Дети не слушаются делают что хотят. Ребёнок мешает окружающим. Дефицит внимания взрослых

Из этой статьи вы узнаете:

К сожалению, сегодня в мире мало существует семей, где дети беспрекословно слушаются своих родителей. Сама же проблема послушания довольно важна и окружена многими дилеммами, а также требующая деликатного подхода. Изначально мы переносим много переживаний, пока ребенок находится в утробе матери, а потом нас начинают волновать вовсе другие вопросы, когда дети становятся непослушными.

Важно понимать, что в такие моменты необходимо, с одной стороны, поднимать собственный авторитет в глазах сына или дочки, а с другой стороны, не подавлять их стремление развиваться как личности. Если постараться сказать иными словами, то дети не должны чувствовать, что им приказывают и навязывают. Необходимо стараться делать так, чтобы они сами захотели делать то, что вам нужно.

Факторы и причины непослушания детей

Для начала необходимо разобраться в корне проблемы непослушания. Любой ребенок, какой бы ни был послушным, рано или поздно проявит свою индивидуальность и начнёт отказываться слушаться родителей. Конечно такое бывает и в раннем возрасте, когда ребенок 1,5 года не слушается, но в разных ситуациях, это может иметь разные последствия, иногда печальные. Важно и то, что проблема может усугубляться с возрастом, а значит, крайне важно возникшие проблемы решать корректно с самого раннего детства.

Также многим известная ситуация, когда самым маленьким разрешают делать многое, поэтому и не удивительно, что двухлетний ребенок не слушается родителей. Это приводит часто к тому, что формируется достаточно прочная модель собственного поведения у детей, которая подкрепляется вседозволенностью. Поэтому и не удивительно, что через некоторое время, ребенок в 4 года продолжает не слушаться никого. Но в это время, родители и воспитатели начинают активную борьбу с возникшей, вроде как внезапно, проблемой.

Обратите внимание


Активно заставляя ребенка слушаться родителей, можно нарушить его психику и свою тоже. Во избежание такой ситуации, важно понять причины, почему ребенок не слушается.


Первая причина, почему дети не слушаются

Как уже говорилось выше, основная проблема заключается в резком отношении родителей к поведению ребенка. Когда ему 1.5 года и он не слушается, то это нормально, а когда он достигает 4-5 лет, то это уже плохо, и папа с мамой начинают активно вести себя довольно строго. В основном это проявляется в угрозах и наказаниях.

В результате таких действий, сам малыш сталкивается с дилеммой: ещё вчера это было дозволенно, а сегодня строго пресекается.

На заметку родителям


Родители должны понимать, что виновниками возникновения таких ситуаций, являются они сами. А использовать жесткие формы воспитания, ни к чему хорошему не приведут.

Если вы решаетесь на строгое воспитание в нужное для вас время, то это может привести к двум плачевным вариантам развития событий. В первом из них у ребенка нарушится психика, которую взрослые просто доломают окончательно. Во втором дети с сильным характером просто захотят отстоять собственную линию поведения, а значит, слушаться они никого не будет вообще.

Вторая причина непослушания

Вторая причина может вытекать из множества противоречивых требований. С одной стороны дети должны учитывать правила, действующие внутри семьи, с другой стороны они вынуждены адаптироваться в среде воспитательных и учебных заведений, плюс ко всему окружающие их взрослые и другие дети могут оказывать сильное влияние, вынуждая реагировать на моральные, религиозные и другие нормы поведения, действующие в обществе. А как заставить или научить ребенка слушаться, если он будет совершенно дезориентирован?

Третья причина, почему ребенок может не слушаться

В этом случае, проблема заключается в том, что дети, подрастая, получают всё больше и больше новые:

  • навыки;
  • умения;
  • знания.

В это время, если трехлетний ребенок не слушается или дети старшего возраста, то они просто сами могут не знать, чего хотят. Также может быть и обратная ситуация, когда дети отлично знают, чего бы им хотелось, но в силу определенных причин родители не могут им этого позволить и ставят свой запрет. А естественная реакция любого молодого человека на запрет – бунт, причем может быть очень эмоциональным и приводит к желанию делать всё наперекор, что и приводит родителей к вопросу, как заставить своего ребенка слушаться.

Как научить и приучить ребенка слушаться родителей

Для того чтобы найти правильное решение для возникшей проблемы, взрослые должны понимать возможные причины непослушания и не использовать жестких воспитательных мер, которые сами по себе никогда ни к чему хорошему не приводят. Важно помнить, что ребенок – это индивидуальность, со своим видением мира, с которым нужно считаться. Не следует насильно склонять его к выбранной модели поведения. Частые наказания и запреты вызовут лишь стойкое желание ребенка сбежать, но уж никак не дадут ответ на вопрос.

К тому же, попытки «задавить авторитетом» лишь нанесут моральный ущерб, и могут стать причиной серьезных проблем в будущей, взрослой жизни. Крайне важно в тех случаях, когда родители не могут самостоятельно справиться с возникшими затруднениями, обратиться к соответствующим специалистам, поскольку только профессиональный подход поможет наладить мир в семье и исправит накопившиеся ошибки. Здесь же будут приведены общие ответы на поставленные вопросы. Но в каждом случае есть свои нюансы, под которые необходимо подстраиваться.

Если ребенок 1.5-2 года не слушается


Многие задаются вопросом, стоит ли как-то на это обращать внимание, чтобы не упустить случайно момент. Ведь вдруг потом будет поздно что-то исправлять. Причем это относится к случаям, если приемный ребенок не слушается или биологический.

Важный момент в том, что дети в возрасте около двух лет начинают проявлять достаточно сильные негативные реакции, но не все. Но с самими детьми ничего страшного не происходит, дело в том, что они начинают себя осознавать как отдельного человека. Если говорить другими словами, то зарождается личность и самостоятельность.

Проблема в том, что ребенок ещё не понимает, что он может делать и что ему разрешается делать. Главное в такие момент твердо объяснять ему, что можно делать, а чего нельзя. Также обратите внимание на тот факт, что в таком возрасте, у детей уже есть умения манипулировать своими родителями, особенно матерями.

Принципе поведения родителей

Старайтесь сдерживать свои слова и стоять на своём, когда делаете запрет на определенные действия ребенка. Держите себя в руках, поощряйте самодеятельность ребенка в правильных направлениях, играйте с ним и не будьте ему начальником, а родителем.

Если ребенку 3-4 года и он не хочется слушаться

Для этой ситуации мы можем привести реальный вопрос из жизни и ответ психолога не него.

Вопрос. Подскажите, будьте добры, ребенок 3 года не слушается и у него ужасное поведение: не хочет слушать, начинает упрямиться или вообще игнорирует нас – родителей. Если его забираешь из садика домой, то не хочет идти, начинается валяться, здесь разного рода «угрозы» никак не помогают. Если ему в дома запрещаешь смотреть мультики, то начинает очень сердиться и даже драться. Может даже временами сказать, что побьёт палкой или порубает топором, хотя такого нигде вроде не видел и слышать не мог. Фильмы такие не смотрим, а в мультиках такого не замечали.

Стоит ли его наказывать или что лучше предпринять в подобных ситуациях? Потому что мы уже начинаем себя чувствовать просто бессильными.

Ответ психолога


Здравствуйте. В таком возрасте, у вашего ребенка начинает формироваться целеустремленность и воля. В подобной форме они и пробуют себя утвердить. Главное, не позволить себе перебрать с вседозволенностью, а также не давить сильно на ребенка психологически. Постарайтесь найти некий баланс в своих действиях.

Следует только при полном отказе выполнять вашу волю, настаивать на своём и настаивайте на достижении своих целей. А если это простые пустяки, то не стоит ребенка дергать лишний раз, пусть пробует проявить свою волю. Даже если ребенок 4 года не слушается, через некоторое время, он уже пойдёт в школу, а там будут формировать другие функции психики и он станет более адекватным в своём поведении. К этом же ответу можно отнести вопрос, если ребенок 5 лет не слушается и ведет себя капризно.

Не хочет слушаться в возрасте 13 и больше лет

Если ребенок 13 лет не слушается, речь идёт о подростковом кризисе, когда проходит период становления ребёнка. В такое время, он уже хоте быстрее стать взрослым, но ещё не может понять, что это собой представляет. Если говорить другими словами, то ребенок уже хочет повторять то, что делают взрослые, но ещё не знакомы такие понятия, как ответственность и последствия, поэтому и появляются разного рода проблемы из-за этого. Как приучить ребенка слушаться родителей в таком возрасте рассмотрим дальше.

Как вести себя с 13-летним ребенком


В такой период нужно просто поддерживать своих детей, в нужное время иметь большое терпение, а в другое – пробовать войти в их положение. Также пробуйте дать понять им, что такое плохо и наоборот. Старайтесь постоянно проявлять мудрость, как родитель.

Всегда необходимо помнить о том, что когда у человека постоянно стрессовое состояние, то это по не его воли, выводит из равновесия. Причём все эти процессы никак не зависят от него. Плюс ко всему этому, переходной возраст и не устоявшаяся психика. Мы можем вам пожелать только больше заботы, любви и понимания в этом случае.

Заключение всей статьи

Старайтесь постоянно общаться со своим ребенком, показывая ему что плохо, а что нет. Понимайте его и предоставляйте максимум внимания. В конечном результате, никаких проблем с не послушанием у вас не будет.

Обратите внимание


Ни в коем случае не используйте физическое наказание, такие как удары по рукам, пощечины, подзатыльники, ремень и прочее. Это максимально травмирует психику ребенка и только испортит отношения ваши возможно на всю жизнь. Детские обиды будут оставаться с ним на всю жизнь до последних дней, а это является основной причиной разнообразных хронических заболеваний, что никак не сопоставимо с его непослушанием. Пусть лучше не слушается пару недель, месяцев или лет, чем всю жизнь потом мучается.

{deti2}

Если ребенок не слушается родителей, то этому явлению есть законное основание. Какие процессы развития влияют на послушание и что в поведении родителей может привести к детским капризам и истерикам — обо всем этом расскажет статья.

Родителям рано или поздно доводится сталкиваться с детским непослушанием и, хоть капризы у каждого ребенка разные, все мамы и папы в одинаковой степени задаются вопросом: «Что делать с непослушным ребенком?». Превратить детские истерики и бесконечный плач в послушание и прилежность — настоящее искусство, азы которого мы попытаемся постичь и найдем ответы на ключевые вопросы воспитания маленького человека.

Почему ребенок не слушается?

Причина детского непослушания кроется в особенностях развития ребенка. Во-первых, ребенок, появившись на свет, стремится как можно больше узнать и постичь: ему невероятно интересно почему утюг горячий, что будет если стянуть тарелки со стола и что таится в шкафу. А то, что мама запрещает изучать мир делает его еще более интересным и стремление «шкодить» разгорается с новой силой.

Во-вторых, процесс развития ребенка происходит не постепенно, а скачкообразно, что провоцирует такие явление, как кризисы. Кризис проявляется в изменении поведения ребенка, капризности, желании быть самостоятельным, перечить воли взрослых. Таких явлений длятся непродолжительно и проходят так же внезапно, как и появляются.


В детском возрасте психологи выделяют несколько кризисов, проявляющихся непослушанием: кризис 1 года, 3, 5 и 7 лет.


Малыш в Вашей семье — это не существо, которое когда-то вырастет и станет личностью, он уже личность. А так как каждой личности свойственны свои характер, рвения, желания и манеры, то совершенно непростительно для родителей сдерживать эти детские порывы разнообразными «нельзя».

Что делать, если ребенок не слушается в 2 года?

Если Ваш двухлетний малыш совершенно отказывается Вас слушать, без конца балуется и очень усложняет этим Вашу жизнь, то необходимо в первую очередь задуматься о собственном восприятии ситуации и своем поведении. Что делает родитель, когда ребенок носится из угла в угол по комнате, разбрасывает игрушки и рвет книжки? Наиболее частой реакцией мамы и папы в подобных ситуациях является крик. Это в корне неправильно.


Изучающий мир ребенок не понимает слова «нельзя». Ведь оно необоснованно разумным объяснением — он не понимает почему нельзя. Если кроха не реагирует на запреты, то, может быть, их возникло слишком много, может, на каждом шагу ребенок встречает злосчастные табу?


Чтобы воспитать ребенка послушным и не сломить его волю к познанию мира следует придерживаться определенных правил:

  • никогда не позволять себе переходить на крик, а тем более матерные слова — ребенок впитывает, как губка, все Ваши выражения
  • методы физического наказания — атрибут варваров и людей ничего ничего не смыслящих в педагогике — к ним ни в коем случае не следует прибегать


  • всегда объяснять ребенку почему ему запрещают что-либо («Машенька, трогать утюг нельзя, потому что он горячий, на ручке появится ожог, который будет сильно болеть»)
  • сделать среду обитания ребенка безопасной, чтобы не возникало потребности в запретах
  • в каждой комнате у ребенка должно быть не более трех запретов
  • старайтесь демонстрировать ребенку правильное обращение с вещами, тогда он не будет применять их наобум


Никакие рекомендации и советы не помогут родителям в тяжелом процессе воспитания ребенка, если они не будут считаться с тем, что малыш личность, требующая должного к себе отношения и уважения к своим желаниям. При этом важно не стать объектами детской манипуляции и не вестись на поводу у капризного ребенка.

Что делать, если ребенок 5 лет не слушается?

Непослушание ребенка в 5 лет является показателем того, что воспитательная работа родителей производится некачественно. Ведь если капризы годовалого крошки обусловлены природными ритмами и спецификой развития, то пятилетний ребенок в своем поведении полностью показывает недочеты воспитательного процесса — он ведет себя так, как его научили или спровоцировали.


Этот возраст характерен тем, что ребенок познает мир в форме игр, которые теперь становятся сюжетно-ролевыми или групповыми. Дети в 5 лет сами придумывают во что играть и как, причем могут использовать в своей игре все подручные средства начиная от кухонной утвари и заканчивая совершенно непредназначенной для игры косметикой и бытовой химией.


Не стоит пренебрегать игрой в педагогических целях. С одной стороны, играющийся самостоятельно ребенок — это очень удобно для мамы, но с другой — игровой процесс можно использовать в воспитательных целях.

Играясь с малышом, рассказывайте ему о мире, о правилах поведения, о том как не следует себя вести. В такой легкой и ненавязчивой форме ребенок намного лучше усвоит правила и запреты, чем от бесконечного крика и наказаний.


Если ребенок слишком балуется, то эффективным методом коррекции поведения может стать интересное увлечение, которым мама заполнит его безделье. Предложите крохе помочь Вам на кухне, дав какое-то «важное», безопасное и простое в исполнении задание.

Похвалите малыша за проделанную работу и поощрите. Кроме этого, помогут унять непослушного ребенка сказки, в которых приводятся примеры плохих и хороших поступков.


Очень важно, разговаривая с пятилетним ребенком, проявлять к нему уважение и общаться на равных.

Не подчеркиваете того, что Вы взрослый человек, а он — маленький и глупый. Обсуждайте его проблемы, говорите о том, что ребенку нравится-не нравится, но не употребляйте слов о том, что ребенок неправ и делает неправильно — помогите сделать правильно и подскажите как лучше. Крохе будет очень приятно, что с ним говорят как с взрослым и его понимают.

Видео: Что делать, если ребенок капризничает

Что делать, если ребенок не слушается в 7 лет?

С наступлением семилетнего возраста приходит и так называемый кризис семи лет. Это может наступить немного раньше или позже, ведь формирование личности — процесс индивидуальный и здесь могут существовать лишь условные рамки. В любом случае 7 лет непростой возраст, во время которого даже самые покладистые дети могут показать характер.


Выделяют несколько причин непослушания в возрасте 7 лет:

  • Смена социальной роли


Ребенок привык к тому что он сын или дочь, внук или внучка, а в семилетнем возрасте возникает и другая роль — ученик младших классов. Обстановка, коллектив сверстников, обязанности — в школе все для ребенка новое и непривычное, ко всему необходимо адаптироваться.

Поэтому в этот период может возникнуть некоторая нервозность и перемена в настроении, что, в свою очередь, провоцирует капризы, истерики и поступки, идущие наперекор воле родителей.

  • Недостаток родительского внимания


Родители начинают относиться к семилетнему ребенку как к, в какой-то степени, взрослому человеку: он вполне самостоятельно может решать некоторые бытовые и личные вопросы, не требует чтобы с ним игрались, кроме авторитета родителей появляется авторитет учителя и сверстников.

Но при всем этом он все так же остается ребенком, которому необходима любовь и забота мамы и папы, их внимание и совместный досуг. Когда же этого всего ребенок не дополучает, то закономерной становиться реакция, при которой всегда послушный ребенок перечит родителям, не слушается и игнорирует требования.

  • Лидерские качества


Если семилетний ребенок имеет ярко выраженные лидерские качества, то его непослушание может быть вызвано нежеланием кому-либо подчиняться. Важно не поддаться маленькому манипулятору и подчеркивать, что главенствующая роль принадлежит родителям, но при этом следует проявлять лояльность и не «ломать» волю ребенка.

  • Обида и злость на родителей


Негативизм и непослушание могут быть вызваны и более банальными причинами. Например, если ребенка сильно обидели (что-то не купили, не дали посмотреть мультфильм или поиграться с друзьями), то закономерной будет реакция, при которой чадо захочет «отплатить» родителям своей нерасположенностью к их воле и наставлениям.


Семилетний ребенок — это уже не малыш, который плачет и капризничает по всяким мелочам. Если ребенок не слушается родителей, то следует искать причину в личных переживаниях ребенка. Решить проблему поможет наблюдение за поведением ребенка и разговор с ним.

Поговорив с ребенком в спокойном тоне в благоприятной атмосфере, Вы сможете найти с ним взаимопонимание.

Видео: Воспитание детей 3-7 лет

Независимо от того сколько ребенку лет его непослушание — это признак того, что у него есть собственное мнение и он никогда не будет ведомым и конформным человеком, который будет принимать мнение окружающих как собственное. Поэтому не следует пытаться подавить его непослушание на корню, сделав ребенка податливой марионеткой.


Существуют полезные правила для родителей непослушных детей, которые помогут найти путь к гармонии с малышом:

  • не следует проявлять агрессию к непослушному ребенку, ведь это может принести обратный эффект
  • не пытайтесь «наказать» непослушного ребенка показным равнодушием
  • уделяйте ребенку как можно больше внимание, разговаривайте с ним и объясняйте то, что малышу интересно


  • не поддавайтесь на попытки ребенка манипулировать и командовать Вами
  • выражайте требования в форме просьб, мягко и тактично
  • показывайте позитивный пример поведения ребенку (ведь если Вы сами не соблюдаете правила, которые устанавливаете для ребенка, будет ли он им следовать?)
  • во время кризисных периодов не следует вычитывать ребенка за его поведение — это природный показатель развития и капризы пройдут через месяц-второй.

Видео: Непослушный ребенок. Школа Комаровского

Что делать? Конечно, хотелось бы отреагировать так, чтобы ребенок «забыл» о капризах, сделал, как нужно взрослому, и при этом все были бы довольны. Но ребенок – не марионетка.

Ребенок не слушается. Не желает одеваться, убирать свои игрушки, тянет с приготовлением уроков или снова пришел позже, чем вы сказали. При этом ведет себя не лучшим образом: кричит и плачет либо, «набычившись», отказывается с вами разговаривать…

Что делать? Конечно, хотелось бы отреагировать так, чтобы ребенок «забыл» о капризах, сделал, как нужно взрослому, и при этом все были бы довольны. Но ребенок – не марионетка. И хотя за взрослым сохраняется ведущая роль, во многих случаях у ребенка должно быть право голоса. Думается, что хорошим результатом было бы сознательное выполнение ребенком того, что кажется вам столь важным. И, конечно, сохранение позитивных отношений между вами!

Способ № 1: ГОВОРИМ О ЧУВСТВАХ РЕБЁНКА

Пожалуй, основное и первое, что нужно сделать в такой ситуации, – назвать чувства ребенка. Замечательно об этом написали в своих книгах американские авторы Фабер и Мазлиш: «Дети могут помочь себе сами, если кто-то готов их выслушивать и сопереживать им». Просто назовите чувство, которое, по вашему мнению, испытывает ребенок. Если вы ошибетесь, он вас поправит! Но признание чувств – первый шаг к сотрудничеству.
Скажите, например: «Это обидно отрываться от интересной игры, чтобы пойти кушать (спать)». Или: «Иногда так хочется еще отдохнуть и погулять с друзьями!»
Если вы признали и назвали чувства ребенка, это не означает того, что вы после этого должны разрешить ему не есть кашу, не убирать игрушки, не делать уроки и т. д. Признание чувств – лишь этап, но этап важный, настраивающий вас обоих на сотрудничество.

Способ № 2: ОТВЛЕЧЕНИЕ

Этот способ хорошо работает только с очень маленькими детьми, и лучше всего – в 1,5–2,5 года. Дальше его тоже можно применять, но он уже не является основным. Если малыш плачет и упорно отказывается что-то делать, то можно попробовать переключить его внимание на что-то другое. Посмотреть в окно на птиц или машины, начать заниматься чем-нибудь очень интересным у него на глазах, бодро рассказать стихотворение, показать что-то очень привлекательное… Вариантов масса. После того как малыш успокоится, можно вернуться к ситуации, которая привела к непослушанию. Очень много шансов, что теперь малыш не будет столь упрям.

Способ № 3: СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ!

Это тоже способ для маленьких детей, он хорошо работает до 4–5 лет. Не хочешь делать что-то? Давай вместе с тобой этим займется любимая кукла или мишка! Вместе можно и кашу есть, и в садик одеваться, и в ванную идти, и спать ложиться. Детям очень нравятся «живые» игрушки-перчатки, надеваемые родителем на руку. Так можно устроить целое представление и с удовольствием сделать то, что было предметом спора. Игра – естественное состояние для дошкольника, и такой прием тут же переключает ситуацию.
Самое главное, что уходит конфликтная атмосфера, противостояние и ребенок и родители начинают сотрудничать. Но стоит отметить, что этот прием перестает работать, если применять его слишком часто. Ребенок начинает подозревать, что им манипулируют с помощью игры. А также следует помнить, что даже у дошкольника нужно формировать разумное, обдуманное послушание. Поэтому игровые методы применять можно и нужно, но в сочетании с остальными.

Способ № 4: ПРЕДОСТАВЬТЕ ВЫБОР!

Этот способ работает с самого малого возраста и, пожалуй, не теряет своей актуальности. Вместо того чтобы выдвигать прямое требование («Ну-ка, за уроки, и без разговоров!»), предоставьте ребенку выбор! «Ты предполагаешь начать делать уроки сейчас или через полчаса?», «Ты хочешь надеть в садик красное платье или синее?» Заметьте, вы не ставите под сомнение, нужно ли идти в сад или выполнять задания. Вы позволяете ребенку выбрать способ, как сделать то, что не обсуждается. По мере того как ребенок взрослеет, нужно давать ему возможность самому очерчивать варианты, из которых он может выбирать.

Способ № 5: ОТСРОЧКА, ИЛИ «ТАЙМ-АУТ»

Этот способ заключается в том, что вы «откладываете» ситуацию на некоторое время. Его можно применять далеко не всегда – он не подходит, если ситуация требует быстрого реагирования. Но иногда ваш с ребенком спор касается вопросов, которые могут возникнуть лишь в будущем или являются «мировоззренческими». Например, он требует разрешить ему больше играть на компьютере или же позже возвращаться домой. Или настаивает, что будет гулять один. Или требует есть не 3, а 5 конфет в день.
Иначе говоря, речь идет о спорах, которые можно и не разрешать сию минуту. Если вы понимаете, что вам не удается убедить ребенка в своей правоте, или же начинаете сомневаться в своей первоначальной точке зрения, предложите ребенку взять «тайм-аут». Скажите, что вам нужно все обдумать, и вы поговорите об этом позже (назовите когда). И уж не забудьте о своем обещании!

Способ № 6: УБЕЖДЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Есть ситуации, в которых родители считают особенно важным, чтобы ребенок поступил именно так, а не иначе. Они касаются вопросов безопасности, а также соблюдения норм нравственного поведения. Обычно такие разговоры происходят после эпизода «неправильного» поведения ребенка, которое он не хочет признавать.
Убеждение – это еще не требование. Убеждение – это способ передать ребенку собственную точку зрения на ситуацию, объяснить, почему нужно поступать именно так. Почему нужно стоять, когда горит красный свет, и ни в коем случае не вырывать свою руку. Почему нужно идти к столу, когда вся семья уже в сборе. Почему нельзя пойти с незнакомым человеком, пообещавшим показать маленьких щенят. Почему, почему, почему…
Но длинные монологи взрослых, не предполагающие активного участия ребенка, имеют весьма невысокую эффективность. Хорошо, когда взрослый не только старается убедить ребенка, но и обсуждает с ним ситуацию. Обсуждать – значит вести диалог. Обсуждать – значит побуждать ребенка к тому, чтобы он обдумал ситуацию и сам нашел несколько способов поведения в ней.

Способ № 7: ТРЕБОВАНИЕ

Есть ситуации, когда применимо строгое, бескомпромиссное требование. Если ребенок играет со спичками или балуется на краю обрыва, тут вряд ли подойдут отвлекающие приемы, уговоры и убеждения. Как и в ситуации, когда ему пришло в голову щекотать гостям ноги под столом или же выкрикивать что-то на представлении в театре.
Сначала нужно со всей строгостью прекратить «безобразие», а уж потом вести беседы. Вы коротко высказываете требование («Прекрати…» или «Сделай…») и, если есть время, даете предельно краткое пояснение – почему: «Опасно играть со спичками (баловаться у обрыва)».
Требованиями, конечно, не стоит злоупотреблять. Но и применяются они не столь редко, и чем младше ребенок, тем, пожалуй, чаще. Ведь круг опасных ситуаций для него пока не очерчен, а значит, взрослый действительно «знает лучше». И только после того, как опасная или неловкая ситуация преодолена, нужно ее обсудить.

Способ № 8: НА МЕНЯ ЭТО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!

Открытый протест, истерики, нытье, споры ребенок использует как средство, чтобы ему все же разрешили то, что хочется, или не заставляли делать то, чего он не желает. Таким способом ребенок порой прибегает к манипуляции вами.
Натренировавшись, вполне можно различать искренний обиженный плач и манипуляторный плач «посмотрите-как-я-несчастен». Во втором случае нужно сказать ребенку, что его приемы на вас не действуют и ваше мнение остается неизменным. И главное, быть последовательными: не разрешили так не разрешили; настаиваете на своем, так уж до конца. Иначе вы рискуете надолго стать жертвами детских манипуляций, когда он будет «ведущим», а вы – «ведомыми».

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Эмоциональное развитие ребенка. Что Вы о нем знаете?

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Дети: Любовь без условий

Родители часто жалуются на то, что ребенок 9 лет не слушается, не желая признавать того, что в первую очередь это ошибка их самих. Дети могут вести себя капризно и в 2 года, и в 6 лет, и в 9, но для каждого возраста существуют свои причины, а разобраться в них нужно в . Именно родители, как самые любящие и понимающие для ребенка люди, должны помочь ему преодолеть этот барьер и избавиться от своего непослушания. Но не у всех хватает знаний и терпения, поэтому такие семьи часто становятся пациентами у психолога. В этом нет ничего страшного. Более того, именно специалист поможет быстрее и правильнее разобраться в сложной ситуации.

Если малыш не слушает родителей в 2-3 года, это явление считается вполне нормальным. Возраст допускает такое поведение, но его нужно начинать постепенно корректировать, иначе позже будет тяжело всем.

Родители иногда не понимают, что непослушные дети сильно страдают. Это особенно касается тех, для кого такое поведение является методом выражения протеста. Эти дети после очередной неприятной ситуации будут находиться в сильном стрессе, а целая череда ссор вгоняет их в депрессию. В возрасте 9-10 лет это может оставить сильную психологическую травму, которая после перерастает в сильнейшую психологическую травму, что обязательно скажется на дельнейшей жизни человека.

Поэтому нужно обязательно искать пути решения, а их может быть очень много. Но главное — это определить суть проблемы. Причин, из-за которых ребенок может вести себя непослушно, игнорировать просьбы, избегать общения и просто закатывать истерики, существует огромное количество. Для каждой ситуации имеется свой метод решения проблемы.

Стиль воспитания

Все дети по-разному реагируют на те или иные психологические ситуации. И очень многое зависит не от характера, а от приобретенных навыков, которые передаются через .

Родители могут предъявлять своему чаду различные требования. У кого-то в семье они и вовсе отсутствуют. Но результат воспитания иногда может сильно удивить, когда в определенный момент взрослые начнут замечать, что их девятилетний ребенок стал просто неконтролируемым.

Часто с проблемой непослушания сталкиваются семьи, в которых используется авторитарный стиль воспитания. В основном к такому способу прибегают отцы, но в последнее время психологи часто сталкиваются и с чрезмерным материнским авторитетом в жизни ребенка. При этом происходит слишком сильное давление на неокрепшую детскую психику. Ребенка не воспитывают, а дрессируют. При этом он становится не послушным, а подавленным, без возможности проявлять свою волю. Но однажды такой прессинг все же должен найти выход. И это может выражаться в виде непослушания, а чаще всего простого игнорирования членов своей семьи.

Значительно проще воспитывать свое чадо в демократичном стиле. Это значит, что все вопросы в семье, которые касаются поведения, обучения и иных важных для ребенка моментов, будут связаны не с приказами, а с совещанием. Вот прекрасный метод для налаживания отношений с любым человеком, в любом возрасте. Однако некоторые родители тут дают слабину, что выходит в виде непослушания в будущем. Некоторые дети слишком открыто пользуются хорошим отношением к ним, считая это вседозволенностью. Но исправить такую ситуацию будет достаточно просто, ведь с ребенком, который растет в демократичной среде, всегда можно договориться. Он не будет замыкаться в себе, как те дети, которые воспитывались родителями-авторитетами.

Третий стиль воспитания, который специалисты выделяют в отдельную категорию, носит называние смешанного. Это достаточно спорная ситуация, которая может быть либо идеальным решением, либо полным провалом. В данном случае родители ведут себя вполне демократично, всегда во всем советуются со своим чадом, но при нарушении правил начинают действовать жестко. В таком случае ребенок либо подстраивается под ситуацию и старается всегда вести себя хорошо, либо испытывает судьбу и живет только от одной порки до другой.

Причины непослушания

Для каждого возраста существуют свои нормы поведения. Но это вовсе не говорит о том, что ребенку с ранних лет нужно позволять все только по причине того, что он еще слишком мал. Объяснять правила нужно сразу. В этом случае к 9 годам родителям не придется своего драгоценного чада.

Что касается воспитания в более старшем возрасте, то есть около 9-10 лет, то тут все сложно. Многое зависит от модели поведения родителей, которая была использована ранее. Семьи, где использовался авторитарный стиль, должны несколько пересмотреть свое отношение к воспитанию. Если дошкольник еще сможет смириться с тем, что ему постоянно что-то приказывают, то уже к третьему классу ребенок может перестать терпеть такое отношение к себе. Приказной тон лучше сменить на обсуждение либо просьбу. Нет ничего страшного в том, что родитель что-либо попросит у своего чада. Не нужно бояться, что авторитет при этом упадет до нуля, не исключено, что он даже возрастет в глазах ребенка. В свою очередь грубый тон и приказы неприятны всем, даже тем, кто к такому обращению привык с детства.

Родители, которые так воспитывают своих детей, должны быть готовыми к тому, что однажды чаша терпения будет переполнена и тогда это обязательно выльется в массу неприятностей, а в первую очередь в капризность. Начать выражать свой протест ребенок может уже в 9 лет, но в подростковом возрасте ситуация может стать критичной.

Еще одной проблемой является игнорирование просьб и потребностей ребенка. Это очень важный момент. Когда родители не слышат свое чадо либо намеренно игнорируют его желания, считая, что лучше знают, что нужно ребенку сейчас, начинает формироваться ощущение ненужности. Одной из форм выражения подобного состояния обязательно станет капризность. В школьном возрасте такие ситуации очень опасны. Жизнь ребенка может быть достаточно сложной из-за нагрузок в учебе, подготовки к переходному возрасту. Если к этому прибавится еще и ощущение того, что даже родители его не любят, это может стать очень серьезной травмой.

Нельзя не рассмотреть и очень типичную ситуацию, когда в семье разрешается все с ранних лет. Для ребенка нет преград ни в общении, ни в действиях. Такие дети будут очень общительными и активными, но неуправляемыми. Когда ребенок находится в определенном возрасте, должны быть люди и нормы поведения, которые могли бы на него повлиять. В противном случае ситуация может выйти из-под контроля и стать критичной. Такие дети, для которых не существовало ограничений и законов в семье, в будущем могут стать преступниками, так как для них не будут важны и общепринятые правила.

Родители, которые во всем потакают своему малышу, лишь бы тот был счастлив, рискуют столкнуться с тем, что их 9-годовалый ребенок вырастет настоящим манипулятором. В таком случае любой отказ от требований ребенка будет выражаться в виде непослушания и истерик.

Все это говорит о том, что основные причины детского непослушания зависят именно от родителей. Не нужно выпускать ситуацию из-под контроля еще в раннем возрасте, тогда не придется переживать из-за капризности малыша к 10 годам. Если же избежать проблем не удалось, нужно научиться бороться с капризами, но делать это правильно. Не стоит забывать о том, что не за горами и самый сложный период, а именно . Если до этого времени родители не наладят со своим чадом нормальный контакт, придется решать гораздо большие проблемы.

Как побороть непослушание?

Если для ребенка к 9 годам стало нормой плохое поведение, грубые разговоры с родителями, учителями и просто взрослыми на улице, нужно подробно разобраться в проблеме. Для начала стоит обратить внимание на собственную модель поведения. Дети во всем берут пример со взрослых. Поэтому очень важно самим вести себя правильно. Без выполнения этого пункта не стоит рассчитывать на успех. Если дети видят, что родители постоянно ссорятся, грубо разговаривают между собой и негативно относятся к окружающим, стоит ждать того, что со стороны ребенка это обязательно проявится в виде капризности и непослушания.

Если родители привыкли к авторитарному стилю, необходимо внести некоторые коррективы в общение, поскольку 9-10 лет — это уже достаточно большой возраст. Ребенок не будет просто терпеть приказы, ему нужно уважение, а особенно со стороны родителей. Если он будет постоянно слышать только указания, может возникнуть протест. Поэтому взрослым необходимо объяснять свои слова так, чтобы это выглядело не как приказ, а как рекомендация. К примеру, можно заменить фразу: «Немедленно убери в своей комнате» на: «Сделай, пожалуйста, уборку, чтобы в комнате стало просторнее и удобнее».

Если родители постоянно говорят, но не слышат ответа своего чада, это очень плохо. Ребенок может не найти другого способа донести свои слова взрослым и просто начнет капризничать. Решение вопроса кроется в обычном диалоге.

Большинство причин непослушания и методов борьбы с ними — в родителях. Чрезмерные запреты либо неограниченная свобода — все это нехорошо сказывается на воспитании. В таком тонком моменте все должно быть сбалансировано. И важно не упустить контакт с ребенком на том этапе, когда все еще можно исправить. Если к 9 годам тихий и послушный ребенок вдруг стал показывать свой характер, не нужно удивляться, необходимо найти причину и устранить ее. Многие родители забывают о чувствах своих детей, просто действуя по правилам либо по намеченному ранее плану. Но каждая семья и каждая ситуация индивидуальны. Поэтому нельзя утверждать, что в конкретной ситуации можно решить проблему тем или иным способом, не зная ее сути и всех подробностей.

Таким образом, если ребенок перестал слушаться, а наладить контакт с ним родителям не удается, не нужно стесняться рассказать о своей проблеме. Но только слушателями должны быть не друзья с родственниками, а профессионалы.

Можно ли считать непослушание психическим отклонением?

Многие родители, которые тщательно следят не только за физическим, но и за эмоциональным состоянием своих детей, часто начинают переживать, когда отмечают подозрительное поведение. К примеру, в некоторых семьях живут детки, которые могут быть рассеянными, долго собираться, иногда даже игнорировать просьбы взрослых либо просто отказываться от контакта с людьми. Взрослые порой воспринимают такую ситуацию как серьезное отклонение от нормы и верх непослушания.

Но на самом деле все значительно проще. Именно так зачастую ведут себя детки с высоким интеллектом. Им просто скучно вести разговоры с обычными людьми, и они не всегда могут выслушать просьбу взрослого, так как их мозг в этот момент может быть занят решением других важных на их взгляд вопросов. В таком случае у родителей есть только один выход — смириться с гением в семье. Не нужно давить на ребенка, так как это может нарушить его психику и крайне негативно сказаться в будущем.

Чрезмерно послушный ребенок, но с несчастным взглядом является поводом для беспокойства. Это верный признак того, что родители перестарались с воспитательными мерами.

Прежде всего, хочется уяснить, для чего мы хотим, чтобы ребенок был послушным? Что мы вкладываем в это понятие? Нам нужно, чтобы ребенок беспрекословно выполнял наши требования, не мешал, следил за порядком и приносил из школы одни пятерки? Или мы хотим воспитать здорового, счастливого, духовно развитого человека? Святые отцы говорят, что послушание - это не подавление воли старшим младшего, а направление его собственной воли к благу. Послушание необходимо для воспитания ребенка, но нужно оно самому ребенку, а задача родителя быть ему помощником и педагогом (от древнегреческого παιδαγωγός, «ведущий ребенка»).

Изучая педагогическую и психологическую литературу, творения Святых отцов и православных педагогов, можно выделить несколько причин детского непослушания. Нам всем необходимо чаще напоминать себе о них, чтобы не скатываться в эти крайности и не наносить тем самым вред ребенку.

Настоящая любовь не только не исключает, но и предполагает разумную строгость, объективность

Неразумная любовь родителей к детям. Казалось бы, как это любовь может навредить ребенку? Ведь любовь - это основа взаимоотношений внутри семьи! Это так, но то, что мы назвали «неразумной любовью», зачастую уже любовью не является. Можно скорее определить ее как болезненное чувство, страсть. Бывает, что родитель «души не чает» в собственном ребенке, он смысл всей его жизни. Одновременно с этим такой родитель требует, чтобы ребенок горячо и с одинаковым постоянством любил нас. Боясь потерять любовь ребенка, родители идут у него на поводу, выполняя любой каприз и не замечая его проступков. Ребенок же, чувствуя это, начинает пользоваться слабостью родителей. Настоящая любовь не только не исключает, но и предполагает разумную строгость, объективность. В противовес «неразумной любви» родители должны быть преисполнены безусловной любовью к ребенку, когда вы любите его в любое время, несмотря на усталость, раздражение, в не зависимости от его проделок, даже когда он вас совсем не слушается.

Отсутствие родительского авторитета. Это очень важная причина непослушания. Именно потому, что от нас требуется постоянный добрый пример, а мы часто его не показываем. По мнению А. С. Макаренко, есть различные виды ложного авторитета.

Авторитет подавления. Им по большей части обладают отцы, проявляя настоящий террор, держа в страхе всю семью. Такой «авторитет» ничего не воспитывает, он только приучает детей держаться подальше от «страшного папаши», порождает в ребенке лживость, трусость и жестокость.

Авторитет расстояния. Некоторые родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка выступая в роли начальника. Дети при этом находятся на попечении бабушки или няни.

Авторитет резонерства. «Родители заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В этой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть в глазах детей непогрешимыми» (А.С. Макаренко).

Избалованность ребенка взрослыми, с одной стороны, и излишняя строгость - с другой. Угрозы в адрес ребенка, по мнению Х.Дж. Джайнотт, также ведут к непослушанию. Дети часто воспринимают угрозу как призыв повторить запретное действие. Когда взрослый говорит: «Еще только раз сделай…», ребенок слышит лишь: «Сделай».

Тепличное воспитание, когда взрослые оберегают детей от любых усилий.

Отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

Обобщая взгляды ученых на разнообразие причин детского непослушания, приходим к выводу: большинство их кроется в неумелом, неразумном воспитании, в дурном примере, который многие из родителей подают детям. Постараемся понять, как нам не допустить такого.

В воспитании у детей послушания Н. И. Козлов рекомендует использовать алгоритм последовательных действий: 1) обратите внимание на себя и убедитесь в наличии контакта; 2) обратите внимание на то, что у вас к ребенку есть просьба, и убедитесь, что вас услышали; 3) изложите проблему, сформулируйте требование (лучше в форме просьбы) и убедитесь, что вашу просьбу поняли; 4) выслушайте ответ и договоритесь до чего-то, что устроило бы обе стороны; 5) если нужно, решите вопрос с мотивацией; 6) договоритесь о контроле (как вы узнаете о выполнении); 7) подтолкните к выполнению и эмоционально «подкормите» теплом или личным отношением; 8) поддерживайте постоянный фон, спокойствие, теплоту и требовательность (варьируется по ситуации).

Ни одна область жизни ребенка не может быть оставлена без требовательного и уважительного внимания к его действиям и поступкам. Приказаний, требований, запретов не должно быть слишком много. Педагогическим условием воспитания разумного послушания и одновременно профилактики непослушания является грамотное предъявление требования. Требовательность должна основываться не на насилии над личностью, а на справедливости и доверии. Там, где отношения взрослых и детей строятся на основе разумной любви и уважения, требовательность помогает ребенку находить нужные формы поведения.

Справедливость и законность требований - непременные условия формирования осознанного послушания. Если ребенок чувствует, что с ним обошлись несправедливо, то его реакция может быть самой неожиданной. Даже уравновешенные, послушные дети иногда отвечают на несправедливые требования упрямством и капризами. Некоторые, испытывая глубокое чувство обиды, замыкаются в себе, теряют доверие к взрослым. Нельзя чередовать требовательность с попустительством. Если ребенка заставляют убирать игрушки, класть вещи на место, чистить на ночь зубы и т.п., то этого нужно придерживаться постоянно. Если же воспитание строится на уступках, то оно, в конечном итоге, будет зависеть от детского «хочу - не хочу».

Непоследовательность взрослых также отрицательно влияет на поведение дошкольника. Резкие переходы от нежности и ласки к чрезмерной строгости сбивают детей с толку, они с трудом понимают, чего от них хотят. В итоге у ребенка развивается неуравновешенность. Иногда взрослые, стремясь восполнить отсутствие должной требовательности и исправить ошибки воспитания, обрушивают на ребенка целый поток требований: соблюдать чистоту и порядок, следить за своим внешним видом, выполнять поручения по дому и т.д. Ребенок не справляется с таким объемом указаний, нервничает, и это нередко приводит к конфликтным ситуациям. Пренебрежение взрослыми чувством меры ведет к тому, что самые хорошие побуждения могут вызывать у детей негативные формы поведения.

В семьях, где имеются разногласия в требованиях, ребенку выгоднее слушаться того, чьи указания совпадают с его желаниями

Согласованность и последовательность в требованиях крайне важны. Малышу сложно ориентироваться в ситуациях, если воспитатель чего-то потребовал, а родители не поддержали; если мама разрешила, а папа отменил; если бабушка похвалила, а дедушка осудил. В семьях, где имеются разногласия в требованиях, ребенку выгоднее слушаться того, чьи указания совпадают с его желаниями, поэтому недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой - как добрый защитник. Дети быстро улавливают, как вести себя с каждым: папу нельзя не слушать - он строгий; с бабушкой можно покапризничать - она пожалеет, уступит; ну, а мама всегда купит то, что просишь, особенно если заплакать.

Когда правила меняются ежедневно, ребенок, проявляя непослушание, начинает испытывать авторитет взрослых. Если взрослые показывают ему, что у них есть предел прочности, то тем самым поощряется ухудшение плохого поведения. Чаще всего в таких ситуациях взрослые прибегают к наказанию. Только согласованность требований создает условия для закрепления правильных форм поведения, вырабатывает в ребенке веру в законность родительского слова. А от этого в значительной степени зависит и незыблемость родительского авторитета. Безусловно, даже в самых незыблемых правилах бывают исключения, это нормально. Родитель должен всегда сопоставлять требования с реальной ситуацией. Если вы каждый вечер чистите зубы, а сегодня вернулись домой за полночь, то ничего страшного, если этот раз будет исключением из правил. Если ребенок болеет, с температурой, никакого «быстро убери игрушки на место» и быть не может. При этом ребенок не воспримет этот как разрешение не убираться за собой, правило есть правило, а сегодня исключение.

Чтобы требования вызывали у ребенка желание их выполнять, далеко не безразлично, в какой форме они высказаны. Ведь одно и то же указание может звучать по-разному в зависимости от того, как его преподнести. «Кому сказано: сейчас же - марш в постель!» В таком распоряжении чувствуется раздражение. Ребенок может подчиниться, но может и ответить упрямством, упорным отказом. Или: «Побыстрей ложись в постель, я тебе сказку расскажу». Заинтересованный малыш торопится в постель, но оказывается, что обещание рассказать сказку - это лишь прием, злоупотребление его доверчивостью. В следующий раз он не поверит родительскому слову.

Некоторые родители прибегают к обману как к средству, усиливающему весомость распоряжения. Это значит, что они не надеются на послушание ребенка без дополнительного «усилителя». В таком распоряжении скрыта слабость взрослых. Если ребенок это почувствует, то впоследствии он не будет реагировать на их требования.

Предупредить детское непослушание позволяет и учет интересов детей. Нельзя забывать, что у дошкольника есть свои интересы, духовные запросы, являющиеся движущей силой его развития, формирования волевых качеств; нельзя не учитывать, что каждый ребенок испытывает потребность высказать свои маленькие (но для него такие важные) обиды и радости и в ответ ждет сочувствия, поддержки. Ребенка надо уметь выслушать даже тогда, когда с точки зрения взрослых его заботы и волнения выглядят малозначительными. Это важно для формирования доверия к окружающему миру, чувства собственного достоинства. Это не то советское «человек - это звучит гордо», а любовь и уважение к тому образу и подобию Божиему, которые есть в каждом человеке. Нельзя любить Бога и пренебрежительно относиться к Его образу в маленьком человеке.

Ребенку, который заигрался или зачитался интересной книжкой, сложно переключиться на выполнение требований взрослого: сесть за уроки, сходить в магазин, принести какую-нибудь вещь. Увлеченный своим делом, ребенок как бы не слышит родителей. Не всегда такое поведение надо толковать как непослушание. Собираясь о чем-то попросить ребенка, но видя, что тот поглощен интересным занятием, следует сначала отвлечь его внимание, дать возможность переключиться, а потом уже требовать. Иногда приходится прибегать к прямому вмешательству, чтобы пресечь недозволенный способ поведения. В таких случаях экстренной мерой является запрещение. Например: «Нельзя дерзко отвечать маме, это очень плохо».

В воспитании послушания очень важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, но это отдельная большая тема.

Воспитание - это соработничество родителей и Бога

Послушание - такое растение, которое может расти только там, где почва для него благоприятна. В воспитании разумного послушания важным условием является проявление безусловной любви к ребенку. В то же время родители, даже безупречно выполняющие свои родительские функции, порой сталкиваются с вспышками протеста, непослушания со стороны ребенка. В таких ситуациях они должны знать, что все дети время от времени капризничают, не слушаются. Нельзя забывать, что даже самый подготовленный родитель не может целиком определить жизнь ребенка. Воспитание - это соработничество родителей и Бога. Именно Ему нужно вверять попечение о своих детях, и прилагая максимальное усилие в правильном воспитании и добром примере, не забывать о молитве о детях.