием. Вот и возникают «беспричинные» грусть или гнев.

Особенности эмоционального развития детей

Спрогнозировать настроение ребенка не под силу ни Гидрометцентру, ни родителям. Мама и папа теряются в догадках: почему сейчас он грустит, если еще четверть часа назад был абсолютно счастлив? Не надо нервничать по этому поводу! Это скорее хорошо, чем плохо. Открыто проявлять чувства лучше, чем замыкаться в себе и скрывать свои переживания. Чем сильнее демонстрирует эмоции ваш сын или дочь, тем более точный сигнал вы получаете: мне хорошо (плохо), я доволен (раздражен), мне радостно (грустно).

Если у вас эмоциональный ребенок

Эмоциональный ребенок – открытая книга для внимательных родителей. А для самого малыша частая смена настроения – это оптимальный путь к освобождению от негатива. Бурное проявление чувств вовсе не признак неуравновешенности. Таким образом кроха передает информацию маме и папе. Вы для него самые важные в мире люди, он нуждается в вашем понимании. Так учитесь «считывать» передаваемые малышом данные!

Эмоциональное развитие детей. Что не надо делать родителям

Часто родители хотят, чтобы настроение ребенка было ровным, поэтому сознательно или неосознанно подавляют его естественные проявления. «Не кричи!», «Не нужно так громко смеяться!», «Держи себя в руках!» Избегайте фраз, которые запрещают малышу выражать эмоции. Он не захочет лишний раз огорчать вас, поэтому скорее подавит в себе злость или обиду, чем позволит им вырваться наружу. В результате вы получите замкнутого, отстраненного человечка, который, повзрослев, вряд ли станет делиться с вами переживаниями. Так почему бы не разрешить ему сейчас дать волю чувствам?

Понаблюдайте за ребенком, если он что-то не договаривает, скован, ведет себя неестественно. Подобное поведение может свидетельствовать о недоверии к вам или к миру вообще.

«Так нельзя себя вести!» - ваше любимое высказывание? Неудивительно, что ребенок боится наказания, критики и строгого мнения окружающих! В лучшем случае рано или поздно случится взрыв и сдерживаемые чувства выплеснутся в неадекватной форме. А в худшем – непроявленные эмоции так и останутся в подсознании малыша и могут в дальнейшем спровоцировать психосоматическое заболевание.

Коррекция эмоционального мира детей. Что следует делать родителям

  • Возьмите за правило не подавлять негативные переживания ребенка. Ведь если они есть, значит, зачем-то нужны?
  • Всем известно, что предотвратить болезнь намного легче, чем ее лечить. Этот чудесный медицинский принцип применим чуть ли не ко всем сферам жизни, и к воспитанию непредсказуемых детей в том числе.
  • У ребенка перепады настроения? Сделайте так, чтобы позитивных моментов было больше, чем негативных.
  • Удивите малыша и устройте праздник посреди недели. Заберите ребенка из детского сада или от бабушки на пару часов раньше обычного. И отправьтесь не домой, а, например, в парк. Устройте пикник со смешными бутербродами и соками в разноцветных стаканчиках. Или же заранее приобретите билеты на детский сеанс в кино (развлекательный центр, театр, зоопарк). Сходите в гости к кому-нибудь из близких друзей крохи.
  • Причем предварительно купите приятные маленькие подарочки. В общем, ведите себя нестандартно - не так, как всегда.
  • Восторгу малыша не будет предела. Уж вы-то знаете, как рутина способна стереть из памяти то, от чего бываешь счастлив! А ведь зачастую это именно приятные мелочи… Не исключено, что за вечно меняющимся настроением вашего сына или дочки кроется жажда приключений. Детям нужно знать, что в жизни всегда есть место празднику.
  • Периодически развлекайте себя оригинальными занятиями. Сделайте что-нибудь необычное: переставьте мебель в детской с учетом пожеланий ее хозяина; раскрасьте друг друга гримом. Или возьмите у крохи веселое интервью, фиксируя его на видео. Через несколько лет вы с удовольствием будете смотреть эту знаменательную документальную короткометражку.
  • А вы знаете, что из всех стихий плохое настроение больше всего боится воды? Особенно прохладной. Запишитесь в бассейн! Или устройте веселое купание в ванне. Различные брызгалки, смешные игрушки и мирные водяные пистолеты сделают процесс незабываемым.

Истерика у ребенка. Что делать?

Однако бывают ситуации, требующие экстренных решений. Если во время веселого мероприятия ваш ребенок вдруг залился слезами, попытайтесь вместе разобраться в причинах.

Материальный мир – отличный помощник, если правильно им пользоваться. И дети умеют это делать. Простые, незатейливые вещи доставляют им удовольствия не меньше, чем дорогостоящие игрушки и хитроумные игры. Видите, каким светом озаряется лицо малыша, когда, копаясь в песочнице, он находит цветное стеклышко? Для него это драгоценность.

