Когда начали носить каблуки? Почему все влиятельные женщины носят высокие каблуки

Сами понимаете, грядёт женский день - вот мне и приходится искать женские темы. Сие не есть приятно, кстати. Начала уже подозревать себя в гендеризме, фу.
* * *
Обувь, увеличивающая рост человека, известна со времен Древней Греции , где актеры на сцене для этих целей носили котурны — деревянные или пробковые сандалии на толстой подошве.
В средневековой Европе , улицы которой утопали в грязи и нечистотах, изобрели ходульные башмаки, представляющие собой деревянные подошвы с кожаными ремнями. Их надевали на повседневную обувь сверху и называли сабо, а на Востоке подобную обувь, кабкаб, носили в бане, чтобы не обжечь ноги о горячий пол.
В Венеции , начиная с XV века, женщины разных сословий надевали очень большие платформы, иногда более 20 сантиметров высотой, — цокколи (копытца).

Самые старые находки каблуков как отдельных от подошвы деталей, подпирающих пятку, археологи датируют XIV веком. Это было время увлечения знати охотой и верховой ездой. Чтобы обувь не скользила в стремени, башмачники внедрили новую технологию — начали утолщать подошву под пяткой, а затем изобрели и каблук. Позже на распространение обуви с каблуком повлияло другое военное новшество: увеличение значимости пехоты как рода войск. Пехотинцы для дальних походов нуждались в качественных сапогах, поэтому мастера перешли на производство обуви на толстой подошве, с удобным каблуком.

На Руси первые каблуки появились также в XIV веке . Как показывают археологические раскопки, их вырезали из цельных кусков дерева и вкладывали в сапог под подошву. Сверху всю конструкцию обшивали кожей.
В XVI веке появился наборный каблук, состоящий из многих слоев кожи, скрепленных металлической скобкой и подбитых подковкой. Ходить в обуви на таких каблуках было крайне тяжело, потому что еще не изобрели супинатор, а также детали, которые фиксировали стопу, например обувной язычок. Да и шили тогда без различия правой и левой ноги.

Существует версия, что русское слово «каблук» заимствовано из тюркского языка, где оно означало «пятка».

Обувь на каблуках долгое время носили только мужчины, женщины приобщились к ней позднее, уже в XVII веке. Освоив каблуки, дамы заменили их практические функции чисто эстетическими: в такой обуви спина женщины казалась более прямой, а осанка — величественной, хотя физически держать ее было сложно, ведь высота каблуков порой достигала 20 сантиметров, а носки туфель буквально упирались в землю.

Каблуки сапог и туфель красили в зависимости от моды в разные цвета: голубой, зеленый, черный. Особое значение имел красный цвет, который в странах Европы служил отличительным признаком аристократии.
В XVII веке каблуки сапог стали красить в черный, красный цвет каблуков сохранился только у туфель («господин красный каблук» — так называли французских модников времен Людовика XIV).
Перед падением монархии во Франции в конце XVIII века обувь на красном каблуке носила только французская знать при дворе короля.

История каблуков постоянно дополнялась новыми изобретениями. Так, в начале XVIII века создали «французский» каблук, или «голубиную лапу». Вогнутый внутрь, он создавал оптическую иллюзию, зрительно уменьшая расстояние между носком туфли и пяткой.

В ХХ веке изобрели каблук-шпильку. Кто именно придумал, неизвестно, зато мы знаем имя человека, который впервые прибил на него металлическую набойку. Это был сапожник Сальваторе Феррагамо. Его именем назван Музей обуви во Флоренции.

Обувь, увеличивающая рост человека, известна со времен Древней Греции, где актеры на сцене для этих целей носили котурны - деревянные или пробковые сандалии на толстой подошве. В средневековой Европе, улицы которой утопали в грязи и нечистотах, изобрели ходульные башмаки, представляющие собой деревянные подошвы с кожаными ремнями. Их надевали на повседневную обувь сверху и называли сабо, а на Востоке подобную обувь, кабкаб, носили в бане, чтобы не обжечь ноги о горячий пол. В Венеции, начиная с XV века, женщины разных сословий надевали очень большие платформы, иногда более 20 сантиметров высотой, - цокколи (копытца). Самые старые находки каблуков как отдельных от подошвы деталей, подпирающих пятку, археологи датируют XIV веком. Это было время увлечения знати охотой и верховой ездой. Чтобы обувь не скользила в стремени, башмачники внедрили новую технологию - начали утолщать подошву под пяткой, а затем изобрели и каблук. Позже на распространение обуви с каблуком повлияло другое военное новшество: увеличение значимости пехоты как рода войск. Пехотинцы для дальних походов нуждались в качественных сапогах, поэтому мастера перешли на производство обуви на толстой подошве, с удобным каблуком. На Руси первые каблуки появились также в XIV веке. Как показывают археологические раскопки, их вырезали из цельных кусков дерева и вкладывали в сапог под подошву. Сверху всю конструкцию обшивали кожей. В XVI веке появился наборный каблук, состоящий из многих слоев кожи, скрепленных металлической скобкой и подбитых подковкой. Ходить в обуви на таких каблуках было крайне тяжело, потому что еще не изобрели супинатор, а также детали, которые фиксировали стопу, например обувной язычок. Да и шили тогда без различия правой и левой ноги. Существует версия, что русское слово «каблук» заимствовано из тюркского языка, где оно означало «пятка». Обувь на каблуках долгое время носили только мужчины, женщины приобщились к ней позднее, уже в XVII веке. Освоив каблуки, дамы заменили их практические функции чисто эстетическими: в такой обуви спина женщины казалась более прямой, а осанка - величественной, хотя физически держать ее было сложно, ведь высота каблуков порой достигала 20 сантиметров, а носки туфель буквально упирались в землю. Каблуки сапог и туфель красили в зависимости от моды в разные цвета: голубой, зеленый, черный. Особое значение имел красный цвет, который в странах Европы служил отличительным признаком аристократии. В XVII веке каблуки сапог стали красить в черный, красный цвет каблуков сохранился только у туфель («господин красный каблук» - так называли французских модников времен Людовика XIV). Перед падением монархии во Франции в конце XVIII века обувь на красном каблуке носила только французская знать при дворе короля. История каблуков постоянно дополнялась новыми изобретениями. Так, в начале XVIII века создали «французский» каблук, или «голубиную лапу». Вогнутый внутрь, он создавал оптическую иллюзию, зрительно уменьшая расстояние между носком туфли и пяткой. В ХХ веке изобрели каблук-шпильку. Кто именно придумал, неизвестно, зато мы знаем имя человека, который впервые прибил на него металлическую набойку. Это был сапожник Сальваторе Феррагамо. Его именем назван Музей обуви во Флоренции.

Инструкция

Когда по улице проходит женщина на каблуках, многие мужчины с замиранием сердца провожают ее восхищенными взглядами. У женщины, носящей каблуки, изменяется походка: она как бы вся внутренне подтягивается, плюс ко всему, из-за перемещения центра тяжести тела, ей приходится идти очень мелкими шажками, что придает ее походке грациозность и таинственность. Ну и, конечно, женщина на каблуках выглядит выше, а, значит, изящнее.

Однако считается, что современный каблук ведет свою историю с эпохи Барокко. А придумали его мужчины. По одной версии это был французский офицер, носивший ботфорты - тяжелые высокие кожаные сапоги, обязательный элемент которых - наборный каблук. Нужен он был, чтобы во время верховой езды нога лучше держалась в стремени. По другой - первые каблуки появились у всадников Золотой Орды. И они тоже были нужны для удобной езды верхом. А потому долго оставались принадлежностью мужской обуви.

Моду на красивые экзотичные чопины – обувь на цилиндрической платформе – ввели венецианские куртизанки. Ходить самостоятельно на платформе высотой от 15 до 42 см они могли только с помощью слуг или поклонников. В 1430 году чопины были вне закона. Но запреты властей уже не могли сдержать модное поветрие. Женщины носили туфли из цветной кожи, парчи на изогнутом каблуке с заостренной носовой частью. Их украшали бантами, пряжками, розетками. Иногда каблуки были такими высокими и тонкими, что женщины могли ходить на них только с помощью палки.

Понятно, что высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей. Наверное, крестьяне не очень то и обижались, а как говорят специалисты, ходить на таких каблуках было не удобно, ведь не было супинаторов. "В массы" каблук шагнул уже в 20 веке, когда дизайнеры одежды и обуви стали выпускать свои коллекции, начали проходить показы мод и .

Сегодня невозможно представить ни один гардероб без туфель на каблуках. А современные дизайнеры соревнуются между собой в мастерстве создать самые фантастические каблуки. Сейчас так же, как и много лет назад, женщины носят каблуки, чтобы зрительно удлинить ноги, подчеркнуть свое изящество. История моды на каблуки еще не дописана, она еще ждет своих восторженных поклонников.

Обувь с каблуком – неотъемлемый атрибут гардероба стильной и модной девушки. Но изначально их носили вовсе не девушки, а суровые мужчины-военные.

Сейчас невозможно представить, чтобы солдаты в казармах ходили на каблуках. Но в персидской армии 9 века н.э., а именно к этим временам относятся первые упоминания об обуви с каблуками, их ношение было обусловлено необходимостью – так всадники лучше удерживали ногу в стремени во время стремительных атак и стрельбы из лука на скаку.


В 16 веке персы, задыхающиеся под натиском Османской Империи, усиленно искали союзников в странах Западной Европы. Христианские королевства стали часто посещать персидские послы – влиятельные люди из благородных семей. Все они с детства умели держаться в седле и владели табунами благородных скакунов. Соответственно, их привычной обувью были богато украшенные ботинки с каблуками.


Европейским аристократам сразу же приглянулся новый дизайн обуви, который позволял выделиться среди окружающих. Вскоре сапоги и ботинки на каблуках стали символами статуса и богатства. А ещё обувь на каблуке стала настоящим спасением для людей низкого роста.

Но самым главным законодателем моды на обувь с каблуком стал сам король Франции Людовик XIV, правивший с 1643 года по 1715

Это интересно: кстати, Людовику XIV принадлежит интересный рекорд – он находился у престола дольше, чем какой бы то ни было другой европейский король.

Король Франции был влиятельным и успешным политиком, но его рост даже по тем временам был не слишком высок – 1,62 метра, тогда как средний рост составлял 1,65 метра. Обувь на каблуках делала его выше своих подчиненных, что, несомненно, очень нравилось королю. От других представителей дворянства, носивших схожую обувь, Людовика отличало то, что его каблуки были красного цвета. Носить такие же разрешалось только самому близкому кругу лиц.


Король Франции Людовик XIV. Обратите внимание на обувь с красными каблуками

Не желая отставать от модных тенденций, женщины тоже стали пользоваться обувью на каблуках. В начале 17 века можно было даже спутать обувь для мужчин и для женщин – настолько она была одинакова в своих украшениях и излишней помпезности. Постепенно обувью на каблуках стали обзаводиться представители низших классов, которые копировали дворянскую моду. Естественно, влиятельные люди не могли допустить того, чтобы выглядеть одинаково с обычными горожанами, и придумали новую «гонку вооружений». Теперь статусным считалось не наличие каблука, а его длина: чем выше каблук, тем богаче и влиятельнее хозяин.

Но затем чувство мужского самолюбия взяло вверх – сильный пол не захотел быть похожим на прекрасную половину человечества, носившую практически одинаковую с ними обувь. Конструкция каблука претерпела изменения: у мужчин она стала толстой и массивной, а у женщин же наоборот уменьшилась и стала ещё более тонкой и изящной. А начиная с 18 века, каблук и вовсе ушел из мужской моды – его стали носить только те, кому он был необходим для работы. Например, всё те же кавалеристы.

Нужно заметить, что женщины и тут попытались следовать за мужчинами и отказались на непродолжительное время от ношения каблука. Хотя, вероятно, на новом тонком каблуке было просто невозможно ходить по вымощенным камнями узким улочкам европейских городов.

Но отказ от каблуков просуществовал недолго – до середины 19 века. Что не говори, а девушка на каблуках смотрится эффектно. Этого же мнения придерживались и первые фотографы, которые, фотографируя девушек-моделей на первые в истории фотокарточки, попросили их надеть обувь на каблуках. Общественность по-новому взглянула на туфли с каблуками, которые стали чем-то новым после нескольких десятков лет забвения. С течением времени женская обувь на каблуках приобретала всё большую популярность, которая не снизилась и в наши дни.

Вот так беспощадные персидские конные лучники подарили девушкам главную красоту их гардероба. Изящные туфли с каблуками стали неотъемлемой частью высокой модой, без которой нельзя представить современный мир. А мужчины, надеемся, не будут руководствоваться поговоркой «всё новое – это хорошо забытое старое» и не станут вновь носить обувь на каблуках.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .