Будьте всегда открыты и активны. «Знаешь, как я тебя люблю?» Сэм Макбратни Знаешь как я тебя люблю автор

Удивительно добрая детская сказка на ночь!

Знаешь, как я тебя люблю?

Настало время спать, и маленький зайчонок крепко ухватил большого зайца за длинные-длинные уши. Он хотел точно знать, что большой заяц его слушает.

- Знаешь, как я тебя люблю?

- Конечно, нет, малыш. Откуда мне знать?

- Я люблю тебя - вот как! - и зайчонок раскинул лапы широко-широко.

Но у большого зайца лапы длинней.

- А я тебя - вот как.

«Ух, как широко», - подумал зайчонок.

- Тогда я люблю тебя - вот как! - и он потянулся вверх изо всех сил.

- И тебя - вот как, - потянулся за ним большой заяц.

«Ого, как высоко, - подумал зайчонок. - Мне бы так!»

Тут зайчонок догадался: кувырк на передние лапы, а задними вверх по стволу!

- Я люблю тебя до самых кончиков задних лап!

- И я тебя - до самых кончиков твоих лап, - подхватил его большой заяц и подбросил вверх.

- Ну, тогда... тогда... Знаешь, как я тебя люблю?... Вот так! - и зайчонок заскакал-закувыркался по полянке.

- А я тебя - вот так, - усмехнулся большой заяц, да так подпрыгнул, что достал ушами до веток!

«Вот это прыжок! - подумал зайчонок. - Если б я так умел!».

- Я люблю тебя далеко-далеко по этой тропинке, как от нас до самой реки!

- А я тебя - как через речку и во-о-о-он за те холмы...

«Как далеко-то», - сонно подумал зайчонок. Ему больше ничего не приходило в голову.

Тут вверху, над кустами, он увидел большое тёмное небо. Дальше неба ничего не бывает!

- Я люблю тебя до самой луны, - шепнул зайчонок, и закрыл глаза.

- Надо же, как далеко... - Большой заяц положил его на постель из листьев.

Сам устроился рядом, поцеловал его на ночь... и прошептал ему в самое ухо:

- И я люблю тебя до самой луны. До самой-самой луны... и обратно.

Почему папе эта книжка не нравилась, понятно. И, думаю, он не единственный, у кого она вызывает раздражение: в ней, на первый взгляд, ничего не происходит, кроме того, что большой и маленький заяц выясняют, как они друг друга любят. С точки зрения мужчины, в этом есть нечто «женское», причем такое, что можно терпеть исключительно в период ухаживания (когда допускаются различные отклонения от нормальной жизни), но не дольше. Потому что вообще-то выражение чувств в словах обременительно и «неестественно». А вообще-то мужчине не подобает размениваться на сантименты - в нашей культурной традиции. Или, точнее сказать, в любой культурной традиции, склонной превозносить архаические идеалы «мужского» и «женского». И где настоящим призванием мужчины считается действие, а не речь. Речь - это что-то из женского «репертуара».

Но вообще-то речь - это то, что формирует понимание. В том числе, понимание самого себя. И анекдотическая фраза «Ты хочешь об этом поговорить?» связана с представлением о том, что любая выраженная в словах эмоция - нечто такое, чем можно как-то управлять. Облечение в слова - это некоторая операция, которая придает аффекту «материальную» форму, наделяет его «телесностью». Или, как говорят психологи, «опредмечивает» его. А с предметами нам гораздо проще обращаться. Предметы находится снаружи, вне нас. И поэтому мы можем на них воздействовать разными способами.

Из этой же области - известный психотерапевтический прием борьбы с детскими страхами: ребенку предлагают нарисовать свой страх на листочке бумаги, а потом разорвать его на мелкие кусочки.

Собственно, текст Сэма Макбратни и есть такое «опредмечивание» детского чувства - чувства по отношению к родителю. Ощущение присутствия родителя, тесно связанное с потребностью в безопасности; чувство, что тебя принимают, то есть что ты «имеешь право быть», - это основы доверия к миру, без которого маленький человек не может нормально развиваться. Сначала - доверие, потом - все остальное. Если у ребенка нет базового доверия к миру, он вырастает психически нездоровым. Степень патологии связана со степенью неудовлетворенности этой базовой потребности.

Очеловечивание маленького ребенка во многом связано с тем, как он осваивает речевые возможности. И точно так же, как он учится называть словами предметы, он учится - должен учиться - определять словами свои желания, чувства и мысли.

Естественно, среди прочего он будет «проверять» возможности речи выразить, зафиксировать то, что является его базовой потребностью - доверие к миру. А в основе этого доверия лежат родительские чувства к малышу. И эти чувства выражаются фразой «Я тебя люблю». Фразой, которой некоторые взрослые стесняются или которую считают излишней. Особенно папы.

