Образовательный портал. Как развивать речь ребенка с рождения

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я предлагаю вам статью о том, как развить речь у ребенка, на что стоит обратить внимание в определенные периоды, какие игры и развлечения помогут вам в этом процессе и как самим не испортить дело. Многие родители слишком торопятся, не обращают должного внимания, проявляют нетерпение. Все это может плохо сказаться на малыше.

До 12 месяцев

Самым первым способом, к которому прибегает ребенок чтобы начать общаться с этим миром - крик. Именно так младенец показывает что он чувствует, как он относиться к родителям, чего он хочет. Многие мамочки с легкостью определяют интонацию, с которой их малыш кричит. Ведь ребенку нужно показать, что он хочет есть, что ему дискомфортно от мокрого подгузника, что он проснулся и хочет внимания к себе.

Следующая стадия - гуление. В этот моменты вы можете начинать играть с малышом в козу, прятки. Помните, что в любом возрасте простое общение будет способствовать развитию речи куда более эффективнее любых игр.

Разговаривать необходимо ласково и спокойно. Здесь важно поймать грань и не перестараться в сюсюканье с малышом, но и не выбрать слишком серьезный взрослый тон. Когда ребенок гулит, то ваша задача отвечать. Проговаривайте все действия, которые вы совершаете вместе с ребенком.

Далее, карапуз учится лепетать. Пробует на вкус разные слоги. Это и «ма-ба-па-ла-ка» и так далее. Здесь вы уже можете делать акцент на словах «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Говорите четко, пусть малыш попробует копировать вас. Повторение за взрослыми способствует хорошему развитию собственной речи.

Проговаривая короткие слова следите за артикуляцией, как шевелятся губы, что делает язык. Карапуз будет смотреть на вас и пытаться повторять. В этот момент вы можете познакомить малыша с музыкой, показать как стучат разные предметы, какие звуки издают игрушки.

К 1 году вы можете смело просить ребенка дать вам что-либо, показать на предмет. Помните, что просьба должна быть короткой и четкой. «Встань», «Дай куклу», «Брось» и тому подобное. В период от года до полутора у ребенка начинают появляться первые слова. Это следущая стадия.

Вам может очень пригодиться книга «Альбом по развитию речи для самых маленьких ».

До двух лет

Очень часто у детишек появляется звук «Ы» в сопровождении указательного жеста. Таким образом ваш малыш пытается спросить что это за предмет. Он указывает буквально на все подряд. Тут вы должны запастись терпением и спокойно называть предмет за предметом.

Если это игрушка, уточняйте какая именно. В данный момент вы развиваете пассивный запас слов. Это те слова, которые карапуз понимает, но сказать пока не может сам. Запас будет становиться все больше и в один момент перейдет из пассивного в активный. Поэтому спокойно называйте любой предмет, на который указывает ребенок с жадным криком «Ы?».

Как я уже сказала, в период с года до 1,5 лет у малыша начинают появляться первые слова. Самые простые и легкие. Дети начинают обозначать маму и папу, любимую игрушку, еду. Многие предметы могут попадать в одну категорию. Например, все игрушки могут обозначаться словом «ига», так дочь одной моей клиентки имела в виду все игрушки и просила чтобы с ней поиграли.

У разных деток упор идет на разные категории слов. Кто-то больше употребляет существительные, другие же делают упор на глаголы.

Ни в коем случае не забывайте про телесное подкрепление. Карапуз знакомится с миром посредством тактильных ощущений. Что такое ковер? Это что-то мягкое, ворсистое. Обязательно потрогайте вместе с ребенком ковер, если речь идет именно о нем.

Если малыш обратил внимание на цветок, то можно понюхать его, потрогать. Старайтесь давать слова в различных сочетаниях. «Цветок пахнет», «цветок любит солнышко», «цветок растет в горшке» и так далее. Так дети лучше запомнят слова.

Ребенок в 2 года учится обобщать предметы. Ваша задача учить действовать с предметами. Если вы учите слово ложка, то не просто показывайте ложку, а кушайте ложкой, копайте ложкой, поворачивайте ложку, мойте ложку. Таким образом, малыш лучше запомнит слово и не будет относить понятие ложка лишь к конкретному предмету, а проведет ассоциацию на все ложки.

До трех лет

Очень важно уделять внимание артикуляции. Вы можете приобрети различные духовые инструменты: дудочка, свисток, свиристель. Благодаря инструментам малыш будет дуть, вдувать, упражнять губы и язык. Все это, в свою очередь, приведет к лучшей разработке речевого аппарата.

В 2,5 года многие малыши свободно называют предметы, используют обобщенные понятия, пользуются словами «холодно», «темно» и так далее. Теперь ваша задача — не просто учить ребенка говорить все подряд, а понять структуру предложения, научить соединять слова и строить правильные фразы.

Начать можно с упражнения на личные местоимения. Вы поочередно говорите «я», «ты», «мы», а ваш малыш показывает пальцем: я - на себя, ты - на вас, мы - на вас обоих.

Детки не всегда правильно использую глаголы. Виной тому наш многогранный и сложный язык. Ни в коем случае не ругайте ребенка, не говорите, что он глупый. Это лишь усугубляет положение дел и малыш может вообще перестать пробовать говорить.

Вместо этого, учите его правильно спрягать глаголы. Берете глагол «кушать» и повторяете: я кушаю, он кушает, ты кушаешь. И точно так же с другими глаголами. Запаситесь терпением.

Предложите поиграть в повторюшку. Сначала вы называете разные слова, а ребенок повторяет их, а затем наоборот, он говорит слова и повторяете вы. Эта игра способствует развитию произношения, увеличению словарного запаса и мышлению.

В 3 года вы можете начать пересказывать любимые сказки или мультики. Подобные игры не только развивают речь, но и помогают с памятью, составлением предложений.

Не все детки развиваются с одинаковой скоростью. Если он не говорит у вас в два года, не паникуйте. Сначала подумайте, всегда ли ваш ребенок отказывался от взаимодействия с окуривающим миром. Жестикуляция, мимика, отдельные звуки - все это моменты общения.

Взрослый ребенок

В возрасте 4 - 5 лет малыш уже может изъясняться понятно, рассказать про себя и свою семью, описать что с ним произошло. Да, словарный запас еще скудный и из-за этого могут возникать трудности. Старайтесь объяснять как можно больше слов, спокойно поправляйте и исправляйте, поясняя, в чем малыш ошибся.

Чтобы речь была связная старайтесь часто пересказывать сказки, сегодняшний день, мультики. Повторение истории структурирует, выстраивает действия, что помогает лучше уловить связь между происшествиями. Если карапуз что-то путает, не ругайтесь и не торопите его. Дайте время подумать, а если он зашел в тупик спокойно помогите ему.

В возрасте 6 - 7 лет можете делать больший упор на мышление. Старайтесь улавливать как ваш ребенок рассуждает, почему делает тот или иной вывод, как он строит фразу. Чтобы малыш был развитый с ним постоянно необходимо разговаривать.

Помните, что простые разговоры куда эффективнее всех игр.

Еще один важный момент - никогда не подражайте детской речи. Вы должны разговаривать как взрослый человек, простым и понятным языком, но именно как взрослый.

Возможные трудности

Еще один распространенный момент - воплощение своих фантазий. Мама одной моей клиентки всю жизнь мечтала стать телеведущей. Отсюда ранние походы по модельным агентствам, различные теле-шоу и прочие «недетские» занятия. Из-за этой истории у женщины развился комплекс неполноценности, из-за столкновения ее желаний и потребностей матери.

Будьте терпеливыми, обращайте внимание на все попытки ребенка взаимодействовать с вами и с окружающим миром, общайтесь с ним спокойно и по-взрослому, не усердствуйте. Если вы приверженцы программ раннего развития - то будьте очень аккуратны и осторожны. Многие программы несут под собой большие трудности в будущем.

Развитие малыша должно проходить спокойно, без резких скачков, по его способностям и возможностям. Помните, что не все дети развиваются одинаково.

Расскажите про свои методики развития речи у малыша. Какие вы используете игры? Когда ваш ребенок сказал первое слово? Как вы помогали ему и чему учили?

Запаситесь терпением и вскоре вы уже будете разговаривать со своим ребенком на интересные темы!

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ МАЛЫША

Очень часто у маленьких детей возникают проблемы с развитием навыков речи. Для многих родителей, это может стать настоящей трудностью. Однако в большинстве случаев, причин для паники нет. Небольшие проблемы с развитием речи ребенка, можно разрешить самостоятельно, не прибегая к помощи логопеда.
Развить речь малыша помогут специальные упражнения. Выполнять их совсем не сложно. Занятия для развития речи, могут проводиться с любым ребенком, не достигшим школьного возраста.

