Развитие фантазии и воображения у ребенка. Тренинг. Как развивать фантазию у ребёнка

Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.

Однако эти качества не проявляются у детей спонтанно. Если не заниматься их развитием специально, то к 18 годам эти способности угаснут.

В этой статье были собраны эффективные упражнения и советы, которые помогут родителям дошколят и учащихся школ развивать у своих детей воображение и творческие способности.

Зачем работать с воображением в детском возрасте

Дважды два – четыре

Основа любого обучения – это воссоздающее воображение. Способность представлять в уме что-то, опираясь на словесное описание или схематическое изображение. Всё, что ребёнок когда-либо видел и запомнил, он может воспроизвести или представить снова.

Воссоздающее воображение – это «тропинка» к образам памяти. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее человек запоминает и повторяет уже пройденный материал. Таблицу умножения, аксиомы и теории, исторические факты, разнообразные определения понятий и т.д.

Но прежде дети учатся воспроизводить звуки, интонацию, слова. Подражают взрослым в действиях, вырабатывая свою линию поведения. Чем богаче такой опыт, тем успешнее проходит процесс коммуникации и развитие опыта взаимодействия с другими людьми.

«Палка, палка, огуречек – вот и вышел человечек»

Функции воображения отвечают за возможности дошкольника логически обрабатывать новый материал, например, соединять различные части в единое целое. Собрать пазл или конструктор, определить систему признаков, по которым люди относятся к той или иной профессии и т.д.

Становление этого умения начинается на практике (например, во время игры в разноцветные кубики), в дальнейшем целиком переходит в область воображения и позволяет оперировать категориями, доступными только в теории (например, строение планеты Земля).

В конечном итоге воображение позволяет соединять элементы вместе по определенной логике, выделять какой-либо из них по одному или нескольким признакам, восстанавливать общую картину, домысливая недостающие элементы.

Ковер-самолёт, царевна-лягушка и мальчик с пальчик

Развитие воображения у детей в младшем школьном возрасте позволяет «жонглировать» различными свойствами известных предметов: соединять их, выделять лишнее, замещать, преувеличивать какое-то из них, упрощать и превращать в схемы и многое другое. В конечном итоге получится новый предмет или модернизируется старый.

Это умение позволяет перенести из области практики в теорию какие-либо действия и проанализировать возможный результат. К примеру, сделать вывод о том, что чай станет невкусным, если добавить в него соли.

Все возможности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста служат его успешному развитию, социализации и приобретению полезных умений и навыков. В конечном итоге дарят возможность преобразовывать окружающий мир под свои запросы, когда из роли подчиненного человек переходит в ранг творца и управляющего.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Многие родители удивляются вещам, которые их ребёнок нафантазировал: играм, сюжетам рисунков, страхам, каким-то несуществующим событиям из жизни. Всё дело в том, что взрослые уже утратили значительную часть возможностей своей фантазии, а воображение у детей начинает развиваться довольно рано и занимает большую часть его познавательной активности.

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста тесно связано с изобразительным искусством. Воссоздавая уже знакомые образы, ребёнок может преобразовывать их в соответствии со своим видением мира, получая новые темы.

Развитие воображения находится в тесной связи с желанием дошкольников попробовать новые виды деятельности. Родители могут воспользоваться этим, создав необходимые условия для стимулирования ребёнка к занятиям: подготовить разнообразные виды бумаги (гофрированная, крепированная, бархатная, с блёстками, для акварели, пергамент и т.д.), организовать рабочее пространство (стол, стул, двухстороннее освещение, набор канцелярских инструментов, салфетки для рук) и т.п.

Развитие воображения в дошкольном возрасте проходит несколько этапов:

  • От рождения до 3 х лет воображение очень слабое. Ребёнок занимается «сбором информации» – изучением свойств предметов, их влиянием на его состояние. Все психические процессы формируются во взаимосвязи друг с другом, поэтому для активного развития воображения в будущем важно правильно организовать пространство вокруг ребёнка. Важно, чтобы отношения в семье были любящими, гармоничными, ребёнку была предоставлена возможность свободно изучать многообразные явления и предметы окружающего мира, был установлен здоровый режим дня.
  • В 3 года большая часть детей уже открыли для себя возможности словесной речи и могут придать предметам, рожденным своей фантазией, форму для выражения. Именно от этого зависит становление воображения как самостоятельного процесса и как части познавательной деятельности. В это время следует обратить внимание на увеличение словарного запаса, для этого нужно много разговаривать с ребёнком, слушать аудио-сказки, учить стихи и песни.
  • 4-5 лет – это возраст, в котором фантазия становится необходимым элементом ролевых игр. Родителям важно в этот период создать условия для «перевоплощений»: поддерживать активность ребёнка, изобретать или покупать костюмы, предметы для игр, участвовать самим. Это могут быть игры в повара, продавца, инопланетных пришельцев, учащегося школы и т.д. Подобного рода занятия – это прекрасный способ развития воображения, приобщения малыша к имеющимся общественным отношениям, подготовка к выполнению в будущем различных социальных ролей. В конечном итоге – это предварительный этап активной творческой деятельности.
  • 6-7 лет – возраст, в котором воображение носит активный прикладной характер. Ребёнок в этом возрасте уже может самостоятельно занять себя: нарисовать, разукрасить, создать коллаж, вырезать, изготовить простые поделки. Он уже планирует свою занятость, может подготовить материалы для игры и продумать её сценарий. В этот период родителям важно правильно организовать время своего чада, уделяя внимание подготовке к школе, то есть регулярным развивающим занятиям, приносящим пользу и радость ребёнку.

Упражнения на развитие воображения у дошкольников

На вопрос, как развить воображение у ребенка, можно ответить: занятия с ребёнком варьируются в зависимости от личных семейных предпочтений: можно посещать специальные развивающие школы или организовать их дома. Во втором случае прекрасно подойдут следующие упражнения:

  1. Предложите ребёнку заготовки (геометрические фигуры, нарисованные на бумаге или вырезанные, для детей постарше – объемные фигурки (конус, трубу, куб и т.д.) и попросите пририсовать или приклеить к ней новые элементы чтобы получилось что-то оригинальное. Результатом могут быть зверушки, предметы, герои мультфильмов и т.д.
  2. Собрать пазл. Это может быть вариант из магазина или изготовленный самостоятельно. Для этого нужно разрезать на несколько частей картинку на плотной бумаге.
  3. Подготовьте заранее плоские геометрические фигурки из цветной бумаги или фетра, предложите ребёнку собрать из них коллаж. Это может быть птица, домик, новогодняя ель и т.д.
  4. Предложите чаду создать свой собственный домик и помогите с выбором материалов. В ход могут пойти диванные подушки, полипропиленовые коврики, покрывала, коробки и т.д.

Развитие воображения в младшем школьном возрасте

Как и развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста процесс развития фантазии и творческих возможностей для школьников должен способствовать позитивному личностному развитию, быть разнообразными и направленными на изучение социального устройства и познание окружающего мира.

Все занятия по-прежнему носят игровой характер, но уже другого уровня сложности. Важно включить в занятия элементы самоконтроля, приобщать к различным видам деятельности. Чем больше чадо сможет выполнить самостоятельно, тем лучше.

Как правило, родители и школа начинают предъявлять детям серьезные требования сразу поле получения нового статуса, «первоклассник». Невольно проходит сравнение возможностей и достижений детей. Родителям следует хвалить результаты труда ребёнка («мне нравится то, что у тебя получилось», «я рад, что сегодня у тебя получилось быстрее», «я люблю, когда ты так делаешь» и т.д.).

Сравнение с тем, что получилось у других детей, лучше исключить: нужно следить за тем, как развивается малыш и сравнивать только с результатами, которые он получал раньше («я рад, что сегодня ты сделал это сам, без помощи взрослых», «мне очень нравится твой рисунок, все линии в нём аккуратные и он очень яркий»).

Для развития воображения на занятиях свободным прикладным творчеством у младших школьников важно избегать готовых шаблонов («так правильно, а так – нет»), уместнее будут формулировки: «чтобы сделать, чтобы получилось немного аккуратнее?», «хочу посоветоваться с тобой, что придумать, чтобы…». Когда важно обучить ребёнка какому-то приёму или технике, следует оговорить это: «сейчас я помогу тебе научиться делать … здесь есть определённые правила, которым нужно следовать».

Обсуждение задачи перед занятием позволяет оградить свободное творчество от критики, если родители и ребёнок не договорились заранее, что они делают: учатся аккуратно выполнять прописи (позиция мамы) или рисуют разнообразные причудливые каракульки (мнение чада).

В этот период важна поддержка родителей в изучении нового материала по учебным предметам, но при этом нельзя отодвигать на второй план занятия творчеством, поскольку в школьной программе им уделяется всего 1-2 урока.

Познавательная активность ребёнка в этот период должна носить исследовательский характер, чтобы школьник самостоятельно находил материалы, которые ему нужны для обучения. Следует предлагать открытые задачи для решения, ребусы, прохождение лабиринтов и т.д.

Для становления отношения ребёнка к изменившимся условиям жизни (включение школы), самому себе, важно позитивное отношение родителей, совместные занятия, прогулки в выходные, путешествия. Необходимо включение игрового момента в тех занятиях, где это возможно. Все это развивает и создает благоприятную почву для развития воображения.

Негативным влиянием в этом плане будут требования школы и родителей «учиться хорошо» (ты должен, посмотри, а этот мальчик учится хорошо и т.д.) без обращения внимания на потребности самого ребёнка.

Упражнения для развития воображения у младших школьников

Поскольку ребёнок в этом возрасте уже умеет (или учится) писать и читать, эти возможности следует активно использовать. Вот несколько примеров упражнений, которые можно использовать на занятиях:

  1. «Подготовь рассказ по картинке» . После просмотра картинки или их ряда, следует попросить ребёнка придумать законченный сюжет, в котором все герои связаны друг с другом. Можно усложнить задачу, предлагая новые требования: чтобы предложения начинались с определенного слова (или им заканчивались), чтобы рассказ содержал в себе загадку, чтобы история рассказывалась от имени одного из героев сюжета и т.д.
  2. «Загляни в будущее» . В этом задании следует попросить школьника нарисовать или рассказать, или иначе изобразить какой-то предмет, который сейчас не существует, но может быть в будущем, которое он придумает. Для расширения восприятия можно предложить подумать о части воображаемого мира (системе предметов): дороги, парк, жизнь города и т.д.
  3. «Внимание, выступает артист!». В этом задании ребёнку следует предложить самостоятельно выступить с каким-то номером: песней, танцем, сценкой из жизни и т.д. Взрослым важно помогать с выбором материалов, но не диктовать свое решение задачи.

Как развивать воображение у подростка

Задача воображения в этом возрасте – служить своему обладателю для прогрессивного саморазвития. Способности, над которыми ребёнок работал в предыдущие периоды, сейчас помогают ему отлично учиться, легко справляться с поставленными задачами. И, напротив, если воображение и творчество в детском возрасте не развивалось специально, то старший школьник будет испытывать трудности в обучении и дальнейшей социализации.

В этот период школьник должен быть нацелен на активное овладение различными направлениями прикладной деятельности. Здесь воплощаются и развиваются все творческие способности, какими он обладает. Шитье, вышивание, конструирование, кулинария, разнообразные домашние дела, ремонт – это только примерный перечень того, что можно освоить в подростковом возрасте.

«Врагом» в этот период станет пассивность, бездеятельная мечтательность, замена реальной жизни воображаемой. Помочь справиться с ними может обучение целеполаганию, ведение дневника, самостоятельность, дополнительная занятость в кружках и секциях.

Проектные и исследовательские задания в школе построены на возможностях воображения и творческих способностях. Если ребёнок с трудом справляется с ними, значит, родителям необходимо помочь восполнить эти пробелы. Здесь пригодятся следующие упражнения:

  1. Опытно-экспериментальная деятельность . Следует предлагать ребёнку провести эксперимент, но прежде чем начинать активно действовать, нужно оговорить ход работы, технику безопасности, и что особенно важно, попытаться вообразить будущий результат.
  2. Моделирование . Здесь пригодятся уже готовые наборы для творчества или заготовленные самостоятельно. Во втором случае это может быть картонная модель дома, в котором живет школьник, парка и т.п.
  3. Театр . Очень хорошее влияние на развитие воображения, самопознания оказывает участие в различных инсценировках. Их можно организовывать с друзьями подростка, можно записаться на курсы или в театральную школу.

Современная жизнь диктует определенные требования к подрастающему поколению. К 18 годам должна сформироваться разносторонняя творческая личность, активно участвующая в общественных отношениях.

Человек должен иметь богатый опыт прикладной деятельности, развитые интеллектуальные способности. Успешное формирование этих качеств напрямую связано с той работой, которая была произведена ранее ребёнком для развития воображения.

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поговорим о том, как развить воображение у ребенка. Вам станут известны возрастные особенности маленьких детей. Вы узнаете, какие методы могут применяться. Рассмотрим игры, а также игрушки, позволяющие развивать мышление и воображение.

Возрастные особенности

  1. Первичный этап. Наблюдается в два с половиной — три года. Это возраст, когда малыш учится отделять себя от остального мира. Начинает активно развиваться речь и мышление. Родители должны знать, что именно речевые навыки играют большую роль в формировании воображения. Чем лучше словарный запас ребенка, тем быстрее развивается его фантазия. В частности, это может быть обусловлено тем, что малышу удается описывать предмет или же ситуацию не только при помощи эмоциональных проявлений, но и словесно. Трехлетние карапузы, умеющие рисовать, развивают при помощи листка бумаги и карандашей. Но в этом возрасте еще отсутствует план, позволяющий реализовывать свои идеи. Именно поэтому ребенок создает рисунок и только потом придумывает ему описание.
  2. Второй этап. Характерен для детей от 4 до 5 лет. У малыша происходит знакомство с общепринятыми нормами и правилами поведения, укрепление собственного «я», ребенок ведет себя осознанно. Малыш может проигрывать травмы, серьезные переживания, которые происходили в его жизни. Например, если ему пришлось побывать в больнице, оказаться под капельницей или на операции, он начнет делать уколы своим игрушкам. В этом возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, лепит, рисует. Это позволяет воспроизводить образцы поведения. В данном возрастном периоде дети начинают планировать, рисуют осознанно, пошагово. Находясь рядом с мамой, малыш может озвучивать свои действия, говорить, что будет рисовать квадрат, как только его нарисует, скажет «а теперь я нарисую дом». Данный процесс называется ступенчатым планированием.
  3. Третий. Начинается в возрасте от шести до семи лет. Малышу уже известны и правила поведения, и появилась способность самостоятельно придумывать логические цепочки. Ребенок уже способен многогранно выражать свои желания, в частности, при помощи различных моделей поведения, применяемых в одной и той же игре. Он способен не только перерабатывать впечатление, проявляя их в творчестве или игре, также ищет и способы для его выражения. Дети в данном возрасте умеют полноценно фантазировать. Воображение служит не только методом для выражения своего внутреннего мира, но и способом для переживания внутренних конфликтов.

Игры

Мы развиваем мышление и воображение ребенка при помощи игровых методик. Причем играть с малышом можно не только дома, но и на улице.

  1. На листке бумаги пишется легкое слово, состоящее из трех букв, например, «кот». Мама предлагает ребенку составить три новых слова, используя буквы, входящие в состав данного. То есть новые слова должны начинаться с букв «к», «о», «т». Когда малыш справится со своей задачей, ему нужно дать новое задание, а именно сочинить маленький рассказ или стих, используя эти четыре слова.
  2. Придумайте фантастический вопрос. Например, можно спросить малыша: «что произойдет, если к нам в гости придет добрый и веселый динозавр?» Пусть ребенок расскажет, как бы вы его встретили, во что с ним играли. Важно, чтоб карапуз принимал активное участие в создании этого рассказа.
  3. Если Ваш ребенок уже учится в школе, можно с ним проводить творческую работу над ошибками. Например, на уроке русского языка учитель исправил ошибку в упражнении, обратите внимание малыша на это слово, предложите придумать историю, связанную с ним.
  4. Создайте новый вариант сказки. У Вашего ребеночка наверняка есть любимая сказка, возьмите из нее пять основных слов, например, «бабушка», «внучка», «лес», «волк», «охотник». А теперь добавьте еще одно слово, никак не связанное с событиями, происходящими в классическом варианте сказки. Предложите ребенку, используя все шесть слов, составить другой вариант хорошо известной ему истории.
  5. Наблюдение за миром вокруг. Отправляясь на прогулку, обращайте внимание ребенка на то, что вас окружает. Например, можно увидеть необычный цветок, предложить малышу придумать название или рассказать какую-нибудь историю, которая могла бы приключиться с этим цветочком. Также можно обращать внимание на подручные предметы, которые находятся у вас дома. Например, взяв мамину расческу, пусть малыш придумает, как еще ее можно использовать. Например, карапуз может ответить, что расческа могла бы стать микрофоном.
  6. Ролевые игры. Отлично развивает воображение проигрывание различных ситуаций из жизни. Например, вы можете поиграть в больницу или в школу, в парикмахерскую. Ребенок может быть в роли врача, учителя, парикмахера.
  7. Творческие занятия. Позвольте ребенку рисовать, лепить из пластилина, творить из цветной бумаги. Можно спрашивать малыша, что именно он сейчас делает, почему использует те или иные цвета. Попросите малыша, чтоб он нарисовал на заданную тему или слепил что-то новое. Также можно предлагать изобразить несуществующих персонажей, чтобы малыш мог подумать, как бы выглядел, например, инопланетянин, сколько бы у него было рук, глаз, ног.
  8. Сочинение сказок. Наилучшим способом, позволяющим развить детское воображение, является сочинительство собственных сказок. Этот процесс может в себя включать ряд этапов:
  • измените сюжет известной сказки, продумайте, как иначе могла бы закончиться история;
  • попробуйте соединить две известные сказки между собой;
  • представьте, что будет, если положительный персонаж сказки окажется отрицательным;
  • оглянитесь вокруг — вас окружает множество предметов интерьера, попробуйте их оживить, сочиняя с малышом сказки про столы, стулья;
  • создайте образ персонажа, необязательно это будет животное или человек. Продумайте образ до деталей. Главное, чтоб ребенок получал удовольствие от процесса сочинительства.

Игрушки

Давайте рассмотрим, какие бывают игрушки, развивающие воображение.

  1. Лото с картинками. Доставая карточку с определенным изображением, предлагайте ребенку сопроводить картинку интересным, коротким рассказом. Когда мама вытянет следующую карточку, она должна тоже описать изображение коротенькой историей. Когда ребенок освоит эту игру, можно ее слегка усложнить. Теперь, вытаскивая карточки, нужно не просто описывать изображение историей, но и связывать свой и рассказ и ребенка между собой. Соответственно и малыш должен будет продолжать повествование мамы, вытаскивая последующие карточки.
  2. Кукольный театр. Подойдут, как пальчиковые игрушки, так и те, которые надеваются на руку. Важно, чтоб малыш мог придумать историю с использованием определенных героев. Если ребенку сразу сложно придумать сказку, то первый раз Вы можете сделать это вместо него.
  3. Конструктор — отличная игрушка, позволяющая развивать воображение и фантазию. Чтобы использование данной игрушки было эффективным, не стоит пользоваться инструкцией при построении. Существует большое разнообразие конструкторов. Они бывают пластмассовые, металлические, деревянные. Пусть ребенок творит, применяя свою фантазию.
  4. Кубики. Также отлично помогают развивать воображение. Позволяйте малышу самому придумывать постройки. Если карапузу еще сложно, помогайте.
  5. Детская кухня, бытовые приборы, наборы доктора — все это позволяет создавать ролевые игры, развивая воображение малыша.

Я со своим сыном основательно занималась развитием воображения. Мы вместе сочиняли сказки, много рисовали, лепили и делали всевозможные поделки, играли конструктором и кубиками. Ребенку нравились такие игры. Когда ему было года три, он особенно любил кукольный театр, с удовольствием смотрел создаваемые мной представления. Когда повзрослел, сам начал придумывать сказки, демонстрируя их при помощи игрушек.

Упражнения

  1. Мама может нарисовать на листке бумаги несколько геометрических фигур и предложить малышу соединить их или дорисовать детали так, чтоб вышел какой-то рисунок.
  2. На листке можно изобразить множество точек, хаотично располагающихся. Предложите ребенку, чтобы он их соединил в определенной последовательности так, чтоб получилось какое-то изображение.
  3. Можно на бумагу капнуть краской, дать малышу кисточку, предложить из этой кляксы создать определенный образ.

Теперь Вы знаете, как развить воображение малышу. Помните о том, что заниматься с ребенком нужно с самого раннего детства. Не стоит забывать, что развитое воображение крайне важно для психического развития малыша, благодаря ему формируется мышление карапуза.

Воображение – один из путей познания этого мира, именно оно дало возможность человечеству изобрести автомобиль, космический корабль, придумать теории появления Вселенной. Воображение или фантазия очень важны для человека. Развитие активно происходит до 15 лет, так что не упустите драгоценное время.

Малыши с хорошо развитым воображением вырастают разносторонними личностями, легче приспосабливаются к этому миру. У новорожденных это качество отсутствует вовсе, оно формируется по мере взросления ребенка, когда он познает что-то новое, а затем использует полученную информацию в своих фантазиях. Задача родителей – поощрять любознательность ребенка, оказывать помощь в развитии. Каким образом? – давайте разберемся.

Инструменты для развития

1. Сказки и истории. Во многих семьях есть традиция: читать ребенку на ночь любимую сказку, но ведь можно заодно развивать воображение. Дочитайте книгу до определенного момента, предложите малышу подумать, чем закончится история. Сначала это будут просто догадки, потом перерастут в новые сказки, в которых появятся собственные герои, несуществующие страны, удивительные приключения. Преимущество игры «придумай историю» в том, что вы можете играть в нее не только дома перед сном, но и в очереди, в маршрутке или по дороге в садик. Придумывать сказку можно не только с настоящими героями, это могут быть неживые предметы, говорящие животные, вымышленные персонажи – чем больше креатива, тем лучше.

2. Наблюдения за людьми. Такая игра как «придумай жизнь» тоже прекрасно развивает фантазию.

К примеру, вы увидели на улице мальчика с собакой: предложите ребенку подумать, какое имя подходит ребенку, есть ли у него семья, любимые занятия. Можно использовать для этих целей карточки и фотографии людей, которых ребенок не знает. Даже обычные предметы можно использовать не по назначению: к примеру, обычная палка. Попросите ребенка придумать, что можно сделать с ее помощью? – мы уверены, вы получите несколько неожиданных ответов вроде «играть в рыцарей» или «мерить лужи».

3. Игры по ролям. Что может быть проще чем готовое моделирование реальных ситуаций? К примеру, у врача. Если ваш ребенок хоть раз был в больнице, он уже знает, что делает доктор. Предложите поиграть во врача и больного, сначала пациентом будете вы, а кроха будет вас осматривать и ставить диагноз, потом поменяйтесь. Вариантов ситуаций для игры много: собираемся в путешествие, что ты с собой возьмешь? – ребенок будет перечислять предметы и называть для чего они ему. Играйте с ребенком только в случае, если вы и он хочет этого. Усталость и невнимательность крохи – не лучшие спутники игры, а если мама или папа постоянно отвлекается на свои дела, ребенку это вряд ли понравится. Игра есть игра, время для нее надо находить всегда, тем более, что это путь познания мира.

4. Устройте кукольный театр. Привлекайте родственников и друзей, совместными усилиями организовывайте хотя бы раз в пару недель кукольный театр. Пальчиковые куклы можно купить или сшить из подручных материалов, импровизированную «сцену» организовать из покрывала. Сначала показывайте коротенькие народные сказки, добавляя неожиданные элементы: оригинальные концовки или вовсе неизвестных персонажей. Постепенно усложняйте задачу, вместе с ребенком придумывайте свои истории, позволяйте ему выбрать понравившегося персонажа.

5. Воображаемый друг. Многие психологи практикуют подобные методики: люди, у которых были в детстве воображаемые друзья, более стрессоустойчивые, коммуникабельные. Ребенку воображаемый друг тоже может помочь: справиться с одиночеством, страхами, стрессами. Скажите ребенку, что когда мамы нет рядом, можно будет с другом советоваться перед принятием решений. Придумайте возраст, внешность друга, это будет увлекательная игра и полезное упражнение одновременно.

6. Тяга к прекрасному. С малых лет приобщайте ребенка к прекрасному: картины, раскраски, рисунки – все это развивает воображение. Поощряйте тяготение ребенка: если он лепит из пластилина или что-то рисует, расспросите, кого или что он лепит, как назовет своего героя. Попросите чадо нарисовать любимого сказочного героя или необычное существо, рассказать о нем. Хвалите ребенка, но в то же время иногда говорите, что он может лучше: если малыш будет думать, что он достиг совершенства, его развитие затормозится. Сочинять стихи, музыку, рассказы можно вместе с малышом: это одинаково полезно и взрослым, и крохе.

7. Подручные материалы. Мозаики, пазлы, конструкторы, кубики тоже развивают фантазию. Предложите ребенку собрать игрушку не по инструкции, а самостоятельно, довериться своим инстинктам. С помощью мозаики вместе выложите оригинальный узор, а из кубиков с животными создайте настоящий зоопарк. Интересная игра – «дорисуй рисунок». Можно сделать набросок, контур, или вовсе закорючку на листе бумаги, предложите ребенку самому дорисовать что-то необычное. Покажите на своем примере, как из простого крючка можно нарисовать гриб, машину или бабочку. Можно дорисовывать линии по очереди, описывать получившееся существо или растение – вариантов много.

8. Природные материалы. По сути, чем больше информации об окружающем мире вы дадите ребенку – тем быстрее у него будет развиваться воображение. Покажите ему, как лепить фигуры из песка, катать снежки или строить крепость, надувать мыльные пузыри, следить за формой облаков. Водите ребенка на экскурсии, обсуждайте, что ему понравилось, больше всего запомнилось. А вот «общение» с телевизором или компьютером лучше ограничивать. Можно сыграть в игру «представь себе». Вариантов ребенку можно предложить немало: представь, если бы пошел дождь из конфет, у людей было 4 ноги, медведи жили на деревьях, круглый год лежал снег. Сами тоже активно включайтесь в игру, ведь фантазировать вместе куда интереснее!

   Воображение - это способность создавать новые образы на основе пережитого, используя воспоминания о разных ощущениях и чувствах. Оно тесно связано с восприятием мира , эмоциями и памятью, поэтому развитие воображения имеет очень важное значение для правильного развития ребёнка в целом.

   Ребёнок начинает ориентироваться в мире благодаря своим ощущениям (изначально зрению и осязанию). В памяти малыша сохраняются разные образы, которые сочетаются с определёнными ощущениями и эмоциями, - сначала расплывчатые (ощущение спокойствия и тепла рядом с мамой или боль и страх при неожиданном падении).

   После эти воспоминания возникают у крохи в различной комбинации, поначалу неосознанно, но постепенно малыш научится произвольно их сочетать, чтобы вызвать те или иные ощущения, или использует их как символы.

   Приблизительно к возрасту 2-х лет воображение у детей начинает активно развиваться. Прежде всего становится более сложной игра ребёнка: кроха уже не просто носит с собой мягкую собачку, а укладывает её спать, кормит - то есть воспроизводит знакомые действия, в которых каждый день сам принимает участие, но уже представляя себя на месте взрослого - того, кто кормит и укладывает.

   Примерно до возраста 3-х лет воображение ребёнка будет ограничиваться знакомыми ему ситуациями.

   После трёхлетнего возраста, хотя игровые ситуации могут вполне напоминать бытовые, ребёнок начинает замещать игровые предметы. Крохе уже не нужна настоящая ложечка, чтобы покормить любимую игрушку - достаточно будет и палочки, которую ребёнок нашёл.

   В играх начинают появляться фантазированные сюжеты, которые не имеют никакой прямой связи с опытом ребёнка плавание на корабле, полёты на другую планету и прочее).

   В возрасте 3-5-ти лет ребёнок не проводит грани между фантазией и реальностью, он по-настоящему летает к другим планетам, сражается с неизведанными противниками. Довольно часто ребёнок настолько погружается в мир собственного воображения, что оно начинает влиять на реальность. Родители ничего не потеряют, если поддержат эту игру.

   Чем больше ребёнок приобретает опыта, тем сложнее и разнообразнее становятся сюжеты игр, рассказов и рисунков. Кроха использует знакомые элементы в различных вариантах, придумывает новых героев для своих приключений. В таком возрасте ребёнок всё ещё проговаривает вслух все свои мысли или разыгрывает их.

   В возрасте около 5-6-ти лет фантазии ребёнка постепенно уходят вовнутрь, ребёнок способен уже очень многое вообразить "про себя". И это является очень важным этапом на пути подготовки малыша к обучению в школе, ведь в школе нужно будет произвольно использовать воображение.

   Со временем детское воображение начнёт работать более конструктивно, мечты ребёнка станут более реальными.

   С возрастом ребёнок с хорошо развитым воображением имеет все шансы стать человеком, который умеет:

    1) Гибко и неординарно мыслить, подходить к решению любого вопроса с творческой стороны.

    2) Находить несколько решений для одной задачи.

    3) Ставить цели, визуализировать их, планировать пути к их достижению.

    4) Предполагать возможный исход событий, видеть несколько вариантов их развития и возможные риски.

    5) Быстро ориентироваться в сложной ситуации, найти необходимое решение, проявить смекалку.

Как развить воображение у ребёнка?

   Для того чтобы стимулировать развитие воображения у ребёнка , необходимо следующее:

    1. Получать впечатления:

    - разнообразить тактильные ощущения (выбирать игрушки из разлнообразных материалов, играть в игры, которые способствуют развитиютактильных ощущений);

    - пробовать новые вкусы и ароматы;

    - путешествовать;

    - ходить на концерты, спектакли, в музеи;

    - разглядывать лес, небо, водяную гладь, угадывать, на что похожи те или иные предметы;

    - играть на подручных музыкальных инструментах - кастрюлях, ложках, разделочных досках;

    2) Рисовать.

   Когда ребёнок рисует, то он строит свой собственный мир, он может рассказать о персонажах целую историю, которую обдумывал сам, пока водил карандашом по листу бумаги.

   Для рисования стоит использовать не только фломастеры (они не дают возможности передавать оттенки), но и карандаши, различные виды красок, мелки.

   Слушая чтение взрослого, а также уже читая самостоятельно, ребёнок быстро представляет себе все сюжеты и переживает за книжных героев.

   Книжки с картинками помогают малышу быстрее настроиться на восприятие речи. Очень важным является не только сюжет, но и образы. Именно поэтому многие детишки постарше любят книжки в жанре фентези.

    4) Рассказывать сказки.

    5) Отгадывать загадки.

    6) Сочинять различные интересные истории.

   Родителям на заметку

    1. Детям просто необходимо время, когда они могут просто погулять по скверу, послушать музыку, поваляться с книжкой на кровати или без неё, когда родители их не контролируют.

    2. Настоящий порыв фантазии возможен только в том случае, если малыш чувствует себя в полной безопасности, уверен в том, что его не будут осуждать или над ним смеяться.