Аниме: рисуем волосы. Как рисовать волосы карандашом поэтапно

Здравствуйте, дорогие друзья!

Давайте продолжим тему рисования человека и разберемся с тем, как рисовать волосы карандашом. Это очень интересная и важная тема. Для того чтобы научится рисовать красивые прически не нужно очень много практики, более важно знать о нюансах, которые помогают быстро и точно придать голове человека правдоподобный вид.

Важные нюансы

Сначала, давайте поговорим, не о технике, а о логичных правилах и нюансах, которые, нужно знать и помнить, рисуя голову человека.

Как нарисовать яркие губы

Видео урок

Давайте посмотрим короткое видео, в котором изложены и показаны все этапы рисования прически и отдельных локонов:

Рисуем карандашом

Волосы у девушки лежат на голове, а значит, первое что мы должны обозначить на своем рисунке - это форма головы. Далее, нужно назначить форму прически.

После того, как обозначили основные формы, можно разделить и назначить какие-то больше пряди. Дальше нужно отдельно заштриховать зону возле пробора, там обычно всегда цвет кажется темнее, из-за того, что каждый волосок у девушки в месте крепления к голове немного загибается.

  • Стоит помнить, что каждый штрих должен ложится по форме прически, должен повторять ее.
  • Чтобы подчеркнуть объем прически стоит показать тень, которая образовывается на поверхности головы, шеи и плеч.

Как рисовать маки

После того как выделили пробор нужно заштриховать придать объем прическе по всей длине, учитывая участки света и тени. То место, на которое попадает больше всего света, будет практически блестеть. Естественно, яркость этого блеска зависит и от яркости света, и от свойств самих волос, но в большей или меньшей степени он практически всегда присутствует.

Рисуем поэтапно красками

Начальный этап работы с красками очень схож с тем, который мы используем, рисуя волосы карандашом.

Форма

Волосы стоит воспринимать как некую общую массу, объемную форму. Формы могут быть самые разные. Первое, что нужно сделать - показать эту массу.

Цвет

Далее, добавляем цвет, для этого выбираем какой-то один основной цвет, из теневых оттенков и закрашиваем им всю прическу. Такой подход подойдет для работы маслом и акрилом. Используя акварель, нужно сразу продумать все цвета и оттенки и располагать каждый на своем месте.

Учимся рисовать руку человека

Свет и тень

Следующий этап нужно посвятить разметке основных пятен света и тени.

Базовое правило, которое работает в этом случае, это:

  • в глубине цвет волос кажутся темнее, поскольку там тень;
  • а сверху обычно падает свет - там и будет все светлее и ярче.

Также на этом этапе уместно будет показать и тень от самих волос на лице человека.

Детали и лоск

После, добавляем то, что делает любую прическу более красивой, свежей, ухоженной - блеск. Как было сказано выше, степень и яркость этого блеска сильно зависит и от того в какой обстановке находится человек и от качества волос. Чем больше яркого освещения, тем больше и ярких бликов, и чем более гладкие и шелковисты пряди присущи прическе, тем больше они будут блестеть.

Как рисовать веселого персонажа

Здесь очень важно добавить и то, что детализировать прическу, каждый волосок можно до бесконечности, но не факт, что от этого изображение станет более выразительным и правдоподобным. Подумайте, когда мы смотрим на кого-то, мы ведь не выделяем каждый волосок по отдельности, мы видим целую массу, и лишь какие-то отдельные пряди или одна прядь может подвергаться нашему более детальному разглядыванию.

Также и в картинке, не стоит прорисовывать миллионы волосков, для достоверности и вполне убедительной детализации достаточно будет уделить немного больше внимания одной-двум прядям, выделяя на ней отдельные волоски. Обычно, это пряди которые, более всего освещены или находятся ближе всего к вам, скажем так, выходят на передний план.

Рисуем попугая

Пышная прическа

Если волосы не уложены гладкими прядями, а каждый по отдельности, как быть в таком случае? В таком случае также как и в предыдущих обязательно нужно назначить форму головы и прически. Ту часть прически в которой сконцентрирована основная сама плотная масса можно заштриховать или закрасить основным теневым цветом. Сквозь такие пышные волосы будет проходить свет, иногда освещая каждый волосок по отдельности.
Поэтому цвет в освещенной части и тени будет очень сильно отличаться. Освещенную массу также можно сначала залить каким-то основным более светлым цветом, а поверх добавить детали, то есть добавить отдельные волоски.

Как нарисовать косу

Чтобы нарисовать косу, нужно учитывать все те же подходы и принципы, о которых мы говорили выше. Нужно лишь учесть, что выступов на которые попадает свет и есть блеск будет значительно больше. Сначала намечаем форму головы, то каким образом будет размещена коса. Сразу можем легко наметить деления этой косички и потом начинаем работать со светотенью. То есть на каждом заломе намечаем тень, а на каждом выступе свет и блеск.

Добро пожаловать на мой урок «Как рисовать Волосы»! Меня постоянно спрашивают, как я так рисую волосы, и, не смотря на мои слова «вам не нужно рисовать как я!» (потому что, давайте быть честными, это колоссальная работа), я все же решила, что пришло время создать урок для тех, кто все еще горит желанием научиться всем «секретам» рисования волос. Итак, получайте.

Для этого урока вам понадобится: 1) карандаш или 2) планшетная ручка. Я не советую работать мышкой – не получится так хорошо.

Первым делом нужно нарисовать голову. Я могла бы много говорить о пропорциях головы, но не будем вдаваться в подробности. Оставим это на потом для урока анатомии, а пока нужна только голова. Для этого урока я создала несколько голов с общими очертаниями: одна из них смотрит прямо, вторая развернута на ¾, и третья представлена сбоку. Вам, наверно, интересно, почему я потрудилась создать именно три головы. Ответ прост: под разными углами прически смотрятся по-разному. Одна из самых сложных проблем с волосами заключается в том, как изобразить конский хвост, косички, пучки и даже челку под разными углами. Они выглядят довольно просто, если смотреть на них прямо или сбоку, но иногда это не так, поэтому мы и будем рассматривать все три позиции головы. Итак, головы:

Вы, возможно, рассмеетесь над моими кривоватыми головами. Насмеялись? Отлично, тогда двигаемся дальше. Начнем с основ. Первое, что нужно запомнить о волосах: они только наполовину подчиняются гравитации. Вы теперь сидите и думаете «чего?...», потому что до сегодняшнего момента все говорили вам, что гравитация напрямую влияет на волосы – и это, в принципе, так. В некоторой степени. Волосы - очень легкий материал, поэтому да, когда в дело вступает гравитация, волосы практически без усилий могут игнорировать законы гравитации. Движение, ветер, даже гель для волос будут заставлять волосы полностью игнорировать гравитацию на какое-то время. Даже сама природа волос, – любовь к сохранению любой формы, которую им придали на определенный промежуток времени, - иногда заставляет делать их странные вещи. У вас когда-нибудь был «взрыв на макаронной фабрике» на голове?

Это нормально - иногда игнорировать гравитацию, чтобы создать более красивую форму волос, пока вы осознаете, что гравитация играет свою определенною роль при движении и потоке волос. Ее нельзя просто взять и выбросить в окно.

Итак, давайте взглянем на несколько «состояний» волос и рассмотрим, как на них могут повлиять различные обстоятельства.

ОБЪЕМ

Первое, на что нужно обратить внимание при рисовании волос, это объем. У всех людей разная толщина волоса, и существует множество факторов, которые влияют на объем волос конкретного человека. Генетика, чистота волос, степень повреждения плойкой… что угодно. В общем, здоровые волосы обладают большим объемом, чем нездоровые, и у детей обычно волосы тоньше, чем у взрослых (хотя, у мужчин волосы тоньше, чем у женщин…). Иногда, объем это только выбор стиля прически.

Если волосы тонкие, или объема у них очень мало, рисуются они близко к поверхности головы. Такие волосы иногда выглядят дряблыми или жидкими. Обычно так рисуются мокрые волосы.

