Тиснение на коже в домашних условиях. Как сделать тиснение на коже в домашних условиях: мастер класс по созданию сочетания тисненных орнаментов и надписей

Иногда холодное тиснение (блинт) выглядит на готовом изделии гораздо интереснее золота. Как мы это делаем?

Тиснение делается по готовой «заготовке» (пардон за тавтологию), т.к. если тиснить по крою, то при наклеивании неизбежно выползет некая деформация кожи, рисунок исказится.

Проклеенная деталь (в данном случае — корешок книги) обильно увлажняется (смачивается кожа с лицевой стороны).

ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Без увлажнения тиснение выглядит «недоделанным» — смазанные края и т.п. Затем по месту накладывается штамп и зажимается в обжимной пресс. ВНИМАТЕЛЬНО!!! Зачастую штамп зажимается неравномерно (с небольшим перекосом). Это хорошо видно по положению плит пресса. Такую ситуацию надо сразу исправлять, иначе тиснение будет выглядеть неодинаковым по отношению к краям штампа (на фото с распятием хорошо видно, что левый край перетиснут, а правый — был недостаточно зажат. На первом фото тиснение равномерное, видимое различие — результат некачественного фото). Во избежание подобных эксцессов внимательно следите, чтобы штамп находился ТОЧНО под штоком пресса. Иногда может потребоваться корректировка при помощи кусочков картона, дабы выровнять плиту пресса.

За пару часов тиснение приобретает конечный вид, кожу можно вынимать из пресса. В качестве клише можно использовать совершенно, казалось бы, неподходящие вещи — мы использовали пряжки от сумок, фигуры, вырезанные из картона и т.п. На фото — использование цинковых клише советских времен.

Цинковые клише

Да! Результат напрямую зависит от качества кожи. Одно и то же клише на разных кожах дает разный результат, так что тут — только эмпирический путь… Данная кожа «разглаживается» под штампом, т.е. текстура кожи под штампом и вне его сильно отличается. Какие-то кожи темнеют под штампом (даже под холодным) и т.п. Обязательно используйте пробники перед окончательным тиснением!

В данной статье мы расскажем об истории появления и основах технологии тиснения, опишем различные методы получения рельефных изображений на поверхности натуральной кожи, приведем описание необходимых для выполнения этой операции инструментов, а также постараемся дать несколько ценных рекомендаций, которые могут оказаться полезными на различных стадиях изготовления и декорирования ваших авторских изделий.

Что представляет собой тиснение по коже

Несмотря на то, что обработка шкур животных и выделка натуральной кожи являются древнейшими из ныне известных ремесел, термин «тиснение», как и сама технология, появились спустя несколько тысячелетий после того, как люди уверенно освоили различные методы заготовки шкур и стали широко использовать их в быту. Пожалуй, наиболее древним из ныне сохранившихся свидетельств применения данной технологии можно считать ископаемую глиняную посуду, на которой первые представители гончарного ремесла ставили свое клеймо при помощи нехитрых штампов. Большая часть такой посуды датируется периодом 4 500 - 4 400 лет до н.э., однако в отдельных регионах нашей планеты были найдены фрагменты примитивной глиняной посуды, которой древние люди пользовались еще за 10 000 лет до н.э.

В дальнейшем технология тиснения получила закономерное развитие и начала применяться более широко, в частности, для набивки различных орнаментов на ткань: мастер сначала вырезал определенный узор на деревянном клише, покрывал его красителями, а затем под давлением переносил изображение на ткань. Впоследствии, уже в позднем средневековье, метод переноса изображения с покрытого красителем клише на бумагу вместе с развитием искусства тонкой обработки металлов заложили основы технологии производства гравюр, и, как следствие, стали родоначальниками массового книгопечатания.

Переходя непосредственно к тиснению по коже, для начала постараемся дать максимально емкое и содержательное определение данной технологии: тиснение, или штампование – это частичная или полная обработка поверхности натуральной кожи при помощи давления, оказываемого различными специализированными инструментами с применением техники резьбы, либо без нее. Тиснение может проводиться в условиях промышленного производства для придания правильной фактуры полулицевой и корректированной коже, создания имитации текстуры кожи экзотических животных, либо наноситься на кожу вручную при помощи различных штампов, оттисков и клише. Именно таким способом в домашних студиях и мелкосерийных мастерских на поверхность изделий из натуральной кожи наносятся различные рельефные узоры, рисунки, логотипы и надписи.

В художественном плане ручное тиснение по коже дает мастеру практически неограниченную творческую свободу и обеспечивает бесконечное разнообразие вариантов эксклюзивного оформления изделий благодаря тому, что нужные штампы и клише можно приобрести в специализированных магазинах, заказать у опытных мастеров, либо изготовить самостоятельно. Поскольку ручное тиснение по коже является достаточно кропотливым, трудоемким и ответственным процессом, то для выработки навыка и получения стабильного результата вам придется запастись терпением, качественным инструментом, а также кожей определенной выделки, предназначенной специально для тиснения или хорошо подходящей для этой технологической операции.

Инструменты для тиснения по коже

Приведем перечень инструментов, являющихся необходимым и в большинстве случаев достаточным набором для выполнения тиснения по коже:

Наборы различных штампов, оттисков и клише – приобретаются в специализированных магазинах, изготавливаются самостоятельно или на заказ;

Поворотный нож со сменными насадками различных размеров и форм – инструмент для вырезания изображений на поверхности кожи. Используется при более продвинутых способах тиснения с применением техники резьбы по коже;

Удобный молоток, который не повреждает штампы и имеет минимальную отдачу при нанесении удара – такими качествами обладают специальные нейлоновые молотки, широко применяемые в кожевенном деле;

Пластиковые или деревянные стилусы для выдавливания контуров изображений на поверхности кожи;

Колесные маркеры для разметки кожи и проведения рельефных линий на обрабатываемой поверхности;

Наборы надфилей с различными профилями для изготовления, доводки и корректировки штампов;

Ровное деревянное основание, которое будет служить подложкой для обрабатываемой кожи при выполнении тиснения;

Мягкая губка для смачивания кожи с целью ее размягчения непосредственно перед началом тиснения;

Полезные мелочи, к которым можно отнести всевозможные трафареты с изображениями растений, животных, этническими орнаментами и популярной символикой.

Натуральная кожа для тиснения

Вам также необходимо запастись и некоторым количеством кожи растительного дубления – особой разновидности натуральной кожи, предназначенной специально для тиснения, штампования и резьбы. Благодаря специфической технологии выделки приданный такой коже художественный рельеф со временем не расправится, не сгладится и не утратит живости.

По большому счету, тиснение можно наносить практически на любую натуральную кожу, однако далеко не каждый вид кожи и метод штампования способны обеспечить устойчивость рельефа в течение достаточно продолжительного времени. Например, неглубокое или незакрепленное тиснение, нанесенное на кожу хромового дубления, со временем может «поплыть».

Если вы не обладаете достаточным опытом, то в процессе обучения данной технике вы сами экспериментальным путем сможете понять, какая кожа подходит для ваших производственных нужд лучше других. Однако для экономии времени и сил мы все же рекомендуем вам прислушиваться к советам опытных мастеров по выбору натуральной кожи, способной обеспечить высокое качество и долговечность тиснения.

Методы тиснения кожи

Все виды, методы и способы тиснения натуральной кожи можно разделить на две основные категории – холодное и горячее. Такое разделение продиктовано не только разницей в рабочей температуре штампов, но и отличиями в получаемых результатах.

Холодное тиснение обычно применяется в случаях, когда на гладкую кожу необходимо нанести несложный узор, надпись или простое клеймо. Для холодного тиснения подходят кожи толщиной от 0.8 до 1.2мм. Впрочем, толщина материала при данном способе не имеет решающего значения, поскольку определяющей является индивидуальная способность кожи держать полученный рельеф без дополнительной термической обработки.

Отделка горячим тиснением основана на способности кожи принимать и сохранять устойчивый оттиск после надавливания на нее металлическим штампом, разогретым до температуры 60-140°C. При выполнении горячего тиснения в домашних условиях оптимальная степень нагрева штампа обычно определяется экспериментальным путем для каждого отдельного типа кожи. При этом наиболее точные замеры температуры рабочей поверхности штампа удобнее всего производить при помощи специального бесконтактного термометра – пирометра. Для горячего тиснения подходит кожа толщиной от 1.2-1.4мм.

