Мвф рекомендует беларуси и дальше повышать пенсионный возраст. В Беларуси снова повысят пенсионный возраст для женщин? Выход на пенсию в беларуси

Пенсионным возрастом юридически называется определяемое государством число лет, прожив которое граждане страны конституционно получают право на регулярные выплаты из бюджета республики, именующимися пенсионными пособиями.

Возрастные пенсии финансируются республиканским бюджетом. Правительство обязывает работодателей, и наёмных подчиненных в течение всей карьеры выплачивать отложения в Фонд соцзащиты. Для наёмных рабочих эта цифра составляет 1% от своего заработка, для руководителей — 28%.

Лидер государства А. Лукашенко в начале апреля 2016 года подписал указ, предусматривающий повышение возрастного порога выхода на пенсию на 6 месяцев ежегодно в период с 01.01.2017 по 01.01.2022 . Из этого следует, что возраст получения пенсионного пособия составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин.

Важно знать, что дата обращения в регулирующее учреждение также определяет дату зачисления на обеспечение государством.


Таблица выхода на персию в РБ, женщины

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1962
01.07 — 31.12.2017
55,5
01.07 — 31.12.1962
01.07 — 31.12.2018
56
01.01 — 30.06.1963
01.07 — 31.12.2019
56,5
01.07 — 31.12.1963
01.07 — 31.12.2020
57
01.01 — 30.06.1964
01.07 — 31.12.2021
57,5
01.07 — 31.12.1964 и младше
01.07 — 31.12.2022
58

Таблица выхода на персию в РБ, мужчины

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1957
01.07 — 31.12.2017
50,5
01.07 — 31.12.1957
01.07 — 31.12.2018
61
01.01 — 30.06.1958
01.07 — 31.12.2019
61,5
01.07 — 31.12.1958
01.07 — 31.12.2020
62
01.01 — 30.06.1959
01.07 — 31.12.2021
62,5
01.07 — 31.12.1959 и младше
01.07 — 31.12.2022
63

Когда пора на пенсию?

Рождённые в:

  • первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
  • второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
  • первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
  • второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
  • первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
  • второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.

Пенсионный возраст в мире

Помимо РБ в ближайшей перспективе планируют повышение пенсионного порога такие государства, как:

  • Российская Федерация, где дискутируется повышение возраста для обоих полов до 65 лет;
  • Казахстан, в чьих планах уравнять возраст для женщин с мужским (63 года) с 2018 года;
  • Соединённые Штаты Америки, где порог может повысится с 65 до 69 лет;
  • Эстония, в которой в 2026 году возраст составит 65 лет для всех.

Причиной инициирования реформ для стран бывшего Советского Союза считается демографический кризис 1990-х годов, повлёкший за собой снижение рождаемости.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в

На основании указа 137 от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» в течение ближайших шести лет (а именно, с 2017 по 2022 годы) будет приводиться в действие пенсионная реформа. Ежегодно с первого января 2017 г. минимальный возраст для оформления будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года - для мужского. Кроме того, в соответствии с указом 534 от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный , необходимый для оформления пенсии по возрасту (сейчас он составляет 15 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).

Причины увеличения пенсионного возраста в Беларуси в 2017

Еще от Советского Союза Беларуси «досталась» , которая не менялась на протяжении десятков лет. Однако социально-демографические условия сегодня существенно изменились: достаточно большое количество выходящих на пенсию граждан находятся еще в трудоспособном состоянии (как в плане здоровья, так и в плане профессиональной пригодности), в то время как рождаемость заметно снижается, что приводит к сокращению количества работающего населения.На начало 2016 года в Республике Беларусь насчитывалось более 2 миллионов 350 тысяч пенсионеров, начало 2017 года - более 2,5 миллионов и их количество возрастает с каждым годом, увеличивая нагрузку на . Сохранив прежнюю систему, вероятнее всего, в ближайшее время пришлось бы увеличивать пенсионные отчисления с работающих граждан (сейчас 1 % уплачивает сотрудник и 28 % - работодатель) и/или уменьшать размер самих пенсий. Так, к 2030-му году расходы на пенсионное обеспечение выросли бы примерно на 20 процентов по отношению к 2015-му. В связи с этим и был подписан вышеупомянутый указ, приведение в действие которого позволит сохранить пенсионные расходы на нынешнем уровне, по крайней мере, в течение ближайших 5-8 лет.

Изменение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 году

Напряжение пенсионной системы с каждым годом растет. По данным на январь 2017 года пенсионные расходы в Беларуси составляют около 9% ВВП. В стране насчитывается 2619,3 тысячи пенсионеров, из которых 665,8 тысячи человек продолжают работать. С февраля текущего года изменился бюджет прожиточного минимума, соответственно расходы на выплату минимальных трудовых и социальных пенсий также выросли. С целью уменьшить напряжение пенсионной системы, в стране начато поэтапное повышение пенсионного возраста.

Для снижения пенсионной нагрузки на государство во всем мире в последнее время постепенно увеличивают минимальный возраст для выхода на заслуженный отдых. Увеличение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 произойдет впервые с момента становления суверенной республики и позволит приблизиться к среднемировым показателям. А именно, в большинстве стран в настоящее время установлен на отметках 60-65 лет, причем зачастую он одинаковый для представителей обоих полов. В нашей же стране до 2016 года включительно мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины - 55.Ввиду последних новостей мужчины, родившиеся с 1-го января по 30-е июня 1957, и женщины - того же периода 1962 года первыми испытают на себе изменения пенсионной системы. По старым нормам они должны были уйти на заслуженный отдых в 60 и 55 лет, соответственно, а именно в первой половине 2017 года. Однако, так как 1 января 2017 пенсионный возраст увеличится на шесть месяцев, граждане, попадающие в эти временные рамки, должны будут проработать еще полгода и оформить пенсию уже во второй половине 2017, а точнее, по достижении 60,5 лет для мужчин и 55,5 - для женщин.

Таблица пенсионного возраста в РБ с 2018

Ежегодно реформа, связанная с изменением пенсионного возраста, непосредственно затронет около 100 тысяч жителей Беларуси, половина из которых выйдет на пенсию позже на полгода, вторая половина - на год. Для пояснения принятых изменений и детального описания случая каждой категории граждан, которым предстоит на себе испытать переходный период применения реформы, была составлена следующая :

Дата рождения

Возраст выхода на пенсию

Анна Рыбчинская / FINANCE.TUT.BY
6 сентября 2019, 11:57

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Женщины в Беларуси по-прежнему уходят на пенсию на пять лет раньше мужчин. И хотя власти не первый год рассматривают возможность сократить эту разбежку или и вовсе отказаться от нее, но на конкретные шаги пока не решаются. При этом во многих странах, в том числе и у наших соседей - Украины и Литвы, решили уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин. FINANCE.TUT.BY выяснял, можно ли (и нужно ли) увеличить возраст выхода на заслуженный отдых для женщин в Беларуси и как этот вопрос решали соседние страны.

«Труд стал не таким тяжелым, рождаемость и связанная с этим нагрузка на женщин снизились»

Идея пусть и не уравнять, но хотя бы сблизить женский пенсионный возраст с мужским появилась еще в 2016 году, когда в правительстве обсуждали, как именно в стране будут повышать пенсионный возраст. Один из трех возможных сценариев предполагал увеличение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, а для мужчин - до 63. То есть разрыв сократился бы с пяти лет до трех.

- Здесь за основу бралось прежде всего то, что сегодня средняя продолжительность жизни женщин составляет 78,4 года, а получение пенсии - более 20 лет после выхода на пенсию, - говорила Марианна Щеткина , которая в то время была министром труда и соцзащиты. - Но возникает вопрос: можем ли мы сегодня скинуть со счетов социальный аспект, нагрузку на женщин? Должна ли быть разница между выходом на пенсию у мужчин и женщин? Какова нагрузка на женщин в домашнем хозяйстве? Достигли ли мы сегодня того уровня гендерного равенства?

В итоге президент выбрал самый щадящий вариант повышения - на три года для женщин и мужчин. Так что прежний пятилетний разрыв сохранился. В нынешнем году мужчины выходят на пенсию в 61,5 года, женщины - в 56,5. В 2022 году, когда закончится нынешняя пенсионная реформа, возраст выхода на заслуженный отдых составит 63 года и 58 лет соответственно.

Но чиновники и эксперты говорят о том, что наиболее вероятный шаг после окончания нынешнего повышения пенсионного возраста - это еще одно повышение, но теперь уже только для женщин. В прошлом году такой вариант обсуждали в Совете Республики. А в январе 2019-го министр труда Ирина Костевич , говоря об уравнивании пенсионного возраста для мужчин и женщин, не исключила, что «может быть, мы придем к этому».


Наконец, уравнять пенсионный возраст для мужчин и женщин предлагали эксперты МВФ. Причем не просто уравнять, но и повысить до 65 для обоих полов.

- Эта пятилетняя разница в пенсионном возрасте была заложена еще в советские времена, когда труд был в основном тяжелым, физическим, а женщины вдобавок много рожали. Все это приводило к тому, что женский организм быстрее изнашивался, и государство обеспечивало социальную защищенность женщин исходя из этих предпосылок, - объясняет заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина . - Сейчас ситуация кардинально изменилась. Труд стал не таким тяжелым, рождаемость и связанная с этим нагрузка на женщин снизились. Вдобавок во многих странах, в том числе в Беларуси, женщины в среднем живут дольше, чем мужчины.

Эксперт обращает внимание на то, что из-за того, что женщины живут дольше, а на пенсию выходят раньше, на Фонд соцзащиты ложится дополнительная нагрузка.

- Фонд должен обеспечивать социальную поддержку в виде пенсий и вдобавок продолжать выплачивать другие пособия, например детские. Если сохранить ситуацию, которая складывается у нас сейчас, то Фонд соцзащиты может перейти в состояние хронического дефицита (пока он в профиците), а бесконечно брать деньги из бюджета на его поддержку мы тоже не можем, - поясняет Анастасия Лузгина.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Мирон Климович, TUT.BY


Заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Анастасия Боброва говорит, что женщины на пенсии живут в среднем на 10 лет дольше мужчин.

- По данным за 2018 год, мужчинам, которым исполнилось 63 года, в среднем предстоит прожить еще 14 лет, женщинам в том же возрасте - 20. Если посмотреть на возраст 58 лет, то мужчинам предвещают еще 17 лет, женщинам на 7 лет больше - 24 года. Получается, что женщины на пенсии живут на 10 лет дольше мужчин, - приводит цифры Анастасия Боброва. - Поэтому даже если женщины будут выходить на пенсию в возрасте 60−64 года, то они еще, грубо говоря, успеют пожить. С учетом этих обстоятельств можно говорить о том, что женский пенсионный возраст можно поднять до мужского, в то время как для мужчин этого потенциала для повышения почти нет. Так что повышение пенсионного возраста для женщин могло бы решить сразу две проблемы: во-первых, удалось бы уменьшить расходы на пенсии, во-вторых, на рынке труда осталось бы больше человек.

Анастасия Лузгина обращает внимание еще на одну проблему более раннего пенсионного возраста для женщин - необходимость отработать нужный для пенсии стаж за более короткий срок, чем мужчинам.

- Родив ребенка, женщина уходит в декрет на три года, что тоже выбивает ее из трудовой деятельности. С учетом того, что у нас существует минимальный страховой стаж, необходимый для получения пенсии, женщинам может быть сложно отработать необходимое количество лет, особенно если детей несколько, - поясняет Анастасия Лузгина. - Кроме того, сейчас все больше женщин сами хотят работать дольше и не выходить на пенсию так рано. При этом организации зачастую не продлевают контракты с людьми, достигшими пенсионного возраста, даже если они здоровы физически и могли бы работать дальше. В результате человеку приходится отправиться на пенсию или устроиться на новую работу, которая, скорее всего, будет ниже прежней по статусу и уровню дохода.

Анастасия Боброва предлагает учесть какие-то нюансы: например, сократить пенсионный возраст для женщин, у которых есть 3−4 ребенка.

- Но и здесь могут быть неоднозначные ситуации, - рассуждает Анастасия Боброва. - Например, если в декретный отпуск уходил мужчина, а не женщина, будет ли для него сокращен возраст выхода на пенсию? Об этом тоже нужно задуматься с учетом тенденции к разделению семейных обязанностей. Также пожилые женщины часто занимаются воспитанием внуков. Но и возраст рождения первого ребенка тоже увеличивается, соответственно, женщины становятся бабушками позже, это может произойти как раз к 60 годам. Но нам нужно так выстраивать социальную политику, чтобы женщины, выходя на пенсию, занимались внуками, только если они сами этого хотят.


А как решают вопрос с разбежкой в пенсионном возрасте мужчин и женщин в других странах?

Во многих странах пенсионный возраст мужчин и женщин сравнялся уже давно. Например, в Германии, США, Бельгии, Дании он составляет 65 лет, в Греции и Исландии - 67. Некоторые из тех стран, в которых разрыв до сих пор сохранялся, его убирают или минимизируют. Так, в Великобритании пенсионный возраст для женщин в прошлом году окончательно дорос с прежних 60 до мужских 65, а в Израиле его планируют поднять с 62 до 65 (мужчины там выходят на пенсию в 67).