Густые или очень здоровые волосы рисуются намного выше, чем линия черепа, что создает ощущение большой копны волос.

Теперь, когда с объемом мы разобрались, давайте перейдем к вопросу о гравитации. Чем волосы тяжелее, тем больше они будут подвластны гравитации. На мокрые волосы гравитация действует больше, чем на сухие, также как и на густые волосы, в отличие от тонких. Длинные волосы тяжелее коротких. Это нужно помнить всегда. Давайте рассмотрим несколько примеров, иллюстрирующих эти положения.

Вот хороший пример того, как гравитация оказывается под воздействием силы тяжести волос. Поехали дальше, разберем этот случай.

Крупные пряди волос больше подвержены действию гравитации, чем более мелкие пряди – это потому, что у них вес больше. Обратите внимание, как эти пряди волос падают практически прямо вниз под своей тяжестью.

Этот эффект можно увидеть даже на волосах, которые были собраны в неестественную для них форму. Обратите внимание на то, как волосы, собранные в хвостик, все еще свисают вниз возле самого хвостика.

С другой стороны, более короткие волосы, как челка на этом рисунке, имеют меньший вес и склонны слегка как бы игнорировать гравитацию. Обратите внимание, как челка приподнимается у корней, а не сразу опускается вниз. Также обратите внимание на то, как основание хвостика повторяет то же движение, и слегка приподнимается. Другим примером здесь могут служить тонкие пряди волос. Посмотрите, как они «выбиваются» из общей массы волос и приподнимаются у основания, прежде чем подвергнуться действию гравитации. Из-за того, что эти пучки очень маленькие и легкие, даже малейшее дуновение ветерка могут изменить их направление.

Мокрые волосы весят еще больше. Так давайте же обольем нашу голову ведром воды и посмотрим, что произойдет.

Обратите внимание на то, что стало с прической после небольшого (ну ладно, большого) количества воды. Из-за воды волосы стали тяжелее, поэтому гравитация в данном случае действует по максимуму. Естественный наклон волос соответствует источнику гравитации, за исключением случаев, когда волосы просто вынуждены не подчиняться законам гравитации (хвостик). И даже после этого хвостик провисает под весом волос.

Другой побочный эффект мокрых волос – это «прилипчивость». Мокрые волосы будут прилипать ко всему, к чему можно – коже, одежде, самим к себе. Обратите внимание, что на картинке выше из общей прически не торчат свободные волоски, как из сухих волос, и волосы приглажены к голове – они больше не приподнимаются у корней.

Теперь давайте посмотрим, что будет происходить, если добавить что-то, что идет против гравитации… например, ветер.

Ветер иногда заставляет волосы противостоять законам гравитации. Сила противостояния равна силе ветра. Чем сильнее ветер, тем больше волосы будут игнорировать гравитацию. Обратите внимание на картинку выше, где сильный ветер сдувает волосы на лицо в левую сторону.

Сильный ветер может привести волосы в абсолютно неестественную для них форму.

Но ветер не всегда идет прямыми потоками, и не всегда дует сильно. Важный элемент, который нужно запомнить о ветре, это то, что он дует ПОТОКАМИ.

Он может изменять направление как угодно, но меняется при этом не резкими рывками.

Обратите внимание, как поток ветра на этом рисунке закручивает волосы в спираль.

Другим источником анти-гравитации для волос является вода. Я не буду никого обливать ведром воды (как было в предыдущем примере), я говорю о полном погружении в воду, о подводном плавании в океане, например. Волосы достаточно легкие, намного легче, чем вода, и поэтому они игнорируют гравитацию при полном погружении под воду. Поток и форма волос в таком случае зависят от потока воды и движений персонажа.

Начнем, пожалуй, с движений.

Допустим, например, что ваш персонаж делает обороты под водой, как маленькая русалка. Обратите внимание на то, как волосы полностью повторяют движение тела. Они скручиваются в спираль, потому что тело совершает обороты на одном месте. Можно даже сказать, что крутится она в правую сторону, потому что волосы скручиваются в обратную сторону.

В этом примере можно сказать, что персонаж плывет по диагонали вниз, потому что волосы ее направлены назад и вверх.

А этот пример немного замысловат.

Когда персонаж некоторое время находится под водой в «плавучем» состоянии, волосы начинают принимать свободное положение. Волосы по-прежнему будут тянуться к точке исхода (в данном случае персонаж двигался в том же направлении, что и на предыдущем примере, но затем остановился, и оставался на одном и том же месте некоторое время). Волосы по-прежнему плывут позади нее потому, что она плыла вперед, а теперь волосы, ударившись о тело девушки, начали завиваться в произвольной форме и противоположном направлении. Если бы она ныряла вниз и потом резко остановилась, то ее волосы скрутились бы под большим углом, как на первом примере.

Такой же принцип движения применим и к волосам, не находящимся под властью водной стихии. У персонажа с сухими волосами, совершающего резкий рывок вверх, волосы будут «прилеплены» к голове, потому что, помимо движения здесь также действует гравитация, которая утяжеляет волосы. С другой стороны, у персонажа, падающего вниз на землю, волосы не будут так вздыматься, как ожидалось бы, потому что, несмотря на действие ветра и совершенное действие, которые должны были бы «приподнять» волосы, гравитация все-таки будет «тянуть» волосы вниз.

Обратите внимание на этих примерах на то, как при движении персонажа к источнику гравитации волосы склонны «погружаться» в это движение. Когда персонаж движется в противоположную от источника гравитации сторону, ее волосы выпрямляются под еще большей силой.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

В этом примере персонаж кружится (как на примере с погружением в воду), но из-за того, что гравитация здесь имеет определенное воздействие, удар гравитационного источника заставляет волосы терять свой импульс намного быстрее, образуя более свободную спираль из волос. Также заметьте, что некая сила заставляет волосы «наползать» на лицо, и кончик спирали тоже.

Последнее, но не менее важное в Первой части данного урока, это «Внешняя Сила». Внешние силы иногда влияют на волосы. Таковыми могут быть конские хвосты, заколки, или если волосы зацепятся за что-то или даже если кто-то за них дергает. Эти внешние силы очень явно влияют на волосы. Приведем ниже несколько примеров.

Обратите внимание, что волосы сходятся в точке «стягивания» внешней силы (в данном случае это резинка и заколки).

По причине того, что эти внешние силы намного сильнее силы гравитации, волосы будут стремиться к точке стягивания, и обретут свою естественную форму только тогда, когда этот внешний фактор больше не будет действовать (обратите внимание, как волосы в хвосте начинают падать вниз сразу после точки стягивания резинкой).

Продолжение на следующей странице

На этом уроке мы научимся рисовать волосы . Техника рисования волос не столько сложна, сколько непонятна. У многих начинающих художников с рисованием волос возникают настоящие комплексы. Многие пытаются избежать этой части рисунка, зарисовывая их головными уборами или закрашивая их в один цвет. Наверное, главное, когда ты рисуешь волосы — это знание и терпение.

1. Для начала нарисуем, чисто схематически, голову персонажа, у которого мы собрались рисовать волосяной покров.

2. Теперь обозначим в общих чертах линию и объём волос. Если мы это сделаем — будет намного легче придерживаться пропорций далее.

3. На этом рисунке я показал стрелочками направление волос. Именно в этих направлениях нужно рисовать волосы. В этих же направлениях, сверху вниз, мы будем наносить штрихи карандашом.

4. Более детализируем причёску. Обозначим отдельные пряди, которые будут выделяться на общем фоне. Хорошо прорисованные пряди в волосах придадут нашему рисунку больше реалистичности.

Арт сервис Аг предлагает художественное оформление картин и постеров. Багетная мастерская выполнит печать на холсте . Профессиональные художники и дизайнеры сделают всё безупречно качественно и красиво.

5. Далее обозначим места, где будет преобладать свет или световые блики. Про такие места не стоит забывать, так как любые волосы имеют такую текстуру, которая приближена к отражённому свету от блестящих предметов . Волосы также имеют тёмные участки, но сейчас мы не будем их обозначать, а займёмся ими позднее.

6. Начинаем штриховать полученый рисунок. Помните про направления волос , которые я обозначал стрелочками. Именно по этим направлениям штрихуем острым карандашом, около светового блика едва касаясь карандашом бумаги. Старайтесь не перекрещивать штрихи.

7. Продолжаем штриховать и затемнять некоторые участки волос в тех местах, где локоны уходят в тень.

8. Концы волос почти никогда не бывают одинаковой длины и не слипаются в единое целое. Кончики изобразите отдельными волосками, которые как бы разбрасываются в разные стороны — резкими штрихами острого карандаша. Здесь всё зависит от той формы волос, которую вы решили рисовать.

9. Теперь осталось завершить рисунок. Возьмите острую стёрку и пройдитесь по тем местам, где должно быть больше света, осветив отдельные участки. Возьмите мягкий карандаш и затемните те участки волос, которые должны быть более тёмными, тем самым придав более глубокий объём причёске.

На сегодня урок по рисованию портрета подошёл к концу. Следите за выпусками сайта и в следующих обновлениях раздела Статьи, будут новые обучающие уроки по рисованию частей тела человека.

Волосы в аниме — один из способов выразить эмоции и характер персонажа, волосы бывают различных типов. Несколько из них мы рассмотрим в этом уроке. Следует знать несколько основных правил.

Введение

Во-первых, волосы не образуют идеальный круг в верхней или задней части головы .

Даже если волосы на затылке, они не должны быть показаны кривыми линиями. Волосы идут из головы прядями. Их основной формой являются линии, идущие от головы. Наружу — сила тяжести тянет их вниз. В то время как в аниме «нити» не показаны индивидуально, даже если слипаются вместе, они перетекают в направлении. Из головы и из челки волосы редко образуют прямую линию когда заканчиваются.

Во-вторых, нужно рисовать волосы, начиная с передней части лица .

Это очень важно, поскольку здесь мы будем видеть кадр лица. Затем, когда вы нарисуете бахрома, можете начать рисовать остальные волосы.

Этот пример показывает, что волосы вытащили обратно из-за линии бахромы к затылку, и довольно плотно использовали несколько линий для того, чтобы подчеркнуть это.


Волосы для парней аниме действительно могут кардинально менять их личность. Более длинные волосы заставляют нашего персонажа выглядеть более женственным, возможно эмоциональным. А короткие стрижки наоборот.

Перед вами примеры волос средней длины. Не важно, какие вы волосы рисуете, всегда нужно идти такими же правилами — начинать с передней и работать с тем, как корни растут.

Теперь у вас есть основная идея о том, как рисовать волосы в аниме. Сейчас я расскажу вам еще подробнее, как нарисовать волосы красивыми и изящными!

Можно встретить часто. Много людей имеют очень вьющиеся волосы. Но если они короткие, при рисовании можно вытащить некоторые из локонов, добавить немного мелких деталей на внутренней волне для создания более реалистичного вида волос!

Возможно самый трудный тип, так как очень сложно получить контроль над рисованием из-за множества деталей. Здесь нужно формировать локоны, как показано на рисунке, это может занять немного практики, но оно того стоит.

Следует добавить немного вьющиеся щелчки в нижней части для еще более реалистичного вида.

Добавьте нити, стряхивая в разных местах, чтобы дать прическе выглядеть распущенной.

Встречаются очень часто для азиатских народов, но их можно найти во многих культурах. Первая нить как бы наслаивает волосы. Они имеют мягкий конец и прямую форму.

Эти скопления более коротких волос. Можно объединить такого рода волосы вместе, у нас они получатся волнистые или остроконечные. Еще есть небольшие кудри, короткие вьющиеся стрижки.

Посмотрите, как выглядят совершенно разные стили волос аниме, но сидят похожим образом:


Я также хочу показать примеры волос, когда дует ветер на волнистые и прямые волосы: