Гомозиготные близнецы. Близнецы разнояйцевые и однояйцевые: различия. Как происходит зачатие близняшек

Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется этот несколько неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.

Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое обнаруживается среди гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утверждение о том, что их психологическая общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать влияние среды на психическое и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие его наследственности.

Сравнительное изучение роли наследственности и среды и их влияния на психологию и поведение человека обычно проводится одним из следующих способов:

1. Систематическое варьирование условий обучения и воспитания, разностороннее изучение детей, выросших в разных социальных культурах, регионах и семьях.

2. Сравнительное изучение психологии и поведения гомозиготных и гетерозиготных близнецовых пар.

Много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий детей в нашей стране было уделено в исследованиях, проведенных Б.М.Тепловым и его учениками. Первые из этих исследований были направлены в основном на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. В этих исследованиях экспериментально проверялась гипотеза о том, что одним из наследуемых, генетически обусловленных факторов является тип нервной системы человека, который в свою очередь зависит от сочетания ее основных свойств.

Под свойствами нервной системы понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются прирожденными. К числу таких свойств относятся:

1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки.

2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.

3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.

4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека (ВД.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова- Небылицына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы 1 . 1 (Русаков В.М. Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // Психологический журнал. - 1988. -Т. 1. - № 2.)

Она включает:

1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.

2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных подкорковых структур и т.п.).

3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

На основе проведенных исследований, касающихся связи свойств нервной системы человека с решением задач (мышлением), В.М.Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими факторами.

Таким образом, свойства нервной системы не предопределяют психические качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способностей. Вместе с тем, как писал Б.М.Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие» 2 . 2(Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их определение // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. - С. 25.)

Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в поиске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого типа нервной системы пути и метода обучения детей с данным типом нервной системы.

Развивая в этом плане идеи Б.М.Теплова, В.Д.Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.

Обратимся теперь к непосредственному анализу некоторых фактов, свидетельствующих за и против генотипической обусловленности индивидуальных различий в познавательных процессах и интеллектуальных особенностях детей, т.е. в их задатках.

В результатах исследований, которые были направлены на выявление наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью обнаруживается, в других - нет. Однако «типичный результат, получаемый у близнецов по тестам интеллекта, заключается в том, что монозиготные оказываются внутрипарно более похожими, чем дизиготные» 1 . "(Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. -С. ПО.)

Вместе с тем влияние среды на психологию монозиготных близнецов также очевидно и с возрастом увеличивается, в то время как воздействие генотипических факторов, напротив, уменьшается.

Таких психологических свойств, которые с уверенностью можно было бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипи-ческую предпосылку, находится, например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру электроэнцефалограммы.

Однако - и это очень важный факт - ни одно из известных свойств нервной системы не является исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него самого в определенной степени оказывает влияние среда. И.В.Равич-Щербо пишет: «Чем выше в деятельности роль специфически человеческой, речевой произвольной саморегуляции, тем меньшую роль играют факторы генотипа, и наоборот, чем она ниже, тем отчетливее индивидуальные особенности этой деятельности определяются наследственностью» 1 . "(Там же).

Приведенные данные позволяют сделать вполне определенный вывод об отсутствии выраженной биологической и о наличии отчетливой социальной обусловленности задатков, в данном случае основных свойств нервной системы человека, но не снимают другой важный вопрос и предполагают его специальное обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленности межполовых психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека. Так ли это на самом деле и что по данному поводу может сказать современная наука?

Анализ данных, полученных во многих экспериментальных сравнительно-психологических исследованиях, показывает, что общие суждения типа «Девочки лучше владеют речью, чем мальчики», «Мальчики более склонны к математике, чем девочки», «У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят их в абстрактном мышлении», «Девочки более пассивны и более чувствительны к одобрению их поведения со стороны, чем мальчики», «Мальчики более-агрессивны и более независимы в своем поведении, чем девочки» не вполне соответствуют действительности. Между детьми мужского и женского пола никаких существенных различий по уровню общего интеллектуального развития не обнаруживается.

