Как заменить лицо на фото. Фотомонтаж в GIMP

Инструкция

Откройте снимок и продублируйте его, используя Ctrl+J. Все изменения лучше производить на новом слое, чтобы не испортить основное изображение.

Если есть необходимость, устраните дефекты кожи. Нажмите на клавиатуре Q, чтобы перейти в режим редактирования быстрой маски. На панели инструментов выставляйте цвета по умолчанию (передний – черный, фоновый – белый) и начинайте инструментом Brush Tool («Кисть») закрашивать лицо и шею. Если закрасите лишнее, поменяйте цвет переднего плана на белый и проведите кистью по этому участку.

Опять нажмите Q, чтобы вернуться в обычный режим. Комбинацией Ctrl+J скопируйте выделение на новый слой. В меню Filter («Фильтр») выбирайте Gaussian Blur («Размытие по Гауссу») и подбирайте значение радиуса, чтобы недостатки кожи перестали быть заметными. Запомните это число и нажмите Cancel, т.е. не применяйте фильтр.

В этом же меню в группе Other («Другие») выбирайте High Pass («Цветовой контраст») и выставляйте то значение радиуса, которое вы запомнили в предыдущем шаге – в данном примере 3,3. Примените к слою Gaussian Blur с радиусом, равным 1/3 значения радиуса High Pass: в этом случае 3,3/3=1,1. Нажмите Ctrl+I, чтобы инвертировать выделение, поставьте режим наложение Linear Light и прозрачность 50%.

Зажмите Alt и на панели слоев нажмите кнопку Add Layer Mask («Добавить маску слоя»). Выбирайте кисть белого цвета и закрашивайте кожу на лице и шее, стараясь не задевать глаза, губы и брови. Слейте слои с помощью комбинации Ctrl+E.

Теперь нужно менять черты лица. Для этого в Photoshop есть могучее средство – фильтр Liquify («Пластика»). По сути, это отдельный редактор с собственной панелью инструментов. Чтобы увеличить изображение, используйте Zoom Tool («Лупа»). Для перемещения рисунка применяется Hand Tool («Рука»).

На панели инструментов выбирайте Push Left Tool («Смещение пикселей»). Если провести этим инструментом в правой части изображения снизу вверх, размеры обрабатываемого фрагмента уменьшаются, сверху вниз – увеличиваются. В левой части рисунка, наоборот, снизу вверх деталь изображения увеличивается, сверху вниз – уменьшается.

В правой части настройте параметры инструмента. Значения Brush Density и Brush Pressure выставляйте не слишком большими, чтобы была плавной и естественной. Размер кисти меняйте по необходимости. Обработайте овал лица, форму носа, глаз и рта по вашему желанию. Нажмите ОК, чтобы подтвердить изменения.

Опять скопируйте измененное изображение на новый слой и на палитре слоев нажмите кнопку Create new fill layer («Создать новый заливочный слой»). В контекстном меню выбирайте опцию Hue/Saturation и, меняя яркость и насыщенность, залейте изображение новым цветом. Нажмите Ctrl+E, чтобы слить слои.

В режиме быстрой маски выделяйте на рисунке губы, нажмите Ctrl+I, чтобы инвертировать выделение, и Ctrl+J, чтобы скопировать фрагмент но новый слой. В меню Image («Изображение») выбирайте команду Adjustments («Свойства»), затем Hue/Saturation и измените цвет губ.

Также с помощью редактирования в режиме быстрой маски скопируйте на новый слой радужную оболочку глаз. В меню Adjustments используйте команды Brightness/Contrast и Color/Balance, чтобы изменить цвет глаз и придать им яркость.

На очередном уроке мы рассмотрим процесс фотомонтажа средствами бесплатного редактора gimp . Как и в ранее опубликованном уроке на сайте по , сегодня будет расписан процесс по созданию постера к фильму с вашим участием в главной роли.

В сети интернет можно найти множество уроков про то как заменить лицо на изображении, но я хочу продемонстрировать процесс замены лица на фото , так как это делаю я. И сегодня в уроке мы попробуем создать постер к фильму с вашим лицом на изображении. Для начала урока нам понадобятся следующие заготовки:

фотография постера (это может быть любая фотка, куда вы хотите поместить ваше лицо)

и соответственно ваша фотография.

Так как мне нравится переводить иностранные уроки с фотошопа и адаптировать их под выполнение в графическом редакторе гимпе, то сегодня урок взят с заграничного сайта photoshopstart.ws и называется “Add your face to movie poster” .

Шаг 1. Запускаем редактор гимп и открываем первую фотографию, куда будем добавлять лицо .

Шаг 2. Через меню (Файл – Открыть как слой..) открываем второе изображение. После этого в стопке слоев у нас будет такая картина:

Как видите, оба слоя у нас выделены жирным шрифтом. Это говорит о том, что у данных слоев отсутствует информация о прозрачности. Давайте добавим альфа-канал (прозрачность) к верхнему слою. Для этого щелкним правой кнопкой мыши по слою и из выпавшего меню выберем «Добавить Альфа-канал»

А вот теперь название слоя с жирного написания изменилось на обычный шрифт, это свидетельствует о наличии у слоя прозрачности. Помните об этом.

Шаг 3. Теперь на панели инструментов выбираем инструмент «Свободное выделение»

И обводим по контуру лица. Примерно так:

Снимаем выделение через (Выделение — Снять/ Shift+Ctrl+A)

После этого давайте откадрируем границы слоя, приблизив их к очертаниям лица. Этим самым мы облегчим себе работу на следующим шаге. Для изменения границы слоя идем в (Слой - Откадрировать слой). Получится вот так:

Теперь вы можете заметить, что желто-черная линия приблизилась к контурам лица. Этим самым мы откадрировали текущий слой.

Шаг 4. Уменьшаем непрозрачность верхнего слоя с лицом до 50% перемещая ползунок влево или введя цифровое значение в поле о непрозрачности.

Шаг 5. На панели инструментов выбираем «Вращение».

Настройки оставляем по умолчанию. Теперь кликаем мышью по слою, тем самым активировав инструмент.

Поворачиваем слой до того момента когда уровень линии глаз совпадет с линией глаз нижней фотографии.

Нажимаем кнопку «Повернуть»

Шаг 6. Выбираем инструмент «Масштаб». Настройки оставляем по умолчанию. Также щелкаем по рабочей области активировав инструмент. Об активации будут свидетельствовать небольшие квадратики по сторонам слоя.

Теперь нужно щелкнуть по следующей пиктограмме цепочки, чтобы активировать режим пропорционального изменения размеров слоя.

Пока активен инструмент «Масштаб», мы можем переместить слой с лицом на лицо фотографии нижнего слоя. Для этого переводим курсор мыши в центральный кружок, при этом должна появится пиктограмма перемещения рядом с курсором мышки.

Нажимаем «Изменить».

Шаг 7. Выбираем инструмент «Перемещение» (настройки по умолчанию) и двигаем слой с вставленным лицом до совпадения глаз верхнего и нижнего слоя.

Если вы не угадали с пропорциями лица,то можно отметить ваши действия через (Правка - Отметить действие / Ctrl+z) и заново попробовать повторить шаги 5,6,7. Если же вы все-таки приблизились к пропорциям лица нижней фотографии, но хотите немного подкорректировать положение верхнего слоя, то также воспользуетесь инструментами редактирования — «Вращение», «Масштаб» и «Перемещение».

Шаг 8. Возвращаем непрозрачность верхнего слоя на 100%.

Шаг 9. Теперь выбираем инструмент «Ластик» со следующими параметрами:

и аккуратно стираем края у верхнего слоя, должно получится примерно так:

Шаг 10. Как мы видим, цвета кожи лица вставленного фрагмента немного отличается от оригинального цвета лица на постере фильма. Как мы можем решить эту проблему? Очень просто! Идем в (Цвет - Цветовой баланс) и корректируем цвет.

Шаг 11. Хорошо, теперь воспользуемся инструментов «Осветление/Затемнение» в режиме Осветление,чтобы чтобы сделать некоторые части лица чуть-чуть светлее.

Шаг 12. Теперь переключаем инструмент в режим Затемнение и аккуратно затемняем области вокруг глаз.

Шаг 13. Создаем новый прозрачный слой по верх существующих слоев. Далее выбираем «Свободное выделение» и рисуем в левой части лица,такое выделение:

Нажимаем ОК. Закрашиваем выделение выбранным цветом.

Снимаем выделение через (Выделение -Снять)

Шаг 14. Смягчим края выделения через (Фильтры -Размывание -Гауссово размывание) и оставляем значение 5px. Нажимаем ОК.

Объявления:

Оригинальные фотографии:

Результат урока:

Я пока не был в Египте, но всегда хотел туда попасть. И обязательно попаду. А пока решил стать погонщиком верблюдов с помощью Фотошопа. В этом уроке мы научимся вставлять себя в другие фотографии. При этом 50% успеха зависит от правильного подбора фотографий. Желательно,чтобы было подходящее выражение лица, уровень освещенности и угол поворота головы. Часто даже приходится специально фотографироваться для успешного фотомонтажа.
Итак, приступим. Я взял фото погонщика верблюдов и свое фото. Надо же когда-то показаться достопочтенной публике! :0)

Откроем фото погонщика верблюдов. Возьмем инструмент

Pen (Перо)
и аккуратно обведем бейсболку погонщика. После этого кликните правой мышкой на бейсболке и выберите
Make Selection (Выделить):

В появившемся окне ничего не меняйте:

Бейсболка выделена:

Нажмите Ctrl+J на клавиатуре, чтобы создать из выделения новый слой. Это облегчит работу с монтажом лица- мы сразу разместим его под кепкой. В окне слоев видим новый слой из выделенной бейсболки. Если это окно у Вас закрыто, откройте его через нажатие F7.

Открываем фотографию, которую хотим вставить в другую:

Аккуратно обводим голову и шею инструментом

Pen (Перо)
и выделяем по такой же схеме, как и бейсболку. Можете использовать любой другой инструмент выделения.

В верхнем меню жмем
Edit-Copy (Редактирование- Скопировать).
Открываем фото с погонщиком. В окне слоев кликаем на слое с погонщиком:

И вставляем свою фотографию:
Edit-Paste (Редактирование- Вставить):

Берем инструмент

Move tool
и перемещаем вставленную голову рядом с головой погонщика:

Затем жмем Ctrl+T на клавиатуре:

В верхнем меню кликаем на указанной иконке, чтобы избежать искажений и сохранять исходные пропорции головы:

И аккуратно меняйте размеры головы в окне. У меня оптимально 65%:

Головы теперь одинакового размера:

Видите, угол поворота головы немного не подходит? Развернем голову. Для этого нажмем правой мышкой внутри рамки с квадратиками и выберем
Flip Horizontal (Повернуть по горизонтали):

Уже лучше:

Остается немного развернуть голову:

и поместить ее на место:

Голова разместилась сразу под кепкой, как мы и хотели, потому что слой с головой находится ниже слоя с кепкой:

Теперь разместим голову точно на том месте, где голова погонщика. Для этого в окне слоев кликнем на слое с головой и уменьшим прозрачность:

И перемещаем полупрозрачную голову на место, ориентируясь на глаза и рот погонщика:

Здесь удобнее работать, увеличив изображение. Итак, голова на месте:

В окне слоев возвращаем прозрачность слоя с головой на 100%:

Нажмите Enter . Погонщик уже изменился;0) :

Берем инструмент
Eraser (Ластик) .
Убедимся, что у нас активен слой с головой:

И аккуратно стираем волосы, выступающие за кепку. Аналогично стираем лишние участки шеи, которые закрывают воротник. Для удобства можете снова уменьшить прозрачность головы.

Теперь избавимся от участков головы погонщика, которые выступают сзади. Для этого берем инструмент
Healing Brush (Лечащая кисть)
и кликаем на слое с погонщиком верблюдов:

Нажмите клавишу Alt на клавиатуре и кликните на камнях рядом с головой- этим мы зададим образец для лечащей кисти.

Замена лица в Фотошопе это либо шутка, либо необходимость. Какие цели преследуете лично Вы, мне неведомо, а научить Вас этому я обязан.

Данный урок будет полностью посвящен тому, как изменить лицо в Фотошопе CS6.

Менять будем стандартно – женское лицо на мужское.

Исходные изображения такие:



Прежде чем подставить лицо в Фотошопе, необходимо уяснить пару правил.

Первое – ракурс съемки должен быть максимально одинаковым. Идеальный вариант, когда обе модели сфотканы анфас.

Второе, необязательное – размер и разрешение фотографий должно быть одинаковым, так как при масштабировании (особенно при увеличении) вырезанного фрагмента может пострадать качество. Допустимо, если фото, с которого берется лицо, будет больше оригинального.

С ракурсом у меня не очень, но что имеем, то имеем. Иногда выбирать не приходится.

Итак, начнем менять лицо.

Открываем обе фотографии в редакторе в разных вкладках (документах). Переходим на вырезаемого пациента и создаем копию фонового слоя (CTRL+J ).

Берем любой инструмент выделения (Лассо, Прямоугольное лассо или Перо ) и обводим лицо Лео. Я воспользуюсь Пером .

Важно захватить как можно больше открытых и не затемненных участков кожи.

Что имеем в результате:

Следующим этапом будет максимальное совмещение изображений. Для этого изменяем непрозрачность слоя с вырезанным лицом примерно на 65% и вызываем «Свободное трансформирование» (CTRL+T ).

При помощи рамки «Свободного трансформирования» можно вращать и масштабировать вырезанное лицо. Для сохранения пропорций нужно зажать SHIFT .

Максимально совместить нужно (обязательно) глаза на фотографиях. Остальные черты совмещать не обязательно, но можно немного сжать или растянуть изображение в любой плоскости. Но только немного, иначе персонаж может получиться неузнаваемым.

После окончания процесса нажимаем ENTER .

Лишнее удаляем обычным ластиком, а затем возвращаем непрозрачность слоя на 100%.



Продолжаем.

Зажимаем клавишу CTRL и делаем клик по миниатюре слоя с вырезанным лицом. Появляется выделение.

Переходим в меню «Выделение – Модификация – Сжать» . Размер сжатия зависит от размера изображения. Мне хватит 5-7 пикселей.



Выделение модифицировано.

Еще один обязательный шаг – создание копии слоя с исходным изображением («Фон» ). В данном случае перетаскиваем слой на значок внизу палитры.

Находясь на созданной только что копии, нажимаем клавишу DEL , тем самым удаляя оригинальное лицо. Затем убираем выделение (CTRL+D ).

Находясь на копии фонового слоя, зажимаем CTRL и кликаем по слою с лицом, тем самым выделяя и его.

Теперь идем в меню «Редактирование» и ищем там нашу «умную» функцию.

В открывшемся окне выбираем «Стековые изображения» и нажимаем ОК .

Немного подождем…

Как видим, лица совместились почти идеально, но такое бывает редко, поэтому продолжаем.

Создаем совмещенную копию всех слоев (CTRL+SHIFT+ALT+E ).

Слева, на подбородке не хватает текстуры кожи. Давайте добавим.

Выбираем инструмент «Восстанавливающая кисть» .

Зажимаем ALT и берем образец кожи со вставленного лица. Затем отпускаем ALT и кликаем по участку, где не хватает текстуры. Производим процедуру столько раз, сколько нужно.

В этом уроке вы научитесь накладывать на лицо текстуру с помощью "Карты смещения". Применение этого метода позволит создать наложение текстуры с высоким реализмом. Данный эффект широко применяется в фотодизайне и его можно встретить в различных изданиях.

Вот так выглядит результат применения этого эффекта.

Для создания данного эффекта нам понадобиться основная фотография с лицом и сама текстура.

В данном случае будем работать с текстурой камня.

ШАГ 1

Откроем фотографию в Фотошоп, и сразу переключимся на вкладку Channels/Каналы , эта вкладка находится на палитре слоев. Если по каким то причинам этой вкладки у вас нет, вы легко сможете ее включить зайдя в меню Window/Окно и далее выбрав пункт Channels/Каналы. Итак мы находимся в палитре каналы, в данном окне видим 4 "слоя" RGB - это совмещенные каналы Red, Green, Blue/Красный, Зеленый, Синий и еще 3 слоя с каждым каналом в отдельности.

Мы используем один из этих каналов чтобы создать карту смещения, на которую впоследствии мы нанесем текстуру.Теперь нам необходимо выбрать канал, который даст самый высокий контраст на лице человека, для того чтобы поэкспериментировать просто кликайте по названиям каналов. Активный канал будет выделяться синим или голубым цветом.

Кликая на каждый канал мы будем видеть различные чернобелые изображения, как на фото внизу. Слева - красный, в центре - зеленый, справа - синий. Обычно, имея дело с тонами кожи красный канал будет слишком ярок, поэтому больше будут подходить либо зеленый либо синий. Синий канал в данном случае, слишком темный, красный, как я уже говорил, слишком яркий, хоть и содержит большое количество деталей, но мы все же остановимся на зеленом., т.к. он дает больший контраст. Его то мы и будем использовать для создания "Карты смещения" .

ШАГ 2

Итак убедимся, что выбран нужный канал, в данном случае зеленый.

Нажмем на маленький значок "Меню", который находится вверху справа на палитре каналов. Далее выберем пункт Duplicate Channel /Создать дубликат канала.

В появившемся диалоговом окне в пункте Destination/Назначение выберете New/Новый . Это действие откроет копию канала в новом документе. Нажимаем ОК.

У нас открылся новый документ в котором оказалась копия зеленого канала, это чернобелым изображением имеющим только один канал - Альфаканал. Это и будет наша карта смещения.

Ваше имя на русском: *
Ваш e-mail: *

* полная приватность ваших данных гарантируется

ШАГ 3

Сейчас мы будем работать с картой смещения. Чтобы избежать проблем с наложением текстуры мы должны удалить большую часть деталей лица: щетину, поры и прочие маленькие недостатки. Для этого мы будем использовать несколько фильтров. И первый из них это Медиана. Для его применения заходим в меню Filter/Фильтр далее выбираем пункт Noise /Шум , и далее Median/Медиана.

Далее попадаем в диалоговое окно данного фильтра. Что бы увеличить степень его воздействия нужно увеличить радиус для этого передвиньте бегунок вправо. Чем дальше вы тяните бегунок тем больше деталей удаляется с изображения. Наша задача удалить как можно больше деталей с лица, но при этом сохранив его четкие очертания. В данном случае хватило радиуса 8 пикселей (если ваше изображение больше по размеру, то возможно потребуется более высокое значение радиуса).

Вот такой результат получился, после применения фильтра Медиана , и детали удалены и очертания лица не пострадали.

ШАГ 4

Следующий фильтр, который мы применим к нашей "Карте смещения" это будет Размытие Гауса. Для этого заходим в меню Filter/Фильтр , далее Blur/Размытие и выбираем Gaussian Blur/ Размытие по Гауссу.

В открывшемся диалоговом окне нам так же нужно менять радиус чтобы увеличить степень воздействия данного фильтра. Здесь нет четкого рецепта, нам нужно размыть наше изображение, но чтобы можно было различить важные детали (глаза, нос, рот, и т.д). В моем случае достаточно радиуса около 13 пикселей, если фото другого размера то радиус может иметь другое значение.

Должно получиться что то вроде этого

ШАГ 5

Теперь переведем нашу карту смещения в цветовой режим Grayscale/Градации серого, для этого пройдем в меню Image/Изображение далее Mode/Режим и наконец Grayscale/Градации серого.

ШАГ 6

Теперь сохраним нашу "Карту смещения" в формат PSD, для этого идем в меню File/Файл далее Save As ../Сохранить как...

В открывшемся диалоговом окне выберете формат Photoshop или PSD это одно и тоже, просто в некоторых версиях нужно выберать сам формат, а в некоторых нужное расширение (в нашем случае нужное расширение PSD) назовем файл displace.psd и нажмем Сохранить.

ШАГ 7

Теперь вернемся к нашему основному цветному изображению. Как вы помните мы закончили работу с этим изображением на Каналах, включим все каналы кликнув на канале RGB.

Теперь вернитесь на палитру слоев, нажав на вкладку Layers/Слои она чуть левее вкладки Каналы. Теперь нам нужно выделить область куда мы будем накладывать текстуру, и так как эта область у нас - лицо, то будем выделять его. Выделите лицо любым удобным для вас инструментом (Лассо, Перо и т.п.). Вот такое выделение должно у вас получится или примерно такое.

Теперь вычтите из своего выделения глаза, если вы работаете стандартными инструментами выделения, такими как лассо, просто нажмите Alt и выделите глаза. Клавиша Alt включает режим вычитания из выделенной области. Вот, что должно получиться.

ШАГ 8

В данный момент это выделение нам не нужно, но очень скоро оно понадобиться, поэтому сохраним его. Для этого зайдем в меню Select/Выделение и выберем пункт Save Selection/Сохранить выдленную область.

В открывшемся окне введем название выделения Face и нажмем ОК.

Теперь уберем выделение, чтобы оно нам не мешалось, быстрее всего это можно сделать нажав комбинацию клавиш Ctrl+D.

ШАГ 9

Откроем документ с текстурой, расположим окна документов с текстурой и лицом поудобнее, и перетащим изображение текстуры в документ с лицом. В итоге на палитре слоев документа с лицом появится новый слой с текстурой (название слоя значение не имеет).

ШАГ 10

Теперь самое время вернуть наше созданное и сохраненное выделение, если мы вернемся во вкладку Channels/Каналы, то обнаружим наше выделение в отдельном канале в самом низу. Чтобы активировать выделение кликните на этом канале удерживая клавишу Ctrl.

В итоге выделение легло на текстуре слой с которой находится поверх слоя с лицом.

ШАГ 11

Теперь переключитесь обратно на палитру инструментов. Для того чтобы отсечь ненужную часть текстуры убедимся, что у нас выбран слой с текстурой. Теперь создадим Слой-Маску , нажав на соответствующий значок.