Как происходит развитие речи ребенка

Для того чтобы помочь ребенку развить речевые навыки, родителям важно знать, как происходит развитие речи и навыков общения у детей.
Первый этап общения – это плач. Посредством плача, малыш передает информацию о своих потребностях и привлекает внимание взрослых.
Со временем, плач переходит в другие звуки, которые принято называть детским лепетом. В процессе «лепетания», ребенок непроизвольно формирует слоги, которые потом повторяет, но уже осознанно.
Формируя из звуков слоги, кроха начинает соотносить эти слоги с тем, что его окружает. При помощи произносимых слогов и букв, он описывает предметы и явления («ав» - собака, «би-би» - машина и так далее). Немного позже, буквы и слоги складываются в слова, а еще немного позже в короткие предложения.
Таким образом, малыш проходит путь, именуемый развитием речи.

Упражнения для развития речи ребенка: советы родителям

Для того чтобы занятия достигли своей цели, а именно стимулировали развитие речевых навыков у малыша, нужно учесть некоторые советы и рекомендации.

Правильный поход. Малышам легче воспринимать информацию в форме игры. Продолжительные неинтересные уроки будут их утомлять и не принесут желаемого результата. Ввиду этого, упражнения для развития речи нужно проводить в форме игры, которая бы понравилась малышу.

Продолжительность занятий. Время, затрачиваемое на упражнения, не должно превышать 15 минут в день. Это – наиболее оптимальная продолжительность занятий для маленького ребенка.

Разнообразная подача. Детям быстро надоедает однообразие. Поэтому, форма подачи информации должна регулярно меняться.

Комфортные условия. Лучше всего, если занятия будут проходить в спокойной обстановке. Самых маленьких детей можно сажать на колени, детей постарше – напротив. Главное, чтобы родитель находился на одном уровне с ребенком и мог свободно смотреть ему в глаза.

Что включают в себя упражнения для развития речи

Развитие речи – это целый комплекс мероприятий, направленный на улучшение и стимуляцию речевых навыков детей. Сюда входит:
-Массаж;
-Артикуляционная гимнастика;
-Упражнения для развития мелкой моторики;
-Игры.

Рассмотрим занятия для развития речи по порядку.

1.Общение. Общение - это самое основное средство для развития речи. С ребенком нужно разговаривать с самых первых дней его жизни, и даже еще до его рождения. Однако важно говорить правильно, не коверкая слова и не искажая звуки. Дети копируют услышанное от взрослых. Слыша вокруг себя четкую правильную речь, малыш запоминает звуки, и впоследствии научится их произносить.

2.Массаж. Массаж способствует развитию речевого аппарата. Необходимо массировать лицо и ладошки малыша. Делать это можно с самых первых дней его жизни. Для начала, движения должны быть легкими, напоминающими поглаживание. Со временем, когда малыш подрастает, движения можно слегка усиливать. Массаж может быть произвольным, но лучше, если он сопровождается забавами и потешками («ладушки» и прочие).

3.Артикуляционная гимнастика. Такая гимнастика включает в себя несколько несложных упражнений: широкое открывание и закрывание рта, растягивание рта в улыбке, вытягивание губ трубочкой и некоторые другие. Артикуляционные упражнения помогут малышу научиться говорить быстрее и легче.

4.Упражнения для развития мелкой моторики. Основным занятием для развития мелкой моторики, была и остается лепка. Лепить можно из пластилина, глины, пластики. Начать можно с простых фигурок: шариков, колбасок. По мере взросления ребенка, можно переходить к более сложным фигуркам и предметам. Наряду с развитием речи, будут формироваться и творческие навыки крохи, такие как чувство цвета, понятие формы, объема и прочие.

Для самых маленьких детей, упражнения на развитие мелкой моторики могут состоять из знакомства с предметами и их формой. В руку малыша нужно вкладывать предметы различной формы и фактуры. Кроме того, нужно давать ребенку держать двумя пальцами длинные и продолговатые предметы (карандаш, палочку).

5.Игры. Игровые занятия могут быть различными. Их можно подбирать в зависимости от возраста и предпочтений ребенка. Практически все дети любят рисовать. Отлично развивают речь малыша, упражнения с пальчиковыми красками. При помощи таких красок, можно рисовать сначала следы, потом более сложные узоры, например, цветы.

Развитие речи – это важный этап в формировании личности. При помощи занятий и упражнений, родители смогут сделать этот период жизни малыша максимально легким и комфортным.

