Как называют человека который чистит обувь. Чистильщики обуви. Причина исчезновения профессий

Ассирийцы – один из самых загадочных и древних народов на земле. Даже после распада Великой Ассирийской империи, существовавшей семнадцать веков, наследие древнего государства продолжает жить в ее потомках. В том числе и в России.

По данным ассирийских организаций, людей, которые называют себя ассирийцами, в мире около четырех миллионов. Консолидации ассирийцев поспособствовало их христианское вероисповедание и общий язык – новоарамейский, преемственный по отношению к староарамейскому, языку, на котором проповедовал Иисус Христос.

Однако не все ученые разделяют мнение о том, что современные ассирийцы генетически восходят к обитателям Ассирии: некоторые считают, что они и есть потомки аккадоязычного населения империи, другие же – что ассирийцами их по ошибке назвали европейские миссионеры. Интересен и еще один факт: именно массовая интеграция арамейского населения нанесла сильный удар силе Ассирийской империи, народ которой говорил, в основном, на аккадском.

Как ассирийцы попали в Россию

Так или иначе, новые ассирийцы проживали после распада империи на территории арабского халифата начиная с VII века, и в Османской империи и Персии – с XVI. Однако в ходе русско-персидской войны в конце XIX века, из которой Россия вышла победительницей, был заключен Тукманчайский мирный договор, согласно которому христианское население Персии имело право переселиться в российскую Армению.

Многие из ассирийцев воспользовались этой возможностью, и стали переезжать в Россию. В 1914 году ассирийские диаспоры были уже во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, многие ассирийцы получали образование и становились российскими поддаными.

Вторая волна миграции ассирийцев в Россию началась во время персидской компании Первой мировой войны: после восстания в турецком тылу ассирийцев и армян, российские войска пришли повстанцам на помощь. Из ассирийцев российскими военными формировались особые батальоны, которые впоследствии сражались с турками.

Но ассирийское население сильно пострадало за это – в ходе столкновений с турецкими войсками и насильственной депортации погибло около четверти всех ассирийцев, сотни тысяч людей. Это событие вошло в историю как геноцид ассирийцев во время Первой мировой войны.

Национальное ремесло

После Первой мировой, в 1919 году, на парижской мирной конференции предлагалось создать ассирийское государство, подобно тому, как три десятилетия спустя подобным образом с помощью Лиги Наций будет создан Израиль.

В 30-е предполагалось расселение ассирийцев в Бразилии, Нигере или Гвиане. Однако предложение никто не поддержал, и беженцы-ассирийцы столкнулись с новыми проблемами. Те, кто проживал в СССР, подверглись гонениям из-за религиозных убеждений, а впоследствии, после Второй мировой – и принудительной депортации в Сибирь вместе с немцами Поволжья и другими некоренными народами России.

Ассирийцы, вернувшиеся из Сибири или избежавшие депортации, не были в состоянии жить городской жизнью, не говоря по-русски или даже не имея паспорта, и им приходилось искать способы приработка. Таким способом стала чистка обуви и ремонт обуви – этим ремеслом ассирийцы в России занимаются уже более ста лет.

Уличные сапожники и чистильщики обуви восточной внешности в Москве, Санкт-Петербурге и других городах уже давно стали неотъемлемой частью города. В ноябре 1920 году Михаил Калинин приказал «ассирийцам предоставить чистку и ремонт обуви», а в Ленинграде после войны даже существовала особая артель «Трудассириец», способствующая трудоустройству мигрантов.

Таким образом происходила постепенная интеграция ассирийцев в российское общество. Впоследствии, ассирийцы, привыкшие к родовым традициям, селились настолько компактно, что порой целые дома в Москве были заняты только ими. А необычные ассирийские фамилии быстро заменились на русские – Бен-Йохананы, к примеру, превратились в Ивановых.

Традиции современных ассирийцев

В 40-е в СССР появилась первая ассирийская футбольная команда – «Московский чистильщик». Впрочем, ассирийцы в России были не только чистильщиками обуви, и древнее культурное наследие проявилось в полной мере у представителей диаспоры. К примеру, до Первой мировой в Грузии существовало ассирийское театральное общество, в котором ставили спектакли на ассирийском языке.