Вместе с тем небольшие различия возрастного характера в проявлении частных способностей между ними все же имеются. Данные, полученные в некоторых исследованиях, показывают, что в возрасте между 10 и 11 годами у девочек действительно имеется чуть больший словарный запас, чем у мальчиков, и они лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют языком. В этом же возрасте мальчики превосходят их в других отношениях, например в способностях к пространственной ориентации, в чтении чертежей, географических карт, в геометрических способностях. После 13-летнего возраста математические способности у мальчиков развиваются несколько быстрее, чем у девочек, однако не настолько, чтобы позднее привести к значимым межполовым различиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что небольшие усредненные межполовые различия в названных способностях обычно гораздо меньше тех межиндивидуальных различий, которые существуют внутри одного и того же пола.

Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на ранних стадиях онтогенеза проявляются заметно только в связи с одной чертой - внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-трехлетнего возраста. Однако это, скорее, является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием биологических факторов.

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не подтверждается и в отношении межполовых различий. Они, как мы выяснили раньше, напрямую зависят от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на Земле культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства являются совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении мужчин и женщин, а не их различия.

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи и других способностей, включаюших владение речью.

Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда будто бы формируют у них психологические особенности, характерные для людей противоположного пола, т.е. ведут к маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Такое предположение подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности, традиционно свойственные людям противоположного пола, способствуют формированию и развитию черт, связанных с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально обусловленные черты, а не те, которые можно было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых экспериментальных условиях, дают основание для вывода о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше тех, которые имеются между людьми разного пола.

За всю историю эволюции ученые выявили в природе два вида близнецов: монозиготные (однояйцевые) и дизиготные близнецы (разнояйцовые).

Монозиготные близнецы – это последствие многоплодной беременности, которая возникла из-за оплодотворения одной яйцеклетки и развития в ней двух или более плодов. Частота распространенности монозиготной двойни довольно низкая, а вот дизиготные (двуяйцовые) близнецы встречаются чаще.

Возникновение монозиготной двойни ученые связывают с оплодотворением яйцеклетки, у которой имелось два или более ядра. Каждое ядро соединено с ядерным веществом сперматозоида, из-за чего начинают образовываться зачатки зародышей. Во время развития плодного яйца в самом начале идет закладывание хориона, амниона и потом уже формирование самого зародыша. Поэтому особенности плацентации в процессе формирования монозиготных близнецов зависят от этапа развития плодного яйца, на котором происходит его деление.

Особенности явления

Еще с древних времен, когда людям еще были чужды тонкости генетики и анатомии, рождение двух совершенно идентичных друг другу людей приравнивалось к чему-то сверхъестественному. Им могли приписать как божественные, так и дьявольские свойства.

Например, у американских индейцев существовало поверье, что один из таких близнецов – это порождение зла, а другой - добра. Поэтому "злого" близнеца всегда вскоре ожидало изгнание из племени.

Наши славянские предки считали, что близнецы обладают единой душой. Поэтому одному близнецу никогда не позволяли присутствовать на свадебной или похоронной церемонии другого. Также в славянской и индийской культуре люди верили, что рождение близнецов - это некий природный каприз. И поэтому в народе считалось, что такие дети могли "договариваться" с самой природой.

Но если взглянуть на это явление сегодня, с точки зрения науки, то на самом деле у монозиготной двойни заложен одинаковый генотип, в результате чего у них удивительная схожесть друг с другом и они всегда одного пола. Именно по этим причинам их и называют идентичными. Нужно отметить, что сходства таких детей не только портретные. Конечно же, это две совершенно разные личности, но довольно часто особенности поведения, привычки, характер и даже выбор профессии в будущем могут совпасть.

Ученые всегда испытывали особый интерес к монозиготным двойням, поэтому они так любят проводить самые разные исследования с участием таких близнецов.

