Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением

На занятии с применением диалогических методов дети знакомятся с понятием «духовное здоровье», размышляют о его взаимосвязи с физическим здоровьем. Занятие направлено на осознание личной ответственности за свое здоровье и способствует духовно-нравственному воспитанию школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект занятия на тему

«Духовное здоровье»

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ п. Коминтерн»

Шепелина Салтанат Закаровна

Пояснительная записка.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что «…воспитание обучающихся должно обеспечить готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению». Я считаю, что духовно-нравственное развитие и воспитание школьников - это основа образовательного процесса в целом, в том числе – это основа формирования ценностного отношения к своему здоровью и здорового образа жизни. Поэтому занятие, посвященное духовному здоровью, будет очень актуальным.

Данную разработку можно использовать для проведения классного часа (4 кл. и старше). Кроме того, материалы разработки можно использовать на уроках по предметам «основы безопасности жизнедеятельности» и «основы здорового образа жизни» (региональный компонент). Можно включать тему «Духовное здоровье» в качестве вводного урока по этическому блоку программы по озож в нескольких классах и рассматривать это понятие, постепенно наполняя его новым содержанием. В полном объеме материал урока можно использовать в 7 классе, где по действующей программе предусмотрено изучение понятия «здоровье духовное».

Материал также может быть использован и на занятии кружка здорвьесберегающей направленности.

По типологии урок заявлен как «открытие новых знаний». С понятием «духовное здоровье» дети знакомятся в ходе эвристической беседы при доминирующей роли учителя, а вот его влияние на здоровье физическое открывают в ходе самостоятельной работы в группах.

Разработка будет полезна классным руководителям, учителям, преподающим основы здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Дидактическое обоснование

Тема: Духовное здоровье

Цель: на основе осознания понятия «духовное здоровье» способствовать совершенствованию личности школьников.

Задачи:

Формирование понятия «духовное здоровье», уяснение его влияния на здоровье физическое;

Развитие речи, мыслительных операций анализа, синтеза, конкретизации;

Воспитание стремления к укреплению своего духовного здоровья.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Используемые технологии, методы и приемы: технология развития критического мышления; эвристическая беседа, самостоятельная работа, рассказ учителя; анализ высказываний мудрых, кластер, синквейн.

Формы организации детей: коллективная, групповая, парная

Ход урока

I этап. Вызов (актуализация опорных знаний, мотивация, формулирование темы).

Сегодня мы продолжим разговор о здоровье – величайшей ценности для человека. Прежде чем определить тему нашего занятия, давайте вспомним, что мы уже знаем о составляющих здоровья.

Используется прием «кластер». Дети уже много знают, о том, как беречь здоровье физическое. Они называют эти факторы. Учитель проводит стрелки от слова «физическое» и прикрепляет таблички с напечатанными словами.

Здоровье

Физическое?

двигательная активность;

Правильное питание;

Закаливание;

соблюдение правил личной гигиены;

Безопасное поведение;

Отказ от употребления алкоголя, наркотиков, курения.

А сейчас мы поработаем с высказываниями мудрых и они помогут нам определить тему нашего урока и начать ее обсуждение.

1слайд. Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.

Джон Локк

Прочитайте 1ое высказывание. О чем говорится в нем? (…) «Здоровое тело» – это о здоровье физическом, а «здоровый дух» - как вы понимаете это словосочетание? (…) Речь идет о важнейшем компоненте здоровья человека – его духовном здоровье. Итак, тема нашего урока (кл. часа) – духовное здоровье . Кластер дополняется: духовное.

II этап. Осмысление

Что же подразумевается под этим понятием? Давайте снова обратимся к высказываниям мудрых:

2ой слайд:

Упавший духом гибнет раньше срока.

Омар Хайям

Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.

Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.

Эпиктет

О чем же говорится в этих высказываниях? (…) .

По мере ответов детей продолжается построение кластера (духовное здоровье - красота души, сила духа, душевное здоровье). Далее работа продолжается в виде беседы с наводящими вопросами, уточнениями и дополнениями учителя:

Человек – существо сложное. Для полного счастья ему нужно сначала удовлетворить свои самые необходимые, жизненные потребности – в пище, в крыше над головой, в тепле. Но как только все они удовлетворены, человеку хочется чего-то большего – успеха, признания, положительных эмоций, творчества, любви . Это духовная сфера жизни человека.

Может ли человек, не понимающий, для чего он живет, добиться успеха в жизни? (...) Значит, наличие смысла и целей в жизни важнейшая характеристика духовной сферы человека. А в чем состоят эти цели, и как он их добивается - это уже характеристика его духовного здоровья.

Предположим, у двух молодых людей одна цель – поступить учиться на престижный факультет института. Один, не рассчитывая на свои силы, идет на платное отделение, а другой упорно готовится, и, пусть даже не с первого раза, но поступает благодаря собственным знаниям. Кто добьется больших успехов в профессии, а, значит, и признания? (…) Тот, кто больше знает и умеет добиваться поставленных целей. Благодаря чему он достигнет успеха? (...) Благодаря силе воли, упорству, трудолюбию, т.е. определенным чертам характера. Характер, конечно у всех разный. Можно ли его изменить – от каких-то черт избавиться, какие-то выработать в себе? (…) Работа над собой, самовоспитание или самосовершенствование – также важнейший показатель духовного здоровья человека.

