Ремень для гитары. Как закрепить пряжку на ремне. Подготовка Как правильно одевать гитарный ремень

Проблема

Самая распространенная проблема гитар и басов - не убитые струны, не торчащие лады и не вывалившееся гнездо. Чаще всего у инструментов болтаются держатели ремня.

Хорошо, если кнопка под ремень просто слегка прокручивается на шурупе. С этим можно жить. Хуже, когда держатель медленно "вытягивает" шуруп из гитары, и оный приходится периодически подкручивать. Со временем шуруп не останавливается, дойдя до конца резьбы, а продолжает прокручиваться в отверстии - это уже тревожный симптом, но музыканты редко заморачиваются. А потом в какой-то момент шуруп просто вылетает из раздолбанного отверстия, и тогда приходится восстанавливать не только резьбу, но и что-нибудь еще. Например, .

Требования к прочности крепления резко возрастают, если на инструменте установлены стреплоки: они, как правило, "отодвигают" ремень на большее расстояние от корпуса, тем самым увеличивая рычаг, которым тянется шуруп. Есть исключения (хотя бы потайные стреплоки Dunlop), но в целом так. Вешая стреплоки на штатные шурупы, мы намертво цепляем ремень; но то, к чему мы его цепляем, несколько хуже держится за гитару , чем при штатном креплении. Что, разумеется, не значит, что стреплоки не нужны. Но помните, что они - не панацея.

Больше всего проблем с держателем ремня на мягкой древесине (красное дерево, липа, ольха) и на нижнем креплении ремня цельнокорпусных гитар: там шуруп вкручивается параллельно волокнам и потому держится намного хуже, чем при угловой установке. Это не секрет. "Гибсон" осведомлен о проблеме, и поэтому не стесняется вставлять в свои лесполы обычные пластиковые дюбели. Благодаря им нижняя кнопка в красном дереве прилично держится. Пока не засверлишься - не заметишь:

Картинка с сайта http://guitartechnicalservices.co.uk/acatalog/2010_of_Archive.html

(впрочем, в интернете пишут, что дюбель ставят, чтобы закрыть дырку от крюка, за который гитара вешается при покраске. Я думаю, гибсон решил убить двух зайцев)

Решения, которые не работают

Бумажки, спички, зубочистки и разный другой мусор, засунутый в отверстие без клея.

От безнадеги и гвоздь вбить можно.

Не надо так.

Решения, которые работают до следующего раза

Те же спички и прочие дрова, но в сочетании с клеем, творят чудеса.

Еще лучше поставить шуруп подлиннее, а в идеале и чуть потолще.

В редких случаях приходится рассверливать старое отверстие, вклеивать в образовавшуюся дыру шкант и сверлить новое отверстие под шуруп уже в нем. Нормально, работает.

Решения без срока годности

Конечно же, втулки. Желательно с наружной насечкой, чтоб труднее было вырвать. Втулки обязательно вклеиваются, после чего держат крепеж лучше любого шурупа. Размер общечеловеческий: что-то вроде М4 внутри и сколько влезет - снаружи.

К тому же, втулки - единственный шанс установить кнопку там, куда просто не помещается длинный шуруп. Например, поперек рога электрогитары. Или на очень тонком корпусе.

Мой метод

В строительных магазинах встречаются латунные анкеры М4 (не те анкеры, которые от гитары, а строительные). Выглядят так:

Анкер похож на втулку, но еще и раскрывается при заворачивании винта:

\

Это снимает массу проблем, потому что анкер можно даже не вклеивать - он и так будет держаться лучше втулки из-за утолщения на конце и агрессивной насечки. Честно говоря, я гораздо больше доверяю механическому зацеплению, чем клею. Особенно если крепеж тянут не вбок, а по оси - то есть выдергивают из гитары.

Винты М4 водятся где угодно, хоть с полукруглой, хоть с потайной головкой. Поэтому "анкерное" крепление совместимо со всеми возможными кнопками и стреплоками. Ну, может, отверстие придется на полмиллиметра рассверлить. Или диаметр шляпки винту уменьшить. Дел на пару минут.

Еще одно преимущество перед втулками - легкость извлечения (извлекать нужно, например, при смене обычных стреплоков на потайные). Хорошо вклеенную втулку надо прогревать паяльником и только потом вырывать из гитары. На светлом дереве и нитролаке это грозит оставить некрасивую темную кайму по периметру втулки. А анкер после извлечения винта складывается обратно до постоянной толщины, и вытащить его - раз плюнуть.

Правда, я для уплотнения соединения заливаю в отверстие тайтбонда перед тем, как вставить анкер - но тайтбонд практически не липнет к металлу.

У анкера под М4 очень приятный внешний диаметр - 5 мм. Поэтому его удобно ставить в совершенно разбитую дыру от вырванного крепления, разве что рассверлить немного приходится. Но забивать старое отверстие и всверливаться заново точно не придется.

Самый главный вопрос: не расколет ли анкер древесину? В твердое дерево на верхний рог, конечно, надо поаккуратнее ставить. Можно просто подрезать винт, чтобы лепестки анкера не раскрывались полностью. Впрочем, в твердом дереве обычно и без анкера все хорошо. А в мягкой древесине вероятность что-то расколоть стремится к нулю. Перед установкой этих анкеров на " " я провел опыт: взял кусочек ольхи толщиной примерно сантиметр, вставил сбоку анкер, вкрутил винт. Он не только полностью раскрыл анкер, но и зашел еще на сантиметр в деревяшку без видимых усилий - несмотря на то, что под него даже не было просверлено отверстие! Причем на боковых гранях дощечки никаких следов не появилось.

Историческое фото (к сожалению, без рентгена):

Я совершенно не считаю, что эти анкера нужно обязательно ставить везде. Но метод проверен боем: я оснастил несколько десятков гитар такими креплениями, причем в основном это инструменты, которые активно работают на сцене и в студии. Ни малейших проблем не обнаружилось, кнопки ремня держатся намертво.

Хотя в некоторых случаях даже анкера недостаточно, и приходится .

Наверное, любой человек, который когда-либо выступал с гитарой в рамках какого-либо художественного номера, понимает, насколько важен ремень для этого музыкального инструмента. Хотя, скорее всего, любой державший гитару в руках в этом тоже не сомневается. На самом деле все правильно, переоценить важность ремня достаточно сложно, поскольку он, в прямом смысле слова — опора музыканта. Держать инструмент, стоя, без фиксации — занятие интересное, но довольно смешное и бестолковое. А играть, сидя на каком-либо предмете мебели — довольно некрасиво, поскольку люди привыкли видеть музыкантов именно на ногах, а не на стуле. А если брать в оборот музыкантов, играющих на электрогитарах, то тут вообще без разговоров — ремень необходим.

Критерии выбора ремня

Как же выбрать ремень, который станет продолжением вашего инструмента и не создаст дискомфорта в ходе исполнения номера? Для этого достаточно просто руководствоваться некоторыми принципами выбора данного аксессуара, которые, собственно говоря, мы рассмотрим ниже.

Итак, идеальный ремень — это тот, который вы, буквально, не ощущаете на себе, тем самым не отвлекаетесь во время игры на посторонний раздражитель. Для этого при покупке ремня нужно соблюсти некоторые правила выбора и подобрать «свой» аксессуар.

Первое, на что стоит обратить внимание — это надежность, поскольку падение гитары по каким-то причинам может оставить вас без музыкального инструмента. А если все это происходит на сцене, то тут стоит еще приплюсовать некое ощущение стыда и неудобства.

Второй, достаточно важный момент, это материал. Крайне необходимо подбирать тип материала под себя, учитывая при этом как качество износа, так и предпочтения кожи, дабы исключить возможность натирания. Здесь нельзя однозначно порекомендовать какой-то определенный материал, потому что каждый человек по-разному ощущает разную материю. Просто нужно это знать и не забывать.

Ну и третий, тоже немаловажный пункт — это удобство в использовании. Понятно, что ремень изначально подгоняется под гитариста, но лучше всего, чтобы возможность отрегулировать аксессуар была на упрощенном уровне. Всякое бывает (ошибочная регулировка, передача инструмента другому человеку), поэтому здесь тоже нужно учесть данный аспект.

Цена, в данном случае, далеко не самый главный фактор. Гораздо важнее комфорт и удобство.

Внешний вид ремня

Из дополнительных пристрастий стоит упомянуть о дизайне ремня. Действительно, к внешнему виду данного аксессуара производители подошли с максимальной долей креатива и оригинальности, воплотив в жизнь различные цвета и рисунки на гитарных ремнях. Конечно, когда цветовая гамма ремня и гитары подходят друг другу — это очень хорошо, поскольку уже с первых мгновений слегка улучшает восприятие человека. Так же на ремень можно крепить различные дополнительные штрихи, такие, как, например, значки, клепки, шипы и т.д. Они тоже придают определенный контраст, особенно когда идеально сочетаются со стилем игры.


Как закрепить ремень?

Крепится ремень к барабану и грифу гитары, соответственно, один конец ремня крепится к барабану, второй — к грифу. Зачастую крепление к барабану происходит путем продевания в специальное ушко шурупа (самореза) через стреплок, а к грифу просто привязывается шнурок. Длина регулируется переходником на самом ремне. Одевается ремень через левое плечо (если гитарист правша).

Подводим итог...

Исходя из вышесказанного, можно понять алгоритм покупки ремня для гитары. Нужно понять данный материал, учесть все факторы выбора ремня, прийти в музыкальный магазин и путем учета важных моментов из содержания статьи и постоянного сравнения и примерок выбрать свой ремень.

На этом данную статью можно считать завершенной. Сегодня я рассказал вам и таком важном музыкальном аксессуаре, как ремень для гитары, привел основные критерии выбора ремня и описал дополнительные аспекты. Мне остается только пожелать вам всем удачи в изучении гитарной науки. Мы с вами обязательно встретимся в следующих статьях.

ID в контакте: id17968709

Вконтакте

Наверняка любой музыкант, хоть раз выступавший вживую, понимает насколько важно иметь правильно подобранный, удобный и практичный ремень для гитары. Купить его стоит, однако, не только для живых выступлений: чередования домашних занятий в сидячем положении и стоя принесут большой эффект - вы станете лучше чувствовать инструмент, будет свободнее ориентироваться на грифе, в конце концов, сможете научиться играть вслепую, не глядя на гитару.

Как выбрать гитарный ремень?

Итак, какие же критерии при выборе данного аксессуара наиболее важны, а какие не так критичны?

Первый и наиболее важный критерий - надежность . Гитарные ремни постоянно испытывают повышенную нагрузку, поэтому материалы, соединения и крепления к корпусу должны быть высочайшего качества, особенно если вы часто выступаете и активно ведете себя на сцене.

Второй важный момент - удобство пользования. Качественно сшитый кожаный гитарный ремень, который вам натирает плечо или шею - с таким аксессуаром о хорошем выступлении и продуктивных домашних занятиях можно забыть навсегда.

Третий критерий выбора - материал, из которого изготовлено основное полотна ремня. О различных типах материалов и вариантах пошива ремня мы поговорим чуть ниже.

Наконец, финальные критерии, которые в большинстве случаев не так важны - цена ремня для гитары и внешний вид аксессуара.

Виды ремней по материалам изготовления

Кожаные ремни для гитары

Такой аксессуар обладает высочайшей надежностью. Подойдет только тем музыкантам, которые в основном неподвижны во время выступления. Кожа - крепкий и не очень эластичный материал, благодаря ей ремень очень хорошо держит гитару и служит музыканту далеко не один год: но при активном движении кожаный ремень будет скользить по плечу и скорее всего натирать его.

Полиэстер

Более мягкий и значительно более дешевый по сравнению с кожей материал. Естественно, что полиэстер уступает коже в долговечности, но с точки зрения надежности ремни такого типа ничем не хуже. Благодаря легкости обработки вы легко сможете найти ремни из полиэстера абсолютно любой толщины и любой раскраски - в этом плане они намного практичнее кожи и, при грамотном подборе, не будут вам мешать даже при очень динамичном поведении на сцене.

Гитаристы, играющие в тяжелых стилях, обычно предпочитают именно такие ремни - благодаря особенностям нейлоновых нитей они прекрасно скользят на одежде и позволяют менять положение гитары «на ходу» с нулевой вероятностью нанести себе травму или уронить гитару.

Нейлоновые ремни имеют доступную стоимость, они надежны и служат минимум 1-2 года.

Крепления ремня

Традиционно на всех современных моделях (за исключением редких китайских подделок) на концах ремня делаются вставки из кожи - именно на них, в месте крепления к деке, приходится наибольшее давление и именно их стоит периодически проверять на предмет износа.

Виды ремней для гитары по ширине лямки

Нейлоновые ремни и ремни из полиэстера обычно имеют ширину около 5 сантиметров. Даже при их использовании на тяжелых бас-гитарах такой толщины хватает, чтобы надежно удерживать инструмент. Если вы все же не доверяете синтетическим материалам, то присмотритесь к более дорогим и прочным кожаным ремням - их ширина может достигать до 10 сантиметров, обеспечивая абсолютную безопасность для гитары.

С первого раза выбрать идеальную ширину будет сложно, рекомендуем следовать нескольким простым советам:

  • Тонкие ремни лучше подойдут тем, кто активно двигается по сцене
  • Широкий гитарный ремень более надежен, но он может натирать кожу
  • Обязательно попробуйте понравившийся ремень в магазине с похожей на вашу гитару (или же захватите свой инструмент и «примерьте» гитарный ремень на него). Поиграйте стоя минут 10, подвигайтесь и оцените удобство

Внешний вид ремня

Вне зависимости от того, покупаете ли вы ремень для акустической гитары, баса или электрогитары, он должен выглядеть по крайней мере уместно. На сегодняшний день такие производители, как Ernie Ball, Planet Waves, D’andrea и другие предлагает сотни различных вариантов внешнего оформления.

Наиболее популярны классические черные или коричневые ремни, которые подойдут практически к любому инструменту. Хотите экспериментов? В интернет-магазине Струнки.ру вы сможете найти проклепанные, разноцветные, камуфляжные ремни и аксессуары с нанесенными рисунками!

Крепление ремня к гитаре

У электрогитар (в том числе бас-гитар):

Не нужно никаких дополнительных приспособлений: каждый конец ремня надевается на специальные ушки, одно из которых расположено снизу деки рядом с гнездом для кабеля, а другое на верхнем роге или в районе пятки грифа.

Ремень для акустической гитары (дредноут, джамбо):

Конец ремня с отверстием надевает на ушко снизу корпуса гитары, второй конец - либо на такое же ушко в районе пятки грифа, либо с помощью двух веревок привязывается к голове грифа в районе верхнего порожка.

Ремень для классической гитары чаще всего крепится с помощью узелка за гриф у верхнего порожка и с помощью отверстия надевается на ушко на другом конце. Благодаря небольшому весу акустических инструментов такой вариант является вполне надежным.

Если вы собираетесь играть на гитаре в положении стоя, то вам было бы намного удобней, если бы на ней был ремень. Ремень на гитаре будет поддерживать ее во время вашей игры, перенеся тем самым ее вес вам на ваше плечо и помогая вам играть без каких-либо задержек. Изучите шаги ниже, которые расскажут вам о том, как правильно надеть ремень, как на электрическую, так и на акустическую гитару, равно как и научат вас правильному его использованию.

Шаги

Как надеть ремень на электрическую гитару

    Найдите ремень, который подходит именно вам. Ремни для гитары бывают самых разных стилей и размеров – некоторые из них смелые, некоторые простые, некоторые толстые и мясистые, другие тонкие в стиле «ремня безопасности». Проверьте ассортимент в местном музыкальном магазине или в объявлениях, чтобы получить представление об имеющихся вариантах. Ниже приведены только несколько вещей, которые вам будет необходимо рассмотреть, выбирая ремень:

    • Материал – многие из самых доступных ремней изготовлены из вышеупомянутого материала в стиле ремня безопасности, но добавив немного денег, вы сможете купить прочный кожаный ремень.
    • Размер – обычно не самая основная проблема, потому что длина подавляющего большинства ремней для гитар регулируется, но все же вам необходимо удостовериться, что длина ремня как минимум достаточна для того, чтобы позволить себе комфортно играть стоя.
    • Подкладка – некоторые ремни для гитар имеют подкладку, которая располагается на плече и делает игру более комфортной. Она, как правило, сделана из пенопласта, но иногда из кожи или других материалов.
    • Цвет – ремни для гитар имеют большое количество цветовой палитры и дизайна. Выберите тот, который больше всего подходит «звучанию вашей гитары».
  1. Найдите отверстия на обоих концах ремня. Гитарные ремни обычно имеют кожаные концы или концы из искусственной кожи в форме округлых треугольников. На каждом конце должно быть небольшое отверстие с разрезом, идущим в сторону от него. Эти отверстия будут поддерживать вес гитары во время игры.

    Присоедините ремень к головке в основании корпуса гитары. Почти у всех электрогитар есть две маленькие головки, которые вписываются в отверстия на ремне. Первая из них находится в основании корпуса гитары – другими словами, если вы поставите гитару вертикально, она будет в самом ее низу. Головка обычно выступает из корпуса на 1,25 см в зависимости от типа вашей гитары. Просуньте головку в отверстие ремня, которое расположено дальше от регулятора на ремне.

    • Для обеспечения комфорта во время игры, убедитесь, что продели головку в отверстие для ремня так, что края регулятора обращены наружу. В противном случае, он может врезаться в плечо.
  2. Проденьте вторую головку в другое отверстие на ремне. Проверьте место, где гриф гитары соединяется с ее корпусом. Почти у всех электрогитар где-то в этом месте будет расположена вторая головка. Проденьте головку в отверстие, расположенное ближе к регулятору. Другой конец ремня должен располагаться на другой головке.

    Наденьте ремень через плечо. Поздравляем, ваша гитара теперь «опоясана». Теперь пришло время проверить ремень. Если вы правша, перекиньте ремень через левое плечо так, чтобы гитара повисла перед вами, и вы могли спокойно бренчать правой рукой и помогать левой. Если вы левша, то сделайте наоборот - перекиньте ремень через правое плечо.

    Проверьте свой ремень в деле. Сыграйте несколько простых аккордов или песен, чтобы убедиться, что ваш ремень удобно размещен и не стесняет вас в движениях. Попробуйте поиграть в различных положениях – стоя, сидя, лежа и даже на коленях.

    Отрегулируйте длину ремешка по мере необходимости. Когда вы играете на гитаре с ремнем, вам необходимо, чтобы ваша игра была такой же легкой, как и без него. Это означает, что ваш ремень должен позволить гитаре повиснуть на такой высоте, чтобы вы могли бренчать, как вы это обычно делаете. Используйте регулятор ремня, чтобы изменить его длину, насколько вам необходимо для комфортной игры.

    Как надеть ремень на акустическую гитару

    1. Используйте веревку небольшой длины. В отличие от электрических, большинство акустических гитар имеет только одну головку для ремня. Поэтому вам придется использовать веревку или что-то вроде, чтобы привязать один конец ремня к голове гитары. Неважно, из чего сделана веревка, главное, чтобы она была достаточно тонкой, чтобы соответствовать струнам позади головы.

      • Если у вас нет подходящей веревки, попробуйте использовать старый шнурок. Шнурки, как правило, имеют правильную длину и толщину, а также они на удивление прочные.
    2. Подсоедините один конец ремня к головке у основания гитары. Первая часть подсоединения ремня на акустическую гитару ничем не отличается от процесса, описанного выше для электрической гитары. Просуньте головку, расположенную у основания акустической гитары, в отверстие ремня, которое находится дальше от регулятора.

      • Как и выше, убедитесь, что продели головку в отверстие для ремня так, что края регулятора обращены наружу и не впиваются вам в плечо во время игры.
    3. Просуньте веревку через отверстие на другом конце ремня. Поскольку акустическая гитара имеет только одну головку, другой конец должен быть привязан к голове гитары. Сначала просуньте веревку через свободное отверстие, расположенное ближе к регулятору.

      Проденьте веревку под струнами и вокруг головы. Возьмите один конец вашей веревки и проденьте ее под струнами только позади головы (куска дерева или пластика в дальнем конце грифа, который разделяет струны). Обмотайте конец веревки вокруг нижней части головы вашей гитары. Веревка должна идеально вписаться под головой гитары.

      Завяжите крепкий узел. Затем свяжите концы вашей веревки вместе. Если веревка очень длинная, вы можете сложить ее вдвое, чтобы уменьшить расстояние между ремнем и головой. Используйте крепкий узел (или узлы). Вы же не хотите, чтобы веревка развязалась, пока вы играете.

      Проверьте свой ремень и отрегулируйте его при необходимости. Поздравляем, теперь ваша акустическая гитара готова заиграть по-новому! Проверьте ремень, пробуя игру в различных позициях (см. выше). Используйте регулятор, чтобы откорректировать длину ремня по мере необходимости. Прислушайтесь к звуку гитары – веревка, завязанная вокруг головы гитары не должна приглушать или иным образом воздействовать на ее обычное звучание.

      • Если длина веревки не подходит для комфортной игры, вы можете развязать ее и отрегулировать до нужной длины.
    4. Приделайте вторую головку на свой страх и риск. Некоторые гитаристы предпочитают установку второй головки на акустическую гитару использованию веревки. Как правило, головка устанавливается в месте, где гриф соединяется с корпусом (чтобы имитировать расположение головок на электрической гитаре). Данный метод может применяться только в том случае, если у вас есть опыт модификации гитар. Неправильная установка может навсегда испортить гитару, разделив ее пополам.

      Использование стреплоков

      1. Купите крепление для ремня в местном музыкальном магазине. Одним из наиболее часто используемых аксессуаров для ремня, который может потенциально избавить вас от большой головной боли (не говоря уже о количестве сэкономленных денег) является крепление. Крепления обычно имеют форму простых пластиковых или металлических крышек, которые устанавливаются на головки гитары после того, как вы проденете их в отверстия в ремне. Это удобное приспособление убережет вашу гитару от выскальзывания из ремня во время игры, что, в свою очередь, предотвращает риск возможных постоянных повреждений и потенциально экономит сотни долларов, которые у вас ушли бы на ремонт. Крепления доступны в широком разнообразии стилей, и приобрести их можно в большинстве местных музыкальных магазинов за довольно низкую цену – часто они стоят всего лишь несколько долларов!

        Специальный набор взаимосвязанных металлических крепежных деталей является опцией «премиум-класса» среди креплений. Этот тип крепления ремня немного дороже обычных пластиковых и требует модификации, как гитары, так и ремня, но взамен предлагает вам полную защиту. Чтобы использовать этот тип замка, вам нужно заменить головки на гитаре, которые специально предназначены под крепление. Вы также должны будете защитить механизм блокировки внутри отверстий вашего гитарного ремня. Когда все на своих местах, крепители должны издать щелчок при размещении их на головках. После установки креплений, ремень не может быть удален, за исключением случая намеренного удаления каждого крепления.
      2. Играть удобно, не только когда вы стоите, но и когда сидите. Если вы играете в положении сидя, убедитесь, что ремень натянут так, чтобы гриф слегка торчал.
      3. Крепления для ремней доступны в огромном количестве различных стилей и брендов. Эти приспособления защищают ваш ремень от неожиданного выскальзывания, что может нанести существенный ущерб вашему музыкальному инструменту.

3 основных правила при работе со стяжными ремнями:

  1. Закрепляемый груз должен быть устойчиво расположен на платформе. При необходимости применить дополнительные средства для стабилизации груза (маты, распорные штанги или блокировочные планки).
  2. Не подвергайте ремни нагрузке выше предельно допустимой (LC), указанной на бирке (ярлыке).
  3. Не используйте стяжной ремень в качестве грузоподъемного, либо буксировочного устройства.

При выборе , следует обратить внимание на:

  • вид, размеры, вес и форму груза, коэффициент трения между грузом и грузовой поверхностью (см. Приложение), метод крепления груза, углы крепления ремней;
  • тип и конструкцию средств крепления;
  • наличие информационной бирки (ярлыка), содержащей данные о производителе, длине данной части (если ремень состоит из 2 частей, каждая из них должна иметь свою информационную бирку); информация о допустимой рабочей нагрузке (LC), силу предварительного натяжения (STF), а также силу максимального воздействия на ручку храпового механизма (SHF)

Минимальное количество при «накидном» методе крепления – 2 штуки.

Минимальное количество при «якорном» методе крепления – 4 штуки.

Перед каждым применением стяжных ремней следует провести их осмотр на наличие повреждений. Запрещено использовать поврежденные ремни! Типичными повреждениями являются:

  • надрезы на ленте ремня
  • повреждения соединительных швов (прострочки)
  • деформация и коррозия металлических составляющих (крюки, трещотка)

Температурный режим использования ремня: от -35 0 С до +100 0 С.

При перевозке грузов с острыми краями или шероховатыми поверхностями следует использовать дополнительные средства защиты (накладки, защитные уголки и др.).

Крюки цеплять только за специально предназначенные для этого точки крепления в кузове автомобиля. Горловина крюка должна полностью соприкасаться с точкой крепления таким образом, чтобы основная нагрузка при натяжении ложилась на горловину крюка.

Способ натяжки и отпуска ленты в ремнях с храповым механизмом (трещоткой):

При эксплуатации стяжных ремней категорически запрещается:

  • искривление или перекручивание ленты;
  • цеплять крюки за ленту или за другие крюки или борта транспортного средства, необорудованные специальными проушинами;
  • использовать высокоактивные химические компоненты для чистки ремня;
  • использовать ремень при видимой деформации стальных элементов замка и крюков, их коррозии или деформации;
  • использовать ремень, лента или волокна которого повреждены, более 10% от общей ширины ленты;
  • использовать ремни с поврежденными швами или самой лентой в результате температурного воздействия или воздействия химических элементов;
  • использовать ремни с узлами или с запутанной лентой;
  • использовать ремни с отсутствующей или нечитабельной информационной биркой.

К эксплуатации допускаются только полностью исправные стяжные ремни!

Помните! Ненадлежащее крепление груза может привести к гибели людей, животных или стать причиной повреждения чужого имущества.

Для справки.

МАКСИМАЛЬНАЯ ДОПУСТИМАЯ РАБОЧАЯ НАГРУЗКА (LC)

  • LC (Loading Capacity) — максимальная допустимая рабочая нагрузка на ремень — это максимально допустимая сила, которая может быть многократно приложена к ремню без последующих его деформаций. При креплении груза накидным способом, данная величина удваивается. Максимально допустимую рабочую нагрузку (LC) — нельзя путать с исходящей от натяжного механизма силой предварительного натяжения (STF), которая используется при расчетах крепления груза накидным способом.

СИЛА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАТЯЖЕНИЯ (STF)

  • Под силой предварительного натяжения, понимается сила натяжения, передаваемая от натяжного элемента (храповый механизм) стяжному ремню. Стандарт EN-12195-2 характеризует силу предварительного натяжения, как силу остающуюся в натяжном приспособлении после отпускания рукоятки храпового механизма. Рычажная передача натяжного элемента вырабатывает необходимые силы натяжения. Сила натяжения (STF) обязательна для указания на этикетке стяжного ремня. Она должна составлять минимум 0,10 LC (10% рабочей нагрузки) и максимум 0,5 LC (50%) стяжного ремня. Величины превышающие 0,5 LC не допустимы. Величины силы натяжения приводятся в daN.

СТАНДАРТНАЯ РУЧНАЯ СИЛА (SHF)

  • SHF — номинальная сила натяжения ремня. Стандарт EN-12195-2 предписывает при ручном обслуживании натяжных элементов передачи натяжения крепежному ремню ручной силы в 50 daN. Для достижения необходимых сил фиксации и предварительного натяжения, используется физическая сила. Исходя из требований эргономики (наука о взаимодействии человека и машины), затрачиваемая сила определена в 50 daN. Стандартная ручная сила указывается на этикетке стяжного ремня.