Театралы и строители, врачи и художники, ассирийцы, независимо от своих ремесел, всегда твердо следовали религиозным убеждениям и традициям общины. Они гордятся тем, что сохранили свой национальный язык спустя почти три тысячи лет, и чувствительны к исполнению обрядов и ритуалов. Многие молодые ассирийцы даже предпочитают походы с семьей в общину модным дискотекам.

Ассирийцы любят отмечать вместе с семьей христианские праздники и дни памяти ассирийских святых, танцуют традиционный танец шейхани, готовят лепешки прахат – блюдо, символизирующее падение Ниневии. Московская ассирийская диаспора поддерживает религиозное и национальное единение: в столице существует ассирийская церковь, Храм Мат Марьям на Дубровке, при котором также имеется школа ассирийского языка и проводятся многочисленные мероприятия. Ассирийские рестораны и интернет-магазины – все это не забавные анахронизмы, а реалии современной России.

Иногда в районе Сити—Холл—Парка мне начинает казаться, что все маленькие оборвыши, сколько их есть в Нью—Йорке, приобрели сапожные щетки и ящики и занялись чисткой ботинок.

— Почищу, cэp, почищу!

— Блеск, навожу блеск, cэp! Всего пять центов!

Марк Твен The Bootblacks "Чистильщики обуви"), 1867 год

В Англии и Франции труд мальчишек, старательно натиравших щетками ботинки знатных господ, был очень востребован уже в первой половине XIX века. За монетку мальчишки на улицах в течение пяти-десяти минут счищали с ботиков грязь и пыль и натирали их до блеска. Они сидели на низких табуретках вдоль тротуаров и зазывали прохожих к себе. Клиент ставил ногу в ботинке на наклонную подставку. Иногда ему предлагалось посидеть в кресле, а бывало даже, что чистильщик располагал двумя креслами — для клиента и его спутника или спутницы.

В Россию эта профессия пришла намного позже, в XX веке. В советские времена чисткой обуви занимались не только мальчишки. В 1914 году в Ираке и Турции начались межнациональные столкновения, и в Россию потоком хлынули ассирийские беженцы. Они не знали русского языка, потому не могли устроиться на работу. Зато по пути в Россию через Баку, они видели, как армяне и евреи (в основном — дети) работают чистильщиками обуви. В Москве и Петербурге в то время уличных чистильщиков почти не было, и этим ремеслом занялись беженцы-ассирийцы. Зачастую заработок от чистки ботинок был единственным источником дохода для целой семьи. Ассирийцы привнесли в профессию несколько иной образ чистильщика — не мальчишка в кепке и рубашке с закатанными рукавами, а сидящий по-турецки человек в кожаном фартуке и тюбетейке.

Чистка обуви стоила 5 копеек. Для сравнения: столько стоил в начале XX века билет на трамвай или чашка чая с сахаром в трактире. Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней!

К середине XX века чистильщики уже совмещали это ремесло с ремонтом обуви. Но со временем услуга становилась все менее востребованной. И внуки тех ассирийцев-беженцев, которые принесли в Москву новую профессию, уже почти ничего о ней не знали. По одной из версий исчезновению профессии чистильщиков обуви поспособствовало то, что при Горбачеве на одной из обувных фабрик начали производить обувные губки в коробочках. И для советского человека чистка обуви у чистильщика стала неуместной буржуазной роскошью, ведь кремы уже не надо было изготавливать самому, можно было приобрести их в магазине, и привести ботинки в порядок самостоятельно.

Сейчас ремесло чистильщиков обуви почти утрачено, ниша подобного сервиса у нас пока остается незанятой. ведь в течение девяти месяцев в году в России грязь и слякоть, а в оставшиеся летние месяцы - пыль. Но встретить уличного чистильщика обуви в России пока невозможно. Только крупные отели понемногу возрождают традиции предоставления такой услуги, но преимущественно своим постояльцам-европейцам. В некоторых европейских странах (Англии, Испании, Португалии) встретить на улочке чистильщика с полным арсеналом щеток, бархоток и кремов - не экзотика, а норма.

Экзотическая профессия чистильщика обуви возродилась на улицах Иркутска

Весенняя распутица оставляет грязь на наших ботинках. Закончилась грязь - началась пыль, и, взглянув на тщательно вычищенную с утра обувь, мы впадаем в уныние - она снова испачкана. С недавнего времени на улицах города появились люди, превратившие наши грязные ботинки в свой заработок.

