Колористика в парикмахерском искусстве. Основы колористики - цветовая теория

Окрашивание, мелирование, блондирование и другие процедуры, требующие навыков колориста, — всегда были одними из самых востребованных парикмахерских услуг. И останутся востребованными по целому ряду причин (желание сменить образ, возрастные изменения, трендовые тенденции и т. д.). Начинающий парикмахер, освоивший хотя бы основы колористики , очень быстро переходит из разряда новичков в категорию мастеров, на прием к которым клиенты записываются за несколько недель.

Что такое колористика и почему она важна для парикмахера

Если отбросить сложные научные термины и специфические определения, колористика - наука о взаимодействии цветов и оттенков. Даже ребенок знает о существовании 7 основных цветов, ведь яркое тому подтверждение - радуга - одно из самых красивых явлений природы. А все остальные оттенки, тона, полутона и цвета получаются путем смешивания основных в определенных пропорциях. Подобный же принцип используется в полиграфии, где для полноцветного изображения могут применять всего 3-4 основных цвета - желтый, красный, голубой и, иногда, черный.

Колористика в сфере парикмахерского мастерства дает более глубокие узконаправленные знания:

  • как взаимодействуют с волосами разного типа и оттенков красящие вещества;
  • какие оттенки получаются при смешении разных красителей;
  • какие препараты усиливают или, наоборот, ослабляют красители для волос;
  • как уберечь волосы от агрессивного влияния окрашивающих средств.

Цель колористики - достижение идеальной гармонии результата при окрашивании любого типа. И приблизиться к этой цели можно, освоив основы. Эти знания помогут точно определить, какие средства, оттенки и способы окрашивания подходят для конкретного клиента. А если вдруг произошла ошибка, или клиент требовал того, что ему откровенно не подходит, а потом решил вернуть «все как было» - основы колористики позволят исправить ситуацию. Причем исправить настолько быстро, что сам клиент может не заметить огрешности, допушеной начинающим мастером!

Как узнать главные секреты мастерства колориста?

Учебники, тематическая литература, обмен личным опытом с другими парикмахерами, самостоятельное штудирование сайтов, посвященных колористике в парикмахерстве, - все это (и многое другое) принесет свои плоды. По крайней мере, позволит собрать теоретическую базу, но никогда не заменит основы основ мастерства - успешной практики.

Набивать руку в колористике можно долго, упорно и... в большинстве случаев - безрезультатно. Отработать уверенные навыки невозможно, если рядом не будет опытного наставника, который укажет на ошибки, объяснит непонятные моменты, подскажет, как лучше действовать в сложных ситуациях.

Есть и еще один камень на самостоятельном пути к успеху: колористика требует реальной практики. Хорошо, если среди ваших знакомых найдутся люди, готовые стать жертвами экспериментов - на них можно поэкспериментировать с цветами, оттенками, техниками колорирования. Но что делать, если таких людей нет? Выход прост: нужно обратиться в специализированное учебное заведение и пройти не только обучение, но и практику.

В международном центре «Дива» регулярно проводятся курсы колористики, в том числе и ее основ. В учебные группы набирает небольшое количество слушателей - чтобы педагог мог вплотную работать с каждым индивидуально. Наставники - квалифицированные колористы с богатым опытом - охотно делятся со студентами своими знаниями и умениями как в теории, так и на практике. Кстати, последней отводится более 80% всего учебного времени, а инвентарь и моделей для отработки умений предоставляет сам центр.

По результатам опросов дипломистов учебного центра «Дива» курс основ колористики полезен не только начинающим, но и опытным парикмахерам, а также тем, кто предпочитает самостоятельно менять свой облик, не обращаясь в салон красоты.


