Конспект беседы "Что такое трудолюбие" (9 класс). Воспитательское занятие на тему:" Трудолюбие и лень" (6 класс) Схема на тему труд трудолюбие лень

Тема: Трудолюбие и лень.

Цель:

Продолжить знакомство с заповедями Божьими;

Продолжить знакомство с понятием грех;

Учить детей анализировать свои поступки.

Оборудование: иконы, слайды, мультипликационный фильм.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Слово учителя: Сегодня мы с вами поговорим о наших качествах души. Вспомни, как начинается твой день? Мы знаем, что вставать надо пораньше, умыться, сделать зарядку, прочитать утреннюю молитву, не забыть сказать добрые слова. Всегда ли так начинается твой день?

3. Просмотр сказки «Про лень»

4. Беседа по содержанию сказки:

Почему лень продавали за бесценок? (все хотели скорее от неё избавиться);

Опишите поведение героев, которые купили лень? (не хотели ничего делать, дома становились грязными, холодными);

Опишите поведение героев, которые продали лень (радовались, что избавились от лени, возвращались к прежней трудолюбивой жизни);

Где лень оказалась в конце сказки?

- Что нужно делать, чтобы лень не попала в твой дом и в твою душу?

Учитель: давайте познакомимся с мальчиком, который впустил лень в свой дом и вот что из этого вышло.

    Чтение стихотворения:

Утром Коленька проснулся.

Потянулся, повернулся,

Осмотрелся, лег опять,

Очень лень ему вставать.

«Ты лежишь уже полдня,-

Говорит ему сестра.-

Если будешь так лениться,

Как же сможешь ты учиться?

Можно в жизни все проспать

И друзей всех потерять.

Не заметишь, как пройдет

День, неделя, месяц, год!»

    Беседа по содержанию стихотворения:

- Как следует назвать состояние Коли? (лень);

Как называют человека, который все время ленится, ничего не хочет делать? (ленивый, лентяй);

Подумай, как пройдёт день у ленивого человека?

Ты всегда готов помочь близким и друзьям? С каким настроением ты им помогаешь?

    Народная мудрость:

«Ленивому и лениться лень».

- Придумай историю по этой пословице.

8. Слово учителя: мы сегодня познакомились с ленивым мальчиком Колей, но есть ребята, которые хорошо справляются с ленью.

Сереже на даче трудиться не лень,

Работа кипит у него целый день.

То папе помог он доделать скворечник,

То с мамой белье полоскал днем на речке,

То бабушке нужно воды для рассады,

То дедушке – грабли, белила для сада.

«Помощник растет, - говорят все вокруг,-

Надежный товарищ и преданный друг».

9.Беседа по содержанию стихотворения:

По каким признакам можно понять, что человек трудится в радость? (У него веселый вид, лицо сосредоточенное, но довольное);

Ты можешь назвать себя трудолюбивым человеком? Расскажи, как ты помогаешь своим родным.

    Подумай, чему учит пословица?

Труд человека кормит, а лень портит.

    Практическая работа.

Внимательно рассмотрите картинки в своей тетради. Расскажите, что удалось сделать трудолюбивому мальчику за день (составление устного рассказа).

Вспомните, как проходит ваш день. Сколько полезных дел вы успеваете сделать?

    Это интересно знать:

Малиновка – это маленькая заботливая птичка с чудесным серебристым голоском. Она кормит не только своих птенцов, но и чужих. Если ей встретится гнездо с осиротевшими птенцами. Малиновка кормит и их. Не оставит в беде и большую взрослую птицу. Малиновка встаёт рано, чтобы успеть всё сделать. За это и получила своё второе имя – зарянка.

    Важные слова:

Трудолюбие, радость, настроение, желание, старание.

    Итог урока: Сегодня на занятии мы говорили о человеческих качествах – трудолюбии и лени. Оба эти качества очень сильные. Лень - мешает человеку совершать добрые дела, а трудолюбие - помогает радовать Бога и ближних. Не впускайте в себя лень. Господь даёт человеку возможность учиться, работать, помогать людям, заботиться о растениях и животных. Перед началом дела, обратитесь к Богу: «Господи, благослови!» .

