Описание нарядов королевы елизаветы 2. Королева стиля. Лучшие наряды Елизаветы II

13 июня Елизавета II отпразднует свой 83 день рождения. Королева Великобритании - пожалуй, самый известный монарх современности. Пока в других странах сменяются правители и режимы, британцы из поколения в поколение передают любовь и преданность своей королеве, которая уже более полувека остается символом вековых традиций, стабильности и прочности их державы.

1951 год. Будущая королева Британии на танцевальном балу в Оттаве

1959 год. Королева Елизавета II и принцесса Анна готовятся совершить прогулку по озеру

1969 год. Принц Чарлз и королева Елизавета II после официальной церемонии инвеституры в Уэльсе

1970 год. Королева Елизавета II во время визита в Новую Зеландию.

1973 год. Королева Елизавета II на игре в поло в замке Виндзор

1974 год. Королева Елизавета II вместе с своими собаками прибывает на выходные в аэропорт Абердин, Шотландия

1982 год. Королева Елизавета II и принц Филипп, герцог Эдинбургский во время официального визита на Соломоновы Острова

1991 год. Королева Елизавета II после службы в Вестминстерском соборе, Лондон

1992 год. Королева Елизавета II во время визита в замок Блуа, Франция

1995 год. Королевская семья прибыла в Шотландию с визитом к королеве Елизавете II в рамках круиза на королевской яхте «Британия»

1999 год. Королева Елизавета II в Королевском варьете, Бирмингем

2002 год. Королева Елизавета II в рамках королевского тура в Брисбене, Австралия

2003 год. Королева Елизавета II на Золотом кубке в Челтенхеме

2003 год. Королева Елизавета II направляется в кафедральный собор Сент-Олбанс, Британия

2005 год. Королева Елизавета II на параде в честь Дня Св. Джорджа в замке Виндзор, Великобритания

2005 год. Королева Елизавета II в церкви West Newton, Сандрингем, Великобритания

2007 год. Королева Елизавета II и принц Филипп на праздновании Бриллиантовой свадьбы в Вестминстерском аббатстве, Лондон

2008 год. Королевская семья отмечает рождество в Сандрингеме, Великобритания

2008 год. Королева Елизавета II во время посещения резиденции в Беркшире, Великобритания

2008 год. Королева Елизавета II и принц Филипп во время визита в Словакию

2008 год. Королева Елизавета II во время поездки в Турцию.

2009 год. Королева Елизавета II во время скачек в замке Виндзор, Великобритания

Елизавета Александра Мэри родилась 83 года назад – 21 апреля 1926-го – в семье английского короля Георга V и королевы Елизаветы. Однако по традиции, которую заложил король Эдуард VII, празднование ее дня рождения каждый год переносится на вторую субботу июня. В этот день у здания казарм Королевской конной гвардии в Уайтхолле проходит торжественный парад, во время которого виновница торжества не только принимает поздравления и оглашает список государственных наград, но и демонстрирует свой очередной наряд.

Будучи активным правящим монархом, Елизавета II приковывает всеобщее внимание не только в день своего рождения. О ее жизни снимают фильмы и пишут книги, новости о Елизавете не сходят с первых полос газет и журналов. А это значит, что лицо Британии всегда должно выглядеть безупречно.

Безукоризненная четкость линий и продуманный до мельчайших деталей образ – такой привыкли видеть подданные свою королеву. Получив традиционное английское воспитание, Елизавета II всегда придерживалась классического консервативного стиля. Королевский титул не позволяет выглядеть ни слишком чопорно, ни слишком просто – поэтому ей всегда приходится искать золотую середину.

Неудивительно, что образ королевы за все годы не претерпел сильных изменений. Пальто-трапеция, платье (длина которого в молодости была лишь на пару сантиметров короче, но все равно не поднималась выше колен) и неизменные аксессуары: шляпка в тон костюму, брошь, жемчужная нить, перчатки, зонтик и маленькая сумочка. Выйти на улицу без этих милых вещиц для королевы также неприлично, как и без чулок.

