Доклад: Зимние праздники. Беседа в начальной школе на тему: Зимние праздники Сообщение о зимних праздниках

Классный час «Зимние праздники в России: традиции и обычаи»

Тема

Зимние праздники в России: традиции и обычаи

Целевая аудитория

Цель

познакомить учащихся с традициями и обычаями праздников в России в зимний период.

Задачи урока

Образовательные :

Сформировать представление у учащихся о традициях и обычаях праздников в России в зимний период.

Развивающие :

сформировать навыки работы с информацией;

сформировать навыки коллективного поведения, чувства дружбы, ответственности за порученное дело.

Воспитательные :

воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

формировать позитивную психологическую атмосферу в группе;

создать атмосферу предстоящего праздника;

способствовать развитию преодоления застенчивости, приобрести уверенность в себе, умению неформального общения со сверстниками и взрослыми;

развитие творческих способностей и таланта учащихся.

Планируемые результаты

Научиться использовать полученные знания при подготовке к зимним празникам.

Овладеть профессиональными компетенциями:

Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями)

Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.)

Социально - трудовой (способность вырабатывать навыка создания новогодних украшений).

Уметь самостоятельно приобретать новые знания.

Образовательные

ресурсы

Компьютер, проектор, видеоролики с видеохостинговой компании YouTube.

План классного часа

Организационный момент

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.

Изучение нового материала.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Итоги классного часа. Рефлексия.

Методы обучения

Фронтальная работа, групповая работа.

Формы обучения

Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

сформировать знания учащихся по теме классного часа, использовать полученные знания в конкретных ситуациях.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

Коммуникативные : сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

испытывать чувства сострадания и ответственности.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

(Слайд 2)

Зимний лес - как будто в сказке:
Красота снегов манит.
Всюду много белой краски;
Подо льдом - река бежит.

На заснеженной полянке -
Детский гомон, звонкий смех:
Мчатся с горки чьи-то санки,
Ведь зима - сезон потех!

На дворе у нас зима. Холод. Ночь длиннее светового дня. Но есть и много радостных моментов, связанных с этим временем года. Назовите те радостные моменты, которые у Вас связаны с зимой.

Возможные ответы учеников:

катание на лыжах, коньках, санках с горки;

постройка зимнего дворца;

лепить снеговика и снежную бабу;

играть снежками;

встреча нового года и новогодние подарки.

Всё это замечательно. Но самые яркие эмоции и воспоминания у каждого связаны со встречей нового года. И все Вы конечно же знаете главного персонажа на новогоднем празднике. В разных странах его называют по-разному.

(Слайд 3)

В Финляндии - Йоулупукки;

Во Франции - Пэр-Ноэль;

В Италии - Баббо Натале;

В Швеции - Йолотомтен или Юль Темтен;

В Дании - (два деда) Юлеманден и Юлениссен;

В Норвегии - Юлебукк;

В Голландии - Синтерклаас;

В Австрии - святой Сильвестр;

В США и Австралии - Санта Клаус;

В Словакии - Ежишек;

В Чехии, Польше - Микулаш;

На Кипре и в Греции - святой Василий;

В Калмыкии - Зул (ездит верхом на осле);

В Монголии - Увлин Увгун;

В Японии - Одзи-сан;

В Румынии - Мош Джарилэ;

В Китае - Шань Дань Лаожен;

В Карелии — Паккайнен;

В Алтайском крае — Соок-Таадак;

В Узбекистане - Корбобо и Коргыз (снегурочка), “снежный дедушка” въезжает верхом на осле в сопровождении снегурочки бегущей у стремян.

Я думаю, что Вы все узнали кто это!

(Слайд 4)

Наши окна кистью белой
Ночью он разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу
Не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем,
Да как крикнем:
- Здравствуй, ...! (Дедушка Мороз) Это Дед Мороз.

И даже в Камбодже - где нет ни мороза, ни снега, ни зимы, провожает старый год и встречает новый - Дед Жар.

(Слайд 5) Скоро на календаре 1 января. В этот день, как известно, начинается Новый год. Новый год - самый любимый праздник. Всем нам в этот день хочется верить в сказку. Еще до прихода Нового года повсюду зажигаются огни на елках, улицы по новогоднему украшены. В каждом доме к его приходу готовятся дети и взрослые. В полночь 31 декабря, с последним ударом часов, наступает Новый год.

С древности у всех народов наступление Нового года считалось праздником, но не всегда этот день приходился на 1 января.

В России в новогоднюю ночь по домам ходили ряженые дети и взрослые. Одетые в маски и шкуры животных, они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая. А праздновали Новый год в начале осени - 1 сентября.

Только в 1700 году Петр Первый перенес празднование Нового года на 1 января, как это было принято во всех европейских странах. Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.

(Слайд 6) Но не только встреча нового года приходится на зимнюю пору. Есть в России и другие зимние праздники, о которых мы сегодня с Вами поговорим.

Просмотр видеофрагментов из фильма «Зимние праздники: Рождество, Святки, Крещение (2007)»

Рождество, Святки, Крещение

Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба - святки.

К истинным Рождественским традициям можно отнести славление. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Традиция славления была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев.

В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол Богородицу и Богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров.

Святки — основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни — две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению . Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

Такие традиции и обычаи соблюдали на Руси и стараются придерживаться в нынешнее время. Я думаю, что и в Ваших семьях есть традиции, которые связаны с праздниками в зимний период. Вы можете сейчас нам их перечислить?

Возможные ответы учеников:

установка и украшение ёлки;

создание новогодних украшений и нарядов в кругу семьи;

украшение домов к новому году (внутреннее и уличное);

встречи с друзьями и родственниками;

приготовление праздничного стола;

(Слайд 7) Ребята, давайте и в нашем классе заведём «зимние» традиции. Я предлагаю украсить наш класс так, чтобы ощущалось приближение нового года. И начнём мы с Вами с создания замечательных новогодних украшений.

Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Узоров таких даже мама не знает
И пряжи нигде не встречали такой -
Посёлок весь белый, слегка голубой.

А, может быть, их вырезают из ситца
И тихо спускают их нам на ресницы?
Слезой на щеках они медленно тают...
Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?

(Слайд 8) Давайте и мы сделаем снежинки и раскроем их «секрет» (Просмотр видеороликов). (Возможно дать задание сделать снежинки дома).

замечательный педагог, логопед, методист Елена Евгеньевна Зуева
Аннотация: предновогодний экскурс в историю праздника. Откуда пошёл обычай? Седая древность традиций... Новогоднее волшебство, страстное выкликание чуда, ожидание сказки... Когда всё обычное, привычное, знакомое, "вдруг, ни с того, ни с сего заблестит, засверкает, засветится неожиданно открывающейся глубиной". "Наверное ни в одном празднике не проявляется так ярко и самобытно характер нарда". Материал вызовет интерес и у детей и у взрослых.