Литовский опыт: «У нас больше нет дискуссии по поводу повышения пенсионного возраста»

Еще одна соседка Беларуси, которая уже давно отказалась от пятилетней разницы в пенсионном возрасте между мужчинами и женщинами, - это Литва. В нынешнем году мужчины там выходят на пенсию в 63 года и 10 месяцев, женщины - в 62 года и 8 месяцев. Через семь лет все будут становиться пенсионерами в 65.

- В Литве по этому поводу уже нет дискуссии, потому что первая реформа, связанная с повышением пенсионного возраста, прошла у нас очень давно, в 1995 году, - говорит профессор Вильнюсского университета, экономист Ромас Лазутка . - Уже в тот момент было решено, что разница между пенсионным возрастом мужчин и женщин будет сокращаться. Пенсионный возраст для женщин увеличился с 55 до 60 лет, для мужчин - с 60 до 62,5 лет. В 2011 году решили продолжать увеличение с таким расчетом, чтобы к 2026 году и женщины, и мужчины выходили на пенсию в 65. Разумеется, эти повышения никогда не были одномоментными. Каждый год пенсионный возраст мог повышаться на два-четыре месяца. Наиболее болезненно эти изменения восприняли те, кому предстояло выходить на пенсию в ближайшее время. Но таких людей было не очень много, и поэтому какого-то большого сопротивления реформе не было.

По словам Ромаса Лазутки, к сближению, а потом и уравниванию пенсионного возраста для женщин и мужчин литовцы в целом отнеслись с пониманием.

- Раньше во многих странах пенсионный возраст для женщин был более низким, потому что в индустриальном обществе люди в основном работали там, где была нужна физическая сила. Соответственно, в пожилом возрасте женщинам становилось тяжелее работать, особенно с учетом того, что до этого они рожали и воспитывали детей. Но теперь аргументов в пользу того, чтобы женщины раньше выходили на пенсию, не осталось, - объясняет Ромас Лазутка.

При этом эксперт подчеркивает: ограничиваться уравниванием пенсионного возраста для мужчин и женщин нельзя, потому что «социальная политика должна идти в комплексе».

- Зачастую неоплачиваемый труд в семьях больше ложится на плечи женщины просто потому, что так принято. Эта ситуация постепенно меняется, но недостаточно быстро. Нужно прикладывать усилия к тому, чтобы способствовать этим изменениям, в том числе с помощью законов. Например, в Европарламенте уже готово решение о том, чтобы часть отпуска по уходу за ребенком брали на себя отцы и у них не было права передать эту часть отпуска матери. В некоторых странах такая практика уже действует. Таким образом время, затраченное на воспитание ребенка, делится поровну, и женщинам становится проще достигать карьерных вершин и работать равное время с мужчинами, - говорит Ромас Лазутка.

По его мнению, очень важно, чтобы не было дискриминации на рынке труда, связанной с возрастом и полом.

- У некоторых работодателей до сих пор есть предрассудки, что женщины в 50 лет больше не могут выполнять какие-то профессиональные действия, но это, честно говоря, просто ерунда. Современные женщины, которые не занимаются тяжелым физическим трудом, распределяют обязанности по дому, ведут здоровый образ жизни, в 50 лет и старше ничем не хуже молодых. Государство также должно совершенствовать систему здравоохранения, пропагандировать здоровый образ жизни, предоставлять людям возможности для переобучения и повышения квалификации. Если заниматься всем комплексом социальной политики одновременно, общество получит от этого только плюсы. Люди не будут сопротивляться повышению пенсионного возраста, потому что у них будет достаточно здоровья и возможностей для того, чтобы зарабатывать и тратить деньги, более качественно отдыхать и больше откладывать на то время, когда они уже объективно не смогут работать.

Украинский опыт: «Если бы повысили пенсионный возраст для мужчин, он бы перекрывал их среднюю продолжительность жизни»

Среди стран, которые повышают пенсионный возраст для женщин, оказалась и Украина. Там этот процесс начался еще в 2011 году. Каждый год женский пенсионный возраст прибавляет по полгода, чтобы в результате к 2021 году вырасти c 55 до мужских 60. В текущем году пенсионный возраст для украинок - 59 лет.

