Исследовательская работа "забытые игры наших бабушек". Проект (3 класс) на тему: Проект "Во что играли наши бабушки и дедушки"

Проектно-исследовательская работа

МОБУ «Комаровская СОШ им. В.М. Устиченко»


Альмухамбетова Ариана

Руководитель проекта:

Муканова Роза Сапаргалиевна


Введение

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребят. Те самые игры, в которые играли не только наши родители, но и наши бабушки и дедушки. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.

В год СЕМЬИ ребята 3 класса решили собрать коллекцию игр, в которые играли их мамы и папы, дедушки и бабушки… А затем научить этим прекрасным забытым играм своих сверстников.


« Забытые игры наших бабушек» .

Цель работы:

  • Изучить подвижные игры

наших бабушек.


« Забытые игры наших бабушек»

Задачи:

  • Провести анкетирование сверстников, родителей, бабушек и дедушек;
  • Выявить, в какие игры любят играть наши сверстники и в какие игры играли наши мамы и папы, бабушки и дедушки;
  • Изучить литературу по данной теме, найти необходимую информацию в сети Интернет;
  • Выпустить сборник, в которые войдут все изученные нами игры;
  • Разучить с одноклассниками новые игры.

Объект исследования: люди

Предмет исследования: русские народные игры.

Гипотеза: Мы думаем, что игры наших бабушек отличались от современных.

Методы исследования:

1.Подбор и изучение материала по теме.

2.Опрос в форме анкетирования родителей и бабушек.

3.Опрос в форме анкетирования учащихся 3-4 классов


Игры наших сверстников

Анкетирование наших сверстников:

  • Любишь ли ты играть?
  • Твои любимые игры?
  • Знаешь ли ты, в какие игры играли твои родители, бабушки и дедушки?

Игры наших сверстников

Название игр.

Кол-во человек

Любимая игра

Дочки - матери

Классики

Догонялки

Компьютерные игры

Футбол, хоккей

Пионербол

Волейбол

Шашки, шахматы


Выводы:

Проанализировав результаты, мы выявили, что у половины детей любимые игры – компьютерные.

А жаль!

Некоторые, особенно девочки, любят играть в малоподвижные игры: куклы, шашки . Но они проходят в комнате. А детям так полезен свежий воздух.

Радует, что наши мальчики любят спортивные игры – футбол, хоккей, пионербол, волейбол.



Игры наших родителей и бабушек

Название игр.

Мамы и папы

Бабушки и дедушки

Казаки-разбойники

Хоккей, футбол

Дочки – матери

Классики

Выжигало

Резиночка

Гуси-гуси




Выводы:

Наши родители, бабушки и дедушки, как и мы, любили играть в спортивные игры, шашки, шахматы и карты. Мамы любили играть в куклы, как и наши девочки.

Главное отличие мы видим в том, что во времена детства наших бабушек не было компьютеров. Наверное, поэтому родители намного больше знают подвижные игры, чем наши сверстники.



Чтобы собрать ребят играть,

Нужно громко прокричать

"зазывалочку".

Например, такую:

Кто будет играть в интересную игру? А в какую - не скажу! А потом не примем, за уши поднимем. Уши будут красные,

до того прекрасные.

Или вот такую:

Тай-тай, налетай, в интересную игру Всех принимаем и не обижаем, А кто опоздает - в небо улетает.



Чтобы выбрать ведущего справедливо, нужно просто посчитаться. Выбирай считалку по своему вкусу:

Раз, два, три, четыре, Меня грамоте учили. Не считать, не писать, Только по полу скакать.

Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты.

Котик шёл по лавочке, Раздавал булавочки. Сядет на скамеечку - Раздаёт копеечки: Кому десять, кому пять, Выходи, тебе искать!

Возле школьного крыльца Посадили деревца: Вера – вербу, Вася – ясень, Слава – сливу, Клава – клен… Ты старался – оставайся! Ты ленился – ВЫЙДИ ВОН!

Раз, два, три, четыре! Жили мышки на квартире; Чай пили, Чашки били, По три денежки платили! Кто не хочет платить, Тот и будет водить!

Гномик золото искал! И колпак свой потерял! Сел, заплакал, - как же быть?! Выходи! Тебе водить!

Из архива семьи Паскаль Елены



Девочки- принцессы.

Мальчики разбиваются по парам. Мальчики покрепче –кони, мальчики полегче играют рыцарями. Начинается турнир рыцарей. Мальчики рыцари садятся на своих коней и вступают в схватку, то есть свободной рукой рыцарь старается поймать руку другого рыцаря и повалить.

Турнир продолжается до того момента пока на седле не останется один рыцарь- победитель. Победитель из числа принцесс выбирает королеву.

Игра из архива семьи Дмитриенко Ильи


На площадке чертят две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это - дорога. Сначала выбирают ведущего, который назначается Светофором. Все игроки, кроме «светофора», выстраиваются за одной из линий. «Светофор» караулит на «дороге». Стоя спиной к игрокам, он называет какой-нибудь цвет. Если игрок может отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он берется за него рукой и спокойно переходит через «дорогу». Если же нужного цвета на игроке нет, он быстро перебегает на другую сторону. А «светофор» должен ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивается, сам становится «светофором».

Игра из архива семьи Белова Тимофея


старт

На площадке отчерчиваются на расстоянии около тридцати метров одна от другой две линии – «старт» и «финиш». На старте стоят игроки, на финише, спиной к ним, находится водящий. Он произносит фразу: «Тише едешь – дальше будешь. Раз, два, три!» За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Едва закончив говорить, водящий быстро поворачивается и осматривает замерших на месте участников игры. Тех, кто не успел вовремя остановиться или пошевелился, водящий отправляет на линию старта. Побеждает тот игрок, кто первым доберется до финиша. Он и становится следующим водящим.


Игра из архива семьи Ахметкалиевой Екатерины

Игра состояла в том, что один человек должен забраться на гору. Другие дети были в низу. Потом они должны были подняться на эту гору. Кто первый заберётся и столкнёт царя с горы, тот и будет победитель эта игра всем нравилась. Дети кувыркались, веселились и даже когда был сильный мороз, ребята не замерзали, потому что все двигались.


Играют не меньше 2 человек. Говорят: «Вы поедете на бал?» Нельзя отвечать нет или да. Потом ведущий задает другие вопросы(что вы оденете на бал или какая будет карета…) Нельзя в ответах употреблять слова: ЧЁРНОЕ, БЕЛОЕ.

Итак: «Да и нет не говорите,

Чёрного, белого не носите…

ВЫ ПОЕДЕТЕ НА БАЛ?»

Будьте внимательны. Если скажете запрещённое слово, выйдите из игры. Надо играть очень - очень быстро. Выигрывает тот кто останется последним.

Игра из архива семьи Листопад Ирины


Один из игроков назначался «монахом», еще один – «продавцом», все остальные были «красками». Каждая из «красок» загадывала себе какой-нибудь цвет и тихонько сообщала его «продавцу». «Краски» и «продавец» садились на длинную скамейку. «Монах» подходил к ним и говорил: «Тук-тук!» «Продавец» спрашивал: «Кто там?» – «Я монах в синих штанах!» «Продавец» интересовался: «За чем пришел?» – «За краской!» – «За какой?» «Монах» называл какой-нибудь цвет. Если такой краски нет, «продавец» отвечал: «Такой у нас нет! Скачи по дорожке на одной ножке!» «Монах» делал круг почета на одной ноге и возвращался за новой краской. Если же названная «краска» присутствовала среди сидящих, «продавец» говорил: «Есть такая. Платите столько-то». Пока «черт» «расплачивался» – хлопал рукой по ладони продавца нужное количество раз (использовался возраст игрока), «краска» вскакивала и убегала. «Монах» пытался поймать краску. Пойманная «краска» становилась «Монахом». Если же игрок сумел вернуться на скамейку – игра продолжалась.

Игра из архива семьи Малого Филиппа


Игрок начинает бить мяч рукой об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар:

«Я знаю пять имен девочек:

Маша – раз, Ира – два…»

И так до пяти.

Затем используются разные категории: имена мальчиков, животные, цветы, деревья, птицы, названия городов, стран, рек и т.п. Если кто-то сбился или уронил мяч, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.


Игра из архива семьи Жулдаякова Багдата

Все игроки выстраиваются в ряд. Водящий с расстояния в 2–4 метра бросает каждому по очереди мячик, называя какой-нибудь предмет. Если это что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет – отбить (или просто не ловить). Правильно среагировавший игрок делает шаг вперед, если ошибся – возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым смог добраться до водящего, сам становится водящим.


