Чтобы ребенок пополз. Когда ребенок начинает ползать на животе, по-пластунски и на четвереньках. Подготовьте поверхность для ползания

Младенцы приступают к ползанию и сидению, когда готовы к этим умениям физиологически. Если ребёнок абсолютно здоров, какие-то особые упражнения и подталкивание со стороны взрослых не понадобятся. Однако не всегда удаётся обойтись только естественным ходом событий. В некоторых случаях нужно помогать грудничку преодолеть страх перед ползанием, развить опорно-двигательный аппарат, показать, наконец, как можно передвигаться ползком. Сегодня мы поговорим о том, как научить ребёнка ползать.

Условия для развития навыка

Иногда родители недооценивают важность развивающей среды, полагаясь исключительно на внутренние силы детского организма. Однако некоторые условия для формирования умения ползать взрослые всё же могут создать. ​

Простор для перемещения

Чем больше свободного пространства вы предоставите ребёнку, тем скорее он начнёт ползать. Не следует полагаться на манеж, лучше освободите для малыша пол. Конечно, перед тем, как опускать детей на ковёр, уберите из комнаты все небезопасные предметы. ​

Поверхность

Идеальный вариант – твёрдое покрытие, например, ковёр или жёсткое покрывало. Некоторые родители приобретают специализированный коврик для ползания. Не следует опускать младенца на скользкий линолеум и неудобный паркет. Широкие двуспальные кровати также не подходят, поскольку они слишком мягкие. ​

Наклонные плоскости

Ползать на четвереньках можно научить и на поверхности, наклонённой под небольшим углом. Найдите гладкую широкую доску или купите домашнюю горку. Ребёнку нужно спускаться ползком с неё сверху вниз, безусловно, с подстраховкой родителей. В такой ситуации у малыша скорее разовьётся скоординированность движений, необходимая для ползания. ​

Преграды

Требуются после того, как ребёнок научится самой простой и даже примитивной манере передвижения – на животике. Разместив на пути следования малыша различные барьеры и преграды, вы «заставите» малыша приподнимать корпус, чтобы двигаться вперёд.

Заинтересованность

Чтобы побудить младенца к двигательной активности, попробуйте заинтересовать его новой или любимой игрушкой, подойдёт также своеобразная «приманка» в виде домашнего животного. То есть необходимо создать вокруг ребёнка множество объектов для исследований.

Валик в качестве тренажёра

Он понадобится, чтобы научить ребёнка ползать на четвереньках. Такие упражнения пригодятся тем малышам, которые предпочитают передвигаться по-пластунски. Положите младенца животиком на валик и покачивайте его вперёд-назад. Эти движения заставят кроху переставлять ручки и подтолкнут его к настоящему перекрёстному ползанию.

Порой, чтобы немного подтолкнуть грудничка к ползанию, достаточно «погрузить» его в среду себе подобных. Ровесники-ползунки вдохновят его на новые свершения. Если у вас нет знакомых с детьми того же возраста, запишитесь в группу раннего развития.

Как научить ребёнка ползать в разном возрасте?

Согласно усреднённым показателям, малыши начинают передвигаться ползком приблизительно в 6-8 месяцев. В некоторых случаях (к примеру, если ребёнок родился недоношенным) можно не ждать появления этого навыка, а заранее подготовиться к нему.

В 5 месяцев

В этом возрасте дети начинают активно двигаться. Необходимо этим воспользоваться, например, учить грудничка поворачиваться на бок за привлекательными игрушками, шумными погремушками. Чтобы помочь ему наклоняться на бочок, положите его на спину, осторожно заведите коленку на бок, а малыш уже сам сможет закончить поворот корпуса.

В 6 месяцев

Необходимо продолжать обучать ребёнка поворотам и вращениям. Если он пока не , попробуйте помочь ему присесть. Только не нужно присаживать его надолго, обложив подушками. Лучше это делать в игровой форме, к примеру, с помощью фитбола.

В 7 месяцев

Обычно в этом возрасте малыши уже начинают предпринимать . Чаще всего они проходят следующие этапы:

На животе;

По-пластунски;

На четвереньках.

Если малыш не хочет вставать на четвереньки, сделайте тоннель или преграду, через которую ему придётся переползать. А ещё крохи любят препятствия в виде мамы или папы, хотя и само нахождение рядом родного человека уже является хорошим стимулом для активизации движений.

В 8 месяцев

На этом возрастном этапе малыши не только ползают, но и пробуют вставать. Важно предоставить малышу больше пространства для манёвров. Если же и сейчас ребёнок не делает попыток к передвижению ползком, необходимо обратиться к специалисту за консультацией.

Как научить ребёнка ползать на четвереньках?

Слабые ручки;

Заболевания опорно-двигательного аппарата.

Бездумно применяя специальные упражнения, вы можете только ухудшить детское здоровье. Если же доктор скажет, что малыш здоров, но просто ленится, смело приступайте к занятиям.

Упражнение № 1. Тянем ручки

Чтобы ползать на четвереньках, малыш должен уметь опираться на прямые руки и держать равновесие лишь на 3 точках опоры. Обычно полугодовалый ребёнок, лёжа на животике, способен приподняться на вытянутых руках и даже схватить погремушку одной из них, удерживая равновесия другой.

Как научить кроху этому умению? Необходимо положить ребёнка на живот и подвесить игрушку таким образом, чтобы она размещалась чуть выше его головки. Для захвата погремушки крохе нужно будет напрячь грудь, вытянуть руки и схватить одной ручкой желанный объект. Перед этим важно заинтересовать малыша, дав ему пощупать игрушку, а лишь затем её подвесить.

Упражнение № 2. Работаем ручками, лёжа на животике

Скатайте плед так, чтобы получился маленький валик. Его необходимо подложить под грудь малышу таким образом, что головка и руки свободно висели, а ножки и животик располагались на кровати. Ребёнок сможет без проблем хватать обеими ручками игрушку, разрабатывая тем самым вестибулярную систему.

Упражнение № 3. Стоим на четвереньках

Положите кроху на животик, под который нужно поместить маленькую подушку или скатанный плед. Детские руки и ноги должны свисать по разным сторонам, а грудь и животик – лежать на мягкой подложке. Волей-неволей ребёнку придётся встать на четыре точки опоры.

Упражнение № 4. Стоим на коленях

Некоторые малыши не желают ползать на коленях, предпочитая другой способ передвижения – подниматься на выпрямленных конечностях и быстро двигаться вперёд. Если вы хотите научить кроху ползать на четвереньках, прежде обучите его стоять на коленях. Для этого потребуется:

Прижать детскую спину к своему животу;

Обхватить ребёнка одной рукой под мышками;

Другой – поджать детские стопы и поставить малыша на поверхность коленями так, чтобы ровная спина полностью прижалась к вашему животу.