- Предпосылки именно к такому решению были очень простыми: средняя продолжительность жизни женщин в Украине значительно выше, чем мужчин, - говорит Владимир Дубровский , старший экономист CASE Украина. - Мужчины по достижении пенсионного возраста живут меньше 10 лет, женщины - порядка 18 лет даже сейчас, уже после повышения. А на тот момент эта разница была еще больше. Говорилось даже, что у женщин в Украине самая большая средняя продолжительность жизни на пенсии в мире. Понятно, что эта диспропорция несправедлива и не отвечает логике существующей у нас солидарной пенсионной системы (система, при которой взносы работающих людей идут на выплату пенсий пенсионерам. - Прим. ред.).


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY


По словам эксперта, в Украине тоже рассматривали разные сценарии повышения пенсионного возраста. Были и те, которые включали в себя повышение не только для женщин, но и для мужчин. Но они «вызывали большое сопротивление общества».

- На тот момент средняя продолжительность жизни мужчин составляла 62 года. То есть, если бы мы повысили пенсионный возраст для мужчин, он перекрывал бы среднюю продолжительность жизни. Идея унифицировать пенсионный возраст мужчин и женщин не вызывала такого большого сопротивления, поэтому в итоге решили остановиться на ней. К тому же это обсуждалось уже очень давно, с начала 2000-х, - поясняет Владимир Дубровский. - В целом повышение пенсионного возраста - это нормальное явление. Наше поколение, особенно если говорить о городских жителях, намного лучше следит за здоровьем, намного более работоспособно, чем были наши родители в том же возрасте. Мне сейчас 57, и мои одноклассницы совершенно не выглядят как пенсионерки. Они ведут активный образ жизни, работают, у них дети-внуки.

Но принципиальных проблем солидарной пенсионной системы повышение возраста выхода на заслуженный отдых для женщин не решило, убежден Владимир Дубровский.

- В странах с такой демографией, как Украина или Беларусь, она (солидарная пенсионная системы. - Прим.авт.) в принципе не может существовать. На мой взгляд, такая пенсионная система изначально была авантюрой, своего рода финансовой пирамидой. Но любая пирамида рано или поздно рушится, и мы живем как раз в то время, когда это происходит, причем во всем мире. В результате все попытки сбалансировать пенсионный фонд приводят к тому, что участие в пенсионной системе становится все менее выгодным. По нашим подсчетам, женщины получают из нее порядка 75% вложенного, мужчины - только половину. То есть на выходе люди получают меньше денег, чем внесли. Поэтому как ни повышай пенсионный возраст, пенсия в солидарной системе все равно будет становиться все менее и менее выгодной.

Почему не получится ограничиться только повышением пенсионного возраста?

А в Норвегии сложилась и вовсе парадоксальная ситуация. Пенсионный возраст там сейчас составляет 66 лет, но при этом на пенсию можно уходить начиная с 62, получая при этом меньшую пенсию. Статистика показывает, что примерно половина норвежских мужчин предпочитает уйти на пенсию раньше, в то время как среди женщин этот показатель - только 20%. Получается, когда есть возможность выбора, далеко не факт, что дольше захотят и смогут работать именно мужчины.

Экономист Ромас Лазутка говорит, что гибкий пенсионный возраст - это та идея, которая смогла бы примирить все стороны в этом вопросе.

- Сейчас в экономических кругах все больше говорят о введении гибкого пенсионного возраста. Работы бывают очень разные: на некоторых объективно тяжело работать после 60, а на других, в первую очередь связанных с умственным трудом, можно работать гораздо дольше. К тому же различаются не только работы, но и сами люди. Кто-то с возрастом чаще болеет, кто-то, наоборот, остается здоровым. Все это приводит нас к тому, что идея жесткого пенсионного возраста, одинакового для всех жителей страны, больше неактуальна, - считает Ромас Лазутка. - С учетом этих обстоятельств было бы логичнее, если бы люди сами могли выбирать, когда им выходить на пенсию, скажем, в промежутке между 60 и 70 годами. Конечно, если человек раньше выходит на пенсию, то и пенсия у него должна быть меньше, чем у того, кто работает дольше. Но такой механизм можно назвать более справедливым, потому что люди разные и способности у них тоже разные.

Анастасия Лузгина напоминает, что ограничить пенсионную реформу одним лишь повышением пенсионного возраста в любом случае не получится.

- Повышение пенсионного возраста - это техническая мера, которая частично облегчает ситуацию в определенный промежуток времени, - говорит Анастасия Лузгина. - Она влечет за собой количественные изменения - сокращение числа пенсионеров. Но эффект от этого будет временным, и бесконечно повышать пенсионный возраст мы не можем, здесь есть свой потолок. С учетом того, что продолжительность жизни растет, мы можем говорить о повышении пенсионного возраста для всех до 63 лет или даже 65 лет, но не более. Здесь также нужно учитывать состояние здоровья людей. В некоторых странах выходят на пенсию позже, но там и продолжительность жизни выше. Это означает, что для оптимизации пенсионной системы с учетом старения населения и низкой рождаемости необходимо задумываться не только о количественных, но и о качественных изменениях. То есть постепенно вводить в пенсионную систему накопительный элемент, лучше которого пока ничего не придумали.

По словам Анастасии Лузгиной, введение накопительной системы поможет не только снизить нагрузку на Фонд соцзащиты, но и повысить уровень жизни самих пенсионеров.

- Сейчас, если человек хорошо зарабатывал, после выхода на пенсию он может значительно потерять в доходе, даже несмотря на то, что пенсия у него будет повышенная, - объясняет эксперт. - Каких-то способов увеличить доход, кроме как снова начать работать, у него нет. Если бы в нашей пенсионной системе существовал накопительный элемент, уровень дохода конкретного человека на пенсии зависел бы от того, сколько он лично успел накопить.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Сергей Балай, TUT.BY


Анастасия Лузгина отмечает, что во многих странах одновременно существуют как государственная пенсия, так и персональные накопления.

- Последние могут формироваться и в частных, и в государственных пенсионных фондах, но иметь прямую зависимость от размера заработка конкретного человека. Дело в том, что ни одно государство не может обеспечить всем пенсионерам высокий уровень жизни в условиях работы только распределительной пенсионной системы, потому что средства ограничены. Государство может гарантировать некий средний уровень жизни для всех. Работа накопительных механизмов позволяет повысить данный усредненный уровень за счет персонифицированных накоплений. В Беларуси этот вопрос уже назрел, и начинать создавать такие структуры нужно сейчас, потому что сам процесс таких серьезных институциональных изменений займет не один год.

Решение белорусских властей о повышении пенсионного возраста на 3 года назвали в свое время «политически приемлемым». Очевидно, что новая рекомендация экспертов МВФ о повышении трудовой активности до 65 лет не вписывается в рамки этого определения. Пойдет ли на такой шаг белорусское руководство?

Эксперты, к которым обратилась «БГ», единодушны во мнении, что в ближайшие годы повышения пенсионного возраста ждать не стоит. Однако в недалекой перспективе белорусские власти вынуждены будут вернуться к вопросу пенсионной реформы.

«Заключение МВФ по поводу пенсий, скорее, наблюдательное, – считает Евгений Прейгерман , директор по исследованиям ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб». – Они смотрят на состояние государственных финансов. И ни для кого не секрет, что это состояние далеко от хорошего. Пенсионные выплаты – один из слабых моментов системы. Но пока я не слышал, чтобы вопрос о дальнейшей реформе пенсионной системы стоял как краеугольное требование МВФ».

Миссия МВФ начала 21 сентября в Минске очередной раунд переговоров о программе реформ и кредите для Беларуси. Среди вопросов, которые стояли на повестке дня, были и дальнейшие пенсионные реформы. Фонд рекомендовал белорусским властям продолжить их, чтобы устранить пенсионный разрыв после 2022 года. Среди мер, предлагаемых экспертами, – постепенное повышение порога выхода на заслуженный отдых до 65 лет, причем как для мужчин, так и для женщин.

На учете в органах по труду, занятости и соцзащите состоят 2 605,6 тыс. пенсионеров, из них 82% – получатели пенсий по возрасту.

Напомним, Беларусь уже сделала шаг по реформированию пенсионной системы. Указом от 11 апреля 2016 года №137 предусматривается с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами – 58 лет. Предпринятые действия решили проблему, но не полностью. Отчисления работодателей и взносы работников приблизительно соответствуют пенсионным выплатам, дают эксперты МВФ оценку нынешнему состоянию белорусской пенсионной системы. Среди прочего помогло недавнее увеличение минимального стажа работы для назначения пенсии по старости с 5 до 20 лет.

Сложность в том, что выбранный вариант повышения пенсионного возраста исчерпает себя к концу 2022 года. Эксперты Фонда прогнозируют, что в последующем бюджет пенсионной системы будет ежегодно снижаться приблизительно на 0,15% ВВП. Сейчас на выплату пенсий Беларусь тратит примерно 10% от ВВП.