Не так давно ученые выяснили, что в геномах однояйцевых близнецов кое-какие отличия все же имеются. А в 2008 году группа американских и шведских и ученых в ходе исследований выяснили, что монозиготные близнецы могут иметь также и генетические несовпадения. Проведя изучение геномов у девятнадцати пар таких близнецов, ученые нашли некоторые несовпадения в копиях сегментов ДНК соматических клеток. Несмотря на то что однояйцевые двойни практически идентичны, у большинства были найдены некоторые различия.

Другая особенность состоит в том, что многие братья и сестры, которые родились в один день, растут в одной среде. Двойняшки чаще всего получают одинаковые подарки, игрушки, а также в большинстве случаев начинают ходить в одну школу и так далее. Конечно, у них могли бы быть разные интересы. Например, расхожие предпочтения в литературе, однако матери и отцы обычно читают им одни и те же книги. И, естественно, намеренно разделять детей и стараться растить их в разных условиях никто не станет, так как это бесчеловечно. Исключением бывают те случаи, когда судьба сама разделяет людей против их воли.

Огромное исследование было проведено в начале 80-х годов двадцатого века американским психологом, имя которого известно, как – Томас Бучард. Всего объектами его исследований было тридцать пар близнецов, которые по воле обстоятельств были разделены с раннего детства. Одной из таких пар была монозиготная двойня, братья Оскар и Джек. Через некоторое время, после рождения мальчиков, брак распался и в итоге мать забрала Оскара к себе в родные края в Германию. Через несколько лет Оскар вступил Гитлерюгенд, после чего стал верующим католиком. А Джек рос вместе с отцом в Палестине, а позже на Карибских островах, где воспитывался по всем традициям иудаизма.

В итоге встреча братьев произошла только к сорока годам. Самое удивительное в этой истории то, что, несмотря на различия в воспитании, среды жительства и языка, в их поведении и характерах находилось множество сходств. У обоих был один и тот же темперамент, предпочтения как в стиле одежды, так и в еде были очень похожи. Но самым удивительным было то, что они носили почти одинаковые очки и даже одинаково стриженые усы. Оба брата были довольно рассеяны, а стиль их общения в семьях был один и тот же.

Еще одним примером являются сестры – Лоиз и Луис. Девочки были рождены в 1920 году и после рождения через какое-то их разлучили. Они воспитывались в разных семьях и уровни их образования, места жительства были совершенно разными. Луиз росла в небольшом городе и обучалась в самой обычной школе. А Лоис жила в большом городе и училось в более престижном заведении. Хотя экономическое состояние обоих семьи было примерно на одном уровне. Вероятно, именно это и послужило тому, что в восемнадцатилетнем возрасте девушки поступили в один и тот же институт. И как показали исследования, в плане физических и психологических черт, девушки оказались чрезвычайно и невероятно похожими. Между ними обнаружилось гораздо больше сходство, чем у многих сестер и братьев, которые всю жизнь росли вместе.

Ну и еще одним забавным примером был в США, когда два разлученных в детстве монозиготных близнеца выбрали одну и ту же сферу деятельности, которая отличалась своей специфичностью. В конечном итоге, оба брата вскоре стали взломщиками сейфов.

Несмотря на это, ученые крайне осторожно относятся наследственной роли. Как показало множество исследований, у монозиготных близнецов в 50-70% случаев имеется довольно схожая "криминальная история". У дизиготных близнецов такое явление встречается гораздо реже, только около 20% случаев.

Конечно, существует множество историй о неких телепатических связях между однояйцовыми близнецами, в которые можно и не поверить. Но то, что эти дети гораздо лучше могут понимать друг друга, чем обычные братья и сестры давным-давно подтверждено. Очень часто по мере взросления монозиготным близнецам довольно тяжело формировать в себе какую-то отдельную независимую личность. Ведь их с детства даже одевают в одинаковую одежду, читают одинаковые книги, дарят одинаковые подарки. Часто это приводит к тому, что близнецы в течение всей жизни являются практически неразлучными.