Позвольте ему поползать в таком положении. Если у него получается, не торопясь отпустите кроху от себя, чтобы он смог опереть на поверхность руками и коленками.

Упражнение № 5. Переставляем ножки

Разложите на полу высокий матрас и разместите на одном конце ребёнка таким образом, чтобы его грудь была на матрасе, локотки опирались на его поверхность, а колени стояли на полу. Перейдите на противоположную сторону и медленно тяните матрас на себя. Ребёнку придётся передвигать коленями, поскольку опора в виде его рук движется вперёд.

Упражнение № 6. Учим переставлять руки

Приподнимите ребёнка над твёрдой поверхностью (подойдёт столешница), придерживайте одной рукой под грудью, второй – приподнимите ножки. Занятие предназначено для того, чтобы дети смогли ладонями опираться на поверхность. Аккуратно подталкивайте малыша, тогда ему придётся переставлять ручки. Можно положить рядом любимую погремушку.

Упражнение № 7. Ползаем на четвереньках

Для этого упражнения вам потребуется ещё один человек. Поставьте ребёнка на твёрдую поверхность на четвереньки. Допустим, вы будете отвечать за перемещение детских ножек, а супруг – за движение ручек. Делать это нужно перекрёстно: один двигает вперёд левую руку, а второй подталкивает правую ногу, и наоборот.

Меры безопасности при обучении

Прежде чем научить ребёнка ползать, нужно побеспокоиться об его безопасности. Для этого опуститесь как можно ниже и посмотрите на комнату младенческими глазами. Что важно учитывать для комфортного путешествия ползком?

1.​ Правильная температура

На полу не должно быть ни слишком прохладно, ни слишком жарко. И, конечно, никаких сквозняков. Если всё-таки в квартире холодно, оденьте ребёнка в тёплую, но удобную для передвижения одежду.

2.​ Опасные предметы

Особую опасность для маленького исследователя представляют углы, дверцы шкафов, скатерти на столах. Приобретите накладки на мебельные углы, заблокируйте дверцы, уберите скатерть, которую малыш может опрокинуть на себя вместе с тяжёлыми или острыми предметами.

3.​ Высота

Этот опасный фактор исчезает, если кроха двигается по ковру. Ползание по дивану или кровати подразумевает обязательное нахождение родителей рядом с младенцем. Хорошо, если упав, ребёнок отделается шишкой и плачем. А вдруг случится серьёзная травма или возникнет боязнь высоты на всю жизнь?

4.​ Электричество

Проводки и шнуры прячем, а на розетки ставим заглушки. Внимательно просканируйте весь дом на предмет опасного соседства с малышом электроприборов. Их нужно поднять или вообще спрятать до лучших времён.

5.​ Бытовая химия, парфюмерия

Маленькие дети обожают пробовать всё на вкус. Заранее позаботьтесь о том, чтобы убрать подальше средства по уходу за вещами, духи, косметику, медикаменты. Спрячьте также наполнители для кошачьего туалета и корм для домашних животных.

6.​ Питомцы

Конечно, в идеале ребёнок сам должен понять, как нужно ползать. Однако если у малыша не получается передвигаться ползком, в ваших силах помочь ему. Запаситесь терпением и помните, что даже не получив в итоге ползающего кроху, вы подготовили его организм к следующему этапу – прямохождению, укрепив мышцы и развив вестибулярный аппарат.

Вопрос, со скольки месяцев ребёнок должен поползти, некорректен. На самом деле младенец никому и ничего не должен. Да, имеются усреднённые показатели, однако малыши с ними не знакомы, поэтому и развиваются в своём собственном темпе.

Представим лишь общие данные. В среднем малыши начинают ползать в 7-месячном возрасте, однако рамки появления этого навыка достаточно широкие – от 5 до . Также педиатры отмечают, что девочки нередко опережают мальчишек на месяц-другой.

Обычно ребёнок учится ползать уже после того, как научится сидеть самостоятельно, поскольку позвоночный столб уже достаточно крепок, что перейти на этап полноценных движений. Любопытно, что некоторые малыши вообще пропускают ползание и сразу же встают на ножки.

Кроме того, ответ на вопрос, во сколько месяцев ребёнок начинает ползать, должен учитывать множество сопутствующих факторов — как внешних, так и внутренних. Так, время начала ползания будет зависеть от таких условий, как:

  • пол крохи (мальчик, скорее всего, начнёт ползать позже девочки);
  • масса тела ребёнка (крупные малыши поползут позже);
  • доношенность (рождённый раньше срока младенец поползёт позже);
  • темперамент (активные холерики и сангвиники активнее овладевают практически всеми навыками);
  • состояние здоровья;
  • заинтересованность родителей в развитии детей.

Таким образом, вопрос, во сколько месяцев детки начинают ползать, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Ясно одно, ползание – очень полезная разновидность физической активности у грудничков. Поэтому родителям необходимо создать малышу все условия для формирования и совершенствования этого навыка.

Мнение о том, что ползание маленького ребёнка – процесс чрезвычайно полезный, слышала каждая мама. А вот в чём конкретно заключается польза, знают не все родители.

Между тем, этот моторный навык является своеобразным «локомотивом» для всего физического развития. Но обо всём по порядку:

  • ползание способствует укреплению мышц и связок. Во-первых, это хороший задел для сидения и ходьбы. Во-вторых, это позволяет естественным образом корригировать некоторые отклонения (кривошея, низкий или высокий тонус) за счёт укрепления мышечного корсета;
  • идёт формирование физиологических изгибов позвоночного столба. Эти естественные «выпуклости» и «втянутости» работают, как амортизаторы, в результате чего позвоночник способен выдержать приличную нагрузку при вертикальном положении ребёнка и ходьбе;
  • развивается скоординированность движений. Подобный навык даёт возможность ребёнку передвигаться в пространстве, удерживать равновесие, ощущать ритм движения, действовать согласованно обеими руками и ногами;
  • повышается самостоятельность. Когда малыш начинает ползать, то перед ним открывается масса возможностей для изучения окружающего мира и постановки целей. К примеру, ребёнок уже сам стремится подползти к игрушке, а не требует её у мамы;
  • развивается интеллектуальная сфера. В первые 12 месяцев развитие психики и моторики невозможно разделить. То есть двигательная активность улучшает работу коры больших полушарий, развивает речь, обеспечивая взаимосвязь между левой и правой долей головного мозга.

Не следует поощрять попытки малыша привставать чрезмерно рано, в ущерб ползанию. Конечно, запрещать вставание ни в коем случае нельзя, однако специально придавать ребёнку вертикальное положение также крайне неразумно.

Способы и этапы ползания

Каждый ребёнок может начать ползать по-своему, ориентируясь только на собственные возможности и «представления» о передвижении. Стоит ли его переучивать, если вам кажется, что он ползает как-то неправильно? Нет, он всё равно предпочтёт наиболее удобный способ:

  • скачкообразное ползание. Нередки случаи, когда младенец встает на четвереньки и начинает раскачиваться вперёд-назад, после чего происходит прыжок. Метод любопытный, однако не всегда безопасный, поэтому родителям нужно следить за маленьким «скакуном»;
  • по-пластунски. Ребёнок не встаёт на четыре точки опоры, а ползёт прямо на животе. При этом он упирается на локотки, сгибает одну ножку, а втору выпрямляет. Такой способ часто бывает промежуточным этапом между выкладыванием на животе и ползанием на четвереньках;
  • движение задним ходом. Иногда дети ползают не вперёд, а назад, чем немало удивляют и даже пугают родителей. Некоторые неврологи даже назначают лечение таким малышам, однако учёные не считают случаи, когда ребенок ползает назад, отклонениями от нормы;
  • перекатывание. Строго говоря, подобные движения сложно отнести к ползанию. Возможно, маленький хитрец ленится, поэтому старается перекатиться по поверхности, чтобы схватить игрушку или посмотреть на что-то любопытное. Не самый удачный способ, поэтому желательна гимнастика и массаж;
  • ползание на четвереньках. Вставать на четвереньки ребёнок начинает обычно в 8 — 9 месяцев, причём это может быть как первые его попытки перемещения, так и последний этап ползания. Спинка у малыша выпрямлена, ручки «задают тон». Переставляются верхние и нижние конечности синхронно.

Когда ребёнок начинает ползать на четвереньках, можно уже ожидать появления следующего моторного навыка – вставания и ходьбы. Но не стоит отчаиваться, что малыш передвигается по-пластунски или боком. Самое главное – он ползает, следовательно, укрепляет мышечно-связочный аппарат.

Как научить ребёнка ползать?

Популярный теледоктор Е. О. Комаровский на вопрос, как научить малыша ползать, отвечает, что овладеть этим навыком дети смогут и самостоятельно. Задача мамы с папой – закаливать, развивать мышцы, предупреждать рахит и всячески содействовать ползанию.

Таким образом, педиатр убеждён, что не следует вмешиваться в естественный ход развития, однако укреплять мышечно-связочный аппарат полезно и даже нужно.

Обычно перед тем, как ребёнок должен научиться переворачиваться со спины на живот (примерно в 3 — 5 месяцев), садиться (5 — 7 месяцев), ползать (7 — 9 месяцев), вставать на ноги (9 — 12 месяцев) и ходить (10 — 16 месяцев), медики советуют проходить профилактический массаж.

Пройти его можно как в поликлиническом кабинете, так и в частном медицинском учреждении. Некоторые родители зовут профессиональных массажистов себе на дом. Если же родители уверены в своих возможностях, то с 6-месячного возраста можно и самим делать массаж ребёнку.

Помочь научиться ползать малышу можно, если:

  • скрещивать ручки на уровне груди;
  • сгибать и разгибать ножки;
  • поворачивать со спинки на животик по несколько раз в каждую сторону;
  • поглаживать, растирать, разминать, поколачивать или пощипывать спинку и ягодицы;
  • поглаживать животик, пощипывать кожу вокруг пупка;
  • присаживать ненадолго;
  • поднимать выпрямленные ножки;
  • приподнимать туловище из позиции лёжа на животике.

Помимо пользы для ползания и в целом для мышечно-связочного аппарата, массаж положительно влияет на состояние кожи, нервную и сосудистую системы детского организма. Главное, правильно выполнять все упражнения, согласно рекомендациям доктора.

Совместное ползание

Часто так случается, что ребёнок уже умеет ползать по кровати на животе или на четвереньках, однако на полу никак не хочет двигаться. Как помочь малышу перемещаться в оптимальном режиме?

Уже в 5-месячном возрасте родители могут подготавливать ребёнка к ползанию. Идеальное место для упражнений – не мягкая кровать, а пол, который покрывают ковром или одеяльцем.

Младенца кладут на покрывало и подкладывают под грудную клетку валик. Затем подопечному показывают яркую игрушку и убирают её на небольшое расстояние, чтобы крохе захотелось её достать. Под детские пяточки ставится опора (мамины ладони), что должно помогать ребёнку отталкиваться и двигаться вперёд.

Как только у маленького человечка получится немного проползти, необходимо его похвалить, подбодрить. Хотя ребёнок ещё не понимает все слова, зато ласковую и одобряемую интонацию он уже способен хорошо различать и узнавать.

Наглядный пример

Если мама и другие дети ползают рядом с крохой, то это служит хорошим примером для подражания. Ребёнок, глядя на родителей, заразится их подвижностью и начнёт более активно передвигаться по-пластунски или на четвереньках.

Как только начнутся успехи, задания необходимо усложнять, выставляя на детском пути небольшие преграды. Ползающие малыши обычно положительно относятся к разнообразным препятствиям: невысоким валикам, «лабиринтам» из стульев и пр.

Чтобы превратить ползание в активную игру, приобретите в магазине особую дорожку для маленьких ребятишек с невысокими преградами или сделайте её самостоятельно, используя в качестве барьеров предметы, всегда находящиеся под рукой – полотенца, одеяла, пледы.

Ползание с пелёнок

На вопрос, в каком возрасте ребёнок должен начать ползать, автор методики раннего развития Глен Доман отвечал просто: с самого рождения. Правда, для этого необходимо использовать специальное устройство, которое известно под названием «трек Домана».

Как выглядит этот тренажёр для ползания?

  • жёлоб из фанеры, который обит слоем поролона и покрыт не скользким кожзаменителем;
  • приспособление состоит из нескольких секций. Ширина их не превышает 40 сантиметров, а длина каждой составляет 1 метр;
  • новорождённый должен проползать небольшое расстояние. Затем, по мере взросления, длина дистанции постепенно увеличивается с целью совершенствования полезного навыка.

Принцип обучения ползанию в этом приспособлении очень прост: ребёнка нужно выложить в жёлоб на животик, чтобы стимулировать условный «ползающий» рефлекс, который имеется с момента появления на свет.

Поначалу грудничок станет перемещаться по-пластунски, подтягивания за собой ножки, затем появится и ползание на четвереньках. С целью облегчить тренировку трек стоит устанавливать под небольшим углом, чтобы ребёнку было проще двигаться вниз. Только важно следить, чтобы малыш полз, а не скатывался.

Прежде чем приступать к нижеследующим упражнениям, родителям стоит проконсультироваться с медиками.

Это позволит понять, почему замедлено усвоение навыка ползания: по причине гипер- или гипотонуса, слабости верхних конечностей или нарушения костно-мышечного аппарата.

Непродуманная физическая нагрузка в таких случаях только ослабит здоровье. Если же невролог или педиатр скажет, что ребёнок здоров, можно заняться целенаправленными упражнениями.