В технологическом плане нанесение рельефных изображений на поверхность натуральной кожи можно разделить на четыре вида:

Слепое (блинтовое) тиснение – применяется в случаях, когда на коже необходимо получить оттиск с гладкой структурой. Выполняется следующим образом: на ровном участке кожи перпендикулярно поверхности располагается штамп, а затем по нему наносится удар молотком. Если в качестве штампа используется наборное клише, то все составные детали изображения должны находиться в одной плоскости. При слепом тиснении глубина и четкость полученного оттиска напрямую зависят от силы давления на штамп, т.е. от силы удара по штампу. Данный вид тиснения бывает холодным или горячим, но не слишком высокотемпературным, так как существует риск перегрева и порчи кожи;

Тиснение фольгой – суть метода заключается в размещении между штампом и поверхностью кожи тонкой металлической фольги, смазанной клеящим составом на основе воска. Под давлением штампа фольга пропечатывается в образованный рельеф и затем схватывается с кожей. Глубина рельефа при тиснении фольгой обычно меньше, чем при слепом тиснении, однако данный метод позволяет получать сложные многоцветные изображения и осуществляется исключительно горячим способом;

Конгревное тиснение – нанесение на поверхность кожи рельефных изображений методом прессования с применением металлической фольги или без нее. При такой технологии кожа располагается между пуансоном и матрицей (клише для конгрева), а затем прессуется. Для конгревного тиснения подходит только тонкая пластичная натуральная кожа, а клише производятся исключительно из металла. Конгревное тиснение проводится как горячим, так и холодным способом;

Текстурирование – данный метод тиснения применяется на одном из этапов выделки кожи для придания нужной фактуры ее поверхности. Чаще всего текстурирование используется для обработки лицевой поверхности корректированной кожи после ее шлифования, а также для создания имитация фактуры кожи экзотических животных на поверхности кожи КРС . Суть такой технологической операции заключается все в том же прессовании, однако при этом клише выдавливает однородный неглубокий узор не на относительно маленьком участке, а на всей поверхности куска кожи.

Выполнение слепого тиснения по коже

Для примера пошагово рассмотрим процесс холодного слепого тиснения по коже, поскольку данный способ является наиболее доступным для понимания и повторения. В самом простом случае выполнение такого тиснения состоит из следующих этапов:

1. В первую очередь необходимо выбрать и подготовить кусок натуральной кожи подходящего размера и толщины. Для выполнения качественного тиснения лучше всего подходит кожа растительного, синтанного или хромтаннидного дубления.

2. Выбирается или изготавливается штамп с рельефным оттиском клейма, логотипа, надписи или изображения в масштабе 1:1. Если изображение или надпись не являются обратимыми, т.е. в зеркальном отображении выглядят задом наперед, то изображение и/или надпись на штампе должны быть отображены зеркально относительно вертикальной оси, проходящей по краю оригинального изображения и/или надписи. В случае обратимых изображений и надписей, симметричных относительно проходящей по их центру вертикальной оси, оттиск на штампе изготавливается и переносится как есть.

3. При использовании кожи растительного дубления вся поверхность куска (а не только место будущего тиснения) тщательно смачивается чистой теплой водой при помощи губки. Важно равномерно увлажнить всю поверхность кожи во избежание водных подтеков после ее высыхания. Для того, чтобы кожа размягчилась и стала пригодной для тиснения, обычно требуется не менее получаса, однако этот временной промежуток может варьироваться для кожи различной выделки и толщины. Также крайне важно не размачивать кожу сверх меры, иначе вместо аккуратного рельефного оттиска вы получите нечто бесформенное и крайне неэстетичное. Объем воды должен быть таким, чтобы она все еще продолжало впитываться, но кожа при этом уже не успевала подсыхать. Как только появятся первые признаки того, что кожа прекратила активное поглощение воды, процесс увлажнения необходимо остановить.

4. Штамп и молоток располагаются в удобном месте для оперативного доступа, кожа размещается на ровной твердой поверхности, а под кожу подкладывается подложка из дерева или плотной резины.

5. Когда кожа начнет постепенно возвращать свой оригинальный цвет и станет прохладной на ощупь, то она готова к тиснению. Признаком готовности кожи также является ее подсохший лицевой слой. Начиная с этого момента кожа в достаточной степени размягчилась, а в ее внутренних волокнах осталось оптимальное количество влаги для начала процесса штампования.

6. Штамп ставится строго перпендикулярно поверхности кожи и надежно фиксируется, а затем по нему наносится точный одиночный удар молотком. Необходимо помнить о том, что в данном случае глубина и четкость получаемого оттиска напрямую зависят от силы и точности удара по штампу, а также от степени мягкости кожи. Как правило, мягкие разновидности кожи поддаются тиснению на нужную глубину с первого удара. Более жесткие или плотные виды кожи могут подвергаться тиснению в несколько проходов. Однако вне зависимости от толщины и плотности кожи в результате мы должны получить четкий рельефный оттиск равномерной глубины по всей площади изображения.

7. После того, как желаемый оттиск получен, кожа протирается и сушится в естественных условиях до полного высыхания.

В качестве дополнительного, но совсем не обязательного завершающего штриха готовое рельефное изображение можно "оживить" при помощи красителей, подходящих к выбранному типу кожи. В таком случае после окончательного высыхания красителя полученный рисунок закрепляется специальными составами-фиксаторами, а затем тщательно полируется при помощи мягкой ткани или шерстяного войлока.

Также стоит упомянуть о том, что для нанесения выпуклых изображений на лицевую поверхность тонкой кожи ее тиснение следует проводить с бахтармяной стороны, однако процесс получения таких изображений сопряжен с определенными нюансами: во-первых, штамп с изображением нужно всегда готовить в прямом, а не зеркальном отображении, а во-вторых, после выполнения тиснения полученный рельеф следует смазать клеем ПВА с изнаночной стороны и при необходимости подклеить под него подложку из куска кожи. Однако, если вы хотите получить по-настоящему качественный и долговечный выпуклый оттиск на поверхности кожи, то следует использовать не ручное, а конгревное тиснение на прессе.

Где найти больше материалов по тиснению кожи?

Даже если у вас не получается овладеть искусством тиснения по коже настолько профессионально и быстро, насколько вам бы хотелось, то постарайтесь не отчаиваться и ни в коем случае не останавливаться на достигнутом. После того, как вы набьете руку и станете достаточно опытным в этом непростом и кропотливом деле, вы не только получите желание и возможность «оживить» собственную одежду, обувь и аксессуары, но и всегда сможете изготовить штучные эксклюзивные вещи на заказ, а также порадовать своих близких по-настоящему оригинальными персонифицированными подарками.

Тиснение на коже является одним из популярнейших на сегодняшний день видов рукоделия. Выполнение может проходить при использовании различных способов, а украсить можно практически каждую вещь, например сумку, портмоне, записную книгу, ремень и многие другие изделия. Оттиснутые модели всегда будут иметь презентабельный внешний вид, так как с течением времени не стираются под давлением окружающей среды.

Существующие виды тиснения

Среди существующих способов работы с материалом тиснение на коже выделяет несколько видов:

  • Слепое тиснение. В этом случае все детали располагаются в одном месте, и качественность желаемого узора зависит непосредственно от оказываемой силы давления. Для получения более гладкого узора рекомендуется применять пленку.
  • Тиснение с использованием фольги. Этот материал служит прослойкой между штампом и поверхностью кожи. При добавлении специального состава узор может стать разноцветным.
  • Конгревное тиснение, работающее за счет ударов молотком при высокой температуре, от 100 градусов. В результате мастер получит выпуклый оттиск с рельефом, «смотрящим наружу».

Самостоятельная работа с тиснением

Для индивидуальной работы, позволяющей делать тиснение на коже в домашних условиях, понадобится некоторое количество специальных инструментов, а именно: штампы, или, как их еще называют, пуансоны, резак, молоток, мягкая кисточка, фольга.
Перед началом творческого процесса изготавливаются штампы. Для этого приобретается стальной или алюминиевый стержень и вытачивается желаемый узор. Главным условием становится вырезание выбранных букв или цифр в зеркальном отображении. При наличии зубчатых колесиков от старых механических часов может получиться накатка, способная дать различные линии.