Идея создания фирмы по чистке обуви родилась у Валерия Григорьевича Карасева пять лет назад. Хотя поначалу друзья, с которыми он поделился своими задумками, только смеялись, предлагая не заниматься глупостями - мол, никто работать в такой фирме не станет. Но идея оказалась живучей и по истечении пяти лет воплотилась в реальность.
Первая проблема, с которой столкнулся будущий директор, - как назвать фирму. "Чистильщик обуви" - слишком банально, а подобрать синоним к этому сочетанию практически невозможно. Озарение пришло неожиданно. Вдохновителем названия оказался первый чистильщик фирмы по имени Яша. Первоначальный вариант "Чистюля" трансформировался в более приемлемый "ЧистЯша", ведь состав работников исключительно мужской. Однако в будущем фирма планирует пополниться и "чистЮлями".
К организации весьма своеобразной и не имеющей аналогов в Иркутске деятельности Валерий Григорьевич подошел с огоньком, с собственными творческими задумками. Его работники не угрюмые в запыленной спецодежде чистильщики, они деловиты, одеты в майки и бейсболки с логотипом фирмы "ЧистЯша" и, самое главное, выполняют свой труд с настоящей виртуозностью.
{Летом прогнозируется небольшой спад на востребованность услуг, и, разумеется, осенью высокий спрос на услуги чистильщиков возобновится.
На зиму существует модифицированный вариант: чистильщик устраивается в вестибюле какой-нибудь организации или учреждения и работает там.
}
Подводные камни "чистого" бизнеса
Первый раз группа энтузиастов во главе с Валерием Григорьевичем вышла осваивать улицы Иркутска в середине апреля. Уже в первый час работы у Торгового комплекса "чистЯши" столкнулись с непредвиденной проблемой в лице охранника. "На каком основании вы здесь сидите? - выдвинул претензию страж порядка. - Это наша территория, и вы обязаны заключить договор на аренду площади (хотя чистильщику нужно всего лишь 0,6 метра). Начинающая фирма благоразумно решила не идти на конфликт и освободила 0,6 метра.
На железнодорожном вокзале к "чистЯшам" подошел уже ОМОН и попросил освободить территорию, мотивируя это тем, что чистильщики создают неприглядный вид привокзальной площади - "перед иностранцами как-то неудобно..." Абсурдность выдвигаемых претензий организатор фирмы объясняет новизной и необычностью для Иркутска подобной услуги.
Ответ чиновников
После уличных инцидентов Валерий Григорьевич направился в отдел городской администрации по потребительскому рынку, для того чтобы узнать разрешен или запрещен его бизнес на улицах города. Чиновник прочитал 30-минутную лекцию о том, что это предпринимательская деятельность и что администрация города старается сворачивать с улиц всякую торговлю. Для выполнения работ по чистке обуви недостаточно свидетельства предпринимателя. Нужно получить разрешение на землю, платить за нее аренду.
Самое главное сейчас для директора фирмы "ЧистЯша" - чтобы администрация города пошла на встречу и разрешила беспрепятственно осуществлять деятельность, пока эта ниша еще никем не занята. Валерий Григорьевич намерен дойти до мэра и добиться разрешения на выполнение работ в любом месте города, где будут востребованы услуги чистильщика.
Территорию чистильщик выбирает сам
- Если появятся конкуренты - говорит Валерий Григорьевич, - мы намерены приглашать их в свою фирму. Для этого им будет нужно заключить договор, получить форму и путевку на выполнение работ. Чистильщик волен сам выбирать территорию, единственное ограничение - чтобы она не была занята другим.
Сейчас коллектив "ЧистЯши" состоит из четырех человек. Валерий Григорьевич планирует расширять свой штат. Ему требуются работники на автовокзал, железнодорожный вокзал, в аэропорт.
Цену определили клиенты