«Достань погремушку»

Чтобы малыш смог эффективно передвигаться «на карачках», нужны сильные верхние конечности, способность держаться на выпрямленных руках и опираться лишь на три точки (две ручки и одна ножка). Обычно шестимесячный карапуз, находясь на животе, уже приподнимается на выпрямленных ручках и пробует достать погремушку.

Если подобный навык отсутствует, попробуйте выполнять упражнение для тренировки умения держаться на вытянутых руках. Лучше всего его проводить после купания в ванной, а затем выполнять лёгкие массажные поглаживания.

Младенца кладут на живот и подвешивают погремушку таким образом, чтобы она находилась над его головкой. Чтобы схватить игрушку, от него потребуется напрячь грудную клетку, вытянуть верхние конечности и одной рукой дотянуться до желаемого предмета.

«Лежание на валике»

Для ползания важно, чтобы ребёнок мог совершать движения ручками из положения «лёжа на животе». Для обучения этому навыку нужно скатать из одеяльца невысокий валик, подложить его под грудную клетку малыша таким образом, чтобы головка и руки свисали с подкладки, а ножки и животик находились на прямой поверхности.

Это положение позволяет брать погремушку обеими ручками, крутить головкой по сторонам, что эффективно тренирует орган равновесия и способствует координации движений.

«Стояние на четвереньках»

Под детский животик подкладывается скатанное одеяльце или невысокая подушка. Причём подложить валик нужно таким образом, чтобы верхние и нижние конечности свисали по его сторонам, а средняя часть туловища находились на подушке.

В таком положении ребёнок будет вынужден встать на четыре точки опоры. Это упражнение помогает малышу стоять на четвереньках и привыкать к подобной позиции.

Не каждый малыш любит перемещаться на коленях. Иногда можно видеть, как ребёнок поднимается на прямых руках, выпрямляет ноги и таким образом передвигается вперёд.

Однако сразу встать на четвереньки у таких деток не получится, сначала нужно научить их стоять на коленях.

С этой целью советуют:

  • прижать ребёнка спинкой к своему животу;
  • одной рукой обхватить его подмышками;
  • второй рукой поставить на диван коленями, а не ступнями так, чтобы к маминому животу прижималась абсолютно ровная детская спинка.

Затем кроху отпускают вперёд, чтобы руками он смог опереться о мягкую диванную поверхность, но стоят при этом на четвереньках. Пусть он поползает в таком положении.

«Переставляй ножки»

Задача родителя – научить ребёнка переставлять ноги в позиции «на четвереньках». На пол стелют матрац и кладут на него младенца таким образом, чтобы его грудная клетка оказалась на возвышении, локти опирались на мат, а колени находились на полу.

Помогающий родитель встаёт с другого конца и начинает тянуть матрац к себе. Малышу остаётся только передвигать коленями, чтобы достать «убегающее» возвышение.

«Переставляй ручки»

Цель этого упражнения – обучения ребёнку умению переставлять руки. Малыша кладут животом на пол, при этом поддерживают одной рукой грудную клетку, а другой поднимают ножки. Единственная точка опоры – выпрямленные руки.

Ребёнок начнёт ладонями опираться на поверхность. Чтобы он стал ползти, можно положить впереди яркую погремушку. Любимая игрушка великолепно исполнит роль стимула.

«Ползание на четвереньках»

Последнее задание закрепляет полученные ранее навыки и умения. Реализовывать это упражнение лучше обоим родителям. Малыша опускают на ровную поверхность всеми конечностями, чтобы он встал на четвереньки. Мама перемещает ноги, а папа, соответственно, руки. При этом один родитель должен передвигать вперёд правую руку, а другой подталкивать вперёд левую ножку, и так далее.

Специалисты советуют каждому родителю встать на четвереньки и осмотреть квартиру «детскими» глазами. В этом положении вы увидите все непреодолимые преграды, острые уголки, опасные места, незакреплённую мебель и валяющиеся на полу мелкие предметы.

Если в семье подрастает «ползунок», следует в обязательном порядке приобрести крепления для мебели, чтобы она не свалилась на голову маленькому исследователю. Также стоит купить замки на выдвижные ящики, блокираторы дверей и прочие полезные приспособления.

Поставьте на розетки специальные заглушки, все провода спрячьте под плинтусы или особые короба. Электроприборы поднимите наверх, чтобы убрать их из зоны досягаемости маленьких ребятишек. Также следует поднять или спрятать хрупкие или бьющиеся предметы, бытовую химию.

Кроме того, обязательно нужно проверить, нет ли сквозняка на полу. Чтобы малыш не простудился, нужно приобрести тёплый ковёр или специальный не скользящий коврик. Такая поверхность позволит быстрее освоить полезный навык ползания.

Когда грудничок начинает ползать? Когда услышит зов природы. Задача родителей – не опережать формирование навыка, а помочь малышу реализовать свои возможности. Для этого сгодится профилактический массаж, собственный пример или специальные упражнения. Если же вас что-то настораживает, лучше пообщаться с педиатром.

Как научить ребенка ползать

Мы с вами уже узнали:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от подползания,

— как и когда появляется и развивается ползание у малыша,

— какие условия способствуют и какие препятствуют развитию ползания у ребенка,

— как правильно использовать игрушки для стимулирования и развития ползания у ребенка, как создавать своей рукой опору для отталкивания ребенка в первых попытках ползания.

В этой статье мы продолжим разговор о том, как научить ребенка ползать и научимся:

— делать с малышом комплекс гимнастики,

— проводить разработанные специалистами для деток младенческого возраста подвижные игры для обучения малыша умению ползать.

Как научить ребенка ползать: базовый комплекс гимнастики

Мы уже с вами знаем, что гимнастика позволяет развить мышцы ребенка и подготовить его к ползанию и другим видам движений. Гимнастика не только готовит ребенка к ползанию и учит ползать, она очень полезна для физического и для общего развития ребенка.

Как проводить гимнастику из этой статьи:

— Гимнастику никогда не проводят на голодный желудок или если ребенок капризничает и плачет, плохо себя чувствует.

— Нужно обеспечить свежий воздух в комнате.

— Руки взрослого должны быть теплыми и чистыми.

— Браслеты, наручные часы и кольца надо снять.

Главное правило – никакой боли и никаких неприятных ощущений, только приятные ощущения! И совместная радость взрослого и ребенка!

Во время гимнастики взрослый разговаривает с малышом ласково, называет его по имени, читает рифмовки.

Продолжительность гимнастики для ребенка в возрасте с 6 месяцев – до 10-12 минут. Каждое упражнение сначала проводится 2 раза, затем количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Описание комплекса гимнастики для детей 6-9 месяцев

Этот комплекс развивает мышцы рук, ног, туловища малыша и помогает подготовить малыша к ползанию и научить его ползать.

Сначала привлекаем внимание ребенка потешкой, ласковым разговором. Можно проводить упражнения и под счет, что будет способствовать развитию чувства ритма у малыша.

Упражнение 1. Попеременное сгибание и разгибание ног.

