Как развлечь гостей на дне рождения взрослого за столом. Как развлечь гостей за столом

Игры для всех

(Сборник "Чем развлечь гостей" выпуск 10, стр. 1.)

ИЗГОТОВИМ КРЫШЕЧКИ

Участникам игры предлагается издали посмотреть на набор банок различной величины и формы. Брать в руки их нельзя. У каждого игрока - кусочек картона, из которого они должны выстричь крышки так, чтобы они точно совпали с отверстиями банок. Побеждает тот, у кого больше крышек точно совпало с отверстиями банок.

ПОРОСЮШКИ

Для этого конкурса приготовьте какое-нибудь нежное блюдо - например, желе. Задача участников - съесть его как можно быстрее с помощью спичек или зубочисток.

СБОР УРОЖАЯ

Задача игроков каждой команды - как можно быстрее без помощи рук перенести в определенное место апельсины.

ПОРВИ ГАЗЕТУ

Одной рукой правой или левой все равно - разорвать газету на мелкие куски, рука при этом вытянута вперед, свободной рукой помогать нельзя. Кто мельче выполнит работу.

Когда у вас собрались не менее 5-10 гостей (возраст значения не имеет), предложите им эту игру. Возьмите детскую книжку со сказкой (чем проще - тем лучше, идеально подходят - "Курочка Ряба", "Колобок", "Репка", "Теремок" и т.д). Выберите ведущего (он будет чтецом). Из книжки на отдельные листочки выпишите всех героев сказки, включая, если позволяет количество человек, деревья, пеньки, речку, вёдра и т.д. Все гости тянут бумажки с ролями. Ведущий начинает читать сказку, и все герои "оживают"-.

ХОХОТУНЬЯ

Играет любое количество участников. Все участники игры, если это свободная площадка, образуют большой круг. В центре - водящий с платочком в руках. Он кидает платочек вверх, пока он летит до земли все громко смеются, платочек на земле - все утихают. Только платочек коснулся земли, вот здесь-то и начинается смех, и с самых смешливых берем фант - это песня, стих и т.д.

ВЕРЕВОЧКА

Необходимо, чтобы большинство собравшихся до этого в нее не играли. В пустой комнате берется длинная веревка, и натягивается лабиринт так, чтобы человек, проходя, где-то присел, где-то переступил. Пригласив очередного игрока из соседней комнаты, ему объясняют, что он должен с завязанными глазами пройти этот лабиринт, перед этим запомнив расположение верёвки. Зрители будут ему подсказывать. Когда игроку завяжут глаза, веревка убирается. Игрок отправляется в путь, переступая и подлазя под несуществующую верёвку. Зрителей заранее просят не выдавать секрет игры.

РУЛОНЧИК

Эта игра поможет познакомиться всем вашим гостям. Сидящие за столом гости передают по кругу рулон туалетной бумаги. Каждый гость отрывает столько клочков, сколько он хочет, чем больше, тем лучше. Когда у каждого гостя окажется стопка клочков, ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен рассказать о себе столько фактов, сколько у него оторванных клочков.

С ТАБЛИЧКАМИ

При входе каждый гость получает своё новое имя - ему прикрепляется на спину бумажка с надписью (жираф, бегемот, горный орёл, бульдозер, хлеборезка, скалка, огурчик и т.д.). Каждый гость может прочитать, как называются остальные гости, но, естественно, не может прочитать как называется он сам. Задача каждого гостя - на протяжении вечера узнать у остальных своё новое имя. Гости на вопросы могут отвечать только "Да" или "Нет". Побеждает первый узнавший что написано на его бумажке.

ИГРА-ШУТКА

Все гости становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Ведущий каждому на ухо говорит "утка" или "гусь" (в разброс, "утка" сказать большему числу игроков). Затем объясняет правила игры: "Если я сейчас скажу: "Гусь" - то все игроки, которых я так назвал, поджимают одну ногу. А если "Утка", то игроки, которых я назвал "Уткой", поджимают обе ноги". Куча-мала вам гарантирована.

"ЗАГАДОЧНЫЙ СУНДУК"

У каждого из двух игроков - свой сундук или чемодан, в котором сложены различные предметы одежды. Игрокам завязывают глаза, и по команде ведущего они начинают надевать вещи из сундука. Задача игроков - нарядиться как можно быстрее.

Игроки становятся в круг. Ведущий командует: "Коснитесь жёлтого, раз, два, три!" Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел - выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.

ПРОКАТИСЬ НА МЯЧЕ

Все участники соревнования выстраиваются в команды по 3 человека. Каждая "тройка" игроков получает тугой волейбольный мяч. По сигналу ведущего один из игроков тройки, поддерживаемый под локти двумя другими игроками, переступая на мяче, катит его. Группа, первая дошедшая до финиша, побеждает.

НАРИСУЙ СОЛНЫШКО

В этой эстафетной игре принимают участие команды, каждая из которых выстраивается в колонну "по одному". У старта перед каждой командой лежат гимнастические палки по количеству игроков. Впереди каждой команды, на расстоянии 5-7 метров, кладут обруч. Задача участников эстафеты - поочередно, по сигналу, выбегая с палками, разложить их лучами вокруг своего обруча - "нарисовать солнышко". Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

СКОРОХОДЫ

Участникам предлагается, встав одной ногой на основание гантели, а второй отталкиваясь от пола, преодолеть заданную дистанцию.

СКУЛЬПТОРЫ

Участникам игры выдается пластилин или глина. Ведущий показывает или называет какую-то букву, а игроки должны как можно быстрее слепить предмет, название которого начинается с этой буквы.

ВСЕ НАОБОРОТ

Игрокам предлагается попробовать нарисовать или раскрасить что-то, но левой рукой, а кто левша - правой.

ПОЧТАЛЬОНЫ

Командная игра. Перед каждой командой на расстоянии 5-7 метров на полу лежит толстый лист бумаги, разделенный на клетки, в которых написаны окончания имен (тя; ня; ля и т.д.). Другой лист бумаги с первой половиной названия имен заранее разрезается на части в виде открыток, которые складываются в заплечные сумки. Первые номера команд надевают сумки на плечо, по сигналу ведущего спешат к бумажному листу на полу -адресату, вынимают из сумки открытку с первой половиной имени и приставляют ее к нужному окончанию. Вернувшись, передают сумку следующему игроку своей команды. Команда, чья почта быстрее найдет свой адресат, побеждает в игре.

"ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЕМНОТЕ"

Для этой игры потребуются кегли и повязки на глаза по количеству участников. Игра командная. Кегли расставляются "змейкой" перед каждой командой. Команды, взявшись за руки, с завязанными глазами пытаются пройти дистанцию, не задев кегли. У чьей команды окажется меньше сбитых кеглей, та и победит в "путешествии". Сколько не сбитых кеглей - столько очков.

КОСМОНАВТЫ

По краям площадки чертят 6-8 треугольников - "ракетодромов". Внутри каждого из них рисуют круги - "ракеты", но обязательно на несколько кругов меньше, чем играющих. Все участники встают в круг в центре площадки. По команде ведущего идут по кругу, взявшись за руки, говоря слова: "Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!" После этого все бегут к "ракетодрому" и занимают места в "ракетах". Кто не успел занять место - выбывает из игры.

В ПОЛЕ ВЫРОСЛА - РУБАШКА

Карточки с рисунками (рулон ткани, клубок, прялка, кустик льна, веретено, рубашка) спрятаны в конверте. Участникам игры необходимо быстро расставить карточки так, чтобы получился путь, который "проходит" рубашка от кустика льна до готовой модели.

МЫ ВСЕ ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА-

Участникам игры предлагается как можно дольше попрыгать со скалкой, разбившись на пары, тройки, четверки игроков.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

Участникам конкурса зачитываются эпизоды или цитаты, или отдельные фразы из какого-то литературного произведения. Участники должны из множества книг выбрать ту, про которую, по их мнению, идет речь. Первый, назвавший правильный ответ, получает титул победителя.

ПОРОДИСТЫ

Будущим певцам выдаются карточки, на которых написаны фамилии политических лидеров разных лет (Горбачев, Ленин, Сталин, Брежнев, Ельцин, Жириновский и т.д.). Задача игроков - исполнить песню в том образе, который указан на карточке. Тексты песен, которые предлагаются для исполнения, должны быть хорошо знакомы, а еще лучше - напечатаны на карточках с обратной стороны.

ОБЪЕМ ЛЕГКИХ

Надуть воздушные шары за отведенное время без помощи рук.

ЛОПНИ ШАР

Конкурсанты получают боксерские перчатки. Им дается задание - как можно быстрее лопнуть определенное количество воздушных шаров за отведенное ведущим время.

ГЕРАЛЬДИКА

Рисунки гербов разных городов, стран разрезаются по горизонтали пополам. Задача участников - как можно быстрее отыскать правильные варианты и предложить их на суд ведущего и зрителей. По количеству верных изображений гербов определяется победитель.

СОБЕРИ КОЛОДУ

Участников игры - двое или четверо. Помогать им будет весь зрительный зал. Игрокам выдается по одной карте - туз какой-либо масти. Остальные карты раздаются в зале. Задача "тузов" собрать все карты своей масти от "шестерки" до "короля" как можно быстрее. Обладатели карт - зрители могут бежать к "тузу" только после того, как уже рядом с ним оказалась предыдущая карта.

ДИЗАЙНЕРЫ-МОДЕЛЬЕРЫ

Задача участников - как можно быстрее с помощью брызгалок, наполненных растворами разных цветов, разукрасить футболку, майку - "Аля авангард!" Чей "проект" неотразимее определяют зрители. Все игроки получают эти футболки на память.

ОТЫЩИ НЕВЕСТУ

Участникам состязания выдаются клубки, концы которых у кого-то в конце зала. Задача конкурсантов - сматывая нить, как можно быстрее добраться до той, у кого в руках кончик ниточки клубка.

Каждый из играющих выбирает себе имя по названию одной из кухонных вещей, например, тарелка, вилка, нож, кочерга и т.д. Один из играющих начинает спрашивать про самые разные предметы из окружающей их обстановки, про самого себя, про собеседника - его внешний вид, привычки, привязанности и т.д. Например: "У вас вместо глаз что?" Или: "С кем вы чаще всего целуетесь?" или: "Чем вы любите угощать гостей?" или: "Что больше всего возбуждает ваш аппетит?" Главная задача водящего - поставить такой вопрос, ответ на который невольно вызывает смех как у конкретного собеседника, так и у всех играющих. Отвечающий на вопросы должен прибегать, отвечая, только к одному слову - к имени, которым он назвался - вилка, нож и т.д. Дополнительно разрешается использовать только предлоги. Засмеявшийся выбывает из игры.

Для проведения этого конкурса необходимо заранее записать фонограмму вступлений к телерекламам и предложить участникам продолжить текст, который, по их мнению, звучит после музыкальной заставки. Наиболее сведущие - получают призы - те вещи, предметы, рекламу которых они знают наизусть. Для этого конкурса лучше иметь фонограммы тех рекламных телероликов, которые уже немного подзабылись.

"КОНДУКТОР"

Игрокам раздаются билеты - карточки с названиями городов - это место назначения. "Кондуктор" - ведущий спрашивает: "Вы знаете в какой стране находится этот город?" Если владелец "билета" с названным городом отвечает правильно, его "билет" "компостируют". Выигрывает тот, у кого больше "прокомпостированных билетов".

КОНКУРС СВИСТУНОВ

Чей свист окажется самым громким и залихватским? Конкурс можно проводить под музыкальную фонограмму. Лучший "соловей-разбойник" получает приз.

"ПОПРОБУЙ ДОГАДАТЬСЯ"

В записи звучит какой-либо информационный текст - возможно метеорологическая сводка. Предложив участникам внимательно слушать текст, чтобы потом суметь воспроизвести его, ведущий через каждые доли секунды убирает громкость записи, затем снова на долю секунды добавлет звук. Игроки после прослушивания произносят свой вариант текста, а затем слушают его таким, как он должен звучать. Наиболее внимательные и догадливые, сумев безошибочно досказать то, что было упущено, получают награду.

Ведущий предлагает зрителям отдать ему свои наручные часы для проведения конкурса. Получив их, он предлагает участнику конкурса завязать глаза, затем раскладывает часы по пути следования конкурсанта и предлагает игроку пройти с завязанными глазами дистанцию, не наступая на разложенные часы. Осторожно ступая, участник продвигается по дистанции, а ведущий перед ним убирает часы. Вышагивание игрока, старающегося не наступить на часы, вызывает смех у окружающих. После завершения маршрута часы возвращаются хозяевам.

ВОДОХЛЁБЫ

Задача каждой команды с помощью рук заполнить водой дуршлак. У какой команды он переполнится, та и побеждает.

Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову - человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно - только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова "прячут" рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа.

КТО САМЫЙ ЛОВКИЙ?

Расставьте фигурки на полу. Все ходят по кругу под музыку за ведущим и по свистку или как прекратилась музыка должны схватить фигурку. Кому не досталось, тот выходит из игры. Количество фигурок уменьшается каждый раз на одну.

ПОЖАРНЫЕ

Выверните рукава двух курток и повесьте их на спинки стульев. Стулья поставьте на расстоянии одного метра спинками друг к другу. Под стульями положите веревочку длиной два метра. Оба участника стоят у своих стульев. По сигналу они должны взять куртки, вывернуть рукава, надеть, застегнуть все пуговицы. Потом обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дернуть за веревочку.

ДОСТАНЬ ЯБЛОКО

Для игры необходим большой таз с водой. В таз бросают несколько яблок, а затем игрок встает на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды.

ОТКУСИ ЯБЛОКО

Яблоко привязывают за черенок и подвешивают. Участники подходят к яблоку по одному и пробуют откусить его, держа руки за спиной. А сделать это трудно.

СОРЕВНОВАНИЕ ТЕЛЕФОНИСТОВ

Две группы играющих 10-12 человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Руководитель подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает ее (по секрету) первому в каждой команде. По сигналу руководителя первые в ряду начинают передавать ее на ухо второму, второй-третьему и так до последнего. Последний, получив "телефонограмму", должен встать и громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше ее произнесет.

Скороговорки

Расскажи мне про покупку.- Про какую про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку свою;

Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой, сорок сорок в короткий срок слетелись и сели под горкой;

Променяла Прасковья караси на три пары чистокровных поросят, пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все;

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортавывать-зарапортовался;

Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Все садятся в рядок. Левый крайний шепчет что-то своему соседу на ухо, тот дольше. Правый крайний говорит вслух то, что до него дошло. Тот, кто начинал, сообщает, что именно хотел передать он. Порой искажения бывают очень забавными. После каждого "звонка" надо пересаживаться, чтобы все смогли побывать на концах "провода"

НАЙДИ МЕСТО

В ряд ставят стулья, сиденьями поочередно в разные стороны. Водящий берет длинную палку и начинает обходить сидящих на стульях. Если около кого-то он стукнет палкой об пол, этот играющий должен встать со стула и пойти следом за водящим. Так водящий ходит вокруг стульев, стучит то тут, то там, и вот за ним следует целая свита. Водящий начинает удаляться от стульев, ходит кругами, змейкой; остальные повторяют все за ним. Вдруг, в неожиданный для всех момент, Водящий дважды стучит по полу. Это сигнал к тому, чтобы все немедленно заняли свои места. А это теперь не так-то просто, поскольку стулья смотрят в разные стороны. Сам водящий старается занять место одним из первых. Теперь водит тот, кому не досталось места.

ЛУЧШИЙ ШОФЕР

К двум машинкам привязываем длинные нитки, а на их концах карандаши; игроки начинают наматывать нитки на карандаши. Побеждает тот, кто быстрее смотает всю нитку.

МАТРЕШКИ

На стуле лежат два сарафана и две косынки. Кто быстрее наденет сарафан и повяжет косынку, тот победитель.

БЫСТРЫЕ ВОДОНОСЫ

Участвуют два человека. На двух стульях стоит миска с водой и лежит по одной ложке. В нескольких шагах стоит еще два стула, а на них пустой стакан. Кто первый заполнит пустой стакан, тот - победил.

ВЕРЕВОЧКА

Два стула ставятся спинками друг к другу, под ними продергивается веревочка. По команде ведущего два участника ходят вокруг своих стульев. По команде садятся на свой стул и выдергивают из-под него веревочку. Игра проводится до трех раз. Кто побеждает дважды - получает приз.

ВОПРОС СОСЕДУ

Все садятся в круг, ведущий -в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например: "Как тебя зовут?", "Где ты живешь?" и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответит тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.

ХОЗЯЮШКИ

Две куклы лежат в кроватках. Два участника игры должны разбудить кукол, сделать с ними зарядку, умыть, почистить им зубы, причесать, убрать постель, одеть, накормить, погулять с куклой, поиграть с ней, вымыть ей руки, накормить, умыть, раздеть, положить в постель и спеть колыбельную песенку. Побеждает тот, у кого это быстрее и лучше получится.

НА БОЛОТЕ

Двум участникам дают по два листа бумаги. Они должны пройти через "болото" по "кочкам" - листам бумаги. Нужно положить лист на пол, стать на него двумя ногами, а другой лист положить впереди себя. Переступить на другой лист, обернуться, взять снова первый лист и положить впереди себя. И так, кто первый пройдет через комнату и вернется назад.

РАЗДАВИТЬ ШАРИК СОПЕРНИКА

Двум человекам дается по одному надувному шарику, который они привязывают к левой ноге. Правой же ногой надо раздавить шарик соперника.

РАЗЫГРЫВАНИЕ ПРИЗА НА СЧЕТ ТРИ

Два участника стоят друг против друга - перед ними на стуле лежит приз. Ведущий считает: раз, два, три...ста, раз, два, три....надцать, раз, два, три...дцать и т.д. Побеждает тот, кто окажется внимательней и первым возьмет приз, когда ведущий скажет - три.

Играющий становится перед стулом с кеглей, идет 8-10 шагов вперед, останавливается. Затем ему завязывают глаза, предлагают повернуться вокруг себя один - два раза, пройти обратно то же количество шагов обратно к стулу и, подняв руку, сверху опустить ее на кеглю. Выполнивший задание получает приз.

КАРТОШКА В ЛОЖКЕ

Надо пробежать определенное расстояние, держа в вытянутой руке ложку с большой картофелиной. Бегут по очереди. Время бега засекают по часам. Если картофелина упала, ее кладут обратно и продолжают бег. Бежать без картофелины нельзя! Побеждает показавший лучшее время. Еще увлекательнее состязание команд.

НЕ ХУЖЕ КЕНГУРУ

Нужно пробежать, а вернее - пропрыгать определенное расстояние, зажав между коленями теннисный мяч или спичечный коробок. Время засекают по часам. Если мяч или коробок падает на землю, бегун поднимает его, снова зажимает коленями и продолжает бег. Побеждает показавший лучшее время.

Смешайте на столе кучку из гороха, фасоли, чечевицы, сушеной рябины, калины - что найдется под рукой: 3-4 разных вида, не больше. Надо разобрать все на однородные кучки - с завязанными глазами. Побеждает тот, кто за определенное время (его устанавливают заранее) разберет большее число зерен и ягод. Если что-то попадет не в ту кучку, из нее вынимают два зерна или ягоды - как штраф.

СМОТАЙТЕ ШНУР

На середине шнура завязывают узелок, а к концам прикрепляют по простому карандашу. Нужно намотать свою часть шнура на карандаш. Кто быстрее дойдет до узелка - победитель. Вместо шнура можно взять толстую нитку.

БИЛЬБОКЕ

Старинная французская игра с привязанным шариком, который подбрасывается и ловится в ложечку. Возьмите толстую нитку или шнурок длиной 40 см. Один конец приклейте липкой лентой к шарику от настольного тенниса, а другой - к донышку пластмассового стаканчика или привяжите к ручке пластмассовой кружки. Ваше бильбоке готово. Играют несколько человек. Надо подбросить шарик вверх и поймать его в стаканчик или кружку. За это начисляется одно очко. Ловить шарик по очереди до промаха. Промахнувшийся передает бильбоке следующую за ним игроку. Победителем становится тот, кто первым наберет условленное количество очков.

Хозяйка предлагает по листу бумаги командам, на котором коллективно рисуется слон, с закрытыми глазами: один рисует тело, другой закрывает глаза и рисует голову, третий ноги и т.д. Кто быстрее и похожее нарисует - получает очередное очко.

Выходят по двое от каждой команды и становятся рядом: рука об руку. По парам соприкасающиеся руки связывают, а свободными руками, то есть один из участников левой, а другой правой рукой должны завернуть приготовленный заранее сверток, обвязать его тесемкой и завязать на бантик. Чья пара вперед - получает очко.

КРИВАЯ ДОРОЖКА

На полу проводят мелом кривую, змеевидную черту - дорожку. Смотря все время под ноги сквозь перевернутый бинокль, нужно пройти дорожку с одного конца на другой и не споткнуться.

КОЛПАК НА КОЛПАКЕ

Склейте один большой колпак и несколько маленьких - желательно разноцветных. Маленькие колпаки подвешивают на крепкой нитке. Играющие по очереди надевают большой колпак и завязывают глаза. Надо три раза повернуться вокруг своей оси, присесть и, выпрямившись, попасть большим колпаком в маленький.

НАРЯДИ ЕЛОЧКУ

Делают несколько елочных игрушек из ваты (яблочки, груши, рыбки) с проволочными крючками и удочку с таким же крючком. Нужно с помощью удочки повесить на елку все игрушки, а потом той же удочкой снять их. Выигрывает тот, кто сумеет сделать это за установленное время, например за две минуты. Елочкой может служить укрепленная на подставке еловая ветка и даже какая-нибудь сухая ветка с сучками.

ГРАДУСНИК

Без помощи рук обе команды на скорость передают бутафорский градусник так, чтобы он обязательно находился под левой рукой.

ПУТЕШЕСТВИЕ

Цветным мелом на полу рисуется несколько пересекающихся, переплетающихся "тропинок" разного цвета. Игроки, выбрав свою "тропинку", стараются как можно быстрее дойти, добраться до конца пути. Кто первым окажется у цели - победитель.

ПРОВОРНАЯ ГОЛОВА

Участникам конкурса выдаются колпаки, на концах которых укреплены иглы. Необходимо, как можно быстрее иглой лопнуть большее количество воздушных шаров.

ПИСАТЕЛЬ

Участникам предлагается составить рассказ из названий газетных статей, вырезанных и закрепленных на карточки.

ВЗЛОМЩИК

Игрокам выдается связка ключей, закрытый навесной замок. Необходимо как можно быстрее подобрать ключ из связки и открыть замок.

МОРСКОЙ ВОЛК

Игрокам предлагается на толстой веревочке завязать по пять узлов как можно туже. Узлы могут быть любые - как морские, так и обыкновенные. Когда задание выполнено, предлагается развязать узлы. Кому это удалось сделать быстрее, тот и получает призовое очко.

Необходимо написать - "как курица лапой". Участникам к ногам крепятся фломастеры, кто быстрее и понятнее написал заданное слово - победил в игре.

АВТОПОРТРЕТ

На листе ватман сделаны две прорези для рук. Участники берут каждый свой лист, продев руки в прорези, рисуют кистью портрет, не глядя. У кого "шедевр" получился удачнее - забирает приз.

По запаху с завязанными глазами необходимо определить и сказать название цветка.

ЗНАТОК ЖЕНЩИН

В игру приглашаются двое мужчин, каждый получает по указке в руки. Выносятся плакаты с нарисованными на них женскими платьями. На платьях есть все детали - рюшки, защипы, пройма, шлица, разрез и т. д. Ведущий, не показывая, называет деталь, а мужчины показывают указкой. Кто не смог - проиграл.

Два участника получают по большому сачку на длинной палке и по воздушному шарику. Задача игроков - как можно скорее поймать соперника в сачок, стараясь не "потерять" шарик.

НАДЕНЬ КОЛПАК

Бумажный колпак, расположенный на длинной палке, необходимо надеть на голову соперника. Играют два участника, стараясь как можно быстрее "околпачить" друг друга.

"Банкиром" станет тот, кто быстрее всех вытрясет содержимое банок с монетами через узкую прорезь в крышке, не прибегая к помощи посторонних предметов.

За отведенное время изготовить цепь с помощью скрепок. Чья цепь окажется длиннее - побеждают в конкурсе.

ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ

Сначала участникам конкурса предлагается "открыть" новую планету - надуть как можно быстрее воздушные шары, а затем "заселить" эту планету жителями - быстро нарисовать на шаре фигурки человечков фломастерами. У кого "жителей" на планете окажется больше - победитель!

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР

На большом листе ватмана вразброс изображены различные денежные знаки. Их необходимо быстро сосчитать, причем вести счет нужно так: один доллар, один рубль, одна марка, две марки, два рубля, три марки, два доллара и т.д. Кто сосчитает верно, не сбившись, дойдя до дальней купюры - тот и победитель.

При помощи обыкновенной спринцовки необходимо провести теннисный шарик по всей дистанции "марафона", стараясь быстрее добраться до финиша.

СКАЗОЧНИК

Гостям напоминаются сюжеты известных русских сказок и предлагается составить и рассказать новые версии - в жанре детектива, любовного романа, трагедии и т.д. Победителя определят гости с помощью аплодисментов.

На участников конкурса надевается как упряжка, длинная веревка, и каждый из двух участников старается "утянуть" соперника за собой, в свою сторону. При этом каждый старается дотянуться до приза, который расположен в полуметре от каждого игрока.

ФИЛЬМ УЖАСОВ

Условия таковы - в кассете пять яиц. Одно из них сырое, предупреждает ведущий. А остальные - вареные. Необходимо разбить яйцо об лоб. Кому попадется сырое, тот самый смелый. (Но вообще-то яйца все вареные, а приз получает просто последний участник - он осознанно шел на риск стать всеобщим посмешищем.)

САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

Играют 2-3 человека. Ведущий читает текст: Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз. Лишь скажу я цифру 3, - приз немедленно бери. " Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри рыбешек мелких увидали, и не одну, а целых семь". Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи. Возьми и на ночь повтори разок - другой, а лучше 10". "Мечтает парень закаленный стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, а жди команду: раз, два, марш! " Однажды поезд на вокзале мне 3 часа пришлось прождать..." (если не успевают взять приз, его забирает ведущий). " Ну что ж, друзья, вы приз не брали, когда была возможность брать".

МОРСКОЙ ВОЛК

В игре участвуют две команды по два человека. Ведущий дает задание: "Если на море сильный ветер, моряки знают одну хитрость - они завязывают ленточки бескозырки под подбородком, плотно закрепляя их тем самым на голове. Бескозырка - одна на команду". Каждый игрок выполняет команду одной рукой.

Игрокам предлагается, одев ласты и глядя в бинокль с обратной стороны, пройти по заданному маршруту.

ПЕРЕДАВАЙ ШАПКУ

Все участники встают в два круга - внутренний и внешний. У одного игрока на голове шапка, ее нужно пустить по своему кругу, условие одно - шапку передавать с головы на голову, не касаясь ее руками. Выигрывает та команда, в которой игрок под номером один вновь окажется в шапке.

РАЗБЕЙ ГОРШОК

На кол вешается горшок (можно положить его на землю или на пол). Водящему завязываются глаза и дается палка. Задача - разбить горшок. Чтобы усложнить игру, водящего можно "запутать" : перед тем, как дать палку, покружить вокруг себя несколько раз.

ВЕСЕЛЫЕ МАРТЫШКИ

Ведущий говорит слова: "Мы - веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках и друг другу даже язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я цифру 3, - все с гримасами замри.". Игроки повторяют всё за ведущим.

БАБА-ЯГА Игра эстафетная. В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы - швабра. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке - швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК Участникам игры придется изобразить мошенников из сказки "Золотой ключик". Вызываются две пары. Один в каждой паре - лиса Алиса, другой - кот Базилио. Тот, кто Лиса - сгибает в колене одну ногу и, придерживая ее рукой, вместе с Котом, у которого завязаны глаза, обнявшись, преодолевают заданную дистанцию. Пара "доковылявшая" первая получает "золотой ключик" - приз.

Игры из сборника «Чем развлечь гостей» (разные номера)

МЯЧ ПОД ПОДБОРОДКОМ Выбираются две команды, которые встают в две линии (в каждой чередование: мужчина, женщина) лицом друг к другу. Условие - играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мяча руками ни в коем случае нельзя, при этом разрешается касаться друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч.

ОПУСТИТЬ ЯЙЦО Пары встают спиной друг к другу, несколько наклонясь вперед. Между спинами (чуть пониже) зажато яйцо. Задание - аккуратно опустить его на пол. Выигрывает пара, у которой яйцо осталось целым. Яйцо можно заменить резиновым мячиком. При этом конкурс выигрывает та пара, мяч у которой, коснувшись пола, не укатился в сторону.

ПОДНИМИ МЯЧ ДО ПОДБОРОДКА Партнеры (мужчина и женщина) становятся друг против друга, держа между животами маленький резиновый мяч. Задача - вращательными движениями докатить мяч до подбородка того, кто из партнеров меньше ростом.

ОДЕНЬ ДАМУ Каждая дама держит в правой руке скрученную в клубок ленту. Мужчина губами берет кончик ленты и, не прикасаясь руками, обматывает лентой даму. Выигрывает тот, у кого наряд получится удачнее, или тот, кто быстрее справится с заданием.

НАХОДЧИВЫЕ ГОСТИ Приглашается несколько пар. Каждому участнику игры завязываются глаза. Затем к разным участкам одежды цепляются несколько бельевых прищепок. По сигналу ведущего нужно снять все прищепки со своего партнера или партнерши. Та пара, которая справится с заданием быстрее, выигрывает конкурс.

ВЕСЕЛЫЙ ПОРТНЯЖКА Для игры необходимо собрать две команды, в которых равное количество мужчин и женщин. Все они встают в линии (мужчина - женщина - мужчина - женщина). Выбираются два портняжки. Каждый из них получает по небольшой деревянной палочке, в которую вдета длинная шерстяная нить (лучше, если она свита в клубок). По сигналу ведущего начинается "шитье". Мужчинам портняжка продевает нитки через штанины, а женщинам через рукава. Выигрывает тот портняжка, который "прошьет" свою команду быстрее.

ПЕРЕКАТИ ШАРИК В игре участвуют несколько пар. Каждая пара получает по два пинг-понговых шарика. Мужчины прокатывают эти шарики из правого рукава дамы в левый рукав. Дамы прокатывают шарики через брюки мужчины из правой штанины в левую.

КУДА ВЛОЖИТЬ ДЕНЬГИ?Ведущий вызывает две пары (в каждой паре мужчина и женщина): "Сейчас вы постараетесь как можно быстрее открыть целую сеть банков, вкладывая в каждый только одну купюру. Получите начальные взносы! (Выдает парам деньги-фантики).Банками для ваших вкладов могут служить карманы, лацканы, и все укромные места. Постарайтесь как можно быстрее оформить свои вклады, открыть как можно больше банков. Приготовились, начали!". Ведущий помогает парам выполнять задание, по истечении 1 минуты ведущий подводит итоги. Ведущий: "Сколько купюр осталось у вас? А у вас? Великолепно! Все деньги вложены в дело! Молодцы! А теперь я попрошу женщин поменяться местами и как можно быстрее снять со счетов всю сумму. Открывайте банки, снимайте деньги! Внимание, начали!". (Звучит музыка, женщины отыскивают деньги у чужих партнеров).

СНАЙПЕР Игрокам на талии укрепляются ремни, к которым на веревке подвешено яблоко. Перед игроками ставится досочка с гвоздями. Необходимо как можно быстрее "наколоть" яблоко на гвоздь (посадить).

СПИРТОМЕР В "тесной" компании двум подвыпившим мужчинам предлагается проверить, кто более пьян. Для этого им выдаются фломастеры, а сзади них - нарисованную на ватмане шкалу, где указаны по нарастающей градусы - 20, 30, 40 градусов и выше. Задача участников - нагнувшись, протягивая руку к "Спиртомеру" между ног, отметить фломастером градусы на шкале. Каждому хочется быть более трезвым, поэтому градусы на шкале располагают от большего числа к меньшему, чтобы игроки тянули руки выше.

ОГНЕТУШИТЕЛИ Игрокам привязывают на ремни веревки, к концам которых прикреплены или спичечные коробки, или смоченная вата. Перед игроками ставится по зажженной свече. Конкурсантам нужно как можно быстрее без помощи рук потушить свечу.

ПОПАДИ В КОШЕЛЕК Участвуют несколько пар. Дамам к поясу впереди прикрепляют большой бутафорский кошелек, мужчинам - денежную купюру большого размера. Необходимо, не касаясь руками кошелька, купюры и веревок, на которых они прикреплены к поясу, положить купюру в кошелек дамы.

ДИКИЙ ПЛЯЖ Играющие встают в пары. Ведущий приглашает всех на "дикий пляж", где объявляются танцы. Танцующим выдаются пластинки (мужчинам одна, женщинам три) - "для того, чтобы интимные места не возбуждали отдыхающих на пляже". Звучит музыка, начинаются танцы. Игрокам необходимо во время танца не потерять ни одной пластинки, а для этого танцевать приходится тесно прижавшись друг к другу.

ЗАГОНИ МЯЧ В ВОРОТА Каждому из участвующих к поясу впереди привязывается бутылка, кому из-под водки, кому из-под шампанского, молока, коньяка. На линию перед каждым положен пинг-понговый шарик. Выигрывает конкурс тот, кто первым загонит бутафорский шарик в ворота.

РУЧЕЁК На пол кладётся дорожка обоев. Женщинам предлагается широко расставляя ноги, пройти по "ручейку", не замочив ног. После первой попытки предлагается повторить "прогулку по ручейку", но уже с завязанными глазами. Все остальные будущие участницы игры не должны видеть, как она проводится. Пройдя ручеёк с завязанными глазами, и в конце пути сняв с глаз повязку, женщина обнаруживает, что на ручейке лежит мужчина, лицом вверх (мужчина укладывается на обои уже после того, как выполнено задание, но еще не снята повязка с глаз участницы). Женщина смущается. Приглашается вторая участница, и, когда всё повторяется снова, первая конкурсанта от души смеётся. А потом третья, четвёртая... Всем весело!

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Это только на первый взгляд, кажется, что развлечь гостей будет трудно. Но на самом деле это не так и трудно, и у многих есть для этого свои способы. Например, тамада сразу же пытается напоить спиртным всех, чтобы гости стали веселее и принимали участие в играх и конкурсах. Многие ведущие показывают мини номера с переодеванием и сами принимают в них участие. А некоторые устраивают stand up, чтобы гости «загрузились» юмором и выкинули из головы все свои проблемы. И так можно перечислять долго, но мы не станем. Ведь у нас есть свои идеи, как развлечь гостей на дне рождения взрослого человека за столом. Вашим гостям даже не придется выходить из-за стола, чтобы получить максимум удовольствия от праздника.

Первое, что мы вам предлагаем, это застольные игры. В этой статье мы опишем несколько таких игр, а если вам понравится, и вы захотите посмотреть их все, тогда милости просим вот .
Первая игра – ухо, нос.
В этой игре такие правила. Гости берут правой рукой своё левое ухо. А своей левой рукой свой нос. Все взяли? А теперь предложите им поменять руки. То есть, правой рукой взять нос, а левой рукой взять правое ухо. У всех получилось? И так постепенно прибавляйте темп, чтобы гости быстрее меняли руки.
Вторая игра – я люблю.
В принципе, эта игра может называться и по-другому, это мы её так назвали, и скоро вы поймете почему. Первый игрок говорит фразу: я люблю… и далее то, что он любит. Например: я люблю, есть фрукты. Значит второй игрок должен сказать, что любит он, но его предложение должно начинаться на последнюю букву фразы первого участника, то есть, на букву Т (так как слов на букву Ы нет). Далее пример игры:
Я люблю есть фрукТы.
Я люблю Топать ногамИ.
Я люблю Играть в тенниС
Я люблю Спать стоЯ
Я люблю Японскую кухнЮ
И так далее. суть игры напоминает игру в города. Если хотите, то можно поменять первую фразу на более узкую, например, на: я всегда по утрам… или: однажды ночью я…
Чем уже и пикантнее фраза, тем веселее будут ответы гостей.

После таких безобидных игр можно подать что-нибудь погорячей. Например, поиграть в исполнение желаний. То есть, вы делаете карточки, а на них пишите веселые задания для гостей. Кто какую карточку вытащил, тот и выполняет это задание. Примеры заданий:
1. Ты спокойно к этому отнесись,
И так сразу не бесись.
Анекдот друг с тебя,
Чтобы смеху было… много!

2. Вы сидите хорошо?
А сплясать вам так слабо?
Плечиками вы водите,
И нам танец покажите.

3. А вам тост сказать пора,
Вы придумайте его сперва.
Что, придумали? Хорошо!
Теперь прокукарекайте его!

Понравились задания? Смотрите ещё больше подобных заданий .

Для следующего развлечения надо постараться заранее. Вам надо нарисовать на листах ватмана пословицы и поговорки. Да, именно нарисовать. Вот как они произносятся, так вы их и рисуйте. Тут не важна красота, тут важна оригинальность. Потом показывайте гостям свои шедевры по очереди, а гости пусть угадывают, какие пословицы вы изобразили.

Также на ура идут игры под названием фанты. То есть, это такие же задания для гостей. Только «помягче» и не обязательно в стиха. Тут главное не рифма, а то, что гостям надо будет сделать.
Например:
- нацепите себе накладные усы, и проходите в них весь вечер.
- вам так к лицу маскарадная маска! Одевайте её немедленно!
- не хотите примереть ушки эльфа?
И так далее. И это только начало игры, ведь таким образом вы украсите вех гостей. И когда все гости будут красивые, то можно устроить интересную и незабываемую фотосессию.

А напоследок предложите своим гостям попеть песни. Только не обычные песни, а интересные и прикольные песни переделки. Смотрите тексты таких песен

Если к мероприятиям вне дома развлекательная программа, как правило, прилагается, то прием гостей на своей территории обычно ставит хозяев в тупик. Как сделать праздник веселым? Как развлечь гостей – викторины, конкурсы и прочие развлечения мы внесли в универсальный список. Это непременно поможет скрасить досуг и вам и вашим гостям. Ведь не салатом единым…

38 1195288

С чего начать подготовку, чем развлечь гостей? Конечно, с анализа. Определитесь: кто ваши гости (их возраст, пол, степень актив­ности, количество). В зависимости от результатов у вас получится семейное застолье, девичник или мальчишник, смешанная молодежная компания. Что ж, теперь пора действовать!

СЕМЕЙНОЕ ЗАСТОЛЬЕ

Итак, у вас в гостях куча родственников всех возрастов и полов, от трехлетней племянницы до 90-летнего дедушки. Чем их развлечь? Салата оливье, курицы, фотографий из семейного архива и обсуждения троюродного дяди тети наверняка будет недостаточно для «убойной» вечеринки.

Бинго. Эта игра считается беспроигрышным вариантом для разновозрастной компании. Подручным материалом могут стать карточки и бочонки от обычного лото. Игра делится на три тура: в первом выигрывает тот, у кого закрывается первый ряд цифр в карточке, во втором - участник, у которого закрываются два ряда, а в третьем - тот, у кого закрываются все цифры в карточке. Не забы­вайте про музыкальные и танцевальные номера между геймами и угощение фирменными коктейлями «Бинго» и «Птица счастья», приносящими удачу (так можно называть любые спиртные напит­ки, соки и лимонад). Разыгрываемые призы долж­ны быть объявлены заранее. Беспроигрышные варианты викторины: хорошее вино, подарочный набор конфет, билеты в кино, пустышка, блокнотик.

Угадай мелодию. Отличная альтернатива застольным песням и караоке. Начинающие меломаны делятся на две команды и пооче­редно слушают 10 известных песен (музыка звучит 15-20 секунд). Если гости из одной команды затрудняются с ответом, право голоса переходит к их соперникам. Правильный ответ - один балл. Выигрывают те, кто набирает наи­большее количество баллов.

Продвинутых любителей музы­ки также нужно распределить по командам. Один человек от коман­ды подходит к ведущему и получа­ет название песни, которую он дол­жен пробулькать (промычать, про­свистеть, настучать и т.д.) своим товарищам. Если они угадали – один балл, если нет – право ответа переходит к соперникам.

«Фанты». Отличная игра для любой компании. Каждый гость кладет в шляпу или непрозрачный пакет какую-нибудь мелкую вещь (заколку, ручку, брелок и прочее). Это и есть фант. Один человек становится спиной, а ведущий берет наугад предмет из шляпы и спрашивает: «Что делает этот фант?» Отвернувшийся придумы­вает задание: прокукарекать под столом, рассказать анекдот, стан­цевать, спеть, показать стриптиз (чем моложе компания, тем фри­вольнее могут быть действия). Так продолжается, пока шляпа не опустеет. Затем начинается самое веселое – выполнение заданий.

«Чепуха». Гости делятся на две команды, каждая из которых делегирует одного человека. Ведущий говорит им два разных слова (остальные его слы­шать не должны). Игрок должен объяснить слово своей команде, не произнося ни звука. За каждое уга­данное понятие команда получает очко. Кто быстрее наберет десять очков, тот и победитель. Начинать лучше с простого: названий живот­ных и транспортных средств. Затем перейти на более сложные понятия (любовь, дружба, мечта, диффу­зия), названия городов или стран.

«Пигмалион». Всех гостей нужно разделить по половому при­знаку на две команды. Всем выда­ются воздушные шарики разного размера и формы, цветная бумага, ножницы, скотч. Задача для муж­чин – создать идеальную женщину, для женщин – идеального мужчи­ну. Следующий шаг – сделать ста­тую любви (степень фривольности позы зависит от фантазии гостей).

Вариантов этой игры существу­ет огромное количество: можно вызвать мужа и жену и поручить им создать статую своей половин­ки; если компания преимуще­ственно женская или мужская – ваяйте снеговика, Деда Мороза и Снегурочку. В общем, главное не задание, а процесс совместного творчества.

Чем развлечь гостей молодого возраста?

Ровесникам для веселья не нужен повод. С близкими по возрасту и духу людьми можно смеяться без причины, болтать без умолку и даже танцевать без музыки. Впрочем, это не мешает провести пару-тройку веселых конкурсов и, вспомнив детство, во что-нибудь поиграть.

«Шашки». Эта игра категори­чески не подходит для общества трезвенников и язвенников. Итак, если у вас все в порядке со здоро­вьем, вам потребуются шахматная доска и двадцать стопок – десять с красным вином и десять с белым (для особо стойких – с водкой и коньяком). Стопки расставляются через клетку: с одной стороны – красные, с другой – белые. Правила те же, что и в шашках, только «фигурку» противника нужно не «съедать», а выпивать. Стопки можно также расставить не через одну, а по углам и играть в «угол­ки». Если среди гостей есть любители шашек, то можно устроить сеанс одновременной игры с несколькими противника­ми. Главное, не нанести вред здо­ровью гроссмейстера!

«Эйфелева башня». Данная викторина также рассчитана на смелых духом и здоровых людей. Все участники игры строят аналог французской достопримечательности из пласти­нок домино – две ставятся верти­кально, одна – верхняя – горизон­тально. Тот, по чьей вине башня рушится, должен выпить бокал шампанского или вина (рюмку водки).

«Дефолт». В конкурсе вызываются 3-4 пары. Девушкам выдаются деньги (5-7 купюр небольшого достоинства), включается зажига­тельная мелодия, и, пока она звучит, они делают вклады, то есть прячут деньги у своего молодого человека в одежде. После этого ведущий завя­зывает девушкам глаза, а молодых людей меняет местами. Затем кто-нибудь громко кричит: «Дефолт! Снимайте вклады!» Включается та же мелодия, и, пока она звучит, девушки должны успеть найти день­ги и «снять вклады».

ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ

Главным развлечением на девичниках и мальчишниках, конеч­но же, являются задушевные раз­говоры и распитие (порой в очень больших количествах) спиртных напитков. Однако никто не мешает вам сделать несколько домашних заготовок. Караоке, настольные игры типа «Монополии» и «Белой вороны», кассеты с фильмами, а также электронный дартс и игро­вая приставка – это здорово, но почему бы не повеселиться и без вспомогательных средств? Помните: литрбол – не единственный на свете способ развлечь гостей.

«Я никогда НЕ». Это развлече­ние идеально подходит для девич­ника. Подружки садятся в круг и по очереди признаются в том, чего они никогда не делали. «Я никогда не пробовала устриц», «Я никогда не изменяла мужу», «Я никогда не целовалась с Петей»... Заветную фразу можно поменять на «Один раз я...», «Больше всего мне стыдно за...», «Я люблю...», «Моя свекровь сказала...»

«Бумажки». На самом деле, эта игра представляет собой всего лишь более спокойный вариант «Чепухи». Участники пишут на бумажках слова, складывают их в шапку, а после по очереди объясняют выпавший им вариант. К примеру, если на бумажке написано «корова», вы должны сказать: «Это животное, которое мычит и дает молоко». Главное – уложиться в 10 секунд. Выигрывает либо дружба, либо тот, кого чаще всего понимали с первого раза или слова.

Теперь вы точно знаете, как развлечь гостей – викторин, конкурсов великое множество. Главное, не перестараться и не «загрузить» гостей ими по самое «не могу». Ведь важность и ценность простой задушевной застольной беседы ещё никто не отменял…

ПАМЯТКА ОРГАНИЗАТОРУ

Не забудьте:

1. Купить небольшие призы для конкурсов. Чем смешнее они будут – тем лучше.

2. Придумать названия для команд (к примеру, «Бизоны бухгалтерии» против «Блондинок», «Красавицы» и «Чудовища» и проч.).

3. Предложить альтернативные развлечения для тех, кто не любит участвовать в конкурсах. Положите на видное место семейные альбо­мы и видеозаписи или поставьте на кухне кальян.

Намечается семейный праздник, юбилей, свадьба или просто встреча хороших людей за накрытым столом. Все придут нарядные, веселые, будут говорить тосты, выпивать, кушать и прекрасно проводить время. Чем же занять гостей в перерывах между тостами или когда до задушевных разговоров еще не дошло, а расходиться по домам рано? Несколько советов по развлечению гостей за столом помогут вам сделать праздник ярким и запоминающимся.

Подготовьте интересные конкурсы с небольшими призами и подарками победителям и участникам. Например, игру в шарады, викторину, конкурс анекдотов или песни. Чем более сплочённый коллектив собрался на празднике, тем более откровенными могут быть вопросы и тем более веселыми задания. Вопросы гостям напишите на большой ромашке из бумаги. Пусть каждый оторвет себе лепесток и постарается дать правильный ответ. Это могут быть вопросы, связанные с причиной собрания гостей, именинником или праздником, ради которого организованы посиделки. Заранее приобретите настольные игры в магазине игрушек или отделе с приколами. Пьяные шашки или алкогольная рулетка помогут растопить лед даже самых разрозненных собраний. Суть этих игр в том, что вместо фишек используются небольшие рюмки с алкогольным напитком, по желанию игрока. Проигравший участник выпивает выбывшую из игры стопку или неудачную ставку. Минус таких соревнований в участии небольшого количества гостей и неравномерности опьянения участников застолья. Весело провести время за столом отлично помогает изобретение японского барабанщика – караоке. Подготовьте диск с широко известными хитами отечественных исполнителей, большой экран телевизора и купите специальный микрофон. Либо возьмите необходимое оборудование в прокате вашего города. Есть две современные игры, в которых невозможно не принять участие и остаться равнодушным. Это «Крокодил» и «кто я?». Первая забава задействует одного участника, который без звуков показывает какое-нибудь слово, а остальные должны угадать, что он имел в виду. Загаданное слово заранее пишется на бумаге, чтобы не было обмана. Еще одна игра с угадыванием, когда все участники клеят себе на лоб листочки с написанными на них героями, животными или известными личностями. Задают окружающим вопросы, получая ответ «да» или «нет», и со временем, угадывают кто они. Если вы как организатор застолья обладаете приличным бюджетом праздника, то развлечь гостей за столом могут приглашенные звезды и артисты. Организуйте выступление фокусника, скрипача, известной группы или исполнителя и увидите, какой восторг вызовет это у собравшихся людей. Даже обычный танец живота развеселит и развлечет гостей, заставит обговаривать выступление еще очень долго. На детский праздник пригласите клоунов или аниматоров в тематических костюмах. Веселые герои устроят игры, танцы, развлекут гостей и станут украшением праздничной фото сессии.

Хороший праздник, проходящий в семейном или близком кругу, не нуждается в особенных развлечениях. Люди за столом общаются, вспоминают былое, делятся советами и приятно проводят время. Но выделить праздник из других, сделать его необычным и обсуждаемым помогут застольные развлечения. В этой статье показано: чтобы развлечь гостей, необязательно обладать высокими финансовыми возможностями или связями в шоу-бизнесе, а достаточно просто приложить немного фантазии.


Многие предпочитают проводить торжественные мероприятия в кафе, ресторане или клубе, где есть возможность воспользоваться услугами профессионального аниматора. Но что, если вы решили отметить праздник в домашней обстановке?

Чтобы торжество не превратилось в банальное массовое поедание пищи, необходимо заранее подготовить развлекательную программу. Проявив немного фантазии, вы сможете удивить своих гостей, сделав вечер нескучным и запоминающимся.

На праздник обычно приглашаются близкие люди вместе со своей семьёй. А значит, чтобы развлечь гостей на дне рождения, нужно подобрать такие игры и конкурсы, которые будут интересны и для взрослого и для ребёнка.

  • Если вы и ваши гости любите музыку – прекрасным развлечением будет совместное пение под какой – либо музыкальный инструмент – баян, гитару, фортепиано. Можно устроить импровизированную «мешанину» из любимых песен, когда, допевая куплет одной, музыкант без перерыва начинает играть припев из другого произведения.В это время те, которые не успели вовремя перестроиться, по инерции продолжают петь прошлую песню, тогда как остальные участники уже затянули новую мелодию. Эта весёлая неразбериха гарантированно поднимет настроение у детей и взрослых.
  • Игра для всех возрастов «Крокодил». Гости делятся на две команды. Одна команда загадывает слово, название фильма или крылатую фразу, которую один из участников должен показать при помощи жестов.Другая команда выдвигает версии и пытается отгадать, что же показывает игрок, задаёт ему наводящие вопросы, на которые «крокодил» имеет право отвечать только кивком головы.Игра продолжается до тех пор, пока не будет угадано, что загадала первая команда. Детвора обожает эту игру, ведь редко представляется случай увидеть своего серьёзного родителя в роли дурашливого мима.
  • Танцы по упаду. Ваша компания любит не только попеть или посмеяться, но и обожает танцевать? Тогда этот конкурс для вас. Выберите несколько пар, которые будут соревноваться друг с другом.Изюминка развлечения состоит в том, что пары начинают танец, стоя на большом куске бумаги – это может быть ватман или расстеленная газета. Через каждые 5 – 7 минут делается перерыв, и бумага складывается пополам.Так происходит до тех пор, пока танцоры не смогут устоять на оставшемся клочке и постепенно выбывают из игры. Обычно побеждают игроки, где молодой человек берёт на руки свою половинку и остаётся на листе один.
  • Приятные слова. Этот конкурс нацелен на выражение чувств симпатии и уважения к имениннику. Сидя за столом, гости по очереди говорят связку из двух слов, одно из которых прилагательное, а второе – существительное.Этим словосочетанием они пытаются охарактеризовать «виновника» торжества. Конечно, в самых лестных и приятных выражениях. Например, «Красивая девочка», если вы на дне рождения у женщины или «Благородный рыцарь», если юбиляр – мужчина.
  • Фильм, фильм, фильм… Все любят старые киношедевры и многие из нас отлично знают множество известных кино — фраз.Напишите на листочках по одному высказыванию, сложите в красивую вазу или мешочек, доставайте по очереди и коллективно угадывайте, из какого фильма эти строки. Воспоминания о любимых картинах развеселят гостей и точно никого не оставят равнодушным.

Обратите внимание! Если на вашем празднике собрались гости разных поколений, включая пожилых родителей и маленьких детей, не стоит устраивать игры, связанные с алкоголем или конкурсы с налётом пошлости.

Некоторые присутствующие будут чувствовать себя при этом неуютно. Лучше проводите такие развлечения в кругу близких вам по возрасту и взглядам людей.

Чем занять гостей на юбилее

Вопрос, чем занять гостей на юбилее стоит особенно актуально, так как «круглая» дата празднуется с размахом и большим количеством приглашённых.
Вы можете с успехом использовать игры, предложенные для развлечения на дне рождения, но можете добавить и несколько новых конкурсов:

  • Кричалки. Для этой игры вам понадобится ведущий со списком четверостиший (кричалок), три строчки из которых он читает сам, а крайнюю выкрикивают все хором. При этом последняя строчка объявляется гостям заранее и повторяется в каждом стихотворении.Вы можете сами подготовить слова, а на роль ведущего пригласить самого активного и весёлого из гостей. Примеры кричалок:o Ведущий: Излучаешь дивный свет!
    Лучше и роднее нет,
    Отведёшь рукой ненастье —

    o Ведущий: Сердце — доброе, забота,
    Спорится в руках работа!
    Широта души, участье.
    Гости: Быть с тобою рядом — счастье!
  • Коробка с сюрпризом. В большую непрозрачную коробку складываются предметы мужского и женского гардероба – шляпа, галстук, платок, бюстгальтер, юбочка и прочее.Под весёлую музыку игроки передают друг другу ящик. Неожиданно музыка смолкает и тот участник, у которого в этот момент коробка с сюрпризом, должен не глядя запустить в неё руку, достать вещь и надеть на себя.Особенно смешно, когда попадается одежда противоположного пола – согласитесь, весёлый бантик на мужской голове смотрится довольно юмористично.
  • Подарите желание. Эту творческую игру лучше проводить в тот период застолья, когда гости немного устали от активных забав и требуется небольшая передышка. Раздайте всем по одинаковому белому листу и яркому фломастеру.Пусть каждый приглашённый нарисует, что он желает юбиляру – новый дом, машину, украшения или экзотический отдых. Особенно стараться не нужно, можно изобразить свои пожелания схематично.Главное, чтобы это было от души. Можно устроить продолжение – гости кричат дату исполнения (например: «Это пожелание исполнится через год»), а именинник выбирает из колоды рисунок наугад.

Чем занять гостей на детском дне рождения

Праздник для детей кардинально отличается от застолья для взрослых хотя бы тем, что детей не слишком интересуют блюда праздничного стола. Малыши сразу настроены на активное времяпрепровождение.

До трёх лет детские именины справляют, обычно, в кругу родных. А вот старших деток уже можно заинтересовать коллективными занятиями.

Возраст Развлечение
3 – 4 года Рисуем пальчиками. Нарисуйте заранее на большом листе ватмана дерево со множеством веточек.

Выдайте краски, в которые каждый участник поместит один пальчик и, притронувшись к рисунку, оставит там след – листик.

Можно подписать отпечаток каждого ребёнка, сохранить это совместное творчество и любоваться им через несколько лет.

5 лет Вкусный супчик. Поставьте две одинаковые кастрюли и на некотором расстоянии от них положите горстку конфет, фруктов и сухофруктов.

Участник каждой команды должен по одному продукту переносить в кастрюлю. Победит та команда, которая справится с заданием быстрее.

Особенно весело будет, если возле каждой ёмкости будет стоять маленький «повар» и перемешивать содержимое при помощи большого половника.

6 лет Холодно – горячо. Любимая многими с детства простая игра, когда в тайне от одного участника в комнате прячется игрушка, которую нужно найти при помощи слов «холодно» и «горячо».

Чем ближе к предмету подходит игрок, тем «горячей» становится вокруг. Дети громко и весело помогают своему другу найти секрет.

7 лет Фанты. Напишите на красивых открытках задания и сложите их в большую шляпу.

В качестве испытания может быть просьба прочитать стишок, показать смешной танец или спеть песенку.

В этом возрасте дети любят выступать на публике, а отказавшимся можно поменять задачу, «выписав» штраф – попросив смешно помяукать или хрюкнуть.

Обратите внимание! Продумывая сценарий для детского праздника, не стоит забывать о том, что у каждого ребёнка разный темперамент, данный ему при рождении.

Нельзя заставлять стеснительного малыша делать действия, от которых он испытывает дискомфорт. Ведь главная задача хозяина состоит в том, чтобы все ушли из его дома счастливыми. Особенно это касается маленьких гостей.

Мы привели в статье лишь несколько примеров, как можно весело, нескучно и без особых вложений развеселить своих гостей. Главное помните – если вы устраиваете праздник от всей души, то ваше внимание, добросердечность и забота о гостях никого не оставит равнодушными и торжество вспомнят с улыбкой ещё не раз.

Полезное видео