Консультация для родителей «Значение игры и игрушек в полноценном развитии ребенка. Значение игрушки в жизни ребенка

Значение игрушки в жизни ребенка.

У большинства людей детство ассоциируется с любимой игрушкой. Это неудивительно, ведь игрушка для ребенка – это и верный товарищ, и терпеливый, веселый учитель, именно через игрушки он познает мир, развивает интеллект, фантазию, формирует необходимые навыки.

Игрушка для малыша – это не просто забава, а уменьшенная модель окружающего мира. Глядя на игрушки, в которые играет ребенок, часто можно многое узнать о нем самом.

Конструктор.

Конструктор - это универсальная игра, она нравится детям любого возраста, а играть с ним не надоедает очень долго. Игры с конструктором, как увлекательны, так и очень полезны! Они способствуют правильному развитию умственных и творческих способностей малыша, учат концентрировать внимание и тренируют мелкую моторику, а еще развивают память и усидчивость, ловкость, умение координировать свои движения. Но самое главное – конструкторы помогают детям проявлять их безграничную детскую фантазию. Дети, которые с увлечением возводят различные сооружения из конструктора, как правило, упорны, усидчивы и терпеливы, склонны к точным наукам. Это будущие математики, программисты, архитекторы…

Кроме того, не стоит забывать, что конструктор – отличный материал для дидактических игр («Какого цвета?», «Высокий-Низкий», «Найди такой же», «Какой лишний» и др.).

Машинки.

Для малыша водители – это смелые, интересные люди, которые без труда управляют большими железными автомобилями. Играя в машинки, ребенок копирует поведение взрослого, представляя себя на его месте. Подобная игра не является интеллектуальной, т.к. носит чисто манипулятивный характер.

Таким образом, если ребенок играет только в машинки и не признает никакие другие игры и игрушки, задача родителей предложить малышу такие игры в машинки, в которых ребенок будет развиваться интеллектуально.

Необходимо, чтобы в автопарке ребенка собралась коллекция транспорта всех основных цветов. В процессе игры ненароком называйте цвета машинок , а позднее попросите ребенка «дать маме желтый автобус», «погрузить кубики на синий грузовик» и т.п.

По аналогии с цветовым изучением, можно обучать ребенка в игре понятиям больше-меньше («посмотри, кран большой, а Запорожец маленький»), выше-ниже («грузовик выше легковой машинки»), длиннее-короче (лимузин длиннее, чем Лада).

Не расстраива йтесь , если при первых ваших попытках объяснить эти понятия, ребенок не удерживает долго внимания, не реагирует на ваши вопросы. Понятия, регулярно упоминаемые во время игры, отлично усваиваются ребенком, и спустя некоторое время ребенок обязательно порадует вас накопленными знаниями.

Также можно включать в игру с машинками различные дидактические материалы. Например, изучая устройство пирамидки, можно каждое колечко подвозить к пирамидке на машинке соответственного цвета или разложить колечки по размеру на аналогичные машинки.

Мягкие игрушки.

Детская, заполненная мягкими игрушками, характеризует общительного малыша, для которого взаимодействие с людьми важнее и интереснее, чем с предметами. Ребенок «очеловечивает» игрушки, кормит, укладывает их спать. К тому же мягкая игрушка – идеальный друг, добрый и отзывчивый, который всегда ведет себя правильно.

У психологов есть два мнения по поводу роли мягкой игрушки в жизни ребенка. Одни считают, что «общением» с мягкой игрушкой ребенок компенсирует нехватку родительского внимания и заботы, а также недостаток общения с другими детьми. Другие утверждают, что мягкие игрушки благотворно влияют на психику ребенка, помогают воспитанию таких качеств, как человечность и забота о других.

Как бы то ни было, мягкие игрушки и куклы необходимы для сюжетно-ролевых игр. Здесь они выступают в роли актеров. Период сюжетно-ролевых игр это серьезный этап в развитии ребенка. Он наступает обычно после 2,5 -3 лет. В игре проявляется характер ребенка, также она помогает развить мышление и воображение.

Кроме того, при помощи мягкой игрушки можно обыгрывать разные жизненные ситуации. Объяснять ребенку в доступной для него форме пока еще сложные для его понимания вещи.

Игрушки надо выбирать, а не собирать!

На полках детских магазинов сейчас огромное количество игрушек, и все их купить невозможно, да и ненужно. Родителям не стоит забывать главное правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Так какие же игрушки выбрать для ребенка?

К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов, поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. В этом возрасте ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, и игрушечное отображение реальной жизни позволит ему легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально.

В набор игрушек необходимо включать и всевозможные сортеры, пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать (подобрать подходящее отверстие, расположить по размеру, построить).

Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры (лото, домино, простейшие пазлы).

При покупке игрушки необходимо учитывать 4 основных критерия:

  • Безопасность (материал и качество изготовления)
  • Эстетичный внешний вид (реальные цвет и форма, внешне приятная игрушка)
  • Соответствие возрасту (не покупайте игрушки «на вырост»!)
  • Многофункциональность (чем больше действий можно выполнить с игрушкой, тем лучше)

С 2-3-х лет целесообразно введение в игровое пространство ребенка так называемых предметов-заместителей (всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек). Именно в этот период происходит развитие активной речи у малыша, а предметы-заместители ставят его перед необходимостью назвать их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!), а также развитию фантазии и творчества.

Отдельно следует выделить игрушки, сделанные своими руками. Сделанная папой мебель или машина, сшитая мамой игрушка будут выглядеть для ребёнка не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине.

А главное, необходимо помнить, что ни одна игрушка не сможет заменить малышу ценность общения с родителями!!!


«Роль игрушек в развитии ребенка».

Значение игрушек для ребёнка

Для гармоничного и интенсивного развития каждому ребёнку необходимо не только хорошее питание, правильная гигиена, но и развивающие игры, но и правильные игрушки. С помощью игрушек малыш знакомится с окружающим миром.

Первое, что находится вокруг крохи, что помогает его заинтересовать, это игрушки. Только активно взаимодействуя с окружающими предметами, контактируя с близкими людьми, малыш полноценно развивается.

Ребёнку необходимо постоянное , его надо учить играть.

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.

"Какие игрушки нужны детям"

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья. У кого-то это невзрачный мишка, переданный мамой по наследству, малюсенький пупсик с огромным количеством нарядов из лоскутков. Из огромного количества игрушек, подаренных ребенку, только он сам способен выбрать то, что действительно нужно ему. Именно ту игрушку, память о которой он пронесет по всей своей жизни, а возможно, и подарит своим детям вместе с тем чувством близости и теплоты, которое они ощутили вместе. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую может наказать, поругать, пожалеть и утешить. Именно она поможет преодолеть страх одиночества, когда родители уходят, страх темноты. Их ломают, наказывают, забрасывают в дальний угол, но именно о них вспоминают дети в минуты разочарований. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.

    Сюжетные, или образные, игрушки - куклы, фигур­ки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

Центральное место отводится . Ребенок во время игры как бы одушевляет , разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным иг­рушкам также относятся те, что изображают зверей, домаш­них животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки

    Технические игрушки.

Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

    Игрушки-забавы.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их ле­жит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

    Маскарадно-елочные игрушки.

Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки) , но этого достаточно, чтобы дети игра­ли - жили в образе.

    Спортивно-моторные игрушки.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

    Театральные игрушки.

Эти игрушки по содержанию являются образны­ми, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, бибабо.

    Музыкальные игрушки.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изоб­ражающие пианино, балалайки и др. музыкальные инстру­менты.

    Дидактические игрушки.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, , лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

    Строительные игрушки.

Они состоят из геометрических тел.

Среди всех вышеперечисленных игрушек, есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за сто­лом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками, а вот для улицы мелкие игрушки не годятся.

Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбро­сит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющие­ся игрушки однородны - это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно убери­те, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Или разделите игрушки на несколько равно­ценных наборов и периодически (1-2 раза в месяц) меняйте их. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинирован­ность и ответственность в дальнейшем.

Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести но­вую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситуации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.

Следите, чтобы у каждой игрушки было свое место, не сваливайте все подряд в ящик. Разделите игрушки по категориям, следите за порядком и учите этому малыша. Систему организации игрушек и обучающих материалов хорошо организовать по методу М. Монтессори элементы которой, можно увидеть в кабинете коррекции №8 г. Атбасар, но это несложно сделать и в комнате у ребенка, для этого детская комната или уголок условно делится на зоны:

математическая (пирамидки, сортеры, матрешки),

языковая (кубики с буквами, книги),

зона практической жизни (застежки, шнуровки, предметы для игр с крупой, бытовые предметы),

зона сенсорного развития (музыкальные игрушки, шуршалки, гремелки, мячики из разных материалов и наполнителей),

зона физического развития (фитбол, рукоход).

Такая организация полезна с самого начала, то есть с момента начала ползания. Маме видно, какая зона требует внимания, где чего не хватает, что используется, а что простаивает. Ребенок видит все игрушки и выбирает то, что необходимо ему в данный момент. Полки должны быть установлены так, чтобы ребенок, научившийся вставать с опорой, мог сам достать с них интересующую вещь и поставить на место после игры. С самого начала учите малыша поддерживать порядок: естественно и радостно, в качестве завершающей части игры мама сама обязательно кладет каждую вещь на место. И малыш будет делать точно так же, как только сможет. Игрушек в каждой зоне не должно быть слишком много. Чтобы сохранять радость новизны, разделите игрушки на 2-3 части и периодически их меняйте.

Покупайте игрушки осознанно, выбирая лучшие. Пусть они не только развлекают, но и воспитывают. Развивайте малыша с удовольствием!

Какие игрушки нужны ребенку - ответ на этот вопрос зависит от возраста. Чем младше ребенок, тем меньше нужно игрушек. И вообще игрушек нужно меньше, чем это может показаться любящим родственникам. Гораздо ценнее время, которое вы можете подарить малышу, чтобы смастерить что-то вместе или поиграть в простой мячик.

Покупая игрушки малышу, руководствуйтесь принципом "Лучше меньше, да лучше". Выбирайте вещи качественные, сделанные с любовью из натуральных материалов. Деревянные игрушки предпочтительнее пластиковых.

Внимание!

    Игрушки не должны легко ломаться, разбиваться. У них не должно быть мелких деталей, которые могут попасть малышу в рот или в нос.

    Мягкие игрушки можно давать ребенку только в том случае, если их легко чистить.

    Когда ребенок начнет осваивать пространство комнаты, оберните чем-нибудь мягким острые углы мебели, закройте электророзетки, уберите с пола провода.

    Входя в комнату, не забывайте, что за дверью может оказаться малыш.

    Смотрите, чем играет ваш маленький. Среди его "игрушек" может оказаться не только вполне безопасный мамин тапочек, но и шуршащий полиэтиленовый пакет (который ребенок непременно попробует надеть на голову).

    Детство любого ребенка неотделимо от игрушек. Современные магазины предлагают нам огромный ассортимент игрушек, способный угодить не только желаниям ребенка, и требованиям родителей. Очень часто, присматривая подарок малышу, мы стоим перед выбором: купить яркую, дорогую, многофункциональную игрушку или отдать предпочтение подарку с меньшим набором характеристик, но укладывающейся в семейный бюджет. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, нужно понять, для чего вообще нужна ребенку игрушка?

    Детская игрушка – это пропуск во взрослый мир. С ее помощью малыш знакомится и исследует окружающую действительность, учит общаться, узнавать себя и выражать чувства. Любая игрушка, независимо от цены и качества, затрагивает эмоциональный мир ребенка. Играя, малыш представляет свой мир, воображает и придумывает собственных героев, их истории и приключения. Игрушка – это проводник фантазии, поэтому очень важно, чтобы она нравилась ребенку.

    При покупке игрушки для ребенка подумайте, как с ней можно играть и насколько быстро она может надоесть. Не забывайте, что игрушки следует выбирать, а не собирать. Железная дорога с пультом управления и механическая кошка, поднимающая лапу, может оказаться надолго в шкафу. Купите набор разноцветных кубиков, из которых можно построить дом или крепость, пластмассовую собачку, которую можно выводить гулять, купать, разрисовывать фломастерами. Ребенку нужна игрушка, с которой он может играть, не боясь ее сломать. Помните, любая, даже самая лучшая, игрушка не может заменить живого общения с родителями.

Онопка Елена Павловна

Психолог КГУ «КППК№8, г. Атбасар »

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых

ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. В игрушке присутствует условность изображения предмета. Динамика в игрушке обеспечивается конструкцией, материалами, подвижностью частей, звучанием. Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, – «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Многие детские игрушки развивают движения, удовлетворяют потребность детей в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки для маленького ребенка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность. Есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учится самостоятельно мыслить, экспериментировать. К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию. Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем

эстетические переживания, прививает художественный вкус. Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества. История возникновения игрушки раскрыта Д.Б. Элькониным в его

произведении «письма без адреса». На протяжении веков игрушка радикально меняется. Они, прежде всего, касаются производства игрушек: от кустарного к промышленному. С развитием последней создается специальное производство игрушек, которое делает их более дешевыми и ценными в художественном отношении, а также доступными для всех. Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек, появляются более совершенные орудия труда, краски и материалы, из которых изготавливаются игрушки. Под влиянием социальной политики общества и научно-технического прогресса меняется ассортимент игрушек, их качество. Об это свидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек и игрушек на космическую тему, куклы Барби. Ассортимент игрушек становится более разнообразным, усложняется. На него оказывает влияние экономическое состояние общества. Под влиянием развития педагогической мысли меняется отношение к использованию игрушек как средства воспитания и обучения. О значении игрушек для развития ребенка писали известные педагоги, просветители прошлого: Я.А. Коменский, Дж. Локк,

Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребель. Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что новые

подходы к игрушкам формировались под влиянием ученых, педагогов и писателей этого периода (А. Гайдара, М. Горького, Л. Кассиля; Е.А. Аркина, Л.С. Выгоцкого, Е.А. Флериной, А.П. Усовой; Н.К. Крупской, А.С, Макаренко и др.). Социально-экономическая политика и общественное воспитание детей дошкольного возраста потребовали развития производства дешевых игрушек новой тематики.

А.П. Усова рассматривала игрушки как один из главных источников возникновения игры. Под руководством Р. И. Жуковской ряд исследователей разрабатывали проблему влияния кукол и игрушек-животных на нравственное становление детей, развитие их интересов и положительного отношения к людям разных национальностей (А.А. Анцыферова, М.М. Богомолова и др.). Уточняются требования к игрушкам и оборудованию ими педагогического процесса (В.М. Григорьева), обобщается практический опыт использования игрушек на занятиях и в повседневной деятельности (В.М. Изгаршева); детально разрабатывается методика использования сюжетно-образных игрушек в работе с детьми раннего возраста (Е.В. Зворыгина, Г.Г. Локуциевская, Н.Я. Михайленко, Н.С. Пантина). Огромный интерес проявляют исследователи к изучению истории

возникновения игрушек и развития их производства (В.П. Пряхин, Д.Б. Эльконин), влиянию их на эмоциональное состояние и поведение детей (В.С. Мухина, А.С. Спиваковская); значительное внимание уделяется изучению возможностей использования конструктивно-строительных

материалов для умственного развития дошкольников (В.Г. Нечаева, Е.И. Корзакова, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова), созданию развивающей предметно-игровой среды (Н.Т. Грынявичене). Актуальными являются вопросы использования технических, электронных игрушек и компьютерной техники в обучении дошкольников. Проблема исследуется группой ученых под руководством С.Л. Новоселовой. В последнее время много внимания уделяется разработке методики обучения детей созданию игрушек из бросового и природного материала, ткани, бумаги, дерева, соломы (З.В. Богатеева, Э.К. Гульянц, Л.В. Куцакова). Таким образом, значение игрушек в решении проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста всестороннее и разнообразное.

Основное требование к игрушкам определила Н. К.Крупская в статье «Об игрушках для дошколят».

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки, поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания. Об этом писала Е.А. Флерина. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие. Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований. В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т. д. Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы. Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разных играх. Выделяются следующие виды игрушек:

Сюжетные игрушки или образные игрушки. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты), посуда, мебель и др. Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей.

Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определению Е.А. Флериной, используются для развлечения детей.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания.

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха.

Театрализованные игрушки – это куклы – театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок.

Технические игрушки вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство.

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями.

Введение.

1. Что такое игрушка? История игрушки.

2. Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

3. Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

Цель исследования – показать значение игрушки в психическом развитии ребенка.

Задачи исследования:

Определить понятие игрушки, осветить ее историю;

Охарактеризовать значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста;

Описать основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Методы исследования – анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.


1. Что такое игрушка? История игрушки

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все зависит от тех игр, жизненных ситуаций, в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию .

Смысл народной игрушки - развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки.

На ранних этапах первобытнообщинного строя игрушки отсутствовали. Это было связанно с примитивными средствами и формами труда, которые позволяли детям принимать участие в несложной работе взрослых: собирать пригодные для еды растения, корни, ловить рыбу, охотиться на мелких зверей и птиц, заниматься земледелием. С переходом к более высоким формам производства, разделением труда изменился и характер участия детей в разных его видах. Встала задача, как можно раньше научить детей владеть сложными орудиями труда, чтобы приобщить их к более важным видам деятельности. Для этого создавалась уменьшенная копия орудия труда. С их помощью дети упражнялись в условиях, приближённых к реальной жизни. Но уменьшенные копии не могли выполнять функции по назначению в полном объёме. Именно в этот период и стали появляться игрушки.

Игрушка только внешне отражала предметы быта. На протяжении тысячелетий игрушка менялась. Изменение прежде всего касалось производства: от кустарной к промышленной. Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек. Появлялись более сложные орудия труда, техника, краски и материалы. Под влиянием господствующей идеологии изменялось содержание образов (в начале века – куклы барыни, служанки, монахи, ангелы, городовые, цари; позже – мальчиши – кибальчиши, куклы – красноармейцы, пионеры). Под влиянием социальной политики общества и научно – технического прогресса меняется ассортимент игрушек и их качество. Об этом свидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек, игрушек на космическую тематику, куклы Барби. На протяжении столетий менялись функции игрушек (когда-то для отпугивания злых духов, как защитники рода, символ благополучия и урожайности) .

XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки.

Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию.

Со времен Ф. Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много - разнообразных размеров, конструкций. В 1901 г. в Великобритании создали первый металлический конструктор.

Вообще, игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.

Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:

Привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;

Доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;

Не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.

Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;

Способен стать символическим объектом для личностных проекций - когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне .

Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.

2. Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка.

Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.

Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока .

В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.

Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью - визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) - продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.

Главные качества детской игрушки: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом совершенно не требуются и не развиваются.

Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.

Игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его появления на свет. Это не только радость и забава, призванная увлекать кроху, но и великолепный воспитатель, подготавливающий ребенка к жизни в обществе и выступающий в качестве средства его психического развития .

Первыми игрушками, которые входят в жизнь новорожденного, являются погремушки. Происходит это прежде всего потому, что на первом месяце жизни у крохи формируются слуховые реакции. Родители привлекают внимание малыша разговором, мимикой и поглаживаниями, а погремушка способна поддерживать непроизвольное внимание малыша. В процессе игры погремушка в руках родителей становится привлекательной и сама по себе. А к пяти месяцам, когда у ребенка сформируется зрительно-двигательная координация и разовьется реакция хватания, он с удовольствием берет и трясет погремушку, вслушиваясь в звуки и сосредотачивая взгляд на игрушке. В итоге таких манипуляций к концу года жизни в мозге ребенка устанавливаются первые причинно-следственные связи – если потрясти погремушку, она создаст звук.

Музыкальные игрушки привлекают внимание малыша на протяжении всего дошкольного периода. Он с радостью играет с детскими гармошками, барабанами и колокольчиками, причем, ребенка привлекают уже не звуки как таковые, а различные мелодии, которые он пытается извлекать, а затем и включает их в свои сюжетно-ролевые игры. Малыш подстраивает свои движения под музыкальный ритм, совершенствуя тем самым свой музыкальный слух и чувство ритма.

На втором году жизни малыш знакомится с дидактическими игрушками. Они созданы по принципу автодидактизма, а значит, заключают в себе способ использования. Это примитивные сборные и разборные игрушки, предметы для нанизывания. Задача взрослых показать крохе способ их действия и объяснить, как можно получить результат. Зачастую, это сборка различных фрагментов игрушки в соответствии с величиной, формой и цветом. Малыш осваивает сенсорные эталоны и учится самостоятельности, пробуя своими усилиями достичь результата. Регулярно играя с игрушкой действия малыша приобретают целенаправленность и результативность .

Для развития ребенку дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, которые участвуют в психическом развитии малыша. Они дают ребенку положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки и солдатики и куклы. Такие игрушки позволяют крохам включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические. Показательна в этом случае игра с куклой.

Играя с куклой ребенок наделяет ее мыслями и чувствами. Игрушка в его руках оживает и выполняет все, что он хочет. Сам же ребенок постоянно заботится о кукле, воспитывает, кормит укладывает спать и передает ей знания, то есть выполняет все те функции, которые выполняет взрослый человек по отношению к своему ребенку. В процессе игры малыш оценивает поведение куклы, передает ей свой нравственный и эмоциональный опыт, осознавая и закрепляя его тем самым. С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляется нравственная и эмоциональная идентификация, развивается гамма эмоциональных переживаний, а значит, у ребенка формируются нравственные качества.

Образные игрушки помогают усвоению половой роли, ведь на третьем году жизни мальчишкам становятся более интересны солдатики, пистолеты и машинки, а девочкам – куклы. Однако как тем, так и другим нравятся мягкие пушистые игрушки. Особенно ребятишки любят мягких мишек, котиков и собачек, ведь они так похожи на настоящих четвероногих друзей. Эти игрушки малыши обнимают, ласкают и даже спят с ними в обнимку, и создается впечатление, что игрушка отвечает ребенку своей привязанностью.

Примерно в этот период, в районе 3-х лет, у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.

Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед крохой мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т.д. Это отличная стимуляция технического мышления, а кроме того, малыш обретает представление о деятельности взрослых .

Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, подходят для того, чтобы ребенок мог участвовать в спектакле, обыгрывать действия конкретного персонажа по разученной роли или импровизировать по ходу представления. Особенно нравится детишкам играть с игрушками созданными по образу персонажей известных и любимых всеми сказок. Играя с ними у малыша формируется правильная речь, мимика и пантомимика, а также театрально-речевые способности.

Подрастая, ребенок начинает тянуться к спортивно моторным игрушкам. Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берет в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.

К особой группе стоит отнести игрушки-самоделки, ведь их ребенок создает сам, с определенной игровой целью. Это помогает малышам развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребенка. Например, ребенок может сделать подарок для мамочки. К тому же такие игрушки являются и способом самовыражения, ведь ребенок невероятно гордится своим творением. А так как эти игрушки многофункциональны, они особенно интересны малышам .

Родители должны понимать, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие, соответствующее возрасту малыша. Задачей же родителей является знакомство ребенка с игрушкой и обучение обращению с ней.


3. Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям .

Игрушка вредна, если она:

Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;

Вызывает страх или тревогу;

Имеет грубый натурализм;

Унижает человеческое достоинство;

Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;

Искажает восприятие окружающей действительности.

Игрушка полезна, если она:

Безопасна;

Привлекательна;

Эстетична;

Соответствует возрастным возможностям ребёнка;

Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);

Выполнена из экологически чистых материалов;

Упакована.

Заключение.

Игрушка, как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно – образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка. Исходя из истории создания игрушек, мы понимаем, что они не возникли неожиданно. Игрушки создавались в ходе целого исторического развития, отражая быт и атмосферу того времени, в котором создавались. Так – же исходя из того, что дети – это самое главное и дорогое, что есть в нашей жизни очень хотелось бы, чтоб производители игрушек как можно качественнее относились к своей работе, ценя ту радость, что они несут детям. И чтоб они обращали внимание не только на внешность и цвет игрушки, но и на безопасность и положительное влияние игрушки на ребёнка. Потому что на втором месте после родителей у ребёнка всё-таки стоят игрушки. И с них дети тоже берут пример.

8. Осорина, М. Психологическая концепция игрушки: какой предмет может стать игрушкой? / М. Осорина // Детсад со всех сторон. - 2004. - № 7-8. - С. 2.

9. Решетникова, О. Играют все! : психологические концепции игрушки и проблемы экспертизы игрушек / О. Решетникова // Школьный психолог: методическая газета для учителей. - 2003. - № 37-38. - С. 14.

Игрушки для детей от рождения до года

Значение игрушки для психического развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей первых лет жизни. В раннем возрасте развитие происходит очень быстрыми темпами, что влечет за собой смену задач, методов и средств воспитания, в том числе и игрового материала. При этом следует помнить, что развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего мира. Прежде всего, маленький ребенок должен овладеть материальной культурой, способами практических, орудийных действий. В недрах этих практических действий формируются мотивы и потребности познания, развиваются речь, эмоции.

Игрушки, которые входят в жизнь малыша с 1-2 месяцев жизни, должны способствовать развитию зрения и слуха. Это яркий крупный легкий мяч, шар, другая яркая крупная игрушка (подвешивается над кроваткой на расстоянии 50см от глаз младенца).

С 2-2,5 мес. добавляются крупные сюжетные игрушки (кукла, мишка), которые помещают около кроватки, манежа. В это же время необходимы звучащие игрушки (погремушки, колокольчик, неваляшка). Звучание игрушки придает ей дополнительную привлекательность в глазах малыша. Кроме того, подбирают и вешают над грудью ребенка мелкие игрушки, которые можно захватывать рукой – погремушки с кольцами, подвески.

Для действий с предметами ребенку начиная с 5-6 мес. дают разнообразные игрушки: пластмассовые, резиновые с пищалками, деревянные игрушки, шарики и мячики разных размеров. Среди игрушек из различных материалов обязательно должны быть образные: кукла-неваляшка и другие, простые по форме куклы из пластмассы, резины, ткани, фигурки животных. Эти игрушки должны выразительно оформлены – крупные глаза, яркий рот.

С 7-8 мес. прибавляются игрушки и предметы для вкладывания (мисочки, кубы, корзинки с игрушками). Детям предлагаются одни и те же по тематике игрушки, но отличающиеся по цвету, величине, материалу. Появляются сюжетно-транспортные игрушки (каталки, авто машинки).

С 8-9 мес. Ребенку показывают красивые, приятные на ощупь мягкие игрушки, учат обращаться с ними. С этого возраста используются игрушки, с помощью которых ребенок овладевает способами соотнесения действий при складывании однородных, но разных по размеру предметов и игрушек, при закрывании коробок, игрушечных кастрюлек крышками. Полезны разъёмные игрушки (бочата, яйца, грибы), кольца для надевания на дугу.

С 10-12 мес. Ребенок осваивает предметные действия при складывании пирамидок, матрёшек, прокатывание шарика или меча по желобку, в игре со сборно-разборными игрушками, в том числе с кубиками, кирпичиками, призмами. Интересны для детей этого возраста игровые столики с прорезями для вкладывания соответствующих предметов (разной формы, величины, цвета).

В процессе освоения орудийных действий, при которых один предмет – орудие – употребляется для воздействия на другой, ребенок с конца первого года жизни начинает пользоваться игрушечными совками, лопаткой, игрушечной посудой. Кроме этих игрушек добавляются мягкие игрушки с укрупнёнными частями, коляски, простынки, одеяла для игры с куклой. Для развития навыков ходьбы используют игрушки-каталки, которые ребенок или катит перед собой, или возит за веревочку.

Игрушки для детей раннего возраста (от 1 до 3 лет)

В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но иобразцом человеческих предметных действий . Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий.

Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.

Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки.

Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

    становление орудийных действий;

    развитие наглядно-действенного мышления;

    развитие познавательной активности;

    формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия . Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:

    совочки, лопаточки;

    метелочки, грабельки;

    сачки для "вылавливания" игрушек из ванны;

    удочки с магнитом для "ловли рыбок";

    игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;

    кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.

Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.

Наглядно-действенное мышление . Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:

    пирамидки , разнообразные по цвету, форме и материалу;

    вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;

    матрёшки 3-4-местные;

    "коробки форм" , т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;

    столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;

    крупные пазлы и мозаики ;

    кубики крупные пластмассовые и деревянные;

    шнурок и бусины для нанизывания;

    народные игрушки с подвижными частями ;

    желобок и шарик для скатывания .

Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

Познавательная активность . Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент. Это могут быть:

    коробочки с секретом;

    детские музыкальные центры;

    механические игрушки;

    клавишные игрушки;

    игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;

    материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

Целеустремлённость и настойчивость . Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:

    фигурные пирамидки , предполагающие создание какого-либо объекта - собачки, ёлочки, снеговика и пр.;

    пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);

    составные игрушки - машинки, домики и пр.;

    строительные наборы , предполагающие действия по зрительному образцу;

    бусы для нанизывания ;

    шнуровки и застёжки .

Игрушки, способствующие социально-личностному развитию

Данное направление в раннем возрасте представлено главным образом развитием речи как основного средства общения и процессуальной (предметной) игры, подготавливающей появление ролевой.

Речевое развитие . Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть:

    картинки с изображением животных и людей;

    сюжетные картинки с изображением действий;

    наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;

    элементарные виды детского домино и лото;

    последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок;

    наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок;

    звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок;

    диафильмы;

    игрушечный телефон.

Предметная (процессуальная) игра . Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это прежде всего куклы , среди которых могут быть:

    тряпичные - гибкие (высота 30-40 см);

    пластиковые - гибкие;

    кукла-голыш с набором одежды;

    кукла в одежде;

    маленькие "пупсики" в разных позах.

Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:

    набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);

    мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик);

    "продукты питания" - наборы овощей, фруктов;

    "предметы гигиены" для кукол - расчёски, щётки, мыло и пр.;

    игрушечные животные - маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.

Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.

Игровые пособия, способствующие физическому развитию

Мячи (разных размеров). Обручи. Спортивное оборудование для малышей (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка). Скамеечки для ходьбы. Коврики с разной поверхностью.

Смирнова Елена Олеговна доктор психологических наук, профессор МГППУ, "УМЦ Игры и игрушки"