Передовой чистильщик фирмы Людвиг Генрихович за два часа работы зарабатывает до ста пятидесяти рублей. Начинающий чистильщик - до пятидесяти рублей. "В первые дни работы, - говорит Людвиг Генрихович, - мы спрашивали у наших клиентов, сколько, по их мнению, могут стоить услуги чистильщика. Назывались суммы от 10 до 20 рублей. Мы выбрали среднюю цену - 15 рублей за всю работу. Хотя иногда состоятельные клиенты дают хорошие чаевые, хвалят за работу и признают необходимость существования такой услуги".
Пока бизнес не встал на ноги, Валерий Григорьевич никаких процентов за аренду оборудования со своих работников не берет. Сам предприниматель работает на голом энтузиазме и не ждет сверхприбылей. Для него самое главное - чтобы люди получили материальную поддержку, средства к существованию, чтобы совсем отчаявшиеся поверили в свои силы.
Мастера щетки и виртуозы наведения глянца
Сначала с обуви отдельной щеткой счищаются грязь и пыль. Самое труднодоступное место - это ранты, место, где подошва соединяется с верхней кожаной частью. Грязи туда набивается больше всего. Настоящий мастер без труда вычищает скопившуюся грязь. Затем одной стороной щетки берет крем нужного цвета и наносит по всей поверхности обуви. Когда одна нога уже обработана кремом, клиент ставит на подставку вторую, тем временем на первой ноге крем подсыхает. После этого другой стороной щетки полируется подсохший первый, а затем второй ботинок. И наконец, самая последняя операция - собственно наведения глянца. Для того чтобы придать обуви лоск, берется бархотка. Полируются носок ботинка, пятка и боковые стороны.
Вся процедура занимает меньше пяти минут, и ботинки блестят как новые. Настоящий мастер щетки умеет на глаз определить изношенность обуви и наносит оптимальное количество крема.
От чистильщика обуви до миллиардера
В первую очередь такая работа подойдет малообеспеченным людям, безработным, пенсионерам, студентам, школьникам старших классов.
Начинающим "чистЯшам" бывалые дают инструктаж, обучают практическим навыкам. Труд чистильщика не настолько прост, как кажется с первого взгляда, - ведь если посадить необученного новичка, можно испортить чью-нибудь обувь, испачкать носки. Важно, чтобы люди подходили к своему занятию со всей ответственностью и понимали, что это дело может стать небольшим, но реальным приработком. Не нужно просить милостыню, собирать бутылки - человек зарабатывает деньги честным трудом. Конечно, многие возразят, что профессия не престижна. На что работники фирмы отвечают: "Известный миллиардер Рокфеллер начинал свою трудовую деятельность чистильщиком обуви".
Необходимый реквизит
Чтобы оборудовать одно место чистильщика обуви, требуется 2 тысячи рублей. Каждый "чистЯша" экипирован фирменной спецодеждой: майкой и бейсболкой с логотипом фирмы, а также сумкой с необходимыми принадлежностями.
Садится чистильщик на складной стульчик, поставив перед собой приспособление, сконструированное по личной разработке директора "ЧистЯши". Конструкция представляет собой железный каркас с деревянной подошвой. Каждому чистильщику необходимы три пары щеток для нанесения крема и еще одна для снятия пыли и грязи. Мастер работает двумя щетками. Щетки, так же как и крем, подбираются под цвет обуви, для коричневой, черной, белой или цветной обуви - отдельный крем и отдельные щетки.
Уличный чистильщик работает в хлопчатобумажных перчатках. Для полирования обуви использует прямоугольный кусок двусторонней ткани - бархотку. Бархотка также подбирается в зависимости от цвета обуви. Кстати говоря, к кремам с мини-губками настоящие чистильщики относятся презрительно. "Вакса вонючая", - говорят они и применяют один из самых лучших кремов "Эрдаль", он не липкий, устойчивый и пахнет мылом. Одна банка такого крема стоит 45 рублей.