Один из показателей духовного здоровья на нашей схеме мы обозначили как душевное здоровье. Чтобы не было повтора – «духовное здоровье – душевное здоровье» давайте уточним и исправим - эмоциональное или душевное равновесие. Человек находится в эмоциональном равновесии, когда у него на душе спокойно: нет тревог, нет переживаний, нет отрицательных эмоций. Длительное переживание отрицательных эмоций способно вызвать различные заблевания – неврозы, язвы, болезни кожи и сердечно-сосудистой системы.

Человек, находящийся в эмоциональном равновесии, умеет контролировать свои мысли и поступки, управлять своими эмоциями. Он умеет понимать окружающих. Он умет правильно оценить ситуацию и найти достойный выход из нее.

Человеку нужно осознавать, что постоянно сожалеть о прошлом и бояться будущих ошибок бессмысленно. Прошедшие события уже никак нельзя изменить, а будущее целиком зависит от настоящих действий . Кто понимает это – тот п онимает личную ответственности за собственную жизнь и развитие. Не нужно обвинять во всем судьбу. Все, что рано или поздно происходит, как плохое, так и хорошее, чаще всего является результатом собственных решений человека и сделанного им выбора.

Индийские учёные провели опрос людей, перенесших клиническую смерть. Они рассказывали, придя в сознание, что Светоносное Существо на роковом пороге задает человеку два вопроса: «Научился ли ты любить людей?» и «Научился ли ты получать знания?». Индийские ученые предположили, что возможно в этом кроется смысл человеческой жизни. Действительно, сильный духом человек любит людей , он никогда не отвечает местью на любое совершенное зло. Это не означает, что не следует добиваться справедливости и заслуженного наказания. Просто сила духа предполагает умение признавать собственные ошибки, понимать мотивы и чувства другого человека, прощать даже серьезные проступки.

А что касается получения знаний – об этом очень хорошо сказано в русской пословице «Век живи, век учись». Кроме того, получение знаний - это один из способов самосовершенствования, о котором мы уже говорили. Учеными доказано, что люди, постоянно занятые умственным, творческим трудом, обладают более крепким здоровьем и дольше живут.

Давайте теперь определим взаимосвязи между компонентами духовного здоровья, между компонентами духовного и физического – проведем стрелки и обоснуем. (Примеры возможных детских рассуждений: если человек любит людей, он не будет обвинять их в своих неудачах, это связано с пониманием личной ответственности за свое развитие; если человек знает о вреде курения и имеет сильный характер, он не начнет курить; красота души – это доброта, милосердие, т.е. любовь к людям, положительные черты характера и т.д.)

Здоровье

Физическое Духовное

двигательная активность; красота души

Правильное питание; сила духа

Закаливание; смысл жизни

соблюдение правил личной гигиены; самовоспитание

безопасное поведение; эмоциональное равновесие

Отказ от употребления алкоголя, ответственности за свою жизнь и развитие

наркотиков, курения. любовь к людям

получение знаний

Итак, можно сделать вывод, что духовное здоровье человека – это здоровье его разума, это его ценности, убеждения и его отношение к окружающему миру.

Также как и физическое, духовное здоровье может быть крепким и слабым. Если физическое здоровье зависит от состояния органов, то духовное - от того, видит ли человек смысл своей жизни, в чем он состоит, как он их добивается; хочет ли он добиться признания со стороны окружающих и какими способами он это делает, какие у него желания, с добротой или со злом смотрит на жизнь, на людей и т. д.

Поработаем в группах. Каждая группа получит по 2 высказывания великих людей о духовном здоровье. Ваша задача:

  1. Объяснить, как вы поняли эти высказывания.
  2. Привести примеры из жизни, из книг или фильмов или просто свои рассуждения, подтверждающие эти высказывания.
  3. Сделать выводы.

Высказывания для 1 группы:

Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.

Гиппократ

Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает.

Бокаччо Д.

Высказывания для 2 группы:

Надежда выздороветь - половина выздоровления.

Вольтер

У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия.

После обсуждения в группах дети делятся своими мыслями, примерами, выводами. (Если учащиеся затрудняются, учитель может наводящими вопросами натолкнуть на соответствующие мысли, например: Какие люди чаще всего начинает злоупотреблять алкоголем, и тем самым губят свое физическое здоровье? (Не нашедшие смысла своей жизни, слабохарактерные, не увлеченные каким-либо интересным занятием и т.д.).

Основные выводы, к которым нужно подвести детей:

- духовно здоровые, сильные духом люди быстрее выздоравливают;

Необходимо заниматься самовоспитанием, тренировать свою душу.

Итак, проводим еще одну стрелку в нашем кластере: физическое и духовное здоровье взаимосвязаны.