Не позволяя себе сильно менять фасоны своих нарядов, Ее Величество, тем не менее, не ограничивает себя в выборе цвета. В монаршем гардеробе присутствуют все цвета радуги, но самыми любимыми ее цветами всегда были индиго, розовый и сиреневый. Наибольшее влияние на вкус Елизаветы оказала ее мать, однако, как и любая женщина, королева не чужда влиянию извне. Так, во времена модницы принцессы Дианы ее костюмы стали заметно элегантнее и женственнее, а любимые одноцветные разбавили ткани в горох и клетку.

Сегодня же она берет пример со своей новой невестки Камиллы Паркер-Боулз, впрочем, не изменяя своим обычным предпочтениям.

Особая страсть Елизаветы II – фантазийные шляпки. В Великобритании даже ходит анекдот о высокой крыше в королевском Mercedes W100, поднятой специально для того, чтобы королеве не пришлось снимать свою любимую шляпку. Без головного убора Ее Величество на улице не появляется. Каждый год на ежегодных Королевских скачках в Женский день букмекерские конторы принимают специальные ставки на то, какой цвет и фасон шляпки выберет королева для визита в Роял Эскот.

Шьют для королевы придворные модельеры, причем совершенно бесплатно. Их наградой служит право называться официальным поставщиком королевского двора, а это, согласитесь, не мало. Консервативный вкус Елизаветы II не оставляет им много свободы, но все же в ее 83-й день рождения, они наверняка найдут способ сделать наряд королевы незабываемым и достойным ее титула.

(10 интересных сведений о верхней одежде Елизаветы II)

В ноябре 2012 года в Англии вышла в свет книга Анжелы Келли «Dressing The Queen: The Royal Wardrobe» («Одевая королеву») в которой личный костюмер Елизаветы Второй раскрывает секреты ее гардероба: от подбора веса сумки до пошива туалетов к торжественным приемам. Немало страниц издания посвящены и любимой верхней одежде королевы — пальто и плащам. Вот лишь десятка интересных фактов о них.

Факт №1

Королева заказывает верхнюю одежду исключительно у английских мастеров.

Факт №2

Перед пошивом нового плаща или пальто, личный костюмер предоставляет королеве на выбор не менее четырех эскизов будущего наряда и столько же образцов ткани. По утвержденному Елизаветой наброску изготавливается пробный вариант, который примеряют на специальный манекен, чьи размеры (равно как объемы королев) держатся в строгой государственной тайне. За ее разглашение придворные модистки и портные сразу потеряют работу.

Факт №3

Любимая форма верхнего платья Елизаветы Второй — трапеция, длина — на два дюйма ниже колена.

Факт №4

К каждой единице верхней одежды Ее Величества дизайнеры сразу подбирают перчатки, сумочку и головной убор в тон. Обувь же и брошь к пальто выбираются тремя стилистами непосредственно в день выхода.

Факт №5

Команда дизайнеров ведет строгий учет нарядов своей хозяйки, скрупулезно записывая и зарисовывая в дневник что, когда и куда надевала королева. Такой подход позволяет избежать повторений. Если, например, на прошлых скачках Елизавета Александра Мария была в легком кашемировом пальто цвета лайма, то этот фасон и цвет не должен присутствовать в ее наряде во время следующих бегов.


Факт №6

Для того чтобы полы платьев и летних плащей первой леди страны не поднимались под порывами ветра (все-таки это королева, а не Мерлин Монро), по их периметру вшивают несколько свинцовых грузиков.

Факт №7

В течение года Елизавета II снимает и надевает 25-30 различных видов пальто и плащей, каждый из которых живет в монаршем гардеробе около пяти лет.

Факт №8

В гардеробе Елизаветы Второй крайне мало шуб. Дело в том, что меха в Англии считаются исключительной роскошью, по этикету не положенной для рядовых прогулок. Даже королеве. Зато Лилибет, как называют ее домашние, любит носить мех на воротниках и особенно оторочке рукавов верхней одежды. К счастью, это регламент позволяет.

Совсем немного меха, но как освежает!