Игра из архива семьи Ирмагамбетовой Алтынай

Дети становятся в круг. Первый ребенок бросает мячик любому другому игроку, говоря при этом: «Один!» Дальше мячиком перебрасываются молча, считая броски про себя до десяти. Тот игрок, кому выпало бросать мяч одиннадцатый раз, вместо того, чтобы ловить, отбивает его руками в землю, проговаривая громко: «Одиннадцать!» Если «одиннадцатый» игрок не смог отбить мяч или сбился со счета, он отправляется внутрь круга и там сидит на корточках. Цикл игры повторяется, но теперь уже задача «одиннадцатого» отбить мяч не в землю, а выбить им «провинившегося» игрока внутри круга. Если ему это удается, «провинившийся» возвращается в игру, если же нет – игрок присоединяется к «штрафникам». Бывает, что к концу игры остается всего лишь один действующий игрок. Тогда он молча набивает мяч об землю десять раз, а на одиннадцатый выбивает кого-нибудь из круга, и игра продолжается.


Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мячик. Если кто-то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «забирает» у штрафника какую-нибудь часть тела. Например, ногу (игрок продолжает играть, стоя на одной ноге), руку (нужно ловить мяч одной рукой), глаз (его закрывают), рот (не разговаривать). Если «одноногий» бросил мяч кому-то из игроков, а тот его не поймал, «калека» может вместо «отбирания» части тела вернуть что-то недостающее себе и продолжать игру уже вполне «здоровым». «Калека», не справившийся со своей утратой (например, не удержавшийся на одной ноге), покидает круг. Последний «выживший» игрок объявляется победителем .

Игра из архива семьи Малькановой Анны


Игра из архива семьи Миллер Натальи

Все игроки садятся на скамейку и складывают ладошки «лодочкой». Ведущий держит в сложенных ладошках колечко или любой другой мелкий предмет (пуговица, камешек). Проводя своими руками между ладоней каждого игрока, ведущий незаметно вкладывает кому-нибудь в руки колечко. Затем чуть отходит в сторону и говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этих слов задача игрока с колечком быстро встать, а других участников – удержать его на скамейке. Удалось вскочить – стал ведущим. Нет – ведущий остается прежний.


Дети должны встать в круг лицом, попарно - один человек, а за спиной другой. Одна пара становится ведущей - один из пары бежит, другой догоняет. Бегают вокруг круга. Тот, кто убегает, может спастись от погони. Для этого нужно быстро встать к любой паре третьим перед первым игроком пары. Тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим. Теперь он должен должен убегать от погони. Если догоняющий дотронется до убегающего, то они меняются ролями.


УГАДАЙ ЧИСЛО

Все игроки встают в круг и начинают прыгать на месте, приговаривая:

«Дети бегали по школе

и считали этажи.

Раз, два, три, четыре,-

расставляйте ноги шире.

Угадаешь ты число,

Будешь - Во!»

На последнем слове все останавливаются, при этом расставив ноги. Теперь по очереди каждый называет число и начинает соединять ноги не отрывая ступней от пола, двигая сначала носки, потом пятки, носки, пятки - при этом считая каждое движение, если число совпадает с названым, игрок остается в игре, если нет - выбывает, а игра начинается с самого начала с оставшимися игроками.

Игра из архива семьи Аданая Лали


Игра из архива семьи Реверчук Апгелины

Играют несколько детей. Выбирается один или два ведущих, которые уходят в сторону и отворачиваются. Все остальные встают в круг, держась за руки, и начинают запутываться между собой, не разжимая рук. После этого все хором зовут ведущих:

«Путаница, путаница, распутай нас!»

Задача ведущих распутать всех, вернув их в первоначальный вид (в круг), не разжимая при этом рук участников. Если сумеют распутать - победили, если нет - победили «путаники».


Игра из архива семьи Сабировой Карины

Надо встать в круг, и перебрасывать мяч друг другу. Задача "собачки" - завладеть мячом. Потерявший мяч сам становится "собачкой".

Один из игроков становится садовником, остальные выбирают себе название любого цветка и только на него откликаются. Садовник начинает игру: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме... (называется временное имя любого из игроков, например «лилия»). Лилия должна тут же отреагировать словом: «Ой!» А Садовник отвечает: «Что с тобой?» Лилия говорит: «Влюблена» Садовник отвечает: «В кого?» Лилия говорит: «В тюльпан» . Теперь диалог ведут лилия и тюльпан. Тюльпан: «Ой» ... и т.д., Если игроки ошибаются (сделал большую паузу, отозвался на чужое имя, не откликнулся на свое или забыл " имена " цветов), то они отдают "фанты«(это какая-то личная вещь), которые потом разыгрываются. И снова игру начинает садовник. Играют до тех пор, пока не наберётся какое-то количество фантов.

Фанты разыгрываются так:

один достает фант, другой (отвернувшись) назначает задание хозяину фанта, которое тот должен выполнить, чтобы получить вещь обратно (спеть, рассказать стишок, прокукарекать, попрыгать на одной ножке и т.д., зависит от фантазии).

А еще в эту игру можно играть на выбывание.


Игра из архива семьи Альмухамбетовой Арианы

Ведущий прячет небольшой предмет, который игроки должны найти. При этом ведущий помогает узнать местонахождение предмета словами: холодно, холоднее, теплее, горячо, совсем жарко и т.д. Чем ближе игроки подходят к месту, где спрятан предмет, тем становится теплее, горячее, жарче … И наоборот, чем дальше от предмета, или потерян ориентир , тем погода становится прохладней, холоднее, морознее … Кто первый нашел предмет, тот становится ведущим.



Игра из архива семьи Мукановой Р.С.

ЭТО большое?

Это живой предмет?


Игра из архива семьи Ролдыгина Александра

Один ребенок изображает курочку. Ему на одежду цепляют бельевые прищепки, и он начинает бегать. Другие игроки «общипывают» «курочку»,

сдергивая прищепки.

Тот, до кого курочка дотронется, в следующий раз,

сам становится курочкой .



На площадке рисуются кружки-домики, ровно на один меньше количества игроков. Ведущий обходит домики, собирая игроков в цепочку и уводит их подальше, при этом рассказывая куда их ведет: «Пошли погулять гномики, оставили свои домики: гномик Миша (например), гномик Саша (и т.д., перечисляя всех игроков), пошли они в лес, да заблудились, долго-долго ходили… (а дальше фантазия детей). Затем следует неожиданная команда "по домам" в любом месте рассказа.

После команды: "по домам" - все бросаются обратно к домикам. Тот игрок, кому не досталось домика, становится водящим. Эта интересная игра развивает внимание и реакцию.


  • Горельщик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!
  • На слово "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и "горит". Вместо слов "последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара". Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.



Выводы исследования:

В ходе исследования мы узнали различные игры наших родителей, бабушек и дедушек и их влияние на развитие ребёнка. Мы узнали, что есть много интересных игр и будем дальше разучивать их на уроках физической культуры и на переменах.

В мире компьютеризации оставим место для учебы.



Ты на небо посмотри -

Сколько круглых радуг там.

Это мыльные пузыри

Радуются всем цветам.

Данченко Маргарита


Выйдем мы во двор опять,

Чтобы в прятки поиграть.

Чтоб побегать, порезвиться

Хорошо повеселиться.

Оленька играет в прятки. Где искать ее, ребятки? Заглянули под кровать Под кроватью не видать. «Где ты, Оля, далеко ли? Мы соскучились без Оли!» И за дверью Оли нету, И не видно за буфетом, И на кухне под столом Олю тоже не найдем. Оля прячется за креслом: «Нет, играть неинтересно. Вдруг забудут, не найдут?» «Где ты, Оленька?» «Я тут!»

Данченко Маргарита


Играть не устать, не ушло бы дело.

***

Играет (забавляется), как дитя.

***

У наших у ворот всегда хоровод.

***

Делу время, потехе час.

***

В игре да в дороге узнают людей.

***

Стоит выиграть, чтоб не бояться проиграть.



  • Играть всем, кто хочет.
  • Бегать.
  • Веселиться.
  • Придумывать свои игры.
  • Менять правила игры в начале.
  • Получать удовольствие от игры.

  • Договариваться в игре.
  • Придерживаться правил игры.
  • Уважать игроков и даже соперников
  • Соблюдать технику безопасности.
  • Играть на специальных площадках.
  • Учиться проигрывать и выигрывать.

  • Играть на дороге или возле нее.
  • Применять силу.
  • Обижать.
  • Обзываться.
  • Заставлять играть.
  • Зазнаваться.


Альмухамбетова Ариана.

  • Игра.
  • Командная, быстрая.
  • Собирает, мирит, объединяет.
  • Я люблю придумывать игры.
  • Это хорошо!!!