Как сделать тиснение на коже? Если мастер предполагает рабочий процесс без использования краски, то необходимо подготовить штамп с подготовленным изображением и нагреть его при помощи открытого огня. Пуансон разогревается примерно до 140 градусов. Температуру легче всего подбирать следующим образом: нагретый пуансон опробуется на пробном оттиске.

После того как штамп хорошо разогрелся, можно начинать делать тиснение на коже своими руками. Для этого пуансон крепко прижимается к коже, а сверху должен последовать удар заранее подготовленного молотка. В случае образования неглубокого рельефа необходимо нагреть штамп еще раз, но немного дольше по времени, главное, чтобы материал не подпаливался в процессе работы. При нахождении оптимального температурного градуса можно приступать к нанесению желаемого рисунка на рабочую поверхность.

Использование в работе фольги

Тиснение на коже в домашних условиях может также включать в себя использование специализированной разноцветной фольги. При ее отсутствии хорошей заменой станет тоненькая фольга от конфет или же чайных упаковок. Перед началом действий мастер должен найти жестяную банку, в которой ему придется расплавить воск или парафин. Совет: чтобы материал не застывал сразу по факту приготовления, в него можно добавить небольшое количество скипидара, а затем тщательно перемешать всю массу.

Подготовленной заранее мягкой кистью на фольгу нужно нанести тонкий слой массы из воска. Затем она откладывается на 3-4 часа для полного высыхания. В это время мастер готовит краски, желательно акварельные, и смешивает их с яичным белком и порошком для зубов и десен. Этот состав по итогу покрывает фольгу.

Далее схема схожа с постоянно действующей. Штамп разогревается на огне, а на поверхность кожи кладется фольга. Ее красочный слой должен лежать лицом вниз. Сверху на отрез фольги кладется пуансон. Таким образом, под давлением краска перенесется на рельеф и окрасит кожу.

Работа с оставшимися отрезками кожи

Иногда тиснение на коже предполагает наличие оставшихся мелких обрезков. Их также можно пустить в новое дело. Например, при их помощи можно создать шедевр из мозаичного узора, который мастер приклеит к готовому изделию. Однако не стоит полагаться лишь на собственное чувство вкуса и интуицию. Тиснение на коже как процесс не допускает ошибок и неточностей. Рекомендуется перед началом работы на бумаге составить предполагаемый эскиз, желательно в натуральную длину и ширину.

Выкладывай работы и технологии. Мы тебе не конкуренты, можешь смело делиться.

В этом деле вообще нет конкурентов. Все делятся и помогают друг другу. Потому что понимают что в современном мире все проще и дешевле заказать в Китае, а индивидуальное производство не выгодно. Двадцать лет назад у нас в гильдии было в 2 или 3 раза больше людей. Сердце болит когда видишь что средний возраст мастеров где-то 50-60. Старики умирают, а смены нет. Я один из самых молодых.

Евгений -расскажите как готовить кожу перед работой. Обычной водой смачивается или есть специальные составы защищающие от лишней влаги и удержания продавленного рисунка.

И красители и лаки на какой основе. Подробнее о них.

Как готовить кожу перед работой:

Кожа смачивается обычной водой, специально готовить ничего не надо. Есть специальные составы для смачивания, но я не видел чтобы ими кто-то пользовался. Секрет правильного смачивания в том, чтобы влаги было не слишком много или слишком мало. Если кожа слишком влажная, штамп будет отскакивать как от резины, и рисунок не будет таким четким. Если влаги недостаточно, то волокна кожи будут по-прежнему прижаты друг к другу, и штамп не сможет уплотнить их там где нужно.

Самый простой способ определить "готовность" кожи для работы: когда кожа впитывает воду, она темнеет. Нужно подождать несколько минут пока ее цвет начнет возвращаться к исходному.

Мастера советуют смачивать кожу не губкой, а окунанием в воду, или даже замачиванием. После этого ее кладут на 12-24 часа в холодильник. Потом вынимают и ждут когда ее цвет начнет возвращаться. Во время работы накрывают стеклом ту часть рисунка который уже смочен, но над ним в данный момент не работают - чтобы его влажность не изменялась. Однако это уже высший пилотаж, я так никогда не делал.

