«С чего начинается Родина…»
Тип проекта : Познавательно-творческий
Название проекта : «С чего начинается Родина…»
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: Дети второй младшей группы
Актуальность
Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду, своей Родине нужно с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше подходит к данному вопросу. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным селом (городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Чтобы воспитать у детей любовь к Родине, сначала нужно воспитать в них любовь к самому близкому – родной семье и детскому саду, ведь это – основа из основ духовно- нравственно воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля.
Поэтому было решено разработать и реализовать проект «С чего начинается Родина», который бы состоял из нескольких этапов, которые отражены в перспективном плане.
Цель: Повысить качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание своих детей, расширить воспитательные возможности семьи.
Задачи:
воспитывать у детей любовь к родителям и близким людям, уважение к общечеловеческим ценностям;
создавать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, комфортного пребывания их в дошкольном учреждении;
координировать действия родителей, воспитателей, детей на фоне эмоционально-насыщенного общения и позитивного взаимодействия,
знакомить родителей с методами и приёмами организации досуговой деятельности в семье;
обогащать детско-родительские отношения совместной творческой и досуговой деятельностью;
создавать условия для формирования у детей доброжелательности, доброты и дружелюбия;
развивать эмоциональную отзывчивость;
привлекать родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
способствовать профессиональному росту воспитателей и специалистов ДОУ;
формировать у детей представления о взаимоотношениях в семье на основе литературных произведений.
Ожидаемые результаты
От детей:
1.Развитие коммуникативных навыков, стабильного эмоционального состояния в семье, отзывчивости, доброжелательности, неконфликтного поведения в семье.
От родителей:
Повышение уровня педагогической культуры.
Повышение педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье. Формирование опыта работы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества, подготовка их ребенка к социальным отношениям
Развитие интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
Стремление сделать детство своего ребенка счастливым.
От педагогов:
Укрепление системы взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ по данной теме
Повышение профессиональной компетенции педагогов.
Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.
Основные формы реализации проекта: Беседы, непосредственно -бразовательная деятельность, чтение художественной литературы, взаимодействие и участие родителей.
Принципы реализации проекта:
Учет возрастных особенностей
Интеграция
Совместная работа с родителями
Перспективный план реализации проекта «С чего начинается Родина…»
Сентябрь «До свидания лето, здравствуй детский сад» |
|
|
День пожилого человека, моя семья |
1.НОД Коммуникация Тема:»Рассказы о своей семье», «Взрослые и дети» с. 269,267 Волчкова; ФКЦМ Тема: «Моя семья» Волчкова с.265 Художественное творчество. Рисование. Тема: «Бабушкины цветные клубочки» «Картина из осенних листьев для бабушки» Комплексные занятия с.68,62 2.Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Мамы гуляют с дочками» 3. Работа с родителями. Консультация «Что такое генеалогическое древо?» Родительское собрание «Моя семья», выставка фотографий «Наша дружная семья» |
|
«Мой любимый детский сад» «День матери» |
ФЦКМ Тема: «Экскурсия на кухню», «Игрушки, которые живут в нашей группе» Волчкова, «Я и моя мама» Лепка: «Прянички для мамочки» Рисование «Разноцветные шары для мамы»
|
|
«Рождественские посиделки» |
|
|
«Кто служит в Армии?», Масленичная неделя |
Коммуникация Тема: «Папы всякие важны» Рассматривание альбома «Кто в армии служит» Рисование «Самолеты летят»
|
|
«МАМА - СОЛНЫШКО МОЕ» |
Беседа «Как мы поздравим маму», «Вот так мама, золотая прямо!» Д/И«Бусы для мамы, «Мамины помощники», «Собери букет для мамы», «Подарки для мамы», «Поможем маме приготовить обед» Чтение рассказа Д.Габе «Мама», Т.Виеру «Мамин портрет», Е.Благинина «Вот какая мама», Я.Аким «Мама» . ПОЗНАНИЕ (ФЦКМ) «Я и моя мама» Задачи: Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. Закрепить умение работать со схемами. Волчкова с. 255 КОММУНИКАЦИЯ Тема: «Моя любимая мама» Задачи: Связаная речь: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Словарь: Учить детей правильно подбирать прилагательные и глаголы. Активизировать словарь. Звуковая культура речи: Учить четко, громко произносить слова, закреплять произношение (ч), (м). Волчкова с.257 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (АППЛИКАЦИЯ) Тема: «Букет цветов для мамочки». Задачи: Знакомить с бумажным фольклором как видом народного декоративно-прикладного искусства. Вызвать интерес к созданию красивых композиций из цветов по мотивам аппликации (букет, вазон, гирлянда). Учить составлять композицию з готовых элементов (цветов) на сложной форме (силуэте букета или вазона), выбирать и наклеивать вазу (из фактурной бумаги) и составлять букет из бумажных цветов. (Лыкова, с. 104) ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (РИСОВАНИЕ) Тема: «Цветы для мамочки (поздравительные открытки)». Задачи: Вызвать желание нарисовать картину в подарок на 8-е марта. Учить рисовать цветы на основе представления о внешнем виде растений (венчик, стебель, листья). Упражнять в технике рисования гуашевыми красками: сочетать разные формы и линии, самостоятельно выбирать цвет и размер кисточек. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание порадовать. (Лыкова, с. 106) хт, п, с «Праздник бабушек мам» «Конкурс стихов о маме» - РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Выставка фотографий «Моя мамочка». |
|
«День космонавтики» «Поклонимся великим тем годам…» |
Коммуникация Тема: « Разговор о профессиях» Задачи:С пособствовать формированию представления о том, что есть такая профессия – космонавт. Пробуждать интерес к разным профессиям. Воспитывать интерес к людям труда. Способствовать развитию самостоятельности мышления и выбора. Мосалова Л.Л. с.59 Художественное творчество (Аппликация). Тема: «Салфетки для чаепития ко Дню космонавтики». Задачи: Учить составлять узор на листе бумаги квадратной формы, располагая в определенном порядке маленькие квадратики и треугольники. Развивать пространственные представления: в середине, по углам, вверху, внизу, сбоку. Уточнять представления: в середине, по углам, вверху, внизу, сбоку. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать инициативу. Т.С. Комарова, с.36 Художественное творчество (Рисование). Тема: «Звезда- Солнце». Задачи: Вызвать интерес к рисованию веселого солнышка, играющего с колечками. Показать сходство и различие между кругом и кольцом (по виду и способу изображения). Создать условия для самостоятельного выбора материалов и средств художественной выразительности. Упражнять в рисовании кистью (рисовать всем ворсом, свободно двигать по окружности и в разных направлениях). Развивать чувство формы и цвета. (Лыкова И.А. стр.118). Познание (ФЦКМ) Тема: «День космонавтики» Задачи: Дать представление детям о дне космонавтики, который будет праздновать вся страна 12 апреля. Рассказать о важности профессии. Рассмотреть на картинках как выглядит космонавт. Какой у него костюм.Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя. Подбирать к словам определения. Понимать смысл загадок и находить отгадку; Художественное творчество (Лепка). Тема: «Ракета». Художественное творчество (Рисование). Тема: «Звездочки на небе». Познавательная ФЦКМ НОД Тема: «Врослым и детям нужен мир на всей планете» НОД Тема: «Город готовится к празднику» Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла, о героической защите наших воинов, о значении Праздника Победы для нашего народа. Беседа Темы: «Кто такие ветераны?» «О чем поется в песнях военных лет?» «Как можно поздравить ветеранов?» «Война-это страшно» Рассматривание альбомов: «Военная техника» «Великая Отечественная война в детских рисунках» Аппликация. Тема: «Скоро праздник идет» Учить детей составлять композицию определенного содержания из готовых фигур, самостаятельно находить место флажкам и шарикам. Создать радостную и торжественную атмосферу. Рассказать, что мы украшаем группу к великому празднику Дню Победы. Рисование (техникой набрызг) « Праздничный салют» Познакомить детей с приемом рисования техникой «набрызг». Развивать мелкую моторику. Воспитывать уважение к воинам-освободителям. Слушание песен военных лет РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В уголке для родителей разместить плакат с поздравлением «Победе 70 лет!» Провести агитацию по регистрации своего родственника «Бессмертный полк» Принять участие в акции «Цветок Победы- сирень», посадить куст сирени на участке детского сада Организовать выставку детских работ «Мир глазами детей» |
Проект для детей старшей группы
«С чего начинается Родина?»
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек, в едь как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Данный проект прививает любовь к родным местам, гордость за свой народ, позволяет ощутить свою неразрывность с окружающим миром и вызывает желание сохранять и приумножать богатство нашей страны, уважать труд людей.
Цель:
сформировать первоначальные представления об истории
родного края, о его красоте и богатстве;
воспитывать патриотические чувства, развивать творческие
способности.
Задачи:
Формировать у детей:
Чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;
Чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
Представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
Умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать.
Развивать у детей:
Познавательные процессы и мыслительные операции посредством специальных игр и упражнений;
Представления о национальной культуре края, об образе жизни людей, населяющих наш край.
Воспитывать у детей:
Чувство патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы.
Стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно–исследовательскую деятельность;
Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Ожидаемые результаты проекта - формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, пополнение знаний об истории своей малой родины и России, воспитание ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.
Продукт проектной деятельности: фотовыставка «Моя малая Родина»
Презентация: Праздник «Моя Родина – Россия»
Карта проекта
Тематические блокимероприятия
Период реализации
Ожидаемые результаты
«Семья»
Фотовыставка «В кругу семьи»
Мини-проект «Герб моей семьи»
Досуг «Мама, папа, я – дружная семья»
Игра «Федорино горе»
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Родительское собрание «Я – семья – род - народ»
«Детский сад – мой второй дом»
НОД «Детский сад у нас хорош, лучше сада не найдёшь!»
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Продуктивная деятельность «Портрет друга»
«Родной свой край люби и знай!»
НОД «Родной край люби и знай»
Оформление уголка краеведения
Встречи с народными умельцами
Выставка «Умелые руки не знают скуки»
Развлечение «Весела была беседа»
Развлечение «Русские богатыри»
«Россия – Родина моя»
Фольклорный праздник «Смех да веселье»
ОД «Родная страна»
Беседа «Государственные символы России: флаг, герб, гимн»
Интегрированное занятие:
«Крепости и богатыри».
Дидактические игры: «Кто где живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн)
Подвижные игры народов России.
Акции «День цветов»
«Чистая планета»
Презентация: Праздник «Наша Родина – Россия»»
январь-февраль
март-апрель
Укрепление семейных отношений.
Знакомство детей со старинной посудой.
Расширение словарного запаса, умение развивать игру, брать инициативу в свои руки
Привлечение внимания родителей к вопросу нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Систематизация имеющихся у детей знания о детском саде, о тех, кто работает в нем, какую работу выполняет; желание посещать детский сад; внимательное и предупредительное отношение друг к другу.
Формирование осознанного интереса к истории малой Родины, к людям, живущим в родном селе.
Знакомство с традицией русского народа – посиделками.
Умение участвовать в совместной игре с другими детьми.
Применение полученных навыков общения в игровых ситуациях.
Знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Приобщение к традиционной культуре на основе активного использования фольклорного материала (песни, загадки, пословицы, поговорки, потешки).
Развитие творческих способностей в разных видах деятельности.
Формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Стремление принимать посильное участие в жизни села.
Методическое обеспечение:
Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
Материалы Интернета.
Светлана Чучук
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»
Проект по нравственно-патриотичекому воспитанию "С чего начинается Родина "
для детей старшей группы доу
1. Паспорт проекта… .…. …. 3
2. Актуальность проекта «С чего начинается Родина » .. ….3
3. Цели и задачи…. ….…4
4. Предполагаемый результат. ….…4
5. Этапы реализации проекта … .…5
6. Формы взаимодействия с детьми и родителями… .….5
7. Распределение содержания по разделам
«Моя семья – это Родина моя » …. …5
«Природа родного края» . …. …. 6
9. Приложение….…. 7
Проект
Краткосрочный
Групповой
Информационно – практико – ориентированный
Творческий
Сроки реализации : 12.03.2018-24.03.2018
Участники проекта :
Воспитатели
Дети старшей группы
Родители воспитанников
Актуальность проекта «С чего начинается Родина »
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья -
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое -
Это все моё, родное!
Это Родина моя !
Всех люблю на свете я!
Владимир Орлов
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине , патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье .
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине .
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Цель проекта :
Воспитание нравственно -патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через освоение знаний о природе родного края, Новосибирской области. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье .
Задачи :
Сформировать у детей представления о семье, городе в котором они живут.
Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности
воспитание нравственно-эстетических чувств , эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
Формирование нравственно -патриотических чувств посредством ознакомления детей с музыкальными, литературными произведениями о Родном крае
Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Предполагаемый результат :
1. Дети пополнят знания о природе Родного края.
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами , являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной , духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта .
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами .
5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей .
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми :
Непосредственная образовательная деятельность;
Совместная деятельность детей и педагогов;
Чтение художественной литературы;
Беседы, ситуативные разговоры;
Слушание музыки;
Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
Презентации
Формы взаимодействия с родителями :
Консультации по проблемам патриотического воспитания детей ;
Сотворчество детей и родителей .
Формы и методы реализации проекта
1 этап : «Моя семья – это Родина моя »
Познавательное занятие «Мой край»
Беседа «Мой дом»
Составление рассказов на тему : «Моя семья»
Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»
Заучивание стихотворения Алексей Кабардина «Карта Новосибирской области»
Рисование : «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка
Прослушивание аудиозаписей о Новосибирске
Физическое развитие
Подвижная игра «У оленя дом большой"
Пальчиковая гимнастика «Кукушка»
Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощники"
Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Психогимнастика «Эмоции моей семьи»
Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
Прослушивание сказки «Баба-Яга»
Взаимодействие с родителями
Сотворчество детей с родителями : «Родословное древо нашей семьи»
2 этап : «Природа родного края»
Познавательно-речевое развитие
Рассказ воспитателя
Презентация «Природа Новосибирской области»
Чтение о Новосибирске
Презентация «Красная книга Новосибирской области»
Познавательное занятие «Россия – Родина моя »
Итоговое занятие «С чего начинается Родина »
Художественно-эстетическое развитие
Лепка : «Еж ушастый»
Рисование : «Люблю березу русскую»
Прослушивание : песен о Новосибирске
Выставка рисунка «С чего начинается Родина »
Физическое развитие
Русские народные игры : «Гуси лебеди» , «Карусель» , «Колпачок» , «У медведя во бору» , «Гори, гори ясно»
Социально - личностное развитие
Д/И «Любимый город»
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в заповедник»
Просмотр мультфильма «Мы живём в России»
Чтение русских народных сказок : «Ночь на Ивана Купалу» , «По щучьему веленью»
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота »
Публикации по теме:
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана «Детский сад комбинированного вида №66» Конспект занятия по.
Презентация по патриотическому воспитанию в младшей группе «С чего начинается Родина» Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств у детей.
Проект по нравственно патриотическому воспитанию детей средней группы «Россия - Родина моя» Паспорт проекта по нравственно патриотическому воспитанию детей «Россия – Родина моя» Подготовил проект воспитатель МБДОУ «Д/с №36 «Ягодка».
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина» ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Место реализации: «Структурное подразделение.
О том, что такое Родина для каждого человека, сказано в мудрой русской песне: «Человек без родины, что соловей без песни». Своей песней соловей зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек.
Жаворонок - вестник рассвета, показывает, что район и город одними из первых в Подмосковье встречают рассвет - район расположен на юго- востоке области. Лазоревые и серебряные волнообразные пояса символизируют природные особенности - реку Оку, многочисленные озёра, расположенные на территории района. Сквозной ромб (челнок) характеризует район как текстильный, получивший своё развитие благодаря текстильным мануфактурам. Золотой колос указывает на наличие сельского хозяйства в районе. Золото - символ прочности, величия, богатства, интеллекта, великодушия. Зелёный цвет полей указывает на обилие в районе лесных массивов. Зелёный цвет - символ весны, радости, надежды, жизни, природы, а также символ здоровья. Герб Озёрского района
"Истинный человек и сын Отечества суть одно и тоже"
(А.Н. Радищев)
Тип работы: учебный проект по москвоведению
Актуальность исследования.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и
физически, способного к защите Отечества.
Гражданственность – качество личности, заключающееся в сознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого качества зреет в сердцах наших детей как наивысший уровень гражданского самосознания – патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества.
Формирование у воспитанников представления о России как о многонациональном Отечестве, общем доме.
В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами у школьников:
- отсутствие доступной информации по истории своего края;
- отсутствие навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
- неверные представления о значимости РОДНОГО КРАЯ в истории страны и каждого человека в отдельности;
- слабое умение представить окружающим полученные знания.
В школьной программе москвоведение изучается, интегрировано, что не дает возможности полноценного изучения предмета. Данный учебный проект поможет заинтересовать учащихся по данному предмету.
Проблема проекта: Можно ли через изучение истории своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.
Цель проекта: Изучить историю Родного края и связать ее с событиями истории всей страны.
Задачи проекта:
- Конкретизировать и обобщить знания по поставленной проблеме.
- Расширить знания по истории СВАО, его отдельных районов.
- Научиться искать информацию, как по отдельным вопросам, так и без конкретизации проблемы с использованием современных источников информации.
- Проверить полученные знания знаний в игровой форме.
- Продемонстрировать свои творческие способности.
Форма организации детей: групповая работа, индивидуальная.
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая.
Сфера применения результатов: культурологический, лингвистический, краеведческий.
Форма продуктов проектной деятельности:
- фотографии, фотоочерк
- видео-аудио записи
- стендовые доклады
- макет района «Отрадное» в будущем
Способ объединения результатов на презентации: Проведение консультаций для обмена накопленным материалом, посещение музея истории города Москвы, подготовка и защита докладов.
Вид презентации : Представление макета «Наше Отрадное в будущем» на викторине «Я – Москвич», участие в окружном конкурсе учебных проектов «Умники и умницы».
Предметная область: межпредметная.
Состав участников : одноклассный.
Характер координации: явный – на начальном этапе, далее – скрытый.
Темы учебно-тематического плана:
- Наш город Москва. Что я знаю о Москве.
- Моя малая Родина
Время работы: один месяц.
Цели учебные:
- познакомиться с историей СВАО;
- обзорно изучить историю районов СВАО
- сформировать представление о связи истории округа с историей страны.
- научить пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации;
- научить поиску информации в музее на примере материальных памятников.
Цели развивающие:
- развивать речь и воображение учащихся;
- развитие познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, делать выводы;
- развитие творческих способностей учащихся на примере подготовки макета района «Отрадное» в будущем
Цели воспитательные: воспитание любви к родному гнезду, гордость за столицу, чувство сопричастности к судьбам Отечества, нравственных качеств учащихся: доброты, взаимовыручки, внимательности, трудолюбия, патриотизма.
Режим работы: урочно-внеурочный.
Информационно-техническое оснащение: интернет, районные и школьные библиотеки, музеи, в/фильмы, кабинет истории.
Привлекаемые специалисты: классные руководители, учителя русского языка и литературы, учителя истории, экскурсоводы, смотрители музея.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап
На уроке москвоведения учитель предлагают ученикам принять участие в проекте «С чего начинается Родина?», после чего идет формирование двух групп для участия в проекте. Намечается план и распорядок деятельности, распределяется нагрузка между учащимися. Итогом деятельности в рамках проекта должны стать полученные знания, представление макета «Наше Отрадное в будущем» на викторине «Я - Москвич»
2. Планирование работы
План:
- определить источники информации (справочная литература, экскурсионная деятельность, интернет, беседы с экскурсоводами, учителями, смотрителями музея «Истории Москвы»)
- поиск информации по истории Москвы, СВАО и района Отрадное в Интернете и литературных источниках.
- определение объёма работы каждого участника проекта
- аналитическое обобщение полученных результатов
- определение состава участников викторины (12 человек).
- создание символики и девиза команд.
- защита проекта в ходе выполнения поисковых задач в музее истории Москвы На этом этапе вырабатывается план действий, распределяются обязанности и определяются сроки работы поэтапно, планируется способ сбора и анализ информации, планируется форма итогового представления результата.
Каждая группа получает задание.
3. Сбор информации.
Посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, просмотр в/д, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность.
4. Анализ информации.
Во внеурочное время учащиеся делятся результатами своей поисковой деятельности, учитель корректирует, уточняет высказывания, помогает выделить главное, подвести детей к определению вывода.
5. Презентация результатов проектной деятельности.
Результатом данной проектной деятельности является представление макета «Наше Отрадное в будущем» на викторине «Я – Москвич», участие в окружном конкурсе учебных проектов «Умники и умницы».
Заключение
В процессе работы над ученическим проектом ученики овладели следующим:
- навыками коммуникативной деятельности;
- умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;
- учились вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно);
- учились развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;
- развивали творческие способности.
Работая по данной проблеме, ребята убедились, что проекты – это необходимый вид деятельности на таком уроке как история Москвы. Процесс работы над проектом включал в себя социальное развитие учащихся. Он включал в себя, присвоение ими общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье, Родине.