Дмитриенко Илья

  • Игра.
  • Дружная, веселая.
  • Бегаем, прыгаем, думаем.
  • Я играю с друзьями.
  • Весело!!!

Белов Тимофей

Реверчук Ангелина

  • Игра.
  • Разумная, интересная.
  • Радует, веселит, объединяет.
  • Игра учит нас договариваться.
  • Нужно!!!
  • Игра.
  • Веселая, интересная.
  • Сдруживает, объединяет, веселит.
  • Я люблю новые игры.
  • Весело!!!

Жулдаяков Багдат

  • Игра.
  • Интересная, дружная.
  • Бегаем, дружим, придумываем.
  • Я очень люблю играть!
  • Здорово!!!

Листопад Ирина

  • Игра.
  • Веселая, энергичная.
  • Договариваемся, дружим, не ссоримся.
  • Не играй на дороге!
  • Люблю играть!!!

ИГРОВОЙ АЛФАВИТ

А панас»

Б арби,бадминтон, баскетбол, бита

« В ышибала», ворота,

« Г ородки», «Горячая картошка», горка,

« Д очки-матери», «Догонялки», домино,

« Е ралаш»

« Ж мурки»

З агадки, зазывалки, «Змейка»

« И спорченный телефон», игры на внимание

К ости, «Кошки-мышки», «Классики», карты, конструктор

Л ото,

М яч, машинки, «Морской бой», «Море волнуется…»

Н арды,

« О диннадцать»

« П рятки», посудка, «Пекарь», «Пятнашки», «Путанница»


« Р олики, резиночки,

С читалочка, «Светофор», «Садовник», «Собачка», скакалка

« Т ретий лишний»,

У личные игры,

Ф утбол, фишки

Х оккей, «Ход конем»

« Ц веты и садовник»

« Ч ай, чай – выручай!», «Числа»

Ш ашки, шахматы, шайба, шарады

Щ елбан

Э лектронные игры, эстафеты.

Ю ла,

« Я знаю 5 имен»,

Ребята, помогите продолжить игровой алфавит!


Глава I Зазывалочки………………..…. Стр.

Глава II Считалочки…….………………. Стр.

Глава III Игры……………………………. Стр.

Глава IV Стихи про игры…….……..….. Стр.

Глава V Про то, что можно и нельзя….. Стр.

Глава VI Мы и игры………………………. Стр.

Глава VII Отзывы…………………………. Стр.


  • Ахметкалиева Екатерина
  • Белов Тимофей
  • Дмитриенко Илья
  • Жулдаяков Багдат
  • Ирмагамбетова Алтынай
  • Листопад Ирина
  • Мальканова Анна
  • Миллер Наталья
  • Реверчук Ангелина
  • Ролдыгин Александр
  • Муканова Роза Сапаргалиевна
  • А также при участии родителей класса, которые вспомнили игры своего детства и рассказали нам о них.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

  • Девочка, играющая в классики http://belosvetik.narod.ru/klassiki.jpg
  • Мишка за деревом http://img.liveinternet.ru/images/attach/1/4515/4515335_292.jpg
  • Девочка с мыльными пузырями http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/39/364/39364979_Puzyri.jpg
  • Детская площадка http://www.pcarlo.ru/products_pictures/street_logo.jpg
  • Гномик http://m.foto.radikal.ru/0706/fb/c2f32d160a18.jpg
  • Фото – колечки http://prazdnik.by/forum/viewtopic.php?p=552421
  • Фото бегающих детей http://img-fotki.yandex.ru/get/28/natalyalekseevna.2/0_1b6cc_ef269028_XL
  • Пословицы взяты со страницы http://www.aphorism.ru/dal/154.html
  • Дама и кавалер на балу http://dominatrix.clan.su/_fr/6/9399332.jpg
  • Мяч http://s52.radikal.ru/i136/0901/a4/d318df269036.png
  • Рыцарь http://www.dostavka.ru/i/files/images/upload-1226868271.jpg

  • Ладошки, слайд 1 -
  • Рамка с мышатами http://www.photoshopchik.ucoz.ru/Ramka/detskie/---------hg.jpg
  • Рамка с папуасиками
  • Рамка с бабочками http://i051.radikal.ru/0811/1d/ec9306148c0e.jpg
  • Рамка с мишками http://s50.radikal.ru/i129/0902/ab/ba0db701a275.jpg
  • Рамка с 4-мя мишками http://i042.radikal.ru/0810/1a/7b9c704a5a5a.jpg
  • Рамка с пчелками http://www.photoshopchik.ucoz.ru/Ramka/detskie/nbdkha.jpg
  • Рамка с детьми возле дерева http://www.photoshop-master.ru/adds.php?subrub=58
  • Девочка с сачком http://www.razumniki.ru/images/articles/fizicheskoe_razvitie/podvignie_igry.jpg
  • Светофорик http://www.avtosreda.ru/userimages/news/2009_05/18_6.jpg

Проект «Наши дедушки и бабушки»

Тема проекта

«Наши бабушки и дедушки!»

Постановка проблемы

Что мы знаем о своих дедушках и бабушках?

«Если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми – с дедушками и бабушками, это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений, в тысячу раз больше оказался незащищенным, в тысячу раз больше споткнулся о камни и в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе.» Ш.А. Амонашвили

Между детьми и дедушками и бабушками возникает больше взаимопонимания, чем между детьми и их родителями. Может быть, это происходит потому, что дедушки и бабушки, как правило, в общении с ними исходят не из отдаленных и потому непонятных детям целей воспитания, а из близких им интересов и потребностей. Дедушки и бабушки охотно включаются в игру со своими внучатами, они с легкостью выполняют их желания. У детей больше секретов со своими дедушками и бабушками, дедушки и бабушки – хранилище их шалостей, они шутя прощают им проступки, никогда не выдают их родителям. Дедушки и бабушки – это – непроницаемое убежище от родительской угрозы. Дедушки и бабушки украшают золотую пору детства, насыщают ее любовью, заботой и мудростью.

По своему опыту знаю, какими драгоценными станут в будущем для каждого моего ребенка воспоминания о своих бабушках и дедушках. И считаю своим долгом помочь им глубже почувствовать преданность этих людей, узнать о них побольше: кто они, наши бабушки и дедушки, как они росли, где работали, почему слабы и что каждый из детей может сделать для самых дорогих и любящих людей.

Цель проекта

Совершенствование процесса нравственного воспитания, развитие новых форм и методов нравственного воспитания, воспитание в детях уважения к членам своей семьи – бабушке и дедушке, изучение их характеров, интересов, роли в семье.

Объект исследования

Бабушки и дедушки.

Методы исследования

1. Анализ художественной литературы (рассказы и стихи о бабушках и дедушках);

2. Интервью;

3. Наблюдение;

4. Анкетирование;

5. Обобщение результатов.

Срок реализации проекта:

7 месяцев

Дата начала проекта:

Октябрь 2009 г.

Дата окончания проекта:

Апрель 2010 г.

План работы

Этапы

Защита проекта

Праздник-презентация итогов работы.

Праздник

«Наши дедушки и бабушки – мы вас любим!»

Входят дети под музыку.

Ученик: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Ученица: Дорогие наши, любимые, бабушки и дедушки!

Ученик: В первую очередь мы хотим извиниться перед вами за те огорчения, которые мы вам причиняли в разное время!

Дети становятся на одно колено, опускают головы и проговаривают вполголоса, умоляюще:

Все. Дедушки, бабушки, простите нас, пожалуйста, мы больше не будем!

Встают.

Ученик. Нет, мы не можем обещать, что больше никогда не провинимся, но обещаем, что с этого дня будем доставлять вам меньше хлопот и больше радости! Правда, ребята?

Дети. Да, да!

Ученица. За последнее время мы многое узнали про вас. И знаете, что мы установили? Наши дедушки и бабушки самые…

Все. Мужественные!

Ученица. Самые…

Все. Добрые!

Ученица. Самые…

Все. Ласковые!

Ученик. Мы изучали ваше сердце. Знаете, из чего оно состоит?

Все. Из любви к внукам и внучкам!

Учащиеся показывают плакат, на котором изображено большое сердце. Внутри которого бегают, играют, шалят дети, светит солнце, блестит ручеёк.

Ученик.

Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться!

Ученица.

С бабушкой моей вдвоем

Очень дружно мы живем!

Вместе ходим мы гулять,

Вместе мы ложимся спать,

Вместе моем мы посуду -

Правда, правда! Врать не буду!

Не капризничать стараюсь,

Слез не лью, а улыбаюсь -

С ней большие мы друзья,

Потому что мы - СЕМЬЯ!

Звучит песня «Бабушка рядышком с дедушкой ».

Ученица.