Про красители :

Красители бывают 3х видов: краски, морилки (dye) и старители (antique - честно не знаю как этот тип красителя правильно называется на русском).

Краски остаются на поверхности, морилки впитываются между волокон кожи. Соответственно морилки более устойчивы к механическим повреждениям поверхности, их используют там где кожа будет касаться - ремни, седла. Так как краски остаются на поверхности, их можно стереть или повредить. Плюсы красок в том, что они намного более яркие чем морилки и краской можно закрыть другую краску. Теоретически, несколькими слоями белой краски можно закрыть черную. С морилкой так не получится, там всегда нужно начинать со светлой и (если нужно) продолжать более темной.

Морилки между собой отличаются цветом и основой. Цвета бывают синий, зеленый, красный, желтый, но их оттенки не выпускают и если нужно получить оттенки, морилки можно смешивать между собой.

Небольшое отступление про смешивание красок и морилок .

При смешивании необходимо учитывать какие цвета дополняют друг друга, а какие противоположны. Например если смешать синий и желтый, то будет зеленый. А если синий и оранжевый, то будет грязь непонятно коричневого цвета.

Традиционно используют морилки коричневых оттенков, и именно этих оттенков продается большое количество.

Основа морилок.

Они бывают на водной, спиртовой и масляной основе.

Водные : не ядовиты, можно пользоваться детям, не нужно проветривание, легко изменять их концентрацию добавлением воды из крана, хорошо смешиваются на коже потому что не так быстро высыхают. Минус: они не такие яркие как спиртовые и масляные.

Спиртовые : более яркие чем водные. Минус: быстро высыхают, во время покраски предыдуший мазок не всегда хочет смешиваться с новым. На видео вверху я пользуюсь спиртовой морилкой.

Масляные : самые дорогие. Их главный плюс в том, что все другие морилки делают кожу более жесткой. Только морилки на масляной основе не изменяют жесткость кожи.

Этот ремень покрашен морилкой на водной основе:

Основа красок.

Краски бывают на водной или акриловой основе. Водные краски выпускают специально для кожи. Они более тусклые и мне лично не нравятся. Акриловые краски можно использовать любые, на них не должно быть написано что они сделаны специально для кожи. Естественно, чем выше качество краски, тем лучше она будет себя вести во время покраски, и потом, когда высохнет. Я пользуюсь красками фирмы Liquitex, они дорогие (купил на распродаже! :)) но того стоят. Этот рисунок покрашен акриловой краской:

Плоский лист с рисунком:

Лист согнут в трубу:

старители (antique) - это краска на водной основе которая "не прилипает". Ей покрывают весь рисунок, а потом вытирают влажной тряпкой или бумажным полотенцем. После этого краска остается только в углублениях и подчеркивает контуры рисунка.

Защитные слои

Когда рисунок вырезан и выдавлен, и Вы на 90% довольны работой (даже если другие не видят, там все равно есть ошибки и проблемы которые видны Вам....) кожу покрывают защитным слоем чтобы она не впитывала воду, не портилась, не гнила. Защитные слои бывают нескольких типов.

Историческая защита кожи это масло или воск . Воск остается на поверхности, масло проникает вглубь. Минусы обоих - их нужно периодически обновлять.

Акриловые защитные слои - хорошо защищают, хорошо держатся на коже. Бывают блестящие и матовые.

Также есть много современных продуктов на основе масла или жиров

Нужно добавить что краски и защитные слои обычно используются только на лицевой (grain) стороне кожи. Чтобы защитить внутреннюю сторону (suede), склеивают и/или сшивают два куска кожи внутренней стороной друг к другу.

Изменено 29 октября 2013 пользователем maker2013

Горячее тиснение, которое выполняется на коже – это один из видов художественного изменения фактуры различных поверхностей под давлением клише с определенным орнаментом или надписью. Такое тиснение чаще всего используют на коже, бумаге, картоне, текстиле. Температурный уровень у каждого материала свой, для того, чтобы получить отличный результат, необходимо сделать несколько температурных проб тиснения. После воздействия разогретого до нужной температуры клише на поверхности изделия отпечатается рисунок, орнамент или надпись.

