Кризис двух лет. Можно ли давать ребенку Сенаде


Не успели оглянуться, а Вашему малышу уже два года. За это время он многому научился, подрос и окреп. Теперь это уже не беспомощный карапуз, а маленький помощник и самостоятельная (ну, почти самостоятельная) личность.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

79-94 см.
10,3-15,7 кг.
47,0-52,3 см.
47,6-56,4 см.
79,4-92,7 см.
10,5-14,9 кг.
46,0-55,1 см.
47,8-55,6 см.

Физическое развитие ребенка в два года

В два года движения ребенка становятся более координированными,

Показатели физического развития ребенка в этом возрасте весьма индивидуальны, так как они зависят от многих факторов (наследственность, расовая принадлежность, тип конституции, наличия или отсутствия сопутствующей патологии, характера питания и других).

В возрасте до 10 лет показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:

10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n,

Где n – фактический возраст ребенка (в годах).

В среднем масса тела ребенка в два года составляет:

для мальчиков - 12 - 14,5 кг;

для девочек - 11,5 - 13,5 кг.

Рост к 2 годам в среднем составляет:

для мальчиков - 83 - 88,5 см;

для девочек - 82,5 - 87,5 см.

В два года у ребенка должно быть 20 молочный зубов.

Нервно-психическое развитие ребенка в 2 года

Малышу уже 2 года, что же он должен уметь делать и какими навыками должен обладать?

В 2 года ребенок смело перешагивает через препятствия, удерживает равновесие при ходьбе по узкой доске. Самостоятельно есть и пьет.

Двигательные навыки ребенка в 2 года

Малыш хорошо бегает, прыгает, приседает поднимается и спускается по лестнице, перешагивает через препятствия. Очень подвижен и активен.

Может держать карандаш, разминать и отщипывать пластилин.

Может совершать движения по просьбе взрослого.

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Ваш малыш уже должен уметь отличать предметы по форме, величине и цвету. Так, малыш 2-х лет может соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением. Хорошо ориентируется как минимум в трех контрастных величинах. Может собрать матрешку, пирамидку, колпачки после показа.

Ориентируется в 3-4 цветах, находит их по просьбе, некоторые может назвать.

Совершенствуется навык рисования - ребенок может в рамках листа проводить горизонтальные, вертикальные линии разной длины (короткие, длинные). Может рассказать, что он нарисовал.

Малыш становится всё сообразительнее, подставляет стул, если нужно что-то достать, может выловить из воды сачком понравившуюся игрушку. Может производить несколько последовательных игровых действий, в игре используйте предметы-заместители.

В два годика малыши очень любят подражать действия и поведению близкого взрослого. Чаще всего это обычные бытовые ситуации.

Во время игры ребенок может сооружать из кубиков знакомые постройки (дом, забор, гараж, стул, стол и другие).

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

  • В течение дня у малышей обычно активное, деятельное состояние.
  • Ребенку нравится (он радуется) когда у него получается задуманное действие, также когда его хвалят взрослые.
  • Многие малыши в два года становятся упрямыми, энергично настаивают на своем.
  • При не удачных попытках отказываются от действия, могут выражать недовольство.
  • Для привлечения внимания может жестикулировать, капризничать и даже кричать.
  • С неохотой общается с незнакомыми людьми, может вообще отказаться от общения с ними.
  • При уходе мамы может долго плакать.
  • Умеет обижаться, любит похвалу.
  • Активно проявляет эмоции при общении с близкими людьми.
  • При общении с детьми улыбается, жестикулирует, выражает эмоции мимикой и речью.
  • Интересуется музыкой, пением, подвижными играми, танцами.
  • Нравиться смотреть мультфильмы, детские передачи.
  • В два года малыш становиться несколько эмоционально сдержан. Так, ребенок может немного подождать, после объяснения взрослого.
  • Малыш уже способен понимать такие понятия как «хорошо», «плохо». Спокойно относиться к указаниям и просьбам взрослого: «собери игрушки», «иди ко мне», «это нельзя» и так далее.

Речевое развитие ребенка 2-х лет

Малыши в два года понимают короткий рассказ о знакомых событиях. Могут ответить на вопросы об этих событиях (например, что ребенок делал в гостях или на прогулке).

Может выполнять до трех простых поручений, жалеет, помогает по просьбе взрослого. Хорошо знает названия частей тела, может показать по просьбе.

Значительно расширяется словарный запас (в арсенале малыша от 100 до 300 слов). В речи присутствуют предложения из 2-3 слов. Начинает употреблять местоимения и прилагательные, предлоги.

Может говорить о себе в третьем лице.

Называет и показывает предметы на картинке.

Начинает задавать вопросы.

Облегченные слова постепенно заменяются правильными.

Бытовые навыки ребенка в 2 года

  • Малыш кушает всё аккуратнее, не пачкаясь и не обливаясь.
  • Может умываться и мыть руки. Вытирается пока с помощью взрослого.
  • Может самостоятельно одеть несложные предметы гардероба (носочки, шапку, обувь, шарф). Частично раздевается.
  • Знает что и где должно лежать.
  • Умеет пользоваться носовым платком.
  • Контролирует свои физиологические потребности, проситься на горшок.

Уход за ребенком 2-х лет

Чтобы малыш хорошо себя чувствовал и был настроение у него было хорошее старайтесь соблюдать режим дня.

Так, лучше если питание и сон у малыша будет всегда в одно и то же время. В два года малышу уже вполне достаточно одно дневного сна длительность 2-2,5 часа.

Приучайте ребенка к личной гигиене. Малыш должен ежедневно умываться (утром и вечером), чистить зубы, причесываться, мыть руки перед едой. Если ребенка содержать в чистоте, то у него подсознательно вырабатывается потребность в ней.

Малышу необходимо перед ночным сном ополаскивать ноги, летом это следует делать ежедневно, а зимой можно через день.

Купать ребенка следует не реже 1 раза в неделю в теплой воде с мылом.

Для гармоничного развития малышу необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, гимнастика, закаливающие процедуры.

К двум годам многие малыши завершают освоение горшка. Дети могут проситься как словами, так и знаками (жестами).

Питание ребенка в 2 года

Питание малыша 2-х лет отличается от рациона годовалого малыша, но и до взрослого рациона ему еще далеко.

Режим кормления в этом возрасте может быть четырех или пяти разовым (в зависимости от личностных предпочтений и семейных устоев). Желательно чтобы примем пищи был регулярно в одно и то же время и между приемами пищи проходили примерно равные промежутки времени.

У двухгодовалого малыша уже должно быть 20 зубов, поэтому старайтесь приучать его к самостоятельному пережёвыванию пищи. В два года ребенок вполне способен справиться с небольшими и не сильно жесткими кусочками пищи.

В рацион можно добавить различные запеканки (твороженные, крупяные, мясные).

Обязательно в рационе ребенка должны присутствовать свежие фрукты, овощи, так как они являются источником витаминов, минералов, клетчатки.

Можно постепенно вводить простые специи и переправы (укроп, петрушка, сельдерей).

Суп должен присутствовать в рационе ребенка как минимум 3 раза в неделю. Самым полезным считается борщ, правда готовить его рекомендуется без томатной пасты и перца. Томатную пасту лучше заменить свежими помидорами.

Хлеб должен входить в рацион ребенка каждый день.

Из сладкого малышам можно давать печенье, ванильные сухари, зефир, мармелад, пастилу. Шоколад не рекомендуется, так как является сильным аллергеном.

Не обойтись в рационе 2-х летнего малыша без каши, молочных и кисломолочных продуктов. Так как они необходимы для формирования и роста костей ребенка.

В меню ребенка также должны быть мясные блюда. Для ребенка двух лет подходят нежирная говядина, баранина, телятина, кролик, курица, печень, рыба.

В два года ребенку для аппетита можно давать немного солений (соленые огурцы, помидоры, квашенная капуста).

Также в два года можно расширить ассортимент напитков, предложите малышу какао, чай с молоком, кисель.

Во время еды приучайте ребенка к аккуратности, следите чтобы малыш правильно пользовался столовыми приборами.

Необходимые обследования в 2 года

В 2 года необходимо посетить педиатра. Врач измерит рост, вес ребенка, оценит соответствует ли возрасту нервно-психическое развитие малыша. Даст рекомендации по питанию, гимнастике, закаливанию.

В два года следует посетить стоматолога. Также назначают контрольные анализы: клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на яйца гельминтов.

Как играть с ребенком двух лет?

Главное помните, что двухгодовалый ребенок еще не способен воспринимать долгие монотонные занятия. Все обучающие процессы, развивающие занятие должны проходит в игровой форме и не должны быть долгими. При этом рекомендуется постоянная смена деятельности.

В два года ребенку интересно рисовать и лепить, отлично! Приобретите для него набор хороших карандашей (можно восковых), безопасный пластилин, пальчиковые краски, альбом и ватман. Пусть малыш развивает свои творческие способности.

Изучайте с малышом новые цвета и формы.

Приучайте к труду и выполнению домашних дел. Давайте малышу несложные задания: разложить помытые ложки, помыть овощи, сложить кастрюли в шкаф, выбросить мусор в ведро и другие. Не забывайте хвалить малыша.

В этом возрасте дети очень любят играть в прятки. Объясните малышу что нужно делать. Пусть сначала спрячется малыш, а Вы его поищите, потом наоборот. Можно спрятать игрушку и поискать ее вместе с ребенком.

Также полезно играть с ребенком в сюжетные игры, игры с имитацией бытовых ситуаций.

Для речевого развития подходят: чтение сказок, потешек, пение песен.

Какие игрушки подходят для данного возраста

В этом возрасте дети очень любят реалистичные игрушки, которые подходят для сюжетных игр (игрушечная посуда, мебель, инструменты, наборы доктора, парикмахера, магазинчика и другие). Главное чтобы игрушек не было в избытке, лучше время от времени убирать игрушки которые уже надоели малышу, а через какое-то время дать ему их снова.

Для обучения ребенка хорошо подходят наборы фруктов, овощей, животных.

Для развития ребенка необходимы кубики, пирамидки, элементарные конструкторы, пособия по правильному соотношению геометрических форм.

В этом возрасте можно приобрести для малыша динамические игрушки (игрушки-каталки, юлу, неваляшку, лошадку-качалку и другие).

Для подвижных игр могут понадобятся мячи, обруч, гимнастическая палка.

Во время игры учите ребенка учитывать сразу два свойства предмета - например, цвет и форму. Пусть в одну коробку сложит только красные кубики, а в другую зеленые шарики.

В два года у малыша активно развиваются самостоятельность и творческие способности. Помогайте ему, стимулируйте его. В этом возрасте так легко отбить желание у малыша что-либо делать, поэтому не ругайте его за мелкие промахи и ошибки. Пусть у него еще не всё получается, но он очень старается. Чаще хвалите и поощряйте своего малыша.

Другая информация по теме


  • Развитие ребенка в 1 год 3 месяца

  • Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

  • Развитие ребенка в 12 месяцев (1 год)

  • Развитие новорожденного ребенка

  • Развитие ребенка в 6 месяцев
Содержание статьи:

Каждый двухлетний ребёнок развивается индивидуально, не понимая это, родители все же не перестают сравнивать своих детей со сверстниками, они замечают, что ребенок отстает в развитии. И потому часто задаются вопросом - что должен уметь ребенок в 2 года? Порой, напротив, малыш развивается слишком быстро, и сверстники за ним не поспевают. Для того, чтобы знать наверняка, насколько поведение ребенка отличается от нормы, существует целый ряд определенных критериев, в которых определено, что двухлетний ребенок должен знать и уметь.

Ребенку 2 года

Именно в этом возрасте развитие ребенка можно назвать стремительным. За один - два дня он способен научиться чему-то новому, еще за один день - отточить этот навык и владеть им в совершенстве. К примеру, взять ножницы и что-то пытаться ими вырезать, а спустя всего пару дней уже вовсю изобретать волшебный мир фигурок из всего бумажного, что попадется в руки.

Развитие ребенка в 2 года происходит лавинообразно. И на этом этапе важно не переломить любознательность малыша. Он не способен еще сам выбирать игры, он нуждается в постоянном внимании взрослых. Но? вместе обучаясь новому в процессе игры, можно не только весело провести время, но и с пользой для ребенка. Не нужно требовать от ребенка многого - в этом возрасте неудачи воспринимаются настолько остро, что могут в дальнейшем негативно сказаться на развитии. Давая сложные задания своему ребенку, необходимо быть уверенным, что он справится с ними.

Ложечку за маму

Случается так, что кормление малыша в 2 года становится целой драмой. Здесь и кораблики плывут, и за всех родственников дается по ложечке. Но малыш упрямо мотает головой? и кушать никак не желает. Если ребенок в 2 года плохо кушает, необходимо проанализировать и исключить возможные причины этого.

Плохой аппетит может быть вызван перенесенной болезнью, жарой на улице, нарушениями режима дня. Кроме того, необходимо учитывать и предпочтения ребенка. Например, если он не любит капусту, не стоит заставлять его ее есть.

Еще одной проблемой являются перекусы, ведь съеденная между завтраком и обедом конфетка может перебить надолго аппетит. В случае, когда ребенок не хочет есть, не следует заставлять его делать это насильно. Не нужно ругать и упрекать малыша. Попробовав найти причину, следует устранить ее. Если аппетит не вернулся, можно перед едой погулять час на свежем воздухе или поиграть в активные игры. Наконец, стоит внимательнее выбирать порцию и продукты, из которых готовится блюдо.

Возможно, дело в этом - мимо горшка

Часто молодые мамы обеспокоены тем, что малышу уже 2 года, а он до сих пор не ходит на горшок. Педиатры на этот счет высказываются однозначно: до 3 лет малышу можно не ходить на горшок, это не показатель того, что он отстает в развитии. Но часто под гнетом общественного мнения родителям очень хочется приучить ребенка справлять нужду в положенное место.

Для того, чтобы ребенок садился на горшок, сам горшок не должен вызывать плохих ассоциаций. Не стоит забывать, что в этом возрасте малыш остро реагирует на цвета. Можно приобрести музыкальный горшок, каждый такой поход будет сопровождаться любимой песенкой. Если же горшок так и не стал любимым местом малыша, следует попробовать приучить его справлять нужду в унитаз. Для этого нужно установить детский унитаз или же на взрослый наложить специальные накладки. Ребенок прекрасно в этом возрасте понимает, как этот процесс происходит у родителей, поэтому повторить за ними малышу будет любопытно.

Также не стоит ругать ребенка за то, что он в 2 года мочит штанишки. Лучше отказаться от подгузников, чтобы ребенок понимал, что любой такой процесс будет сопровождаться неприятными ощущениями.

Молчание - золото

Бывает такое, что ребенок в 2 года не разговаривает. Причем, под этим понимается разными родителями разные ситуации. Одним кажется, что ребенок совсем не разговаривает, и в этом случае повод для беспокойства есть, другим кажется, что малыш говорит недостаточно много или не достаточно внятно.

Ребенок в 2 года должен не только произносить отдельные слова, но и строить короткие предложения из 2-3 слов. К примеру, пойдем кушать или хочу спать. В случае, если ребенок совсем не разговаривает, следует обратиться к врачу и проверить ему слух. Случается такое, что малыш не слышит или плохо слышит звуки, и оттого не может их воспроизводить.

К вопросам о бабайке

Если ребенок в возрасте 2 лет плохо спит ночью, это доставляет родителям множество неприятностей. Не только пробуждения среди ночи беспокоят мам, но и процесс засыпания. Во многом, это может определяться индивидуальными чертами характера ребенка. Если он беспокойный, эмоциональный, то и процесс засыпания будет протекать сложнее.

Следует проверить пижамку малыша, не мала ли она, вдруг ребенку просто не удобно в ночной одежде. Кроме того, если ребенок перед сном играл в подвижные игры, это также скажется на длительности процедуры засыпания. Эмоциональные потрясения для малыша, много новой информации, важное событие или открытие в жизни - все это может сказаться на ночном сне. Также плохое засыпание может свидетельствовать о том, что ребенок голоден, хочет пить или ему страшно.

Последнее: в случае, если он привык спать с родителями или с включенным светом, и эти обстоятельства изменились.

Наконец, плохой сон малыша может свидетельствовать о том, что у ребенка что-то болит, его что-то беспокоит. Или же беспокоит маму, так как в таком возрасте малыши очень остро чувствуют материнскую тревогу.

Норма развития ребенка в 2 года

Как уже говорилось выше, для того, чтобы грамотно определить отставание или опережение ребенка в развитии своих сверстников, следует учитывать определенные возрастные нормы. То есть понимать, что должен уметь делать ребенок в 2 года. К ним, к нормам, относятся такие показатели, как:

1. Ориентация в пространстве.

2. Малыш в 2 года изучает активно части тела, определяет свойства предметов, к примеру, что котенок мягкий.

3. Распознает основные цвета и формы предметов.

4. Кроме того, он должен владеть счетом до 10.

5. Малыш в двухлетнем возрасте может назвать не только членов семьи и свои любимые игрушки, он знает многие блюда, строит простые предложения.

6. На просьбы взрослых малыш должен выполнять несложные поручения.

7. Речь ребенка в этом возрасте не совершенна, он может менять слова до неузнаваемости, но все же большинство сказанного должно быть понятно взрослым.

Не хочу, и не буду

В двухлетнем возрасте малышу сложно контролировать гнев, направлять агрессию в нужное русло. Случается так, что у ребенка в 2 года постоянные истерики случаются по причинам, не совсем понятным взрослым. Детские истерики зачастую выливаются в упрямство, плохое поведение. В стремлении получить желаемое или избежать чего-либо неприятного, малыши могут громко кричать, плакать, бить руками и ногами и всячески высказывать свое недовольство. Важно понять, насколько обоснованные эти претензии маленького члена семьи к взрослым. Если малыш болен, или ему действительно одиноко, то следует понаблюдать за ним, понять это, и дать как можно больше внимания, окружив любовью и заботой. Если же эти истерики продиктованы исключительно детским эгоизмом, то следует гасить такие капризы в зародыше и не позволять ребенку многое.

Логопедия для 2 летнего ребенка

Развитие речи у ребенка в 2 года также имеет свои нормы и критерии. Как уже говорилось выше, ребенок в этом возрасте должен употреблять не только отдельные слова, но и предложения из 2-3 слов. Например, дай игрушку. Речь ребенка должна быть внятной на 80%.

Психическое развитие ребенка в 2 года

Психическое развитие ребенка в 2 года во многом определяется стилем воспитания. Кто-то позволяет малышу слишком много, жалуясь потом на непрекращающиеся истерики, кто-то излишне много требует, что выливается в апатию и вялость ребенка. Для того, чтобы психическое развитие малыша протекало гармонично, необходимо разговаривать с ребенком на равных, необходимо находить компромиссы. Очень важно понятно и доступно объяснять малышу, почему нельзя делать то или это, вместо того, чтобы просто запретить. Если прислушиваться к ребенку, строить с ним диалог, пресекать его эгоизм и направлять его в нужное русло, то вырастет вполне цельная личность. Нормы развития ребенка в 2 года обуславливаются его характером, привычками, манерой общения со взрослыми. Исходя из этого, учитывая все факторы, можно судить о гармоничном развитии малыша.

Не такой, как все

Случается такое, что родители тщательно проанализировав поведение малыша понимают, что он отстает в развитии. Кроме того, сверстники развиваются значительно быстрее, ребенку сложно поспевать за ними. Задержка развития ребенка в 2 года - явление не редкое. Случается, к примеру, что малыш не желает разговаривать, а затем, переступив определенный возрастной рубеж, слова из него так и льются. Прежде, чем впадать в панику, стоит понять, что ребенок - это человек, его нельзя подогнать под стандарты и нормы, его развитие будет определяться не только внешней средой и количеством потраченных на него часов, но и специфическими индивидуальными особенностями. Противоположностью этому является раннее развитие ребенка, что также может беспокоить родителей. В этом случае, рекомендации такие же, как и при задержке развития: не вгонять ребенка в рамки, но любить его такого, кокой он есть. Лишь в случае серьезных нарушений, следует обратить внимание педиатра на эту проблему. Особенности развития ребенка в этом возрасте таковы, что само развитие происходит не равномерно, лавинообразно. Так что стоит немного подождать, и малыш приятно удивит своими новыми знаниями и навыками.

Программа развития ребенка 2 лет включает в себя всестороннее раннее развитие ребенка. Это и творческое развитие ребенка, нервное развитие, и физические занятия, составленные из роста, веса. Объема головы и грудной клетки. Только врач способен определить отклонения от нормы в развитии малыша. А потому, если что-то сильно беспокоит, не стоит медлить. Любую проблему в этом возрасте можно исправить, главное, начать как можно раньше.

Когда ребенку исполняется 2 года, родители большинства детей вздыхают с облегчением и некоторым огорчением – вчерашний очаровательный бутуз постепенно превращается во вполне самостоятельного, но очень упрямого и уже умеющего выражать свое мнение индивидуума. Зато оценить физическое и психическое развитие детей в этом возрасте становится проще, обычно к 2 годам физическое развитие детей «выравнивается», все малыши умеют ходить, бегать, уверенно обращаются с мелкими предметами и играют в мяч.

А вот нервно-психическое развитие 2-х годовалого ребенка целиком и полностью зависит от того, как и сколько времени тратили родители на занятия с ним в первые годы жизни. В этом возрасте знать, что должен уметь ребенок в 2 года, необходимо всем родителям – это поможет сделать развитие малыша более разносторонним и гармоничным и «подтянуть» те умения и навыки, которые пока оставляют желать лучшего, по сравнению с возрастными нормами.

Физическое развитие ребенка

В 2 года физические показатели мальчиков и девочек уже достаточно сильно отличаются.

  • Девочки в этом возрасте весят от 12 до 14 кг, а их рост составляют 84-90 см.
  • Мальчики в 2 года вырастают до 86-92 см и 13-16 кг соответственно.

К 2 годам дети должны уже уверенно не только ходить, но и бегать , уметь перешагивать через препятствия, ходить по лестнице и поднимать и спускаться по наклонной плоскости. Большинство детей в 2 года очень любят физическую активность, но, в отличие от полуторагодовалых детей, теперь их уже не привлекает просто движение без цели – они стремятся залезть на вертикальную лестницу, покататься на качелях или на горке, поиграть с мячом, покапать лопаткой или побегать друг за другом в «догонялки».

Заметно увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже может перепрыгивать через невысокие препятствия, ходить по брусу и играть в футбол , попадая по мячу ногами.

Особое внимание в 2 года стоит обратить на мелкую моторику ребенка – уже в этом возрасте нужно начинать подготовку малыша к школе, ведь у детей движения руками напрямую связаны не только со зрительной координацией, но и с деятельностью головного мозга. В 2 года дети должны хорошо владеть обеими руками, чаще всего к этому возрасту уже становится ясно, кто ваш ребенок – левша или правша, реже малыш продолжает действовать обеими руками попеременно.

Чтобы развитие ребенка было гармоничным, примерно половину времени, отведенного на занятия, нужно отводить на развитие мелкой моторики. В этом возрасте дети очень любят лепить из пластилина, делать простые аппликации, причем, самостоятельно вырезая крупные фигуры, и рисовать . Не стоит бояться давать малышу в руки ножницы или кисти с красками, если объяснить 2-х летнему ребенку, как правильно с ними обращаться и контролировать во время первых занятий, то совсем скоро он уже сможет сам заниматься творчеством. Многие родители 2-х летних детей делают 2 основные ошибки во время таких занятий:

  • ждут от ребенка слишком многого и дают ему слишком сложные задания или делают все сами – 2-х летний малыш не может еще резать бумагу ровно по линиям и с трудом понимает, зачем вырезать ровные круги и квадраты. Нужно дать ему возможность сначала поиграть с красками, пластилином или ножницами, а только потом, в игровой форме, предложить ему что-то сделать. Для двухлеток считается очень хорошим результатом, если они научатся правильно держать в руке ножницы, делать из пластилина шарики и «колбаски» и раскрашивать крупные картинки;
  • оставляют малыша заниматься всем этим самостоятельно – в 2 года ребенок еще не понимает, что и как он может и должен делать с цветной бумагой, клеем или пластилином. Если родители не будут заниматься вместе с ним, ему скоро надоедят новые игрушки и он отправиться на поиски новых приключений. Чтобы от таких занятий была польза, родителям нужно заранее продумать или посмотреть в интернете программу развивающих занятий, а затем вместе с ребенком, давая ему несложные, последовательные задания, нарисовать простую картинку, сделать несложное панно или аппликацию.

Нервно-психическое развитие ребенка 2 года

В 2 года поведение и повадки малыша сильно меняются – из послушного, только иногда упрямящегося ребенка, он превращается в непоседливого шалуна , который пытается не только отстаивать свою самостоятельность, но и спорить с родителями. К 2 годам дети уже не только понимают и отвечают на вопросы родителей или сообщают о своих желаниях, они учатся выражать свои мысли и даже могут поддерживать беседу с родителями и другими взрослым, рассказывая, как они провели день и что делали.

Период с 2 до 3-х лет психологи называют сенситивным, именно в этом возрасте ребенок не просто учится говорить, а усваивает несколько важнейших составляющих родной речи: умение правильно выстраивать предложения, произносить звуки и слоги и отвечать на вопросы. В этом же возрасте можно начинать в игровой форме обучение ребенка другим языкам, единственное условие – он уже должен хорошо понимать и произносить слова на родном языке. Дети в 2 года очень любят узнавать и запоминать значения новых слов и понятий, и уже через полгода после 2 дня рождения их любимым словом становится: «почему».

Для развития связной речи и обогащения словарного запаса ребенка в 2 года нужно не только постоянно разговаривать с ребенком, но и как можно больше читать ему и рассказывать сказки . Детские психологи давно заметили – телевизор или, тем более, компьютер, категорически не подходят для развития речи ребенка, дети много времени проводящие за просмотром мультфильмов или за планшетом, часто не могут связно выражаться даже в школьном возрасте, у них очень ограничен словарный запас и совсем не развито воображение. Для чтения детям в 2 года лучше всего выбирать яркие, красочные книги с легким и понятным текстом, причем ни просто быстро прочитывать стихи и сказки, а стараться донести до ребенка смысл прочитанного, вовлекая его в обсуждение сказочной истории, заставляя сопереживать или сочувствовать героям. В 2 года дети любят простые русские народные сказки, сказки про животных и несложные стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и так далее.

Игры ребенка в 2 года тоже становятся более сложными и эмоциональными. Дети разыгрывают целые сценки из сказок, любят играть «в домик», готовить и раскладывать еду, «лечить» игрушки, создают целые «автопарки» или домашние «парикмахерские». По-прежнему любимыми игрушками остаются кубики, из которых малыш уже самостоятельно может выстроить башню или дом, различные рамки-вкладыши и другие подобные игрушки. В 2 года для развития малыша рекомендуются приобрести мягкие и крупные паззлы, настольные игры вроде «Найди пару», магнитные игрушки, мозаики, деревянные конструкторы и конструкторы типа «лего».

После достижения 2-х летнего возраста сильно меняется эмоциональное и социальное поведение ребенка. Двухлетки радуют родителей своим интересом к окружающему миру, вопросами обо всем происходящим и умением ладить с окружающими. В этом возрасте дети уже охотно участвуют в общих играх и могут играть вместе с ровесниками на детской площадке или в песочнице. Но, в тоже время, характер малышей на третьем году жизни может сильно «испортится», тяга к самостоятельности и желание отстаивать свою точку зрения по любому вопросу раздражает большинство родителей . И если до 2-х лет упрямство и капризы малыша чаще всего были вызваны усталостью или плохим самочувствием, то после достижения 2 лет, дети таким образом пытаются отстаивать свое мнение и даже манипулировать родителями.

Очень важно не препятствовать тяге ребенка к самостоятельности и дать малышу возможность попробовать сделать самому все, что он захочет. Конечно, в этом возрасте дети еще не могут самостоятельно одеваться или кушать, но нужно давать ребенку время и не торопить его, пока он пытается самостоятельно что-то сделать.

Не менее важно правильное отношение родителей к неудачам и негативным последствиям таких самостоятельных «опытов». Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если у него не получается сделать желаемого или результаты его усилий далеки от идеала, иначе вскоре малыш откажется от попыток что-то сделать самому.

Среди важнейших социальных навыков 2-х летнего ребенка психологи обращают внимание не только на умение малыша общаться со сверстниками и взрослыми, но и на его гигиенические и бытовые навыки . Так как именно умение самостоятельно позаботиться о себе считается важнейшим навыком в этом возрасте. Двухлетний ребенок должен уметь просится на горшок или садится на него самостоятельно, есть жидкую и полужидкую пищу ложкой, пить из чашки, мыть руки и умываться, надевать некоторые вещи и, самое главное, обращаться к взрослым с просьбой дать ему что-то или сделать нужное.

Среди важнейших навыков ребенка в 2 года отмечают:

  • умение самостоятельно ходить, бегать, подниматься-опускаться по лестнице, забираться на стулья и диваны;
  • менять положение тела на ходу и одновременно совершать несколько действий – нести в руках мяч или игрушку на ходу;
  • играть в мяч – бросать и ловить его с небольшого расстояния;
  • просится на горшок и контролировать большую часть времени свои физиологические навыки;
  • есть ложкой и пить из чашки;
  • пытаться умываться и чистить зубы;
  • пытаться одеваться и раздеваться;
  • умение в игре не просто подражать действиям взрослых, но и выстраивать сюжетные линии – покормив куклу, укладывать ее спать и так далее;
  • умение складывать из 2-3-х картинок одну, строить из кубиков дом или забор;
  • умение раскрашивать большие картинки, держать в руке карандаш или ручку и чертить линии;
  • умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять простые поручения;
  • умение на картинках показывать главных героев, отвечать на вопросы, задавать вопросы по сказкам.

Мальчики и девочки в 2 года

По мнению детских психологов после достижения 2-х летнего возраста ребенок твердо осознает свою принадлежность к определенному полу и считает, что накладывает на него определенные «обязанности». Так к двум с половиной годам дети чаще всего знают, что девочки носят платья и что когда они вырастут, то будут как мамы, а вот мальчикам носить юбки нельзя и они больше похожи на пап. Гендерные различия в 2 года проявляются не только в поведении детей – мальчики более агрессивны и самостоятельны, а девочки – спокойнее и более вербально развиты, но и в пристрастии к разным играм и занятиям, а также в отношении с окружающими.

