Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста. Переутомление у ребенка

Готовясь стать мамой в первый раз, я на протяжении девяти месяцев беременности мечтала, как с первых же дней займусь развитием своего ребенка. "Мой сын раньше других научится читать и писать, причем желательно сразу на двух языках", - мечтала я. Я скупала в магазинах кучу полезной и бесполезной литературы по раннему развитию и мечтала, мечтала, мечтала...

Когда ребенок наконец родился у меня первое время просто не было сил даже открыть книжку по раннему развитию, не говоря уж о том, чтобы клеить какие-то картинки и развешивать их над детской кроваткой. Когда я опомнилась сыну было уже два года. Честно признаться - я не на шутку испугалась, что опоздала со своим ранним развитием. И с двойным упорством принялась наверстывать упущенное.

"Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота..."

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым-самым: самым умным, самым спортивным и самым развитым во всех областях - эдакий маленький гений. Особо рьяные родители боятся опоздать и записывают свое чадо во все существующие кружки и секции. Но из-за такой загруженности на долю ребенка приходятся огромные нагрузки, а точнее перегрузки, - куда большие, чем в школе. И полноценного отдыха при таком режиме, конечно же, не получается. Вместо того, чтобы играть и гулять со сверстниками на свежем воздухе, ребенок n-ное количество часов проводит в шумных и душных помещениях. И в результате родительское тщеславие тешит мысль о том, что именно их ребенок раньше других научился читать, считать, писать, играть на фортепиано, прыгать с шестом и вышивать крестиком. А то, что ребенку все эти занятия, мягко говоря, не приносят никакого удовольствия, родители не замечают, или старательно делают вид, что не замечают. "Ничего страшного, - утешают себя родители. Пусть сейчас помучается, зато потом спасибо скажет". Это - одно из наиболее распространенных родительских заблуждений.

Дело в том, что одной из самых главных причин расстройства детской психики физиологи называют нехватку времени. И в результате от 20 до 40% учащихся начальных классов в той или иной степени страдают неврозами. В старших классах невротиками становятся уже 60-70% детей. В итоге к окончанию количество детей с хроническими и комплексными заболеваниями возрастает в 3 раза; с нарушением зрения - в 5 раз; с желудочно-кишечными заболеваниями - более чем в 7 раз. Врачи-психиатры утверждают, что это связано, в первую очередь, с неправильно организованным отдыхом, а не со сложностью школьной программы. Кроме того, превышение допустимого уровня нагрузки, отсутствие полноценного отдыха, достаточной двигательной активности ведут к истощению нервной системы, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости инфекциям.

Не знаю, чем бы закончилось мое увлечение раним развитием, если бы по долгу службы мне не пришлось брать интервью у врача-психиатра, специализирующегося на лечении детских психических расстройств. Детишки, которых я увидела в клинике, были действительно умны не по годам. Они знали много такого, о чем я лишь смутно догадывалась. Но какова была цена этих знаний! Честно признаться - меня больше поразил даже не страшный диагноз, который стоял в их истории болезни, а грустные глаза этих маленьких гениев. У пяти-восьмилетних детей был взгляд умудренных опытом и уставших от жизни стариков. Они не реагировали на новые игрушки, на новые лица и не играли друг с другом. Они вообще ни по какому поводу не проявляли заинтересованности и, как плохо запрограммированные роботы, делали то, что говорили взрослые. Причем просьбу взрослых они слышали лишь после нескольких повторений, долго ее обдумывали, а потом машинально выполняли. Все это напоминало замедленные кадры из грустного кино. "Это все последствия излишней перезагруженности", - сказал мне врач.

После этого интервью я долго не могла уснуть. Что же получается: не заниматься с ребенком вообще - плохо, много заниматься - тоже плохо. Как же найти ту золотую середину, чтобы ребенок рос умным, здоровым и веселым?

Все хорошо в меру

Но тут возникает вполне логичный вопрос: "Как же определить эту меру?". Однозначного ответа дать невозможно. Все зависит от характера, темперамента и самое главное желаний ребенка. Поэтому постарайтесь трезво оценивать способности своего ребенка и не требуйте от него невозможного. Ведь плата за всестороннее развитие может оказаться слишком высокой.

Как говорил один из мудрецов "Ребенок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь". Задача родителей не заполнить ребенка знаниями по максимуму, а пробудить у него интерес к этим самым знаниям. А для этого знаний не должно быть слишком много. Это совершенно не означает, что заниматься ранним и всесторонним развитием ребенка вредно. У Глена Домана по этому поводу есть очень правильное замечание: "Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты. Но учение - это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был недокормлен и вставал из-за стола знаний с ощущением постоянного голода, чтобы ему все время хотелось еще знаний".

Самый простой способ определить, что же лучше для вашего ребенка - лишний час поспать или бежать на очередную тренировку, - это повнимательнее присмотреться к нему. При этом присмотреться - вовсе не означает, что нужно идти на поводу всех без исключения детский желаний. Конечно же, нет. Просто организм маленького человека сам в состоянии регулировать, что ему лучше. Очень важно, как ребенок относится к дополнительным занятиям. Заниматься нужно и можно лишь до тех пор, пока ребенку интересно. Как только вы почувствуете, что кроха с трудом сидит на месте, зевает, прикрывает глаза и не может сосредоточиться на новой информации - это значит, что занятие слишком затянулось. У детей дошкольного возраста в связи с анатомо-физиологическими особенностями организма переутомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности. Речь идет именно о дополнительных занятиях, а не об обязательной школьной программе.

Признаки переутомления у детей

Прежде всего, необходимо разобраться, что же такое переутомление. В научной медицинской литературе можно найти такое определение: Переутомление это - физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Родители часто удивляются, от чего ребенок мог переутомиться. Он ведь только сидел и разглядывал картинки, а не кирпичи таскал. Не надо путать переутомление с физической усталостью. Переутомление, как правило, появляется при длительной нагрузке, неважно физической или умственной. Умственное переутомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др. Физическое переутомление выражается в нарушении функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений. Кроме того, выделяют психическое (душевное) переутомление. У детей дошкольного возраста и младших школьников с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т. п. У более старших детей признаки психического переутомления наблюдаются при чрезмерных "душевных" волнениях и разного рода обязанностях.

Диагностировать переутомление у ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. Как правило, родители замечают, что здоровье их ребенка пошатнулось только тогда, когда уже срочно требуется помощь врачей. А ведь первые признаки переутомления появляются задолго до возникновения серьезных проблем. Вот несколько факторов, которые свидетельствуют о том, что вы слишком перегрузили ребенка.

Нарушение сна . Если ребенок часто ложится спать раньше положенного срока, но долго не может заснуть, если он просыпается среди ночи, вдруг начал говорить во сне или ложится спать днем (хотя уже давно отвык от дневного сна) - это говорит о том, что нервная система ребенка настолько перегружена, что даже во сне малыш не может расслабиться.

Нарушение аппетита . Аппетит может отклоняться от нормы как в одну, так и в другую сторону. Некоторые дети при переутомлении теряют аппетит. А другие, наоборот, начинают, есть за двоих - и то, и другое должно вас насторожить. При этом изменение аппетита может долгое время не сказываться на весе. Только при хроническом переутомлении ребенок резко худеет или наоборот стремительно набирает излишний вес.

Частые болезни . У ребенка часто болит голова, может подняться артериальное давление. Скачками давления от перегрузок особенно страдают девочки. При норме верхнего показателя в 80-100 мм рт. ст. у младших школьников от непосильной нагрузки давление может подняться до 110-120. Если ребенок без конца простужается - это тоже "звоночек". Не пора ли вам пересмотреть жизненные приоритеты - на первое место поставить не хорошее образование, а крепкое здоровье.

Вредные привычки . Ребенок начинает грызть ногти, ковырять в носу и т.д., хотя раньше ничего подобного не делал.

Нарушение памяти . Если ребенок постоянно что-то ищет (то карандаш, который лежит на столе, то ручку, которую он держит в руках, то тетрадку, которую сам только что убрал в портфель), это свидетельство того, что ребенок слишком перегружен. Перегруженный ребенок затрудняется выполнять манипуляции, которые раньше не вызывали сложностей. У дошкольников и младших школьников могут появиться запинки в речи.

Большие физические усилия при малом КПД . Утомленный ребенок действует менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки. Например, если до переутомления ребенок играл на фортепиано лишь движениями пальцев, то при истощении запасов организма у него постепенно включается в движение вся рука, а затем он начинает двигать еще и корпусом.

Капризы, повышенная подвижность и (или) агрессивность . У малышей основным симптомом ухудшения физического и психического здоровья являются капризы, на которые взрослые зачастую не обращают должного внимания. Дети младшего школьного возраста при переутомлении становятся чересчур подвижными, непоседливыми. А у старшеклассников умственные и психические перегрузки обычно проявляются излишней агрессивностью в поведении. Подвижность ребенка - защита от перегрузок. А грубость в подростковом возрасте - признак эмоционального дискомфорта. Вполне возможно, что ваше чадо все время огрызается просто потому, что от обилия обязанностей ничего не успевает.

Уставший вид . Нарушение работы нервной системы отражается на лице. Хотя у детей эта взаимосвязь проявляется значительно позже, чем у взрослых. Поэтому уставший вид - это не первый (как полагают многие), признак переутомления. Появление синяков под глазами, изменение цвета лица свидетельствует о том, что переутомление постепенно переходит в хроническую форму.

Многие родители не обращают внимания на первые признаки переутомления. Полагая, что польза от дополнительных занятий с лихвой покроет все побочные эффекты. Это наиболее распространенное заблуждение. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому переутомлению. А это уже довольно серьезный диагноз.

Индивидуальность важнее всего

Чтобы избежать перечисленных выше проблем, необходимо правильно планировать дополнительные занятия. Не считайте, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с вашим малышом, "с максимальной пользой". Если постоянно думать о том, что необходимо чем-то с ребенком заняться, то ваши отношения с ним неминуемо станут нездоровыми. Поймите, что моменты молчания или расслабления не менее благоприятны для общения, чем моменты напряженного внимания и сосредоточения.

У ребенка обязательно должно быть свободное время. Многие взрослые неправильно понимают определение "свободное". Так вот, это время свободное от всего: от сна, от выполнения домашних заданий, от тренировок, спортивных секций, всевозможных развивающих занятий, походов в цирк или театр и даже от приема пищи. Хотя бы один час в день (а по мнению педиатров и невропатологов, не меньше 3-х часов) обязательно нужно дать возможность своему ребенку просто ничего не делать. Для него такое безделье - самый лучший отдых. Кроме того, после такого отдыха повышается, достигая даже более высокого уровня, чем в предшествующий работе период. Нецеленаправленный отдых быстрее восстанавливает работоспособность.

Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знанием просто не остается времени. Помните - каждый ребенок индивидуален. Он такой один, даже однояйцевые близнецы сильно отличаются друг от друга, не говоря уж о детишках, рожденных от разных родителей в разных условиях. А это значит, что каждый ребенок требует индивидуального подхода. Всевозможные методики раннего развития и советы знакомых следует воспринимать лишь как рекомендацию, а не как правила, которые следует выполнять с точностью до мелочей. Не оглядывайтесь на других. Всегда найдутся родители, которые сделают больше или меньше вас. Все это не имеет никакого значения. Постоянно оглядываться на то, что скажут и сделают другие, - далеко не лучший метод развития. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали удовольствие от дополнительных занятий. Тогда от полученных знаний будет одна польза и никакого вреда здоровью.

Пусть в четыре года мой сын говорил и читал только на родном русском языке, пусть он многого не знает, пусть где-то есть более развитые детишки... Зато я точно знаю, что мне удалось не отбить у ребенка тягу к знаниям и не поплатиться детским здоровьем за весьма сомнительные успехи.

Обсуждение

В раннем детстве в меня мама тоже вбивала знания ремнём.А я рыдала и не хотела всем этим заниматься. Сейчас я сама во всём проявляю инициативу, хотя воспоминания детства я не могу вспоминать без содрогания...Я просто была маленькой, и мне было тяжело.

29.04.2005 17:10:22, Анна

10 баллов за статью!!! Она не только о раннем развитии, но вообще об обучении детей - любого возраста. Сама насмотрелась вдоволь на перегруженных детей, у которых помимо школьных нагрузок еще куча дополнительных занятий. Только за прошлую неделю трижды слышала о дистонии из-за перегрузок у девочек разного возраста: страшное дело - повышенное давление, обмороки, чудовищные головные боли. В результате врачи требуют снятия ВСЕХ нагрузок. К этому ли стремились родители, перегружая детей?
Автор статьи очень внятно и аргументированно объясняет, почему этого нельзя делать.
Спасибо ему за это!

Автор очень точно подметила, что вседети - разные и проводить аналогии так же не стоит. Пусть ребенок не вспомнит в 3 года алфавит, который выучил в полтора, но когда придет пора его учить, он вспомнить его куда быстрей, чем если бы учил заново.
Меня насильно никто ничему не учил, любимая история моей мамы как она меня в год повела на осмотр в поликлинике и врач дежурно поинтересовалась говорит ли ребенок, а если да, то сколько слов и проч. Мама пожала плечами - говорит, а сколько слов - она не считала, врач на маму посмотрела с недоверием и насмешкой - мол все из своих детей гениев растят, но мама спокойно ко мне повернулась и сказала "Лялечка, скажи тёте, сколько тебе годиков" на что Лялечка выставила 1 пальчик и протянула "одииин". Врач была в отпаде.

В 2-3 года я уже прекрасно читала и делала это с удовольствием, но при наличии старшего брата, которого раздражали мои экзерсисы мне так же очень быстро пришлось научиться читать не только вслух, но и про себя, то есть более бегло. Я не могу сказать, что я какой-то гений, но считаю, что ранее развитие все же важно. Но не насильственное. А уж как заинтересовать своего ребенка, думаю, каждый родитель найдет сам.

Добрая и отрезвляющая статья.Все наши стаания в воспиании наших чад связаны с какими-то нашими нереализованными мечтами: мы хотим, чтобы дети были умнее, воспитаннее и т.д. нас. Нельзя,конечно, идти "по нервам" детей, но думать, что показывать буквы в 2 года - рано, тоже не нужно. Все заложенные когда-либо знания всплывут, когда это будет необходимо - ничто не пропадёт бесследно. Желаю всем удачи в воспитании нашего будущего!

26.05.2004 09:59:19, Jul

Хорошая статья. Очень отличается от "ругательных" статей, где говорится о безусловном вреде "раннего развития", без рассмотрения развития без перегрузок. Ребенка надо развивать "разумно", не бросаясь из одной крайности ("он будет самым крутым, все будет делать раньше любой ценой!") в другую (типа "я - против раннего развития!"). И всегда учитывать индивидуальные особенности ребенка.

А я видел на сайте у Тюленева Павла Викторовича уникальную методику которая позволяет в игровой форме развивать ребенка
с 0 до 18 лет

23.05.2004 17:30:00, Алексей

Да! Статья замечательная! Интуитивно я чувствую, что надо дать развиваться моему маленькому сыну так, как ему лучше - ему 14 мес и опережает многих ровестников. И мы учимся неспеша - сегодня обнаружили, какие интересные деревья - у них кора, и ветки, и листочки... А мои родители гордятся - что я в 3.5 года знала наизусть "Сказку о рыбаке и рыбке" - вспоминаю с содроганьем просто! Как насильно она была "впихнута" мне в голову, со слезами и ремнем. И что, сделало это меня успешнее в жизни? Нет.

Замечательная статья. По себе знаю, что значит "оправдывать надежды".С мамой отличные отношения, но до сих пор, когда вспоминаю мамины слова о том, что мы с сестрой должны быть "умнее, воспитаннее, внимательнее и т.д. и т.п.", становится немного не по себе.
Разбудить интерес -это одно, а строить занятия на тщеславии -это совсем другое. Когда стал подрастать собственный киндер я попала под влияние моды и подруг по детской площадке - там все в год учили алфавит и цифры. Инициатором этого был кабинет здорового ребенка в районной поликлинике - там детей регулярно тестировали на развитие и выдавали задание - что ребенок должен знать к 1 году, 2-м и т.д.
Потом мы перешли в другую поликлинику - там кабинет здорового ребенка не был обязательным - там просто можно было покормит ребенка и посидеть недолго после прививок (чтобы убедиться, что нет аллергич. реакции). А врач из кабинета немного играла с каждым ребенком и давала рекомендации - на что обратить внимание. И я с ранним развитием притормозила. Периодически пыталась повторять с ребнком то, что уже успела выучить, но дочка все это благополучна забыла, как ненужное ей на данном этапе развития.
Недавно встретила своих подруг - спросила - помнят ваши дети в 3 года то, на что мы их натаскивали в 1,5 г.? Они сказали: "Не-а!".

20.05.2004 11:17:26, starka

Немногие родители осведомлены о детском переутомлении в полной мере. Ведь принято считать, что переутомиться ребенок может только в школе. На самом деле, это миф и не более. Даже у младенцев может быть переутомление, и чтобы адекватно отреагировать на него, родители должны знать признаки этого опасного явления у детей.

Симптомы переутомления у ребенка

Здоровый ребенок, как правило, полон энергии, он с удовольствие играет, энергичен и активен. После определенного периода активности наступают часы покоя. Если же ребенок не успокаивается, это явный признак, что в организме малыша произошел какой-то сбой и наступает переутомление. Помимо этого, переутомление может сопровождаться и другими признаками:

  • Повышение температуры тела.
  • Потеря концентрации у ребенка, он не может сосредоточиться на чем-то одном.
  • Нарушение привычного режима дня, возможно появление бессонницы, апатия, сонливость, снижение общей активности.
  • Для маленьких детей характерен отказ от любого вида деятельности, которое требует усидчивости и концентрации, например, рисования или прослушивания сказок.
  • Для дошкольников характерны такие признаки, как кривлянье старших, передразнивание, раздражительность.
  • Подростки могут проявлять агрессию.
  • Часто происходит смена настроение, эмоциональное состояние крайне не стабильное.
  • В подростковом возрасте у девочек может наблюдаться сбой менструального цикла.

Причины переутомления у ребенка

Переутомление может возникать у ребенка в любом возрасте — в младенчестве, в дошкольном или школьном. В каждом возрасте причины данного явления могут быть свои:

  • У детей грудного возраста переутомление может возникать из-за нарушения режима дня. Другим словами, по какой-то причине ребенок спит меньше, чем положено.
  • У детей, которые ходят в детский сад или школу , чаще всего переутомление связано с высокими нагрузками. В этот период, как правило, ребенок меньше бывает на улице, меньше играет, меньше спит.
  • У подростков причиной переутомления в большинстве случаев является гормональная перестройка.
  • Во время переутомления иммунитет падает, что может привести к состоянию хронического переутомления.
  • Одной из самых распространенных причин переутомления также является стресс у ребенка, к примеру, из-за неблагоприятной обстановки дома, из-за отсутствия физических нагрузок и так далее.

Как помочь ребенку справиться с переутомлением

Самой распространенной ошибкой родителей является уверенность, что переутомление лечится сном. К сожалению, переутомление это слишком сложный процесс в организме, который невозможно остановить только полноценным отдыхом.

Когда ребенок слишком долго пребывает в состоянии переутомления, могут возникать различные побочные явления, такие как, неврозы бессонница, скачки артериального давления. И когда переутомление сопровождается повышением температуры тела, ребенку срочно нужен врач.

Лечится переутомление , прежде всего, стабилизацией эмоционального фона, созданием благоприятной атмосферы дома, рациональным питанием. Рацион ребенка должен быть богат овощами и фруктами, злаками, белками, которые легко усваиваются.

При переутомлении помогают ЛФК, массаж, прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима дня, адекватные физические нагрузки, прием витаминов. Кроме этого, ребенок должен спать в прохладной и хорошо проветренной комнате.

Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.

Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему? Когда я пишу эти строки, моя 7-летняя дочь сидит рядом за компьютером и тоже ловко нажимает на клавиши. У нее уже есть свой, пусть и игрушечный, обучающий компьютер, на котором можно решать логические, математические задачи, тренировать память, скорость реакции и многое другое. Это замечательно — ребенку легче осваивать школьную программу, благодаря интенсивному умственному развитию он способен к восприятию более сложной информации об окружающем мире. Но в то же время я очень хорошо вижу и понимаю, что интерес к компьютеру и телевизору может настолько поглотить ребенка, что он не будет ничего замечать вокруг. Эта опасность не в научных книгах — она у меня перед глазами.

Когда ребенку 6—7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13—14 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир — это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.

Сегодня, например, воскресенье, выпал мягкий мокрый снег, и самое время пойти лепить снежную бабу. Забыв про Интернет и телевизор, мы с дочерью вначале взяли лопаты и расчистили дорожки, а потом на поляне слепили замечательную снежную красавицу, волосы которой были из веток и мха. Настроение после этого было прекрасное. Раскрасневшиеся и довольные, мы пришли домой, и дочь с энтузиазмом начала писать маленькую книжку «про скульптуру», сопровождая ее оригинальными рисунками. Эта маленькая, с увлечением сделанная книжка хранится у меня теперь в письменном столе.

Формировать у детей интерес к чему-либо при отсутствии оного у себя самого — бессмысленная затея. «Давай танцевать под музыку!» — говорю ребенку в очередные выходные. «Ура! Давай!» — отвечает радостно ребенок. Сколько возможностей, когда ребенку 6—8 лет!

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось.

Сыну моих знакомых было чуть больше 4 лет, когда детство у него закончилось. Всю неделю он был обязан посещать кружки: акробатический, по рисованию, по развитию речи, танцевальный и т. д. Конечно, после первой же насыщенной полезными занятиями недели с ним приключилась настоящая истерика, он отказался куда-либо идти и что-либо делать. Он громко

кричал, разбрасывал вещи и совершенно не слышал взрослых. Мама тщетно старалась объяснить ему, что «за все заплачено», и потому он должен ходить. Для ребенка такая нагрузка непосильна! Резервы психики дошкольника еще очень малы, и поэтому вследствие перегрузок у него наступает утомление, которое в свою очередь влечет за собой все признаки плохого поведения: капризы, раздражительность, повышенную возбудимость и т. д.

Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте

В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет — 20—25 минут, в 6—7 лет — 25—30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Пребывание детей на свежем воздухе

Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4—4,5 часа, а летом по возможности весь день.

Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего у ребенка наступает утомление в ответ на монотонную деятельность; 5-летние дети утомляются быстрее, чем 6—7-летние.

С 5—6 лет дети начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось много семей, в которых дети начиная уже с раннего возраста проводят большую часть суток за компьютером. У них, естественно, формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящем на экране. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости. У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что это успокаивающе действует на родителей, тем более что ребенок занят делом и никому не мешает.

Физиологи давно уже доказали, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.

Более того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющейся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.

Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных случаях; в зависимости от его состояния, настроения и других причин, утомление возникает в разные сроки.

По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка:

Повышенная отвлекаемость;

Частая смена позы;

Непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.);

Неприятная мимика (кривляние, тики);

Неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.).

Что можно сделать для профилактики утомления

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе. Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого состояния и помочь ребенку.

Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут. Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется. Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.

«Метелки» . Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 1 до 10—15.

«Далеко — близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет, а через 2—3 секунды — близко расположенный. Повторить 6—8 раз.

«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 2—3 раза.

«Наряди елку» . При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и т. п. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Елочку помещают или изображают в центре стены или чуть ниже. Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одном, то в другом направлении. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо. Поворачивая лишь голову, отыщите в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность — 1 минута.

«Поймай зайку» . Дети располагаются на ковре. Ведущий включает фонарик, запускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, «поймав» глазами «зайчика», следуют за ним, не поворачивая головы. Игра длится 45 секунд.

По материалам книги Е. И. Шапиро «Как пробудить у ребенка интерес к учёбе»

Школа - ч­удесное время, но вместе с тем трудное. А иногда школьная нагрузка становится непосильным бременем для ребенка. Как понять, что он перегружен? "МК-Латвия" перечисляет основные симптомы переутомления.

Симптомы переутомления, которые нельзя игнорировать

Важно вовремя заметить признаки переутомления у ребенка и не списывать все на лень или плохой характер, а немедленно снизить нагрузку.

1. Ребенок стал хуже спать

Неважно, как именно испортился сон – трудно ли ваш школьник засыпает, просыпается ли по ночам, нарушен ли у него режим сна и бодрствования (вечером не может заснуть, утром с трудом просыпается, днем ходит сонный). Изменение сна – первый признак эмоционального перенапряжения как у взрослых, так и у детей.

2. Он жалуется на головную боль

Яркий и тревожный симптом, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Дело может быть не только в перегрузках, но и в настоящих болезнях, поэтому за ребенком нужно наблюдать предельно внимательно и при необходимости обратиться к неврологу. А первым делом, конечно, умерить свои амбиции насчет его школьных успехов и разгрузить его.

3. У него часто плохое н­астроение

Одно дело – расстроиться из-за двойки, другое – постоянно расстраиваться по миллиону разных поводов. В том числе мелких, сиюминутных. Не только повышенная капризность, плаксивость и вспыльчивость должны насторожить и навести на мысль, что ребенок не справляется с предложенной ему учебной нагрузкой, но и любые изменения настроения, которых не было до учебы.

4. Кажется, что ребенок стал лениться

Вы просите убрать книги – он кивает и ничего не меняется. Вы договариваетесь, что он поможет вам на кухне – он вроде бы рад, но тут же забывает. Ребенок кажется рассеянным, не может подолгу заниматься делами, которые раньше любил, нехотя садится за уроки или вовсе «забывает» про них. Все это с большой вероятностью не имеет никакого отношения к лени, а связано с хронической перегрузкой.

Совет

Есть смысл поговорить с классным руководителем ребенка или школьным психологом. Они, как правило, знают школьную ситуацию изнутри и порой могут подсказать, когда ребенок просто ленится, а когда он действительно страдает от непосильной нагрузки.

5. Он стал чаще болеть

Если до 1-го класса ребенок был домашним, то есть не посещал сад, частые болезни скорее всего означают адаптацию, которой вы надеялись избежать: он «знакомится» с инфекциями, которыми другие дети переболели еще в детском саду. Но повышенная восприимчивость организма может быть и следствием снижения иммунитета из-за хронических перегрузок. Более того, частые болезни могут быть подсознательной реакцией на излишнее давление со стороны родителей, требующих успехов. Ребенок не может сказать «нет» открыто и делает это с помощью болезни: он заболевает - его наконец оставляют в покое.

Совет

Для укрепления иммунитета очень полезны ежедневные физические нагрузки. Можно, например, делать с ребенком утреннюю зарядку или купить детский спортивный уголок для дома . Помните: через игровой подход дети занимаются спортом намного охотнее.

6. Ребенок п­ерестал играть

Вообще любая резкая перемена в поведении ребенка, в его привычках, отказ от любимых занятий - тревожный симптом, на который нужно обращать внимание. Перегрузки лишают его эмоциональных и физических сил даже на приятные дела.

7. Появились вредные п­ривычки

Дети теребят волосы, грызут ногти, качаются на месте и пр. не от скуки, а чтобы успокоиться. Они не «нахватались глупостей», это психика испытывает давление, с которым организм пытается справиться, как может.

Как понять, сколько кружков – норма

Пытаясь вложить в ребенка как можно больше полезного, что пригодится потом в жизни, родители впадают в крайности: с одной стороны, говорят, что дети перегружены школой, с другой – пытаются впихнуть в их расписание еще и музыку, спорт, иностранные языки и кружок моделирования. И при этом задаются вопросом: не много ли?

Неврологи говорят, что родители, жалея ребенка, часто преувеличивают нагрузку. Понять их можно. На самом деле нет каких-то нормативов, регламентирующих количество кружков и секций. Все дети разные, и единой формулы тут быть не может. Одним много и школьных уроков, другим по силам график, когда весь день расписан буквально по минутам.

Врачи советуют ориентироваться на состояние и поведение ребенка: если он доволен, бодр, с радостью занимается тут и там, не отстает в школе, значит, все в порядке. Просто следите за ребенком, разговаривайте с ним и многое поймете сами.

8. Он не сидит на месте

Признаком перегрузки может быть не только вялость и апатия, но и физическая гиперактивность. В раннем детстве ребенок, переутомившийся сверх меры, начинал бегать по квартире кругами, вместо того чтобы упасть на кровать и заснуть. Это реакция незрелой нервной системы. В младшей школе дети могут реагировать на перегрузки так же.

9. Возникают п­роблемы с аппетитом

Насторожить должны любые – ест ли ребенок меньше обычного или, наоборот, требует больше и чаще. А также жажда, выбор каких-то определенных продуктов и вообще любая странность, которой не было раньше.

10. Ребенок стал рассеянным

Вроде бы все в норме - сон, аппетит, настроение, вроде бы ребенок не валится без сил в середине дня и утром не канючит, что не хочет в школу. Уроки выучены, кружки не пропущены, жаловаться особо не на что. Вот только ребенок какой-то рассеянный: отвечает невпопад, витает в облаках, не может сразу определиться с желаниями. Если замечаете такое не в первый раз и учителя говорят о том же, возможно, дело в излишней нагрузке, которая оказалась ребенку не по силам.

Современные родители часто стремятся наверстать то, что было упущено в их детские годы за счет стремления сделать свое дитя всесторонне развитым и универсально образованным. Яркие признаки переутомления в погоне за результатами не вызывают особого опасения у мам и пап.

Обычный здоровый малыш полон идей, энергичен и стремится познать окружающий мир со всех сторон. Двигательная активность и желание заниматься играми, требующими определенного уровня усидчивости, покоя, от природы сбалансированы.

Температура, самочувствие, аппетит в норме. Детский организм самостоятельно может регулировать время бодрствования и сна, родители с первых дней поддерживают механизмы высшей нервной деятельности. Что делать если у сына или дочери происходит изменение настроения, повышена температура, он начинает капризничать, отказываться от еды или сильно перевозбужден? Многим родителям приходилось наблюдать нечто подобное.

Такие клинические проявления имеет одно распространенное состояние, квалифицируемое в педиатрии как переутомление у детей. Возникает оно в любом возрасте, но сегодня многие болезни и патологические состояния заметно помолодели. Известное в клинике пограничное явление диагностируется у детей с раннего периода, когда время от одного до двух часов, проведенное без сна приводит к переутомлению ребенка.

Клинические показатели

Специфические признаки заметны даже на первых этапах появления:

  • Повышенный уровень отвлекаемости, у вашего малыша частично или полностью отсутствует концентрация внимания на предмете или задаче.
  • Частые смены позы во время сна или занятий, спонтанно повышенная температура.
  • Появление непривычных движений.
  • Эмоциональная лабильность, симптомы нарушения центральной нервной системы, для ребенка характерны сонливость или бессонница.
  • Дети дошкольного возраста теряют интерес к занятиям дисциплинами, требующими концентрации внимания – рисованием, лепкой, невнимательно слушают сказки, затрудняются при пересказывании.
  • Колеблется температура, у ребенка происходят нарушения психоэмоционального плана. Симптомы заключаются в неприятной мимике, желании кривляться, передразнивать окружающих у девочки или мальчика младшего школьного или старшего дошкольного возраста до спонтанных всплесков эмоций в старших возрастных группах.
  • Девочки подросткового периода развития ощущают значительное нарушение ритма месячных. Появляются определенные симптомы, предвестники дисбаланса нервной системы в виде головных болей, повышена температура, ярко выражена раздражительность, нежелание заниматься или отрицание всего, что предлагают взрослые.