Важная деталь: в истории Сэма Макбратни действуют маленький зайчонок и большой заяц. Не «мама-зайчиха» и не «папа-заяц», а именно большой заяц - то есть некоторый «обобщенный» взрослый, в котором малыш, в зависимости от собственного желания, может увидеть и маму, и папу, и другого близкого человека.

И что происходит? Зайцы рассказывают о своих чувствах друг к другу не просто словами, а с помощью движений. То прыгают, то кувыркаются, то лапы вытягивают, что для ребенка крайне важно: ведь он познает мир в движении. Знаменитый психолог начала прошлого века Жан Пиаже даже интеллект маленького ребенка охарактеризовал как «психомоторный». Среди прочего, с помощью движений малыши осваивают пространство. И в книжке пространственные «показатели» служат для выражения силы чувств: «я люблю тебя широко-широко», «я люблю тебя далеко-далеко», «я люблю тебя до самой луны». Для взрослого это метафора: чувство вообще-то нельзя измерить. Но в детском мире, где сосуществуют реальность бытовая и реальность игровая, можно. И ребенок использует для «измерения» те мерки, которые он уже освоил и которые ему понятны.

То есть поведение зайцев в книжке, их обмен «информационными сообщениями» по поводу своих чувств абсолютно точно соответствует детскому способу восприятия и мышления. Поэтому детям эта книжка должна нравиться - как любое точное описание их самих. Причем описание не внешнего, а именно глубинного, внутреннего.

И автор так это сделал, что разговор о любви выглядит энергичным и интересным. А картинки показывают, что любовь «по-детски», прежде всего, выражается в возможности вместе играть, общаться. Спросите малыша до чтения: о чем, ты думаешь, тут рассказывается? Он ответит: зайцы играют.

Очень понятно, почему ребенок в ситуации семейных неурядиц постоянно требовал читать ему эту книжку: напряжение между родителями рождает сомнение в прочности и дружелюбности мира. Оно тут же создает зазор между базовой потребностью ребенка и ее удовлетворением. Поэтому он ищет способы компенсации этой нехватки. Один из них - чтение книги.

Но вовсе не обязательно рассматривать «Знаешь, как я тебя люблю?» исключительно как средство, показанное в экстремальной ситуации.

Любому ребенку всегда нужны такие слова, и много их не бывает - особенно, когда слова облечены в художественную форму.

Марина Аромштам

Крошечный образный рассказ о любви с емким смыслом. Если судить не очень строго, то силу этого произведения можно сравнить с «Маленьким принцем» Экзюпери. Некоторые любители почитать называют этот рассказец одним из лучших наравне с «Дарами волхвов» и рассказом «Свеча горела».

В рассказе про двух зайцев говорится о глубоком чувстве, которое нелегко выразить словами или символами. Маленький зайчишка и большой пытаются объяснить друг другу степень своей любви. Как жаль, что любовь нельзя измерить, взвесить, обмерить и ответственно заявить, что сегодня «зайка» я люблю тебя ровно на 500 г меньше, чем вчера.

Бывает, что наши величины, по которым мы мерим жизнь, далеки от представлений другого. Но если обсудить вместе этот вопрос, то можно понять, как дороги мы друг для друга.

В тон к прочитанному рассказу выскажусь:

«Моя любовь к книгам измеряется расстоянием от Земли до Луны и обратно».

Знаешь, как я тебя люблю?

Настало время спать, и маленький зайчонок крепко ухватил большого зайца за длинные-длинные уши. Он хотел точно знать, что большой заяц его слушает.

Знаешь, как я тебя люблю?

Конечно, нет, малыш. Откуда мне знать?..

Я люблю тебя - вот как! - и зайчонок раскинул лапы широко-широко.

Но у большого зайца лапы длинней.

А я тебя - вот как.

«Ух, как широко», - подумал зайчонок.

Тогда я люблю тебя - вот как! - и он потянулся вверх изо всех сил.

И тебя - вот как, - потянулся за ним большой заяц.

«Ого, как высоко, - подумал зайчонок. - Мне бы так!»

Тут зайчонку пришла в голову отличная мысль: кувырк - встал на передние лапы, а задними вверх по стволу!

Я люблю тебя до самых кончиков задних лап!

И я тебя - до самых кончиков твоих лап, - подхватил его большой заяц и подбросил вверх.

Ну, тогда… тогда… Знаешь, как я тебя люблю?.. Вот так! - и зайчонок заскакал-закувыркался по полянке.

А я тебя - вот так, - усмехнулся большой заяц, да так подпрыгнул, что достал ушами до веток!

«Вот это прыжок! - подумал зайчонок. - Если б я так умел!».

Я люблю тебя далеко-далеко по этой тропинке, как от нас до самой реки!

А я тебя - как через речку и во-о-о-он за те холмы…

«Как далеко-то», - сонно подумал зайчонок. Ему больше ничего не приходило в голову. Тут вверху, над кустами, он увидел большое темное небо. Дальше неба ничего не бывает!

Я люблю тебя до самой луны, - шепнул зайчонок, и глаза его закрылись.

Надо же, как далеко… - Большой заяц положил его на постель из листьев.

Потом улегся рядом, обхватил зайчонка лапами и прошептал ему в самое ухо:

И я люблю тебя до самой луны. До самой-самой луны… и обратно.

Н астало время спать, и маленький зайчонок крепко ухватил большого зайца за длинные-длинные уши. Он хотел точно знать, что большой заяц его слушает.

Знаешь, как я тебя люблю?

Конечно, нет, малыш. Откуда мне знать?..

Я люблю тебя - вот как! - и зайчонок раскинул лапы широко-широко.

Но у большого зайца лапы длинней.

А я тебя - вот как.

«Ух, как широко», - подумал зайчонок.

Тогда я люблю тебя - вот как! - и он потянулся вверх изо всех сил.

И тебя - вот как, - потянулся за ним большой заяц.

«Ого, как высоко, - подумал зайчонок. - Мне бы так!»

Тут зайчонок догадался: кувырк на передние лапы, а задними вверх по стволу!

Я люблю тебя до самых кончиков задних лап!

- И я тебя - до самых кончиков твоих лап, - подхватил его большой заяц и подбросил вверх.

Ну, тогда... тогда... Знаешь, как я тебя люблю?.. Вот так! - и зайчонок заскакал-закувыркался по полянке.

А я тебя - вот так, - усмехнулся большой заяц, да так подпрыгнул, что достал ушами до веток!

«Вот это прыжок! - подумал зайчонок. - Если б я так умел!».

Я люблю тебя далеко-далеко по этой тропинке, как от нас до самой реки!

А я тебя - как через речку и во-о-о-он за те холмы...

«Как далеко-то», - сонно подумал зайчонок. Ему больше ничего не приходило в голову.

Тут вверху, над кустами, он увидел большое тёмное небо. Дальше неба ничего не бывает!

Я люблю тебя до самой луны, - шепнул зайчонок и закрыл глаза.

Надо же, как далеко... - Большой заяц положил его на постель из листьев. Сам устроился рядом, поцеловал его на ночь...

И прошептал ему в самое ухо:

И я люблю тебя до самой луны. До самой-самой луны... - и обратно.

Перевод Евгении Канищевой и Яна Шапиро
Рис. Аниты Джерам

Настало время спать, и маленький зайчонок крепко ухватил большого зайца за длинные-длинные уши. Он хотел точно знать, что большой заяц его слушает.

Знаешь, как я тебя люблю?

Конечно, нет, малыш. Откуда мне знать?..

Я люблю тебя - вот как! - и зайчонок раскинул лапы широко-широко.

Но у большого зайца лапы длинней.

А я тебя - вот как.

«Ух, как широко», - подумал зайчонок.

Тогда я люблю тебя - вот как! - и он потянулся вверх изо всех сил.

И тебя - вот как, - потянулся за ним большой заяц.

«Ого, как высоко, - подумал зайчонок. - Мне бы так!»

Тут зайчонку пришла в голову отличная мысль: кувырк - встал на передние лапы, а задними вверх по стволу!

Я люблю тебя до самых кончиков задних лап!

И я тебя - до самых кончиков твоих лап, - подхватил его большой заяц и подбросил вверх.

Ну, тогда... тогда... Знаешь, как я тебя люблю?.. Вот так! - и зайчонок заскакал-закувыркался по полянке.

А я тебя - вот так, - усмехнулся большой заяц, да так подпрыгнул, что достал ушами до веток!

«Вот это прыжок! - подумал зайчонок. - Если б я так умел!».

Я люблю тебя далеко-далеко по этой тропинке, как от нас до самой реки!

А я тебя - как через речку и во-о-о-он за те холмы...

«Как далеко-то», - сонно подумал зайчонок. Ему больше ничего не приходило в голову. Тут вверху, над кустами, он увидел большое темное небо. Дальше неба ничего не бывает!

Я люблю тебя до самой луны, - шепнул зайчонок, и глаза его закрылись.

Надо же, как далеко... - Большой заяц положил его на постель из листьев.

Потом улегся рядом, обхватил зайчонка лапами и прошептал ему в самое ухо:

И я люблю тебя до самой луны. До самой-самой луны... и обратно.