Также по некоторым признакам, монозиготные близнецы должны обладать чрезвычайно схожим сознанием. К примеру, у них могут быть одинаковые пристрастия к блюдам одной кухни или же произойти расставание со своими возлюбленными. Возможно, именно это объясняет то, что в судьбах таких братьях и сестер имеются настолько странные совпадения даже в мелочах.

Однояйцевые близнецы в случае ЭКО

Во время проведения процедуры ЭКО зачатие, как таковое, происходит в пробирке, и примерно после трех суток получившиеся эмбрионы внедряют в матку женщины, где они начинают свое дальнейшее развитие. А для того чтобы шанс наступления беременности был выше, медики всегда помещают в матку более двух эмбрионов (от двух до трех), в надежде, что приживаться начнет хотя бы один.

В некоторых случаях могут прижиться сразу несколько эмбрионов, а в процессе имплантации в матку одна из зигот делится еще на две и тогда из клетки начинают развиваться однояйцевые близнецы. Как только наступление беременности методом ЭКО подтверждается, женщину информируют о количестве прижившихся плодов, и если их оказывается больше двух, то, чтобы шансы на успешное вынашивание без осложнений были выше, лишние эмбрионы удаляются.

Как будет происходить развитие монозиготной двойни во многом зависит от наличия одной плаценты и пузыря.

В случае расположения двух плодов в обособленных пузырях и при этом с одной плацентой, то может возникнуть риск "обезвоживания" одного из них. Иными словами, более "крепкий" однояйцовый близнец получает гораздо больше необходимых веществ. При таком раскладе, когда наступает момент родов, "слабый" ребенок может родиться на 400-600 г меньше, чем его однояйцевый близнец. В тяжелых случаях, такой малыш может немного отставать в развитии от своего брата или сестры.

Иногда случается так, что на пятой недели УЗИ врачи могут увидеть два эмбриона, которых они внедряли в матку, а на следующих УЗИ седьмой или восьмой недели, в матке можно ясно увидеть три эмбриона. Такое может наблюдаться в тех случаях, когда одна из зигот разделилась, и в результате начали формироваться монозиготные близнецы.

Что касается пола таких близнецов, то, как и говорилось ранее, он у них обязательно будет один, так как рождение детей происходит в результате деления одной оплодотворенной яйцеклетки и пол определится уже после процесса слияния клеток матери и отца.

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Вопрос касается того, как называть и определять биологические особенности нескольких организмов, рожденных от человека.

Начнем с того, что близнецами называются дети одной матери, развившиеся в течение одной беременности и появившиеся на свет в результате одних родов через непродолжительное время друг за другом. Такие дети называются близнецами вне зависимости от того, являются они гомозиготными (однояйцевыми) или гетерозиготными (два генетически и внешне разных ребенка).

Двойняшки — два близнеца. Номинация в этом случае зависит от количества плодов в беременности: двойняшки, тройняшки. Реже — четверняшки. Слова четверняшки, пятерняшки, шестерняшки и так далее кажутся ошибочным, поскольку язык отражает реальность, а в реальности многоплодная беременность человека чаще всего ограничивается двумя плодами. Четыре, пять, шесть и более близнецов — большая редкость, поэтому язык будто бы не нуждается в слове для этого объекта, то есть употребление такого слова не отличается частотой воспроизведения.

Соответственно, близнецов не всегда можно назвать двойней , поскольку их может быть больше двух, но двойня — это всегда близнецы : обычных сестер, братьев или брата и сестру двойней назвать нельзя.

Несмотря на такое словарное разграничение, есть сложившееся употребление этих слов в еще одном значении.

Говоря о двух детях, рожденных одновременно, и пытаясь выяснить, о каком типе близнецов идет речь, люди выбирают для разделения гомо- и гетерозиготных близнецов слова двойня и близнецы в качестве противопоставленных понятий.

Гомозиготные близнецы — идентичные, у них один на двоих общий генотип. Гетерозиготные близнецы — два разных ребенка с разными генотипами, развивающиеся в разных яйцах одновременно. Именно для того, чтобы понять, о каком типе идет речь, люди используют слова двойня и близнецы , если детей двое.