Папы с мамами – при деле,
Где взять время для детей?
На работу и с работы,
В магазин ещё поспей.
Кто же с нами погуляет,
Колыбельную споёт?
Наша бабушка родная
Наше детство бережёт.
Ученик. У неё всегда есть время,
Чтобы сказку рассказать
И с внучатами со всеми
Порезвиться, поиграть.
Ученик.
Кто же нам котлет нажарит
И заполнит наш досуг?
Это бабушка родная,
Самый верный в мире друг.
Ученица.
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно,
Она во всех затеях со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки
И всё мне любо в ней,
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ученик.
Со мною бабушка моя,
И значит, главный в доме - я,
Шкафы мне можно открывать,
Цветы кефиром поливать,
Играть подушкою в футбол
И полотенцем чистить пол.
Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!
А с мамой это не пройдет.
Я уже проверил.
Учитель. Действительно, бабушки вас очень любят. И часто прощают вам многие шалости.
Ученица. Ты просто чудо – бабушка,
Ты в мире лучше всех,
Люблю когда ты рядышком
И твой прекрасный смех!
Ты всех умеешь выслушать,
Хороший дать совет –
Из всех на свете бабушек
Тебя мудрее нет!
Нет бабушки лучше на свете тебя
Мне так повезло, что я внучка твоя.

Учитель. Верно. Человек уже много проживший и повидавший, всегда даст правильный совет. И чем больше человек живёт, тем больше знает, умеет. Таковы наши бабушки и дедушки. Они у нас мудрые люди. А ещё они у нас очень современные.

Ученик. Без палочки шагает наша бабушка,
Очков не надевает наша бабушка.
И вовсе не седая, а очень молодая,
А очень молодая наша бабушка.
Ученик. А у меня есть бабушка, бабушка родная.
Бабушка родная - очень молодая.
Рано утром бабушка делает зарядку.
Делает зарядку – учит всех порядку.
Ходим вместе с бабушкой на коньках кататься
На коньках кататься – в бассейне купаться.
Мне, как нашей бабушке
Стать спортсменом надо.
Стать спортсменом надо – ждёт олимпиада.
Учитель. Давайте споем для наших бабушек песню.
Исполняется песня «Бабушка» . 1. Много у бабушки с нами хлопот – Варит нам бабушка сладкий компот. Шапочки теплые надо связать, 2. Трудится бабушка целые дни. Бабушка, милая, сядь отдохни! Мы тебе песенку нашу споем… Дружно мы с бабушкой милой живем! 3. Много у бабушки с нами хлопот – Варит нам бабушка сладкий комрот. Шапочки теплые надо связать, Сказку веселую нам рассказать.
Ученик. Милая бабушка, спасибо огромное.
За нежный взгляд, поцелуй перед сном,
Редкую душу и сердце, столь доброе,
Что согревает заботой теплом.
Ученица. Ну а дедушек мы тоже очень любим. Давайте про них тоже расскажем. Они у нас самые лучшие на свете! Ученик. Я гулять пошёл во двор.
Перелез через забор
И оставил на заборе
Полштанины – вот так горе!
Как теперь пойду домой
Я оборванный такой?
Мама будет поучать
Чтоб не лазил я опять.
Ученик. Папа скажет: «Неумеха!
На штанах теперь прореха».
Бабушка запричитает,
Но штаны мне залатает.
Ну а дед, мой верный друг,
Обойдёт меня вокруг,
Выведет меня во двор,
Перепрыгнет сам забор,
Станет он меня учить-
С дедом весело нам жить!
Ученик. Мой дедуля – лучший ты, В волосах сединки, Это мудрости следы И на лбу морщинки. С внуком на футбол пойти И на рок-концерт придётся. Информатику учить, Нелегко им всё даётся. Ученица. Дедушка! Дедуля! Ты наша книга
Есть в нашем доме книга,
Добрей, которой нет
В ней собраны вся мудрость
И грусть прожитых лет
В ней сказки и загадки
Все 70 страниц
Прикрыты переплетом
Задумчивых ресниц
Мой дедушка, конечно,
На книгу не похож:
Но, знаю я, как много
В его глазах прочтешь.
Ученик. Дед и песенку споём,
Дед и на руки возьмёт,
И усами пощекочет,
И со мною похохочет.
Может фокус показать,
Может сказку рассказать.
Ну, какой же он хороший!
Молодец из молодцов!
Подарю ему на праздник
Я кулечек леденцов.

Исполняется песня «Такой хороший дед ».
Ученица . Сегодня дедушек поздравить очень рады!
И от души им пожелаем вновь:
Пусть будут в жизни лучшей вам наградой
Надежда наша, вера и любовь.

Учитель. Вы убедились, как крепко любят вас ваши внуки. Мы знаем, что и вы их любите больше всех. А иногда бывает и такая любовь…


Сценка «Бабушки и внуки»
1. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
2. Да что ты, я ещё уроки не сделала…
1. Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты же сто лет как школу окончила.
2. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.
1. Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.
2. Правда? Это ты их так балуешь?
1. Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки на черновик, а начисто они у меня сами переписывают.
2. О, действительно строго!
1. Так что, если что, у меня спрашивай, у меня опыт большой.
2. Слушай, так если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм… «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…»
1. Так, хорошо.
2. «И днём и ночью пёс учёный…»
1. Какой пёс? Какой пёс?
2. Ну я не знаю, какая у него порода.
1. Да не пёс, а кот учёный. Поняла, кот!
2. А, поняла-поняла! Я тогда всё сначала начну. «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том, и днём и ночью кот учёный…»
1. Ну..?
2. …С авоськой ходит в гастроном.
1. С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?
2. Ой, не какая же ты подруга!?
У меня ещё столько уроков, вот я всё и перепутала.
1. Как ты считаешь, если мы и дальше будем учиться, может в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?
2. Её уже назвали.
1. Да? А как?
2. Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки.

Учитель. А всегда ли мы дружно живёте с вашими дедушками и бабушками? Иногда ваши поступки, поведение, слова больно ранят пожилых людей. Очень надеюсь, что у вас никогда так не происходит, как в данной сценке.
Сценка «Бабушкин выходной»
Внучка.
Сегодня у нас воскресенье как раз,
Бабусю будить я не буду сейчас.
На завтрак, пожалуй, нажарю картошки,
С повидлом пирог испеку и лепёшки.
Всё это не трудно мне сделать самой,
Ведь должен у бабушки быть выходной.
… Еда на столе и в двух вазах букет
- Иди же, бабуся!.. Бабуся, ну где ты?

Бабушка.
На кухне я! С пола сейчас уберу
Соль, масло, картофельную кожуру…
Потом соскрести я должна поскорей
Присохшее тесто со стен и дверей…
Повидло с окна, с потолка ещё смою
И завтракать, внученька, сяду с тобою.

Учитель. Получился ли у бабушки выходной,как хотела внучка? Почему же нет? Я думаю, что у нас нет таких внучат. По крайней мере они будут стараться помогать вам. Еще ребята приготовили для вас частушки. Только скажите вы еще не устали?

«Частушки».

1. Мы частушек много знаем
И хороших и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

2. Говорит старуха деду:
- Я в Америку поеду!
- Поезжай, я денег дам:
Костыли твои продам.

3. Нынче стало не новинкой:
Бабка в поле спинку гнёт,
А внучок стоит на рынке -
Сигареты продаёт.

4. Закопчёные кастрюли
Юля чистила песком.
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.

5. Бабка чистила картошку,
Дед на крыше песни пел.
Бабка свистнула немножко-
Дед в курятник улетел.

6. Две старушки без зубов
Говорили про любовь:
- Мы с тобою влюблены:
Я – в сметану, ты в блины.

7. Дед свою бабку
Завернул в тряпку,
Поливал её водой,
Хотел сделать молодой.

8. Мы частушки петь кончаем
И вам честно обещаем:
Слушать вас всегда во всём.
Утром, вечером и днём!

Учитель. Дотошные американцы подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, эквивалентную подъёму груза весом в 18 тонн на высоту 227 км. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания нашим бабушкам и дедушкам, уделять внимание их здоровью, самочувствию.

Ученик. Целуем ваши руки, дорогие,
Морщинки и седую прядь волос,
И очень просим мы у вас прощенья
За боль и грусть, что каждый преподнёс.
Ученица. Живите дольше, и цветите,
И будьте с каждым днем все здоровей.
Поверьте, вы нужны на свете
Для нас: для внуков ваших и детей.

Учитель. Очень большую роль в цепи поколений играют ваши бабушки и дедушки. Бабушкина любовь не знает границ. Между дедушкой и внуком устанавливаются дружеские отношения. Бабушки стараются разделить и горести и радости своих внучат, выступают советчиками, предостерегают от плохих поступков. Они очень мудрые. И бабушки и дедушки учат вас доброте, трудолюбию, бескорыстию, честности и многому другому.