Ребенок лежит на спинке. Обхватите голени ребенка и попеременно сгибайте и разгибайте их в различном темпе, имитируя ходьбу и бег.

Вариант А. Получаются как бы «скользящие шаги» при которых стопы малыша скользят по столу к ягодицам и от них.

Ребенок лежит на спине ножками к Вам. Обхватите стопы ребенка сверху так, чтобы Ваши большие пальцы лежали вдоль внутреннего края стоп ребенка, мизинцы – вдоль наружного края стоп ребенка. А указательные и средние Ваши пальцы упирались в мягкие части голени ребенка снаружи. Затем попеременно переставляйте ножки малыша так, чтобы они шаркали – скользили по поверхности стола: раз-два, топ-топ». Упражнение напоминает езду на велосипеде и укрепляет мускулатуру ног и опорную реакцию.

Вариант Б. Ходьба и бег.

Ребенок лежит на спинке ножками к Вам. Обхватите ножки малыша в нижней части голени. Дайте опору для стопы: большие пальцы должны быть вдоль наружной поверхности голеней ребенка, мизинцы опираются в стопы малыша. Остальные Ваши пальцы лежат на задней поверхности голени.

Сгибайте попеременно ножки ребенка в коленях и тазобедренных суставах как будето он идет, затем – бежит. Темп попеременно то ускоряется, то замедляется.

Если в упражнении малыш сопротивляется разгибанию, то легко погладьте его ножки над коленями от бедер к стопам. Если малыш сопротивляется сгибанию, то погладьте легко его под коленями.

Оба варианта нужны и полезны для малыша и не заменяют один другого.

Упражнение 2. Ползание. Учим малыша отталкиваться.

Ребенок лежит на животе. Обхватите обе стопы ребенка своей левой рукой так:

большой и средний палец Вашей левой руки обхватывает обе стопы, а указательный палец находится между ступнями.

Сделайте ножками ребенка упражнение «лягушечка» (сгибайте ножки наподобие движений лягушки при плавании). После нескольких таких пассивных движений придержите ножки малыша в позиции сгибания с разведенными бедрами и дайте ему возможность самостоятельно оттолкнуться.

Упражнение 3. Присаживание

Упражнение делается медленно и спокойно. Ребенок лежит на спинке. Левой рукой придержите колени ребенка. Большой палец своей правой руки вложите в левую ручку Вашего малыша, отведите ее в сторону до полного разгибания и со словами «Сядь, Ванюша (имя ребенка), сядь» побуждайте малыша присесть.

Слова должны быть одинаковыми каждый раз, чтобы малыш их узнавал и запомнил.

Когда малыш сядет, проведите своими пальцами вдоль его позвоночника снизу вверх до разгибания спинки.

Можно делать упражнение и в другом варианте:

Малыш лежит на спинке. Дайте ему обхватить большие пальцы ваших рук и легко потяните, побуждая его сесть, а потом снова лечь.

Сначала делаем упражнение один раз, потом доводим количество повторений упражнений до 3- 4 раз.

Упражнение 4. Поднимание выпрямленных ножек ребенка.

Ребенок лежит на спине. Обхватите голени ребенка снизу так, чтобы Ваши большие и указательные пальцы держали голени, а ладони были обращены к ребенку. Остальные свои пальчики положите на колено ребенку. Затем поднимите выпрямленные ножки малыша вверх до вертикального положения и медленно опустите их.

Упражнение 5. Приподнимание туловища с поддержкой за выпрямленные руки. Подготовка к ползанию.

Ребенок лежит на животе. Дайте малышу обхватить ваши большие пальцы своей ручкой, поддержите его кисти остальными своими пальцами.

Отведите выпрямленные ручки ребенка в стороны, а затем поднимите прямые ручки вверх на уровень ушей. Малыш при этом поднимает голову вверх – назад. При этом он упирается стопами в Ваш живот. Продолжайте нежно поднимать его до положения стоя на коленях.

Упражнение 6. Бокс с кольцами.

Возьмите два пластмассовых кольца. Дайте ребенку схватиться за кольца руками: одно кольцо – в одной руке ребенка, другое – в другой. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша.

Упражнение 7. Упражнение по стимуляции ползания к игрушке.

Это упражнение проводится с малышом, когда он еще не начал ползать. Как только малыш начнет ползать, упражнение можно не делать, а просто предоставить ребенку возможность активно ползать.

В упражнении работают мышцы спины, позвоночника, ног, рук и плечевого пояса.

Положите малыша на живот, ножки его согнуты. Ребенок лежит ножками к Вам.

Вы фиксируете обе стопы малыша с тыльной их стороны так, чтобы Ваш указательный палец лежал между стопами. Затем Вы сгибаете и разгибаете ножки малыша в коленях и тазобедренных суставах (движение «лягушка», как будто лягушка плывет).

После нескольких таких движений придержите ножки малыша в положении сгибания и дайте ему возможность самому оттолкнуться от Вашей руки до полного разгибания ножек. В результате тело малыша немного продвинется вперед.

Для стимуляции нового отталкивания положите перед малышом привлекательную игрушку и проделайте то же самое.

Как научить ребенка ползать: упражнения на фитболе

Вам понадобится для упражнений фитбол размером примерно 60 см без рогов и без ушек, без пупырышков и без шипов на поверхности. А также Вам понадобится поддержка папы ребенка в проведении с ним гимнастики. На поверхность мяча положите чистую пеленку. А на нее – малыша.

Приведенные ниже упражнения можно делать для подготовки мышц малыша к активному ползанию с возраста 5-6 месяцев.

Упражнение 1: для развития координации ножек ребенка и подготовки малыша к ползанию

Малыш лежит на мяче на пеленке на животике. Взрослый находится за мячом, удерживая ребенка за голени обеими своими руками.

Взрослый покачивает мяч вперед – назад (то есть «от себя – на себя»).

Как это правильно делать:

— Когда взрослый качает мяч «на себя», то взрослый тянет ребенка правой рукой за правую ножку, распрямляя ее. А левая ножка малыша в этот момент сгибается.

Затем в движении мяча «от себя» взрослый распрямляет левую ножку, а правая ножка малыша сгибается. Как будто Вы даете малышу возможность оттолкнуться от ваших рук.

Можете приговаривать малышу строчки плавно и ритмично, протягивая гласные и слоги:

«Ай-да, ай-да
На ка-че-ли се-ли!
Ай-да, ай-да,
Вот как по-ле-те-ли!»

Упражнение 2: для развития тазобедренных суставов

Упражнение обязательно делают с малышом одновременно и папа, и мама, так как мяч в нем не фиксирован! И два взрослых нужны для безопасности проведения упражнения.

Упражнение называется «лягушечка».

Папа стоит за мячом, малыш лежит на пеленке на мяче ножками к папе на животе. Мяч не фиксируется.