Факт №9

Члены монаршей семьи не носят верхнюю одежду черного цвета. Эту традицию ввела еще во времена Второй мировой войны мать старушки — Елизавета Первая, желая своими светлыми нарядами придать оптимизма сражающимся британцам. Сегодня однотонная, но яркая одежда — фирменный почерк королевского стиля: 86-летняя хозяйка Британии не боится надевать ярко-бирюзовые пальто и плащи с отделкой цвета малинового пудинга. И чем старше становится королева, тем меньше в ее туалетах монохромных вещей: за последнее десятилетие она считанные разы появлялась на публике в черном или сером верхе.


Как-то журнал Vogue подсчитал, какие оттенки предпочитает Лилибет и выяснил, что любимым ее цветом являются все оттенки морской волны, особенно сине-голубой (треть всех нарядов), далее цвет чайной розы и свежей травы (каждый десятый плащ), на третьем месте — фиолетовый и нежно-розовый (каждое десятое пальто), замыкает список предпочтений Ее Высочества революционно-красный — для особых случаев. Как видим, не зря англичане шутливо называют свою королеву «веселая бабушка».


В день рождения королевы Великобритании Елизаветы II рассматриваем, как она одевается

Идеальный крой

Нарядами Елизаветы II традиционно опекается личный портной. В 1940-1950-х гардероб принцессы шил Норман Хартнелл — в ту пору она появлялась на публике в платьях с пышными юбками из атласа дюшес или шелка. Дизайн ее свадебного платья цвета слоновой кости с серебряными нитями, как и дизайн платья для коронации, также принадлежит Хартнеллу. В течение следующего десятилетия для королевы шьет Харди Эмис. Именно он привнес в наряды королевы ощущение легкости — в них появилось много кружев, струящихся тканей и сложного кроя.

С 1970-х для королевы шили Ян Томас, Морин Роуз, Джон Андерсон, Карл Людвиг Резе и Стюарт Парвин. В 2002 году помощницей последнего стала Анджела Келли — нынешняя портниха Ее Величества.

Для каждого платья Анджела создает четыре эскиза, из которых Елизавета утверждает один. Затем команда из 12 человек начинает трудиться над будущим костюмом. Дизайнеры уделяют особое внимание деталям: при выборе ткани и отделки учитывают, например, будет ли королева долго сидеть в этом платье, с кем будет общаться, в каких условиях и т. д.

Идеальный наряд королевы — платье-футляр длиной чуть ниже колена с пиджаком, рукава в три четверти и никаких глубоких вырезов.

Цвет

Королевская одежда, безусловно, отличается от обычной, в первую очередь цветом. Например, в черном британский монарх может появляться только во время траура. Эта традиция появилась во время Второй мировой войны, тогда королева-мать выбирала цветные наряды, чтобы добавить британцам радости и оптимизма.

При выборе цвета для платья костюмер королевы учитывает, насколько он подходит самой Елизавете II, насколько делает ее видимой и гармонирует с событием, на котором появится Ее Величество. Чаще всего для торжественных мероприятий она выбирает красный, белый и золотой.

Кроме того, личные гардеробщицы королевы ведут подробный каталог использованных образов. Повторений в расцветках и материалах в нарядах Елизаветы II избегают в течение нескольких месяцев.

Туфли

По протоколу обувь должна быть незаметной, классической с закрытым мысом. В гардеробе королевы нет высоких шпилек — такую вольность иногда позволяет себе только Кейт Миддлтон. Елизавета II тем временем отдает предпочтение классическим лодочкам на толстом каблуке высотой в пять сантиметров или брогам без каблука.

Перчатки, сумки и зонты

По правилам этикета днем к пальто или пиджаку можно надевать короткие шелковые, матерчатые или лайковые перчатки. К вечернему платью подойдут перчатки из более изысканных тканей, причем, чем короче рукав платья, тем длиннее перчатки, и наоборот. Сумка должна быть небольшого размера, чтобы не занимать обе руки, — Елизавета предпочитает сумки модели Diva или Traviata бренда Launer. С 1968 года компания ежегодно предоставляет королеве четыре новые сумки, сделанные специально для нее. А зонты у Ее Величества всегда прозрачные, чтобы подданные могли рассмотреть лицо королевы, даже когда она прячется от дождя.