И в подтверждение я бы хотела вам рассказать об удивительной женщине, нашей современнице, которой духовное здоровье и работа над его укреплением помогли преодолеть страшное заболевание.

Рассказ учителя: « В Киеве живет удивительная женщина Ривиль Кофман, которая, заболев страшной болезнью, в результате которой теряется чувствительность нервных клеток, не должна была выжить. Ее пять лет лечили в больницах. Печень Ривиль уже расслаивалась от побочных эффектов лекарств. Зрение падало, речь становилась сбивчивой, передвигалась она преимущественно на костылях. По прогнозам врачей в ближайшее время их пациентку ожидала слепота, немота, полная неподвижность и смерть. Но уход от жизни не входил в ее планы. И она начала работать над собой. С точки зрения медицины Ривиль занялась глупостями. Она боролась с болезнью творческим мышлением. В своем воображении она купалась под струями небесного водопада, вымывавшими болезнь из каждой клеточки. Каждый день она представляла, как рота бравых солдатиков специальными насосами чистит ее печень, высасывая из нее склеротические бляшки. Разговаривала со своим организмом, убеждала больные клетки жить в гармонии со здоровыми. Это было гораздо сложнее, чем выпить таблетку. Она представляла себя на операционном столе на небесах. Консилиум хирургов-ангелов принял решение менять печень Ривиль не всю и полностью, а по частям. И она фантазировала о том, как долька за долькой орган восстанавливается. Когда спустя пару лет ее направили на УЗИ, врач не поверил своим глазам: печень была здорова.

«Я поверила в свои внутренние силы, в то, что мой организм - это красивая машина, которая устала от заправок плохим бензином, - объясняет Ривиль. - И начала работать со своим телом сама. Всегда просыпалась в хорошем настроении, здоровалась со всеми своими органами, чем, кстати, занимаюсь и по сей день. Делала утреннюю зарядку своих мыслей и органов. Я завела дневник добрых дел, и стала искать тех, кто слабее меня, кому могу помочь».

Больше года прикованная к постели Ривиль, увидела по телевизору репортаж о детях, больных лейкозом. И их глаза... Так в жизни безнадежно больного человека появилась цель. «Их надо заставить улыбаться! - сказала Ривиль дочке Юле, - и я знаю, как я это сделаю!» Когда, прикованная к кровати, она задала себе вопрос: «Какое важное дело ждет меня на этом свете, ради чего стоит бороться со смертью?», она поклялась сама себе, что встанет на ноги – будет всю жизнь спасать неизлечимо больных детей. Ведь они сами не могут понять, что с ними происходит, что от них хочет болезнь. Поэтому им надо помочь. «Пальцы еще меня плохо слушались, но я смастерила первых двух кукол и направилась с ними в детское онкоотделение (больница для больных раком – примечание учителя ) Киева. Позже эти визиты вошли в систему. Разговаривала с детьми, расспрашивала о самочувствии, улыбалась, песни пела вместе с ними, показывала представления, сочиняла сказки. Одна из них - о бешеной раковой клетке баракабале, пришелице с другой планеты, которую все боятся, но она на самом деле сама боится нас». Больничная жизнь ребят, проходящих химиотерапию, не блещет радостными событиями и разнообразием. Добрая фея Ривиль со своими постановками вырывала детвору из угнетающей атмосферы. Она работала со всеми вместе и с каждым по отдельности, и результаты потрясали.

Ривиль не позволяла близким себя жалеть, перестала себя считать больным человеком. Вскоре к ее ногам вернулась чувствительность. «Главный принцип победы над болезнью - не ставить ее на трон, иначе она завоюет всю вашу территорию, будет требовать жертв и поклонения».

Стимулом, который шаг за шагом отдалял Ривиль от ее страшного диагноза, была сама жизнь, желание делать что-то хорошее и полезное».

А меня поразило еще то, что именно болезнь подтолкнула ее к тому, чтобы помогать больным детям. Ведь она поняла, что может бороться с болезнью, а маленьким детям в этой борьбе нужна помощь. Так что получилось взаимовлияние духовного и физического здоровья.

III этап: Рефлексия

Работа в парах. Давайте составим синквейны по теме нашего занятия. У каждой пары получится свой синквейн. Они помогут нам определить, что самое важное для себя узнали вы по теме сегодняшнего урока (кл. часа, занятия).

Выслушиваются составленные синквейны с краткими комментариями типа «Замечательно. Интересно. Логично».

Примеры синквейнов:

Духовное здоровье Духовное здоровье

Добрый, сильный духом Умный, отзывчивый

Любить, узнавать, воспитывать Учиться, уважать, сочувствовать

Духовное здоровье – это красота души Духовное здоровье – это здоровье ума

Душа Ум

Если дети не спросят о третьей стрелке в кластере «Здоровье», учитель может сам нацелить детей на поиск информации (в старших классах): о третьей составляющей человеческого здоровья вы можете узнать в Интернете, а затем мы обсудим этот вопрос в классе.

Использованные источники информации:

http://www.wisdoms.ru/49.html

  • http://googleframe.net/tijaq.cgi?18
  • http://womanadvice.ru/sila-duha#ixzz3YoYWRF4

    Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ М., «Просвещение», 2009. С12.


    О проблеме здоровья стало модным говорить везде: В СМИ, на телевидении, в учебных учреждениях. Многие действительно понимают и принимают такую ценность, но что традиционно вкладывается в это понятие - здоровье или, как принято сегодня говорить, индивидуальное здоровье человека? Его физическая и духовная сущность в чём состоит? Стоит понять, правильно ли мы в целом определяем для себя понятие «индивидуальное здоровье».

    Здоровье общественное и индивидуальное. В чём отличие?

    Понятие общественного здоровья достаточно широкое и включает в себя понятие о благополучии и благосостоянии общества. От того, какой показатель имеет индекс здоровья социума, зависит состояние психологического климата социума. В народе иногда можно слышать определения «больное общество», «заражённый социум», «неблагополучный климат коллектива» - эти словосочетания напрямую отражают состояние и проблемы функционирования определённого коллектива или его части, но не отдельного члена этого коллектива. Понятие индивидуального здоровья отличается конкретизацией и предметным отнесением к определённому человеку, имеет несколько составляющих, прежде всего, таких как духовное и физическое здоровье.

    Без учёта всех компонентов понятие будет неполным. В связи с понятие характеризуется как позитивное состояние индивидуальной личности, находящейся в гармонии между всеми составляющими понятия индивидуальное здоровье: его физическая, духовная и социальная сущность.

    Физическое благополучие, его место в комплексной системе здоровья

    Эмоциональный комфорт личности напрямую зависит от физического комфорта. Под понятием физического здоровья, в узком смысле, подразумевается отсутствие заболеваний и соматических расстройств организма. В более широком смысле физическое здоровье обеспечивается двигательным тонусом, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, сочетанием умственного и физического труда с умением отдыхать, исключением из употребления различных психоактивных веществ.

    У человека может не быть в анамнезе заболеваний, патологий систем и органов, но общий тонус организма при этом значительно снижен, сон нарушен, умственная активность непродуктивна. Это, в первую очередь, свидетельствует о том, что физическое и духовное здоровье человека находятся в дисгармонии, которая постепенно приведёт к возникновению психосоматических осложнений и впоследствии к заболеваниям уже на физическом уровне.

    Факторы, влияющие на физическое здоровье личности

    Считается, что состояние физического здоровья человека напрямую зависит от фактора наследственности. Генетическая предрасположенность к определённым заболеваниям приводит к конституционной ослабленности конкретных органов, что со временем и становится причиной развития патологий. Следующим, не менее важным фактором является образ жизни человека, наличие вредных привычек, уровень осведомленности о факторах, наносящих вред здоровью человека. Многие заболевания человек провоцирует у себя сам, пренебрегая правилами здорового образа жизни и поддаваясь искушениям и соблазнам. В связи с этим чётко прослеживается тесная связь между понятиями духовное и физическое здоровье.

    Духовное здоровье человека

    Под понятием духовной составляющей индивидуального здоровья принято понимать способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя при этом адекватную модель поведения и оптимальный эмоциональный фон. Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и правильной ориентацией в нём. Достичь совершенства духовного здоровья человек может:

    • научившись жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром одновременно;
    • научившись прогнозировать и моделировать жизненные ситуации;
    • сформировав стиль собственного реагирования.

    Духовное и физическое здоровье человека, находясь в тесной взаимосвязи, совместно влияют на показатель общего самочувствия: расстройство духовного здоровья влечёт за собой ухудшение физических показателей и наоборот.

    Факторы, формирующие духовную составляющую здоровья человека

    Понимать, что такое и следовать ему дано не каждому: многие, зная правила, тем не менее, предпочитают жить без правил. Поэтому первым и главным фактором, влияющим на духовное здоровье, является установка на здоровый образ жизни. Человек склонен повторять те типы поведения, которые приносят удовольствие, поэтому отказаться от некоторых пищевых привычек, вредных стереотипов бывает достаточно трудно. Естественно, что выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности и напрямую зависит от индивидуального образа жизни.

    Не менее важным фактором при выборе стиля жизни является окружение, демонстрирующее разные модели существования и формирующее устойчивые стереотипы поведения у отдельных членов. Окружение, как известно, напрямую влияет на индивидуальное здоровье, его физическая и духовная сущность зависят от уровня мотивации к следованию правилам здорового образа жизни.

    или умение жить в социуме

    Под понятием понимается способность человека адаптироваться в природной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение угрожающих и нестандартных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать, сообразуясь со своими возможностями. Понятие социальной адаптации включает в себя полную приспособленность человека к условиям коллектива. Физическое, социальное и духовное здоровье каждого члена общества составляет общее социальное благополучие коллектива. В здоровом социуме нестандартные ситуации возникают значительно реже и носят, как правило, природный характер.

    Факторы, влияющие на социальное здоровье

    Важным социальным фактором является состояние окружающей среды, в которой проживает человек. Загрязнение природных ресурсов приводит к повышению стрессового фона организма, физическим нарушениям в состоянии человека, снижению эмоционального фона. Не менее важным фактором есть также доступность качественного медицинского обслуживания, что значительно снижает риск возникновения и осложнений у людей. На этом фоне значительно повышается или понижается уровень физического благополучия, эмоционального стресса, страдает духовная составляющая здоровья. Духовное и физическое здоровье в совокупности с социальным и составляет индивидуальное здоровье личности. При этом все три составляющие являются одинаково значимыми и взаимодополняющими.

    Здоровье как главная ценность

    Понимание и осознание здоровья как главной ценности в современном мире дано не каждому. Чаще всего человек выводит на первый план карьеру, материальные блага, престиж в обществе, забывая о здоровье и внутренней гармонии. Лишь утратив здоровье, люди начинают понимать его ценность, однако вернуть утраченное бывает нелегко, а иногда невозможно.

    Современная притча о богатом человеке повествует о том, как молодой бизнесмен скопил огромное состояние и жил только рад наживы и денег. Однажды за ним пришёл Ангел смерти и велел собираться. Бизнесмен просил дать ему немного времени, ведь он не успел главного в жизни, но Ангел был неумолим. Тогда молодой человек решил купить немного времени и предложил миллион, потом два, затем всё своё состояние за несколько дней жизни. Купить жизнь не удалось, так как деньги не имеют ценности в успешный бизнесмен отправился за Ангелом, не завершив главного в своей жизни. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность находятся в гармонии тогда, когда человек правильно расставляет приоритеты и следует им.

    Гармонично развитая личность - залог здоровья?

    Учитывая то, что три составляющие индивидуального здоровья взаимодействуют и дополняют друг друга, можно утверждать, что залогом здоровья человека будет внутренняя и внешняя гармония. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность не могут быть совершенными без социального благополучия, в свою очередь, социально адаптированным не может быть человек с нарушенным физическим или духовным началом. Здоровый питание, эмоциональный комфорт, позитивный психологический настрой, правильная расстановка приоритетов - залог гармонично развитой личности, имеющей совершенное физическое, духовное, социальное здоровье. Человека такого сейчас найти трудно. Но в ваших руках стать им.

    Как много стоит за этим словом "здоровье". Сколько же всего материального и духовного охватывает это понятие. Давайте попробуем разобраться каким образом физическое здоровье зависит от духовного, и зависит ли?

    Допустим, человек следит за своим здоровьем - соблюдает правильное питание, режим дня, вовремя старается принять то или иное лекарство, чтобы вылечить свои заболевания и не допускать перехода легких недугов в хроническую фазу. И все! Что еще нужно для здоровья? А нет, пища почему-то питает, но не дает насыщения, режим дня уже настолько заучен, что даже потребность в будильнике становится минимальной, а лекарства от грусти еще никто не придумал. Тут мы вспоминаем про духовную часть жизни. Религия, любовь, семья - вот залог нашего полноценного здоровья, вот те слова которые помогут объединить две составляющие - духовную и физическую, в одно целое.

    Религия/Духовность

    Чтобы полностью объяснить и описать Божественную материю, не хватит и серии энциклопедий. Попробуем, кратко в двух словах выделить для себя лишь несколько крупинок, - какая зависимость между нашим здоровьем и нашим отношением к понятию религии и ее законам?

    Зависимость колоссальна. Если мы имеем дело с одной из мировых религий - христианством, исламом, буддизмом и ни с чем другим, что пародирует ее (имеется ввиду секты), то мы можем проследить как меняется человек в лучшую сторону, если начинает познавать религию и духовность.

    Наша душа как цветок, естественно обращающийся к солнцу, невольно стремится к Богу. Многие люди учатся терпению, любви, доброте именно из духоной литературы. Многие становятся на путь исправления и возвращения к нормальной жизни менно благодаря обращению к Богу.

    Здесь важно отметить, что духовная составляющая нашего здоровья намного важнее физической. То, каким образом мы воспитываем себя и свой дух, очень сильно влияет на наше физическое существование. Религия и духовность помогают человеку осмыслить, освятить каждый день своей жизни. В этой сфере нашей жизни мы учимся быть благодарными за все, что с нами случается, мы, наконец, начинаем понимать, что ничего не случается по воле случая, везде, повсюду над нами и в нас существует Высший Разум.

    Любовь

    Любовь и здоровье во многом переплетаются, так как влюбленный человек окрылен своим чувством. Конечно, не маловажна взаимная любовь, которая питает обоих участников этого, так скажем, биохимического процесса. Любовь - это то, что заставляет наше сердце биться чаще, а порой и вообще заставляет его биться, любовь - это сильнейшая движущая сила. Человек не чувствует себя полностью здоровым, если он не любит или не любим; и, если человек не полностью здоров, он не может полноценно наслаждаться этим чувством - комплексы, заниженная самооценка съедают его изнутри.