Если задать окружающим нас людям вопрос: какой праздник в году самый ожидаемый, самый любимый, то большинство из них обязательно ответят: "Новый год!". Новый Год – один из самых любимых, веселых, волшебных праздников. Да, новогодний праздник у нас действительно очень любят, его ждут с большим нетерпением, встречают с огромной радостью, стремятся отметить в кругу семьи или приятелей. Но мало кто при этом задумывается, откуда пошла традиция встречи и празднования Нового года, кто такие Дед Мороз и Снегурочка, когда и где впервые была наряжена елка? Новогодние праздники – череда языческих и православных праздников. Начало нового года – самое подходящее время начать «новую жизнь», осуществить новые планы, мечты, надежды. Не будет ошибочным утверждение, что этот праздник любят и отмечают все. Дарить и получать дары - это наше предназначение. Свойство человеческой души, без чего и душа мертва... Для этого, вероятно, и придуманы праздники. Но среди всех праздников самые "подарочные" - Рождество и Новый год.
Японца можно обидеть, если подарить ему на Новый год цветы. (Считается, что дарить цветы имеют право одни только члены императорской фамилии.) От простого смертного японец цветка не примет. Китаец, в свою очередь, не возьмет на Новый год часы, потому что хронометраж в его сознании связан со смертью. Французская женщина не согласится взять от постороннего даже маленький флакончик духов: слишком интимно. Таковы правила, о природе которых мы мало знаем и еще меньше задумываемся. Хотя, конечно, традиция делать дары на Рождество восходит еще к волхвам. Что принесли волхвы Младенцу? Золото, ладан и смирну. Эти подарки таили особый смысл. Золото - знак власти. Ладан - аромат молитвы, достигающий небес. Смирна (горький древесный сок, которым натирают тело покойного перед погребением) - напоминание о бренности сущего.
Новый Год зародился в древнем Египте 2,5 лет до н.э. В истории России существовали различные системы времяисчисления. Календари: церковный, гражданский, народный не всегда совпадали. В Древней Руси гражданский Новый год начинался 1марта, церковный (основываясь на библии) – 1 сентября.
Даты определяются поворотными моментами солнечного календаря (осеннее и весеннее равноденствие). В 1348 г. было определено отмечать церковный и гражданский новый год с 1 сентября. В 1492 году Иван Третий утвердил это постановление. В 19 в. в семьях более или менее состоятельных горожан - но не у всех – стало принято в рождественский сочельник зажигать ёлку. Рождественская ёлка пришла к нам на Русь во времена Петра Первого. Тогда же, в1699 году указом Петра Первого было установлено считать началом нового года 1 января, а не 1 сентября, как было раньше.
Обычай встречать Новый год у нарядно украшенной елки уходит в древние времена. И связан он с культом зелени. Наши далекие предки относились к деревьям, как к живым существам, наделяя их способностью творить добро и зло. Они считали, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи - как добрые, так и злые, поэтому старались поладить с ними, найти у них поддержку в повседневной жизни. Люди несли им подношения, украшали пушистые лапы ели подарками. Поэтому стали украшать конфетами, сладостями, фруктами. Ели, в отношениях людей с деревьями, отводилось особое место. Рождественская ёлка к нам, как и в другие европейские страны, пришла из Германии, где Рождество в 14 в. было перенесено на начало года. Вечная зелень ели была символом вечной, обновляющей жизни. За стойкость в холода, было воспринято как особенное дерево.
Для древних германцев ель была священным деревом. Встречая "перелом зимы" (день зимнего солнцестояния), они развешивали в своих жилищах еловые лапы как символ пробуждающейся природы и вечной жизни. Германцы считали, что ель и другие хвойные деревья пользуются особым расположением главного бога - Солнца, разрешающего им, в отличие от деревьев лиственных, оставаться всегда зелеными. Они верили, что в ели обитают духи, являющиеся хранителями всего живого, что ее иголки способны отпугивать разных демонов, отводить болезни и прочие напасти. В Древней Греции ель была деревом надежды. Ее ветки использовались при прорицаниях. Из еловых досок был построен троянский конь. В России рождественские елки поначалу устанавливались только на главных городских площадках. Ёлки, в том виде, как мы их знаем теперь (украшенные свечами, игрушками, сладостями, фруктами) появились лишь в конце 18 в.
В качестве детского празднества рождественская и одновременно новогодняя елка в России известна с начала 19 в. Но это был праздник лишь для детей из состоятельных семей. Дети из простых семей этого праздника не знали.
В крестьянской среде оставались следы древнего солнечного календаря.
Истинный праздник – день поворота солнца к новому свету, с зимнего солнцеворота.«Солнце на лето пойдет, а зима на мороз».
С этого момента начиналась беспрерывная цепь обрядовых празднеств.
12 декабря - (День Коляды)
24 декабря - (Сочельник)
25 декабря - (Рождество)
31декабря – 1 января (Новый Год)
25 декабря – 6 января (Святки)
6 января - (Крещение (Новый стиль 19 января)).
12 декабря
День учителя Коляды у древних славян (7 тыс. лет до н.э.) и приходится на день зимнего солнцеворота. По легенде Учитель Коляда спустился с неба, чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Он подарил идею священного календаря. Жрицам изложил закон о смене дня и ночи, разъяснил как движется время.
24 декабря (6 января по новому стилю) – Сочельник , поминание усопших, ночь перед Рождеством. Рождеству предшествовал Филиппов пост (в пост полагалось воздерживаться от определенных видов пищи) – значит, и праздничный стол должен быть особым – постным.
25 декабря (7 января по новому стилю) – Рождество Христово . Один из самых главных христианских праздников. Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряжение – здесь мирно уживались язычество и христианство. В гости на Рождество принято звать самых близких людей, и никто не должен скучать в одиночестве.
25 декабря – 6 января (7 января – 19 января по новому стилю) – Святки (Колядки). От латинского «календы» - название первого дня месяца у древних римлян. Это смешение языческих и христианских обрядов, чествование Коляды. Колядки – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Непременными участниками рождественских праздников были ряженые. Рядились медведями, стариками, чертями, петрушками. Ряженым дозволялось всё, но в разумных пределах, чтобы не обидеть хозяев дома. Издавна на святках широко и открыто занимаются тем, что православие считает за грех, - гаданием.
Наверное, ни в одном празднике не проявляются так ярко и самобытно характер народа, его обычаи и традиции, как в новогоднем. У каждого народа сложились свои новогодние и рождественские традиции. На Руси в день на кануне Рождества, в сочельник, первая вечерняя звезда на небе была своего рода знаком, когда начиналось исполнение разных рождественских обычаев. Первыми в рождественский вечер появляются колядовщики. Утром и днем в первый день нового года повсюду в России исполнялись благопожелания и величания – колядки, авсеньки, таусеньки, виноградья.
Время от Нового года до Крещения воспринималось как время чудес, гаданий, ряжений, игр, представлений. Говоря о Новом годе по-российски, никак нельзя обойти вниманием Деда Мороза. Персонаж Мороз (другие его имена Морозко, Трескун, Студенец) действовал во многих славянских сказках, поговорках, обрядовом фольклоре. Поначалу его представляли вредным старикашкой, который тряс длинной седой бородой и стуком своего посоха вызывал трескучую стужу. Жил этот старикашка в ледяной избушке. Был очень привередлив и непостоянен. Мог ударить посохом по крестьянской избе так, что бревна трескались. Мог до смерти заморозить человека. Но больше всего доставалось от него озимым и яровым посевам. Чтобы посевы сохранились, Мороза нужно было задобрить.
У древних славян зародился специальный ритуал задабривания, существовавший многие столетия, в том числе и после введения на Руси христианства. Так, к примеру, накануне Рождества глава дома выглядывал в окно или за порог семьи и предлагал: "Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! Мороз, Мороз! Не ешь овес!". После этого на улице ставилась чашка с овсяным киселем для Мороза. Известны случаи приглашения Мороза на праздничную трапезу в канун Рождества. Хозяин дома выходил на крыльцо с тарелкой кутьи, стучал о стену ложкой и говорил такие слова: "Мороз, Мороз Васильевич, ходи кутьи есть, а летом не бывай - цепом голову проломлю, метлой очи высеку!". В святочные дни крестьяне произносили заклинания на весь год, поэтому и звучали в эту зимнюю пору заговоры посевов от Мороза, поэтому и приносилось ему в жертву праздничное блюдо - кутья.
Со временем вредный старикашка превратился в богатыря кузнеца, сковывающего воду "железными" морозами. Богатырские повадки, удаль Мороза отчетливо прослеживаются в широко известной народной сказке "Морозко". Его образ нашел развитие в поэме большого знатока народной культуры Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос". Для этого Мороза характерно одаривание трудолюбивых людей подарками. В упомянутой сказке он наделяет девушку сначала хлебом и скотом, затем - шубами и постелями, а еще позже - золотом и серебром. В таком поведении уже проглядывается хорошо знакомый нам рождественский и новогодний дед с мешком, в котором припасены подарки для детишек.
С Новым годом связаны многие обычаи и обряды славян. И, что характерно, ни один обряд не обходился без зерна и соломы. А сколько было связано с Новым годом поверий! Под новогоднее утро крестьяне шли на гумно и выдергивали наугад зубами соломинки. Если соломинка была с колосом, полным зерна, значит, быть урожайному году, а если нет, так не взыщи, зерно не уродится.
На Руси верили, что звездное небо на Новый год - к урожаю. Сильный мороз и малый снежок тоже сулили много хлеба. Прогноз погоды на грядущий год составляли и так. Очищали 12 луковиц от чешуи и, высыпав на каждую по щепотке соли, клали их на всю ночь на печь. На какой луковице соль намокала, такой по счету месяц и обещал быть дождливым. Распространено было гадание с помощью петуха. На полу раскладывали щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, щепотку золы, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь. Если крупу, то к богатству, хлеб - к урожаю, уголь - к вечному девичеству дочерей, монетки - к деньгам. Если ножницы клюнет, то суженый у девушки будет портным, золу - табачником, зеркало - муж окажется щеголем. Если начнет воду пить - муж станет пьяницей.
С Новым годом в России издавна связан обычай устраивать 31 декабря особый ужин. Специальным блюдом новогоднего стола был "кесаретский" поросенок, которого зажаривали целиком, какой бы величины он ни был. Жаркое из поросенка обеспечивало благополучие на весь следующий год. В XIX веке в аристократических домах поросенка готовили по-особому. Сначала в мясистые оливки вкладывали вместо косточек кусочки анчоуса (мелкой рыбы, родственной хамсе). Оливки служили начинкой для выпотрошенного жаворонка, которого следовало вложить в жирную куропатку. Куропатка вкладывалась в фазана. Последней оболочкой был поросенок. Весьма замысловатое угощение требовало от повара незаурядного мастерства и обходилось недешево. Но для знати приготовить и подать его на стол было делом престижа. Кроме поросенка подавались свиная голова, свиное мясо, всевозможные колбасы из него. Все, что было связано со свиньей, составляло необходимую принадлежность святок у славян, воспринимавших это животное из-за ее плодовитости как символ красоты.
Примечательно, что даже святочное печенье готовилось в виде свиньи. Были на новогоднем столе и кушанья из других видов мяса. Считалось, что, поедая их, приобщаешься к тем силам, которые приписывались животным: если ешь мясо зайца - будешь проворным, как он, мясо петуха - будешь легким, как птица. Не менее почетное место занимали и кушанья из злаков: блины, каши, крупеники, пироги, а в ряде мест Русского Севера - толокно и овсяный кисель. Из теста выпекали фигурки, изображающие коров, быков, коней и других животных, - их называли козулями. В деревнях и городах Архангельской и Вологодской областей к новогоднему столу и по сей день пекут фигурное печенье, секрет изготовления которого переходит из поколения в поколение северянок.
На Урале и в Сибири Новый год традиционно встречают пельменями. По случаю большого праздника хозяйки внутрь некоторых пельменей кладут - на счастье - орешки, чернослив и даже монетки.
Вкусное новогоднее блюдо готовят на Кубани . В керамических горшочках запекают мясо с овощами, причем накрывают их не крышками, а обмазывают тестом. Сколько человек за праздничным столом - столько и горшочков ставят на него. Словом, ужин в новогодний вечер был у россиян всегда обильным. В еде никого не ограничивали. Ибо с давних пор существовало на Руси поверье: много будет съестного на новогоднем столе - много будет его и в течение всего года.
У народов Калмыкии праздник Нового года называется Зула . «Зула» переводится с калмыцкого как «лампада», «светильник», «огонь». В этот день разжигали костры. Чем сильнее был огонь, тем лучше: считалось, что это возвращает солнцу его магическую силу, и что с этого дня оно будет греть все лучше и сильнее.
Адыгея. В этой республике, расположенной в предгорьях Кавказа, главный сюрприз на Новый год - снег. Адыгейцы - народ хлебосольный, любящий, чтобы застолья были обильными и красивыми. Здесь считают, что чем больше разнообразных блюд будет приготовлено для встречи Нового года, тем успешнее проживет его семья. Среди блюд, традиционно присутствующих на столе в праздничный вечер, - щелям (квадратная пышка) и палькао (вроде нашего хвороста). В некоторых селениях Адыгеи сохранился обычай встречать Новый год, наступающий 22 марта. Накануне вечером глашатай, сидя на муле, объезжает свой аул и оповещает о наступлении года. Одновременно он приглашает всех собраться у святого дерева, украшенного лоскутками, игрушками и шкурой разделанного домашнего животного. В тот же вечер молодежь берет в руки факелы и ходит по дворам, распевая обрядовые песни во славу будущего урожая. Люди всю ночь на 22 марта, так же как и ночь на 1 января, не спят, чтобы утром вместе с односельчанами встать лицом на восток. Впереди собравшихся на этот ритуал выходит старейшина аула, держа в одной руке кусок сыра, а в другой - хмельной напиток из проса. По обе стороны от него встают мальчик и девочка. Все вытягивают руку туда, где встает солнце, приветствуя светило.
У дагестанских народов «Новруз» - «новый день». Этот праздник обязательно сопровождался зажиганием всевозможных огней: костры разжигали в горах, на крышах домов, во дворах. Считалось, что, перепрыгнув в первый день через весны через костер, больной освободится от всех недугов, а у здорового осуществятся все желания. Когда костер угасал, пепел рассыпали по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме было много добра».
У чеченцев Новый год – «Керла шо». Если Новый год приходился на понедельник – это считалось счастливым предзнаменованием. К этому дню готовили обильное угощение: пекли всевозможные пироги и хлеба – треугольные, круглые, квадратные(для всей семьи, для гостя, для жреца), готовили напитки из хлебных злаков – пиво, брагу. Считалось – чем богаче стол, тем изобильнее будет стол. В новогоднюю ночь после заката детей из дома не выпускали – верили, что нечистая сила особенно опасна в это время. Для защиты от нее в домах и хлевах раскладывали железные предметы, колючие ветки шиповника.
Главный праздник зимы у бурят – «Сагаалган», что переводится как «Белый месяц». Этот день полагается есть белые молочные продукты: сухой творог, твердый сыр, многослойные вкусные пенки. А самое главное, белый цвет считается – священным, приносящим счастье, поэтому очень важно было, чтобы год открывал именно Белый месяц. Отмечали его не в ночь на 1 января, а по лунному календарю – в первое новолуние первого месяца весны.
Карелия. С особым почтением относятся к новогоднему празднику карелы. Перед ним полагается помириться с соседями, отдать все долги, попросить прощения утех, перед кем провинился в уходящем году. Старинные новогодние традиции живы только в местах проживания вепсов, главным образом на юго-западном побережье Онежского озера. Здесь проводится праздничное шествие героев финно-угорских сказок, разжигается священный костер. Собравшиеся вокруг костра прощают друг другу обиды и веселятся до утра. Если вы придете в гости к вепсам, вам обязательно подадут кюрза (тонкие блины из ржаной муки) и кисель.
Якутия. Всем праздникам предпочитают встречу Нового года жители самого холодного обитаемого места планеты - Оймяконья. До наступления праздника многие оймяконцы хотят узнать, что их ждет в будущем. Самые смелые собираются ночью у проруби на реке,и, накрывшись одеялами, ждут. Ждут, когда из проруби выйдет чудовище, которое примется пугать и бить участников гадания. Тем же, кто переживет все страхи, оно обязательно расскажет об их дальнейшей судьбе, вплоть до самой смерти. Называется столь необычный обряд "ойбон". Вместо привычной нам елки в Оймяконье используется стланик - северный кустарник с голубоватой хвоей и запахом кедра. Новогодний стол местных жителей украшают блюда якутской кухни, прежде всего саламат (своеобразная каша из ржаной муки, сваренной в большом количестве сливочного масла). Обязательное лакомство - олений язык. Здесь же знаменитая строганина - нарезанная стружками свежезамороженная рыба, кусочки которой обмакивают в соль с перцем. Из первых блюд подают уорэ (суп из полыни, сваренный на бульоне из мелко нарезанных говяжьих кишок, с добавлением муки и суората - якутского кефира). На десерт - кёрчох (якутское мороженое из взбитых сливок с сахаром, ягодами или вареньем). Конечно, в Оймяконе знают, что такое шампанское и русская водка. Но Якутия славна своей "огненной водой" - настоянной на пантах (рогах молоденьких оленей) и стимулирующей разнообразную активность. Новый год в этих краях наступает на 7 часов раньше, чем в Москве. Ни одна новогодняя ночь оймяконцев не обходится без праздничного салюта: обладатели охотничьих ружей в первые минуты января извещают о столь знаменательном событии выстрелами в воздух.
У болгар принято передавать из поколения в поколение старинную серебряную монету, которую на Рождество запекают в особый рождественский пирог – погачу. Перед тем как разрезать пирог, его внимательно осматривают: пузыри на поверхности означают семейное счастье. А самым счастливым будет тот, кому достанется кусок пирога с монетой. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасится свет. Эти минуты называются минутами новогодних поцелуев, тайну которых сохраняет темнота. Обычай наряжать на Рождество елку пришел в Болгарию после освобождения от турецкого ига (4878 год). В деревнях этот обычай не приняли, а в городах елку стали украшать под Новый год.
С новогодними праздниками связаны многие обряды гадания и приметы, чтимые болгарами. Это и сурвакание - обход домов с поздравлениями, и ладувание - девичий обычай, связанный с верой в древнеславянскую богиню семейного очага и любви Ладу, и семейная праздничная трапеза. Сурвакание (от сурвакане - легкое ударение) - обряд, основанный на вере в магическую силу сорванной зеленой ветки кизила, который распускается именно зимой. Дети берут эти ветки, украшенные колосьями, мелкими серебряными монетками, сушеными фруктами или испеченными кукурузными зернами. и обходят дома, ударяя (сурвакая) всех встречных и желая им здоровья и плодородия.
Красивый и поэтичный обряд ладувания проводится в канун Нового года. Сельские девушки на выданье собираются у реки, пруда или колодца и с ритуальными песнями опускают свои перстеньки в медный котелок с "немой" водой (название объясняется тем, что воду набирают в полной тишине). Затем перстеньки вынимают из воды, которая, как считается, обладает магической силой. В это время звучит обрядовая песня о том, какой жених достанется каждой из девушек: кузнец, пастух, портной, торговец...
Праздничный стол, накрытый белой накрахмаленной скатертью, обязательно должен ломиться от изобилия. С давних времен болгары верили, что если под Новый год дом - полная чаша, то и до следующего такого же праздника в нем будет для всех счастье. Среди кушаний вне конкуренции - запеченный целиком поросенок. Обязательно подается баница - большой слоеный пирог являющийся символом добра и изобилия. В баницу запекаются символические сюрпризы: кизиловые почки, веточки кизила, монетки. Тот, кому достанется одна почка, будет весь год здоров; две почки означают счастье; три - создание новой семьи; четыре - успешную учебу. Обладателю монетки суждено в наступающем году разбогатеть. Веточка сулит удачу.
Грузия. В сельской местности и по сей день стараются придерживаться обычаев, установленных в стародавние времена. В ночь под Новый год двери и окна домов украшаются ветками шиповника. Считается, что его острые шипы должны пронзить глаза нечистому духу, если он попытается проникнуть в жилище. В полночь глава семьи берет в руки поднос с лепешками и фруктами и трижды обходит свое жилище, поздравляя домочадцев и гостей и раздавая им угощения, чтобы весь следующий год они жили сладко. На праздничном столе всегда находится место для национального блюда гозинаки - орехов, сваренных в меде. На Востоке орехи всегда символизировали множественность, и кушанья из них означали: будет много всего. Мед же считается символом жизни, полной удовольствий, а его золотистый цвет намекает на возможное богатство. В первый день наступившего года у грузин не принято ходить в гости без приглашения. Хозяин сам зовет тех, с кем у него связано понятие добра, причем такой званый гость должен первым в новом году переступить дорог дома, куда его пригласили, и обязательно принести хозяевам сладости

Приложение 1
НОВОГОДНИЕ ТРАДИЦИИ РАЗНЫХ НАРОДОВ

Англия. Новый год для англичан - это желанный и любимый праздник. В Новый год жители этой страны обмениваются поздравительными открытками.
За несколько дней до первого января на улицы выходят музыканты и певцы, исполняющие народные песни и мелодии. В новогодние дни в театрах для детей разыгрываются представления на сюжеты английских сказок. По городам проходит шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи: Мартовский заяц, Шалтай-Болтай, Панч и другие. К праздничному столу англичане подают разные блюда, но два из них считаются обязательными: свиная голова в лавровом венке и пудинг, который приправляют ромом и поджигают. Английские дети по старинной традиции в новогодний вечер играют в прятки. Кроме того, англичане в первый день Нового года стараются заполучить в дом брюнета, потому что считается, что это приносит счастье. Следует сказать, брюнеты в Англии очень редки, потому что это страна блондинов.
Австрия.Дед Мороз в Австрии, как и у нас в России, одаривает всех подарками, но сопровождает раздачу подарков ударами метлы. Это делается для того, чтобы изгнать из людей всё плохое и дурное, чтобы в Новый год люди вошли с чистыми помыслами. В Новый год в Австрии пользуются большой популярностью трубочисты, за ними бегают толпами, чтобы прикоснуться к их одежде и испачкать руки угольной пылью. Это считается хорошим знаком и приносит удачу. Новый год австрийцы встречают обильным ужином, в меню которого входят заливные поросята и другие блюда из свинины. Поросёнок на праздничном столе считается залогом благополучия и счастья, поэтому уже более 50 лет монетный двор Вены (столица Австрии) чеканит к Новому году медаль- сувенир с изображением ребёнка на поросёнка.

Бразилия.
В Бразилии Новый год отмечается пушечным выстрелом. Услышав звук пушки, бразильцы начинают обниматься, как говорится, «не взирая на лица». Многие верят, что если в эту минуту успеешь поцеловать дорогого для себя человека, то весь год будешь счастливым. Перед Новым годом в этой стране все собираются на пляже и в честь Морской царицы зажигают тысячи свечей. Женщины в длинных платьях заходят в воду и разбрасывают лепестки цветов. На воде появляются маленькие деревянные плотики, на которых стоят свечи и лежат фрукты, рис, сладости, а также зеркальца, гребешки, духи и мыло. Всё это подарки грозной богине моря.