О, эти незабываемые эмоции, когда ваш малыш говорит свое первое «агу» и «мама». Ощущение великой радости знакомо практически каждому родителю. Но как быть, если дальше этих слов прогресс не идет и ваш малыш упорно не хочет говорить? В этом случае нужно помочь ему освоить столь сложный и непонятный язык. И сделать это сможете только вы.

Как правильно развивать речь ребенка?

Развитие речи малыша условно делится на несколько стадий:

  1. Крик. Является рефлексом и возникает вместе с потребностью ребенка в защите, тепле, еде и комфорте.
  2. Гуление. Со второго месяца ребенок начинает произносить звуки а-агу, гы-э и т.п. Если вы внимательно присмотритесь к малышу, то заметите, что он ожидает вашей ответной реакции. Это значит, что ребенок уже учится строить с вами диалог.
  3. Лепет. Примерно в 6-7 месяцев ребенок начинает произносить первый слоги: ма, ба, па. Постепенно они складываются в цепочку: ма-ма, па-па и т.д. В этот период важно повторять ребенку эти слоги, читать ритмичные стишки и петь малышу. Так вы будете развивать еще и слух.
  4. Первые слова. Примерно с 11-12 месяцев ребенок нуждается в развитии словотворчества. Малыш внимательно слушает предложения, стихи и сказки, которые родители говорят вслух. Поэтому, даже находясь на улице важно общаться с ребенком короткими и емкими фразами. Например, собака – ав-ав, машина – би-би, паровозик – ту-ту или чух-чух.

Играем и учимся говорить

Начиная с одного года важно начать использовать детские игры, развивающие речь. Многие родители ограничиваются стишками и чтением книг, другие начинают заниматься с малышами в специализированных кружках ясельного типа. Однако есть более эффективные варианты, при которых можно не выходить даже из комнаты малыша. Итак, развиваем речь ребенка дома:

1. Разговариваем вслух. Если малыш находится в пределах вашей видимости, начните разговаривать сами с собой, короткими, медленными и отчетливыми фразами. Так, чтобы малыш видел ваши действия и слышал, что вы говорите. Например: «Я сейчас помою посуду», «Мама варит кашу», «Саша сейчас будет кушать» и т.д.

2. Параллельная беседа. Метод, схожий с предыдущим, но основанный на комментариях того, что делает сам ребенок. Иными словами вы даете ребенку подсказку, как называется предмет, который он держит в руках, каковы свойства этого предмета и т.п. Ребенок получает личный опыт и в дальнейшем научится быстрее использовать ваши слова.

3. Провокация. Заключается в преднамеренном непонимании ребенка. Например, малыш называет вам игрушку или показывает пальцем на нее и хочет, чтобы вы ему ее дали. Попробуйте дать не ту игрушку. Первая реакция малыша естественно будет возмущение, как так вы не поняли, что он имел в виду. В дальнейшем можно задавать ребенку вопросы: «Я не понимаю, ты хочешь мячик или куклу?». Ребенок охотно начнет объяснять непонятливому родителю чего он хочет.

4. Песенки, стишки и потешки. Почти все игры для детей, развивающие речь основаны на чувстве ритма. Особенно если таким образом вы сопровождаете какое-либо действие ребенка. С помощью стишков и приговоров, вы поможете малышу не только освоиться с речью, но и приучите его к горшку, научите пользоваться ложкой и привьете ему прочие социальные навыки. Также с помощью ритмичных игр вы сможете задействовать двигательную активность малыша. Чем больше вы будете выполнять сложных движений с пальцами руками и всем телом малыша, тем больше участков мозга будет задействовано. Приведем несколько примеров таких игр:

  • Каждый с детства помнит потешку: «Идет коза рогатая, за малыми ребятами…». Сделайте паузу, и только потом добавьте «забодаю, забодаю, забодаю». Малыш будет снова и снова ждать этого эффекта неожиданности.
  • Также малыши обожают говорилочки, в которых они сами активно участвуют. Ту же самую фразу «Гуси-гуси» можете произнести вы, а фразу «га-га-га» ребенок охотно повторит за вами.
  • Используйте игры, обучающие ребенка. Например, такую:

Жук жужжит – жу-жу-жу-жу

Я вам глазки покажу

Я вам лобик покажу

Ребенок быстрее запомнит, где глазки и прочие части тела находятся у мамы, затем сможет показать их у себя, а на третьем этапе сам начнет называть их.