Заголовок H1: Основы колористики для начинающих парикмахеров

Основы колористики для начинающих парикмахеров. 1. Существует три базовых цвета, которые составляют основу натурального цвета волоса. Это не случайно. В природе спектр цветов разлагается именно по этому же принципу. Синий, красный, желтый. Равноценное сочетание их создает базу или одну ступень уровня цвета натуральных волос, а на практике мы видим просто коричнево-серый или, как мастера называют, «грязь». Белый свет состоит из равного сочетания всех цветов и всех оттенков.min1Rastiajka66 2.Уровень цвета или светлости волос в колористике варьируется от 1- черный, до 10- очень светлый блондин. Меняется только процентное содержание этих трех базовых цветов в составе пигмента внутри волоса, от чего и зависит натуральный цвет волос. Так волосы 10-8 уровней содержат только желтый пигмент (8-самый насыщенный). Желтый пигмент самый маленький по размеру, находится глубже всех пигментов внутри волоса, поэтому труднее всего удаляется из волос.Rastiajka11 С 7 по 4 варьируется сочетание желтого и красного пигментов (в 4 – желтого практически уже нет, зато красного большинство и начинается присутствие синего, что обуславливает коричневый оттенок). И при подъеме с 3 до 1 уровня имеем увеличение содержания синего пигмента в сочетании с красным. Желтого на их фоне просто уже нет. 3.В этой заметке я не рассматриваю содержание пигмента в зависимости от толщины волоса и от расы человека. Обобщенные данные только помогут парикмахеру понять процессы, происходящие при окрашивании волос. На границе основных цветов при смешивании их получаем производные цвета – вторичные. Желтый + красный = оранжевый. Красный + синий = фиолетовый. Синий + желтый = зеленый.Rastiajka22 Если провести диагональ в круге – мы получим противоцвет. Так красный можно заглушить зеленым. Желтый заглушается фиолетовым. Синий заглушается оранжевым. И наоборот. Вспоминаем, что «грязь» или натуральный цвет включает 3 цвета обязательно – красный, синий, желтый. Так мы рассчитываем нейтрализацию нежелательных оттенков. Например, желтый нейтрализуется фиолетовым, потому что последний состоит из красного и синего. Алгоритм ясен? Rastiajka33 На границе базовых и вторичных цветов мы получаем третичные цвета или оттенки, нюансы (слива, баклажан, оливковый, табак, мокрый песок, теплый рыжий, холодный рыжий, рыжее золото или рыжую медь). Интересный факт, что красивую платину получают из сочетания холодно-фиолетового и бежевого оттенков. «Болотную» блондинку исправляем рыжим. А нежелательную красноту убираем «табаком». Если нам нужно тонировать блондинку с совершенно обесцвеченными волосами (парикмахеры шутят, что уровень светлости 12+), вспомним, что волос должен восполнить пигмент по количеству (часто без предпигментации цвет «проваливается»), а после представим желаемый оттенок как основной цвет, разбавленный «молоком». Так часто розовый не могут получить на волосах, где есть остатки желтого (получают рыжину). Rastiajka44 Розовый получают из красного на белом! Фиолет даст всегда сиреневый на белых волосах.. Если в волосах есть остатки желтого, то сиреневый пойдет просто на нейтрализацию его и получите платину. ЗАПОМНИТЕ: КРАСНЫЙ + ЖЕЛТЫЙ + СИНИЙ = БАЗА. Т.е. там, где встретятся эти три основных цвета, получите затемнение и подъем на один уровень. Учтите этот факт при подборе окислителя. На всех красках для волос написаны цифры. Первая говорит об уровне светлости. Вторая – основной цвет краски в тюбике – как правило 75% по содержанию. Третья – оттенок или нюанс, обычно 25% в составе. Например, в итальянских красках 8.43 говорит о том, что это краска 8 го уровня рыжего цвета с золотистым оттенком. Как правило, натуральные оттенки обозначаются 0. Усиленный натуральный пигмент для закрашивания седины обозначается 00 после точки (9.00).

April 18th, 2014

так смешно сегодня получилось. Сижу делами занимаюсь, другим глазом в скайп кошусь. Подруга задалась вопросом правильного окрашивания, пытается со мной решить насущные проблемы из серии - хочу что-то такое, но что не знаю. А у меня принцип - сначала сформулируй, что ты хочешь, потом я отвечу. Поэтому я в метания не лезу, киваю время от времени и новых вопросов подкидываю. ДОшли наконец до некой черты, разбираемся с текущим цветом и какую бы краску выбрать - т.е. уже смотреть оттенки. Мне, значит, ссылки с девочками на коробочках смотреть, а ей девочек этих выбирать. В итоге не выдержала, грю - по девочкам не буду, ищи давай расшифровку кодировки краски. Я ж не помню наизусть даже примерно. Подруга поискала-поискала. говорит - во, смотри я тут в жж пост нашла и ссылка. А я уже по адресу ссылки вижу, что мой пост. Поудивлялась, но молчу. Грю - где ж ты отрыла этот пост? а нигде, говорит, яндекс выдал. Приятно мне было. эээх...

буду вещать, как оттенки при окрашивании прогнозировать

в предыдущих частях саги мы выяснили, что если под рукой нет Мастера, а путаются одни фломастеры, с чувством, толком и расстановкой нужно подойти к выбору краски для домашних экспериментов. Выяснить свой текущий уровень светлости (уровень глубины тона) и выяснить, куда будем двигаться
- придавать оттенок без изменения глубины (не темнее, не светлее, просто оттенок),
- осветлять и придавать оттенок
- либо "затемнять" и тоже придавать оттенок

После этого мы можем выбрать "тип краски". Для того, чтобы стать светлее, мы можем выбрать только аммиачную краску. Если же кардинально нам не надо, вполне можем обойтись безаммиачной и либо затонировать (можно даже не краской как таковой) текущий уровень глубины тона (цвет) в желаемый оттенок, либо "затемнить" тоже в желаемый оттенок.

тафайте разберемся сначала с оттенками.
я вот когда ругалась, что производители бытовых красок в книжки-подсказки никакой информации не вкладывают. делала я это не зря. Оттенки не могут хаотично перетекать из одного в другой по велению сердца. Цвет, любой цвет, не только в волосах, подчиняется общим законам. Общие же законы вывел ишо Гете и создал цветовой круг. Потом его подрихтовали и модернизировали для своих нужд и Иттен и Освальд и может быть ИванИваныч Иванов, но про последнего история умалчивает. А вот цветовыми кругами других авторов весьма успешно пользуются в мире для разных цветовых сочетаний в основном.

колористика тоже любит сочетания, но еще ей никуда не убежать от физики цвета. и колористы очень даже пользуются вот такой раскладкой классического цветового круга

Я подчеркну, в этом круге-овале нет ничего нового. Это классический цветовой спектр, где три основных цвета - желтый, синий и красный - замкнуты в круг через "переходные цвета". Сначала расскажу, потом вернусь еще к этому кругу.

Что нам показывает этот круг?
- во-первых, тут помечены цифры со слешем - это пигменты. ЭТо те которые в кодировке краски после точки. 5.33 - золотистый пигмент на 5м уровне окрашивания. 3.55 - насыщенный красный темный (какой-нить кровавый закат или багряный вполне подошел бы к описанию такого кода).

цифры кодировки, как мы помним, у разных производителей могут разниться, я даже рассуждала, как сориентироваться у конкретного производителя. Так вот если в книжке подсказке вы увидите цветовой круг, цифры и обозначения пигментов - вот это вам самая главная подсказка, как выбрать направление цвета.

может быть вот так

или как угодно иначе. Главное, что есть цветовой круг и цифровые или буквенные обозначения основных пигментов, которые и будут определять направление цвета (оттенок) при окрашивании.

Во-вторых, цветовой круг делит основные и переходные цвета на две части
желтый-оранжевый-красный - теплые
фиолетовый-синий-зеленый - холодные

Во-третьих, такой цветовой круг показывает нам возможные перемещения с цветом.
По большому кругу идет стрелка по направлению часовой стрелки

из желтого в оранжевый, потом красный, фиолетовый ну и т.д. Между ними еще вон понтаыканы махаон, бежевый, пепельный- дополнительные пигменты

Так вот шагать между оттенками легко можно по цветовому кругу по направлению часовой стрелки. особено внимательно при переходе между теплыми и холодными.
есть вы сейчас золотистая блондинка и хотите вы выкраситься в медный ды-дынц по стрелочке посмотрели - рядышком совсем, идет. Или в красный из золотистого или в махаон - пжалста. Добавляем к своему золотистому нужный пигмент - красный, медный - получаем что хотели с высокой долей вероятности.

а есть вы сейчас махаон, а хотите медный. По кругу посмотрели, вроде и рядом оттенки, но тащиться до этого рядом будем против часовой стрелки. А если по часовой, то целый круг обойти. Не получится у нас добавить желтого и стать сразу золотистой. Т.е. если к текущему махаону вы добавите медный пигмент - то вот и фигушки вы станете сразу медной. Не переходят цвета так. Сначала махаон надо извести, а потом уже медный накладывать на изведенную основу.

С холодными так же, просто цвета не так выразительно там называются и не так визуализированы в жизни.

И это все было про ту ситацию, когда краску вы выбрали своего уровня светлости (глубины тона), но хотите поменять оттенок. Из золотистой стать медной - легко. Из медной стать золотистой путем добавления золотистого пигмента не получится. Надо брать другую краску, изводить медный пигмент, добавлять золотистый.

если вы изначально и хотели осветлять и добавлять новое. И вы помните про нежелательные оттенки осветления. И вы посчитали, что у вас он выползет обязательно. Снова смотрим на цветовой круг и запоминаем, что друг напротив друга находятся нейтрализирующие цвета, корректоры, микстоны.
микстон - это обозначение самогО чистого пигмента. Он может выступать как краситель и как нейтрализатор (корректор)

как краситель в чистом виде - это ядреный насыщенный такой цвет. В колорировании, в разных креативных цветных окрашиваниях. малиновые волосы, синие и т.д. Производитель красок в разных готовых вариантах за нас уже намешал разные микстоны, получил некое направление цвета (оттенок) и указал на коробочке буквой или цифрой.

как корректор следует использовать эти цвета из цветового круга, которые друг напротив друга

Самая распространенная при домашнем окрашивании беда - появление разных нежелательных оттенков. Как мы помним добрый Мастер, это учтет еще при окрашивании и добавит сразу микстон. Мастер-фломастер будет пенять на качество краски, на гормональные всплески клиента, плохую воду и всякое дополнительное. Однако нейтрализатором цвета можно воспользоваться и после окрашивания. Скажем, взяли вы краску для самоокрашивания, не просчитали, выполз у вас желтый - бежим в шапочке в магазин и покупаем цветной шампунь фиолетового цвета. Именно, друзья, шампунь! не бальзам, не тоник, не тонирующую краску, а шампунь густого красивого цвета)
они есть не только фиолетовые, потому что нежелательных оттенков бывает больше. И синие есть и красные для нейтрализации зелени.

Особенность шампуня в том, что это не краска, он держится 2-3 помывки и постепенно сходит на нет.
пепельные блондинки для поддержания цвета держат у себя на полочках такие сине-фиолетовые шампуни.

в общем, капитальных косяков с окрашиванием шампунь не решит, конечно, не стоит возлагать на него серьезные надежды, но поможет продержать какой-то более менее вразумительный цвет до следующего окрашивания, переждать, пока волосы не отошли от сильных оксидантов.

ну и цветные шампуни можно использовать концентрированно для временного придания оттенка перед хэллоуином. всерна смоется. (тут шампунь выступит не как корректор, а как краситель)
но, повторю, даже так ПОВТОРЮ! я говорю про ШАМПУНЬ! не про тоник, не про бальзам, ни про временные смывающиеся краски.

_______________
в кодировке красок в цифрах направление цвета и смешение микстонов указано в цифрах. Краска *.10 и краска *.01 - это два разных цвета. Не кардинально, конечно, но разных.

*.10 основной пигмент синий (русый)
*. 01 - основной пигмент натуральный, а синего добавлено немного.

в ситуации с *.10 синий пигмент выступает как краситель. В ситуации с *.01 - как корректор нежелательного оттенка (в данном случае оранжевого).

Т.е. если вы хотите получить русый оттенок, то надо выбрать краску с нумерацией *10. А если вы понимаете, что при осветлении у вас вылезет рыжина, надо взять *.01.

НО! все это красиво, хоть и немного запутано, работает с профессиональными красками и с Мастером, который не только соображает в колориметрии, но и знает, с какими красителями он работает.
с бытовыми красками, зная всю эту науку, мы можем хоть как-то прогнозировать результат,но он всерна остается не обязательным.

правда, есть и положительная сторона медали. если вы вникаете в колориметрию, применяете все знания при выборе краски, а потом у вас нифига не выходит, то вы хотя бы сможете понять, как это исправить малыми жертвами (нейтрализовать) или подкорректрировать свою логику и при дальнейших экспериментах получить более прогнозируемый результат.

________________________________

как и обещала, возвращаюсь к кругу.
это обычный цветовой круг.

Т.е. если вы увидите вот такой круг

или любой другой (а такие круги можно взять в строительных магазинах,которые краски смешивают для малярных работ. Либо у художников)

так вот все эти круги не отличаются набором цветов. Везде желтый переходит в зеленый, потом в синий, потом в красный, в оранжевый и снова в желтый.

особенность состоит вот в чем.
если в круге из строительного магазина мы пойдем по часовой стрелке, как говорит нам колористическая раскладка и стрелочки вокруг, то у нас красный перейдет в желтый, желтый через зеленый в синий. А если пойдем против часовой стрелки, то красный перейдет в синий, потом через зеленый в желтый.

еще раз и внимательно

ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ
желтый - оранжевый - красный - фиолетовый - синий -зеленый - желтый

ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ

желтый - зеленый - синий - фиолетовый - красный - оранжевый - желтый

колористические круги построены вот так


стрелочки идут по часовой стрелке, но из желтого мы выходим в красный и т.д.

т.е. в отличие от круга из строительного магазина, в котором по часовой стрелке желтый переходит в зеленый.
с точки зрения теории цвета и всяких спектров круг как круг, но движения по кругу разные.

нам надо с вами запомнить, что если в магазине красок вам не подсунули цветовой круг, но в сумочке или телефоне вы имеете классический, то в классическом мы шагаем против часовой стрелки . И это очень важное примечание.

запоминать кто куда переходит в каком состоянии не надо. Воспользуйтесь визуализацией.
если вы возьмете желтую и красную гуашь и начнете ее смешивать, добавляйте к желтому много-много красного и вы в итоге забьете желтый совсем и получите красный цвет. Т.е. из желтого легко получить красный путем добавления большого количества красного.
А если вы из красного захотите получить желтый? будете много-много добавлять желтого, то ничего у вас не выйдет, так и так будет проскакивать то красный, то оранжевый, чистого желтого цвета у вас не получится.

Если вы понимаете лучше с другими цветами - проведите аналогию самостоятельно. Когда мы смотрим на цветовой круг, выбираем рядом два чистых цвета и из одного можем получить другой чистый, значит применяем и с волосами. Шагаем по этому кругу в заданном направлении по или против часовой стрелки.

Понятно? или еще больше запутала?

Парикмахерское искусство.

Итак, сегодня мы поговорим о таком понятии, как колористика.

Что это такое?
Что собой представляет колористика? Вообще, в широком понятии колористика - наука о цвете. Она изучает природу и взаимодействие цветов, их совместимость, гармонию. Оттенки важную роль в образе человека играют. Оказывается, существуют даже специальные колористические центры, которые помогают людям подобрать цвета, соответствующие их типу внешности
. В настоящее время не менее важная колористика для парикмахеров. Теория ученого иоганнеса иттена и стала основой для этой техники. Согласно этой теории, всех людей можно условно разделить на четыре цветовых типа, соответствующие временам года.

Гармония цвета.

Именно на игре цвета и его оттенков построена колористика для парикмахеров. Теория цветоделения немецкого ученого ст. Оствальда только подтвердила многообразие основных характеристик цвета. Для того чтобы научиться правильно сочетать цвета, был придуман так называемый цветовой круг. Обычно его делят на четыре равные части. Каждая часть будет содержать в себе гармоничные цвета. Всю палитру цветов можно разделить на теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, зеленый, фиолетовый. Также, цвета делятся на первичные и вторичные. Первичные - это те, которые нельзя получить путем смешивания. К ним относятся только три цвета - желтый, красный и синий. Вторичными называют те, которые можно получить при смешивании основных. Для того чтобы понять, как правильно сочетать цвета, нам нужно обратиться к цветовому кругу. В него нужно вписать треугольник с равными сторонами. Цвета, расположенные на вершинах треугольника, и будут гармоничными.
Колористика для парикмахеров: теория. Парикмахерское искусство.
В парикмахерском искусстве замечательные свойства цветов смешиваться, дополняя или изменяя друг друга, используются довольно часто. Например, когда нужно избавиться от нежелательной желтизны при блондирования.