МВФ предлагает комплекс мер, в числе которых:

– постепенное увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 65 лет и последующую его привязку к средней продолжительности жизни;

– переиндексацию пенсионных пособий с учетом инфляции, а не темпа роста заработной платы в долгосрочной перспективе (при сохранении определенного смешанного варианта для минимальных пенсий);

– дальнейшее ограничение практики досрочного выхода на пенсию;

– меры по стимулированию спроса на работников старшей возрастной группы.

Сегодня ждать повышения пенсионного возраста до 65 лет не стоит, считает Лев Марголин , экономист, заместитель председателя Объединенной гражданской партии. «Это действие, растянутое во времени, – отмечает он. – Никто не мешает Лукашенко, если он надеется дожить до этого времени, подождать шесть лет, пока мы дойдем до 63-х. И плавно, не останавливаясь, провозгласить, что будем и до 65 поднимать».

По мнению эксперта, белорусские власти понимают, что повышение возраста выхода на заслуженный отдых до 58 – 63 лет не спасет пенсионный фонд. Он напомнил, что когда реформа обсуждалась, Александр Лукашенко говорил, что рассматривали три варианта. «Остановились на промежуточном , – уточнил Лев Марголин. – Я считаю, что сейчас никто на повышение не пойдет, потому что это не принесет экономических выгод и вызовет негативную реакцию в обществе. Но когда на практике будет достигнут возраст 58 – 63 года, станет вопрос, что надо поднимать и дальше».

Рекомендация МВФ о стабилизации пенсионной системы не в приоритетах, считает экономист, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук . «МВФ оценивал все элементы: монетарную политику, фискальную, национальную, госуправление , – рассказал он. – Написали, в том числе, и про это. Они похвалили белорусские власти за повышение пенсионного возраста» .

Эксперты «БГ» считают, что данная рекомендация не относится к разряду срочных и необходимых, без которых Беларуси не дадут кредит. «Это далеко не основная претензия со стороны Международного валютного фонда, – поделился Лев Марголин. – Если что-то и станет препятствием, то это вещи, которые более серьезно влияют на общую ситуацию в экономике. Это вопрос государственного сектора, что с ним делать – приватизировать, структурировать, вопросы директивного кредитования и тому подобные. Не хочу сказать, что они более серьезные, но более масштабные и дорогостоящие».

В Беларуси на начало 2016 года на 1 000 пожилых мужчин приходилась 1 841 пожилая женщина.

«МВФ говорит про управление государственными активами, про необходимость снижения инфляции, про независимость Национального банка», – обозначил ключевые направления необходимых реформ Ярослав Романчук.

В этой ситуации пенсионный вопрос едва ли будет главным при рассмотрении возможностей финансово-кредитного сотрудничества Беларуси и МВФ. К нему, вероятно, вернутся через несколько лет. И тогда пенсионный возраст, возможно, будет повышен.

Пенсионный возраст в Белоруссии будет повышен на три года — до 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Указ об этом президент Александр намерен подписать на этой неделе.

Повышать возрастную планку будут поэтапно, ежегодно добавляя по полгода. «Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это шесть месяцев», — утверждают в Белоруссии.

Стартует реформа с 1 января 2017 года. Выбран «мягкий вариант» реформирования пенсионной системы, заверяет вице-премьер Белоруссии .

Ранее власти вынесли на обсуждение три варианта реформы.

По первому варианту женщины могли бы выходить на пенсию в 60 лет, мужчины — в 65. Это самый жесткий, но и самый экономически оправданный вариант реформы, считают в правительстве Белоруссии.

Второй вариант предполагал выход женщин на пенсию в 60 лет, мужчин — в 63 года. По третьему варианту женщин предполагалось отправлять на заслуженный отдых в 58 лет, мужчин — в 63 года. При этом варианте в расчет брали нагрузку на женщин по ведению домашнего хозяйства.

Выбранный вариант повышения оставляет властям пространство для маневра. Если потребуется в связи с неблагоприятной демографической ситуацией задрать возрастную планку еще выше, то власти это сделают. Тем более что переход к увеличенному рабочему стажу будет не очень болезненным, заверяют в минтруда и соцзащиты. Уже сегодня около 68% женщин, уходя на пенсию, в первые годы остаются работать. У мужчин этот процент несколько меньше, подсчитали в министерстве. Всего в Белоруссии около 25% пенсионеров продолжают работать после выхода на пенсию.

Дыра на триллион

Кроме того, Качанова заявила, что повышение пенсионного возраста не спровоцирует рост дефицита рабочих мест — «все просчитано». Правительство обещает ежегодно создавать 50 тыс. рабочих мест для несостоявшихся пенсионеров.

В качестве альтернативы повышения пенсионного возраста Белоруссии предлагало снижение размеров пенсии. Но такой вариант не устроил президента Лукашенко. «А где вы видели, чтобы пенсии уменьшали? Нельзя обижать людей», — заявлял Лукашенко в одном из недавних интервью.

Он признал, что пенсионная реформа — мера вынужденная. Денег на содержание пенсионеров не хватает. Соотношение между численностью работников и численностью пенсионеров ухудшается.

Сейчас, по данным минтруда и соцзащиты, на 100 работающих в Белоруссии приходится 61 пенсионер, в 2020 году это соотношение будет 100 к 66, в 2030 году, если ничего не предпринимать, будет 78 пенсионеров на 100 работающих.

Нагрузка на пенсионный фонд растет, дыра в бюджете пенсионного фонда к марту текущего года составила 1 трлн белорусских рублей. По данным экспертов ООН, в 2016-2020 годах дефицит бюджета пенсионного фонда будет увеличиваться и составит 1,7% ВВП.

В Белоруссии до сих пор, с советских времен, действует распределительная пенсионная система, при которой работающие отчисляют средства на содержание пенсионеров. Но теперь «твердое большинство населения» согласны с повышением пенсионного возраста и готовы к реформам, утверждает Лукашенко.

«Я очень доволен, что люди со мной согласились... То есть то, что мы должны решить сегодня, не должны решать наши дети и терпеть потом из-за нашей нерешительности», — говорил ранее Лукашенко.

России придется повысить пенсионный возраст

Пенсионный возраст на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин на постсоветском пространстве сохранился только в Белоруссии, Узбекистане и России.

Российские власти также считают, что повышение пенсионного возраста неизбежно. Но объявлять о реформе целесообразнее после выборов в , намеченных на 18 сентября. «Думаю, разумно объявлять об этом в электорально спокойный период, например в конце 2016 года. А расчеты необходимо завершить уже сейчас», — заявил на прошлой неделе глава .

Как и в Белоруссии, российские власти опасаются, что значительная часть населения не поддержит идею повышения пенсионного возраста, что негативно отразится на итогах голосования для партии власти.

Улюкаев считает логичным повысить возраст выхода на пенсию и мужчин, и женщин до 63 лет, добавляя ежегодно по полгода. Если будет утвержден такой вариант, то на реформу потребуется 16 лет для женщин и 6 лет для мужчин. Еще один вариант — оставить разрыв в пять лет и поднять возрастную планку до 60 и 65 лет соответственно.

Открытым остается и вопрос о дате проведения пенсионной реформы в России. В марте 2018 года россиянам предстоит проголосовать за нового президента. Очевидно, что она начнется не ранее чем через два года. В ноябре 2015 года министр финансов РФ сообщил, что победителю следующих президентских выборов придется так или иначе решать проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. Либо повышать налоги, либо сокращать расходы на социалку, образование и здравоохранение.

Нынешний президент Владимир последовательно возражает против повышения пенсионного возраста. Но в последнее время дает понять, что реформа неизбежна. В ходе большой пресс-конференции в декабре 2015 года он заявил, что «когда-то это придется сделать», чтобы не обрушить пенсионную систему. «Но когда это нужно будет сделать, пока я не хотел бы говорить об этом публично, потому что даже и ответа у нас пока нет, но такая чисто экономическая проблема стоит», — отметил Путин.

Расходы в 2016 году предусматриваются в 7,7 трлн руб. (9,8% к объему ВВП). Трансферт из госбюджета Пенсионному фонду на покрытие его дефицита составит около 3 трлн руб. (примерно 19% всех расходов федерального бюджета).

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в этом году — 13,1 тыс. руб.

Источник «Газеты. Ru» в правительстве отмечает, что решение о повышении пенсионного возраста поддерживают практически все ключевые участники этого процесса. В том числе экспертное сообщество. Экс-министр финансов, глава и председатель совета директоров считает, что без повышения пенсионного возраста размер трансферта будет только возрастать. По его оценке, повышение пенсионного возраста до 63 лет уже на третий год даст дополнительно 500 млрд руб.

Определиться со сроками и параметрами пенсионной реформы правительство должно до 2018 года, это записано в «Основных направлениях деятельности» кабинета министров.