Шляпки

Если в выборе цвета и фасона костюмов королева Британии проявляет определенную смелость, то в отношении головных уборов она гораздо более консервативна: у ее шляп непременно не слишком широкие поля, тулья средней высоты и умеренный декор.

Королевские подвенечные наряды так или иначе становятся частью истории. Платье, в котором на тот момента еще только будущая королева Великобритании Елизавета II шла к алтарю, смело можно назвать одним из самых значимых нарядов в истории свадебной моды.

Свадьба наследницы британского престола, дочери короля Георга VI, будущей королевы, Елизаветы II и герцога Эдинбургского, принца Филиппа состоялась 20 ноября 1947 года. Это было сложное послевоенное время, а поэтому торжество было настолько пышным, насколько себе могла позволить на тот момент королевская семья. Скажем честно, свадьба принца Чарльза и принцессы Дианы, а также принца Уильяма и Кейт Миддлтон были в разы роскошнее. На торжестве Елизаветы II и Филиппа пытались сэкономить на всем, на чем только можно было, а поэтому декор и флористическое оформление особо ничем не выделялось. Но вот свадебный наряд… Он поистине был королевским!

1.Дизайнером свадебного платья Елизаветы II стал Норман Хартнелл – официальный кутюрье королевской семьи с 1938 года. После того, как Хартнелл создал коллекцию из 30 платьев для матери Елизаветы, на тот момент еще королевы, кутюрье стал популярен в высшем обществе. Платья от Хартнелла носили Вивьен Ли, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Гертруда Лоуренс и многие другие знаменитости. Кроме подвенечного наряда дизайнер создал также коронационный наряд для Елизаветы II. И эти два платья стали самыми выдающимися за всю историю работы дизайнера.

2.Хартнелл искал вдохновение в живописи. «Я обходил лондонские музеи, вдохновляясь классической живописью, и,к счастью, нашел то, что нужно – девушка с картины Боттичелли в струящемся вдоль тела шелке цвета слоновой кости, усыпанном цветами жасмина, аспарагуса и крошечными бутонами белых роз. Я подумал, что всю эту флору на современном платье можно воссоздать с помощью хрустальных бусин и жемчуга» , - писал в своей автобиографии Хартнелл. Рассказывал кутюрье о платье Флоры на картине «Весна», которую написал Боттичелли в 1482 году.

3.В 1947 году сложно было создать роскошное платье, даже несмотря на то, что это свадебное платье для принцессы. Так как в стране в ходу была карточная система, Елизавете выделили дополнительных сто карточек на одежду.

4.Чтобы создать наряд именно таким, как его задумал кутюрье, понадобилось более десяти тысяч жемчужин. Но так как в Англии нельзя было найти такое количество жемчуга, его заказали в США. А вот из-за шелка в газетах разразился скандал: возникли слухи, что он создан с помощью «вражеских шелковичных червей» - японских или итальянских. Но шелкопряды оказались китайскими, а саму ткань привезли из Шотландии. Бабушка Елизаветы королева Мария Текская советовала использовать английский атлас, но дизайнер посчитал его слишком плотным и блестящим, хотя из-за шумихи, скорее всего, пожалел о том, что не послушал королеву.

5.В результате получилось подвенечное платье А-силуэта с круглым вырезом, длинными рукавами и юбкой, которая создавала крупные складки. Атлас цвета айвори был расшит букетами из флердоранжа, жасмина и белой розы Йорков, которые сочетались с колосьями пшеницы, что символизируют плодородие. Богатая вышивка была создана из жемчуга и страз.

6.От плеч невесты спускался 4-метровый шлейф из тюля, который тоже был украшен вышивкой.

7.На работу понадобилось два месяца, 25 швей и 10 вышивальщиц.

8.Все работники Хартнелла дали подписку о неразглашении информации о подвенечном платье. Окна ателье закрасили белой краской, а изнутри завесили плотным муслином. В строжайшей секретности шили платье Елизаветы II. Журналисты любыми способами пытались раздобыть хоть какую-то информацию, даже были попытки подкупа сотрудников ателье, но никто не согласился на это. Максимум, что удалось запечатлеть репортеру – огромная коробка, которую выносили, чтобы отправить во дворец за день до свадьбы.