Ученица. Дорогиебабушки и дедушки! Мы вас очень любим! Изучая вас, мы наполнились гордостью за вас. Правда, ребята!

Все. Да! Мы гордимся вами!

Ученица. Мы откроем вам секрет: почему мы любим вас и гордимся вами!

Ученик . Дедушка, я люблю тебя потому, что ты скромный человек, всех умеешь радовать в семье.

Ученик. Бабушка, я люблю твои руки, они так нежно ласкают меня.

Ученик. Бабушка, я горжусь тобою потому, что ты очень-очень трудолюбивая, самая заботливая женщина в мире.

Ученик. Мои дорогие дедушка и бабушка, я горжусь вами. Вы показали своей жизнью, что любовь и труд все перетрут.

Ученик . Бабушка, ты очень умная женщина, мудрая, невозмутимая, твоей мудрости и трудолюбия хватает на всех в доме.

Ученик. Дед, я люблю тебя, потому что ты со мной играешь, еще потому, что ты храбрый.

Ученик. Дедуля я очень люблю тебя! Ты многому меня учишь!

Ученик. Бабушка, я люблю тебя! Ты всегда находишь минутку посидеть со мной, выслушать меня!

Все. Мы любим и гордимся вами!!!

Ученик. Дорогие бабушки и дедушки, скажите, а вы любили шалить, когда были маленькими? Расскажите о ваших шалостях.

Несколько слов бабушек и дедушек.

Ученица. Еще у нас к вам есть небольшая просьба. Дорогие бабушки и дедушки, дайте нам ваши мудрые наставления о том, как крепить дружбу с вами. К чему вы призываете?

Звучат наставления.

Учитель. Спасибо, за эти мудрые наставления. Они нам очень пригодятся.

Ученик. А знаете, что мы обещаем вам, когда вырастем? Послушайте.

Звучат обещания детей.

Учитель. Ну вот, потихоньку наш праздник подходит к концу.

Ученица. Большое вам спасибо…

Все. Что пришли к нам в гости…

Ученик . Большое вам спасибо…

Все. Что любите нас…

Ученик . Большое вам спасибо…

Все. Что балуете нас…

Ученик . Большое вам спасибо…

Все. Что воспитываете нас…

Ученица. Спасибо вам за наше волшебное детство: за каждое доброе утро, за весёлые дневные прогулки и затейливые вечерние сказки. Хотелось бы нам вашу жизнь сделать похожей на добрую и красивую сказку! Будем стараться изо всех сил!

Ученик. А сейчас мы хотим исполнить песню и пожелать вам счастья.

Песня «Мы желаем счастья вам»

Учитель. Наш праздник, посвященный любимым бабушкам и дедушкам, завершен.

Звенит колокольчик.

Использованная литература

    Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? - М., 1986

    Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы) – М. ВАКО, 2008

учитель начальных классов

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Рязанский педагогический колледж»

(филиал в г.Касимов)

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема: Детство наших бабушек

Выполнил: студент группы

Ефремов Вячеслав

Касимов 2017 г.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………......3

2. Актуальность проекта…………………………………………………………...5

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…………………………….6

4. Аннотация проекта………………………………………………………………7

5. Этапы реализации проекта программы………………………………………...10

6. План мероприятий……………………………………………………………….11

7. Ресурсы………………………………………………………………………..…12

8. Риски и пути преодоления рисков……………………………………………..13

9. Выводы…………………………………………………………………………..14

10. Литература……………………………………………………………………..15

Приложение………………………………………………………………………..16

Введение

Алексей Плещеев «Внучка»

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду так же

Бабушкой и я, -

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Откуда родом наши бабушки? Они все знают, всегда помогут. Бабушки мудрые и добрые. Они пекут самые вкусные пирожки и блинчики. Вяжут носки и шапочки. Играют с нами в разные игры, шьют платья для наших кукол и любят конфеты. Они тоже были маленькие. Бабушки тоже родом из детства!

Слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Еще недавно в нашей стране в силу определенных социальных условий именно бабушки и дедушки помогали своим детям воспитывать их детей, заменяя детские сады, нянь и гувернанток. Сегодня, когда многие родители получили возможность пользоваться услугами частных детских садов, профессиональных нянь и гувернанток, бабушка оказывается столь же востребованной, как и раньше. Помощь бабушек, их опыт и поддержка могут оказаться неоценимыми, особенно если ребенок в семье первый. Молодым родителям важно все: и советы и возможность оставить малыша в надежных руках, если нужно куда-то уйти, а иногда и просто спокойное ободрение.

Для каждого ребенка бабушка, которая принимает участие в его воспитании, становится совершенно особым человеком. Создавая наш проект, мы надеялись, что наши воспитанники через прикосновение к истокам народного творчества испытают сильные эмоции, станут сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Совместно проведенное время обеспечит более тесное взаимопонимание, взаимоуважение бабушек с их внуками, обеспечит психологический комфорт.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы формирование у детей интереса к познанию истории своей семьи, важной роли семьи в жизни каждого человека, гордости за неё, любви и уважения к бабушкам и дедушкам, бережного отношения к пожилым людям.

Проектом предусмотрен объект исследования – жизнь в СССР до 1990г., предметом деятельности является - изучение детства, проведенного в СССР.

Актуальность проекта.

Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышение их активности в вопросах воспитания.

Мы живем в период, когда в обществе все более назревают проблемы, возникшие как следствие глубоких изменений в политико-экономической системе нашего государства. Эти изменения в той, или иной степени затронули духовные, нравственные, морально-бытовые стороны общественного устройства.

Но, пожалуй, наиболее тяжело они отразились на людях пенсионного возраста. Пожилые люди, особенно одинокие, постоянно чувствуют свою оторванность от общества.

В наше время люди преклонного возраста чувствуют себя забывчивыми, невостребованными, а мизерные пенсии обрекают их на однообразную и безрадостную жизнь.

Как изменить сложившееся поколение? Как способствовать формированию у детей уважения и любви к людям старшего поколения?
Поиск ответов на эти вопросы способствовал возникновению идеи создания проекта.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.

Цель исследования: передача опыта от старшего поколения к младшему и изучение истории из первых уст.

Задачи:

Развитие продуктивного взаимодействия между поколениями;

Формировать у детей основы уважительного отношения к старости, ценностного отношения к опыту предыдущих поколений, заботливого отношения к пожилым людям;

Ожидаемые результаты

1. Возможность более тесного общения с людьми пожилого возраста, осуществление связи поколений;

2. проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи;

Продукт:

1. Итоговое мероприятие «Секреты бабушкиного сундука»;

2. Фоторепортаж: «Бабушке - песню, дедушке – стих, много здоровья вам на двоих».

3. Оформление мини-выставки «Рукоделие наших бабушек».

Аннотация проекта.

1 октября отмечается международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 года. Таким образом в этом году 25 лет этому празднику.

Название проекта: Проект «Детство наших бабушек»

География проекта: Проект реализуется по адресу: 391300, Рязанская область, город Касимов, МБОУ «СШ №7».

Стадия реализации: Проект находится на стадии разработки.

Вид проекта: Творческий, краеведческий

Продолжительность: сентябрь – октябрь (краткосрочный).

Участники проекта: дети 7-8 лет.

Руководитель проекта: Учитель начальных классов Трубилова Ж.Г.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. формирование нравственных качеств личности;

2. воспитывать устойчивое заинтересованное отношение к культуре своих предков;

3 . формировать чувство товарищества, взаимопомощи, учить договариваться.

В соответствии с ФГОС НОО проект опирается на научные принципы его построения:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей младшего школьного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей младшего школьного возраста;

принципы дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у ученика начальной школы качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Ведущее место в системе нравственного воспитания детей занимает семья. Темп жизненных преобразований заметно изменил условия жизни нашего поколения.

В недалеком прошлом семьи были многоплановыми, бабушки и дедушки жили вместе со своими детьми и внуками, выполняли свои воспитательные функции, передавали знания и умения подрастающему поколению, чувствовали свою необходимость и значимость. В прошлом семья трудилась как единая производная ячейка.

Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы трудового воспитания. Пословица гласит: «Семья крепка, когда крыша одна». Распад трехпоколенной семьи затруднил передачу нравственных ценностей, ослабил контроль старших над младшими.

Родители, реализующие свои профессиональные интересы, занятые домашним трудом, или проведением времени у телевизора, меньше внимания уделяют своим детям.

Школьное воспитание не может компенсировать родительской любви, любви бабушек и дедушек, что становится одной из причин бесчувствия детей, нравственной глухоты.

Вопросы семейного воспитания рассматривались многими педагогами и психологами. Большой вклад в педагогику семейного воспитания внес А.С.Макаренко. Его положения о трудовом воспитании дошкольников, дисциплине, формировании привычек, об авторитете родителей, оказывают многостороннее влияние на воспитание детей в семье.

Популярностью пользовались книги для родителей Е.А.Аркина.

Большое значение уделял воспитанию детей совместно с родителями В.А.Сухомлинский.

Вопросы нравственного развития личности ребенка отражены в трудах психологов – А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, В.С.Мухиной, Е.В.Субботского и других.

Пути решения проекта:

учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей конкретного НОО;

оценить риски реализации проекта.

Этапы реализации проекта программы .

Реализация проекта рассчитана на 8 недель: с «01» ноября по «30» ноября

Сроки

Подготовительно-проектировочный этап

- сбор информации об участниках проекта;

Проведение устного опроса у детей класса.

01.11. - 08.11

Практический этап

проведение совместных мероприятий между родителями, бабушками, детьми

09.11. - 16.11

Обобщающе - результативный этап

анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив данного проекта;

Итоговое мероприятие;

Обобщение опыта работы на родительском собрании класса.

17.11. - 28.11

Презентация проекта

Подготовка презентации проекта «Детство наших бабушек»

29.11. - 31.11

План мероприятий.

Форма проведения

«Физическое развитие»

- «Семья»

- «Во что играли наши бабушки и дедушки»

сюжетно - ролевая игра

Подвижная игра

«Социально-коммуникативное развитие»

Опрос составлен по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

«Куклы наших прабабушек»,

- «Секреты бабушкиного сундука»

Устный опрос

беседы

Тематическое мероприятие

«Познавательное развитие»

«Составь семью», «Родство», «А ты мне кто?», «Как мы помогаем родным», лото «Моя семья».

- «Моя семья»

-«Моя куколка»

-«Сказки наших бабушек»

- «О чем мечтала бабушка, когда была как я»

- «Бабушки и дедушки, балуйте своих внуков»

дидактические игры

Составление генеалогического древа

Рассматривание и изготовление тряпичных кукол Сбор фотографий, материала по теме.

Оформление книжной выставки

Выставка рисунков

Фоторепортаж

«Художественно-эстетическое развитие»

- «Моя семья»

- «Моя семья».

Стихотворение Я. Акимова «Родня».

- «Ты мне, я тебе», «Составь семью», «А ты мне кто?»;

-«В чем наши бабушки ходили в школу»

Рисование Рассматривание семейных фото. Беседа

Чтение

Игра

Рисование

Ресурсы.

Информационные ресурсы

интернет – ресурсы:

https://interneturok.ru

Учебно-методические ресурсы:

Фонд методического кабинета:

библиотека;

игротека;

аудиотека;

фонотека.

Материально-технические ресурсы: ноутбук, проектор, принтер.

Финансовые ресурсы:

Финансирование проекта производится за счет муниципального и областного бюджета школы.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы НОО (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу) .

2. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса ученика начальных классов.

Риски и пути преодоления рисков.

- совместные беседы с родителями и детьми о детстве старшего поколения (бабушек);

Организация итогового родительского собрания по реализации проекта «Детство наших бабушек»;

Индивидуальные поручения детям (с помощью родителей) по созданию фотовыставки;

Проведение дидактических игр с детьми;

Беседы с детьми по вопросам об истоках своей семьи.

Выводы.

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы школьных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства, а также мотивирующим фактором формирования интереса к прошлому своей семьи, русского народа в целом.

Он является импульсом к становлению ребенка, формированию у него:

Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и он позволит не только познакомиться с историей своей семьи, но и даст толчок для развития направления по нравственно-патриотическому воспитанию детей и профессиональной компетентности педагогов и родителей.

Литература.

    Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» Издательство «Аркти», Москва, 2007 год;

    Журавлева Л.С. «Солнечная тропинка», Издательство «Мозаика – синтез», Москва, 2006 год;

    Журнал «Дошкольное воспитание» // №9, 2008 год;

    Журнал «Мурзилка» // 2005 год;

    Журнал «Цветной мир» Институт художественного образования Российской академии образования. №2, 2012 год;

    Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. «Ребенок и право» ИПКПРО, Ульяновск, 2005 год;

    Косарева В.Н. «Народная культура и традиции». Издательство «Учитель», Волгоград, 2012 год;

    Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Издательский дом «Карапуз». Творческий центр «Сфера». Москва. 2009 год;

    Соломенникова О.А. «Радость творчества». Издательство Мозаика – Синтез. Москва. 2008 год;

    Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Творческий центр Сфера. Москва 2012 год.

Приложение 1.

На начальном этапе для выявления уровня знаний о семье, о родственных отношениях, семейных традициях и т.д. была проведена диагностика путем устного опроса, наблюдений за детьми, познавательных бесед, которая была составлена по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Проводился опрос:

Что такое семья?

Какая бывает семья?

С кем ты живешь?

Как зовут твоих маму и папу?

Как зовут твоих бабушку и дедушку?

Кто самый старший в вашей семье?

Кто самый младший?

Кто кому мама?

Кто кому сын (дочь)?

Для мамы ты кто?

А для бабушки?

Для брата (сестры)?

Кто о тебе заботится?

Как ты заботишься о других?

Где работают твои родители?

Как называются их профессии?

Что такое «род», «родословная», «предки»?

Как вы отдыхаете?

Как вы проводите праздники?

Также были использованы дидактические игры: «Составь семью», «Родство», «А ты мне кто?», «Как мы помогаем родным», лото «Моя семья».

Мой сын Сашка в свои полтора года самостоятельно включает мультфильмы, звонит по мобильнику бабушке и знает, как завести любимую машинку. Современным детям с первых дней жизни доступны все достижения технического прогресса, на них работают целые корпорации по производству детских товаров, педагоги всего мира разрабатывают сотни обучающих программ. У нынешних мальчишек и девчонок есть все: компьютеры и телевизоры, модная одежда, сладости, возможность развиваться и видеть мир - из всего этого состоит сейчас детство и сложно представить, что счастье ребенка возможно без этого.

Однако это возможно. "Летидор" поговорил с теми, чьи детские годы выпали на другое время. Анна Рубанова и Зинаида Жукова были маленькими девочками почти 90 лет назад. Свое детство, в котором собирали осот, делали самокаты-ледяшки и ходили в кино раз в пять лет, они считают самым обычным.

Анна Тимофеевна Рубанова (слева) и Зинаида Серафимовна Жукова.

Мои собеседницы – жительницы Новосибирска, бывшая медсестра и работница авиастроительного завода, теперь уже бабушки и прабабушки. Их детство прошло в разных уголках страны. Анна Тимофеевна уроженка Иркутской области, средняя среди пятерых братьев и сестер. Зинаида Серафимовна родилась в Ленинграде, но большую часть детства провела в детском доме в одном из сел недалеко от северной столицы.

Детские радости

«Детство у нас точно было самое обычное», - начинают они свой рассказ. Играли в лапту, классики, зимой катались на санках, ледяных горках. Свободного времени было много, вот и придумывали все новые и новые забавы.

Инструменты для развлечений делали своими руками. Польешь доску водой и заморозишь – вот тебе и самокат-ледяшка, обстругаешь палку - получится бита для лапты. Старший брат Анны Тимофеевны сам делал лыжи. Распаривал доски, загибал край и сушил в таком состоянии.

Девочки, рано научившись шить, мастерили кукол. Обычно это были тряпичные поделки, но иногда случалось счастье - удавалось где-то добыть изготовленную на заводе голову для куклы, к которой сами пришивали туловище. Получалась игрушка на зависть всем подругам. Только однажды в жизни, улыбаясь, рассказывает Зинаида Серафимовна, ей подарили самую настоящую заводскую очень красивую куклу, она дала ей изысканное имя Валентина и хранила ее много лет. «А в куклы до сих пор не наигралась - признается она. - Если вижу в витрине, могу долго стоять и смотреть».

Таких кукол шили наши прабабушки

Будни

Детство в 20-е годы было коротким. Работать начинали с малых лет, причем не только бедняки, но и наследники вполне зажиточных семей. Начинали с самого простого: помогали по дому, смотрели за младшими детьми или стояли в магазине в очереди. Взрослые дети, те, что старше 10 лет, пасли свиней и гусей, косили траву, пололи грядки, собирали лен, мастерили из дерева, вязали, пряли, шили, торговали. Это не считалось чем-то постыдным, наоборот, старались работать хорошо.

С упорным трудом связана она из самых ярких историй детства Анны Тимофеевны. Ее, тогда еще десятилетнюю девчонку Нюрку, отправили вместе с взрослыми пропалывать поле. Голыми руками с утра до вечера рвали осот - очень колючую траву. Руки за считанные часы покрывались волдырями. «Самое страшное, - говорит - было надеть рукавицы. Вдруг подумают, что лентяйка». Опухшие руки лечила потом долго, зато за усердный труд получила грамоту и чайник меда. Чайник меда! Сложно представить себе счастье ребенка, который сладости видел лишь несколько раз в году.

Сладости

В колхозах, где приходилось работать, «вкусно кормили кашей, иногда даже на молоке», счастливо жили, когда «ели досыта», работали «за еду». Даже в сытые годы деликатесы видели редко, ели очень простую пишу: кашу, картошку, хлеб, домашние овощи. В голодные тридцатые само по себе наличие еды было счастьем. Какие были лакомства? Да самые простые - собранные летом почки липы, щавель, саранки, медунки, черемуха.

Анна Тимофеевна вспоминает такую историю. Мать в поисках дополнительных средств к существованию выращивает табак и обменивает его на продукты. Однажды торговля прошла очень удачно, домой вернулась с огромным красивым караваем хлеба. Дети в предвкушении праздника столпились вокруг «вот бы отломить кусочек!». Нетерпение пришлось немного угомонить, дожидались возвращения всех домочадцев. И вот, наконец, все уселись за столом и начали делить каравай. Уже хрустит зажаренная корочка… как вдруг внутри оказывается старая шапка, которую мошенница запекла, обернув в тонкий пласт теста. Представьте себе детское разочарование! Анна Тимофеевна вздыхает: «Эта булка до сих пор перед глазами стоит. Красивая».

У Зинаиды Серафимовны свои грустные воспоминания. Дело было в школе. Они, вечно голодные детдомовцы, всегда с завистью смотрели на деревенских учеников. У тех на обед была с собой вареная картошка и молоко. Чтобы деревенские дали попробовать кусочек картошки и глоток молока, детдомовцы катали их на переменах на загривке по всему коридору.

Школьный класс 20-е годы

Образование

20-30 годы в России называют расцветом педагогической науки. Повсеместно открывались школы, решалась задача ликвидации безграмотных, улучшались условия обучения, хотя, конечно, в обычных школах было по-прежнему бедно. Наши рассказчицы вспоминают интересные детали. Например, писать на чистой бумаге было большой роскошью. Обычно на уроках раздавали старые газеты или церковные плакаты, писали на них между строк. Чернила делали сами из ягоды крушины синего цвета. Чернильниц на каждый стол не хватало, ставили через парту.

Что касается образовательного процесса, то здесь был заметен серьезный прогресс. Школа, по сути, взяла на себя функции главного воспитателя, потому что дома никто и не думал заниматься педагогикой. «Не припомню, чтобы хоть раз со мной родители проводили какие-то беседы. Не принято было. Росли сами по себе, - рассказывает Зинаида Серафимовна. - Это сейчас дети рассуждают, как взрослые, а тогда жили без особых разговоров».

Я вспоминаю рассказы и своей прабабушки Александры: за непослушание и в воспитательных целях ее и сестер ставили в угол, но не просто так, а с грузом в руках. Старшей сестре - лопату, средней - метлу, а младшей - что полегче, веник. Воспитывали в строгости.

Многие дети 20-30 годов вспоминают школу как праздник: красивая учительница, красочные плакаты на стенах, иллюстрированные учебники. Но сами по себе походы в школу для детей того времени были настоящим подвигом. В семье Анны Тимофеевны, например, зимой учиться ходили по очереди. В первую смену на уроки шла она, по возвращении домой отдавала обувь младшему брату, и тот отправлялся учиться во вторую смену. Спрашиваю: «Одноклассники над вами не смеялись?». «Что вы! - говорит, - все так жили!».

Школьники в начале 20 века. Средняя Азия.

Быт

Одеваться просто и жить скромно было делом обычным. Дома – простые землянки, у окна стоит стол, в углу печь. Дети спали на полу вповалку, ели из глиняных чашек деревянными ложками, гладили белье утюгом с горячими углями внутри. Если вдруг дети начинали болеть, их лечили доступными народными средствами: болячки замазывали дегтем, а температуру сбивали, обмазав щиколотки и запястья глиной. Вроде помогало.

Крестьянская семья, 20-е годы

Развлечения

Я пытаюсь выяснить, о чем же тогда мечтали дети в начале века? Какие были кумиры и любимые герои? Этот мой вопрос вызывает у бабушек улыбку: «Да какие могли быть мечты?». Книг сложных не читали, сказочных героев не знали. В кино были раз в пятилетку. Анна Тимофеевна вспоминает, как в деревню привозили фильмы. Билеты были детям не по карману, а попасть на просмотр очень хотелось. Приходилось выкручиваться: в зал пробирались заранее и прятались под креслами. Когда гас свет, можно было занимать свободные места и наслаждаться немым черно-белым чудом. Но, даже глядя на красивую экранную историю, мечтали не о роскошной жизни и героических подвигах, а о сытном обеде и новом платье.

Вот таким незамысловатым было детство в начале прошлого века, когда еще не было машин и телефонов, когда дети не знали цветного кино. Когда мой сын подрастет, я обязательно расскажу ему о прапрабабушке и о жизни ребятишек столетие назад, когда «ничего-ничего» не было.

С чего все началось…
Меня зовут Лиза Паутова, мне 10 лет. Учусь я в Гимназии №1, в 5 «Б» классе города Полярные Зори Мурманской области. Семья наша большая: я, мама и бабушка Таисия Федоровна, а еще кот Кузя и пес Тихон. Моей любимой бабушке 76 лет. Она встречает меня со школы, кормит обедом. Вместе с бабушкой мы летом ездим в отпуск, я помогаю бабушке на нашей даче выращивать цветы.
Как-то раз я хотела выбросить кусочек черного хлеба, оставшийся от обеда, в мусорное ведро. Бабушка очень рассердилась на меня и сказала: «Эх, Лиза, не знаете вы теперь цену хлеба, не видели вы горя и не знаете голода, мы «дети войны» дорожили даже самой маленькой, черствой корочкой черного хлеба…»
Мне стало очень интересно, и я попросила бабушку рассказать о ее детстве. Со слезами на глазах она рассказывала, то, что смогла ребенком запомнить о тех ужасных временах, о послевоенном детстве.
Июнь 1941 года
Моя прабабушка Пятницкая Мария Семеновна родом из Ленинградского района, деревня Ирса. Бабушка Таисия Федоровна родилась на Ниве-2 Мурманской области. Но в 1941 году они жили большой семьей Пятницких в общем семейном доме в деревне Ирса. Когда бабушка, еще была маленькой девочкой, любила она широкие поля, березняк, деревья около дома казались огромными. Она часто залезала на большой сундук около окна и смотрела на улицу, ей было все интересно. И все это разом оборвалось, потому что пришла война. 22 июня 1941 года немецкие фашисты напали на советскую страну. На этот момент Тасе исполнилось 5 лет, ее младшей сестре Инне 3 года. Семья Таси с соседями убежали в лес, вырыли землянки и остались там жить. В землянках сделали печи, продукты вешали на деревья, чтобы звери не достали. Ловили в речке рыбу.

Захват деревни немцами

Зимой 1942 года фашисты добрались и до их деревни. Разозлившись, что деревня пустая, немцы полностью сожгли все дома и отправились на поиски жителей. На берегу реки им попался старик, он ловил рыбу. После страшных пыток рыбак привел врагов к людям. Уже наступила ночь и, не смотря на темноту и холод, фашисты выгнали всех из землянок на улицу. Люди были почти не одеты, кто, в чем спал, в том их и выгнали на холод. Немцы отобрали все, что им было нужно птицу, скотину, вещи. Врагам были нужны работники для тяжелых работ, чтобы расчищать дороги убирать снег, завалы после взрывов, убирать мертвых и т.д. Для этого женщин, стариков и детей сажали в товарные вагоны, в которых раньше возили скотину и возили по всей оккупированной России.

Путь под дулом автомата

Фашисты угоняли население за многие километры от родных мест. Не миновала эта учесть и жителей Тасиной деревни. Женщины, с малыми детьми на руках, ребятишки постарше, старики шли, не зная куда. Среди них были и Тася с младшей сестрой, мамой и тетей. Было так страшно, что личное семейное горе растворилось, затерялось в этой всеобщей боли и тоске людей, покидающих родное место, трудно было понять сейчас день или ночь. Жизнь была далеко, а смерть шла рядом. По дороге фашисты расстреливали немощных стариков и грудных детей вместе с матерями – тех, кто уже не мог идти. Наконец всех загнали в товарные вагоны и повезли. Поезд часто останавливался, и взрослых выгоняли на работу. Еды немцы не давали, и детям приходилось ходить в ближайшие населенные пункты и просить милостыню. На станциях искали питьевую воду, кипяток. Если ребенок не успевал, то товарняк уходил без него, так потерялось по пути много детей. По всей России люди видели разрушенные города и сожженные села, в которых уцелели только печные трубы. Часто останавливались на одном месте на несколько дней, недель, месяцев.
Этапы военной дороги
Бабушка рассказывала о том, как в одной деревне стояли очень долго. Люди расселялись, кто как мог. Есть, было, нечего не только пришлым, но и хозяевам этих домов. Питались гнилой картошкой, конским щавелем, крапивой, лебедой. Немцы часто пили кофе, а гущу от него выбрасывали на улицу. Люди собирали эту гущу, смешивали с натертым турнепсом и делали лепешки. Мама бабушки тоже так поступала, по одной целой лепешки доставалось взрослым, им нужно было работать, а детям давали по половинке.
А было еще так. Однажды есть было совсем нечего и мама бабушки, привязав девочек к санкам, укрыла их рваным одеялом, и пошла, просить милостыню. В одной избе они натолкнулись на гуляющих и веселящихся немцев. Женщины попросили дать поесть хотя бы детям, но фашисты закрыли дверь на крючок и стали избивать женщин ногами и прикладами. Бабушкиной маме выбили несколько зубов. Чудом удалось открыть дверь и выбежать на улицу. На этот раз все уцелели.
В другом месте поезд стоял очень долго, расселили людей по баракам. Бараки были длинные, нары в три яруса. Люди болели тифом и другими болезнями. Мама Таси со своей сестрой веником с одеял стряхивали на улице вшей, клопов. У немцев убили лошадь, и они разрешили взять по кусочку мяса тем, у кого маленькие дети. Один из врагов зашел в барак, где жили Тася с семьей. В то утро все ели гнилую картошку с крапивой. Фашист брезгливо сравнил Тасю и ее семью со свиньями: «едите как свиньи». Тетя Таси, Евдокия, тихонько ответила на это, что, мол, сами немцы свиньи. Фашист услышал, но перепутал тетю Евдокию с мамой Таси. Он ударил ее прикладом по щеке, выбив зуб, и сказал: «вас Сталин должен кормить». Много времени еще не могла разговаривать мама Таси, а только плакала.
Долго пришлось девочке со своей семьей жить в деревнях оккупированных немцами, ехать в товарных вагонах через всю Россию.
Жизнь в оккупированной Литве

В числе других семей, маленькую Тасю с родителями, немец догнал до Литвы. Всех выгрузили из вагонов и загнали в сараи ни пить, ни есть не давали. Приходили местные помещики и выбирали себе работников на подворья. Но с маленькими детьми никто не хотел брать себе - это лишние нахлебники. Так семья Таси осталась последняя в бараке. Когда отчаяние совсем уже одолело всех, пришел местный священник. Он сжалился над детьми и забрал всех к себе на хутор.
За место в сарае пришлось много работать и взрослым и детям. Женщины чистили двор, убирали за скотиной, делали всю грязную работу. Дети пасли гусей, индюков, помогали в церкви. Приходилось всю службу стоять на коленях на ступеньках у входа в храм. Осенью собирали ягоды в лесу. Но еды все равно не хватало. Поэтому дети выбирали из навоза, после лошадей непереваренный овес и приносили взрослым. Мама Таси его мыла, перетирала, и пекла в печи лепешки, так получался хлеб. Фронт стал приближаться к Литве, и семье священника пришлось уехать. Священник и матушка просили маму Таси отдать им девочку на воспитание. Они обещали ее кормить, водить в школу, не обижать, и оставить свой адрес для того, чтобы потом их можно было найти. Сейчас, по прошествии многих лет, Таисия Федоровна очень благодарна своей маме, что не смотря на тяжелое и страшное положение, она не оставила священнику свою дочь. Мария Семеновна, мама Таси, решила: «даже если умирать, то всем вместе».

Освобождение Литвы
Потом бабушка рассказала об освобождении Литвы от немецко-фашистских захватчиков.
Отступая, немцы расстреливали всех русских, и жгли все кругом. Люди прятались кто где. Бабушка со своей семьей спрятались во ржи, но от взрывов поле начало гореть, пришлось прятаться в болоте. Целые сутки мама бабушки с тетей Евдокией, держа на руках маленьких девочек, простояли по пояс в гнилой и холодной, болотистой воде. Когда кругом стихло, они вернулись на подворье священника.
Среди русских солдат тоже были разные люди. Одни жалели угнанных с родины женщин и детей, другие считали их предателями, т.к. они прислуживали немцам. Семье Таси оказалось после всего пережитого еще хуже, чем остальным, потому что они работали на священника. Один из солдат выведя на окраину хутора Марию Семеновну, Евдокию Семеновну, Тасю и маленькую Инну, стал требовать от них признания, где спрятано церковное богатство или показать где скрывается сам священник с семьей. Но что могли ответить запуганные женщины и маленькие дети? Они только плакали. Тогда солдат стал грозить расстрелом. Мария Семеновна (мама Таси) поставила девочек впереди себя и сказала: «Сначала их, а потом меня. Чтобы не остались сиротами на чужбине и не мучались». В этот момент у русского солдата все- таки что-то дрогнуло внутри, сжалось сердце, и он отпустил всех домой. Так женщины и девочки вернулись на хутор и остались там жить до прихода русских вербовщиков, они то и помогли им вернуться на Родину в Россию. Это было лето 1944 года. Война еще не закончилась.
Возвращение к жизни

Из Литвы семья Таси добралась до Московской области в город Орехово-Зуево. Мария Семеновна с Евдокией Семеновной пошли работать на ткатскую фабрику. Поселили их в общежитие, больше напоминавшее бараки в два этажа. Затем они переехали в частный дом на две семьи. Рядом речка, девочки бегали туда купаться. Топить печку было нечем, дров не было. Дети ходили в лес за шишками. Рядом шла стройка и Тася с соседскими девочками собирали там щепу для растопки печи. Однажды, оступившись на втором этаже стройки, она упала вниз и разбила голову. Пришлось делать операцию, врачи чудом спасли жизнь девочки.
Война уже шла на территории Германии, по-прежнему все силы русские люди отдавали на благо победы. В стране была страшная разруха. Дома, школы, больницы разрушены, есть нечего.
Карточки... Мы, современные дети, не знаем, что это такое. В этом маленьком листочке, размером с ладошку, разделённом на крохотные квадратики с числами, была заключена вся жизнь наших ровесников и их родных. Продавец в магазине вырезал один квадратик и выдавал дневную порцию хлеба. В те голодные времена любой ребёнок знал, что такое карточки. Их берегли больше, чем деньги и документы.
В мае 1945 года Красная Армия водрузила стяг победы на рейхстаге. По всему миру разнеслась весть об окончании страшной, жестокой войны. Сколько радости и надежды на будущую жизнь было у русского народа! Описать это невозможно... Люди возвращались на пепелище своих домов. Тася помнит, как, увидев после войны, первый батон белого хлеба, не знала можно ли его есть, потому что за 4 года забыла, что такое белый хлеб. Помнит, как открылась школа. Значит, было, для кого ее открывать! Долгие годы дети не брали в руки карандаши, ручки. Измученные голодом, изболевшиеся, мальчишки и девчонки с взрослыми лицами шли на уроки.
Они учились и верили, что все преодолеют, что будут построены и дома, лучше прежних изб, и просторные школы. Не только знания, но и хлеб по «усиленной» детской карточке, и одежду по ордерам им давала Родина, сама истощенная войной. Тася тоже училась, старалась. Очень хотелось порадовать маму своими успехами. Мама была больная, иссохшая, пожелтевшая. Тася училась хорошо: школа, уроки словно пробуждали ее к жизни. Таисия Федоровна, маленькая Тася, помнит, как светлело лицо матери, когда приходили люди и приносили радостные слова: «Твою опять на родительском собрании хвалили ».

Будем помнить
Слушая бабушку, у меня замирало сердечко, хотелось плакать, а еще очень хотелось пойти на войну и защитить всех, всех. Раньше когда я смотрела с бабушкой фильмы про войну, я не понимала, почему она плачет и выключает телевизор. Я думала, что это все художественный вымысел автора. Теперь я по другому стала относиться к еде, к стихам про войну, к пожилым людям и конечно к своей бабулечке.
Сегодня дети войны стали нашими бабушками и дедушками, и их память до сих пор хранит события военных лет...
Что же помогло выжить нашим героям вопреки всему, не сломиться, не ожесточиться, стать достойными людьми? Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость и трудолюбие. На примере этого поколения мы учимся быть настоящими людьми, уважая прошлое своих близких и своего народа.