В критические минуты хорошо иметь под рукой несколько легкомысленных предметов. Это может быть, к примеру, устройство для создания мыльных пузырей. Нет на свете мальчика или девочки, которых оставила бы равнодушными их переливчатая поверхность…

Или воздушные шары. Кто сказал, что они предназначены только для дня рождения?

Бенгальские огни – настоящий фейерверк, только маленький. Вовсе не обязательно ждать Нового года, его можно встретить прямо сейчас. И пусть этот год, начавшийся в любой день осени или зимы, станет Годом беспечности и веселья!

Атласная ленточка, кроватка для пупсика, миниатюрная машинка или глиняная свистулька – все это легко уместится в маминой сумке. И в нужный момент станет отличным утешительным призом для малыша, у которого на щеке подсыхает последняя слезинка.

Для начала, хорошо проветрите комнату – свежий воздух залог полноценного насыщения легких, а следовательно и мозга, кислородом. Перед выполнением асан, обязательно проведи разминку: легкое простукивание ладошкой или неплотно сжатым кулачком всего тела, усилит кровообращение и будет хорошей тренировкой капиллярам. После простукивания необходимо выполнить суставную разминку: проработай все суставы круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки, не забудьте о поворотах и наклонах головы и туловища.

  1. Поза горы
    Ноги вместе, макушка стремится вверх, плечи слегка отведены назад и расслаблены. Выполняем глубокий вдох, задерживаем дыхание на столько на сколько это комфортно, замираем, с выдохом максимально расслабляемся.
  2. Сдавливание ладоней
    Через стороны поднимаем ручки вверх, делаем глубокий вдох и вытягиваемся вверх, ладошки смыкаем на головой, с выдохом руки опускаем к груди. Ладони сомкнуты у груди. На вдохе плотно сдавливаем ладони, на выдохе расслабляемся. Повторяем упражнение 5-8 раз.
  3. Наклон вперед
    Ноги вместе, на вдохе руками тянемся вверх, с выдохом пускаем корпус вниз до уровня параллельно полу. В этом положении стараемся макушкой и кончиками пальцев тянуться вперед, а копчиком тянемся назад – вытягиваем позвоночник и равняем осанку.
  4. Обезьяна
    Ноги на ширине таза, корпус параллельно полу, руками тянемся вперед. Делаем вдох и с выдохом расслабляем позвоночник и немного приседаем, укладываем рёбра на верхнюю поверхность бедра, руки и голова свободно свисают к полу. Максимально расслабляются мышцы шеи и верхнего грудного отдела.
  5. Планка
    Ноги на ширине таза, колени согнуты, рёбрами касаемся верхней поверхности бёдер, руки ставим на пол параллельно друг другу так, чтобы они стояли под плечами. Со вдохом отступаем или отпрыгиваем назад в положение Планка . Следите за тем, чтобы таз ребенка не провисал.
  6. Собака мордой вверх
    Со вдохом стараемся вытолкнуть корпус вверх, таз провисает, ноги переставляем на подъёмы, макушка тянется вверх.
  7. Собака мордой вниз и Собака мордой вверх
    Из предыдущего положения поднимаем таз вверх, перекатываемся через пальцы и становимся на стопы так, чтоб пятки касались пола, (если пятки не достают до пола, можно выполнить мягкие переступания со стопы на стопу, поочерёдно растягивая икроножные мышцы). Грудная клетка стремится к полу.
  8. Кошка
    Из положения Собака мордой вниз опускаемся на колени, в одну из самых любимых детьми – Кошку
    Со вдохом Кошка выгибает спинку вверх, с выдохом прогибает спинку вниз. (фото 0051-0052).
    Со вдохом подтягиваем колено к носу – Кошка чешет носик, следите чтобы стопа не касалась пола.
    С выдохом отводим пятку назад, нога параллельно полу, пальцы натянуты на себя – Хвост трубой.
    Повторяем прогибы спинкой вверх и вниз. Выполняем ту же последовательность для другой ножки.
  9. Лодка
    Из положения Кошка , скрещиваем ноги за спиной и перекатываемся на ягодицы. На вдохе поднимаем ноги согнутые в коленях параллельно полу, корпус стараемся держать на 45 относительно пола, чтоб было интересней выполнять упражнение, можно имитировать руками греблю веслами.
  10. Рычащий Лев
    Из положения Лодка скрещиваем ножки перед собой и перекатываемся в позу Алмаза и выполняем позу Льва . Со вдохом открываем широко рот и, с горловым рыком, максимально вытаскиваем язык. При этом подбородок должен касаться шеи. Помимо того, что Рычащий Лев отлично прочищает голосовые связки и является замечательной профилактикой ангин, он так же здорово поднимает настроение и вселяет чувство уверенности в себе.

Часто хочется сказать в адрес дочери широкоизвестную фразу «Я знаю, что ничего не знаю». Я постоянно удивляюсь дочери, как можно так часто менять свое поведение и настроение. О поведении разговор отдельный, который заслуживает целой статьи. Ведь в 9 случаях из 10 дочь ведет себя с бабушкой абсолютно иначе, чем со мной – абсолютно послушный и покладистый ребенок, которого называют «хоть к ране прикладывай».

Что же является причиной резкой смены настроения у ребенка? Их не так уж и мало. Подробнее я хотела бы рассказать в сегодняшнем топике.

Отсутствие границ

В отличие от взрослых, дети, если можно так выразиться, более искренние в проявлении своих эмоций. Согласитесь, странно будет смотреться, если взрослая женщина будет визжать от восторга при виде первого одуванчика весной.

Дело в том, что чем младше ребенок, тем меньше у него ограничений в плане поведения. Лишь с возрастом дети начинают понимать правила поведения в обществе, целесообразность привселюдного проявления тех или иных эмоций.

Именно этой причине мы обязаны тому, что работает так называемый метод отвлечения. Например, когда дочери было года 2, пробегающая мимо кошка могла легко превратить ее слезы в заливистый смех.

Отсутствие внимания

Да, именно отсутствие внимания и проявления чувств со стороны родителей может быть причиной неустойчивого настроения ребенка. Очевидно, что при виде слез или крика внимание сразу обращается на чадо. А если метод работает, то почему бы его не использовать почаще?

Выход очевиден – давать внимание и любовь заранее, чтобы у ребенка не было потребности в «выпрашивании» оных. Вариантов масса: объятия, ласковые слова, совместные занятия, прикосновения и т.д.

Задание родителей в данном случае состоит в том, чтобы дать малышу понять, что родительская любовь – это некий оплот, нечто настолько постоянное и непоколебимое, которое не требует проверок на прочность, и никуда не денется, вне зависимости от места и времени.

Скачок в развитии

В возрасте от 2 до 4-х лет у детей происходит так называемый кризис, очередной скачок в развитии. В отличие от других подобных периодов он важен тем, что именно в этом возрасте малыш впервые пробует отделить себя от мамы.

Я заметила по дочке: в 2-3 года больше всего ее интересовали игры со мной, а после трех лет она понемногу перешла на контакт со сверстниками или игры в одиночку. Также этот период характерен тем, что ребенок периодически устраивает маме проверки. Например, детям интересно, какова будет реакция на агрессию, гнев, нарушение запрета.

Все это является причиной некоторого беспорядка в голове у ребенка, и поверьте, ему сейчас намного сложнее совладеть с собой, чем вам.

Просто так

Это пункт также заслуживает внимания. Ведь не у всего должна быть причина, верно? Всякое бывает – недостаток сна, переизбыток сна, просмотр грустного мультфильма или снег за окном, а душа желает жары.

Например, моя дочь очень чувствительна к полнолунию. И если на небе полная луна, то вероятность бурных смен настроения максимальна. Опять же, не знаю, как обстоят дела с мальчиками, но девочки на то и девочки, у них не на все есть причины, поэтому настроение имеет право меняться просто так;)

Выводы

Безусловно, если настроение у ребенка меняется слишком часто, следует проконсультироваться со специалистом. В подобных случаях может понадобиться помощь детского психолога или прием специальных препаратов.

Если я вижу, что настроение у дочки неустойчиво, я сразу же проверяю наличие самых очевидных причин для этого: усталость и голод. В остальных случаях следует искать причину глубже.

А у ваших детей часто меняется настроение?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Сложным детям свойственны перемены настроения. Воспитывая таких детей, очень важно уметь читать их настроение и знать, как его изменить.

Вам наверняка известно, что такое дурное расположение духа, - сами впадали в такое состояние. Например, у вас бывали дни, когда хочется послать всех к черту, когда в разговоре с собеседником вы односложно отвечаете: «Похоже», «Когда угодно» или «Неплохо».

А бывает, что вы светитесь счастьем и у вас легко на душе. Но кто-то говорит вам что-то такое, отчего вы снова расстраивались. И вы снова отвечаете: «Все равно», «Все хорошо» или «Все будет прекрасно», правда тон при этом совсем не веселый.

Почему у ребенка быстро меняется настроение?

Если у вас сложный ребенок, вы должны знать всё о переменах настроении. Вам когда-нибудь доводилось посмотреть на сына, вернувшегося из школы мрачнее тучи, и подумать про себя: «Да, денечек будет не простым, однако...» (или что-то похожее на это)? А когда ваша дочь проснется в плохом настроении, вы говорите себе: «Она встала не с той ноги, не жди ничего хорошего...» (я угадал?).

Нас всех касаются перемены настроения. Но родителям сложных детей необходимо стать специалистами в деле создания перемен настроения.

Вот в действительности вещь, которую нужно знать в первую очередь.

Когда вы не в духе, вы и мир воспринимаете соответствующим образом. То же самое происходит с ребенком. У него не большой выбор - он либо раздражен и сердит, либо надут и отключен от окружающего мира. Радость в таком состоянии для него недоступна. Если вы считаете, что сложный ребенок быстро изменит гнев на милость и при этом не потребуется ничего глобального, то вы витаете в небесах.

Давайте повторим ключевую идею: пока вы не измените настроение своего ребенка, вы не сможете изменить его поведение.

Настроение связано не только с событиями дня. Оно также зависит от химических процессов, протекающих в мозге и организме в целом. Невидимый мир химических процессов может менять наши эмоции. Когда родители слышат об этом, они часто издают вздох облегчения: ага, понятно, почему вдруг ни с того ни с сего меняется поведение.

Какие химические элементы влияют на работу мозга?

Родителям сложных детей вовсе не обязательно становиться экспертами в области нейрохимии и психологии, но знать о некоторых важных химических элементах, влияющих на работу мозга, им необходимо. Эти знания способны изменить отношения в нашей семье.

Два элемента, о влиянии которых родители сложных детей хотели бы слышать как можно реже, - это адреналин и кортизол.

Два элемента, о влиянии которых родители сложных детей хотели бы слышать как можно чаще, - это дофамин и серотонин.

Действие адреналина

Адреналин виновен в возбуждаемости, по крайней мере частично. Жизнь на адреналине заставляет людей безрассудно сжигать свои силы. Он делает людей менее сговорчивыми, и он усложняет перемену настроения у детей.

Когда выбрасывается много адреналина, мозжечок (зона «дерись/беги») становится очень активным. Фактически, настолько активным, что подавляет другие зоны мозга. Возможно, вам это знакомо: кто-то с самого утра наговорит вам кучу неприятностей, и вы не можете успокоиться весь оставшийся день. Частично это объясняется тем, что вам угрожали - следовательно, произошло повышение уровня адреналина, и механизм «дерись/беги» включился.

А что с детьми? Выброс адреналина в организм девочки - и попытка изменить ее поведение становится пустой тратой времени до тех пор, пока его содержание не понизится. О том, что у сложного ребенка произошел выброс адреналина, можно определить по четким признакам.

Понизить уровень адреналина легче всего в семьях, придерживающихся определенного распорядка. Давая четко и спокойно понять ребенку, что «мы в таких ситуациях поступаем таким образом», вы помогаете ему почувствовать себя в безопасности. Спокойно проводимое время также помогает.

Время от времени вам, возможно, даже захочется повысить уровень адреналина, ведь он является отличным антидепрессантом. Это можно сделать с помощью заданий на определенное время. Например, скажите ребенку: «Давай посмотрим, успеем ли мы привести в порядок комнату за десять минут, а потом поиграем».

«Кортизоловые ковбои»

Кортизол - еще один важный нейрохимический элемент, за которым стоит следить. Кортизол - это гормон стресса, он высвобождается вместе с адреналином. Что, ужасно? Подавленный и возбужденный одновременно!

Кортизол понижает речевую активность. Вам приходилось терять дар речи (допустим, некоторое время вы не могли выразить свои мысли словами)? Это происходило потому, что кортизол наполнял так называемое поле Брока - мозговой центр речи, - блокируя его на время. Сложные дети, находясь в состоянии стресса, почти всегда имеют проблемы с выражением своих мыслей. Вот почему вы слышите односложное мычание, особенно со стороны подростков.

Кортизол также снижает способность людей менять тактику. Он делает их раздражительными и брюзжащими. Человек не может фильтровать информацию - отбрасывать не относящиеся к теме факты, - что частично объясняет, почему, находясь в стрессовом состоянии, мы испытываем трудности в выборе приоритетов.

Понижение уровня кортизола обещает спокойную и счастливую жизнь. Что надо сделать для этого? Очень важно, чтобы жизнь ребенка была лишена насилия, насмешек и унижения. Полезно также соблюдать семейные правила и ритуалы. Обязательно убедитесь в том, что сложный ребенок не потребляет слишком много сахара и пьет достаточное количество воды - при этих условиях содержание вредного гормона понижается. Уровень кортизола, как и адреналина, понижает крепкий и спокойный сон.

С повышением кортизола связывают флуоресцентное освещение. Семьям со сложными детьми следует избегать такого освещения.

Что влияет на настроение ребенка?

Диета

Еда - мощный наркотик, и вы это знаете! Вот почему мы так любим ходить в рестораны, есть дорогие блюда и пить прекрасные вина.

Один из самых быстрых способов изменить настроение детей - накормить и напоить их. Стакан обыкновенной воды понижает уровень кортизола. Если у вас нет ничего другого, что вы можете предложить находящейся в расстроенных чувствах дочери, предложите ей выпить воды. Если она откажется, выпейте сами. Вам она тоже нужна.

Джулия Росс в своей замечательной книге «Исцеление настроения» пишет о важности увеличения белков и сокращения углеводов в блюдах на завтрак. Такой завтрак повышает концентрацию внимания и улучшает память. Диета, насыщенная аминокислотой под названием триптофан, также предупреждает стресс. Триптофана много в таких продуктах, как мясо индейки, постная говядина и миндаль. Эти продукты повышают уровень триптофана в крови. Триптофан в организме синтезируется в серотонин. В ваших силах предложить сложным детям природный антидепрессант, посадив их на подобную диету.

Диета будет особенно эффективной, если вы одновременно сократите количество кофеина и заменителей сахара в продуктах и напитках, которые потребляют ваши дети.

Движение

Чем больше я работаю со сложными детьми, тем больше склоняюсь к тому, что тело обладает памятью. Кажется, особенные позы и положения «включают» специфическую память. Можете не сомневаться, ребенок, согнувшийся за письменным столом в три погибели, легко вспомнит состояние усталости, а тот, кто изобразил гримасу на лице, скорее всего, вызовет в памяти гнев или страх.

Частично изменить настроение можно при помощи перемещения ребенка из одного места в другое. Только не надо пихать и тащить его, просто скажите: «Вижу, ты расстроен. Мне нужно пойти на кухню, пойдем со мной, и ты все мне расскажешь». Перемена места часто означает перемену модели состояния.

Серьезное обсуждение чувств ребенка во время движения вряд ли будет продуктивным. Идя рядом с ним и слушая, что у него случилось, вы не решите проблемы как таковой, но, возможно, подходы к решению будут найдены.

Музыка

Миллионы тинейджеров не могут ошибаться: музыка действительно меняет настроение, а от взрослых добавим: и функционирование мозга.

Музыка активизирует мозг - она мощным образом влияет на эмоции, усвоение знаний и анализ. Некоторые исследования обнаружили, что музыка Моцарта связана с повышением уровня образованности: учащиеся, которые слушали Сонату для двух фортепьяно в до-мажоре в течение десяти минут, повысили показатели абстрактного и пространственного мышления во время тестирования. Классическая музыка, как было замечено, ассоциируется с расслаблением.

Прослушивание музыки меняет мозговую организацию: электроэнцефалограмма четырехлетних детей, которые ежедневно по часу слушали классическую музыку, показала большую умственную последовательность. Дети больше времени находились в альфа-состоянии, т. е. были спокойны, расслабленны и сообразительны.

Полезно также обучение игре на музыкальных инструментах. Например, игра на пианино повышает пространственное понимание и развивает способность продумывать свои шаги. Обучение музыке повышает умение слушать и улучшает память.

Постарайтесь найти подходящие инструменты для вашего ребенка. Например, освоение кларнета, пианино и электрогитары требует мелкомоторных навыков, а трубы и ударных - крупномоторных. Игра на музыкальных инструментах часто оказывается сильнейшим способом выражения чувств, описать которые словами бывает очень трудно, почти невозможно для многих детей. Повторяющиеся движения, связанные с игрой на инструментах, могут также поднимать уровень дофамина.

Музыка в доме во время завтрака или после возвращения из школы сообщает детям, что они уже в другом месте (т. е. не в школе), и помогает им изменить настроение.

Телевидение и видео

Телевидение отлично меняет настроение. Те, кто плюхается перед экраном в мягкое кресло и мгновенно отключается, знают об этом.

Девяти-двенадцатилетние дети проводят перед телевизором феноменальное количество времени. Двадцать два процента детей смотрят телевизор более трех часов в день, а четырнадцать процентов еще не менее трех часов играют в компьютерные игры.

Телевидение моделирует импульсивные поступки. Появление героя с пассивным характером в современных телесериалах сейчас немыслимо, и на детях это, конечно, отражается.

Тестирование более миллиона студентов Израиля обнаружило сложную связь между просмотром телевидения и образовательными способностями. Небольшое количество времени, проведенного перед экраном (не более 1,4 часа в день или 10 часов в неделю), положительным образом влияет на академические достижения; превышение лимита уже отрицательно сказывается на процессе обучения. Особенно это касается детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет.

Допустимое количество времени перед телевизором изменяется в соответствии с возрастом. Исследования показывают, что длительный просмотр мультфильмов значительно ослабляет концентрацию внимания у детей в возрасте до двух лет. Девятилетний ребенок может смотреть телевизор до двух часов в день, тринадцатилетний - полтора часа, а для семнадцатилетних подростков идеальное время у экрана сокращается до получаса в день. Как видите, всё наоборот.

В чем причина частой смены настроения у детей и что с этим делать?

Наверное, всем родителям хотя бы раз в жизни приходилось наблюдать резкие перепады настроения у ребенка. Когда их малыш, только что радостно играющий, вдруг начинает ни с того ни с сего плакать и топать ножками. Или замыкается в себе, отказывается общаться с родителями.

Часто мама с папой не понимают, как им себя вести в таких случаях. Они пытаются успокоить ребенка, задобрить его новой игрушкой, любым способом его развлечь. Или апеллируют к излишней избалованности малыша, стараются его «воспитывать». Но, к сожалению, такие мероприятия не всегда дают нужный результат. И тогда родители теряются, пытаются переждать, пока ребенок успокоится сам.

Если подобные случаи происходят с малышом раз в пятилетку, ничего страшного и необычного в этом нет. Мало ли, по какому поводу ребенок мог расстроиться? Причины могут быть вполне объективные: нет рядом любимой игрушки, промокли штанишки, или, в конце концов, что-то заболело. Но, когда перепады настроения у малыша происходят без видимых причин и часто, стоит обратить на это внимание и разобраться, как же помочь чаду в этой ситуации.

Почему же дети подвержены резким сменам настроения?


К главным причинам смены настроения у детей можно отнести следующие:

1. Кризисы. Частые смены настроения у малыша говорят в первую очередь о том, что он растерян, излишне напряжен, не понимает, как ему себя вести и чего ждать. Особенно остро такие ощущения ребенок испытывает в кризисные периоды, связанные с:

  • особыми моментами возрастного развития – в эти периоды подавляющее большинство детей переживает тяжелые времена;
  • особенностями окружающей среды – резкая неприятная ребенку смена обстановки, отношений с важными ему людьми может тоже вызвать кризис.

2. Желание привлечь к себе внимание родителей и близких. Возможно, в моменты спокойствия на ребенка не особо обращают внимания, а как только расплакался – сразу тебе и конфетка, и плюшевый мишка, и мамины теплые объятия. Почему бы этим не воспользоваться?

Никто не говорит, что не надо утешать и успокаивать детей. Конечно же, надо. Но, если вы берете малыша на руки, обнимаете, уделяете ему время только тогда, когда он плачет – очень скоро он поймет это и будет постоянно вас «звать». Ведь для маленького ребенка самое главное – чтобы мама была рядом. И тогда его мир спокоен и стабилен.

3. Домашняя атмосфера, в которой живет малыш. Ребенок остро чувствует все изменения в жизни семьи. Если мама с папой ссорятся, в воздухе висит напряжение, скорее всего, малыш будет беспокоиться и нервничать, и, как следствие, капризничать.

4. Особенности поведения родителей. Замечали, как точно маленькие дети умеют копировать эмоции и поведение взрослых? Так вот, если мама и папа у малыша «буки», наверное, вряд ли их чадо будет все время улыбчивым и жизнерадостным, и наоборот.

«Острые» возрастные периоды

Поговорим подробнее о возрастных кризисах в жизни ребенка. К ним относятся:


Психологи относят кризис трех лет к числу острых. Действительно, в этот период малыш становится трудно управляемым, его поведение почти не поддается коррекции. Самыми употребляемыми словами ребенка становятся «не хочу». И говорят об этом не так слова, как действия: малыш швыряет игрушки в ответ на просьбу положить их в корзину, убегает, когда вы его зовете. Любой ваш запрет или отказ в пожелании ребенка вызывает бурную реакцию протеста. Начинается истерика: кроха орет, топает ногами, может даже замахнуться на вас «с кулаками», изобразив самое серьезное и злое лицо. В такой ситуации родители недоумевают: что же делать? Что же произошло с их таким милым и веселым ранее ребенком?

Согласно утверждениям специалистов, ничего страшного, скорее всего, не случилось. Просто кроха растет, и в этот период начинает чувствовать себя самостоятельной личностью. Соответственно, он становится более активным, настойчивым, порой даже упрямым в достижении желаемого. Только умений и сил для полной самостоятельности у него пока не хватает. Вот и всю свою неудовлетворенность и злость от того, что ему что-то не нравится, не выходит, малыш выплескивает таким способом. Так получаются эмоциональные «качели» от горьких слез до безудержного смеха.

Что же делать, если ребенка «накрыл» кризис 3 лет? Советы:

  • во-первых, не старайтесь «переломить» малыша, кричать на него, наказывать, сердиться и обижаться на кроху. Благодаря таким позициям родители вряд ли добьются нужного результата. Скорее, наоборот, — у ребенка закрепится «неправильное» поведение, он может начать все делать «назло» родителям, и все это приведет к формированию не самых приятных черт характера пока еще маленького человека;
  • во-вторых, проанализируйте окружающую обстановку и ваше собственное поведение с крохой. Может, у него есть объективные причины для капризов: например, вы с ним слишком строги, многое ему запрещаете? Или кто-то его обижает — старшие дети или одногруппники в садике?
  • в-третьих, наберитесь терпения. Ваша несдержанность сыграет против вас. Постарайтесь понять своего малыша: скорее всего, он и сам бы хотел успокоиться, но не может, не знает, как. Отнеситесь терпеливо к его крикам и истерикам, не закатывайте ответную «сцену». Лучше помогите ему переключиться на какой-то другой, более конструктивный процесс: покажите ему яркие картинки, включите его любимую песенку. Кому, как не вам, лучше всех известно, что любит ваш малыш?
  • в-четвертых, поймите, что любой кризис не вечен. И такое поведение тоже пройдет через какие-то полгода-год. Конечно, если вы займете правильную позицию и поможете крохе;
  • и, наконец, если вы замечаете что-то необычное в поведении своего малыша, например, он ни с кем не хочет общаться, совершает повторяющиеся однообразные движения, не реагирует эмоционально на поведение окружающих – не смеется, не интересуется игрушками, не пугается, — обязательно покажите кроху детскому психоневрологу. К сожалению, никто не может исключить риск формирования раннего детского аутизма – своеобразного отклонения в психическом развитии. И, чем раньше начать коррекцию, тем успешнее будет ее результат.


Сложный период в жизни ребенка. В этот момент происходит очень ответственное для маленького человека событие – поступление в школу. Теперь уже весь мир не вертится вокруг него, как прежде, нельзя все время играть и бегать. Необходимость сидеть длительное время за партой, соблюдать дисциплину, тоже могут спровоцировать частую смену настроения. Ведь ребенок уже не может делать сразу то, что ему хочется. Добавить сюда переживания чада по поводу нового коллектива, страх расстроить и не оправдать надежд родителей – и вот получим типичный портрет этого кризиса.

Кроме всего прочего, в этот период у ребенка наблюдается интенсивный физический рост, быстро развиваются сложные психические функции, совершенствуется мелкая моторика рук.

На фоне необходимости адаптации к новому окружению, незнакомым ранее требованиям у некоторых детей может развиться так называемый «школьный невроз» — целый комплекс нарушений и отклонений: тревожность, страх опоздания, нарушение аппетита, иногда тошнота и даже рвота. Другой вариант этого невроза – нежелание вставать и одеваться в школу, отвечать на вопросы учителя, забывчивость и невнимательность. Такие нарушения наиболее свойственны детям, которые еще не готовы к школе. То есть, они достигли школьного возраста, но по ряду психических и физических данных пока не «дотягивают» до сверстников.

Как же успешно пережить кризис первоклассника? Советы:

  • не спешите отдавать ребенка в школу, не посоветовавшись с детским врачом и психологом. Если они посчитают, что малыш еще не совсем готов к школе, не надо его насиловать: всему свое время, и, скорее всего, в следующем году ему будет намного проще и легче приступить к учебе;
  • по возможности не перегружайте «первачков» факультативами: музыкальными занятиями, спортивными секциями и кружками. Пусть они сначала хорошо привыкнут к школе;
  • создайте для ребенка дома спокойную ненавязчивую атмосферу, где он может отдыхать, делать уроки. Пусть дом станет для маленького человечка местом, где ему всегда рады, независимо от его оценок и успеваемости, не предъявляют непосильных требований и не наказывают за невыученный урок. Помните, ребенок только «учиться учиться» – помогите ему в этом теплым и дружеским участием.


Это возраст, когда дети считают себя уже взрослыми, а родители «по старинке» видят их еще маленькими. Возникает конфликт интересов в семье, часто очень острый. Но, помимо изменения в отношениях, ребенок переживает также период интенсивного физиологического развития. Наблюдаются функциональные расстройства в работе легких, сердца, мозговом кровоснабжении, появляются перепады сосудистого и мышечного тонуса. Вследствие таких перепадов резко меняется физическое состояние, и ему вторит настроение. Поэтому мы можем наблюдать такую картину: подросток, только что пребывавший в веселом и бодром настроении, вдруг впадает в апатию, начинает грустить и хандрить. Или, наоборот, печаль сменяется приступами смеха.

Мальчики в подростковом возрасте часто становятся несдержанными, легковозбудимыми, агрессивными, девочки приобретают неустойчивое настроение. Но и у тех, и у тех нередко повышенная чувствительность соседствует с равнодушием и эгоизмом, холодностью по отношению к близким людям.

Подросток стремится доказать всем, что он независимый и самостоятельный. Такая потребность самоутвердиться может толкать на риск — не умея утверждаться в творчестве, учебе, спорте, подросток восполняет эту потребность через алкоголь, курение, наркотики, ранние половые связи. Немаловажным является так называемое «стадное чувство» — стремление к времяпрепровождению в коллективе ровесников.

Как же пережить этот нелегкий для детей и родителей кризис? Советы:

  • постарайтесь относиться к вашему ребенку как к взрослому. Поймите, сейчас он нуждается в этом больше всего;
  • если вам важно добиться от ребенка чего-либо, не диктуйте безапелляционно свои условия, а постарайтесь мягко подвести его самого к определенному решению. Пусть подросток воспримет его, как собственное. От такого подхода выигрывают все – родитель получает желаемое, а подросток повышает свою самооценку;
  • и нельзя не предупредить: если ваш ребенок ведет себя совсем необычно, у него появляются причудливые увлечения, резко колеблется настроение, он замкнулся в себе, отрешен и холоден, обязательно обратитесь к специалисту!

И помните, что возрастные кризисы – это закономерность. Вот только степень протекания их может варьироваться от почти незаметной до очень болезненной и острой. Как ваш ребенок переживет кризисы – зависит не только от его особенностей развития, но и от условий его жизни и воспитания. То есть от вас, дорогие родители. Если вы выдержанны и терпеливы, в вашей семье спокойная и дружеская обстановка, скорее всего, ваше чадо спокойно переживет все возрастные кризисы.


Сейчас нередким является такая особенность детей, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Детей с таким синдромом называют гиперактивными. Для них характерны частая смена настроения, отсутствие усидчивости, невнимательность.

Выявить такую особенность родителям вполне под силу. Если, наблюдая за малышом в течение нескольких месяцев, вы замечаете, что он не может играть в спокойные тихие игры, не в силах сосредоточиться на чем-то одном, забывчив, много говорит, суетится, с трудом укладывается спать, обратитесь к детскому психологу. Он поможет подобрать индивидуальный подход к вашему ребенку.


Вот мы и поговорили о возрастных и личных особенностях развития детей, и связанной с этим частой смены настроения. Действительно, во многих случаях показан специальный подход, помогающий ребенку пережить трудное время. Но ведь капризничать и расстраиваться малыш может не только в кризисы или обладая какими-то особенностями психического развития. Порой смена настроения не имеет под собой каких-то весомых причин, но все же она случается. И это легко объяснимо, ведь даже взрослые не всегда могут контролировать свои эмоции, что и говорить о детях!

Поэтому, если ваш ребенок склонен к переменам настроения, и вы хотите ему помочь, воспользуйтесь простыми правилами:

І. Чего делать НЕ НАДО:

  1. Кричать на ребенка;
  2. Одергивать его все время;
  3. Требовать полного послушания;
  4. Насмехаться;
  5. Унижать и подавлять;
  6. Запрещать проявлять эмоции фразами типа: «Не плачь!», «Не кричи!», «Не смейся так громко!», «Держи себя в руках!»;
  7. Все время критиковать и быть строгим. Постоянная фраза «Так нельзя себя вести!» заставит вашего малыша бояться что-либо делать, так как в любом случае его ждет наказание.

ІІ. Что делать можно и нужно:

  1. Постарайтесь выяснить причину, из-за которой у ребенка часто меняется настроение. Понаблюдайте за маленьким ребенком. С чадом постарше поговорите по душам, постарайтесь в ненавязчивой форме выяснить, чем вызвано беспокойство и тревога. Когда причины выявлены – по возможности их устраните.
  2. Объясняйте правила в понятной и вежливой форме. Если это необходимо, напишите на листе бумаги, что делать можно, а что – нельзя, и повесьте этот списочек на видном месте. Таким образом вы поможете ребенку стать спокойнее и увереннее в завтрашнем дне, ведь для него очень важно знать, чего же от него хотят.
  3. Спланируйте вместе режим дня. Приучая кроху к дисциплине и порядку, вы сбережете и свои, и его нервы.
  4. Понемногу приучайте ребенка к ответственности за свои деяния. Показывайте ему, как можно контролировать свое поведение, свои эмоции. Никто не говорит, что их надо подавлять и «проглатывать», но умение «считать до 10» и делать глубокие вдохи при вспышках агрессии и гнева еще никому не мешали.
  5. Отмечайте успехи ребенка. К сожалению, немало родителей склонны в первую очередь замечать, когда их кроха сделает что-то не так. А правильные поступки расцениваются как само собой разумеющееся. А вы попробуйте обратную тактику – хвалите ребенка за любые достижения, даже самые маленькие. Тогда у него точно будет меньше повода для грусти.
  6. Научите малыша здоровому образу жизни. Правильный режим дня, здоровое питание и сон помогут ребенку успешно преодолеть все кризисы и гармонично развиваться. Конечно, не стоит забывать о собственном примере – вряд ли чадо полюбит каши и салаты, если мама с папой «сидят» на фаст-фуде.
  7. Учите ребенка анализу своего поведения. Ведение дневника поможет любому человеку немного привести в порядок свои мысли, а также избежать будущих ошибок.
  8. Уважайте личность ребенка, его потребность познать этот мир, найти в нем свое место. Сложно этого достичь под неусыпным контролем и безапелляционной «цензурой» со стороны самых близких людей.
  9. Радуйте своего ребенка, удивляйте его! Придумывайте праздники «просто так». Можно устроить пикник в парке, приготовить «веселые» бутерброды, или пойти с ребенком в зоопарк или цирк. Можно сходить вместе к кому-нибудь из друзей малыша, или пригласить его к вам. Подарите ему маленькие приятные подарки. Поверьте, такие нестандартные действия со стороны родителей ребенок запомнит надолго. Кто знает, возможно, за переменчивым настроением вашего чада стоит жажда приключений? Так устройте ему их!
  10. Запишитесь в бассейн или устройте веселый «заплыв» в ванне. Брызгалки, смешные игрушки и вообще вода как стихия лучше всех на свете рецептов способны поднять даже самое «упавшее» настроение!

И, конечно же, не забывайте о любви! Всем детям без исключения – и самым крохотным, и уже большим – нужна родительская любовь, внимание и понимание!