Немного из истории.

Сделать свой образ ярче люди стремились еще в древности. Они красили волосы кровью и отварами трав, маслами известняком - придумывали изощренные методы. Самой популярной натуральной краской для волос того времени была хна, которая проводится и по сей день. Интересно, что волосы красили не только женщины, но и мужчины.
В средние века, согласно церковным законам, покрасить волосы в другой цвет приравнивалось к совершению греха. Девушек с рыжими волосами называли ведьмами и сжигали на костре. Нарушая церковные устои, женщины продолжали красить волосы.
С течением времени люди стали придумывать более гуманные методы окрашивания волос. Они поняли, что лучше обратиться к химии, чем использовать органы и кровь невинных животных. На мировую арену вышли известные в наше время бренды - "Лореаль", "шварцкопф", "Лонда".
Виды колорирование.
Широкий спектр цветовой гаммы позволяет нам экспериментировать с волосами. Таким образом, если раньше волосы просто красили в один тон, то сейчас вариантов гораздо больше. Какие же техники окрашивания волос существуют сегодня? - Омбре. В последнее время эта техника пользуется невероятной популярностью как среди подростков, так и среди взрослых женщин. Техника заключается в плавном переходе цвета от темных корней к светлым кончикам. Такая окраска универсально, т. к. подходит и брюнеткам, и блондинкам, и рыжим. - Блондирование. Волосы в разные цвета блонда красят. Такая техника подойдет даже брюнеткам, правда, придется изрядно попотеть, чтобы добиться желаемого результата. - Мелирование. Традиционная техника окрашивания, которая пользовалась популярностью сначала на Западе, а затем покорила и России, а именно ее женскую половину. Мелирование создает эффект выгоревших на солнце волос, так же как и техника шатушь.

Поговорим о нюансах.
Чтобы клиент был доволен результатом, обязательно нужно учесть некоторые нюансы: - перед покраской изучите структуру кожи головы и волос.
- Вы обязательно должны войти в психологический контакт с клиентом. Узнайте его требования и подумайте, соответствует ли им реальная возможность.
- Используйте только качественную краску, не экономьте на своих клиентах.
- Теперь что касается цветового круга. Помните, что переход от одного оттенка к другому осуществляется, внимание, только по направлению часовой стрелки.
Колористика для парикмахеров: теория. Парикмахерское искусство.
Главное - не допустить ошибку.

Допускать ошибки запрещает колористика для парикмахеров. Теория и практика - понятия неразделимые. Поэтому мастер должен уделять внимание не только теоретической части, но и с практической. Но не всегда виноват мастер. Так, он, безусловно, несет вину за результат. Но ваши волосы могут просто не поддаться красителя. Поэтому основная задача парикмахера - колориста заключается в том, чтобы изучить структуру ваших волос и подобрать нужные ингредиенты. Вы можете записаться на уроки колористики для парикмахеров. Посещая их, вы узнаете очень много нового и полезной информации. В целях предотвращения неудовлетворительного результата и закрепления навыка придумали задачи по колористике для парикмахеров. Смысл их в том, чтобы рассчитать нужное количество красителей для получения определенного результата. Поэтому, как и любая другая техника, колористика для парикмахеров - теория и практика.
Колористика для парикмахеров: теория. Парикмахерское искусство.
В любом деле навык со временем приходит. Колористика для начинающих парикмахеров может оказаться довольно трудно для освоения. Но не стоит отчаиваться и опускать руки, если у вас что-то не получается. Для того чтобы овладеть этой техникой, вы можете записаться на учебные курсы по колористике для парикмахеров, посетить различные тренинги, уроки.
Основы колористики должен знать каждый парикмахер, чтобы избежать неудовлетворительного результата. Окрашивание волос - это серьезный процесс, и базовые знания о цвете, его оттенках и сочетаниях помогут вам удовлетворить запросы клиентов и порадовать их качественной работой и прекрасным результатом.

Что вы об окрашивании волос знаете?

Волосы во все времена были и остаются одним из ключевых факторов, влияющих на внешний облик человека. Именно поэтому правильный подбор цвета волос является одной из наиболее сложных задач для стилиста - парикмахера. Прежде всего, цвет волос должен идеально сочетаться с цветовым типом человека, поэтому стилисту необходимо максимально предугадать будущий результат. Кроме того, при профессиональном окрашивании часто возникает необходимость смешивать разные оттенки между собой для получения того или иного цвета или гармонично сочетать в одной прическе несколько разных цветов. А в некоторых случаях необходимо перейти от одного цвета к другому, нейтрализовать неудачный цвет волос или приглушить яркость. Во всех случаях на помощь приходит цветовой круг.
Что важно понимать, используя цветовой круг в колористике волос?
В процессе смешивания 3-х первичных цветов в одинаковой пропорции получается ахроматический или, иными словами, нейтральный цвет. В теории это разные оттенки черного и серого, в зависимости от насыщенности цвета. Но в колористике вол? С ахроматическим называется натуральный цвет. Так, зная этот прием, можно нейтрализовать нежелательный оттенок волос или возвратиться к натуральному цвету.

Смешивание первичных цветов.

1. в процессе смешивания противоположных цветов также получается нейтральный цвет. Но важно отметить, что на практике смешивание цветов происходит не всегда в равных пропорциях по каждому цвету.

Смешивание противоположных цветов с одинаковой насыщенностью.

Смешивание противопожных цветов с разной насыщенностью.

Переход от одного цвета к другому производиться только по часовой стрелке. На рисунке хорошо видно, что от золотистого цвета можно перейти в медный, из медного в красный и т. д. против часовой стрелки переходить в другие оттенки нельзя.

Смешивание цветов в колористике.

Смешивание цветовой производится по часовой стрелке.
Насыщенность цвета обязательно должна учитываться в процессе окрашивания волос. При чем, как насыщенность изначального цвета волос, так и насыщенность цвета, который наносится на него. Насыщенность этих двух цветов должна максимально совпадать, иначе можно получить нежелательный цвет или еще более его усилить.

Градация цветов по насыщенности.

Зная эти несложные правила, вы даже не будучи профессиональным стилистом, сможете не только правильно подбирать цвет волос, но и предугадывать полученный в процессе окрашивания цвет.
Что касается смешивания нескольких цветов в одной прическе, то можно отметить, что цветовые гаммы в колористике применимы также, как и в других сферах. Я_парикмахер парикмахер статья@Gazetap.

При подборе косметики теория предлагает запомнить ключевые понятия:

  • тон всегда соответствует истинному цвету;
  • интенсивность определяет, насколько цвет светлый или темный, его основой является количество света, освещающего объект;
  • насыщенность контролирует уровень частоты колера.

Цветовому кругу присущи монохромные цвета с одним ведущим цветом и полихромные, скомбинированные из различных цветов. Чтобы достичь белого, необходимо соединить все цвета, а вот черный получится при полном их отсутствии.

Колористика при подборе правильной палитры мейк-апа подразумевает индивидуальный подход для каждой женщины. Следует учитывать тон радужной оболочки глаз, оттенок кожи, волос.

Обратить внимание необходимо и на контрастность, учитывая отличия между цветом локонов и кожей лица, радужной оболочкой и белком глаз.

Не менее важным является тон губ и их яркость. Во время выбора гаммы учитывается расцветка элементов гардероба.

Основным принципом цветового круга является противостояние. Оно выражается в четком сопоставлении двух усиливающих друг друга комплементарных тонов. Чтобы добиться усиления цвета оболочки, следует отыскать соответствующий ей колер и обратить внимание на тот, что находится напротив в цветовом круге. Такой подход также добавит взгляду выразительность.

Для примера можно взять темно-карие глаза. Сложно определиться с контрастом в этом случае, так как для черного противоположным является белый. Чтобы решить проблему, необходимо использовать не контрастирующий принцип, а принцип осветительный. Стоит обратить внимание на следующие комбинации, которые предлагает цветовой круг:

  • слоновая кость;
  • пастельно-желтое золото;
  • золотисто-бежевый;
  • перламутр с розовым опылением.

Обладательницам светло-голубых глаз с теплым тоном кожи лица усилить насыщенность голубого можно, используя тени персикового или кораллового оттенков. Если же кожа холодного тона, следует выбрать бежево-коричневые. Сочетание цветов родственного ряда добавит образу мягкости и спокойствия.

Если использовать цвета в макияже только холодных тонов, то он, хоть и создаст эффект воздушности и покоя, одновременно будет выглядеть неживым. Уравновесить его помогут тени с мерцающим эффектом, нанесенные на внутренние уголки глаз. Тяжелый и раздражающий макияж получится, если барышня обладает орехово-карими глазами и использует тени теплых тонов. В этом случае разбавить мейк-ап необходимо холодными оттенками цветового круга. Это могут быть приглушенный синий или зеленый на нижнем веке.

Все о колористике в парикмахерском искусстве. Колористика в искусстве парикмахера

Любая профессия требует определённого опыта и знания своего дела от А до Я. Но мастерство не рождается на пустом месте. Любой начинающий стилист должен приложить максимум усилий, чтобы полностью овладеть своей профессией. Важно не останавливаться на достигнутом: изучать соответствующую литературу, просматривать видео , брать уроки у более профессиональных коллег и так далее.

На парикмахера возлагается большая ответственность за своего клиента, чтобы результат ему понравился полностью. В этой работе важно не только знать все технические моменты, но и уметь грамотно применять их на практике. Так вот, остановимся на такой науке, как колористика.

Само по себе, понятие колористика подразумевает под собой гармоничное сочетание различных цветов. Играя цветовыми оттенками на волосах, можно до неузнаваемости изменить любой образ.

На сегодняшний день окрашивание волос в однотонную гамму стало не так актуально. В тренде стали причёски с сочетанием нескольких цветов. Однако, не так просто правильно подобрать несколько цветовых оттенков грамотно. Здесь требуется опыт, знания и чутье на конечный результат.

Теоретически, всех людей условно делят на четыре цветовые гаммы - по временам года. От этого и стоит отталкиваться при окрашивании волос.

Колористика это.

Колористика - это наука о цвете. Изучив ее Вы поймете почему мы видим тот или иной цвет, какие он вызывает эмоции. Цвет может стимулировать к каким-либо действиям, вызывать беспокойство или наоборот, успокаивать. При помощи цвета мы можем сделать акценты на важной информации, или наоборот, сделать менее заметной второстепенную.

Цвет оказывает сильное влияние на эмоции людей. Поэтому при выборе того или иного цвета необходимо учитывать особенности психологии его восприятия. Каждый человек может по своему реагировать на те или иные цвета, но есть и общие эмоциональные отклики, которые необходимо учитывать при проектировании сайтов, наружной рекламы, интерьеров и т.д.

Помимо выбора цвета, необходимо учитывать так же и проблемы сочетания тех или иных цветов. Цветовые комбинации могут быть как взаимодополняющими, так и контрастными. Грамотно подобрав цветовую комбинацию вы можете настроить человека на отдых, или наоборот активизировать его внимание.

Цветотипы внешности и колористика связаны между собой. Именно изучение характеристик цветов, восприятия их человеком привело к пониманию, почему кому-то подходят определенные оттенки, а кому-то нет. Классификация цветов на чистые и приглушенные (с серым подтоном), теплые (с красным или желтым подтоном) и холодные (с белым и голубым), ахроматические (белый и черный), контрастные очень помогает не только определять цветотипы внешности, но и выбирать одежду правильного оттенка. Ведь не всем легко с ходу понять, какого тона запримеченный красный пиджак – теплого или холодного. Разобравшись же, что именно дает такой оттенок, справиться с выбором нужного цвета будет гораздо легче.

Да и как определить свой цветотип внешности, не понимая, что значит «кожа с холодным подтоном», и достаточно ли теплый оттенок волос? Нужно долго и внимательно разглядывать палитры, примеры разных цветов, изучать их сочетаемость – в общем, погрузиться в колористику. Тогда быстрее придет понимание основных принципов цветотипирования и легче будет выбрать доминирующий признак внешности. В теории 12 цветотипов это самое сложное. Нужно внимательно соотнести цвет своих глаз, волос и кожи с описанием. Не помешает также изучить цветотипы внешности на фото. Только если все признаки совпали, можно сказать, что облик определяет та или иная пара признаков.

Например, если глаза темные – карие, черные, синие, волосы от природы тоже темного цвета – от иссини черных до темно-каштановых, то, скорее всего, это глубокая зима (немало ярких представителей этого типа среди азиатов) или глубокая осень. Дополнительная характеристика, которая их отличает, - теплый или холодный оттенок. Глубокая осень будет с рыжинкой в довольно темных волосах, оттенок кожи – теплый, персиковый. Глубокая зима – холодный подтон нередко бледной кожи, волосы и глаза – без ухода в золотистые оттенки. Определить цветотип внешности поможет тест на оттенок кожи. Он очень простой: нужно внимательно рассмотреть внутреннюю сторону запястья. Зеленоватые вены говорят о теплом подтоне, голубоватые – о холодном. Еще одна подсказка: если женщине золото идет больше, чем серебро, значит, у нее теплый оттенок кожи – и наоборот.

Видео Урок 1. Колористика для парикмахеров. Основы цвета

Основы колористики в окрашивании волос начинаются из теории цвета. Согласно ей, всего в природе существует три основных (первичных) цвета, исходя из физиологии зрения и психологии человека:


  • сочетание красного и желтого дает оранжевый;
  • соединение синего и желтого позволяет получить зеленый;
  • а желтого и синего – фиолетовый.
  • желто-оранжевого;
  • красно-оранжевого;
  • красно-фиолетового;
  • сине-фиолетового;
  • сине-зеленого;
  • желто-зеленого.

Эти понятия являются основой колористики. При смешивании первичных, вторичных и третичных цветов можно получить совершенно разные результаты. Такие оттенки называются сложными, а их существует огромное количество.

Колористика – это наука, которая занимается изучением природы цветов и оттенков, порядка их смешивания и гармонии. Для успешного стиля недостаточно выполнить качественную стрижку и провести укладку. Если клиент хочет кардинально изменить себя, потребуется окраска, а иногда даже мелирование волос. Профессионал, оказывающий эти услуги, должен суметь сразу определить, подойдет ли выбранный тон тому или иному человеку, будет ли это гармонировать с его лицом и имиджем. Как раз для оттачивания этих навыков и необходимо знать основы колористики.

Как научиться гармонично сочетать тона

Если вспомнить, образование разных цветов напрямую зависит от преломления луча света. Еще ученый Исаак Ньютон впервые описал этот процесс, назвав его явлением дисперсии. Значит, без прочных ориентиров научиться красиво смешивать тона, полагаясь на случай, невозможно. Конечно, каждый клиент индивидуальность и нужен чуткий подход. Однако, подобно тому, как невозможно нарушить закон гравитации, невозможно быть очаровательной, не следуя основным принципам сочетания цветов.

Миллионы оттенков, которые может уловить человеческий глаз, есть результат комбинации нескольких цветов в разных пропорциях. Основными цветами для образования всей гаммы являются:

  • желтый;
  • красный;
  • синий.

Теория цветоделения, сформированная ученым Оствальдом, до сих пор помогает парикмахерам правильно подбирать цветовую гамму волос, а также эффективно бороться с нежелательными оттенками после мелирования или обесцвечивания волос. Цветовой круг, составленный согласно принципам этой теории, указывает на следующие факторы:

  • цвета, расположенные рядом во главе треугольника, всегда будут хорошо сочетаться между собой;
  • чтобы избавиться от нежелательного оттенка, полученного в результате осветления, нужно воздействовать на волосы тоном, находящимся четко напротив нежелательного.

Например, если, проведя мелирование, вы обнаружили эффект желтизны, с ним можно быстро справиться, нанеся микстон того цвета, который находится напротив желтого. Если обратить внимание на цветовой круг, вы увидите, что там расположен фиолетовый цвет. Практика доказывает, что принципы, заложенные в эту теорию, всегда безошибочно работают на волосах всех типов. Вместо того чтобы добиваться успеха методом проб и ошибок, лучше воспользоваться знаниями и навыками профессионалов и ученых-исследователей.

Классификация цветовых уровней

Деление всех цветовых оттенков на три основных неслучайно. Даже человеческие волосы содержат в себе именно эти три базовых цвета. В зависимости от насыщенности волос, внутри них отличается только количество определенного пигмента.

Все цветовые уровни распределены от 1 до 10, где 1 – черный, а 10 – самый светлый блонд. Как в этой градации распределяется расположение пигментов:

  • в тонах с 1-3 преобладает синий с небольшими включениями красного. Такое смешивание дает темно-коричневые и каштановые тона. Желтый пигмент незаметен;
  • тона с 4-7 содержат в себе большее количество красного пигмента. Желтый и синий пигмент содержится в таких волосах лишь в небольших количествах, что и обуславливает многогранность оттенков в этом диапазоне;
  • с 8-10 уровни преобладает исключительно желтый пигмент.

Интересно, что пигменты желтого цвета являются наименьшими по размеру и расположены глубже всего в волоске. Именно из-за этого при мелировании или окрашивании в светлый цвет часто возникает желтизна, с которой парикмахер должен бороться.

Колористика требует определенного опыта. Если вы никогда раньше не работали с профессиональными красителями в домашних условиях, лучше отложить сложный процесс смешивания и попрактиковаться с простыми цветами. Но даже, если вы давно делаете окрашивание своими руками, к процессу стоит подойти с осторожностью.

Смешение цветов допустимо далеко не всегда.

    Не следует смешивать краски разных серий. Дело в том, что разные красители имеют не одинаковый механизм действия и потому нельзя предсказать итоговый результат. Лучше всегда брать средства из одной серии - они гарантированно совместимы.

    Лучше не экспериментировать с готовыми тонами. Для каждой серии красок эстель есть таблица цветов, которые являются основными. Это могут быть оттенки коричневого, черного или русого. Их можно корректировать при помощи цветных пигментов, но не смешивать между собой.

    Не смешивайте тона, если вы не представляете себе результат. Существует множество готовых схем, которые дают гарантированный эффект.

Как подобрать цвета красок для смешивания?

Для коррекции тона в состав добавляют цветовые пигменты. Обычно они имеют необычные тона: красный, синий, фиолетовый и другие. Дело в том, что такие радикальные оттенки перебивают обратные им цвета.

    Чтобы избавиться от рыжины, в смесь для окрашивания нужно добавить синий пигмент.

    Медный отлив исчезнет при добавлении зеленой краски.

    Нежелательную желтизну у блондинок перекроет фиолетовый краситель.

    Если хочется, чтобы цвет был более теплым, стоит добавить желтый или оранжевый пигмент.

Чем больше корректора вы добавите в смесь для окрашивания, тем сильнее он скажется на результате. Например, чтобы получить холодный пепельный цвет, в краску нужно добавить фиолетовый и синий пигменты и чем ярче изначальная рыжина волос, тем больше их должно быть в составе.

В 60 грамм основной краски нужно добавить 4 грамма корректора для разбавления цвета. Если же вам хочется получить интересный отлив, например синий блеск на темных волосах, количество корректора увеличивается до 10 грамм.

Готовые схемы для приготовления краски с корректором можно взять из таблицы эстель. Чтобы найти необходимые средства в магазине, ориентируйтесь на цифры в каталоге красок и тюбиках.

Добавляем оксиген

После смешения основных красок их разбавляют оксигеном и добавляют активирующие капсулы. Оксиген нужен для осветления волос, которое гарантирует ровное окрашивание.

Понять, какой оксиген вам нужен, довольно просто: чем выше его процент, тем сильнее он осветлит волосы.

Помните, поскольку окрашивание всегда начинается с корней, они будут осветлены на 2-3 тона сильнее, чем остальная длина волос.

План Б: если что-то пошло не так

Если в результате смешивания красок вы получили не тот эффект, которого ожидали, ни в коем случае нельзя паниковать и хвататься за осветлитель. Вы сильнее повредите волосы и получите грязный цвет. Лучше обратиться к профессионалу для коррекции тона - он сможет объяснить вам ошибки в приготовлении смеси и вернет вашим волосам их природный цвет. Вам останется лишь организовать полноценный уход, который поддержит их здоровье.

Прислушайтесь к ответам мастера на ваши вопросы, чтобы не допустить оплошностей при следующей самостоятельной попытке.

Вы красите волосы самостоятельно или обращаетесь к мастеру? Какую краску предпочитаете использовать? Пробовали ли вы самостоятельно смешивать краски? Пожалуйста, поделитесь отзывами о результатах и советами для успешного смешивания!