Основы ретуши лица и полезные шпаргалки фотографу - ретушеру. Портрет - Ретушь лица с сохранением текстуры кожи (3 способа)

Каждый, кто занимается обработкой снимков в Фотошопе, задумывался о том, как научиться ретушировать фотографии как в модных глянцевых журналах. Этот урок поведает о технике ретуши, которая для многих откроет новые грани в обработке снимков и позволит добиться результатов, которые не будут отличаться от работ профессиональных фотографов.

Такой снимок можно получить, пройдя весь урок от начала до конца. Ваши работы будут выглядеть ничуть не хуже.

Для достижения действительно хорошего результата нужно оттачивать свою технику и изучить некоторые правила. Следующие советы помогут в обработке снимков:

  • Во что бы то ни стало, старайтесь максимально сохранять текстуру кожи. Нельзя сильно размывать кожу. Это делает её пластмассовой.
  • Стоит отличать дефекты кожи от её естественного вида. при ретуши часто удаляют родинки и веснушки, а ведь именно они передают характер кожи модели Избавляться от них совсем не обязательно.
  • Всегда нужно знать меру. Не следует женщину в возрасте превращать в юную девушку. Это противоестественно, если только это не является задумкой, которую фотограф пытается реализовать.

Можно приступать к работе. В качестве примера будет использован вот этот снимок:

Для работы следует брать снимки в большом разрешении. Это позволит более детально проработать все мелочи и получить максимально качественный результат.

Обрабатывая снимки, следует максимально избавляться от дефектов. Даже то, что не заметно на мониторе компьютера будет отчетливо видно на большом плакате. Самый основной этап ретуши - это очистка кожи от дефектов. С этого всегда нужно начинать.

После открытия снимка в Фотошопе нужно создать дубликат основного слоя. Для того, чтобы это сделать можно перетащить основной слой на значок создания нового слоя, который находится внизу панели слоев или просто нажать сочетание клавиш Ctrl+J. На дубликате будет проводиться очистка кожи. Оригинал будет служить резервной копией. Он пригодиться если на рабочем слое что-то пойдет не так как запланировано.

Родинки удалять не обязательно. Если они не уродуют модель, их можно смело оставлять. Впрочем, это индивидуальное решение каждого.

Для очистки кожи следует использовать инструмент «Clone Stamp» (Инструмент Штамп). Он вызывается нажатием на клавишу "С". Настройки режима наложения инструмента следует изменять на «Lighten» (Замена светлым) для удаления темных участков, и на Darken (Замена темным) для редактирования светлых участков.

Работая в таком режиме, текстура кожи останется не тронута, а дефекты устранены. В работе следует использовать инструмент маленького радиуса с жесткостью 90%.

Сильно увеличив изображение можно удалить все самые незначительные и с первого взгляда незаметные дефекты, как, например, лишние волоски на бровях.

Избавившись от мелких дефектов, следует переходить к крупным порам на коже, морщинкам теням и бликам.

Тональную корректировку можно провести инструментами Dodge (Осветлитель) и Burn (Затемнитель).

Использование инструментов «Dodge» и «Burn» (Осветлитель и Затемнитель), которые вызываются клавишей "O", позволят выровнять тона кожи, сделать её гладкой и мягкой. Именно этими инструментами пользуются профессионалы. И запомните, ни какого размытия кожи делать нельзя. Это приемлемо только при ретуши методом частотного разложения, но это совсем другой урок. А сейчас поговорим о технике Dodge & Burn.

Ниже представлен результат использования этих инструментов:

Вместо этих двух инструментов можно использовать более гибкий метод - это корректирующие слои «Curves» (Кривые):

  • Добавив над всеми слоями корректирующий слой кривой, следует потянуть за центр вверх. Сам слой лучше сразу переименовать в «Dodge» (Осветление), чтобы в дальнейшем не путаться. Маску слоя следует залить черным цветом. Изначально она белая, поэтому сделать её черной можно инвертировав цвета (Ctrl+I).
  • После этого нужно создать еще один слой кривых. В нем кривую следует потянуть вниз. Ему подойдет название «Burn» (Затемнение). Маску также следует сделать черного цвета.

Примерно вот такие должны быть настройки:

Теперь следует воспользоваться мягкой кистью. В её настройках следует изменить параметр «Flow» (Нажим) примерно на 1-4%. Рисовать следует белым цветом.

Теперь для осветления участков нужно рисовать на маске корректирующей кривой "Осветление", а для затемнения - на маске слоя "Затемнение".

Вот так можно избавиться от темных участков в уголек рта при помощи осветления:

Для более тщательного контроля можно создать корректирующий слой «Black & White» (Черно-Белый), а в нем передвинуть ползунок, который отвечает за красные тона влево. Это добавит контраст и позволит более отчетливо видеть неровности тонов.

Это все ключевые моменты этого метода ретуши. Чтобы получить приемлемый результат остается только заниматься практикой. Вот начальный снимок и конечный результат:

Такая техника обработки может занять больше времени, чем обычное размытие кожи, но тут и результат качественно другого уровня. Самое главное, делать ретушь таким образом, чтобы никто не заподозрил, что фотографию обрабатывали. Люди должны видеть просто красивый снимок.

На основе материалов с сайта:


Изначально кадр не предназначался для использования его в качестве портрета. Это хэдшот — снимок модели для кастинга. Он выполнен с настройками камеры ISO 50 | 1/125 | f/9. Этот снимок отлично демонстрирует наиболее часто встречающиеся недостатки кожи и положения теней. Вся обработка будет проводиться в Photoshop.


1. Первым делом загружаем снимок в Фотошоп. Редактирование в RAW-конверторе можно не проводить. Так как фотография сделана на хорошую камеру в студийных условиях с поставленным светом.




2. Фотография имеет одну особенность. На снимках очень хорошо заметны все изъяны кожи и строения лица. Это вызвано тем, что снимок можно рассматривать долгое время, а в реальном общении люди редко так пристально смотрят друг другу в лицо. Кроме того беседа с человеком отвлекает от разглядывания собеседника. Фотография же позволяет рассмотреть лицо человека с многократным увеличением.

Итак, приступим к обработке. Сначала исправим мелкие недостатки:




3. Если вы думаете, что подобная обработка сложна, вы ошибаетесь. Всё очень просто. Обработка будет производиться инструментом healing brush. Жесткость кисти должна быть 100%. Это не даст появиться грязи по краям. В каждом случае используются индивидуальные настройки размера кисти.

Каждый шаг обработки нужно делать на новом слое. Это позволит вернуться на несколько шагов назад, если обработка зайдет в тупик или будет допущена критическая ошибка. На history, которая позволяет отменять последние действия надеяться нельзя. По умолчанию допускается лишь 20 откатов действий. В настройках это значение можно увеличить, но в этом случае фотошоп будет потреблять слишком много ресурсов компьютера, тем более кропотливая работа требует совершения большого количества мазков кистью, и сколько бы ни было доступных отмен истории, они всё равно закончатся в самый неподходящий момент.



4. Длительная и кропотливая обработка инструментом healing brush позволяет получить отличную текстуру кожи без серьезных дефектов:



5. Крупные недостатки всё же остались:




6. Дальнейшая обработка будет проводиться на копии предыдущего слоя. На этот рез будет использоваться всё та же лечащая кисть, только уже большего размера. К этому шагу обработки нужно отнестись с особым вниманием. Исправляя участки кожи нужно учитывать общий рисунок, объем и светотеневую композицию. Допустив ошибку, можно изменить черты лица и получить портрет совсем другого человека.




7. На этом можно было бы закончить обработку, но кому-то может не понравиться наличие складок под глазами. Их можно убрать, повторив пункт 6.




8. В некоторых случаях может понадобиться дополнительная обработка при помощи плагина Imagenomic Portaiture. В большинстве случаев это не требуется. Каждый фотограф должен стремиться делать такие снимки, чтобы они требовали минимальной обработки, и по возможности, обходились стандартными средствами Фотошопа.




9. В группе настроек Detail Smoothing желательно настраивать плагин на зачистку только низкочастотного шума, который с трудом поддается корректировке вручную. Движки Fine и Medium отвечают за средние и высокие частоты. Их настройки устанавливаем на -20 и -10. Движок Large ставим на +20.




10. Такая обработка делает лицо пластиковым:




11. Чтобы избавиться от этого неприятного эффекта, нужно уменьшить прозрачность слоёв Step 3, Portraiture и Retouch до 30% каждый. Лицо приобретает естественную текстуру и при этом остается чистым и без изъянов:




12. Закончив с текстурой кожи, перейдем к освещению. Создав новый прозрачный слой, переводим его в режим наложения mutiply. Мягкой, полупрозрачной кистью рисуем тени в тех местах, где, по вашему мнению их не хватает.




13. Создаем еще один слой и проводим аналогичные манипуляции, только на этот раз с бликами. Слой переводим в режим наложения screen.




14. слой с тенями нужно размыть фильтром gaussian blur с большим радиусом:




15. Блики размываются тоже, но радиус нужно использовать поменьше. Чем меньше будут размыты блики, тем больше кожа будет блестеть:




16. Для получения оптимального освещения, прозрачность слоёв с бликами и тенями уменьшается.




17. Для добавления контраста лучше всего использовать корректирующий слой с кривыми. Вместе с контрастом увеличилась и насыщенность красок, но в нашем случае это только на руку:




18. Создаем еще один корректирующий слой curves и увеличиваем общую яркость. Она будет использоваться для придания блеска волосам:

Здравствуйте, уважаемые читатели моего сайта! Сегодня я расскажу, как можно сделать быструю ретушь лица в программе Adobe Photoshop.

Этой статьей я открываю новую рубрику под названием . В ней будут размещены статьи, раскрывающие способы и приемы коррекции изображений, которыми я пользуюсь в , а также те, которые еще буду изучать вместе с Вами.

Как быстро сделать ретушь лица?

Представленный алгоритм не претендует на Оскар и еще на какие-то достижения. Однако достаточно удобен для быстрого получения фото малого разрешения, в частности для аватарки, для фона на сотовом телефоне и т.д. Использовать в качестве глубокой ретуши этот прием не рекомендую, ибо вредно !

1. Выбираем изображение, с которым будем работать. Вот исходное фото, которое было сделано с рук, без использования моего любимого :

2. Удаляем все неровности и изъяны лица с помощью инструмента .

Просто наводим курсор в виде колечка на места, которые хотим исправить и кликаем на них. Так устраняем все точечные неровности. Сильно увлекаться и пытаться сделать куклу «Барби» не надо, потом будем пользоваться фильтром Размытия , который мелкие недочеты легко сгладит. Вот, что после использования , получилось у меня:

3. Теперь создаем дубликат слоя и отключаем видимость первого изображения, нажимая на глазик слева от названия слоя.

4. Следующим шагом заходим во вкладку Filter --> Blur — > Surface Blur и подбираем настройки Radius и Threshold .

Я выставил 45 пикселей первый параметр и 25 второй. У Вас значения могут быть другие, все зависит от исходного изображения, но результат должен получиться приблизительно такой:

5. Добавляем маску к слою Layer --> Layer Mask --> Hide All и включаем первый слой, т.е. делаем его видимым.

6. Берем кисть с мягкими краями и задаем ей белый цвет. Закрашиваем все телесные участки кожи, в частности лицо модели. Я не был очень аккуратен и проводил кистью по бровям, губам, глазам и другим участкам лица, которые должны быть на фотографии четкими. Для того, чтобы исправить эту оплошность устанавливаем черный цвет кисти и закрашиваем места, которые хотим сделать резкими на снике. Вот, чего смог добиться я:

7. Завершительный этап . Осталось придать коже лица естественный рельеф, иначе лицо выглядит чересчур натянуто. Для этого выставляем прозрачность (Opacity) верхнему слою 50%:

Вот оно финальное изображение:

Вышло довольно быстро, а результат совсем неплохой. Надеюсь, статья Вам понравилась и была простой и понятной. Сейчас я делаю ретушь лица в фотошопе по немного другому алгоритму. Примеры работ Вы можете посмотреть в статье « ». Однако с самого начала делал все так, как описал в статье.

А для более качественной ретуши обязательно (повторюсь, обязательно) стоит посмотреть урок от Евгения Карташова «Ретушь по методу частотного разложения» (это совсем другой уровень ретуширования фото):

Как известно, практически никакая толково законченная фотография не обходится без той или иной обработки. Она позволяет подчеркнуть и выделить основные элементы снимка, убрать или приглушить лишние и неважные детали, усилить эмоциональный эффект от изображения и грамотно расставить акценты.

Связано это в частности с тем, что человеческий глаз с мозгом реагируют на полученные данные вполне определённым образом. А потому, понимая, как и на что обращает внимание мозг, при ретуши можно чётко определять, куда и на что будет в итоге смотреть зритель.

Первоочередную важность имеют контрасты. Цветовой, световой и резкостный.

Создавая и контролируя их, можно делать такие снимки, на которые человеческому глазу будет приятно смотреть.

Как у поклонника минимализма, в моих фотографиях обычно 2—3 центральных элемента, между которыми я с переменным успехом стараюсь заставить скользить взгляд зрителей.

Понятно, можно добиться и прямо противоположенного эффекта, если подходить к ретушированию безграмотно. Так что следует проявлять революционное чутьё в вопросе того, что стоит ретушировать, а что неплохо бы оставить таким, как есть.

В какой-то мере это зависит от поставленных целей и жанра, в котором планируется получить финальный снимок.

Например, т.н. «гламурный» портрет требует минимума лишних деталей и максимальной «прилизанности». В итоге модель может себя и не узнать на снимке, так как серьёзной доработке могут подвергнуться непосредственно черты лица и фигуры — для приведения их к более «идеальному», иногда даже «кукольному» виду. Более «личностные» портреты, наоборот, требуют сохранения и таких характерных черт лица, как свойственная настоящему живому человеку асимметричность, важные родинки, морщинки, ямки, шрамы и т.д. Идеальных людей не бывает, а нашей целью обычно является достижение аутентичной картинки с конкретными характером и персонажем.

Тренированный вкус и личные предпочтения тут тоже играют немалую роль. Особенно это сказывается на этапе цветокоррекции. Некоторые лентяи, правда, стараются избежать этого интересного этапа посредством перевода снимка в ч/б, но мы то знаем: ч/б — для лентяев и слабаков!!!

Кстати, существует мнение, что «фотошоп расслабляет», «фотошоп — зло» и «раньше такого не было и было круче».

В общем, со вступлением пока всё, потихоньку приступим.

Инструментарий

В первую очередь — манипулятор.

Если серьёзно задумал ретушить фотки в более-менее приличных количествах — обзаведись планшетом. Купи, возьми у друзей (спасибо тебе, о Jezek!!!), уговори начальника купить на работу. Ибо обрабатывать снимки мышкой — просто ад.

Это, понятно, если хочется не убить кожу и лицо блюром/фильтром, а работать грамотно, ручками и в разумные сроки. Также на порядок ускоряется и становится удобней работа с масками. Да и вообще, «рисовать» во время ретуши приходится обильно и делать это удобней планшетом.

Ваком, даже младший, будет отличным выбором. Но размер желательно взять побольше. Больший размер планшета = большая точность.

30.12.14 9K

Знаете, откуда большая часть современных девушек черпают неуверенность в своей красоте? Правильно, из интернета и женских журналов. И все из-за того, что размещенные там портреты моделей прошли ретушь лица в фотошопе. Вот такая получается «писаная красота »!

Что такое ретушь?

Конечно, над ретушью этой девушки придется трудиться не одному профессионалу. Но скрыть недостатки лица на фото обычного человека не так уж и сложно. Этим мы займемся немного позже. А сейчас разберемся, что такое ретушь.

Под ретушью понимают изменение оригинала изображения с помощью инструментов графического редактора (в нашем случае ). Чаще всего ретуширование фотографий в фотошопе производится, чтобы скрыть мелкие изъяны лица и фигуры человека. Или для реализации творческой задумки художника. Такая корректировка называется портретной ретушью.

Область применения портретной ретуши имеет широкий диапазон. Ею пользуются:

  • Профессиональные фотографы;
  • Дизайнеры;
  • Художники;
  • Обычные люди.

Но большая часть мужчин всей Земли уверены, что ретуширование придумали женщины, чтобы казаться красивее и стройнее. То есть, чтоб скрывать свои недостатки.

Если вы не согласны, то зайдите в интернет. Там увидите, что большая часть женских портретов подвергнута ретушированию.

Как происходит ретушь лица в Photoshop


Девушка имеет красивый овал лица, глаза и губы. Но из-за высокого разрешения фотоаппарата становятся видны все поры кожи и ее чрезмерный блеск. Все эти недостатки мы постараемся убрать с помощью Photoshop .

Для начала возьмемся за настройку цветовой насыщенности фотографии. Делаем это следующим образом:

  • Открываем снимок в графическом редакторе;
  • В главном меню выбираем пункт «Изображение »;
  • В списке находим элемент «Регулировки » и через него переходим к пункту «Оттенок/Насыщение ».


В появившемся диалоговом окне «ТонНасыщение » для настройки доступны три параметра. Нас интересуют лишь два из них (насыщенность и яркость ). «Тон » лучше не трогать.

Как видно, ползунки всех параметров установлены посредине в нулевом значении. То есть за точку отсчета взяты установки оригинала. Перед ретушью портрета в фотошопе для придания лицу более здорового цвета можно немного сдвинуть ползунок насыщенности в плюсовую сторону, а яркость сделать меньше:


Теперь возьмемся за процедуру корректировки лица. Чтобы убрать мелкие морщины и хорошо просматриваемые поры кожи, воспользуемся инструментом «Размытие ». Порядок действий:
  • На боковой панели инструментов (слева ) курсором активируем нужный нам инструмент:

  • На верхней панели устанавливаем показатели жесткости кисти и ее диаметр в пределах 15-30. Или просто установите все параметры так, как изображено на снимке:

  • Затем движениями кисти корректируем кожу лица девушки. Вот как примерно должно получиться в итоге:


Как видите, все поры, и мелкие морщины почти полностью сгладились.

Но не все части лица надо сглаживать. Некоторые из них на фоне основного размытия нужно наоборот акцентировать. То есть сделать немного резче. К таким частям лица относятся:

  • Глаза;
  • Ресницы;
  • Губы;
  • Брови.

Для их коррекции воспользуемся инструментом «Резкость ». Он расположен рядом с предыдущим инструментом на боковой панели.

Чтобы «не промахнуться», следует каждый из корректируемых участков сделать больше. Поэтому увеличиваем общий масштаб отображения нашего снимка.

Этот инструмент даже при нулевом уровне жесткости отличается высокой силой действия. Поэтому для последующей ретуши в фотошопе все параметры выставьте, как показано на снимке. Не следует часто проводить инструментом «Резкость » по одному и тому же участку изображения, иначе придется отменять все действия через историю и начинать все сначала:


В результате обработки девушка на фото обрела шелковистую кожу, блеск в глазах и очерченные губы:

Боремся с прыщами и веснушками в Photoshop

Но это еще не все возможности того, как можно отретушировать лицо в фотошопе. Здесь есть одно замечательное средство, с помощью которого можно избавить лицо от веснушек и прыщей. Для его демонстрации возьмем фотографию другой девушки. Вот как выглядит исходник:


Скорее всего, девушка захотела бы избавиться от своих веснушек на портрете. Этим и займемся. Мы будем использовать инструмент «Лечащая кисть ». Она имеет точечное действие. Ее принцип работы основан на том, что в качестве эталона берется определенный участок кожи (неповрежденной ). Затем он используется для удаления проблемной области.

Порядок действий:

  • На панели инструментов выбираем инструмент «Лечащая кисть »:

  • Выставляем все настройки кисти как показано на рисунке:

  • Зажимаем кнопку «ALT » и нажатием левой кнопки мыши задаем эталонный участок;
  • Нажимая мышь, проходим по всем проблемным участкам.

При работе с инструментом «Лечащая мышь» старайтесь не подвергать его действию изгибы лица, контуры глаз, губ и крыльев носа. Если нечаянно задели эти участки, то для их восстановления используйте инструмент «Историческая кисть».

Вот как выглядит лицо на фотографии после «лечения » кистью:


Кроме этих инструментов для удаления дефектов кожи можно использовать набор «Dodge and burn ». В него входят инструменты:
  • «Осветление »;
  • «Затемнение »;
  • «Губка ».

Например, на следующем изображении частичное удаление веснушек с лица достигается за счет осветления оттенка кожи:

Красим губы в Фотошопе

На этом возможности Photoshop по наведению макияжа не исчерпываются. Рассмотрим пример, в котором мы накрасим губы. Вот они:


Порядок выполнения «малярных » работ:
  • Открываем изображение в графическом редакторе;