– Мы продолжаем рассматривать книги на нашей выставке (дети подходят ко второму стеллажу).

Какие книги вы видите здесь? (дети читают названия книг: «Золушка», «Вовка в Тридесятом царстве», «По щучьему веленью», «Стрекоза и Муравей», «Морозко», «Мороз Иванович»).

Как вы думаете, что объединяют все эти книги? (Ответ: в этих книгах есть трудолюбивые и ленивые герои).

Каких сказочных ленивцев вы знаете? (Ответы детей).

Хорошо ли быть ленивым? Как вы думаете? (Ответы детей).

Дети, послушайте, как сказал святитель Иоасаф в своей поэме о лени, он назвал ее леность.

Ребенок читает стихотворение:

Леность – грех проклятый,

Шла с невымытым лицом,

Волосы кудлаты,

Распоясана, несла

Пыльных книг страницы-

Там, где моль не сожрала,

Плесень веселится.

Воспитатель: Что вы поняли из этого стихотворения? (Ответы детей).

Какие выражения использовал святитель Иоасаф при описании лени? (Ответы детей).

Присаживайтесь на творческую полянку (звучит музыка).

Представьте себе лень, какая она?

Чем она пахнет?

Какая она на ощупь?

Как вы думаете, каких людей больше трудолюбивых или ленивых? (Ответы детей).

А лениться, бездельничать хорошо? Почему? (Ничему не научишься, ничего не будешь знать и уметь делать, будет скучно, неинтересно жить, даже можно заболеть).

Дети, отгоните от себя лень! (Дети делают движение руками).

6. Задание «Найди противоположные пары».

Дети составляют сложные предложения с союзом «а»по картинкам.(Этот мальчик трудолюбивый, а этот ленивый. Эта девочка трудолюбивая, а эта ленивая.)

Воспитатель предлагает подумать какие виды труда существуют:

Труд души – это молитвенное обращение к Богу, Богородице, святым, Ангелам, а также – это дела милосердия, добрые дела.

Труд физический – когда человек использует способности своего тела, силу мышц.

Интеллектуальный труд – когда человек применяет способности ума.

Самый важный труд для человека – это труд для души.

7. Этюд «Спаси птенца».

Воспитатель: В жизни происходит очень много ситуаций, когда кто-то нуждается в помощи, поддержке, сочувствии.

В нашей помощи нуждаются многие животные.

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец.

Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам!

8. Рассказ воспитателя.

Ежегодно 8 мая во всем мире отмечается день Красного Креста и Красного полумесяца (Слайд 6).

Красный Крест стал символом общества, которое оказывает помощь жертвам несчастных случаев, стихийных бедствий, эпидемий и войн.

Это знак искреннего и бескорыстного служения людям.

Ребенок читает стихотворение :

Праздник Красного Креста

Отмечают неспроста.

Где-то вдруг цунами будет,

Извержение вулкана,

Красный Крест туда прибудет

Из-за гор и океана.

9. Итог.

Воспитатель: В течение недели в группе мы проводили акцию «Сделай добро – подари радость».

Расскажите как это было?

(Дети рассказывают, что они все совместно с родителями участвовали в этой акции, собирали вещи и игрушки для детского дома).

Воспитатель показывает посылку и сообщает, что после занятия отправит посылку в детский дом.

Дети читают стихотворение «Жалость»:

1.Покормил щенка в сторонке-

Он от голода страдал,

С дерева достал котенка-

Кто-то злой его загнал.

2.Немощной, больной старушке

Молоко и хлеб принес

И любимые игрушки

С мамой в детский дом отнес.

3.Пусть живет в твоем сердечке

Жалость к тем, кто одинок,

Утешенья ждет словечка,-

Этому нас учит Бог!

Е.Екимова

Воспитатель: Хочется надеяться, что вы вырастите добрыми и милосердными людьми.

Такшина С. В., воспитатель

МБДОУ детский сад

комбинированного

вида № 86 г. Белгорода

Тема занятия

ЕВГЕНИЯ РОСТОКИНА
Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит, а лень портит» (средняя группа)

Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чём оно?

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож.

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом ,

А не свалилось с неба.

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем .

О чём стихотворение? труде )

Кто догадался, о чём мы сейчас поговорим? труде )

Есть такая пословица “Труд человека кормит , а лень портит”

Как вы понимаете эту пословицу? (Человек , который трудится , будет зарабатывать деньги, а ленивый человек ничего не делает )

В нашем сегодняшнем разговоре будут часто звучать слова :

Труд – вид деятельности , результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.

Трудолюбие – любовь к труду , нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду .

Трудолюбивый – любящий трудиться .

Лень – отсутствие желания действовать, трудиться , склонность к безделью.

Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К . Д. Ушинского,

который называется “Два плуга”.

Внимательно послушайте, а потом ответите на вопросы.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Так случилось, что через несколько времени, оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда , мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Ребята, я думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к нашему разговору.

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому, что он трудился )

Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Он потемнел и покрылся ржавчиной)

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя)

Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ? (Труд человека красит , а безделье его уродует.) Только в труде можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет

Ребята, все вы читаете рассказы, сказки. Назовите мне произведения, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях ? (Сказки “Морозко”, “Золушка”, “Два мороза)

Как относятся к ленивым людям? (Их не любят)

Почему? (Ленивые хотят пить, есть, одеваться, но не любят делать это своим трудом . Значит, на него работают другие.)

Что труд даёт человеку ? (Труд даёт радость , благополучие, здоровье. Если ты трудишься хорошо , то и к тебе будут относиться хорошо)

В наше время человек в обществе ценится по труду . Труд – источник радости , удовольствия. От труда зависит благополучие человека . Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

Публикации по теме:

Хозяйственно-бытовой труд «Маленькие помощники» (средняя группа) Хозяйственно – бытовой труд «Маленькие помощники» средняя группа Форма организации: Подгрупповое поручение Задача: 1. Умение ставить.

Беседа с детьми среднего дошкольного возраста «Собака - друг человека» «Собака-друг человека» Цель: расширение кругозора, словарного запаса; закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях; воспитывать.

Беседа с детьми «День пожилого человека» Беседа с детьми на тему: «День пожилого человека» Цель беседы: воспитание уважительного отношения, внимания к пожилым людям. Ход беседы:.

В семье каждый главный и папа, и мама, и дети, у всех есть своё Я, каждый это личность. В хорошей, дружной семье считаются с мнением каждого.

Цель: - познакомить детей о значении герба и флага - обогащать речь детей - воспитывать в детях чувство гордости за родную страну - воспитывать.

Хозяйственно-бытовой труд «Мытье игрушек» (средняя группа) Хозяйственно- бытовой труд "Мытье игрушек "Средняя группа Курочкина Татьяна Владимировна Хозяйственно- бытовой труд "Мытье игрушек "(Средняя.

Цель: Формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста. Образовательные цели: формировать навык связного последовательного.

Беседа о трудолюбии
  1. Определение «труда» и «трудолюбия» вожатым. Вступительная беседа с ответами детей (2-8 минут)
  2. Мини-лекция «Библия о трудолюбии»(8-10 мин)
  3. Беседа «Как воспитать трудолюбие?»(4-6мин)
  4. Работа с пословицами. (3-6мин)
  5. Творческая работа. (3-6) мин
  6. Рефлексия.

Ход беседы:

  1. Труд служит средством пропитания и материального обеспечения, милостыни, творческой реализации способностей человека, лекарством от лени и уныния, воспитателем в добродетелях.

Трудолюбие – добродетель , любовь к труду, желание старательно и добросовестно трудиться.

«Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод». прп. Антоний Великий .

Святитель Феофан Затворник писал, что нужно каждое дело воспринимать, как данное Богом, тогда уйдут суетливость, многозаботливость и нерадение о делах домашних и общественных.

I. Вступительная беседа

Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Лежебока».

Горько живет Лежебока –

Кровать Лежебоке Высока.

Полы от кровати Далёко.

Слезать Лежебоке -Морока!..

Вот и лежит Лежебока.

Спит Лежебока Без срока.

Уж отлежал Оба бока...

Спит и вздыхает Глубоко:

Кабы еще бы Два бока!..

Какого человека называют лежебокой?

Как вы думаете, почему человек ленится?

Какое слово противоположно по значению слову «ленивый»?

Кому лучше живется на свете - ленивому или трудолюбивому человеку? Почему? (Дети отвечают.)

Действительно, трудолюбивый человек получает радость от самого процесса работы и от его результатов. Его жизнь нельзя назвать скучной и однообразной - он всегда найдет себе интересное занятие. Трудолюбивый человек рано или поздно достигает успеха в любом деле, пользуется уважением коллег и товарищей. В то время как ленивый бесцельно растрачивает свое время, проводит дни в бесплодных мечтаниях.

2. «Библия о трудолюбии» Рассказывает вожатый.

Поселив первых людей в раю, Господь Бог поручил им возделывать рай, иными словами трудиться. Забота и уход за райским садом тогда были даны людям не в качестве наказания, потому что в то время прародители, Адам и Ева, ещё были безгрешными, а как необходимая возможность достижения счастья через труд. “И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его” (Быт. 2:15 ). Таким образом, из всего вышесказанного вытекает логически обоснованный вывод о том, что трудолюбивый человек угоден Богу, а лентяй и бездельник своим празднолюбием нарушает Божье повеление о труде в виде возделывания и заботы прародителями райского сада.

Этот эпизод можно рассмотреть иносказательно. Райский сад выступает в этом примере как символ счастливой жизни. А труд в виде возделывания райского сада, фигурирует как необходимое условие процветания райского сада. Таким образом труд, в виде возделывания рая, это путь к райской жизни, к счастью.

Труд, обязательный для всех людей, был подтвержден Богом при изгнании согрешивших прародителей из рая. “В поте лица твоего будешь есть хлеб” (Быт. 3:19 ). Придя в мир людей и принеся людям Благую весть, Иисус Христос не отменил обязанность трудиться, данную человеку Богом в Ветхом Завете, а подтвердил это тем, что Сам постоянно трудился, зарабатывая Себе пропитание ремеслом плотника.

Наряду с этим в Своем учении Иисус Христос заповедовал не только обязательно трудиться каждому человеку в отдельности, но и своим трудом помогать другим людям. То есть Иисус Христос советовал трудиться не только для себя самих, но и для ближних (то есть окружающих людей). Даже если они проявляют к вам враждебные действия. “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою” (Прит.25:21).

Истинные христиане должны поступать, как сказал Апостол Павел: “Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми” (2Кор. 8:21 ) . Посылая Своих Апостолов на проповедь, Иисус Христос сказал о том, что “трудящийся достоин пропитания” (Матф. 10:10 ) . Посылая семьдесят Своих учеников проповедовать, Спаситель мира сказал такие слова: “трудящийся достоин награды за труды свои” (Лук. 10:7 ) .

Предусмотрительность, заботливость и планирование дел не запрещены нигде в учении Христовом. Наоборот Сам Иисус Христос со Своими учениками имел ящик для денег, позволявших им покупать себе пропитание. То есть факт заботы о своем пропитании говорит о том, что Иисус Христос и Его Апостолы проявляли предусмотрительность, целенаправленные действия и старания о покупке своей пищи. После чудесного насыщения народа хлебами и рыбой, Иисус Христос распорядился собрать оставшиеся куски, очевидно для того, чтобы их сберечь для будущего приема пищи. “И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало” (Иоан. 6:12 ). Этот эпизод из жизни Иисуса Христа также говорит о проявлении Спасителем бережливости, предусмотрительности и заботы, а также о планировании, связанном с дальнейшим применением оставшейся пищи.

В своем послании к Фессалоникийцам, поощряя труд, Апостол Павел писал: “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2Фес. 3:10 ) . Поощрение труда высказывается Апостолом Павлом во 2-м послании к Тимофею: “Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов” (2Тим. 2:6 ) .

Таким образом, из всего вышесказанного становится очевидным факт того, что как в Ветхом, так и в Новом Завете поощряется трудолюбие, осуждается празднолюбие и лень и не запрещается предусмотрительность и заботливость о добрых делах человека.

(лучше всего будет вожатому это сказать своими словами, но иногда вставляя фразы из Библии, поэтому даю полный текст, но необязательно его всего воспроизводить, а выбрать для себя самое главное)

3. Беседа «Как воспитать трудолюбие»

А для чего вообще нужно трудиться? Некоторым лентяям вовсе не скучно жить, возможно, они даже не знают о том, что ленивы. Послушайте высказывание знаменитого русского ученого, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще, бездельник всегда очень занят».

Полезно ли такое времяпровождение?

Будут ли ценить такого человека? ставить кому-то в пример?

К чему приводит такая бесцельная жизнь?

Каково же значение труда в жизни человечества? Над этим вопросом размышляли ученые, философы, литераторы разных стран. Я прочитаю вам высказывание русского писателя Виталия Закруткина.

Труд сделал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Все, что тысячелетиями создавалось на земле - от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни, - создано трудом. Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, дает уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни, помянут его добрым словом.

Вожатый: Одни люди ленивы, другие трудолюбивы - почему так? Трудолюбие и лень - это врожденные качества? (Дети отвечают.)

Зависит ли развитие трудолюбия от воспитания? Какую роль в этом играют родители, педагоги? (Дети высказываются.)

Опишите трудовой процесс, в котором вы участвовали (уборка урожая, ремонт квартиры, поход, рыбалка и пр.). Все ли у вас получалось?

Какие качества требуются для осуществления задуманной работы? {Воля, целеустремленность, ответственность, желание учиться, самодисциплина.)

Интересно, что и сам трудовой процесс помогает человеку развить эти качества.

А если человеку все дается без труда? Он получает все, что только пожелает, не прикладывая никаких усилий. Повлияет ли это на его характер?

Какие черты будут преобладать? (Дети высказываются.)

4. Работа с пословицами

(Вожатый делит отряд на 2 группы. Каждая группа получает карточку с пословицей, объясняет ее смысл.)

Живот да головка - всегда у ленивых отговорка.

Лежебоке и солнце не в пору восходит.

Лентяй да шалопай - два родных брата.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Терпение и труд все перетрут.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

Лень - мать всех пороков.

5. Творческая работа

Вожатый: Можно ли избавиться от лени? Как? Изобретите лекарство от лени. Предложите ваши рецепты. Или Представьте магазин для лентяев. Какие товары в нем могут продаваться?

(Работа в группах или индивидуально. Приветствуются любые реальные и фантастические рецепты.)

6. Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали? Какие выводы для себя сделали? В чем же состоит ценность труда?


Урок 15 Тема: Трудолюбие и леность

26.10.2011 12968 1413

Цели урока:

- ознакомление учащихся с понятиями «трудолюбие» и «леность»;

- объяснение ребенку, что только труд облагораживает мысли, чувства и дела человека

- привитие детям стремления быть трудолюбивыми.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, практическая работа.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница».

Ход урока

1. Круг радости

Ø Здравствуйте, ребята! Я предлагаю начать наш урок с замечательной, всем известной песенки про Антошку.

Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.

Тили-тили, трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали.

Парам-пам-пам.

Парам-пам-пам.

Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.

Тили-тили, трали-вали,

Это братцы мне по силе,

Откажусь теперь едва ли.

Парам-пам-пам.

2. Поговорим

¨ Ребята! Как вы думаете, какого качества не хватает Антошке?

¨ А какого человека можно назвать трудолюбивым?

¨ Выполняли ли вы какую-нибудь работу с радостью?

¨ Что вы испытывали после такой работы? (Ответы детей).

Ø Конечно же, любую работу можно делать с любовью. Просто нужно изменить свое отношение к ней. Не нужно превращать работу в каторгу. Задумайтесь. Делая что-либо, мы, в первую очередь, делаем это для себя. Как приятно потом пожинать плоды своих собственных трудов. Как приятно, когда дома чистота и порядок, когда мама видит, что ты не равнодушен к ней, помогаешь ей, ее лицо начинает светиться от счастья.

3. Обратимся к учебнику

Ø Наша мудрая «Азбука» разъясняет, что такое «трудолюбие» и «трудолюбивый человек». Откройте ее страничку и ознакомьтесь с ее содержанием. Запомните эти определения.

Ø Трудолюбие – это духовная ценность человека. Трудолюбивый человек – это человек, любящий мыслить, учиться, трудиться, творить и созидать.

Ø Прочитайте стихотворение «Азбуки». Будьте внимательны при его чтении.

¨ Расскажите, что создается трудом человека?

¨ А что вы можете добавить к этому стихотворению? (Ответы детей).

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба,

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час –

И мы трудиться будем.

4. Чтение произведения. С.Я.Маршак «Кот и лодыри»

¨ Какие чувства и настроения в этом стихотворении?

¨ На какие вопросы дает вам ответы это произведение? (Ответы детей).

5. Творим в тетради

Ø А сейчас тетрадочка-«Помощница» приглашает вас потворить на своей страничке. Вы конечно же внимательно прочитали стихотворение С.Маршака «Кот и лодыри». Интересно, какими предстанут на страничках тетрадки герои этого произведения? (Дети творят в тетради).

6. Игра-упражнение

Ø Все в этой жизни не возникает само по себе, просто так. Все создается трудом. И человек стал человеком благодаря своему трудолюбию. Принято говорить: «Труд облагораживает человека». Это, действительно, правда.

Ø Если бы мы не трудились, мы не достигли бы того уровня, на котором сейчас находимся. Человек так бы и жил в пещере, ел сырое мясо и думал, что Земля квадратная. Он никогда бы не увидел нашу красивую планету со стороны. Никогда бы не смог подняться в голубое небо, увидеть космос. Труд – это движение вперед, это прогресс, порыв, путь к новому, неизвестному, дорога в будущее. Наши предки всегда ценили труд других и уважали трудолюбивых людей. О труде сложено множество пословиц и поговорок. А вы их знаете? Давайте проверим, кто из вас знает больше всех пословиц о труде. Для этого разделимся на две команды. Произнося пословицу, вы должны рассказать о том, чему она нас хочет научить. (Дети соревнуются).

7. Домашнее задание

Ø Дома прочитайте рассказ «Слово и дело» (О.Гумирова). Ответьте на вопросы «Азбуки».

Ø В «помощнице» выполните Задание 2. Кроме того, в тетрадочке для вас есть очень интересное задание. Напишите пятистишие о труде и трудолюбии (Задание 3). (Учитель обучает детей составлять «синквейны» – пятистишия. Методика составления синквейнов такова: первая строка – существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных; третья строка – три глагола; четвёртая строка – фраза по теме; пятая строка – одно слово – заключение. Например: первая строка – «цветок»; вторая строка – «красивый», «душистый; третья строка – «украшает», «расцветает», «пахнет»; четвертая строка – «очень люблю такие цветы»; пятая строка – «радость». Или: первая строка – «мама»; вторая строка – «красивая», «добрая»; третья строка – «любит», «ласкает», «обожает»; четвёртая строка – «я её очень люблю»; пятая строка – «тепло»).

Ø Наша «помощница» приготовила для вас и ваших родных занимательный тест, который поможет определить каждому из вас насколько сильно вы любите трудиться (Задание 4). Протестируйте своих близких и друзей.

8. Круг «От сердца к сердцу»

Ø Сегодняшний урок «Самопознание» я хотела бы закончить словами русского поэта Н.Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Ø Давайте повторим эти строки.

Ø Действительно, ребята, для того, чтобы не стоять на месте, мы должны не лениться, а трудиться и совершенствоваться. В нашей жизни не должно быть места ни грамму лени.

¨ Ребята, что вы поняли на этом уроке? (Дети делятся мыслями).

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.