Зависимость от возраста

Причинами состояния переутомления юного гения являются факторы, зависящие от его умственного и физического развития. Чтобы качественно проводить терапию этого предшествующего патологии состояния, следует помнить об основания для его появления:

  1. Причины у ребенка, находящегося на грудном вскармливании состоят в несбалансированном режиме дня, время сна намного меньше бодрствования.
  2. Период дошкольного и младшего школьного возраста характерен серьезными учебными нагрузками. Значительное превышение времени занятий, уменьшение длительности прогулок, признаки кислородного голодания.
  3. В подростковом возрасте проявляются симптомы гормональной перестройки организма, истощающей нервную систему, снижающей физиологические защитные функции. На фоне ослабления иммунитета с интенсивной учебной нагрузкой появляется переутомление, переходящее в хронический тип.
  4. Отдельными причинами, вызывающими симптомы патологии в любой возрастной категории являются стрессовые ситуации в окружении растущей личности дома и в школе, отсутствие нормальной физической активности, проблемы между родителями.

Диагностика и лечение

В течение дня малыш или подросток находится в поле зрения взрослых. Явления ярко выраженного утомления и переутомления у детей узнают родители, воспитатели, учителя. Клиническая картина позволяет определить уровень развития синдрома переутомления, повышенная температура требует обязательного обращения к специалисту.

Есть определенная часть взрослых, которые смотрят на такие проявления с точки зрения незначительности заболевания и используют старый метод, поспит дитя и все пройдет. Это приводит к серьезным изменениям в нервной системе, влекущим дальнейшие нарушения работы детского организма. У человечка дошкольного или школьного возраста появляются устойчивые , бессонница, стабильно повышена или снижена температура, колеблются показания уровня артериального давления.

Чтобы избежать этих осложнений, педиатр назначает комплексное лечение на основании данных проведенных клинических анализов и результатов осмотра узких специалистов – невропатолога, кардиолога, остеопата и диетолога.

Лечение представляет собой объединение психологической, педагогической и медико-биологической методики. Поддержка адекватного эмоционального фона и восстановление устойчивости психики при помощи аутогенных тренировок, приемов массажа, ЛФК, восстановление правильного режима дня, планирование и распределение учебных нагрузок, активное пребывание на свежем воздухе, как ни была бы температура на улице, нормализация питания дает быстрый устойчивый эффект.

  • Изучите информацию:

Важно уделить внимание рациону и набору продуктов, входящих в состав меню ребенка, ввести максимум овощей, фруктов, злаков, легкоусвояемых белков. Продукты растительного и животного происхождения должны находиться в четкой пропорции. Врач назначает прием витаминных препаратов группы «В» и «С», поливитаминов, адаптированных для возраста биологических добавок.

Профилактика

Детский организм очень быстро и тонко реагирует на любые изменения и отклонения в окружающей его среде. Основной задачей родителей является вырастить и воспитать здорового, полноценного, самодостаточного человека. Для этого требуется максимально оградить ребенка от усталости с самых ранних месяцев жизни.

Своевременная полноценная профилактика переутомления у детей позволяет им учиться жизни, познавать мир с интересом, эффективно осваивать школьные предметы, гармонично развиваться духовно и физически. Создать малышу условия, обеспечить предупреждение симптомов усталости достижимо для каждого взрослого.

Начиная с первых дней обеспечить ребенка полноценным питанием, следить за соблюдением режима дня и соответствующими количеству лет жизни физическими нагрузками.

Важно поддерживать правильный микроклимат в комнате, где спит ночью, проводит день ваш ребенок. Это комфортная температура, проветривание, исключение использования освежителей и веществ, опасных в плане появления аллергии.

  • Актуальная информация:

Большое значение в профилактических мероприятиях занимает психологическое состояние, настрой в семье и во внутреннем мире отдельно взятого растущего индивидуума. Конфликты между взрослыми культивируют ощущение дискомфорта, боязни, ненужности, страха перед каждой ситуацией.


Возрастное непонимание создает постоянный стрессовый фон, у вашего сына или дочки появляются различные версии, домыслы, догадки по поводу происходящего, что еще интенсивнее угнетает нервную систему и психику. В большинстве случаев это главная причина появления утомления, истощения нервной системы маленького человека.