5. Исследования ученых доказали, что лучшие игрушки, развивающие речь – это обычные бытовые предметы, разные по цвету, форме и прочим характеристикам. Яркий тому пример можно увидеть на кухне, когда малыш предпочитает обычным игрушкам крупу, кастрюли, чашки и ложки. Изучение таких предметов с вашими комментариями о том, что можно ими делать, намного быстрее разовьет речь вашего ребенка. А игры малыша с крупой прекрасно разовьют моторику, что тоже является важным фактором в формировании словотворчества.

6. Далеко не последнее место занимают и мультфильмы, развивающие речь . Каждый родитель должен помнить – дети раннего возраста нуждаются в живом общении, поэтому телевизор как таковой им может навредить. Но если рядом находятся мама и папа, которые смотрят мультики и фильмы вместе с ребенком и комментируют все что видят на экране, эффект будет потрясающий. Среди старых добрых мультфильмов стоит отметить следующие: «Терем-теремок», «Как стать большим», Антошка», «Рыжий, рыжий», «Два веселых гуся», «Мы делили апельсин», «Приключения огуречика», «Дед мороз и лето» (песенка о лете). Также в России была выпущена прекрасная серия фильмов «Я все могу. Гениями становятся». Она помогает развивать память, речь, воображение и способствует гармоничному становлению личности ребенка.

Вы можете сами придумывать игры для своих детей, развивающие их речь. Главные принципы – внимание и поддержание диалога с малышом. Играйте с ребенком в куклы, в театр, наделяйте игрушки разными свойствами и говорите от их имени. Лепите поделки из различных материалов. Не стесняйтесь тратить свое время на общение с ребенком, не оставляйте его у телевизора, вместо того, чтобы заняться игрой. И тогда перед вами никогда не возникнет вопрос, как развить речь у ребенка.

Маленького ребёнка не нужно специально обучать языку, он слышит речь семьи и начинает подражать. В современном мире, к сожалению, родители часто не уделяют детям достаточно времени, предоставляя их самим себе или электронным играм. Это может негативно отразиться на том, что именно и как говорит ребёнок. Для овладения связной грамотной речью нужны силы и время, и лучше всего развивают речь дошкольников ежедневные разговоры, чтение и игры с родителями.

Какие факторы влияют на развитие речи?

Существует два основных фактора, влияющих на развитие речи ребёнка:

Биологический фактор . Вероятность, что у ребёнка возможны сложности или нарушение речевого развития, намного выше, если ещё до рождения возникали проблемы: отставание в развитии, гипоксия, перенесённое мамой во время беременности инфекционное заболевание. Могут повлиять на речь и болезни, которыми переболел в первые годы жизни сам ребёнок. В этом случае развитие речевых способностей будет эффективно при слаженной работе родителей, невролога, логопеда, нелишним будет общение с педагогом дошкольного образования.

Социально-психологический фактор. Второй очень важный аспект для развития речи у дошкольника – обстановка дома, общение с родителями, сверстниками. Как правило, с детьми, которые имеют задержку речевого развития, родители практически не разговаривают. Чем больше ребёнок взаимодействует с другими людьми, ведёт диалог, учится подбирать нужные слова, старается понимать обращённую к нему речь, тем скорее и полнее он овладеет навыками говорения. Улучшение речевых навыков – важный процесс для ребенка в дошкольном возрасте. Чтобы понять, насколько хорошо развит ваш ребёнок, вы самостоятельно можете провести небольшое тестирование. Попросите рассказать историю, которая с ним сегодня приключилась, пересказать или придумать сказку. Обратите внимание, связаны ли между собой предложения, правильно ли используются слова в падежах и словоформы.

Типичные проблемы развития речи дошкольников

Для многих дошкольников типичны следующие проблемы в речи:


Ситуативная речь. Односложные предложения, зависящие от требования ребёнка (например, «дай куклу», «хочу пить»), – норма для 2-3-летнего малыша. Но затем дети постепенно увеличивают словарный запас. Зачастую это происходит настолько интенсивно, что к 5 годам дошкольники уже способны разговаривать со взрослыми почти на равных. Если ребёнок старше 4 лет не способен составить развёрнутое грамотное предложение, это является причиной для обращения к специалистам.

Бедность речи, небольшой словарный запас. К 5 годам ребёнок владеет запасом из 2500–3000 слов, к 7 годам лексикон расширяется ещё на 500 слов. В этом возрасте дети без труда строят фразы, поддерживают разговор со взрослыми, в том числе и на отвлечённые темы.

Неспособность грамотно выстроить диалог. Вопрос нужно формулировать просто и понятно – это предполагает, что и ответ будет соответствующим, кратким либо развёрнутым. Если дошкольник испытывает трудности с формулировкой вопросов и ответов, общаться ему непросто.

Затруднения с построением монолога. Вести монолог на заданную тему, пересказывать текст тоже нужно учиться. Средним дошкольникам до 4 лет эти навыки ещё не очень нужны – в их обычной жизни они не так востребованы. Но детям 5–7 лет умение связно рассказывать историю, пересказывать сказку необходимо, в противном случае в школе могут появиться сложности с учёбой.

Невозможность привести аргумент. Умение объяснить свою точку зрения, обосновать сделанные выводы, привести доводы в пользу своего утверждения – сложный, но важный навык для будущего ученика, отсутствие этого навыка в начальных классах может спровоцировать первые комплексы и отразиться на успеваемости ребёнка.
Плохая дикция, логопедические проблемы. Чаще всего они диагностируются в детском дошкольном учреждении. Но если ребёнок – «домашний», а его дикцией никто не занимается, к моменту начала непременной школьной социализации могут начаться сложности с обучением чтению, с освоением правил русского языка, с развитием коммуникативных навыков.

Как развивать речь дошкольника?

Когда нужны специалисты? Шепелявость, картавость и другие аналогичные проблемы со звукопроизношением поможет решить логопед. Заикание лечится с участием врача-невролога, поскольку проблема кроется не в речевом аппарате. Некоторые особенности строения ротовой полости могут потребовать консультации стоматолога, ортодонта. Психолог поможет малышу справиться с излишней стеснительностью, торопливостью и т.п. характерологическими особенностями.

Два важнейших правила развития правильной и красивой речи у ребёнка – это регулярность занятий и комплексный подход с привлечением специалистов.

Но ни один специалист не решит проблему, если родители не примут участия в развитии речи своего ребёнка. Как можно помочь малышу?

  • Не ленитесь повторять. Если замечаете, что ребёнок неправильно произносит какое-то слово, сами произнесите слово правильно несколько раз, сделайте это медленно и чётко. Важно не критиковать, а помогать – малыш должен понять, что вы хотите ему помочь, тогда он с удовольствием включится в занятия.
  • Учите слышать. Важно, чтобы дошкольник не только развивал речевые функции, но и научился слышать, осознавать смысл сказанного или услышанного, мог ответить на вопросы. Для этого с сыном или дочкой нужно как можно больше общаться, читать вслух, а затем пересказывать, разучивать стихи и весёлые песни. Совместные занятия с родителями не только пойдут на пользу развитию речи малыша, но и укрепят отношения в семье.

Полезные упражнения по развитию речи дошкольника

Предлагаем вам несколько несложных упражнений, которые помогут развить речевые навыки и облегчат формирование навыков коммуникации.

«Сказка по картинке»

Это упражнение направлено на совершенствование связной речи. Понадобится картинка, которая нравится ребёнку. Можете вместе её нарисовать, а затем составить рассказ по ней. Не превращайте игру в скучный урок, пусть малыш получает знания в весёлой игровой форме. Задавайте открытые вопросы, подталкивайте дошкольника к ответу, помогайте построить предложение, если задание вызывает трудности. Похвалите малыша за результат, он ведь очень старался!

«Опиши предмет»

Упражнение поможет в развитии воображения, формировании правильной красивой речи. Попросите ребёнка описать любой предмет, опираясь на все свои чувства – зрение, обоняние, осязание, вкус. Например, лимон. Определите, какой он формы? Какого цвета? Гладкий или шероховатый? Чем пахнет? Какой на вкус? Задайте дополнительные вопросы: в какой сказке ребёнок мог его видеть? Для чего лимон используют дома (пьют с ним чай, пекут лимонный пирог)? Чем больше «вопросов-ответов» вы сможете обыграть, тем больше почерпнёте слов для словаря дошкольника.

«Найди подходящее прилагательное»

Научит ребёнка понимать, чем похожи предметы, искать отличия, благодаря ему формируется грамматический костяк речи, который в дальнейшем поможет хорошо усваивать информацию. Играть в него можно начиная с 3-летнего возраста. Покажите дошкольнику несколько предметов, которые отличаются по размеру. Он должен не только определить, какой больше, а какой меньше, но и назвать разные подходящие прилагательные, например «гигантский», «малюсенький», «большой», «крошечный». Старайтесь использовать больше разных тем, чтобы развитие речевых способностей было разнообразным.

Чтение для развития речи

Читайте ребёнку – и вместе с ребёнком! И не только детские стихи и сказки: попробуйте предложить ему небольшой отрывок стихотворения Пушкина или Есенина о природе, попросите прокомментировать, что и как он понял, при необходимости объясните все непонятные фразы и выражения. Чем проще вы сможете объяснить, тем больше слов поймёт дошкольник.
Опирайтесь в поиске книг на любимые темы или героев ребёнка, о которых ему будет интересно читать или слушать.

Обратите внимание на колыбельные и потешки. Это кладезь интересных слов, словоформ, которые мы редко слышим в обычной жизни («домишко», «плетень», «краса» и т.п.). А ещё потешки помогают запомнить очерёдность выполнения действий.

Повторяющиеся звукосочетания, слова, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух и логическое мышление, помогают ребёнку запомнить слова, таким образом происходит обогащение словаря дошкольника. Под влиянием таких игр со звуками происходит быстрое и комфортное для ребёнка овладение звуковой грамотой. Вместо односложных предложений он учится использовать более сложные по составу.

Красивая развитая речь очень важна для обучения в школе. Первый класс часто сопровождается стрессом, связанным с изменением привычного образа жизни, новым коллективом, и уже имеющиеся проблемы с коммуникацией могут усугубиться. Задача родителей – подготовить ребёнка морально, настроить на позитивное восприятие школы, учебного процесса, а также выбрать правильную школьную программу, которая будет интересна и увлекательна для детей. Родители, которым важно психологическое состояние ребёнка, которое может сказаться на речевом развитии, а также его адаптация и самооценка, могут обратить внимание на . Она учитывает индивидуальные особенности каждого ученика и позволяет ему развиваться в максимально комфортном для него темпе. При этом отсутствие оценок в первом классе стимулирует учебный процесс, потому что ребёнок не боится допустить ошибку, высказавшись неправильно. Эта обучающая система позволяет обойтись в первом классе без стрессов и способствует раскрытию речевого потенциала каждого малыша.

Ольга Фатеева

Если до двух месяцев малыш заявляет обо всех своих потребностях лишь громким криком или плачем, то затем ситуация кардинально меняется.

Речь ребенка развивается как снежный ком, по нарастающей: сначала появляется неосознанное гуление, незаметно оно перетекает в лепет и вот уже слышны первые слоги, которые постепенно начинают складываться в простейшие слова. Задача родителей – развивать речь у ребенка правильно, как это советуют делать педиатры: говорить с малышом без излишнего «сюсюканья», четко проговаривая все слова. Тому, как быстрее развить речь ребенка, и посвящен этот материал.

Раннее речевое развитие ребенка: гуление, лепет, первые слоги

Первые звуки младенец начинает издавать совсем рано, в 2-3 месяца. Вот как развивается речь ребенка до года: в ответ на мамино появление и ласковое обращение он станет произносить протяжные звуки, состоящие из повторения отдельных гласных: а-а-а-а, о-о-о-о, у-у-у-у и так далее. Из этого детского гуления и лепета начинается раннее речевое развитие ребенка, сформируется речь, а ее становление и развитие зависит от качества вашего общения с ребенком.

Как помочь ребенку развить речь правильно? На первом году жизни для ребенка важно слышать, как и что говорит ему мама и другие члены семьи. Он должен научиться понимать обращенную к нему речь и только потом пытаться самому произносить звуки. Разговоры взрослых людей между собой непонятны и неинтересны для малыша, порой даже утомительны, когда одновременно говорят несколько человек.

Особенность речевого развития детей раннего возраста заключается в том, что задолго до того, как ребенок произнесет первое слово, он уже начинает овладевать языком с помощью ушей. Сначала он слушает и начинает понимать речь родителей и близких людей, а затем пробует подражать им, произнося звуки. Называть издаваемые ребенком звуки речью пока еще рано, ведь в появлении речи важно не только развитие речевого аппарата, но в первую очередь мозговой деятельности.

Когда ребенок осмысленно произнесет слово «мама» при появлении матери, это уже свидетельствует о становлении речевой функции. А пока он издает произвольные звуки, и даже похожие на слова слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «да-да-да» и т. д., он тренирует речевой аппарат и готовит его к многолетней интенсивной работе.

Как правильно развивать речь у ребенка до года

Задача мамы и других членов семьи заключается в том, чтобы малыш чаще слышал разговорную речь и учился понимать ее. При любом обращении к ребенку с рождения для развития его речи слова надо произносить правильно и четко, любое свое действие следует комментировать, все предметы и окружении ребенка необходимо постоянно называть, чтобы он понимал, о чем идет разговор.

Как развивать речь ребенка в год, чтобы малыш быстрее освоил навыки общения? На произносимые им звуки надо реагировать словами, чтобы ребенок осознавал, что между вами происходит полноценное общение.

Первые осмысленные слова малыш произносит в 11-12 месяцев; конечно же, этими словами становятся простые и понятные ему: мама, папа, баба, на, дай. Зато все остальные разнообразные эмоции он выражает богатой интонацией и лепетом, состоящим из более сложных звуков. До полутора лет такое общение вполне устраивает малыша и родителей, а ближе ко второму дню рождения речь начинает развиваться стремительно.

Происходит настоящий речевой скачок, обусловленный развитием мозговой деятельности, которая настроена на восприятие, понимание и усвоение речи взрослого человека. А раз речь становится понятной, то и овладеть ею не составляет труда для ребенка, тем более что его мозг как никогда готов к освоению всего нового.

Стоит отметить, что лучше всего малыш понимает речь близких ему людей, к которым он привык, чьи интонации и мимика ему знакомы с рождения. Речь незнакомого человека ему может быть непонятна, потому что имеет другой тембр, иную интонацию и артикуляцию.

Речевое развитие ребенка в 2 года: как быстрее помочь ребенку развить речь

Речевое развитие ребенка в 2 года позволяет ему произносить не отдельные слова, а короткие предложения, активно использует не только названия предметов, но и обозначает их действия, качественные характеристики, включает в словарный запас предлоги и союзы.

Как развить речь у ребенка в этом возрасте? В этот период еще большее значение приобретает ваше общение с ним. Разговаривая с ребенком или между собой, родители должны правильно и внятно произносить слова, ведь он повторяет за вами не только произношение, но и интонацию, рисунок речи.

Озвучивайте любое желание и каждое действие, собираясь на прогулку, моя посуду или готовя ванну к купанию. Читайте вслух книжки, рассказывайте стихи, пойте песенки, привлекайте малыша к их совместному повторению и пению. Ритмичные детские стишки легко запоминаются и с удовольствием декламируются малышом по вашей просьбе.

Он уже знает значения и названия многих предметов и повторяет их в различных падежах: «это моя рубашка», «я надеваю рубашку», «собачка лает», «я вижу собачку».

Освоение любого навыка, в том числе и речевого, у ребенка лучше происходит в игре. Поэтому знакомство с новыми словами и их заучивание обращайте в игру: знакомую игрушку (куколку) на глазах у ребенка засуньте в рукавичку (незнакомый предмет, незнакомое слово). Спросите: «Куда это куколка спряталась? Давай посмотрим, может, она в рукавичке?» Пусть малыш сам достанет игрушку, а вы похвалите: «Вот какой молодец! Нашел куколку в рукавичке».

Если с первого раза произнести слово правильно не удается, не заставляйте малыша повторять его несколько раз, так вы отобьете охоту к освоению речи. Зато когда слово наконец-то произнесено правильно, похвалите ребенка. Да и вообще, никогда не скупитесь на похвалу и ласку. Положительные эмоции стимулируют развитие ребенка, дают импульс к познанию мира, в том числе и к языковому развитию.

Возрастные особенности развития речи детей таковы, что девочки начинают говорить раньше, а мальчики в этом вопросе отстают, иногда довольно значительно. Наконец-то девочки возьмут реванш за то, что позднее начали ходить. Если ваш малыш упорно молчит, следует обратиться к специалистам для исключения серьезных причин молчания: снижения слуха, органического поражения нервной системы, генетических нарушений.

Если обследования у отоларинголога, психоневролога, логопеда не выявили патологии, то продолжайте работать над развитием речи - и добьетесь успеха. После длительного молчания ваш «немой» заговорит - не остановишь, в полном соответствии с мудрым изречением: «Человеку требуется 2 года, чтобы научиться говорить, и вся жизнь, чтобы научиться молчать».