Папа катит мяч «на себя», одновременно сгибая обе ножки ребенка, и тут же толкает мяч вперед, разогнув сразу обе ножки ребенка. Движения надо делать плавно. Как будто папа телом малыша качает мяч.

Мама во время упражнения находится по стороны головы ребенка и ловит малыша за ручки, страхуя его и стопоря мяч.

Вы можете использовать по ходу этого упражнения старую пестушку, в которой ранее отображалось перетягивание льна. Произносим напевно по слогам, растягивая гласные в слогах, в ритм упражнения.

Тяни холсты, потягивай!
В коробочку накладывай!
Это папе холст, это маме холст, это деде холст, это бабе холст.
А это Ванечкин (Катюшин, Костин и т.д. – называем имя ребенка) холст.
А вот этот холст с мышиный хвост!

Или можете придумать свою пестушку:

Калачики – калачики,
Едет Ваня на мячике.
А белочка в тележке
Щелкает орешки!

Можно также пропевать малышу во время выполнения упражнения песенку о лягушке:

Скачет по дорожке: ква-ква-ква-ква,
Вытянувши ножки: ква-ква-ква-ква,
Скачет по дорожке: ква-ква-ква-ква!

Нужно выбрать одну песенку и пропевать ее каждый раз малышу во время этого упражнения (создать ритуал, «традицию» выполнения упражнения), чтобы малыш уже узнавал ее ритм, мелодию и слова.

Упражнение 3: развития силы рук малыша, необходимой для ползания на четвереньках

Малыш лежит на пеленке на мяче животиком вниз. Взрослый встает перед мячом лицом к лицу малыша и фиксирует ручки ребенка своими руками. Локтями взрослый удерживает мяч.

Как правильно захватить ручки ребенка в этом упражнении для подготовки к ползанию: малыш держит Вас за большие пальцы рук своими пальчиками рук, а Вы крепко держите – фиксируете запястье ребенка другими своими четырьмя пальцами (указательным, средним, безымянным и мизинцем).

Выполните покачивание мяча от себя и как бы оттолкните малыша, чтобы он разогнул свои ручки в локтях и словно потянулся назад на мяче назад. После этого качните мяч на себя. Малыш при этом как бы подтягивается вперед, сгибая ручки.

Последовательность усложнения этого упражнения:

— Сначала малыш просто лежит на животе на мяче. Упражнение проводится за счет инерции мяча. Когда Вы почувствуете, что малыш понял, что надо крепко держаться за Ваши руки, то покачайте его на мяче. Следите, чтобы он сам крепко сжимал Ваши большие пальцы и держался.

— После этого Вы можете делать упражнение в полном варианте: малыш сам держится крепко за Ваши руки, сгибает их и подтягивается на руках, как бы толкая при этом мяч.

Во время упражнения, когда оно уже освоено, можно говорить слова:

Ай, качи-качи-качи!
Под подушкой – калачи!
В ручках – прянички!
В щечках – яблочки!

Как научить ребенка ползать: игры и игровые упражнения

Прежде чем проводить игры, описанные ниже, внимательно прочитайте описание из предыдущей статьи о ползании (ссылка на нее дана выше) о том, как правильно использовать игрушки для стимулирования ползания у малыша. И начинайте играть и получать от игр удовольствие, развивая малыша с радостью и получая от этого вдохновение и новые идеи. Придумывайте свои игры, делитесь ими, приобщайте к придумыванию игр родственников, старших братьев и сестер малыша.

Длительность одной игры: 3-5 минут.

Для того, чтобы стимулировать малыша к ползанию используют яркие музыкальные звучащие и заводные игрушки, которые привлекут его внимание.

Игра 1. Доползи до погремушки (для детей с 7 месяцев)

Вы отходите от малыша на расстояние 1,5-2 метра и показывает интересную музыкальную или заводную игрушку, позвучите игрушкой и скажите: «Ванечка (имя ребенка), колокольчик звенит: динь – динь! Ползи сюда». Дайте малышу доползти до игрушки и дайте игрушки ему в руки, пусть он ее обследует, ей поиграет и позвучит. Затем возьмите игрушку из его рук и снова отойдите на расстояние 1, 5-2 метра (в другую сторону комнаты) и пригласите малыша поиграть.

Таких циклов в игре может быть от 2 до 4. Каждый раз взрослых хвати малыша и меняет свое местонахождение в комнате.

Игра 2. Ползаем с препятствиями: учим ползать на возвышение и спускаться с него

Положите на пол плоскую подушку (из поролона). Это может быть плоская диванная подушка или плоская деталь Вашего дивана или софы. Покажите игрушку, например, птичку, которая прилетела на эту подушку и прыгает – скачет сейчас на ней, привлекая малыша к себе. Малыш ползет и забирается на возвышение вслед за игрушкой. А потом вслед за ней сползает с него.

Важно этому действию (заползать на небольшое возвышение и сползать с него) обучить малыша в возрасте 7 месяцев. Сопровождайте игру словами «Возьми», «Где.. ? Вот…!», «Достань». Поощряйте ребенка словами, жестами, интонацией восторга за его успехи.

Можете выложить целую дорожку из диванных подушек. Можно делать препятствия в виде стула или других крупных предметов, вокруг которых нужно проползти чтобы достичь цели.

Препятствия мы используем тогда, когда малыш уже хорошо ползает. Это примерно возраст 8-9 месяцев.

Игра 3. Догони мяч (для детей, умеющих ползать, с 8 месяцев и старше)

Это игра для тех детей, которые уже научились ползать и используется для совершенствования этого умения.

Покажите малышу мяч, оттолкните мяч и предложите его догнать: «Ванечка, догони мяч!». Малыш ползет за мячом. Взрослый его хвалит и предлагает оттолкнуть мяч самому и его догнать.

Игра 4. Найди лялю (с 7-8 месяцев)

Покажите ребенку игрушку, например, куклу Лялю и спрячьте ее. На глазах ребенка закройте куклу платочком: «Где ляля?». Снимите платочек: «Вот кукла ляля! Ляля!» Затем посадите куклу на расстоянии 1-2 метров от малыша (в зависимости от его умения ползать) и закройте платочком: «Где ляля? Найди лялю». Малыш подползает к игрушку, срывает платочек и берет игрушку в руки, рассматривает ее и обследует. Похвалите малыша.

Игру можно повторить 3-4 раза подряд, пряча игрушку в разных местах комнаты.

Для игры используется кукла без парика (с вылепленным париком) или пластмассовая или текстильная, безопасная для ребенка и пригодная к тому, чтобы он ее обследовал и изучил со всех сторон.

Игра 5. Догони, догони (Догоню, догоню)

Возьмите игрушку, привлеките внимание малыша к этой игрушке. Дальше игрушка «убегает» от ребенка, а он ее догоняет – ползет за ней.