    Семья

    Да, муж, дети отнимают очень много времени, сил, а порой и здоровья. Но в большинстве своем семейный человек испытывает больше радостных моментов в жизни, чем человек ее не имеющий. Казалось бы, при чем тут здоровье. А вот при чем: старенькая бабушка, у которой шесть детей и еще больше внуков, никогда не скажет о том, как она больна, хотя у нее уже целый букет хронических заболеваний; и одинокая 55-летняя женщина будет считать себя дряхлой, больной и безжизненной, хотя ее физическое здоровье почти стопроцентно.

    Духовное здоровье всегда важнее физического, потому что, хоть тело и дух связаны взаимно, духовные проблемы куда более опасны для общего самочувствия. Какими бы вы ни были здоровыми телом, духовные проблемы способны вас этого лишить.

    Духовное здоровье еще называют энергетическим, потому что оно напрямую связано с чакрами человека , его аурой. Если вы хотите всегда чувствовать себя хорошо, то концентрировать свое внимание необходимо не только на физических упражнениях, но и на состоянии духа. Правильный настрой всегда важнее состояния тела, хотя последним тоже пренебрегать нельзя ни в коем случае.

    Правила жизни для духовного здоровья

    Правило первое: не ставьте перед собой невыполнимых задач. Будьте скромнее в этом плане — ставьте посильные задачи, выполняйте их постепенно. Если хотеть всего и сразу, то отсутствие положительного результата вас неминуемо разочарует, что может привести к проблемам в будущем. Как говорится, упорство помогает преодолеть все трудности, но не стоит проявлять безрассудство и слепо идти за мечтой по непроходимым дебрям.

    Правило второе : если вас что-то не устраивает в жизни, то начинайте любые изменения с себя самих. Мир никогда не сможет подстроиться под вас, поэтому необходимо подстраиваться вам под него. Если вы хотите, чтобы к вам относились с уважением, то необходимо это уважение заслужить. Если вам нужна слава, то будьте оригинальными. Если вы жаждете денег, то работайте и не ленитесь.

    Правило третье: не вмешивайтесь в чужую жизнь. Каждый имеет право на личное пространство и на личные ошибки. Даже если вы мудры не по годам, если ваш жизненный опыт огромен, не стоит никому навязывать свою точку зрения. Это не только негативно скажется на настроении этого человека, но и на вашем духовном здоровье, потому что человек может вас просто возненавидеть. Поставьте себя на его место и поймите, что это неправильно.

    Правило четвертое: забывайте обиды и прощайте людей. На самом деле по важности это правило должно стоять на одном из самых первых мест. Дело в том, что обиды, которые копятся внутри нас годами и десятилетиями, пожирают нашу энергетику изнутри, ломая духовное здоровье, подрывая его на корню. Это бывает трудно, однако вы заметите, как изменится ваша жизнь сразу после того, как примите это правило за необходимость.

    Правило пятое: будьте искренними. Когда вы говорите правду, то экономите себе нервы, время. В современном мире невозможно всегда говорить правду, поэтому придется научиться разделять ситуации, когда ложь будет во спасение и когда нет. В любом случае, чем меньше вы лжете людям, тем проще жить.

    Правило шестое: не ждите признания со стороны общества. В чем смысл признания? Его просто нет, потому что нет никакой надобности доказывать что-то этому миру. Все, что вы делаете, вы делаете для себя. Необходимо принять это, ведь жизнь каждого отдельного человека требует небольшого эгоизма. Не путайте понятие «жить для себя» и «быть эгоистом». Эгоисты обычно забывают о других людях, а тот, кто живет для себя, делает добро всем своим близким, потому что счастье близкого человека — это и ваше счастье.

    Правило седьмое : не завидуйте никому. Это страшное чувство, которое уничтожает счастье. Не бывает двух одинаковых людей. Счастье рождается не в материальных ценностях, но и любовь можно найти всегда. Рождается счастье только внутри вас. Лишь потом оно просачивается в этот мир, создавая то, о чем вы думаете, мечтаете. Изменять судьбу можно только мыслями и верой в мечту.

    Правило восьмое: если вы не можете изменить что-то, то просто смиритесь. Ярким примером являются отношения с людьми любых порядков — родители, любовь, брак, дети. Примерно к 12-13 годам человек формируется полностью, поэтому менять его уже нет смысла. Это закон природы, мы так устроены. Вы можете сказать человеку, что вас что-то обижает в его поведении, но не стоит надеяться на то, что ваши советы или приказы изменят человека. Он вас может просто возненавидеть. Если кто-то не подходит вам, просто не общайтесь с ним. Вообще, людей менять труднее всего, поэтому, если вы имеете проблемы с любовью, деньгами или здоровьем, то это изменить вам под силу всегда.

    Правило девятое: умейте отдыхать . Перезагрузка нужна не только телефонам и компьютерам. Отдыхайте своевременно. Это касается не только отпуска раз в полгода, но и отдыха в течение рабочего дня. Отключайте мозг, закрывая глаза и не думая ни о чем. Это трудно, но потом у вас станет получаться все лучше и лучше. Это нечто вроде медитации, поэтому сначала нужно снижать пульс глубоким дыханием и постепенно отключаться от мира. 10 минут будет более чем достаточно.