Маленькие девочки в большинстве случаев очень любят, когда на них обращают много внимания и оценивают взрослых именно с позиции их отношения к себе – «эта тетя хорошая, она со мной разговаривала и подарила игрушку», а двухлетних мальчиков больше интересуют умения окружающих и их желание поиграть вместе с ребенком в подвижные игры.

Давайте вместе разберёмся, с какого возраста можно давать ребёнку конфету и как правильно это делать.

Понятие «сладости» включает конфеты, шоколадки, карамель. Сладкое детям до года не рекомендуется давать в пищу, так как иммунная и пищеварительная система малыша ещё не наладили свою работу. Сахар может вызывать брожение в кишечнике, а отсюда проблемы со стулом и высыпания.

Дети, склонные к диатезу, не нуждаются в сладких продуктах до 2 лет. Их введение возможно, но позже и с осторожностью.

Ребёнку до года можно давать сладкое в виде природных сахаров. Это фрукты и лактоза маминого молока. Не следует подслащивать воду и кефир.

Вредные продукты

Курага, финики, изюм – не только продукты, богатые магнием, калием, но и имеющие приятный сладковатый вкус. Они тоже могут выступать в качестве десерта для крохи.

Излишнее употребление сахара до года может спровоцировать:

  • возникновение артериальной гипертонии в старшем возрасте;
  • возникновение ожирения, метаболического синдрома, сахарного диабета;
  • другие эндокринные нарушения.

Психологи утверждают, что раннее приучение малыша к сладкому сродни зависимости. Было проведено исследование, и дети, получавшие часто шоколад в детстве, в старшем возрасте не могут отказать себе в поедании сладких блюд.

Польза и вред мёда для малышей

Мёд – очень сильный аллерген. Детям с выраженной аллергической настроенностью лучше воздержаться от его употребления.

Мёд – это кладезь витаминов и микроэлементов, важных для роста и развития ребёнка. Имеет антисептические и антибактериальные свойства. Также мёд способен повышать иммунорезистентные свойства детского организма.

Раньше бабушки советовали маме для успокоения малыша давать на кончике ложка мёда. В его составе есть сахара, которые обладают энергетическим воздействием на клетки, улучшают межнейронные связи, являются источником позитивных эмоций.

Как мы уже выясняли, детям до года не нужны сладости ни в каком виде. Начинать можно после года с зефира или пастилы, мармелада без сахарной присыпки. Давать лучше после основного блюда, желательно в обед. При появлении аллергических реакций продукт исключается.

После 3 лет ребёнку можно начинать давать сладкое в виде тортов или пирожных. К этому моменту пищеварительная система почти полностью организована и может переработать данные продукты.

Для исключения пищевого отравления обращайте внимание на сроки годности сладких изделий с белковыми кремами.

Родители сами формируют пищевые привычки своих детей. При чрезмерном потреблении сладких блюд может появиться риск развития нарушения обмена веществ, что в дальнейшем приведет к ожирению, сахарному диабету и другим эндокринным заболеваниям.

Старайтесь не поощрять ребёнка конфетой. Лучше лишний раз похвалить его или обнять. Не формируйте у малыша пищевую зависимость к конфетам.

Зубы и сласти

Артемова И. О., врач, детский стоматолог: «Конечно, детство без конфет — не детство. Старайтесь после съеденного сладкого чистить молочные зубки либо полоскать рот. Так можно избежать кариеса молочных зубов».

Сладости детям по Комаровскому : «Это не самая лучшая пища для детей. Особенно она вредна для зубов и аппетита. Конечно, сильно вы не навредите здоровью, если дадите сладкое на десерт после обеда, но между кормлениями такие лакомства лучше избегать. Не держите дома конфеты, не показывайте малышу, что они есть в доме. Старайтесь не ходить с ребёнком по магазинам и не покупать при нем сладкое. Если у ребёнка есть склонность к лишнему весу, то от сладостей лучше вообще отказаться».

Ребёнка очень легко приучить к сладкому, так как это приносит ему удовольствие. Старайтесь хотя бы 1 — 2 раза в неделю дать сладкое на десерт, соблюдая возрастные рамки. При склонности к аллергическим реакциям сладкое необходимо и вовсе исключить из рациона.

С детьми всегда непросто, но иногда даже у самой терпеливой мамы опускаются руки. Что делать, если непослушайке всего 2 года? Можно ли наказывать ребенка в таком возрасте?

Конечно, двухлетние малыши большие непоседы. Им все интересно, они всюду лезут, хватают. Как реагировать? Вроде, еще совсем кроха, ничего не понимает. Ребенок в 2 года шалит не со зла. Но есть много ситуаций, когда потакать шалостям и капризам нельзя. Мое личное мнение, что иногда даже двухлетних детей наказывать нужно.

Родители должны свести к минимуму число ситуаций, когда может понадобиться наказание. Убрать все вещи, предметы, которые нельзя брать малышу. У нас дома это называется «убрать на потолок». Иногда жалеешь, что «на потолке» так мало место. Конечно, все прячется просто на самые высокие полки. Помните, раньше в каждом крестьянском доме вдоль стен под потолком тянулись полки. Семьи-то были многодетные. Так что это неспроста. Народная мудрость.