Обувь под дождем
  • Чистка обуви на улице
  • Как сохранить кожаную подошву? Чистка обуви дома Замшевая обувь - сушим без потерь Глассаж обуви Щетки для обуви Loake Щётки для полировки обуви Крем по уходу за кожей Хранение обуви Уход за обувью Loake в зимний период Щетки для замшевой обуви Loake

    Обувь для джентельмена

    Уход за обувью

    Встаньте двумя ногами на два листа бумаги. Держа карандаш строго вертикально, проведите линию вокруг ноги...

    Чистка обуви на улице - традиции и суть

    Помните, как в старых голливудских фильмах герои со сверкающими набриолиненными висками с небрежной элегантностью присаживались на скамеечку перед уличными чистильщиками обуви? Мелькали щетки в умелых проворных руках мастера. И вот через пару минут герой в отполированных до зеркального блеска туфлях готов отправляться на свидание или на важную деловую встречу.

    Особенности уличной чистки обуви

    В наши дни в России подобная картина — скорее фантастика, чем реальность. Лишь единичные частные предприниматели пробуют возродить подобную услугу в последние годы.

    Однако в некоторых европейских странах подобная практика не выходила из моды никогда. Почистить обувь на улице для европейца так же естественно, как зайти освежить прическу или побриться в маленькую семейную парикмахерскую — такие в изобилии встречаются в старинных европейских городках.

    Приятно наблюдать за работой профессиональных уличных чистильщиков обуви в Англии, Португалии или Испании.

    Опытный чистильщик вооружен целым арсеналом разнообразных щеток и обувной косметики. Ему без опасений можно доверить самые дорогие и красивые ботинки. Работа занимает, как правило, не более нескольких минут. Мастер за работой либо развлечет Вас разговором о городских новостях, либо, если Вы не настроены на беседу, можете спокойно почитать газету, сидя в удобном кресле.

    К сожалению, ниша подобного сервиса у нас пока остается незанятой. А ведь в течение девяти месяцев в году в России грязь и слякоть, а в оставшиеся летние месяцы — пыль. Но встретить уличного чистильщика обуви в России пока невозможно. Только крупные отели понемногу возрождают традиции предоставления такой услуги, но преимущественно своим постояльцам-европейцам. Опытный мастер может освежить цвет ваших любимых ботинок Loake , придать блеск обуви, нанести защищающее от влаги покрытие. Так же он может заменить Вам потертые шнурки, дать полезный совет о дальнейшем уходе за Вашей обувью.

    Автоматы по чистке обуви

    Автомат для чистки обуви в России почти такая же редкость, как и живой чистильщик. Но некоторые крупные торговые центры уже оборудованы машинками для автоматической чистки обуви. Подобное миниатюрное устройство можно встретить так же в скоростных поездах Москва — Санкт-Петербург.

    Помните, что ни к коем случае не стоит чистить в автомате туфли из замши. Да и для натуральной кожи это нежелательно — автомат наносит на обувь много крема, который, возможно не годится именно для ваших оксфордов . Поэтому не стоит злоупотреблять такими устройствам, особенно для дорогой качественной обуви.

    Если же Вам встретится опытный профессиональный чистильщик, Вы можете со спокойной совестью доверить ему заботу о Вашей обуви Loake.

    Уличные чистильщики обуви, предлагающие прохожим свои услуги, исчезли на Западе и в России. В столице услуги чистильщиков обуви пользуются колоссальным спросом. И ничего не доказать. Вообще-то это было в «Гасиенде»1. Бутблекер - чистильщик обуви. Профессия, представители которой оказывают прохожим услуги по чистке обуви (обычно гуталином). Свечники, ткачи, чистильщики обуви - список можно долго продолжать.

    В развитых странах Запада в настоящее время эта профессия уже практически исчезла, встречаясь в основном как «аттракцион» для туристов на ярмарочных мероприятиях. Однако в Китае все еще можно встретить представителей данной профессии.

    Профессия: чистильщик обуви. О сияющих ботинках от первого лица

    В Гуанчжоу она переехала со своей семьей лет 10 назад. Ее муж работает плотником, сын также трудоустроен, поэтому ее работа чистильщицей обуви не является необходимым условием их выживания. Для чистки обуви она последовательно использует три разных тряпки и две разных щетки. После чего она натирает обувь бесцветным воском, а потом уже и кремом.

    В Китае почти каждый может позволить себе золотые украшения, однако, это не означает, что человек богат», - говорит она и придирчиво осматривает обувь следующего клиента. Разумеется, работает закон больших чисел - где-то сохранились представители этой профессии, но смысл в них скорее декоративный. Теперь перенесёмся в Париж 2015-го. Первые в очереди на выбывание. Потому что есть радары, есть камеры, есть гироскопы и есть навигационные системы.

    Исчезнувшие профессии

    Эта профессия своим появлением обязана эксперименту, который в 1970-х годах провели два американских ученых в Гватемале. Это может показаться странным, но я действительно очень люблю чистить обувь, даже разговариваю с ней, когда работаю, — улыбается Константин.