    Правило девятое: правильно распределяйте свое время. Это очень важно в нашем динамичном мире. Дело в том, что нужно отдыхать и работать попеременно, оставляя попутно время на семью или вторую половинку, на развлечения, без которых жизнь станет скучной и однообразной. Необходимо все успевать, поэтому планируйте дела заранее как можно чаще, отдавая работе 60 процентов времени, отдыху — 10, остальным делам — 20 и развлечениям — 10.

    Правило десятое: помните о том, что все хорошее и все плохое возвращается к вам. Это эффект бумеранга, когда любой хороший поступок делает вас лучше, а плохой забирает удачу, здоровье и настроение. Еще этот закон называют кармой, но не имеет значения, как это называть. Имеет смысл лишь то, насколько хорошо вы это понимаете. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, а удача не отворачивалась от вас, поступайте по совести.

    Каждое это правило требует особого отношения. Это проверенные временем догмы, так что не совершайте ошибку, пропуская эту информацию мимо. Это простейшие правила, которые под силу выполнять всем. Определяющим моментом тут является лишь ваше желание становиться лучше.

    Живите по законам Вселенной . Они тоже помогают в становлении счастья. По этим законам строится все в нашем мире. Следите за телом, разумом и душой, ставьте перед собой верные цели и расставляйте приоритеты согласно потребностям. Удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

    Ни у кого не вызывает сомнения, что каким бы видом деятельности человек не занимался, прежде всего, он должен быть здоровым. Мы все желаем друг другу здоровья. Но что такое здоровье? Часто под этим понимается только здоровье физическое, в лучшем случае психическое. Духовное здоровье игнорируется. Игнорируется тот факт, что духовность - основа душевного и физического здоровья. Вопрос: что важнее духовное и нравственное состояние или интеллектуальный багаж и практические навыки - теоретически не вызывает сомнения - и то и другое важно для человека, и они не противоречат друг другу. На современном этапе, на практике предпочтение отдается именно второму. Именно обширность и разнообразность знаний становятся главной задачей образования, именно процесс приобщения к культуре и называется духовным образованием. Но так ли это? Само слово "образование " происходит от слова "образ", - восстановление в человеке образа Божия, воссоздание духовной красоты человека, смыслом жизни которого являются непреходимые духовные ценности. Личность, напичканная противоречивыми разнообразными знаниями, становится разрозненной, развивающей наименее уникальные свои качества; она склонна к "душевной депрессии", к потере смысла жизни - к экзистенциальному неврозу. Такая личность может видеть себя лишь исполнителем социальных ролей и носителем биологических потребностей, склонна к уходу от проживания своей жизни, своей индивидуальности, своей отдельности.

    В России различные социальные, мировоззренческие учения неизменно соотносили себя с традиционным для нашей страны православным умозрением, в центре внимания постоянно оказывался неисчерпаемый духовный опыт личности. В качестве главнейших составляющих древнерусской образовательной традиции можно выделить следующие:

    Образование подчинено потребностям внутреннего духовного развития человека;

    Основным направлением воспитания признавалось религиозно-нравственное воспитание, по отношению к которому развитие физических и интеллектуальных способностей играет вспомогательную роль;

    Процесс обучения и воспитания - это не только передача формального знания, но и трансляция живого опыта целостной личности, вследствие чего, главное руководящее место в этом процессе принадлежало учителю, духовному отцу, старцу, тому человеку, авторитет которого был обусловлен его подлинной причастностью к Богу. Предполагалось, что духовные постижения призваны направить человеческое бытие, помочь человеку в его становлении как духовного существа. Глубинная особенность русского умозрения восходила к аскетической традиции восточного православия. Понятие аскезы означает духовное подвижничество, конечная цель христианской аскезы - святость, соединение человека с Господом, обожение человека, уподобление человека Иисусу Христу. Это путь бесконечного совершенствования.

    Святоотеческая аскетическая традиция на протяжении всего XIX в. сохраняла очаги святости и высокого духовного подвижничества. В этом столетии жили почитаемые на Руси святые праведники Серафим Саровский и Иоанн Кронштадский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, старцы Оптиной Пустыни Леонид, Макарий, Амвросий, к которым за поддержкой и духовным советом в разное время ездили известные философы и писатели.

    Они своей жизнью учили, что истинная цель духовной жизни - в стяжании Духа Святого. Все остальное - молитва, пост, милостыня - только средства к достижению благой цели. Дух претворяет душу человеческую в Храм Божий, "в пресветлый чертог вечного радования". Характер и степень духовности человека определяется той целью, которую он ставит перед собой в жизни. Основной закон человеческой жизни ясно сформулирован Христом: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все приложится вам" (Мф. 6: 33).

    Известный русский философ И.В. Киреевский считал, что направленность мышления верующего "заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и желанное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство и таким образом восстанавливается существенная личность человека в ее первозданной неделимости". (3, 400). Рациональное знание представлялось русским философам главной опасностью для развития личности. Если абстрактный разум развивается односторонне, человек теряет способность непосредственного познания истины, утрачивается "тот внутренний корень разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума". Под воздействием рационализма личность распадается на ряд духовных функций, которые плохо связаны между собой. В одной душе возникают многие центры - доминанты, которые выходят из-под власти "Я" как целого, наступает деперсонализация личности. Внутреннее рассогласование сохраняется и в том случае, когда разуму удается возобладать над другими разъединенными способностями духа. Деспотизм разума лишь углубляет разъединение личности, внутренние силы духа ослабевают, человек утрачивает живую веру, так как вера "не вмещается в одной какой-либо познавательной способности, не относится к одному логическому разуму, или сердечному чувству, или внушению совести; но обнимает всю цельность человека и является только в минуты этой цельности и соразмерно ее полноте".(4, 249).

    Согласно Киреевскому, лишь мышление, одухотворенное верой, способно соединить в одно целое разные части души, найти то внутреннее средоточие, в котором разум и воля, чувство и совесть, прекрасное и истинное слились бы в одно живое единство, воссоздав тем самым истинную сущность человека в ее первозданной нераздельности. Дух, по мнению известного русского философа И.А. Ильина, самое главное в человеке. Это - сила личного самоутверждения, основанная на верном восприятии своей личностной "самосути" в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Дух есть живое чувство ответственности, воля к совершенству; умение распознавать и принимать совершенное; способность к бескорыстной любви и самоотверженному смирению. Дух - это сила личного самоопределения человека, источник самоосвобождения, приводящий к полноте личной свободы. Это - "потребность священного", радость осознания себя нашедшим свое призвание, дар молитвы, "сила поющего сердца", "жилище совести", место рождения искусства и источник правосознания, основа патриотизма, здоровой государственности и великой (1, 51-52). Дух и духовность позволяют нам почувствовать себя не работниками у хозяина, а сыновьями отца, наследниками, сотрудниками и создателями.

    Апостол Павел христианскую духовность описал так: "Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Галл.5: 22-26). Апостол говорит о том, что человек духовно очистившийся пребывает в постоянной глубокой радости, у которой есть один несомненный признак - она не может обернуться своей противоположностью.

    Суть духовной жизни в христианстве - начинается со способности увидеть себя, свое истинное лицо, свои болезни, свои грехи. Известный психотерапевт Алексейчик А. пишет: "с точки зрения психологии грех - это нежелание выйти из состояния самотождества. Если брать философски и теологически, то грех - это отпадение от Бога, отпадение от духовного в материальное. Это утверждение себя как себя без своего отношения к другому человеку, к Господу Богу. Грех - это то состояние, которое объясняет "я" через "я-же", через себя, делает из себя единственную точку реальности. Грех есть то, что закрывает от "я" реальность. Ибо видеть реальность - это значит именно выйти из себя и пережить свое "я" в "не-я", то есть - в другом, в зримом. По большому пониманию, это значит - полюбить по-настоящему; мы выходим из себя, если уходим к любимому, а не выходим - к своему врагу. В образах - грех есть непрозрачное, мрак, мгла, тьма. Свет есть являемость, реальность. Тьма же, напротив, отъединенность, разрозненность реальности, невозможность явления друг другу, невидимость друг для друга. И это касается не только наших взаимоотношений, но и внутренних наших процессов, которые становятся невидимыми друг для друга. Наши ощущения становятся невидимыми для наших чувств, для наших потребностей". В памяти начинается конфабуляция, в мышлении - сверхценные идеи, в эмоциональной сфере - сверхценные чувства, страстные желания, фантазии, человек начинает "выходит из себя", "сходить с ума".

    Чем более греховен человек, тем менее он видит реальность, тем менее видит свою греховность, свою болезнь. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (МФ.9: 12). Видящий себя разумным и добродетельным не способен встать на путь исцеления, так же как больной, который не осознает своего недуга, не идет к врачу лечиться. Петр Дамаскин называет способность видеть свои грехи "началом просвещения души", а признаком ее здравия - когда ум начинает зреть свои согрешения, множеством своим подобные морскому песку". Это видение - начало и критерий правильности духовной жизни.

    К духовному оживлению человека часто приводит не здоровье, а болезнь. Если болезнь отрезвляет, пробуждает от духовного сна, позволяет увидеть свою греховность, побуждает искать спасение в Боге, то она становится благом для человека. Благодаря болезни человек переходит с эгоцентрического уровня на духовный уровень - " в пределах которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним, человек приходит к пониманию человека как образа и подобия Божия, поэтому и другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, разумную, общечеловеческую, но и особую, сакральную, божественную ценность".(1, 7). Человек начинает духовно выздоравливать.

    Литература.

    *1. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1986.

    2. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Собр соч. в 2 т. !993. Т. 1.

    3. Кириевский И.В. Полн. Собр. Соч. Т.1.

    Кириевский И.В. Отрывки// Человек. Ч.2.

    Http://www.ioannp.ru/publications/53328