9.За 70 лет платье неоднократно выставлялось в музеях. Под тяжестью вышивки тонкий шелк, которого так добивался Хартнелл, стал еще тоньше, а в некоторых местах даже порвался. Рукава и юбка стали отрываться от корсета, поэтому специалистам пришлось изрядно потрудиться, чтобы сохранить наряд. В прошлом году свадебное платье Елизаветы II стало одним из экспонатов выставки «Моделирование правления: 90 лет стиля из королевского гардероба», которая проходила в Букингемском дворце.

10.Свадебный образ невесты дополнила 5-метровая фата из прозрачного тюля, атласные туфли и тиара матери, которая за час до торжества сломалась пополам в руках у Елизаветы, и пришлось ждать ювелира, чтобы он все починил.

Царствующая королева Великобритании Елизавета Александра Мария , или Елизавета II , - персона, привлекающая к себе внимание на протяжении последних 60 лет. 86-летняя Лилибет, как называют монаршую особу исключительно члены семьи, демонстрирует всему миру удивительную любовь к жизни, твердость духа, чувство юмора и, конечно, трепетное отношение и предельное внимание к меняющейся индустрии моды. За все время ее правления модные критики ни разу не обвинили Елизавету в дурном вкусе, сопровождая каждый ее выход в свет восторженными отзывами. Так в чем секрет стиля этой 86-летней модницы? сайт подготовил обзор лучших нарядов королевы - с момента ее коронации до прошедших Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году.

Принцесса Лилибет. 40-е

Удивительно, но почти всю жизнь Елизавету преследовало утверждение о том, что она якобы совершенно не интересуется модой. Распространению этого мифа способствовала гувернантка юной Лилибет и ее сестры Маргарет. Женщина по имени Марион Кроуфорд в своей книге «Маленькие принцессы» отмечает - будущая королева никогда не заботилась о своем гардеробе и безропотно надевала то, что ей было сказано надеть. «Без каких-либо аргументов, без возражений Бет носила все. Кроме, пожалуй, длинного серого плаща макинтош, его она ненавидела», - говорит мисс Кроуфорд.

Впрочем, с писательницей-гувернанткой не соглашались модельеры. «Королева не заинтересована в высокой моде, - сказал один из самых влиятельных кутюрье 60-х годов. - Но она очень заинтересована в собственном гардеробе». Действительно, юная Елизавета никогда не была так называемой жертвой моды, но не боялась самостоятельно выбирать цвета и фасоны, участвовала в разработке силуэтов для своих будущих нарядов, не ориентируясь на диктат подиумов.

До своей коронации в 1953 году Елизавета делала ставку на светлые цвета и летящие фактуры для балов и сдержанные твидовые костюмы - для деловых поездок и путешествий. Несмотря на врожденную любовь к ярким цветам и богатым тканям, молодая наследница престола обязана была держать лицо. Белый атлас, темно-болотный креп, серый твид лишь иногда сменялись легким .

Особой любовью Елизавета пылала к шелковым и атласным юбкам с цветочными принтами и кокетливым рубашкам с рукавами ¾ - в таких комплектах типа Dior New Look Бет посещала танцевальные балы и мероприятия для монаршей молодежи.

Королевская свадьба

В 1947 году Елизавета вышла замуж за своего избранника, 26-летнего офицера британского флота Филиппа Маунтбеттена . Свадебное платье невесты по праву вошло в список самых знаменитых и красивых подвенечных нарядов XX века. Его создатель Норман Хартнелл стал портным королевского двора - и близким другом Елизаветы - в 1938 году. Хартнелл приступил к работе над свадебным нарядом, вдохновившись полотнами художников эпохи Возрождения. Несмотря на послевоенный дефицит, в Англию было доставлено более десяти тысяч речных жемчужин и шотландский шелк цвета слоновой кости. Вышивка шла по всему подолу и лифу, и при каждом движении Елизаветы платье оживало, переливалось и сверкало. Богатство декора сочеталось с достаточно скромным и простым кроем А-силуэта; длинные рукава, сдержанное декольте, кринолин - классическое и в то же время очень современное платье Елизаветы II до сих пор путешествует по музеям мира как .

Королева Елизавета. 50-е

27-летняя Елизавета взошла на престол в 1953 году - и уже ничто и никто не мешал ей проявить не только таланты управленца, но великолепный вкус. Молодая королева продолжала свое модное сотрудничество с Норманом Хартнеллом ; второе свое знаменитое творение дизайнер создал для церемонии коронации Елизаветы. , пошитое из тяжелого атласа, отличалась от свадебного наряда менее сдержанным декольте и богатым декором. По всему подолу и лифу шла золотая и изумрудная вышивка, комплект завершали длинные белоснежные перчатки и бриллиантовая диадема. Великолепная церемония транслировалась по телевидению - прецедент спровоцировал волну популярности к ТВ.

Сразу после коронации Елизавета с мужем Филиппом отправилась в 6-месячное путешествие по странам Содружества Британской нации. Молодожены посетили более 20 стран, Бет сменила при этом 100 костюмов (сшитых для нее любимым портным Хартнеллом). В этот период сформировались основы неповторимого стиля королевы - цветной монохром, удлиненные пиджаки и пальто, разнообразные шляпки в тон, сдержанные черные туфли на низком каблуке с тупым мысом.

В первые годы царствования Елизаветы она начинает сотрудничать с дизайнером Харди Эмисом , который будет одевать британскую монаршую семью вплоть до своей смерти в 2003 году. Эмис шьет для молодой королевы уникальные пальто, куртки и платья. «Я думаю, Харди всегда видел в Лиз ту самую красивую молодую женщину, которую он начал одевать в 1952 году» , - говорил коллега дизайнера.

Его фирменный почерк, до сих пор прослеживающийся в нарядах Бет, - сдержанный, но сложный крой, изысканность и королевская элегантность.

В 50-х годах стиль Елизаветы совершенно подходил ее положению - положению молодой красивой королевы. Уравновешенные и элегантные костюмы, вечерние комплекты , плотные лифы и широкие юбки, миниатюрные шляпки и сумочки. В гардеробе Елизаветы - атлас, тюль, тонкая белая шерсть, множество вышивки, диадемы и броши.

Королева-мать. 60-е-70-е

К началу нового десятилетия у Елизаветы было уже трое детей - старший, Чарльз, единственная дочь, принцесса Анна, и принц Эндрю. Естественно, сократилось количество турне и официальных приемов, поменялся и стиль королевы. Утянутая талия уступила место прямому крою, Бет стала появляться в платьях-футлярах и квадратных пальто, укоротились рукава жакетов, удлинились юбки. , разрабатываемые Симоне Мирманом , помощником Эльзы Скиапарелли , шились без полей и напоминали минималистичные тюрбаны.

К концу 60-х годов образы Елизаветы снова поменялись. Смена ориентиров связана с новым модным фаворитом Бет - им стал преемник Нормана Хартнелла , дизайнер Ян Томас . Томас чутко следил за изменениями в мировой модной индустрии и уловил общую тенденцию к более расслабленным, мягким, чуть небрежным образам. Поскольку небрежность Елизавета позволить себе не могла, она сделала ставку на женственность, плавные линии кроя, мягкие ткани и фактуры.

В это время в гардеробе Елизаветы стали появляться плиссированные юбки, шелковые брюки, платья с расклешенными рукавами. Любовь к динамичным цветам проявилась в полную силу: для официальных приемов королева выбирала яркие желтые, коралловые, зеленые комплекты.

Продолжая коллекционировать шляпки, в 70-х Бет выбирала широкополые модели, способные полностью скрыть лицо монаршей особы. Тогда же королева полюбила украшения из жемчуга.

Эпоха перемен. 80-е

Именно в течение этого десятилетия королева Елизавета оттачивает свой неповторимый стиль и становится той самой «бабушкой нации», как сейчас зовут ее англичане. Бет все еще с удовольствием демонстрирует руки, затянутые в перчатки, в платьях с короткими рукавами, любит появляться перед фотографами в брючных костюмах, не боится выглядеть не по-королевски, в косынках, очках, без макияжа.

В гардеробе королевы появляются все более дамские цвета - алый, . Елизавета с удовольствием носит драгоценности, а ее модистка Фредди Фокс уговаривает ее носить изысканные сложносочиненные шляпки с цветами.

Все чаще Елизавета появляется в свете в твидовых однотонных костюмах с юбкой; канонический образ королевы - монохромные комплекты, шляпка в тон, аккуратные сумки-клатчи, вуаль, туфли на устойчивом каблуке.

Вечерние комплекты Елизаветы - платья в пол, украшенные сверкающей вышивкой, меховые манто и боа, диадемы и колье из бриллиантов.

Ближе к народу. 90-е

В то время как западный модный мир прославляет блеск и культуру потребления, а на первый план выходят гламур и глянец, Елизавета вспоминает о своих корнях и все чаще появляется перед камерами фотографов в нарядах простолюдинки. Антипотребительский образ жизни королевы способствовал росту ее популярности, даже несмотря на то что 90-е признаны эпохой, в которой безраздельно властвует невестка Бет, леди Ди.

Удобные брючные костюмы, твидовые юбки и жилеты, грубые башмаки и резиновые сапоги, косынка, повязанная на манер героинь русских народных сказок. И тем не менее многочисленные приемы, светские вечера и официальные выходы диктуют свои правила: Елизавета появляется в платьях в пол, сшитых из тяжелого атласа, шелка и бархата. Почти все модели скроены квадратным П-силуэтом, но особенно идут 60-летней королеве, не утратившей стройности, и корсеты, которые она все еще носит.

Любимым аксессуаром Бет остаются шляпки - модные критики восхищаются модистками королевы.

Канонический образ. 2000-е.

В последние 20 лет королева Елизавета II эксплуатирует беспроигрышный образ элегантной и немного взбалмошной леди. Ее дизайнерами становятся Стюарт Парвин и Анджелла Келли , которые аккуратно и в то же время смело модифицируют стиль стареющей Елизаветы.

Главным модным инструментом выступает бескомпромиссный цвет - королева Великобритании не боится наряжаться в ярко-бирюзовые платья, пальто с золотым и малиновым принтом, активно использует , и бледно-лиловый. Кажется, чем старше Бет, тем меньше в ее гардеробе классических оттенков и тонов; за последние 10 лет модные критики не смогли вспомнить ни одного черного или серого выхода Елизаветы.

Особенно запоминающимися стали несколько появлений королевы на публике. В 2004 году на параде в честь вооруженных сил Великобритании Елизавета предстала перед подданными в монохромном костюме , комплект был исполнен в тканях разных текстур. Образ дополняли очевидная шляпка с бантом и тройная нитка жемчуга.

В 2007 году на церемонии поминовения павших в войне Елизавета II появилась в , оттенял образ платок в тон. Но, пожалуй, самым громким стал выход Елизаветы в день венчания ее внука принца Уильяма и Кейт Миддлтон . Для свадебного торжества королева выбрала глухое платье-футляр нежно-канареечного цвета с элегантной шляпкой в тон, декорированной цветочной композицией.

Сейчас стиль Елизаветы II однозначен и консервативен - это однотонные (но всегда яркие) комплекты , дополненные сдержанными туфлями и нейтральной сумочкой, элегантные короткие перчатки и сдержанные украшения. Удивительно, как, действуя в таких узких рамках, 86-летняя королева умудряется удивлять публику и критиков исключительными нарядами, которые, кстати, копируют многие монаршие особы по всему миру. В числе почитателей Елизаветы II и ее уникальных образов - королева Таиланда и герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон (которую уже называют внучкой Бет).

За последние 20 лет Елизавета в совершенстве освоила непростое искусство сочетания оттенков. Детали ее монохромных комплектов перекликаются на уровне полутонов, всегда создавая идеальные цветовые сочетания. И если говорить об уникальности стиля королевы, это стало бы первым и самым значимым элементом в длинном списке.

Fashion Tips. Уроки стиля от Елизаветы II

Смотрите другие фотографии: