Во сколько дети начинают есть ложкой. Учим ребенка самостоятельно есть ложкой: главные правила и хитрости для родителей

Как правило, родители сами кормят детей, как только вводят им прикорм, не пытаясь доверить приборы малышам. Но вопрос о том, как научить ребенка самостоятельно есть ложкой, в итоге все равно возникнет.

Согласно средним показателям, грудничок должен кушать сам в возрасте около 1,5 лет. Однако практика показывает, что многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка и правильного поведения родителей.

Мама не должна загадывать определенный возраст, достигая которого, по ее мнению, малыш уже обязан пользоваться столовыми приборами без ошибок. Даже если дети осваиваются в приеме пищи только к 3 годам - это все равно считается нормой.

Когда начинать обучение

Проблемы с обучением малыша могут возникнуть из-за того, что родители неверно оценивают его возможности. Введение первого прикорма обычно приходится на возраст 5-6 месяцев, однако в этот период малыша лучше кормить самостоятельно. Во-первых, он еще с трудом понимает, что должен делать с ложкой и тарелкой овощного пюре или каши.

Как только мама видит, что грудничок заинтересовался столовыми приборами и пытается отобрать их себе, она начинает обучение. Это происходит примерно в 7-8 месяцев, но может случиться и позже в зависимости от особенностей характера и темпа развития малыша. Отдельную категорию составляют родители, которые до 1,5-2 лет не доверяют детям кушать самостоятельно. Подобное происходит по различным причинам:

  • они боятся, что дети себе навредят;
  • самостоятельный прием пищи может затянуться на неопределенное время;
  • родители считают, что еще слишком рано, потому что услышали информацию от родственников или знакомых;
  • они не хотят, чтобы пища была разбросана по столу.

В любом случае, чтобы научить ребенка кушать самостоятельно, нужно понимать, что в первый же день у него ничего не получится. Поэтому ждать до 2-3 лет, надеясь на то, что к тому возрасту, малыш просто возьмет ложку в руки и будет кушать, не рекомендуется. Чем дольше затягивают родители с обучением, тем позже грудничок освоит процесс принятия пищи и другие элементы мелкой моторики.

Особенности освоения нового навыка

Родителям нужно уделять должное внимание не только самому процессу принятия пищи, но и окружающей обстановке. Малыш быстрее научится есть самостоятельно, если будет брать пример с родителей, поэтому кушать он должен вместе со всей семьей. Таким образом, он будет видеть, как правильно держать ложку и пытаться повторять чужие движения. Для общего удобства у грудничка должен быть свой столик со стульчиком, а также специальные небьющиеся тарелка и чашка. Ложку нужно брать чайную, чтобы она помещалась во рту, а с вилкой и ножом желательно повременить. Учить детей кушать вилкой можно примерно в 1,5-2 года, а нож (специальный детский) дается только с 2-3 лет.

Попытки ребенка кушать руками не должны прерываться мамой, так как они являются первым этапом к тому, чтобы научить ребенка есть ложкой. Сначала он пытается класть пищу в рот руками и не промахиваться. Подобным образом младенец тренируется, кушая печенье, которое можно давать ему уже с 7-8 месяцев.

Основные принципы тренировок

В процессе изучения малышом новых навыков главную роль играет правильное поведение родителей и других членов семьи. Например, если мама решила, что пора учить грудничка кушать самостоятельно, то все другие родственники тоже должны принимать участие. Если хотя бы кто-то продолжит кормить ребенка сам, то тот будет лениться и не захочет брать ложку в руки.

В процессе усвоения навыка владения ложкой, родители должны придерживаться следующих основных правил:

  • Попытки самостоятельного приема пищи нужно делать ежедневно, чтобы ребенок не забывал уже приобретенные навыки и не начал лениться.
  • Нельзя насильно заставлять детей кушать, так как это отобьет охоту не только к обучению, но и к самому приему пищи.
  • Если грудничок не может повторить за мамой действие, то она должна взять в свою ладонь его руку с ложкой и показать, как нужно делать.
  • Лучше всего придерживаться определенного режима в кормлениях, таким образом систематизируя тренировки и налаживая работу желудочно-кишечного тракта.
  • Для первых попыток самостоятельного употребления пищи нужно использовать густые однородные блюда, например, каши или пюре. Супы и другие жидкости лучше оставить для тех времен, когда малыш будет более уверенно управляться с ложкой.
  • Если на прием пищи предполагается несколько блюд, то их нужно предлагать по очереди, иначе малыш выберет только одно.

Для того чтобы ребенок ел ложкой самостоятельно, за стол его следует садить голодным и предлагать только самые вкусные продукты и блюда. Тогда он будет заинтересован в приеме пищи и быстро научится кушать без посторонней помощи. Это связано с тем, что у маленьких детей внимание непроизвольное и напрямую связанное с интересом. Заставлять себя делать то, что не хотят, малыши не умеют.

Распространенные ошибки родителей

В процессе помощи детям, мамы и папы часто допускают разнообразные ошибки, не только замедляя усвоение навыка, но и отбивая охоту учиться. В первую очередь, это касается спешки. Родители всегда стараются ускорить процесс принятия пищи, что категорически запрещено. Если грудничок медленно, но с охотой пользуется ложкой, то лучше подождать, пока он поест сам, а не выхватывать столовый прибор и кормить его. Также не следует прерывать попытки малыша покормить родителей. Таким образом, он тоже учится правильно держать ложку, не ронять пищу из нее и доносить ложку до рта.

Если у грудника что-то не получается или он упорно отказывается есть сам, то нельзя ругать его за это. Главное, чтобы малыш полноценно питался, пусть даже с помощью мамы и папы. Обучиться владению столовыми приборами он всегда успеет. Приучить ребенка кушать ложкой не сложно. Гораздо тяжелее не отбить его охоту к употреблению полезной пищи, так как иногда процесс кормления у родителей превращается в насильственное кормление.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Малыш, который сам с аппетитом кушает ложкой, – умилительное зрелище для родителей, ведь они гордятся первыми признаками самостоятельности ребёнка. Когда стоит ждать такой картины за семейным столом? И надо ли ждать, если можно помочь своему чаду быстрее освоиться с таким простым для нас, но для него непривычным предметом, как ложка?

Когда малыш готов пользоваться ложкой?

По современным схемам прикорм для здорового ребёнка вводится не раньше 6 месяцев. Большинство детей к этому возрасту начинают проявлять интерес к еде и столовым приборам, особенно если присутствуют при семейных трапезах и видят взрослых, принимающих пищу. Сначала мама кормит малыша с ложки и даёт ему мягкие кусочки еды (например, банан). Важные критерии того, что маленький человек готов самостоятельно принимать пищу – способность сидеть без поддержки и появление первых зубов. Обычно дети тянутся к тем предметам, которые используются в быту, поэтому 9–12 месяцев – подходящее время, чтобы не спеша учить малыша самому держать ложку в руке. Тогда к 1,5 годам он будет вполне способен кушать ложкой, а к 2 годам освоит вилку и основные правила поведения за столом дома и в гостях.

Как научить ребёнка есть ложкой: правила для мамы

  1. Главное – терпение и любовь. Рекорды в материнстве не нужны. Рано или поздно у вас обязательно получится приучить ребёнка кушать ложкой, но лучше, если вы будете делать это легко и ласково, с верой в способности своего любознательного и упорного малыша.
  2. Вложите в ручку ребёнка ложку и помогайте доносить её до рта. Скоро юный исследователь или исследовательница захочет повторить ваши движения самостоятельно.
  3. Первое время давайте ребёнку ложку в руки, когда подаёте ему кашу, пюре, творог – еду, не сваливающуюся с ложки по пути ко рту.
  4. Запаситесь второй ложкой на случай, если маленький едок не успел наесться, но устал нести ложку и попадать ей точно в цель, и помогите своему малышу.
  5. Не беда, что сразу получаться будет не всё. Запаситесь терпением не только для процесса обучения, но и для последующей уборки.
  6. Некоторые родители кормят детей под сказку или мультфильмы. Это эффективный способ поместить еду в организм ребёнка, однако учиться пользоваться приборами ему будет некогда, поглощение пищи станет механическим. Поэтому лучше не гнаться за количеством съеденного и сделать приём пищи самостоятельным осознанным процессо
  7. Развитие ребёнка и обучение его новым навыкам часто идут в ритме «два шага вперёд, один – назад». Во время болезни, прорезывания зубов или в моменты усталости, переутомления, стресса малыш может нуждаться в особенной заботе и участии. Не страшно, если иногда мама или папа покормит ребёнка из ложечки, это не повредит развитию умения есть самому.

Что если ложка стала игрушкой?

Стоит ли ограничивать игры ребёнка с едой? С одной стороны, да – ведь еда предназначена для того, чтобы ей питаться, и летящий на пол кусок – повод закончить трапезу. С другой стороны, дети познают предметы окружающего мира и свойства субстанций самыми разными способами. Игры за столом, размазывание пюре, стучание ложкой, надевание тарелки на голову – необходимый этап развития ребёнка до 3 лет, пресекать их на корню нет необходимости.

Полезная мебель и аксессуары

Чтобы научить ребёнка кушать самостоятельно было проще, родители могут воспользоваться такими помощниками в быту:

Теперь ваш малыш умеет есть ложкой! При освоении такого важного умения происходит развитие мелкой моторики рук и пальцев, навыков координации движений. Значит, это не только удобно для родителей, но и полезно для ребёнка.

Возраст 10-12 месяцев – период небывалой активности малыша. С этого момента ребенок с неподдельным увлечением интересуется всем, что его окружает: наводит «порядки» в шкафчиках, высыпает игрушки с корзины и собирает их, самостоятельно пьет из бутылочки или чашечки, пытается надевать носочки, колготки или шапку, расстегивает пуговички и молнии… Эта же тенденция прослеживается и в отношении еды: малыш может отказываться от помощи взрослых, орудуя ложкой своими силами.

Конечно, без разбросанной каши, пролитого супа и испачканной одежды не обойтись. Но это лучший опыт для ребенка, чтобы научиться кушать самостоятельно. И если родители проявляют сдержанность и терпение, уже к году малыш сам сможет кушать ложкой первое и второе блюдо. Как правило, к полуторагодовалому возрасту самостоятельность крохи в отношении еды дополняется аккуратностью. Но можно ли ускорить процесс приучения к самостоятельности? Как научить ребенка кушать ложкой?

Выбираем правильные столовые приборы

Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:

  1. Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, - обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
  2. Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
  3. Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
  4. Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.

Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:

  1. Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
  2. Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
  3. Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
  4. Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.

Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.

Типичные ошибки родителей

«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», - делится Евгений Олегович.

Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

  1. Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
  2. Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
  3. Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу - научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
  4. Нерегулярность обучающего процесса. Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
  5. Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
  6. Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
  7. Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.

Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

Уговорить или заставить ребенка покушать самостоятельно, если он не готов к таким действиям, сколько бы вы ни старались, не получится – малыш должен сам проявлять интерес к ложке и «взрослой» еде. В возрасте 10-12 месяцев можно начинать обучение, соблюдая такие правила:

  1. Ребенок должен кушать за обеденным столом вместе с другими членами семьи.
  2. Следует объяснять, что предмет для еды называют ложкой, ею нужно кушать суп, кашу, пюре.
  3. Предоставьте крохе свободу действий: сначала малыш будет стучать ложкой, облизывать, махать и т.д., но только не кушать ею. Ничего страшного – дети таким способом знакомятся с новыми предметами. Постепенно ребенок поймет, для чего нужна ложка и научится не только удерживать ее, но и зачерпывать ее пищу и даже доносить ее до рта.
  4. Всегда на первых этапах обучения помогайте крохе: зажав рукоятку ложки ручкой ребенка, помогайте удерживать предмет, зачерпывать еду и направлять ее ко рту.
  5. Будьте терпеливы, доброжелательны и ласковы, хвалите кроху за любую удачную попытку, подбадривайте, если что-то не получается.
  6. Если ребенок просит о помощи, не отказывайте ему. Придержите ручку с ложкой, помогите зачерпнуть кашу, направьте ее к ротику, покажите, как нужно держать столовый предмет.
  7. Для закрепления навыков удерживания ложки отправляйтесь в песочницу и предложите малышу небольшой лопаткой набрать в ведерко песок. Оттачивать навык держать ложку можно и дома: для этого в одну емкость положите фасоль, а вторую оставьте пустой. Задача ребенка – ложкой переместить всю фасоль в пустую емкость.
  8. Каша, пюре или суп не должны быть слишком жидкими – идеальная консистенция, когда еда легко зачерпывается ложкой, но не выливается из нее.
  9. Кормление должно осуществляться в одно и то же время.
  10. Если малышу удобней есть вилкой или руками – не препятствуйте ему.

Никогда не навязывайте ребенку пользование ложкой – малыш начнет отказываться от нее, что в итоге продлит период привыкания. Будьте последовательны, терпеливы и непоколебимы. Помните, что этот процесс может занять не один месяц, ведь кушать ложкой – достаточно сложный навык, требующий от малыша концентрации внимания, точных координаций движений и значительных усилий.

Прежде чем задаваться вопросом, как научить ребёнка есть ложкой самостоятельно, есть смысл рассмотреть различия между тем, что такое ложка для вас и чем она является для вашего малыша.

Ложка + сноровка: трудно ли малышу освоить новый инструмент

Чтобы научить ребенка есть ложкой, нужно отучить его ее грызть

Для вас – это привычный столовый прибор, которым вы пользуетесь ежедневно. Для малыша – новое «орудие» для действия, к которому он ещё не успел приспособиться. То, что является для вас обыденным и простым действием, от крохи требует немалого напряжения.

Конечно, вы подпаивали своего грудничка водичкой с чайной ложечки, и когда только начинали прикорм, вам пришлось учить его есть с ложечки, но тут совсем другое дело, тут придётся учиться самому!

Ложка «устроена» таким образом: ею надо зачерпнуть еду, поднять вертикально без наклонов и переворачиваний, а только потом отправить в рот по горизонтальной линии.

Но малыш привык пользоваться «невооружённой» рукой – сразу в рот, по прямой. Значит, ребёнок должен перестроить привычное ему движение руки, а для этого понадобится определённое время. Должна выработаться та самая сноровка, без которой ложка мимо рта и попадает. Сноровка сразу и ниоткуда появиться не может, так же, как привычка есть самостоятельно.

Сначала маленький человек будет воспринимать ложку как продолжение собственной руки: он станет захватывать её как можно ближе к «чашечке» -углублению (порой и саму «чашечку») и, зачерпнув чуть пищи, попытается доставить её в рот по косой, словно ложки у него в руке нет вовсе.

Это происходит ещё и оттого, что внимание малыша сконцентрировано на самой еде, а не на «орудии», доставляющем эту пищу. Естественно, большая часть того, что манюня должен съесть, при таком подходе остаётся на столе, на полу, где угодно, но только не в намеченном конечном пункте – во рту.

Не расстраивайтесь, а уж тем более не ругайте ребёнка! Постепенно, через короткое время, кроха уловит связь между тем, ЧЕМ он действует, и тем, НА ЧТО это действие направлено: ложка – пища – рот. Успех не придёт мгновенно, он будет проявляться от случая к случаю, пока рука юных джентльмена или леди не приспособится к свойствам нового «орудия» — ложки — в достаточной степени и не научится правильно её держать.

Будьте готовы к тому, что действия эти ещё долгое время будут оставаться несовершенными и отрабатываться в дальнейшем «по ходу пьесы». И, конечно, помощь ваша в этом увлекательном освоении нового предмета будет неоценима, т. к. каждое новое умение — существенный шаг, влияние на интеллектуальный уровень развития вашего чада. И в освоении этого шага – перехода от младенческого прикорма к полноценной самостоятельной еде — у вас, помимо желания «научить», должны быть ещё и помощники.

В процессе обучения маме придется много стирать — ребенок будет пачкать едой все вокруг

Время

  • Время-возраст. Возраст малыша подскажет, когда можно начинать переход от прикорма к самостоятельному питанию. Если вашему малышу уже исполнился год, то время приучения его к ложке пришло – пора давать «ложечную» инициативу в молодые руки! Исключения по возрасту могут составить те случаи, когда манюню нужно срочно подготовить к яселькам. Тогда начало обучения придётся на возраст 8-9 м-цев, и то, если малышок уже уверенно сидит сам, без какой-либо поддержки. Родителям не стоит особо переживать: то, чему малыш не доучился дома, он легко освоит в группе сверстников. Конечно, в этом возрасте откусывать и пережёвывать еду малыши ещё не способны (они только учатся этому при помощи кусочка хлеба и печенья), но продолжать кормить его через соску попросту вредно: задержка на этом этапе приведёт к отказу от любой пищи, которая не течёт в рот, т. к. частицы твёрдой пищи будут вызывать рвотные спазмы. «Правильный» малыш, получая пюре-кашеобразную пищу с ложечки, инстинктивно сделает пару-тройку жевательных движений перед её проглатыванием.
  • Время-режим. Соблюдение общего режима дня, в частности, режима питания помогает выработать условный рефлекс у желудка: желудочный сок вырабатывается в определённое время, значит, в это время ребёнок чувствует голод и готов «пойти на уступки» в виде того, чтобы попытаться сделать несколько зачерпываний ложкой самостоятельно.
  • Время-ритуал. Повторяющийся изо дня в день в одно и то же время ритуал подготовки к обеду поможет крохе осознать важность предстоящего действия. Когда наступает час кормления, крохе обязательно надо сообщить: «Сейчас будем кушать!», вымыть руки, посадить за стол, повязать салфетку, поставить перед ним его посуду и вручить в одну руку ломтик хлеба, а в другую – его ложку.

Терпение

Придётся многое терпеть. Потерпеть лужи и кляксы от еды вокруг будущего эстета. Придётся потерпеть и капризы, если малыш отказывается есть новую пищу или выплёвывает с любовью приготовленный суп-пюре. Призовите своё терпение тогда, когда ваше чадо пытается есть из тарелки прямо руками. Просто вытрите ему руки и вновь вручите ложку.

Вам очень понадобится ваше терпение, когда по вашим «прикидкам» или по мнению бабушек, соседей и пр. любимое щекастое солнце не доедает, не допивает. Только в этом случае терпение надо распространить на себя: не впихивайте в малыша больше, чем он хочет съесть!

Его организм пока ещё сам диктует «правила игры» с едой – дети этого возраста не знают понятий анорексии и уморить себя голодом не способны!

Зато вы вполне способны своими действиями развить у ребёнка чёткое неприязненное отношение к процессу еды или же вырастить многокилограммового обжорку. Ни то, ни другое не пойдёт малышу на пользу, сдерживайте себя, не надо кормить его насильно!

Настойчивость

Мама учит ребенка правильно укладывать пищу на ложку

Это разумное действие идёт рука об руку с вашим терпением.

Проявите это разумное действие, даже если малыш требует «подать сюда Ляпкина-Тяпкина» в виде привычной бутылочки: сначала едим из ложки, а потом доедаем из бутылки! Дождитесь того момента, когда «домашний деспот» перестал истерить и морально готов приучаться к новому стилю питания, и предложите ему начать трапезу с ложкою в руках.

Настойчиво показывайте ребёнку поэтапный «путь следования» ложки: зачерпываем, поднимаем, несём ко рту.

И учимся держать ложку правильно! Не «душим» её у углубления, а перехватываем за черенок. Лучше всего усваивается этот приём, если кулачок малыша находится в вашей ладони и именно вы делаете те необходимые поступательные движения своей рукой, помогая пище из тарелки попасть в рот «галчонку».

Чтобы чадо-чудо не забывало о полученных вчера навыках, вы сегодня терпеливо и настойчиво будете «рекомендовать» малышу вновь справиться с непослушной ложкой, так же, как будете это делать завтра и послезавтра, столько, сколько ему нужно для усвоения навыка.

Исключениями в процессе обучения могут стать лишь дни, когда бедолажка заболел и отказывается есть самостоятельно (например, режутся зубки) или попросту очень устал. В этом случае мама имеет полное моральное право покормить малыша сама, но всё равно, — с ложечки!

Есть ещё правильный вариант, часто используемый родителями, это принцип «две в одной», когда в тарелке у ребёнка две ложки: одной он с удовольствием «орудует» сам, а вторая «на подхвате» у мамы или папы.

Если чудный ребёнок устал «орудовать», то родительская ложка «поможет» ему доесть остаток пищи до самого дна со спокойной настойчивостью.

Как найти подход к детям разного возраста? Как выбор детской посуды влияет на обучение? И каких ошибок не стоит допускать членам семьи, когда малыш уже начал сам есть ложкой.

Обучаем детей от 6 месяцев до 1,5 лет

В возрасте 6 месяцев ребенок уже сидит и полностью готов к прикорму. Когда карапуз пробует разные блюда, предлагайте ему подержать ложку. И если он проявляет к ней интерес, то это означает - пора. Можно смело начинать практические занятия. Вот несколько правил, как научить ребенка есть ложкой с раннего возраста.

Чем позже начать приобщать детей к самостоятельности в еде, тем сложнее их заинтересовать. Поэтому лучше запастись терпением и начинать как можно раньше.

Обучаем детей от 1,5 до 3 лет

К такому возрасту родители уже не знакомят малыша с тарелкой и приборами, а целенаправленно прививают самостоятельность. Поэтому всем членам семьи необходимо договориться о том, что ребенок теперь будет есть исключительно сам. А родителям, бабушкам и дедушкам стоит постараться поддержать интерес чада.

Понаблюдайте, в какой руке карапуз держит столовые приборы. Если перекладывает то в одну, то в другую, предлагайте брать в правую руку. Если же чаще всего ложка или вилка оказываются в левой, не переучивайте - возможно, в вашей семье будет левша.

Главное о посуде

На вопрос - как научить ребенка кушать самостоятельно - даже и половина мам не ответит, что важно правильно подобрать детскую посуду. А зря. Если кроху не заинтересовала тарелка, столовые приборы, или они для него некомфортны, то большего, чем слез и капризов мы не добьемся.

Ложка

Ложка малыша должна быть легкой, удобной, небольшой и, главное, безопасной. Для самых маленьких подойдет пластмассовая, латексная или силиконовая. Так ребенок не поранит себе десна. Хорошо, когда у прибора изогнута ручка - анатомическая ложка. Крохе удобно держать и доносить ее до рта. Силиконовые ложки для обучения кормлению позволяют гнуть ручку и регулировать форму прибора. Про особенности использования других ложек читайте ниже.

  • Кофейная или чайная. Рассчитана для старшего возраста (от 1 года), когда малыш уже не испугается ударов металлического прибора об пол, посуду, стол.
  • Серебряная. Не менее актуальной считается серебряная ложка (традиционный подарок на крестины), так как обладает противомикробным действием. Защищает от возникновения стоматита и кишечных инфекций. Также серебро не окисляется, поэтому не искажает вкус еды.
  • Керамическая. Такие приборы не весьма удобны для детей, особенно в возрасте до 1,5 лет. Керамика тяжелая и легко бьется. К тому же, если на ложке появился скол, для ребенка это небезопасно.


Вилка

С 1,5 лет можно знакомить ребенка с вилкой. Начинать лучше с прибора с закругленными краями по форме ложки с тупыми зубцами. Изготавливают ее из пищевого пластика. Изогнутая форма ручки поможет малышу научиться правильно ее держать. С 2 лет можно предложить карапузу металлическую вилку с пластмассовой или силиконовой ручкой. К 3 годам дети могут управляться и со взрослой столовой вилкой. В целях безопасности не стоит оставлять ребенка без присмотра.

Тарелка и чашка

  • Тарелка. Должна быть легкой и глубокой, с высокими бортиками, чтобы еда не высыпалась. Чаще всего это тарелки из пищевого пластика. Такие гаджеты, как тарелка на присоске или с подогревом, значительно сэкономит время и нервы маме.
  • Чашка. Идеальный вариант - с двумя ручками по бокам и крышкой в виде поильника. Либо с толстой гнущейся трубочкой. С 1,5-2 лет можно использовать и обычные фарфоровые чашки на 150-200 мл.

Цвет посуды и рисунки на ней могут повысить интерес крохи к еде. Красочные зверушки или герои из сказок сосредотачивают внимание ребенка, что немаловажно для маленьких непосед.

Качество посуды

  • Сертифицированный товар. На посуде ребенка лучше не экономить, поскольку на кону его здоровье. Предпочтительно выбирать продукцию известных производителей и покупать в аптеке или в специализированных магазинах.
  • Не берите посуду без упаковки. Вы можете упустить важные детали: инструкцию по использованию, способы чистки и предостережения в эксплуатации.
  • Материал. Пластиковая посуда имеет свою маркировку по составу материала. Если таких обозначений нет - вы покупаете кота в мешке. Наиболее безопасный - пищевой пластик. Чашку лучше брать из полипропиллена.
  • Аллергия на красители. Чтобы избежать аллергических реакций у ребенка, узнайте у продавца или прочитайте в сертификате о фиксации красителей. Она должна быть прочной. Дешевые подделки насыщают стиролом и полистиролом. Для ребенка это яд замедленного действия.

Чего не нужно делать: 3 типичных ошибки

Так как научить ребенка кушать ложкой дело нелегкое, требует времени и терпения родителей, многие, не зная того сами, допускают ряд типичных ошибок. Они тормозят процесс обучения.

  1. Не заставляйте есть. Капризы и неохотное поедание пищи может сообщить о болезни, прорезывании зубов. Либо же ребенок уже наелся или ему не нравится какое-то конкретное блюдо.
  2. Не торопите. Позвольте крохе тратить на еду столько времени, сколько он пожелает. Конечно, он делает это медленно, но для него это игра, изучение окружающего мира. Тем более у него еще совсем мало навыков.
  3. Не оставляйте одного. Во-первых, это опасно, ребенок может подавиться, а рядом никого не окажется. Во-вторых, он может просто испугаться пролитого на себя пюре или расплакаться из-за упавшей ложки. Да и к тому же сидеть длительное время без мамы может быть скучно и неинтересно.

И один из самых важных моментов - не сравнивайте вашего карапуза с другими детьми. Если сын вашей соседки давно уже ест вилкой, а у вас все еще не получается приучить ребенка есть самостоятельно ложкой - не переживайте. Каждый малыш - индивидуальность, и он не должен укладываться в какие-то сроки.

Распечатать