    Да и я сам был кадетом, учился в академии МВД, потом служил в армии. Так что «пунктик» держать обувь в отличном состоянии вполне оправдан. Сначала с обуви убирают пыль, затем моют специальным шампунем, используют лосьон-пропитку и крем. Мастер работает двумя щетками одновременно, — рассказывает Константин. Я считаю, что рабочие профессии тоже важны и нужны. Главное — это стараться делать свою работу, и тогда вам будет нечего стыдиться.

    С понедельника по пятницу белые воротнички в Гуанчжоу топчут ботинками широкие тротуары центрального делового района. Ли дежурит на улице каждый день с 7:30 утра и до 6 вечера. Жарким летом и дождливой весной ее можно встретить на своем «рабочем месте». За один рабочий день, как правило, я зарабатываю 70 или 80 юаней. В иные дни я могу заработать и 120 юаней, но это, конечно, большая редкость.

    Ли родилась в Чунцине. Гладкая кожа ботинок искрится в лучах полуденного солнца, когда Ли заканчивает свою работу. Я люблю свою работу, - продолжает она. - За что? Ну, прежде всего за гибкий график».

    Правда в чае — ежедневный интернет-журнал о бизнесе с Китаем. Люди учатся, получают дипломы, работают… А потом оказываются на улице, потому что профессия, которой они зарабатывали деньги, перестала быть необходимой бизнесу. В этом материале мы попробуем разобраться, почему это происходит и как избежать обивания порогов работодателей. Современный мир существует в условиях рыночной экономики, когда труд оплачивается деньгами.

    Как нетрудно догадаться, последних очень мало. Большинство профессий оплачиваются либо из государственного бюджета, либо из бюджета компании. Бизнес, как и государство, не содержит в себе благотворительной функции - это институт, основанный на эффективности, где расходы не должны превышать доходы. В 1760-х годах в Великобритании началась промышленная революция - переход от ручного труда к машинному. Тысячи людей громят автомобили, которые зарегистрированы в такси-сервисе Uber. Последний за счёт технологий выстроил систему, при которой каждый человек может работать таксистом.

    Причина исчезновения профессий

    Это подтверждает, что за прошедшие почти 300 лет в сознании людей ничего не изменилось - они недовольны, когда остаются без работы. Если вашу работу можно описать алгоритмом или скриптом, поздравляю - вы в очереди на выбывание. Второй мощный двигатель в сторону автоматизации - надёжность и качество. У хирурга может дрогнуть рука, у водителя, который поругался с женой - руль. Если от вашей работы зависят жизни людей - в очередь.

    Это всё было о роботах - станках нового тысячелетия. Помните, как компьютер обыграл Гарри Каспарова в шахматах? Так вот, это был 1997 год. В шахматах количество возможных уникальных партий - 10 в 118 степени. Количество атомов в обозримой вселенной - 10 в 80 степени. А ещё и облачные вычисления набрали популярность - это значит, что я могу пользоваться услугами супер-компьютеров колоссальной мощности со своего смартфона.

    Назад в настоящее

    Видели, что в Калифорнии делают ребята из России с проектом Luka.ai? Видели, с какой скоростью апгрейды получает Siri и прочие ассистенты? Печально, но профессия автора тоже катится к чертям - уже сегодня перфоманс маркетинг больше напоминает управление вычислениями, чем олдскульный маркетинг. Первыми уйдут те ребята, которые не дружат с цифрами, и не умеют играть на новых крутых инструментах.

    ПАМЯТЬ О РОДАХ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРИЯТНОЙ

    Если судья симпатизирует подсудимому, то будет пытаться вынести решение в пользу последнего. Но вот в хирургии, где требуется идеальные движения и полная сфокусированность, людям делать нечего. Например, работа в условиях отсутствия данных. Но важнее и востребованнее всего те, кто все эти системы будет разрабатывать и проектировать. Сегодня стоит получить хотя бы базовые навыки в программировании. Это поможет в случае чего оставаться на плаву, это поможет быть в эпицентре прогресса, а не волочиться за ним по пыльной и безжизненной дороге.

    Профессия чистильщика обуви, или бутблекера, была особенно популярна в 19 веке, но со временем в Европе и России встретить на улице мальчиков с щеткой и гуталином стало практически невозможно. Масштабы деятельности чистильщиков обуви достигли наибольшего размаха в конце XIX века на улицах британских и американских городов.