Можете и Вы сами то догонять малыша, то «убегать» от него, приговаривая: «Догоню – догоню!». Когда Вы догнали отползающего от Вас малыша, возьмите его руки, поднимите вверх и снова отпустите ползти на пол. И повторите игру пока она доставляет и Вам, и малышу радость и удовольствие от общения!

Вы можете также сами ползать на четвереньках, догоняя малыша и убегая от него, если это доставляет вам обоим удовольствие и радость. Сначала Вы, ползая на четвереньках и шлепая ладошками по полу, «убегаете» от малыша, затем, когда он Вас догоняет, обнимаете малютку. Хлопаете в ладоши и говорите ему «Догоню Катюшу, догоню, догоню!» и устремляетесь вслед за ним.

Игра 6. Воротца

Соорудите из стульев или стола или другого подручного домашнего материала воротца. Покажите малышу, как проползать в воротца, при этом малыш не сразу поймет, что Вы делаете и может ползти рядом с Вами. После этого положите игрушку за воротца, чтобы малышу было интересно проползти через воротца и ее достать.

Игра 7. Волчок

Привлеките внимание малыша к себе – позовите его. И запустите цветной волчок (деревянный волчок или музыкальный детский волчок). Малыш делает попытки подползти к волчку.

Игра 8. Заводная игрушка

Покажите малышу на полу любую заводную яркую игрушку в действии. Пусть он сначала понаблюдает за ней издалека. Затем придвиньте игрушку к малышу (расстояние зависит от умения ребенка ползти: для малышей, которые еще учатся ползти – так, чтобы он быстро ее мог схватить, для умеющих ползать детей – на расстояние 1-2 метра). Хвалите малыша.

Помогайте малышу ползти, если в этом есть необходимость. Как это делать – см. выше в разделе «Как правильно использовать игрушки для развития ползания».

Игра 9. Соревнование

Это игра – соревнование в ползании между взрослым и малышом.

Покажите заводную игрушку, заведите ее и попросите достать. После этого имитируйте, что Вы догоняете игрушку и «наперегонки» с малышом ползите к ней. Дайте малышу победить Вас и прийти к «финишу» первым. Порадуйтесь за него.

Игра 10. Прятки с игрушками

Возьмите яркие платочки (яркие лоскутки ткани) и разные звучащие предметы и игрушки, интересные для ребенка. Разложите на полу в разных местах комнаты звучащие игрушки и накройте их платочками так, чтобы из-под платочка был виден небольшой кусочек игрушки.

Покажите малышу игрушку (например, не разворачивая платочка, позвените погремушкой в нем, малыш погремушку не видит и не знает, что звенит). Пригласите малыша присоединиться к Вам: «Иди ко мне, Ванечка, иди!». Можете пододвинуть игрушку под платочком поближе к ребенку. Как только малыш доползет до игрушки и снимет с нее платочек, дайте ему возможность наиграться с этой игрушкой вдоволь. И позовите к следующей игрушке. Например, возьмите колокольчик, укрытый платочком и не разворачивая его позвените. Малыш поползет к колокольчику, чтобы посмотреть, что звенит в платочке.

или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Когда на свет появляется крошечный карапуз, родители очень ждут, когда же он сможет держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить… У здоровых детей все перечисленные умения появляются сами по себе, даже если родители не будут предпринимать для этого никаких дополнительных усилий. Однако молодые мамы и папы нередко задаются вопросом, как научить ребенка ползать, к какому возрасту он должен овладеть этим навыком, и что делать, если кроха не пополз в срок.

Как правило, дети начинают ползать в 6-8 месяцев, однако некоторые малыши пропускают этот этап и сразу переходят к подъему на ножки и хождению. Такой вариант развития вполне укладывается в норму, однако педиатры в один голос говорят о том, что ползание очень полезно для укрепления мышц спины и для совершенствования двигательных навыков. Кроме того, малыши, овладевшие этим полезным умением, становятся гораздо более самостоятельными и настойчивыми, ведь они получают возможность добираться до желаемой цели. Поэтому всем родителям полезно знать, как научить ребенка ползать.

Первые тренировки
Этапу ползания предшествует подготовительная стадия, во время которой кроха учится становиться на четвереньки. Его движения еще очень забавны и неуклюжи - вытянувшись на ручках, он на секунду приподнимает попку, но тут же шлепается на животик, ведь скоординировать движения рук и ног невероятно сложно! Такие тренировки продолжаются в течение достаточно долгого времени, и постепенно у карапуза начинает получаться все лучше и лучше. Следующий этап - раскачивание. Уверенно стоящий на четвереньках кроха раскачивается взад-вперед, пытаясь сделать первые ползательные движения. Причем чаще всего карапузы сначала овладевают навыком ползания назад (пятясь), а только потом учатся двигаться вперед. Некоторые малыши ползают на животе - по-пластунски, извиваясь как маленькие червячки, другие двигаются, сидя на попе, третьи подтягиваются на руках, но наиболее традиционный вариант - это перекрестное ползание с чередованием рук и ног. Именно такое ползание наиболее полезно, и поэтому родителям стоит стремиться к тому, чтобы малыш передвигался именно таким образом.

Как научить ребенка ползать - рекомендации и упражнения
Как помочь ребенку научиться ползать? Во-первых, нужно сделать так, чтобы большую часть времени кроха проводил на полу. Если малыш во время бодрствования чаще всего находится в ходунках, стульчике или кроватке, ему будет очень непросто научиться становиться на четвереньки и впоследствии ползать, и такие детки могут попросту пропустить этот важный этап. Во-вторых, важно организовать вокруг ребенка стимулирующую среду - разложить яркие погремушки, кубики, мячики. На первых порах игрушки должны находиться примерно на расстоянии вытянутой руки от малыша, но постепенно их нужно отодвигать все дальше и дальше. В-третьих, задумываясь над тем, важно подавить в себе желание исполнять все просьбы любимого чада по его первому требованию. Если карапуз очень хочет рассмотреть понравившуюся игрушку, не нужно давать ее ему в руки (даже если кроха громко этого требует), а нужно помочь дотянуться и взять интересующий предмет самостоятельно.

Для тех, кто задается вопросом, как научить ребенка ползать, можно порекомендовать специальные упражнения. Для того чтобы помочь карапузу надо положить его животиком на пеленку, а потом немного приподнять ее за свободные края. Если ребенку тяжело удерживаться в такой позе, нужно создать упор сзади (подложить валик или просто приставить к ножкам свою руку). Также можно подкладывать под животик и грудку небольшую подушку или скрученное полотенце. В этом случае кроха сможет подольше задержаться в положении на четвереньках. Очень полезны для малыша массаж (как профессиональный, так и мамин), гимнастика, плавание (оптимально в детском бассейне, но можно и в большой домашней ванне) и упражнения на большом надувном мяче, с помощью которых хорошо отрабатывать упор на руки.

Но даже если родители знают, как учить ползать ребенка и регулярно проводят гимнастику и развивающие упражнения, существует вероятность того, что к 8-9 месяцам жизни карапуз еще не поползет самостоятельно. Если в остальном ребенок развивается нормально, не стоит паниковать и бить тревогу, нужно просто продолжать упражнения и стимулировать его к ползанию всеми доступными способами. Возможно, данному малышу просто необходимо немного больше времени на овладение этим навыком. Есть еще один интересный способ того, как научить ребенка ползать - показать ему личный пример (особенно хорошо этот вариант срабатывает с теми детьми, которые давно научились стоять на четвереньках, но никак не решатся двинуться вперед). А если карапуз категорически не желает ползать, предпочитая подниматься на ножки и топать вдоль опоры, то стоит проявить немного терпения и постараться организовать обучение ползанию через игру.

Начиная с полугода жизни мышцы грудничка становятся упругими и окрепшими, поэтому с этого времени кроха уже способен передвигаться своими силами. Однако многие малыши ленятся делать первые попытки к передвижению, поэтому для многих родителей остается актуальным вопрос: как научить ребенка ползать? Для этой цели существуют многочисленные программы развития и отдельные гимнастические упражнения для тренировки разных групп мышц.

Навык ползания очень важен для развития ребенка и поможет ему в дальнейшем без проблем научиться ходить

Некоторые родители специально с раннего возраста приучают ребенка к ходункам, ограждая тем самым кроху от овладения навыком ползания. Особо страшного в этом ничего нет, особенно, если малыш уже после полугода проявляет желание самостоятельно приподниматься, однако опытные педиатры рекомендуют все же не отказываться от такого полезного умения. И тут возникает вопрос, как научить ребенка ползать, и зачем это нужно?

На самом деле, ползание для грудничка очень важно, поскольку в то время, когда развиваются двигательные навыки, происходит формирование важнейших психологических и социально важных факторов: развитие разговорной речи, познание собственного тела, активизация зрения и слуха, а также мозговой активности:

  • передвигаясь ползком, ребенок учится ориентироваться в пространстве , совершенствует тактильные ощущения от прикосновений к различным поверхностям, а также начинает познавать свое тело;
  • зрительное восприятие окружающих предметов намного более яркое , нежели видение с высоты (у мамы на руках), поэтому в этот период кроха знакомится с новыми цветам и формами, запоминает и вскоре станет их различать;
  • при ползании активизируется мозговая деятельность (два полушария мозга начинают взаимодействовать между собой), чему способствует одновременная работа односторонних верхних и нижних конечностей (сначала правая рука и нога, потом левые, и так постоянно);
  • ползание приучает ребенка находиться некоторое время без мамы , т.е. на подсознательном уровне отдаляет грудничка от необходимости постоянно быть рядом с родными. Правда, некоторое время после начала периода ползания кроха будет требовать повышенного внимания, однако это быстро пройдет;
  • малыша, который уверенно ползает, проще научить ходить , так как его мышечная масса уже окрепла, а психологически кроха полностью готов к новому образу передвижения.

Таким образом, можно сказать, что ползание является неотъемлемой частью правильного развития грудничка, и если ваш ребенок не проявляет к нему интереса, стоит научить его этому полезному навыку.

Чтобы помочь ребенку научиться ползать, стоит выполнять специальные упражнения для укрепления мускулатуры и стимуляции желания передвигаться самостоятельно

Чтобы кроха начал правильно ползать, ему необходимо освоить несколько навыков, для чего и придуманы несложные упражнения:

  • «раскрываем ладошки» — чтобы передвигаться уверенно и без вреда для маленьких ручек, ребенок при движении ползком должен опираться на раскрытые ладошки. Научить малыша правильно раскрывать кулачки помогут занятия на фитболе. Приобретите большой надувной мяч (такой атрибут пригодится с самого раннего детства – на него можно выкладывать грудничков в качестве профилактики колик). Выкладывайте малыша на мяч животиком вниз, и, придерживая кроху за ножки, постепенно наклоняйте его вперед. Когда ручки соприкоснутся с полом, ребенок раскроет ладошки – проводите такое занятие как минимум 1 раз в день;
  • «развиваем коленные суставы» — занятия также удобно проводить на фитболе. В положении лежа на животе сгибайте одну ножку малыша, упирая ее в свою ладонь, свободной рукой обязательно страхуйте кроху за спинку, чтобы он не упал вперед. Проводите такие манипуляции поочередно с правой и левой ножкой, вскоре кроха сам начнет опираться и отталкиваться ногами;
  • «укрепляем спину» — правильно проводить такое упражнение на горизонтальной плоскости, к примеру, на мягком одеяле. Приподнимите малыша за бедра из положения лежа на животе и помогите ему опереться на ручки. Теперь немного покачайте ножки, чтобы стимулировать движение крохи вперед. С первого раза малыш может не понять, чего вы от него добиваетесь, однако со временем начнет передвигаться на ручках.

Проводя такие занятия хотя бы раз в день, вы поможете своему ребенку развить крепкую мускулатуру и обезопасите его от растяжений и вывихов, когда он начнет двигаться самостоятельно.

Чтобы научить ребенка ползать, можно класть перед ним яркие игрушки — кроха захочет их взять и будет пытаться передвигаться в нужном направлении

Чтобы помочь своему малышу научиться ползать, следует придерживаться основных советов от опытных родителей:

  • не ограждайте ребенка от активных действий, помогайте и поощряйте все его попытки самостоятельно привстать, сесть и перевернуться;
  • не ограничивайте область его передвижения, организуйте на полу безопасный уголок (без розеток, электрических шнуров и острых углов), где малыш сможет беспрепятственно находиться;
  • во время активных игр чаще выкладывайте кроху на животик, помогайте ему приподняться на ножках и ручках. В первое время страхуйте малыша, когда он проявляет попытки перевернуться или продвинуться вперед, а после поощряйте его стремление словами;
  • учите ребенка ползать в игровой форме, к примеру, уложите перед ним игрушку так, чтобы он не достал ее руками. Желанный предмет будет стимулировать малыша на движение, а вы по мере продвижения ребенка вперед отодвигайте игрушку дальше. Главное не потерять интерес ребенка, спустя 30-40 см позвольте крохе достать предмет;
  • скрутите валик из одеяла или пеленки, подложите его под грудь малыша, в таком положении кроха быстрее начнет опираться на ручки, и даже сможет удерживать свое тело одной рукой. В это время вы можете помочь ему продвинуться вперед, организовав опору для ножек из своей руки.

Как видно, ничего сложного в том, как научить ребенка ползать, нет, главное, придерживаться рекомендаций опытных врачей и бывалых родителей, а также прислушиваться к своему малышу. Помните, что все детки разные, и развитие каждого организма проходит по своей схеме, поэтому не перенапрягайте ребенка физическими нагрузками – лучшее обучение проводится в игровой форме, лучше учиться долго, но с интересом, чем быстро и скучно.