Япония. О приходе Нового года здесь извещают сто восемь ударов колокола, доносящегося в полночь из храмов. По поверью, человека обременяют сто восемь забот, и последний удар колокола означал, что неприятности остались в прошлом, а впереди ждёт счастливая жизнь. В новогоднюю ночь под подушку кладут картинку с изображением Семи богов счастья, и человеку в эту ночь должен присниться счастливый сон. Утром 1 января все жители японских городов и сел выходят на улицы встречать восход солнца. С первыми солнечными лучами японцы поздравляют друг друга с наступившим годом и обмениваются подарками.
Вьетнам .Здесь Новый год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы разводят костры в парках, садах или на улицах, у костров собираются несколько семей. На углях готовятся особые лакомства из риса. В эту ночь забываются все ссоры, прощаются все обиды. В каждом доме в новогодние дни ставится распустившаяся ветка персика, а вместо ёлки ставится украшенный игрушками и гирляндами бамбук
Монголия. Новый год в этой стране совпадает с праздником скотоводства и называется «Праздником Белого месяца». Поэтому для него характерны спортивные состязания, проверки на ловкость и смелость. Так же как и народы Европы, монголы встречают Новый год у елки, к ним тоже приходит Дед Мороз, но в одежде скотовода: на голове лисья шапка, в руках длинный кнут, в кармане у него кремень,
Болгария. В Новый год в Болгарии принято бить друг друга прутиками из кизила, украшенного яркой бумагой и цветами, потому что кизил считается символом силы и крепости. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасится свет. Эти минуты называют минутами новогодних поцелуев, тайну которых сохраняет темнота. Как только зажигается свет, на праздничный стол ставят новогодний пирог. Шуточное поверье гласит, что тот, кому попадётся в пироге веточка розы, будет счастливым.
Румыния. В новогодние пироги принято запекать различные маленькие сюрпризы - мелкие деньги, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца... Если найдешь в пироге кольцо, то, по старинному поверью, это означает, что Новый год принесет тебе много счастья. А если перец? Все посмеются над обладателем такой находки, ему же остается только всплакнуть.
Мексика. У мексиканцев есть своеобразный новогодний ритуал. В комнате, где собрались гости, подвешивают глиняный сосуд, наполненный сладостями. Гостям поочерёдно завязывают глаза и дают в руки палку. Тот, кто разобьёт кувшин, будет счастлив
Куба. Жители этой страны перед Новым годом наполняют бокалы водой, а когда часы пробьют двенадцать, выплескивают ее через открытое окно на улицу в знак того, что старый год счастливо окончился и они желают, чтобы Новый год был таким же ясным и чистым, как вода.
Бирма. Новый год наступает в самое жаркое время года, а точнее в середине апреля, поэтому его приход отмечается «фестивалем воды». 5-6 дней ликует вся страна. На улицах городов и сел люди при встрече поливают друг друга водой из различной посуды. При этом никто не остается в обиде: ведь обливание водой - это своего рода пожелание счастья в новом году. Исключение делается только полицейским и почтальонам
Китай .В Китае Новый год это очень красивое, яркое, с множеством огней и фейерверков зрелище. Для того, чтобы отпугнуть злое страшное чудище, которое по поверью приходит раз в году к людям, китайцы исполняют ритуальный танец дракона.
Индия .В Индии индусы встречают Новый год более 30 раз, так как люди разных сословий (каст) имеют свои особенные новогодние традиции. В этот день у порога каждого индийского дома выложены узоры из рисовой муки, чтобы заманить в дом богиню изобилия. Развлечениям и веселью нет конца: жители Индии стреляют из лука, запускают воздушных змеев, обливают друг друга водой, в новогодние дни каждый сознательный индиец старается совершить один героический поступок, а именно поймать кобру и посадить её в кувшин. Этим люди хотят показать, что они смелы и решительны и ничего не боятся. Индийские женщины в Новый год дарят друг другу ручные украшения. Это чисто индийский подарок, который означает, что ты роднишься с человеком, а также индианки полагают, что рука, на которую они надели своё украшение, никогда не совершит плохих дел.
Франция. Французский Дед Мороз – Пер Ноэль приходит ночью и оставляет подарки в детских башмаках. Обязательное блюдо на новогоднем столе у французов - большой пирог. Тот, кому достался запечённый в него боб, получает титул «бобового короля», и в новогоднюю ночь все подчиняются его приказам.
Южная Африка .В этой стране празднуют одновременно Новый год и День Урожая. Всё население племени собирается на поляне. На середину выбегает вождь племени и начинает исполнять обрядовый танец. В какой-то момент он бросает на землю созревшую тыкву, которая разбивается на куски, - значит, начался Новый год.
Италия. Перед Новым годом в Италии нужно быть предельно осторожным и ходить подальше от домов, потому что там из окон выбрасывают старую одежду и даже мебель. Вслед за старьём летят конфетти, хлопушки и бенгальские огни. Принято считать, что если в новогоднюю ночь выбросить старую вещь, то в наступившем обязательно купишь новую. Подарки маленьким итальянцам делает итальянский Дед Мороз. Его зовут Баббо Натале. У него есть даже настоящий почтовый адрес, по которому можно отправить письмо. Этот адрес известен всем детям Италии: Баббо Натале, бульвар Европы, дом 175, Рим, Италия. Напишите и вы, и вас поздравит с праздником итальянский Дед Мороз. На новогоднем столе итальянцев должны быть символы здоровья, долголетия, благополучия- орехи, гречка и виноград.
Швейцария .В этой стране принято в Новый год сжигать символ старого года - соломенное чучело. Считается, что старый год, исчезая в пламени огня, уносит с собой неурядицы и семейные ссоры.
Шотландия .В этой стране гости, приходящие в дом, должны принести с собой и бросить в камин кусочек угля, чтобы хозяевам было всегда тепло, уютно и сытно. А ещё нужно приносить с собой лепешку, чтобы люди, к которым ты идёшь, были всегда сыты. Кроме того, каждому ребёнку выдается по лепёшке, которую они носят целый день при себе, её нельзя есть. А вечером матери проверяют, в каком состоянии находится лепёшка и если она поломана, то ребёнка ругают и наказывают за непослушание. В Шотландии выпекают древнее кельтское угощение – тонкие и круглые овсяные лепешки. Эти лепешки раздают всем членам семьи рано утром, с рассветом, но съесть лепешку можно только за ужином, а в течение дня нужно носить с собой. Поломал или обгрыз – не избежать наказания.
Тибет. Симпатичный новогодний обычай существует у жителей Тибета: хозяйки пекут горы пирожков с самыми различными начинками, чтобы одарить знакомых и незнакомых. Чем больше раздашь - тем богаче будешь.
Голландия. Это родина знаменитого сыра, здесь когда-то бывал наш царь Пётр Великий, чтобы на верфях этой страны получить знания по строительству кораблей и морскому делу научиться. В Голландии тоже своеобразные новогодние традиции. Так как все голландцы очень любят море, то самая почитаемая и уважаемая в этой стране профессия – шкипер. Эти люди в брезентовых робах и высоких резиновых сапогах – самые почетные гости на всех праздниках. В Новый год все дарят друг другу цветы - тюльпаны (тюльпан – национальный цветок страны). На каждом столе в эти дни много угощений, главными из которых является подсахарённая селёдка и пончики с изюмом.

Приложение 2

КОЛЯДКИ
1. Го-го-го, коза, го-го, серая
Ой, люли, люли - го-го серая.
2. Мы не сами идем.
Ой, люли, люли
Мы козу ведем.
Ой, люли, люли...
3. Как наша коза
Да из-под Москвы.
Ой, люли, люли...

4.
Да из-под Москвы.
Ой, люли, люли
С рыжими косьми.
Ой, люли, люли...

5 .С рыжими косьми
С козенятками.
Ой, люли, люли...

6. Не ходи, коза
Под Михайловку.
Ой, люли, люли...

7. Как в Михайловке
Все жильцы - стрельцы.
Ой, люли, люли...

8. Стрельнули козу
В правое ушко.
Ой, люли, люли...

9. Из право ушка
Потекла юшка.
Ой, люли, люли...
Причитания

10 . - Ой, пала коза, пала родимая!
- Как? Коза пала?
- Так дайте ж ей сала. Чтоб коза встала.
11. Тут наша коза
Встала и пошла.
Ой, люли, люли...

Просматривая историю зимних праздников на Руси, понимаешь, что большинство праздников кануло в лету, и упоминания о них можно найти лишь на страницах истории. Уже не так далеко осталось до наступления традиционных новогодних праздников, и мы решили сделать небольшой обзор зимних праздников, кратко описать их особенности.

Открывает календарь зимних праздников один из двенадцати церковных праздников - Введение во храм Богородицы, отмечаемый 4 декабря. Считалось, что именно с этого момента зима официально вступает в свои права. Именно в этот день в старину пробовали санный путь. Это право на красивых, легких расписных санях предоставлялось молодоженам.

7 декабря - день Катерины-санницы. В этот день на Руси традиционно устраивались гонки на санях. Вся деревня собиралась на каком-нибудь пригорке, и наблюдали захватывающее дух зрелище петляющих по заснеженной дороге саней. Вечер «под Екатерину» считался одним из лучших для гаданий и ворожбы.

Новый год в России отмечать 1 января стали по указу императора Петра I. Именно он велел украшать дома и улицы новогодними украшениями и устраивать фейерверки, которые просто обожал.

А вот обычай наряжать елку пришел позже и был позаимствован у немцев. А знаете ли вы то, что первые рождественские елки продавались в кондитерских, потому что были украшены сладостями? И уже потом, по прошествии некоторого количества лет, елочку можно было купить на базаре в Москве.

Праздник Васильев вечер приходится на канун Старого Нового года - 13 января, как раз на то время, когда в России было введено новое летоисчисление. Праздновали этот день, исполняя колядки. Ряженые с песнями ходили по домам и складывали в приготовленный для этого случая мешок угощения от щедрых хозяев. В наши дни этот праздник не теряет актуальности, и, как показывает статистика, Старый Новый год празднует каждый второй житель нашей страны. Ведь это повод лишний раз увидеться с близкими и родными людьми, в будничной суете порой не так-то просто это сделать.

Праздник Рождества Христова - один из самых главных праздников зимнего календаря. По торжественности празднования Рождество уступает другому православному празднику - Воскресению Христову (Пасхе), а вот на Западе является самым главным праздником года.

Самые точные гадания выпадали на святочную неделю перед праздником Крещения (отмечается 19 января). И наука, и церковь считают гаданье пустым суеверием, но люди тем не менее обращаются к такого рода предсказаниям будущего.

15 февраля отмечается церковный праздник Сретенье Господне. В этот день, согласно повествованию евангелиста Луки, Богоматерь с младенцем Христом на руках пришла в Иерусалимский храм.

23 февраля вся страна празднует День Защитника Отечества. Будет немного неправильно, если в этот день мы будем поздравлять только военнослужащих. Каждый мужчина, не зависимо от своего статуса и рода деятельности, прежде всего является защитником своей Родины, своей семьи. Более старшее поколение помнит, что этот праздник именовался как День Рождения Красной Армии, в советское время он носил гордое название - День Советской Армии и Военно-морского флота, но как бы он ни назывался, для нас это прежде всего День Настоящих Мужчин. Ведь если рядом настоящие мужчины, то мы чувствуем себя в полной безопасности.

Ну и, конечно же, Масленица. Этот праздник считался самым веселым на Руси, да и сейчас он празднуется не менее интересно. Весь день был похож на сплошной калейдоскоп разных забав. Это и катание на санях, и нешуточный бой «стенка на стенку», а также «кулачные бои», ну и, конечно же, самое главное - лакомство блинами! По размаху празднования масленица похожа на заграничные карнавалы. На масленицу было принято навещать близких родственников, друзей, соседей. В последние дни масленицы делали куклу из соломы, которую наряжали и усаживали в большие сани, за которыми шли ряженые, распевая песни. В воскресный вечер чучело Масленицы сжигали в присутствии всей деревни на сооруженном костре на возвышенности возле деревни - с шутками и выкриками. Таким образом, считалось, что зима наконец-то отступит и настанет долгожданное потепление.

Современное население отмечает далеко не все праздники, которые описаны выше, а если и отмечает, то уже не с таким размахом, как это делали на Руси. В наше время в основном празднуют Новый год, Рождество, День Защитника Отечества и масленицу. Постепенно на задний план уходят те традиции, которых придерживалось при проведении гуляний предыдущее поколение.

Рождественские святки:

Святки - это две недели зимних праздников между Рождеством и Крещением, с 25 декабря/7 января по 6/19 января следующего года. Изначально святки - это языческий праздник. Ведь до принятия христианства на Руси святки были празднеством в честь верховного бога неба Белбога. Его также называли Святовит, отсюда и пошло название "святки". Святки в древности были не веселым развлечением, как сейчас. Святочные обряды в то время представляли собой не только гадания о будущем, но и заклинания на весь год. Наши предки верили в магическую силу ритуалов и считали, что от правильности их выполнения зависит урожай, успех в охоте, благополучие будущего года, а значит, и жизнь людей.

С принятием христианства святки не исчезли, но "подстроились" под церковный календарь. Они заняли место между праздниками Рождества и Крещения, но языческая природа сохранилась в различных обрядах, гаданиях, приметах.

«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в её честь устраивались игрища. Полагают, что Коляда признавалась славянами, за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества Стрижев А. Народный календарь - М.: Наука, 1993 - с. 75 ».

Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры. Пели и плясали вокруг них. После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же, как и в древности, жгли костры, в качестве колядовщиков выступали парни и девушки, а иногда и молодые женатые мужчины, и замужние женщины. Для этого они собирались в небольшую группу и обходили крестьянские дома. Эту группу возглавлял мехоноша с большим мешком.

Колядовщики обходили дома крестьян, называли себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном покликать Коляду, т.е. спеть особенные благожелательные песни, называвшиеся колядками.

После исполнения песен они просили у хозяев вознаграждения. В редких случаях, когда хозяева отказывались слушать колядовщиков, те порицали их за жадность. В целом к приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их по возможности щедро одарить.

«Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому. В больших селах и деревнях к каждому дому приходило по 5-10 групп колядовщиков. Колядование было известно по всей территории России, но отличалось местным своеобразием. Так, в средней полосе Европейской России, а также в Поволжье песни колядующих были адресованы всем членам семьи и сопровождались возгласами «овсень, таусень, усень» или «Коляда», которые дали название самому обряду - «кликать овсень», «кликать Коляду».

В разных частях России колядование проходило по-разному. Так. Например, в северных губерниях европейской России колядование приобрело несколько иную форму. Здесь колядные песни были направлены на величание каждого члена семьи, жившего в доме. Колядующие начинали с песен под окном, а сам обряд заканчивался уже в избе традиционной просьбой о подаянии.

В результате обряд колядования состоял в своеобразнм обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали из козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами. Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, в каком районе проходили колядования.

Обряд колядования считается древним обрядом, который был известен не только русскому, но и другим славянским народам. Для древних славян приход колядующих воспринимался как возвращение из иного мира умерших предков к домам потомков. А потому одаривание их служило чем-то вроде жертвоприношения в надежде на помощь и защиту в наступающем году.

б) Славление наших царей. Хотя в России не было западного праздника путешествие трех царей, но со времен Алексея Михайловича было введено ходить государям в святки славить даже к своим подданным. Славление начиналось с полудня праздника следующим образом Русские простонародные праздники. М., 1837 г., с. 56.. Процессии предшествуют двое чиновников с барабанами в руках и ударяют в них палочками, обернутыми сукном. За ними следует царь со всем клиром и с толпою из князей и бояр. Они едут на санях и посещают знатнейших придворных вельмож.

По вступлении в дом к кому-либо поют: «Тебе Бога хвалим» и поздравляют с Новым годом. Потом хозяин подносит царю подарок деньгами и угощает его со свитою. После угощения они отправляются к другому вельможе. Тех, кто уклонялся от славления, наказывали кнутом и батогами. При императрице Елизавете Петровне на Руси о Рождестве Христове давалось придворным певчим дача (жалованье) под названием славленного.

в) Новый год. В глубокой древности Новый год чаще всего связывался с весной - началом возрождения природы. На Руси, со времен введения христианства, Новый год праздновался 1 марта. В 1343 году Московский собор постановил считать новолетие, согласно греческому церковному исчислению, с 1 сентября, но обычай праздновать Новый год весной оказался таким живучим, что исчисление с марта продолжалось еще около 150 лет, и только в 1492 году на Московском соборе окончательно было постановлено считать год с 1 сентября. Это постановление собора было утверждено великим князем Иваном III Васильевичем, и его пришлось соблюдать всем. Праздновать Новый год в сентябре продолжали более двухсот лет, последний раз - в 1698 году.

Уже в следующем году Петр I, возвратившись из своего первого путешествия по Европе, стал ломать старые обычаи. Началось с того, что последовало категорическое запрещение царя даже дома отмечать 1 сентября по-праздничному. Ночные дозорцы с большими палками в руках, увидев свет между щелями ставен, строго приказывали «гасить огни». И только 15 декабря по Москве раздался барабанный бой - признак того, что сейчас будет объявлен важный царский указ.

И действительно, на высоком помосте на красной площади дьяк громко читал указ «О праздновании Нового года», о том, что «великий государь» повелел «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать» не по-старинному с 1 сентября, а с 1 января.

Изменение летоисчисления называлось «добрым и полезным делом», и далее сообщалось, что «в знак доброго начинания и нового столетнего века» следует праздновать в Москве 1 января 1700 года следующим образом: «По большим проезжим и знатным улицам и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторое украшение от дерев и ветвей сосновых, еловых, можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого получится и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по деревцу или по ветке на вороты или над храминой своей поставить». В конце указа было сказано: «И чтоб то поспело будущего генваря к 1 числу 1700 года. А стоять тому украшению генваря по 7 число того же года. Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравить с новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет».

За исполнением настоящего указа установили строгое наблюдение. Петр I сам начал праздник на красной площади, пустив первую ракету. На другой день царь принимал поздравления с Новым годом и устроил во дворце пышный пир. Любопытно, что указе не предусматривалось в день Нового года преподносить подарки, хотя эта традиция, конечно же, имела давние глубокие корни.

Крещение:

Крещение - большой христианский праздник, в память того дня, когда Иисус Христос голосом с небес (Богоявление) был объявлен Спасителем, мессией и принял крещение в водах Иордана от Иоанна Крестителя. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские Святки. Праздник начинался вечером 18 января, когда все православные отмечали Крещенский Сочельник.

Крещенский Сочельник - это строгий пост, приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне. В день Богоявления проводится водосвятие. Считается, что освященная вода не портится весь год, обладает целебными и чудотворными свойствами.

Наши предки-язычники боготворили стихии. И если на рождество они поклонялись всесокрушающему огню, то Крещение было посвящено воде - вечной кормилице и благодетельнице. Почитание воды соединилось с памятью крещения Иисуса Христа в палестинской реке Иордан. Праздник Крещения Господня называют водокрестием, водокрещами. Несмотря на стоявшие в это время сильные морозы смелые люди купались в проруби, чтобы смыть с себя грехи.

В народе до сих пор сохранилось убеждение о том, что в богоявленскую ночь, перед утренней зарей, открывается небо и требует особенного подъема в молитвенном настроении. Для изгнания порчи, сглаза и всяких других бесовских нахождений в часы крещенского сочельника на дверях и окнах домов и надворных строений было принято ставить кресты мелом.

В Крещенский сочельник девушки пекли пироги и выходили с ними в морозную ночь кликать суженого.

Масленица:

Масленицу русский люд отмечал еще тогда, когда на Руси не было христианства. Праздник знаменовал проводы зимы и встречу весны и был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса. После крещения Руси Масленицу стало принято отмечать за семь недель до Пасхи, затем следует Великий пост. Да и во время самой Масленицы, которая продолжается семь дней мясо не едят. Едят его последний раз в последнее воскресенье - мясное воскресенье - перед народным праздником. А так как Масленица венчает собой весну, тепло солнца, но не обходились без блинов, которые древние считали символом солнца, - такие же круглые, желтые и обязательно горячие.

Навернуть блинов нужно было не меньше 10 штук, а точнее, с полтора-два локтя - именно в таком эквиваленте измерялись блины в старину. После блинов начиналось веселье: катание с гор, кулачные бои, песни и пляски. Не кататься с горок, не качаться на качелях, не смеяться над шутами по тем временам означало - жить в беде.

Как известно, Масленица длится семь дней. Каждый день этой недели носит свое имя и наделяется смыслом.

Понедельник - Встреча. Устраивались горки, качели, балаганы для скоморохов, устанавливали столы с яствами. Притом в первый день с гор катались с гор исключительно дети. С утра дети делали куклу из соломы и наряжали её. В этот же день детвора шла от дома к дому с песнями, тем самым просили у жильцов гостинца.

Вторник - Заигрыши. Второй день развлекались молодые пары, скрепившие свои отношения узами блака неделю или две недели назад. Теперь время кататься с гор пришло и для молодоженов. Те пары, у которых вся деревня гуляла на свадьбе, были просто обязаны скатиться с горы. Катание с гор служило своего рода приметой. Чем дальше скатишься, тем больше у тебя вырастит лен. Для незамужних была уготована своя участь: молодые люди высматривали для себя невест, а девушки заглядывались на суженых. Не обходилось и без гаданий. Например, девушка должна была взять один из первых блинов, выйти на улицу и угостить им первого встретившегося ей парня и спросить, как его зовут, чтобы узнать имя своего суженого.

Среда - Лакомки. В этот день тещи приглашали зятьев на блины. Отсюда и выражение «к теще на блины». Молодые одевались, как на свадьбу. В среду неженатые парни и незамудние девушки катались с горокю притом у все деревни на устах ходили шутки над парнями, которые в этом году не успели обзавестись женой.

Четверг - Разгуляй. В четверг собиралось очень много дюдей, устраивались кулачные бои, производилось взятие снежных городков. Народ обряжался в костюмы. И, наконец, чучело Масленицы поднимали на гору.

Пятница - Тещины вечерки. С вечера зять должен был приглачить тещу к себе. Теща в ответ присылала ему все, из чего и на чем пекут блины. И зять должен был печь для нее блины.

Суббота - Золовкины посиделки или Проводы. На шестой день невестка приглашала родных к себе. В тот же день наряженное соломенное чучело Масленицы несли до конца деревни и там, на большом костре, его сжигали. Вокруг костра пели и плясали.

Воскресенье - Прощеное воскресенье. Все готовились к Великому посту, поэтому стремились очиститься от грехов и просили друг у друга прощения и слышали в ответ: «Бог простит, и я прощаю». Люди ходили на кладбища, оставляли на могилах блины. Считалось, что самый первый блин на Масленице - «за упокой родительских душ».