Горячий способ тиснения позволяет оформить кожаные вещи, аксессуары или обувь, придав им неповторимый и дорогой вид. Тиснение же на кожаной поверхности золотом или серебром превращает самый простой, обыденный аксессуар в поистине роскошный.

Для того, чтобы выполнить горячее тиснение в домашних условиях, необязательно иметь специальный станок или плиты, достаточно знать, какие материалы и приспособления для этого нужны. Подробнее в нашем мастер классе на примере обыкновенной металлической пуговицы.

Изучаем основные разновидности горячего тиснения на коже

Слепое или блинтованное горячее тиснение получают на коже с использованием нагретых плоских штампов, иногда такое тиснение выполняется и без нагревания. Оттиски отличаются гладкостью поверхности, которая чаще всего изменяет цвет.

При использовании конгревного горячего тиснения получаются многоуровневый рисунок с выпукло-вогнутым рельефом, который получается в результате сжатия кожи или кожезаменителя между разогретыми штампом и котнр-штампом. Обычно такое тиснение выполняется в специальных прессах или тигельных печатных машинах. Технология конгревного тиснения не подразумевает использование краски или фольги.

Если в тиснении используются золотистая, серебряная или разноцветная фольга, то значит это конгревное тиснение фольгой. Кроме того, понятия «фольгирование» и «тиснение фольгой» не обозначают одно и то же, это разные техники горячего тиснения, хотя в них очень много схожего. Для тиснения фольгой изготавливается один штамп, с помощью которого создаются идентичные оттиски в множественном количестве. В случае, если требуется несколько различных оттисков в одном экземпляре используется фольгирование. Такое тиснение позволяет с успехом распечатать скромные по размерам тиражи свадебных приглашений, открыток или визиток в небольших салонах печати, не имеющих для этого специального оборудования. Достаточно быстрый и надежный способ.

Как сделать горячее тиснение своими руками в домашних условиях

Предлагаем вашему вниманию небольшой мастер класс на тему, как сделать горячий оттиск своими руками с использованием фольги.

Для работы понадобится:

  • Достаточно жесткая ровная поверхность, например, деревянная доска подходящего размера
  • Термическая фольга для тиснения
  • Металлическая пуговица

Для красивого орнамента или надписи на коже/кожзаме потребуется приобрести либо заказать клише, но для первого раза, чтобы понять, что такое тиснение и как его сделать, можно использовать обыкновенную металлическую пуговицу. На применение как раз такой пуговицы и будет описана последовательность мастер класса.

Кожа или кожаный заменитель укладывается на жесткую, ровную поверхность. На поверхность кожи накладывается небольшой кусочек термической фольги, размером с будущий рисунок или орнамент, в нашем случае это квадратик 2х2 см по размеру пуговицы

Разогретый до 200 градусов Цельсия утюг ставится уголком на фольгу и прижимает ее к коже около минуты. После того, как фольга хорошо прогрелась, с ее поверхности убирается утюг.

Сразу после удаления утюга с кожаной поверхности на нее укладывается и с усилием вдавливается металлическая пуговка-штамп примерно минуту-другую. После того, как кожа остыла, можно убирать пуговицу.

Как видите, тиснение фольгой при помощи утюга в домашних условиях очень просто в исполнении. Первый раз-другой для получения в дальнейшем идеальных результатов попробуйте сделать оттиск на ненужном кусочке кожи. Обязательным условием качественного отпечатка является достаточное по времени удержание разогретого до нужной температуры утюга и вдавливание клише в поверхность материала. В случае же недостаточного удержания того или другого рисунок на кожаной поверхности получится с неровными краями и непрезентабельным видом, а удаление фольги станет проблематичным. Кстати, о фольге. Она должна быть обязательно термической для тиснения, иначе вы получите весьма плачевный результат с мутными следами на изделии, которые невозможно будет удалить. Фольгу можно заменить специальной защитной пленкой для тиснения, которая многослойна и поэтому, ее можно использовать многократно.

Этот оттиск выполнен с использованием клише и защитной пленкой для тиснения.

Видео по теме статьи

Предлагаем вашему вниманию несколько видео роликов, которые расскажут и покажут, как сделать фольгирование утюгом в домашних условиях, как создаются клише и как сделать горячее тиснение собственноручно.