Если шкаф надежно заперт, возможно не придется наказывать ребенка

Если что-то убирается в невысокие шкафы, дверцы должны быть надежно заперты. Есть специальные наборы фиксаторов для дверок. У нас такие были. Но они плохо держатся. Я нашла для себя простой вариант: заклеивать скотчем. Некоторые кухонные шкафчики можно закрывать на веревочку с карабином.

Фиксаторы для шкафа — липучка отвалилась

Кто в семье главный

Ребенок должен четко понимать, что всем в семье руководят не дети, а родители. Это доступно даже двухлетке. Если пора идти домой с улицы или, наоборот, из дома по дела, я могу просто взять дочку на руки. Она еще не слишком тяжелая для этого. Пусть поорет, ничего страшного. Но я сделаю то, что считаю нужным.

Приведу пример. Мы гуляем. На улице ветер. Ребенок не вполне здоров, я вижу, что сопли уже текут рекой. Пора домой, даже если малышка хочет гулять дальше. Уговоры не всегда помогают. Просто берешь ребенка под мышку и несешь до дома. Да, орет. У Комаровского, хотя я не являюсь его фанатом, есть хорошая фраза: «Стая никогда не идет за детенышем». Закон джунглей.

Как правильно наказывать ребенка в 2 года

Если в год ребенок еще не воспримет наказание, то после двух иногда без этого не обойтись. Правильное наказание – большое искусство. Есть несколько общих принципов, которые подходят для детей любого возраста.

  • наказание должно следовать непосредственно за проступком, чтобы сформировалась причинно-следственная связь;
  • способ наказания должен исходить из сути проступка;
  • наказание не должно быть чрезмерным ни по тяжести, ни по времени;
  • родитель имеет право наказывать только на холодную голову.

Всегда старайтесь объяснить ребенку, почему его наказывают, чтобы больше он так не делал. Объяснить так, чтобы понял в любом возрасте.

Посмотрим, какие способы наказания подходят для ребенка в 2 года :

  1. Наказание – это прямое следствие проступка. Разлил — вытри, раскидал вещи – убери. Ребенок должен исправить последствия своего плохого поступка.
  2. Ребенок лишится чего-то, если это связано с плохим поведение. Для двухлетки это может быть так: пытаешься что-то сломать – у тебя этого не будет, балуешься за тарелкой с едой – тарелку убирают. Бросил печеньку на пол – остался без печеньки. Вылил молоко из стакана – больше не получишь (на время — сегодня, до обеда).
  3. Если ребенок не ест или плохо ест, это тоже иногда выводит из себя. Кашу не ест, а хлеб просит. Выход простой: пусть ест основную еду по режиму завтрак-обед-ужин. Никаких перекусов, хлеба, печенья, пока не поест. Как накормить ребенка, если он плохо ест , читайте
  4. Если карапуз решил устроить истерику – лучшая реакция это отсутствие реакции. Можно даже выйти в другую комнату, пока малыш не успокоится. Истерика всегда работает на публику. Некоторые дети так и говорят: «Я маме пла́чу».
  5. Можно ли ставить в угол ребенка в 2 года? Иногда можно, в случае серьезных проступков, когда шкодит демонстративно. В 2 года в угол ставят не более чем на 2 минуты. Альтернатива углу – сидеть на специальном стуле. Самое важное в этом виде наказания – объяснить двухлетке, почему он наказан, чего ему нельзя делать и почему. Это исключительный вид наказания, которым нельзя злоупотреблять.

Однажды пришлось всерьез поставить малышку в угол. У нас детские вещи лежат в прямом доступе, больше просто негде. Вот, она взяла привычку скидывать всю одежду на пол. Журили, уговаривали не раскидывать, но все было тщетно. Потом папа поставил в угол, провел воспитательную беседу. И проблема решена.

Как нельзя наказывать детей

Можно ли наказывать ребенка физически?

Нельзя бить. Нельзя наказывать ребенка физически, пороть ремнем. В любом возрасте это наказание будет восприниматься как несправедливое. Ребенок может на всю жизнь затаить обиду. А родители будут страдать от чувства вины. Надеюсь, никому в голову не придет пороть ребенка в 2 года.

Некоторые не считают зазорным отшлепать по попе. Тут есть опасность, что родители привыкнут поднимать руку на ребенка. Каждый раз придется бить сильнее. Наказание может просто перейти в битье.

Нельзя кричать на ребенка. Так же, как и порка, это признак бессилия. Дети привыкают к крику, становятся совсем неуправляемые. Когда это будет действительно необходимо, ребенок просто не услышит ваш крик, не воспримет всерьез.

Нельзя отвергать ребенка. Говорить: я не люблю тебя, брошу, отдам дяде. Даже молчаливый бойкот — слишком суровое наказание, как будто ребенок пустое место. Иногда мама действительно может обидеться, какое-то время не разговаривать. Но это не должно продолжаться долго и повторяться часто.

Нельзя наказывать лишением пищи , прогулок. Это естественные потребности организма.

Любое наказание должно быть справедливым и ограниченным по времени. После этого необходимо помириться и от души простить. То есть больше не вспоминать досадный проступок. Самое главное – всегда стремиться сохранить душевный контакт с ребенком, чтобы со временем стать добрыми друзьями.

Может, у вас есть другое мнение, как наказывать ребенка в 2 года? Делитесь с нашими читателями.

Оставьте свой комментарий.