В этом последнем зимнем празднике, оканчивающим зиму, видим смесь языческой и христианской стихии, обычаев старого с новым. Так, например, олицетворение Масленицы в виде мужика, соломенного чучела или деревянного истукана, скоморошеские игры, сожжение чучел, бросание их в воду принадлежит к языческим обрядам. Между тем, прощание с людьми накануне Великого поста, хождение прощаться на кладбище с покойниками принадлежит новым обрядам миролюбивого христианина. Впрочем, сожжение чучел и бросание их в воду также приписывают началу христианства, как воспоминание вечного торжества христианства над язычеством.

У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении.

Повседневная жизнь обычного русского человека в те времена была непростой и посвящена тяжелому добыванию хлеба насущного, поэтому праздники были для него особенным событием, неким священным днем, когда происходило слияние жизни всей общины с их сакральными ценностями, духами предков и их заветами.

Традиционные русские праздники предполагали полный запрет на выполнение любой повседневной деятельности (косьбы, пахоты, колки дров, шитья, ткачества, уборки т.д.). На время праздника все люди должны были одеваться в праздничные одежды, радоваться и веселиться, вести только радостные, приятные разговоры, за невыполнение этих правил полагался денежный штраф или даже наказание в виде битья плетями.

Каждое время года играло в жизни русского человека свою определенную роль. Зимний период, свободный от работ на земле, особенно славился своими гуляниями, шумными забавами и игрищами.

Основные русские праздники на Руси:

Зима

7 января (25 декабря) русский православный народ отмечал Рождество. Этот праздник, посвященный рождению Божьего сына Иисуса Христа в Вифлееме, заканчивает рождественский пост, который длится на протяжении 40 дней. В его преддверии люди готовились прийти к нему чистыми душой и телом: мыли и убирали свое жилище, ходили в баню, одевали чистые праздничные одежды, помогали бедным и нуждающимся, раздавали милостыню. 6 января в Рождественский Сочельник за большим праздничным столом, на котором обязательным первым блюдом была ритуальная каша кутья или сочиво, собиралась вся семья. К ужину приступали после появления первой звезды, кушали, молча и торжественно. После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями.

Святки (Святочная неделя)

Праздничные дни у древних славян, а затем перешедшие и в церковное празднование, дни святок, начинаются от первой звезды в канун Рождества и до праздника Крещения, освящения воды ("от звезды и до воды"). Первая неделя Святок получила название Святочной недели, связана со славянской мифологией, связанной с поворотом зимы на лето, солнца становится больше, тьмы меньше. В эту неделю вечерами, называемыми святыми вечерами, святость зачастую нарушалась мифологическими обрядами гаданием, что не приветствовалось церковью, а днём, наряженные в одежды с флагами и музыкальными инструментами кудесники, ходили по улицам, заходили в дома и потешали народ.

19 января праздновалось православное Крещение, посвященное таинству крещения Иисуса Христа в реке Иордани, в этот день во всех церквях и храмах совершалось Великое водоосвящение, вся вода в водоемах и колодцах считалась святой и обладала уникальными, лечебными свойствами. Наши предки считали, что свяченая вода не может испортиться и хранили её в красном углу под иконами, и верили что это лучшее лекарство от всех недугов как телесных, так и духовных. На реках, озерах и других водоемах делали на льду специальную прорубь в виде креста под названием иордань, купание в которой считалось богоугодным и целебным занятием, избавлявшим от хворей и всяческих напастей на целый год.

В самом конце зимы, когда по поверьям наших предков Весна-красна с помощью тепла и света прогоняла стужу и холод, наступал праздник Масленицы, известный своим раздольным веселием, который длился на протяжении целой недели в преддверии Великого поста. В это время было принято печь блины, которые считались символом солнца, ходить к друг другу в гости, веселиться и наряжаться, кататься с горок на санках, а в заключительное Прощеное Воскресенье палить и хоронить чучело-символ побежденной зимы.

Весна

В этот праздник Входа Господня в Иерусалим, хоть и в православии не имеет предпразднства, так как следом начинается Страстная седмица, верущие приносят в церковь ветки вербы (в славянских ими заменяли пальмовые ветви), которые на утрене после всенощного бдения окрапляют святой водой. Затем православные украшают в домах освященными вербами иконы.

Самым большим праздником всего христианского народа на Руси считалась Святая Пасха, в этот день почиталось воскрешение Иисуса Христа и его переход от смерти на Земле к жизни на небесах. Люди убирали и украшали свои дома, одевали праздничные одежды, обязательно посещали пасхальное богослужение в церквях и храмах, ходили в гости, угощая друг друга пасхальными крашеными яйцами и куличами, после Великого Поста. Встречаясь люди говорили «Христос Воскрес!», в ответ нужно говорить «Воистину воскрес!» и троекратно целоваться.

Первое воскресенье после Пасхи называлось Красная Горка или Фомин день (от имени апостола Фомы, не верившего в воскресение Христа), она являлась символом прихода весны и долгожданного тепла. На этот праздник народные гуляния начинались еще ночью и продолжались целый день, молодежь водила хороводы, каталась на качелях, молодые парни встречались и знакомились с девушками. Накрывали праздничные столы с обильным угощением: жареной яичницей, караваями в виде солнца.

Лето

Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Этот праздник имеет этническое происхождение и глубокие языческие корни. В это день жгут большие костры, прыгают через них, символизируя очищение тела и духа от греховных мыслей и поступков, водят хороводы, плетут красивые венки из цветов и луговых трав, пускают их по течению и гадают по ним на своего суженого.

Один из почитаемых с древних времен народный праздник, к которому приурочено много верований, примет и запретов. В канун праздника в четверг и пятницу пекли обрядовое печенье и прекращали полевые работы. А в сам Ильин день строго запрещалось проводить любую хозяйскую работу, считалось это не принесет результата. Проводилась "братчина", приглашали на общую трапезу всех жителей ближайших селений, а после угощения заканчивались народными гуляньями с песнями и плясками. И главное, Ильин день считается границей лета и осени, когда вода становится холодной, вечера прохладными, а на деревьях появляются первые признаки осенней позолоты.

В середине последнего летнего месяца, а именно 14 (1) августа, православные христиане отмечали праздник Медового Спаса (спас от слова спаситель), которым почитали смерть семи мучеников Маккавеев, принявших мученическую смерть за свою христианскую веру от древнего сирийского царя Антиоха. Дома посыпались семенами мака, защищавшими их от нечистой силы, первые соты меда, собранные в этот день, когда пчелы прекращали собирать нектар, относились в храм для освящения. Это день символизировал прощание с летом, после которого дни становилась короче, ночи длиннее, а погода более прохладной.

19 (6) августа наступал Яблочный спас или Праздник Преображения Господня, у наших предков он был одним из самых первых праздников урожая, символизировавшим начало осени и увядание природы. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Накрывались праздничные столы, начинали есть виноград и груши.

Последний, Третий Спас (Хлебный или Ореховый) отмечался 29 (16) августа, в этот день заканчивалась уборочная страда и хозяйки могли спечь хлеб из нового урожая зерна. В церквях освящали праздничные караваи, также туда приносили орехи, которые как раз поспевали в это время. Заканчивая жатву, земледельцы обязательно вязали последний «именинный сноп».

Осень

Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября. Праздник посвящен событию, произошедшему в 10 веке в Константинополе, когда город был осажден сарацинами, и горожане приносили молитвы о помощи Святой Богородице в храмах и церквях. Пресвятая Дева Мария услышали их просьбы и, сняв покрывало с головы, укрыла их от врагов и спасла город. В это время полностью заканчивались уборочные работы, начиналась подготовка к зиме, заканчивались хороводы и гуляния, начинались посиделки с рукоделием, песнопениями и беседами. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств. Брак на Покрова считался в особенности счастливым, богатым и долговечным.