Часто можно услышать «они не близнецы, а двойня ». То есть близнецами называют детей, которых можно перепутать (общий генотип = одна на двоих внешность), а двойней тех, что родились вместе, но являются при этом совершенно разными людьми, — такие же дети могли родиться с разницей в 10 лет.

Последний случай — не словарная фиксация, а сложившаяся речевая практика и наблюдение за языком, поэтому не следует воспринимать это разъяснение как правило.

Итак, близнецов не всегда можно назвать двойней , но двойня — это всегда близнецы .

Вы когда-нибудь слышали — монозиготные близнецы или дизиготные близнецы? Мы предлагаем с этим разобраться, что это: монозиготные и дизиготные близнецы (двойня). Здесь вы не увидите точные научные формулировки. Это статья рассчитана на обывателя, не обладающего точными знаниями в области генетики, и тем более не владеющего терминологией. Она для тех, кому монозигота или дизигота, или гетерозигота — просто непонятные научные слова. И при чем тут близнецы? Однако такие люди часто используют в обиходной речи термины и понятия из этих «непонятных» областей знаний. Далее мы приводим около научную понятийно правильную трактовку используемых терминов: монозиготные близнецы (двойня) и гетеро или дизиготные близнецы (двойня).

Монозиготные близнецы и дизиготные близнецы начинаются с ЗИГОТЫ !

Прежде чем говорить про каких-то
монозиготных и дизиготных близнецов, или не дай бог про гетерозиготных, давайте узнаем вообще, что это значит зигота. Как отличается гетеро, ди и монозигота друг от друга. Может не все так страшно? Для этого ознакомимся с терминологией. Говорить будем не научным языком, а по возможности понятным и простым.

Зигота – начало близнецов

Зигота – происходит от греческого слова значащего «удвоенный» - клетка, которая содержит двойной полный набор хромосом, она образуется в процессе оплодотворения. Под оплодотворением понимается слияние мужской (сперматозоида) и женской (яйцеклетки) клеток. Зигота способна породить другие клетки в процессе своего дробления. Проще говоря, с появления зиготы начинается развитие плода, беременность и рождение малыша или, в нашем случае, близнецов.

Монозиготные близнецы (гомозитные близнецы)

Монозиготным (гомозиготным) можно назвать организмы, у которых одинаковые гены, т.е. они похожи друг на друга или идентичны. В терминах, относящихся к биологии, получившиеся в результате оплодотворения одной женской клетки (яйцеклетки) одним сперматозоидом (мужской клетки). Тогда монозиготные близнецы – идентичная или полностью похожая друг на друга двойня детей, получившаяся из одной материнской клетки.

Дизиготные близнецы (гетерозиготные близнецы)

Дизиготными (гетерозиготными) можно назвать организмы, у которых есть копии общих генов, которые несколько отличаются между собой. Если объяснять в терминах, используемых в генетике и биологии, то получается – гетерозиготными называются оплодотворение двух или более яйцеклеток, что приводит к развитию двух или более плодов. Так как есть слова про два и более, то часто используют слово дизиготные. (Ди – значит два).

Рождение двойняшек происходит куда чаще, чем большего количества детей за один раз. Таким образом, для нас дизиготные близнецы практически одно и то же с гетерозиготными близнецами и значат всего-то двойня детей не полностью похожих друг на друга.

Полуидентичные близнецы (монозиготные полярные близнецы) – редкий случай !

Полуидентичные близнецы или монозиготные полярные (полуидентичные) — промежуточный тип между монозиготными и дизиготными близнецами. В общем смысле организмами. Это исключительный случай. Полуидентичные близнецы (двойня) совмещают в себе общую половину генов от матери и другу половину различных генов от отца. Именно за это их и называют полуидентичными в терминах биологии.

Процесс образования полуидентичных или, по-другому, монозиготных полярных близнецов очень сложен. Обычно вместе с женской яйцеклеткой образуется и развивается полярное тельце. Это такая небольшая клетка, которая появляется вместе с яйцеклеткой, и потом обычно отмирает, а яйцеклетка продолжает жить дальше.

Иногда по непонятным причинам, полярное тело начинает расщепляться, хотя обычно такое поведение ему не свойственно. Полярное тело может увеличиваться в размерах и начинает хорошо питаться, а затем, вопреки обычному случаю, — не отмирает. Тогда оно начинает себя вести как вторая яйцеклетка. Получается, что начинают существовать «как бы» две раздельные яйцеклетки с одинаковым набором генов. Такое необычное полярное тело и яйцеклетка без проблем могут быть оплодотворены двумя разными сперматозоидами.

Таким образом, полуидентичные близнецы на половину как бы монозиготные (по материнской линии), и другую половину (отца) – дизиготные. У близнецов по матери гены одни и те же, т.е. они по матери абсолютно похожи друг на друга, как у монозиготной двойни. По отцу же гены разные, т.к. яйцеклетку и полярное тело оплодотворили разные сперматозиды, как у дизиготной двойни (там два разных сперматозида на две разные яйцеклетки). В общем, это довольно редкий случай двойни. Чтобы «это» узнать на конкретных детях, надо делать их генную экспертизу, со всеми вытекающими из этого трудностями.

Дизиготные и монозиготные близнецы и ЯЙЦА

Мы тут все говорим яйцеклетки – яйцеклетки. Как вообще дизиготные и монозиготные близнецы связаны с яйцами? Тут речь не про яйца и куриц, а про терминологию принятую в биологии. Кстати, одна мужская половая клетка не может оплодотворить более чем одну женскую, потому с мужской стороны все выглядит просто. И появлению за один раз более одного ребенка мы обязаны именно женщинам с их яйцеклетками. Потому внесем некоторую ясность.

Яйцеклетка, иногда по-научному ооцит, или овоцит – женская клетка которой свойственна Оогамия. Под этим термином «оогамия» понимают половой процесс слияния четко различных половых клеток. Значит яйцеклетка — это женская половая клетка, способная в ходе полового процесса к слиянию с отличной от нее мужской половой клеткой – сперматозоидом. Кстати, если интересно, можно отдельно поискать, что такое однояйцевые близнецы и разнояйцевые близнецы.

Так и есть женская яйцеклетка – большая и неподвижная, мужской сперматозоид мелкий и подвижный, при слиянии образуется зародыш и плод. Наступает беременность и при благоприятном ее течении, ждите монозиготных или дизиготных близнецов.

Монозиготная двойня и дизиготная двойня – про ДЕТЕЙ

Теперь можно поговорить уже о конкретных понятиях привязанных непосредственно к нашим реалиям и жизни вообще: монозиготная двойня и дизиготная двойня. Ведь какому родителю интересно слушать про какие-то там зиготы, гетеро и моно, и яйцеклетки. Всегда интересно про детей близнецов. Итак.

Дизиготная двойня (гетерозиготная двойня)

Дизиготная двойня (гетерозиготная двойня) это дети близнецы, у которых может быть разный пол и всегда разный набор генов. Да, они похожи между собой, но не более чем брат на брата (сестра на сестру), или брат на сестру. Значит, они могут быть и всегда будут разными и не идентичными. По научному, они дизиготные близнецы.

Монозиготная двойня

Монозиготная двойня – абсолютно похожие друг на друга дети, одного пола и с одинаковым набором генов. Они идентичны друг другу по генам. Заметим, что в 25 случаях из 100, т.е. в 25% вероятностью, могут иметь зеркальную внешность, например у одного ухо оттопырено слева, а у другого справа, или родинка у одного слева, у другого справа. Вспомните отражение в зеркале, тогда все прояснится. По научному, они зеркальные монозиготные близнецы, или просто зеркальные близнецы.

Монозиготная полярная (полуидентичная) двойня

Монозиготная полярная (полуидентичная) двойня у людей встречаются крайне редко, могут быть одного или разного пола, как королевская двойня. О том, что это именно она, может сказать только генетическая экспертиза. Такая двойня всегда и обязательно имеет одинаковую половину генов от матери, и различную половину генов от отца. По-научному они полуидентичные близнецы или же монозиготные полярные близнецы.

Дизиготные близнецы и монозиготные близнецы — в терминах относящихся к БЕРЕМЕНОСТИ

Наверное, после того как вы узнали, что такое дизиготные и монозиготные близнецы, будет интересно узнать, как это связано с беременностью. В медицине для их обозначения используют совсем другую терминологию. Интересно какую – смотрите монохориальная диамниотическая двойня или монохориальная моноамниотическая двойня или диамниотическая дихориальная двойня – ЧТО ЭТО или КТО ЭТО – это отдельная статья на эту тему. Если и так знаете, то дальше смотрите, что получается.

Дизиготные близнецы (дизиготная двойня) — это однозначно дихориальная диамниотическая двойня. Разные плаценты и разные домики (околоплодные мешки амнионы) для малышей. Дизиготные — всегда разнояйцевые близнецы.

Монозиготные близнецы (монозиготная двойня) — может быть:

  • монохориальная моноамниотическая — одна плацента и один домик на двоих. Вероятность появления примерно 1% от всех монозиготных.
  • монохориальная диамниотическая — одна плацента и один домик с перегородкой, т.е. две разные квартирки. Вероятность появления 70-80% от всех монозиготных.
  • дихориальная диамниотическая – аналог дизиготных близнецов. Вероятность появления 20-30% от всех монозиготных.

Монозиготные — всегда однояйцевые близнецы

В дикой природе у многих животных часто рождается много детенышей одновременно, но у людей на 250 случаев рождения одного ребенка приходится один случай появления на свет близнецов. Ученые различают монозиготных и близнецов, а в разговорной речи их называют и разнояйцевыми или близнецами и двойняшками.

Однояйцевые близнецы

Однояйцевые развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки, которая разделилась на две или более частей, начавшие развиваться по отдельности. Таким образом, все зародыши получают одинаковый набор генов и развиваются примерно одинаково. Такие дети всегда имеют один пол и очень похожи друг на друга, иногда даже родители не могут их различить. Хотя иногда они имеют зеркальные черты: например, у одного родинка с правой стороны, у другого с левой, один правша, а другой левша. У них схожие черты характера, почти одинаковые темпераменты, предрасположенности к болезням и зачастую даже судьбы.

Известны случаи, когда разлученные в детстве однояйцевые близнецы, не знавшие друг о друге, прожили почти идентичные жизни.

Случаи рождения монозиготных близнецов в несколько раз более редкие, чем разнояйцевых, так как для нормальной беременности разделение яйцеклетки на несколько частей нехарактерно.

Разнояйцевые близнецы

Разнояйцевые близнецы имеют разный набор генов, так как в их зачатии принимали участие различные сперматозоиды и яйцеклетки. В некоторых случаях у женщин за один менструальный цикл созревают сразу две или больше яйцеклеток, если все они будут оплодотворены, то начнется многоплодная беременность, а на свет появятся двое или несколько детей. Это довольно распространенные случаи, у некоторых народностей они встречаются очень часто – считается, что многоплодие имеет генетическую природу.

Генотипы у разнояйцевых близнецов, которых еще называют двойняшками, различные, поэтому дети могут быть разного пола и вообще отличаются друг от друга, как обычные братья и сестры. Известно, что с возрастом вероятность многоплодной беременности у женщины возрастает.

В странах, где принято рожать после тридцатилетнего возраста, например, в США или европейских государствах, случаев рождения разнояйцевых близнецов больше.

Встречается еще один тип близнецов, который называют переходным между описанными двумя – полярные или полуидентичные. Это происходит, когда два разных сперматозоида оплодотворяют яйцеклетку и образовавшееся вместе с ней полярное тельце (обычно оно отмирает). В результате у эмбрионов получается наполовину разный набор генов, одинаковый от матери.