Навыки младенца в 3 месяца. Крупная, мелкая моторика. Этот разнообразный мир

В горизонтальном положении он держит голову прямо, однако ее все же нужно поддерживать: спина у младенца еще слабая. Конечности, напротив, обретают все больший тонус. Движения малыша делаются более многообразными, более активными. Он может переворачиваться со спины на бок. Развивается координация движений. Ребенок может сознательно удерживать предметы, которые учится узнавать на ощупь, однако основной способ познания мира на этом этапе развития - рот. Младенец начинает брать в рот все, что оказывается у него под рукой.

Ритм ребенка

Сон

На смену почти постоянной дремоте первых недель приходят достаточно длинные и регулярные периоды настоящего сна. Многие младенцы спят не менее чем по шесть часов за ночь, а также подолгу бодрствуют, особенно в конце дня. Малыш начинает различать события, задающие ритм дня: сон, кормления.

Питание

Если вы все еще кормите ребенка грудью, он просит грудь пять-шесть раз в день и при этом, возможно, делает перерыв на ночной сон. Если малыш на искусственном вскармливании, он выпивает в день порядка пяти бутылочек искусственной смеси по 150 мл.

Органы чувств ребенка

Слух

Младенец уже хорошо слышит. Он поворачивает голову в сторону источника шума, прекрасно узнает и локализует звуки. Ему нравится музыка, но более всего ему приятны голоса родителей и родственников.

Зрение

Периоды, когда младенец наблюдает за окружающим миром, значительно удлиняются. Он открывает для себя свои руки и поворачивает голову, следя за движущимися предметами. Ему очень нравится наблюдать за движением и смотреть на яркие цвета. Теперь он видит все очень четко и понимает, что предметы различаются по размеру и расстоянию до них. Это особенно заметно, когда он пытается взять их в руки.

Когда малыш бодрствует

Малыш начинает много общаться, прежде всего за счет движений тела. Так, он съеживается, отказываясь ложиться спать, тянется по направлению к желанному предмету. В это время также возникают самые первые зачатки речи - гуление, которое становится все более многообразным и радует всех окружающих, в том числе и самого ребенка: ему так нравится себя слушать! Кроме того, в три месяца ребенок впервые смеется. Младенца крайне интересует все, что его окружает; он может подолгу изучать свои ноги и руки. Он познает мир взглядом, ему очень нравится находиться в компании. Для него очень важны каждодневные ритуалы: они ему нравятся, он их ждет.

Этот разнообразный мир

Малыш с увлечением рассматривает собственные ручки и в какой-то момент совершает первое управляемое действие - хватает одной рукой другую. Возьмите большую цветную резинку для волос и надевайте ее крохе то на одно, то на другое запястье. Яркий предмет еще больше привлечет внимание, и малыш будет с увлечением тренировать хватательные движения.

Разглядывать ножки - занятие не менее интересное, особенно если вы наденете на них цветные носочки. Еще лучше, если носочки будут разных цветов, чтобы развивалось не только восприятие цвета, но и ощущение контраста.

К третьему месяцу малыш уже не просто разглядывает предметы, но и начинает ими манипулировать. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в его арсенале были игрушки с самыми разнообразными свойствами.

Игрушка-пищалка учит анализировать причинно-следственные связи: «Если я нажимаю, она пищит. Если не нажимаю - не пищит». Для ребенка это не просто игра, это огромный шаг вперед в умении координировать и осознавать свои движения, ведь до сих пор они носили хаотичный характер.

Для познавательного развития очень важно, чтобы игрушки отличались друг от друга на ощупь. Это могут быть разные колечки: гладкие, шершавые, ребристые, пластмассовые, матерчатые... Попеременно вкладывайте их то в правую, то в левую руку ребенка (нужно развивать обе руки).

Совет : Отличные развивающие игрушки для этого возраста можно сделать своими руками. Возьмите маленькие пластиковые баночки из-под питьевого йогурта с завинчивающейся крышкой. Они как раз подходящего размера, чтобы ребенок легко захватывал их ладошкой. Наполните бутылочки горохом, гречкой, пшеном, манкой, фасолью. Получатся погремушки, причем все разные - разного веса, с разным звуком. Времени на изготовление таких игрушек уйдет совсем немного, а для ребенка это станет увлекательной игрой, знакомящей его с новыми ощущениями. Если крышка плотно закручивается, можно налить в бутылочку воду.

Сенсорный коврик . Ребенок уже достаточно много времени проводит на животе, так что пора выкладывать его на коврик. Сенсорный коврик должен быть составлен из элементов, отличающихся по фактуре, чтобы и ручки, и ножки ребенка знакомились с разными ощущениями.

Совет : Соберите кусочки ткани - мешковину, шелк, бархат, ситец. Сшейте несколькими стежками и дайте ребенку. Для него это будет очень интересная игрушка, ведь каждый лоскуток ощущается по-своему. Так происходит сенсорное развитие.

Пора осваивать понятия «вверх» и «вниз». Играем в «самолетик»: «Полетели-полетели, - поднимаем ребенка на руках. - Вверх! Вниз! Вверх! Вниз!»

Психологи и логопеды говорят, что в три месяца появляются первые предпосылки к речи . Если раньше звуки, которые издавал малыш, были никак не связаны с ситуацией, то теперь вы можете заметить, что в одних случаях, например, при удивлении, он говорит «кхе», при появлении мамы «кху» и т. д. Это первая попытка что-то сказать без крика и плача.

Ребенок активно познает и усваивает эмоции, наблюдает за выражением лица взрослого. Раньше я советовала повесить над кроваткой фотографии улыбающихся мамы и папы. Пришла пора вносить разнообразие и в мир чувств. Купите или сделайте сами двустороннюю рожицу , с одной стороны веселую, а с другой - грустную. Подвесьте ее над кроваткой так, чтобы она крутилась, и малыш видел то одну, то другую сторону. Чтобы игрушки, подвешенные над кроваткой, не приедались, можно их чередовать: один день карусель, один день рожица, один день сенсорное панно - его можно прикрепить на стенку кроватки.

Эмоции должны появляться и в песенках-потешках. Если раньше они были очень короткими, мелодичными и убаюкивающими, то теперь пора включать в них и отрицательные эмоции. Например, грозным голосом: «Идет коза рогатая за малыми ребятами». Тот же «волчок», который «укусит за бочок», уже может звучать не так безобидно. Так мы учим ребенка понимать, осознавать и выражать свои чувства. Конечно, мы только в самом начале пути. Все, что он сейчас поймет, - это «грустный», «веселый», «испуганный». Но важно этот путь начать. Проблема в том, что часто сами взрослые оказываются недостаточно эмоциональными. А бывает, что мама или папа стесняются проигрывать перед ребенком разные чувства, боясь показаться смешными. Особенно это относится к папам. «Я что, ненормальный, чтобы кривляться?» - возмущаются они на предложение изобразить печаль или испуг. Постарайтесь объяснить вашему мужу, что это совсем не кривляние, а серьезное, важное дело, которое очень нужно сейчас вашему ребенку.

В играх с малышом можно использовать матерчатую куклу, надетую на руку. Младенец воспринимает куклу как отдельное существо, постороннее и непонятное. И очень важно, чтобы этот посторонний был ласковым и дружелюбным - пусть он погладит, обнимет малыша. Материал, из которого сделана кукла, должен быть мягким и приятным на ощупь. Эта игрушка учит тому, что не только мама может быть ласковой и нежной. Мы можем получать тепло и ласку от совершенно незнакомых, посторонних для нас существ. Да, пока это только кукла. Но так мы начинаем готовить ребенка к появлению незнакомых людей в его жизни, учим его воспринимать их без страха - позитивно и спокойно.

Пустышка

Давая младенцу пустышку, мы, разумеется, преследуем самые благие цели. Но с самого начала надо понимать, что рано или поздно от пустышки придется отказаться. Это может стать проблемой, и я считаю, что пустышку лучше вообще не давать. Если уж совсем невозможно обойтись без дополнительного сосания, пусть это лучше будет бутылочка с водой. Психологи говорят, что для очень небольшой категории детей, особенно возбудимых и тревожных, лишенных непосредственного контакта с мамой, пустышка нужна. Но мы сейчас говорим не о сверхтревожном, а о хорошо и правильно развивающемся ребенке, за которым ухаживает мама. На мой взгляд, ему пустышка не нужна. Подумайте о будущем. Малыш, приученный успокаиваться через сосание, скорее всего, сохранит эту привычку и во взрослом возрасте. Это значит, что впоследствии он будет «заедать» напряжение, грызть ногти и курить, потому что других механизмов преодоления стресса у него не выработается.

Но что делать, если вы уже приучили ребенка к пустышке? Помните, что отучить в три месяца гораздо проще, чем в полгода или в год. Но отучить - не значит просто отнять. Необходимо предложить что-то другое взамен. Взрослые, чтобы бросить курить, часто начинают грызть сухарики, семечки. А с маленьким ребенком можно начать играть. Вот он заплакал - дали бутылочку с водичкой. Выплюнул бутылочку - взяли на руки, начинаем гулять по комнате. Поддерживайте активное состояние малыша, обращайте его внимание на игрушки, разговаривайте. Так вы даете ему возможность успокоиться какими-то другими способами. Конечно, некоторое время он будет плакать. Но чем дальше, тем труднее вам будет избавиться от пустышки. Бывает, что дети ходят с ней и в три года, что с психологической точки зрения абсолютно бессмысленно. В этом возрасте дети успокаиваются другими способами, а пустышка - это уже просто привычка, от которой трудно избавиться и которая к тому же портит прикус.

Режим дня

Одних родителей раздражает то, что режим никак не складывается, другие не понимают, зачем он вообще нужен. Образ жизни по принципу «как сложилось, так и хорошо» обычно ведут те мамы, которые кормят по требованию и все время носят ребенка с собой. Если и маме, и ребенку это удобно, то можно жить и без режима.

Но мне намного чаще приходится сталкиваться с противоположной проблемой: «Ни до чего руки не доходят. Хочу уже, наконец, точно знать, когда он ест, когда спит, чтобы жизнь вошла в свой ритм, и можно было как-то планировать день». Лично мне такая позиция ближе. Мир устроен таким образом, что человеку приходится подчинять свою жизнь каким-то условиям. Мы выходим на работу в одно и то же время, мы возвращаемся с работы в одно и то же время. Хорошо, если мы получаем пищу в одно и то же время - для здоровья это полезнее. Иногда мы сами себе придумываем какие-то ограничения, которые дают нам возможность чувствовать себя спокойнее. Например, в одно и то же время ложимся спать. Или смотрим по вечерам одну и ту же передачу. И ребенку наличие режима также дает уверенность в каждом следующем дне. Пусть в три месяца это еще не важно, но пройдет совсем немного времени, и вы заметите: он соглашается есть только из одной бутылочки - и никак иначе. Потом он в сотый раз захочет послушать одну и ту же сказку. «Якоря» стабильности нужны всем - и детям, и взрослым.

Одним из таких «якорей» у малыша может стать ритуал укладывания. Казалось бы, какие ритуалы могут быть на третьем месяце? Это с детьми постарше можно пойти помыть ручки, уложить кукол. На самом деле с маленьким ребенком ритуализировать жизнь еще проще. Если мы будем совершать одни и те же действия, допустим, задергивать шторы, включать одну и ту же музыку, менять освещение, ребенок постепенно привыкнет к тому, что в это время пора засыпать.

Для чего это нужно? Дело в том, что рано или поздно возникнет необходимость выйти из дома, оставить малыша на другого человека. И ритуал вам поможет: исчезновение одного источника стабильности (мамы) будет компенсировано присутствием всех остальных. Если вы таким образом тщательно выстроите весь режим дня, то ваш выход на работу пройдет безболезненно, - разумеется, при условии, что малыш будет доверять тому человеку, который с ним останется.

Мама: «Я не железная!»

На третьем месяце женщина может почувствовать, что в ней копится раздражение. Оно приходит из-за усталости, из-за неопытности, из-за отсутствия помощи и ощущения потери того мира, в котором она жила раньше. Третий-четвертый месяц - это период, когда молодые мамы достаточно часто обращаются за помощью к психологу, чтобы понять, что с ними происходит.

Раздражительность иногда приводит к тому, что мы кричим на собственных детей, даже на грудничков. За криком следует чувство вины, которое потом может преследовать долгие годы. Некоторые мамы на консультации признавались мне, что и через десяток лет продолжают корить себя за то, что когда-то в раннем детстве накричали на свою кроху. Надо сказать, что такое непроходящее чувство вины крайне непродуктивно. Ребенку наше самоедство ровным счетом ничего не дает, более того, оно может сильно исказить детско-родительские отношения. Родитель, чувствующий себя виноватым, задабривает ребенка, а это уже совсем никуда не годится.

Так что же делать с раздражительностью? Как с ней справляться?

Прежде всего, помните: если вы злитесь на своего ребенка, это не значит, что вы его не любите. Раздражение - совершенно нормальная эмоция, возникающая на фоне недосыпа, хронической усталости, больших нагрузок, отсутствия помощи и прочее. Есть у него и физиологическое объяснение. Счастливы те, кто по-прежнему не испытывает проблем с кормлением грудью, но статистика показывает, что именно на третьем-четвертом месяце количество молока часто начинает сокращаться, а вместе с ним - и количество серотонина и эндорфинов, которые выделяются организмом женщины. В результате мама начинает острее переживать свои неудачи, больше тревожиться за ребенка. Могут даже случаться приступы беспричинной грусти, когда женщина просто сидит и плачет, непонятно почему.

Если раздражение подавлять, копить и не признаваться себе в нем, то рано или поздно оно прорвется наружу в виде крика на ребенка, крика на мужа. Поэтому очень важно не обманывать себя, не отворачиваться от неприглядной реальности, а осознать свои чувства и честно сказать себе: «Я раздражена». Ничего постыдного в этом нет.

Просите о помощи.

Случай из практики: «Я совсем из сил выбилась. Он иногда кричит по несколько часов. Этот крик разрезает мне мозг, душу разрывает, я не знаю, куда деться. Хожу с ним по комнате - не успокаивается. Пою - не успокаивается. И чем больше он кричит, тем больше я раздражаюсь. А чем я больше злюсь, тем сильнее он кричит».

Да, это действительно замкнутый круг. У раздраженной, уставшей мамы и младенец будет уставшим и раздраженным. В этот момент вы не в состоянии его успокоить, вам самой нужна помощь. Срочно отдавайте ребенка на руки мужу, бабушке. Может помочь любой человек, к которому ребенок уже привык, - ваша сестра, тетя, дядя. Отдали - сами ушли в ванную, отдышались, успокоились. Одна моя знакомая называла это так: «Пойду делать для ребенка маму!» Вам действительно нужно немного передохнуть и прийти в себя. Проще всего включить кран с водой. Вода очень хорошо снимает напряжение. Умойте лицо, помойте руки, выпейте стакан воды, посмотрите на себя в зеркало (это помогает вернуться к себе из хаоса бурных эмоций). А дальше - возвращайтесь в комнату, выключайте свет, ложитесь на кровать вместе с малышом. Никаких активных действий! Дышите медленно и размеренно, пусть он почувствует спокойный ритм вашего дыхания. Иногда это срабатывает.

Главная причина вашего напряжения - не сам по себе крик ребенка, а беспокойство за него и чувство своего бессилия. Найдите какие-нибудь слова или действия, которые бы вас успокаивали в ситуации, когда вы ничего не можете сделать. Мне, например, помогала фраза: «Все пройдет. И это тоже». Кто-то начинает про себя напевать определенную мелодию. Это называется «концентрация на простых действиях». Повторение этих действий помогает нам сосредоточиться на них, обрести опору и успокоиться.

Одна из причин раздражительности - повышенная тревожность.

Случай из практики: «Я все время боюсь, что у моего ребенка заболят уши. Как только он начинает кричать, первым делом кидаюсь на них нажимать, как меня учили подруги. Я нажимаю - он кричит еще больше. И мне кажется, что это точно отит. Бегу звонить врачу. Мой страх еще ни разу не подтвердился, но я все равно боюсь. Врач говорит, что я слишком впечатлительная. Да я и сама понимаю, что уже замучила его своими ложными тревогами».

Тревога свойственна любой матери. Иногда она принимает гипертрофированные формы, и мамы начинают придумывать различные ужасы. Тем не менее материнская тревога - это совершенно нормальное чувство.

Но как сделать так, чтобы тревога не «зашкаливала»? Прежде всего, больше спать, больше гулять и осваивать больше навыков. Если вы чего-то боитесь, нельзя бездействовать. Не позволяйте страху завладеть вами и не становитесь его пассивной жертвой. Осознайте свой страх и начинайте работать. Боитесь, что младенец простудится, - займитесь закаливанием. Боитесь отитов - прочитайте как можно больше об их профилактике. Боитесь, что в подростковом возрасте ребенок попадет в дурную компанию, - читайте литературу о том, как помочь ребенку найти друзей. Чем больше мы знаем, тем меньше боимся.

Телесный контакт с папой

О контакте «кожа к коже» обычно говорят в связи с мамой. Но такой контакт необходим и с отцом. И к третьему месяцу его вполне уже можно осуществить. Начинайте устраивать малышу воздушные ванны: попросите мужа раздеться по пояс, взять на руки голенького ребенка и походить с ним по квартире. Пусть вместе закаляются. Если в более раннем возрасте многие мужчины не решаются брать младенца на руки, то ближе к трем месяцам страх отступает: малыш уже не выглядит таким хрупким и беспомощным, держит головку и, самое главное, позитивно реагирует на происходящее, выдавая комплекс оживления.

Введите такой ритуал закаливания в свой распорядок дня. Скажем, каждый день 5 минут перед кушанием гуляем по квартире у папы на руках. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то папа может и покормить из бутылочки. И это кормление тоже надо использовать для контакта «кожа к коже». Это сближает папу и малыша. В папе пробуждаются отцовские чувства, а малыш проникается к нему доверием, сильнее привязывается и начинает более ярко на него реагировать. А мы уже знаем, что мужчине пока следует доверять только те процедуры, которые вызывают положительные эмоции и укрепляют в нем ощущение своей значимости и своей состоятельности.

Здоровье ребенка

Третий месяц: посещение участкового педиатра

Как в первый и во второй месяцы, врач проверяет физиологическое состояние ребенка, его общее психическое и физическое состояние, состояние его иммунной системы, а также измеряет его.

  • Мальчики - рост порядка 60см и вес 5,8 кг, окружность черепа порядка 41,5 см.
  • Девочки - рост порядка 59 см и вес 5,5 кг, окружность черепа порядка 41см.

Архаические рефлексы почти полностью исчезли. Врач снова оценивает функционирование всех основных органов и систем - проводит обследование сердечной, дыхательной, сосудистой системы. Характеристики нормального функционирования этих систем почти аналогичны тем, которые мы приводили в связи с первым и вторым посещением врача.

Прививки

Если вы начали прививать младенца еще в роддоме, вам будет предложено провести второй этап вакцинации, в частности ввести вакцины от дифтерии, столбняка, полиомиелита, коклюша.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение.

Насморк

Это первичное воспаление всей ухо-горло-носовой области, вызванное распространяющимися в зимний период вирусами; ему может сопутствовать жар. Воспаление приводит к появлению насморка-или заложенности носа, болезненному раздражению всех слизистых, может давать и другие проявления.

Врач-аллопат предложит вам болеутоляющие и жаропонижающие средства, такие как сироп, и посоветует промывание носа. Если есть риск вторичного заражения, он выпишет антибиотики.

Некоторые виды естественной терапии

Гомеопатия

  • При появлении первых симптомов используйте комбинированный, несложный, но весьма эффективный метод лечения: комплексный препарат «Аллиум цепа».
  • Ночью нос заложен, утром малыш чихает, в течение дня у него скорее светлые выделения из носа: «Рвотный орех 9 СН».
  • Постоянные водянистые выделения из носа и чихание залпами вне зависимости от времени дня; помимо этих симптомов, еще и жар: «Аллиум цепа 9 СН».
  • Приступы сухого кашля без отделения мокроты, ухудшение состояния ночью или при приступах, которые могут перейти в рвоту: «Дрозера 9 СН».
  • Сухой кашель, ощущение жжения и «щекотки» в горле, хриплый голос, обветренные губы: «Арум трифиллюм 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере развития болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

Хорошо увлажняйте воздух в комнате ребенка, добавляя в воду не более 5 капель одного или нескольких эфирных масел, обладающих противовоспалительным и антивирусным действием: лаванда лекарственная, коричник камфорный, чайное дерево, пальмароза. Помимо этого, давайте настои из растений, обладающих противовоспалительным и успокаивающим действием.

Бронхиолит

Это респираторная инфекция, которую вызывают сезонные вирусы, получающие распространение в зимнее время. Обычно заболевание не опасно, однако порой оно дает серьезные осложнения, в особенности в случае с грудными детьми до одного года. Это заболевание - одна из основных причин госпитализации детей такого возраста.

Бронхиолиту часто предшествует обычный ринофарингит, сопровождающийся сухим кашлем. О бронхиолите свидетельствует появляющееся через один-два дня затрудненное дыхание. Дыхание учащается, выдохи становятся шумными, свистящими и трудными. Причина этого - скопление в бронхиолах малыша слизи, которая не может выделиться (из-за того, что гладкие мышцы стенок бронховтеряют тонус), а также собственно бронхиальный спазм. Вторичная бактериальная инфекция может спровоцировать осложнения.

В зависимости от состояния ребенка врач пропишет вам сеансы дыхательной кинезитерапии (этот вид терапии обычно пугает родителей, однако он хорошо способствует отделению мокроты); спрей «Вентолин», который применяют при помощи детского ингалятора (бэбихалера) для того, чтобы «открыть» бронхи и впустить в них воздух; кортикоиды (противовоспалительные средства), вводимые обычным способом и/или с помощью ингалятора, а также, возможно, антибиотики - если есть подозрение на вторичную инфекцию.

Природные препараты часто позволяют обойтись без обращения к перечисленным аллопатическим методам.

Гомеопатия

При непроходяшем кашле с приступами удушья систематически применяется препарат «Пертуссинум 15 СН», по 1 дозе в неделю; препарат следует давать ребенку в течение месяца после полного выздоровления.

В зависимости от типа кашля применяются также:

  • при влажном кашле, выделении вязкой, густой и желтоватой мокроты (усиление симптомов после пробуждения и ночью): «Калиум бихромикум 9 СН»;
  • при попеременно влажном и сухом кашле, незначительных выделениях мокроты, хрипах в бронхах и затрудненном дыхании (усиление симптомов ночью): «Калиум карбоникум 9 СН»;
  • при непрекращающемся кашле, доходящем до рвоты, обильном отделении мокроты, приступах сухого кашля (усиление симптомов ночью): «Кошениль 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере угасания болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

  • Сироп из растений, способствующих разжижению мокроты: цветки и листья алтеи, мальвы, мака или медвежьего ушка; либо из растений, обладающих противокашлевым и отхаркивающим действием: надземные части будры плющевидной или плюща обыкновенного. Дозировка: 1 соответствующая возрасту доза 3 раза в день в течение 6-8 дней.
  • Массаж грудной клетки и верхней части спины: эфирное масло эвкалипта лучистого, оказывающего противоинфекционное действие на легкие. Растворите 2 капли масла в небольшом количестве мази, делайте массаж утром и вечером.

Какой термометр выбрать для ребенка?

Вашему ребенку хорошо подойдет классический (ректальный) термометр. Однако его использование требует частого раздевания, которое не нравится малышу и может его рассердить. Ушные термометры гораздо дороже, однако благодаря сменным наконечникам их может использовать вся семья. Лобные термометры весьма надежны и просты в использовании, однако дороги.

За четверть года малыш сильно меняется и внешне, и психологически. Из худенького опухшего новорожденного кроха превращается в милого карапуза, который многому научился. Ежедневно он продолжает стремительно расти, приобретать интересные и забавные навыки, удивляя родителей новыми умениями.

Нормы развития ребенка в 3 месяца

Существуют установленные и согласованные в медицинских учреждениях стандарты, отражающие физиологическое и эмоциональное состояние малышей в конкретном возрасте. Развитие ребенка на 3 месяце жизни указывается для здоровых детей, матери которых не имеют вредных пристрастий, придерживаются рекомендаций педиатров в отношении и ухода за малюткой. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого младенца и не паниковать при незначительных несоответствиях нормальных и реальных показателей.

3 месяца ребенку – развитие, вес и рост

Рассматриваемые стандарты зависят от нескольких косвенных факторов:

  • масса и длина при рождении;
  • тип питания;
  • генетические данные.

Отечественные и зарубежные нормативы, отражающие, сколько весит ребенок в 3 месяца, слегка отличаются. Согласно мировым медицинским стандартам, масса тела должна составлять:

  • 5-8 кг – мальчики;
  • 4,5-7,5 кг – девочки.

Дополнительно развитие ребенка в 3 месяца показывает увеличение его роста:

  • 57,3-65,5 см для мальчиков;
  • 55,6-64 см для девочек.

Важным параметром считается и окружность головы младенцев:

  • 38,1-42,9 см – мужского пола;
  • 37,1-42 см – женского пола.

Ребенок в 3 месяца – развитие и питание

Чтобы расти и набирать вес крохе нужно хорошо кушать. Если малютка ест специальную смесь, необходимо строго следовать рекомендациям производителя, указанным на упаковке или в инструкции. Для младенцев, наслаждающихся грудным молоком, рекомендуется питание по требованию. Количество дневных прикладываний составляет 10-12, ночью малыш может проголодаться 2-4 раза.

Важно ничего не добавлять в меню, когда исполняется 3 месяца ребенку – развитие прикорм не предусматривает. В рационе крохи не должно быть никаких фруктовых соков или жидких пюре, даже если у мамы наступил или имеются другие проблемы с лактацией. За 2-3 дня выработка молока стабилизируется, в противном случае можно временно (или на постоянной основе) перевести чадо на смесь.

В описываемом возрасте грудничок еще много спит, до 17 часов в сутки, но если он бодрствует, то ведет себя активно. Как развивается ребенок в 3 месяца:

  • перекатывается на бок;
  • находясь на животе, может опереться на предплечья, хорошо держит головку;
  • внимательно рассматривает предметы;
  • следит за подвижными объектами;
  • изучает свои руки и ноги, трогает лицо;
  • понимает, откуда исходит громкий звук, поворачивается в правильную сторону;
  • старается координировать движения рук;
  • пробует все на вкус (тянет в рот).

Иногда физиологическое развитие ребенка в 3 месяца немного ускоряется. Некоторые дети уверенно хватают яркие игрушки и могут их удерживать в кулачках, переворачиваются с живота на спину и наоборот. Есть малыши, способные произносить слоги, объединяя протяжные звуки с согласными, «гулить», «ворковать», особенно если с ними ласково разговаривать.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца

Младенцы в этом периоде становятся очень коммуникабельными и дружелюбными, они охотно идут на контакт даже с незнакомцами, пытаются по-своему поддержать разговор. Что делает ребенок в 3 месяца:

  • искренне и громко смеется, широко улыбается;
  • узнает лица родителей;
  • копирует звуки;
  • подражает мимике;
  • стесняется;
  • задумывается, увидев что-то необычное;
  • капризничает с целью привлечь внимание.

Грудничок умеет показывать радость, заинтересованность и недовольство. Развитие ребенка в 3 месяца предполагает, что ему приятно внимание окружающих, поэтому кроха не ждет установления контакта, а пытается наладить его самостоятельно. Карапуз целенаправленно ищет лица, смотрит в глаза, лепечет и расплывается в улыбке. Особенное удовольствие ему доставляет наблюдение за мамой, даже если она с ним не играет, а просто появляется в поле зрения.

Недоношенный ребенок в 3 месяца – развитие

«Нетерпеливые» малыши тоже активно растут и приобретают новые умения, но чуть позже. Это зависит от того, когда родился грудной ребенок – 3 месяца развитие происходит со смещением на время, которое кроха должен был провести еще в утробе. «Скороспелый» младенец может весить немного меньше и уступать в росте, но психологически такой грудничок прогрессирует наравне с доношенными детьми.

Говорить о серьезных нарушениях в четверть года слишком рано, поэтому важно не беспокоиться преждевременно. Нет четкого перечня навыков, которым обязан обучаться ребенок 3 месяца – развитие (что должен уметь и делать) протекает у каждого малыша индивидуально. Отставанием считается, если у крохи не пропадают рефлексы новорожденного и сохраняется высокий мышечный тонус. В таких случаях необходимо обратиться к опытному неврологу, он проведет исследования, оценит физиологические и психологические параметры малютки, назначит соответствующее лечение.

Как развивать ребенка в 3 месяца?

Прогресс детей зависит от усилий и количества времени, которое им уделяют родители. Темпы развития ребенка в 3 месяца – показатель внимательности и любви мамы и папы. Для приобретения нужных физических навыков следует ежедневно заниматься с крохой разными упражнениями, стимулировать его для активных действий. Как развивать малыша в 3 месяца:

  1. Чаще класть младенца на животик.
  2. Располагать рядом с грудничком яркие и привлекательные игрушки, чтобы он захотел дотянуться до них, потрогать.
  3. Массировать и разминать ступни, ладошки, пальцы крохи.
  4. Аккуратно растягивать, сгибать и разгибать ручки и ножки.
  5. Купать в наполненной взрослой ванной, плавание способствует улучшению мышечной моторики и координации движений.
  6. Давать ребенку пощупать и рассмотреть интересные предметы (с разными текстурами, издающие звуки, светящиеся).
  7. Включать ритмичную музыку, петь и танцевать вместе с карапузом.
  8. Часто называть малыша по имени.
  9. Гримасничать, показывать крохе «рожицы», чтобы ему хотелось их скопировать.
  10. Улыбаться малютке, смеяться вместе с ним, хвалить за достижения.
  11. Помогать изучать части тела и лица, дотрагиваться до них пальцами.
  12. Держа младенца на руках, носить его по комнатам, обращать внимание на яркие предметы, рассказывать о них.

3 месяца ребенку – развитие и игры

Коммуникабельность крохи в рассматриваемом возрасте помогает родителям работать над его физическими, социальными и эмоциональными навыками. Как играть с малышом в 3 месяца:

  1. Спрятать свое лицо за широким платком или ладонями, отчетливо спросить: «Где мама?» Убрать «ширму», радостно произнести: «Ку-ку!» Повторить действия, но в следующий раз спрятать лицо ребенка.
  2. Показать яркую крупную игрушку, дождаться, пока младенец ее заметит. Медленно водить предметом в поле зрения грудничка, чтобы он следил за ней взглядом.
  3. Взять погремушку и пошуметь ею рядом с малышом, спросить: «Где звенит (гремит, динь-динь)?». Дождаться, пока он не повернется в нужную сторону, показать игрушку.
  4. Приблизившись к лицу ребенка, произносить простые звуки и слова («агу», «да-да», «бу-бу», «мама» и аналогичные), стимулируя его повторять.
  5. Выложить младенца на животик, перед ним расположить интересующую его игрушку. Подставить под пяточки свою ладонь, чтобы малыш смог оттолкнуться ногами и дотянуться до предмета.

В этой статье:

Развитие ребенка 3-х месяцев - это главное, что волнует его родителей. Они внимательно следят за появлением новых умений, взвешивают кроху, измеряют показатели роста. Для мамы важно знать вес малыша еще и для того, чтобы понять, что получаемого им грудного молока полностью хватает для полноценного роста и развития. Средней нормой для 3-месячного малыша являются показатели веса от 3 до 6 кг и роста от 54 до 64 см.
Как видно, коридор между цифрами достаточно большой. Связано это в первую очередь с факторами, которые могут влиять на вес и рост младенца. Речь идет о:

  • генетической предрасположенности;
  • типе питания (грудное молоко или адаптированные искусственные смеси);
  • доношенности или недоношенности;
  • подверженности заболеваниям и пр.

Многочисленные таблицы, в которых представлены показатели роста для ребенка 3-х месяцев, в основном были составлены еще в советское время и по большей части подразумевают собой развитие детей, получающих искусственную смесь.

Особенности двигательного развития

Моторное (двигательное) развитие трехмесячного ребенка имеет свои особенности. Малыш к этому времени уже достаточно уверенно удерживает голову как в вертикальном положении на руках у взрослых, так и лежа на животе. У крохи начинает развиваться хватательный рефлекс, поэтому он время от времени упражняется, сжимая и разжимая кулачки,
удерживая легкие игрушки, вложенные в руки.

В это время находкой станут игрушки, которые можно подвесить над кроваткой на таком расстоянии, чтобы малыш смог потрогать их руками. Как вариант можно использовать развивающий коврик, лежа на котором, малыш будет активно развивать основные тактильные навыки.

Если поддерживать ребенка под руки, он сможет упираться прямыми ногами в поверхность пола или манежа. Еще одно достижение этого возраста - способность самостоятельно поворачиваться со спины на бок и обратно.

Основные рефлексы на 4-м месяце жизни

Большая часть движений трех месячного ребенка
продиктованы его рефлексами. К концу третьего месяца основная их часть исчезает. Стоит побеспокоиться, если в три месяца у ребенка по-прежнему наблюдаются следующие рефлексы:

  • поисковой (поворачивает голову при касании уголка его губ);
  • хоботковый (касание верхней губы провоцирует складывание рта в виде хоботка);
  • Бабкина (если надавить на ладонь, открывает рот и подается вперед головой);

Все эти рефлексы у трехмесячного ребенка, если нервно-психическое
развитие его протекает гармонично, должны отсутствовать. А вот рефлекс Моро, проявляющийся внезапным вскидыванием конечностей, когда кроху кладут в кровать или поднимают на руки, у многих деток к этому возрасту еще остается. История его уходит корнями в далекое прошлое, когда таким способом природа позаботилась о том, чтобы максимально защитить младенца во время падения.

По-прежнему ярко выраженными остаются сосательный рефлекс и рефлекс ползанья. Они необходимы трехмесячному ребенку, так как оказывают серьезное влияние на развитие.

Слух и восприятие

Насколько развит слух у трехмесячного малыша? Смело можно сказать, что намного лучше, чем в первые 2 месяца жизни. Кроха по-прежнему реагирует на резкие звуки вздрагиванием, и эта реакция
является полностью нормальной. На приятные же звуки, особенно голоса близких, слуховое и эмоциональное развитие ребенка позволяет ему реагировать улыбкой, агуканьем, двигательным оживлением.

В три месяца ребенок уже не просто слушает – он прислушивается к звукам и пытается определить их направление и источник, поворачивая голову. Это легко можно проверить, позвенев в стороне от малыша колокольчиком или погремушкой.

Примечательно, что в ответ на обращенную к нему ласковую речь малыш уже не просто улыбается, а пытается вступить в диалог. С большим удовольствием дети в этом возрасте слушают медленные мелодичные песни, но любимым звуком для каждого из них без исключения остается мамин голос.

Проверить, насколько слуховое развитие крохи соответствует его возрастным нормам, можно очень просто: обратитесь к нему спокойным голосом, не стараясь гримасничать и экспериментировать с интонациями. По истечении 20-30 секунд, внимательно наблюдая и вслушиваясь, кроха обязательно постарается поддержать беседу: сначала дружественной улыбкой, а потом и гулением, копируя манеру разговора обращающегося.

Упражнения в три месяца

Развитие трехмесячного
малыша можно ускорить с помощью ряда специальных упражнений. Особое внимание нужно уделять разработке тела крохи, в частности конечностей и пальчиков, отвечающих за развитие мелкой моторики.

Время от времени в ручку малыша можно вкладывать различные по размеру и материалу, изготовления мелкие игрушки, контролируя, чтобы он их сознательно захватил. Также можно давать малышу схватить небольшой предмет, закрепленный на веревочке у него над головой, таким образом опять же тренируя захват.

Ускорить общее
развитие трехмесячного младенца помогут регулярные «прогулки» по квартире на руках у родителей, во время которых он будет иметь возможность рассматривать все вокруг. Держать в такие моменты малыша лучше лицом от себя.

В три месяца уже можно начинать развитие мимики лица младенца, показывая ему забавные гримасы, картинки, отражение в зеркале.

Режим дня в три месяца

У трехмесячного ребенка уже может быть сформирован и закреплен собственный индивидуальный график дня. Все дети в этом возрасте в среднем нуждаются в 15-16 часах сна, из которого на дневной уходит не более 6 часов.

Каждый малыш
живет в соответствии с внутренними часами. Если один кроха рано засыпает и рано встает, то другой засыпает не раньше 23 часов, но и встает не ранее 9 утра. Есть детки, режим дня которых по-прежнему «плавающий». При желании мама в силах повлиять на его изменение. Достаточно будет попробовать выдерживать необходимый перерыв между кормлениями и сном, бывать на улице в одни и те же часы, в установленное время купать малыша.

Что касается кормления, то в три месяца кроха получает порцию молока или смеси так же часто, как и месяц назад, то есть каждые 2-2,5 часа. А вот норма молока, необходимая малышу за один прием пищи, увеличивается: теперь карапуз вместо 120 мл сможет съедать до 140 мл. В сутки общее количество молока не должно быть менее 850 мл.

Нужен ли в таком возрасте прикорм? Современные педиатры уверяют, что для трехмесячного ребенка нет и не может быть ничего более полезнее, чем грудное молоко. Поэтому, если проблем с лактацией у мамы нет, с прикормом пока можно будет подождать.

Нужно ли давать малышу
пить, например воду или компот? Мнения на этот счет опять же разделяются. Одни педиатры уверяют, что в летнюю жару без воды малышу просто не обойтись, другие же считают, что вода только занимает место в желудке крохи, из-за чего в результате он не сможет съесть необходимую для его развития порцию молока.

Особенно не рекомендуется экспериментировать с чаем и водой в периоды, когда у малыша не получается опорожнить кишечник. Дополнительная жидкость не даст результата, более того – может повредить крохе. Помните о том, что в 3 месяца для малыша, который находится на грудном вскармливании, дефекация как раз в 3 дня, так и по 4-5 раз в день является полностью нормальным явлением.

Главное - обращать внимание на общее состояние младенца. Если его ничего не беспокоит, он общителен и подвижен, значит, у него все в порядке.

Первый смех в три месяца и основные навыки

Психоэмоциональное развитие позволяет
малышу в три месяца не только улыбаться и агукать с родными, но и полноценно смеяться. Обычно первый смех приводит в восторг близких ребенка в первую очередь из-за своей неожиданности и, конечно, искренности. Малыши смеются открыто, заливисто, громко и, как правило, смешат их самые невинные вещи.

В целом трехмесячному ребенку свойственно эмоции. Он может смеяться и улыбаться, а спустя несколько минут плакать от голода так же горько и искренне, как совсем недавно радовался. Поэтому нужно быть особенно внимательными к деткам, больше с ними общаться, предугадывая желания.

К концу третьего месяца жизни развитие здорового ребенка позволяет ему:


Ускорить эмоциональное и физическое развитие ребенка в этом возрасте помогут интересные игры, о которых ниже.

Как развлекать малыша?

Малыш проводит все больше времени бодрствуя, и лежать в кроватке в одиночестве ему становится скучно. Кроха с нетерпением ждет, пока его возьмут на руки, с удовольствием поддерживает инициативу взрослых, когда они предлагают поиграть.

Естественно, что
игры с трехмесячным малышом самые простые и непродолжительные. Сопровождать все действия желательно стимулирующими речевое развитие потешками. В рамках игровой деятельности можно занять малыша пальчиковой гимнастикой, поиграть с ним в пальчиковые игры типа «сороки-белобоки» и ладушек.

В три месяца ребенку уже можно показывать яркие картинки, например с изображением лиц, выражающих разные эмоции. Обязательно нужно разговаривать с крохой, читать ему стихи и петь песни, играть в любимую детскую игру «ку-ку», пряча лицо за ладонями или пеленкой.

Медицинский контроль

Некоторые родители считают, что здоровому малышу не место в поликлинике. Отчасти они правы, но не в данном случае. Дело в том, что три месяца - это возраст, когда ребенок должен получить стандартные прививки против таких серьезных заболеваний, как коклюш, дифтерия, полиомиелит и столбняк. Также навестить педиатра может понадобиться в случаях затянувшихся кишечных коликов, аллергий и рахита.

Трехмесячные дети уже активно знакомятся с окружающим миром, проявляет положительные и отрицательные эмоции, узнают родных людей. В течение третьего месяца жизни ребенок может прибавить в весе около 900 г, а также подрасти на 2,5 см.

Что умеет ребенок

В период всего третьего месяца ребенок стремительно развивается во всех направлениях, а к концу месяца может похвастаться многими достижениями:

1. Кроха умеет поворачивать голову на 180° и фокусировать свой взгляд на каком-либо предмете около 40 секунд, наблюдает за движущимися и неподвижными объектами, и всегда старается найти глазами источник звука, который слышит.
2. Чтобы утолить свой безграничный интерес, ребенок умеет приподнимать свою головку и удерживать ее около двух минут. Осуществить это он может только лежа на животике, а головку поднимает, опираясь на предплечья. Наиболее активные детки уже могут сами переворачиваться на животик и обратно.
3. На 3 месяце жизни зрительные функции малыша еще не совершенны и в это время ребенок может слегка "косить". В данном случае переживать не стоит, это, как правило, проходит уже в следующем месяце.
4. Ответом на произнесенную в сторону малыша речь обязательно будет сильная оживленность с его стороны, а если ребенок увидит родительскую улыбку, то обязательно ответит тем же.
5. Трехмесячные дети избавляются от рефлекса Моро (испуг при резком звуке).
6. К концу третьего месяца хватательные функции ребенка переходят из стадии рефлекса в сознательную.
7. Если поставить ребенка в вертикальное положение на твердую поверхность (кроватка, пол) и придерживать его за ручки, то он уверенно сможет простоять на ножках около минуты. Часто делать такие процедуры не нужно.
8. Кроха пытается схватить и удержать игрушку, перебирает пальчиками рук, все более уверенно поднимает ножки и ручки для обозрения.
9. Реагирует на свет, поворачивая к его источнику голову.
10. Отвечает на родительские разговоры «агуканьем», «угуканьем» и другими звуками.

Питание ребенка


Для малыша в 3 месяц жизни нормальным остается грудное молоко . В большинстве случаев в таком возрасте еще можно обойтись без дополнительного прикорма или допаивания водой. Последнюю можно давать только в очень жаркий период года, когда наблюдается обильное потоотделение. Но это не необходимо, очень многие дети в жаркое лето полностью довольствуются маминым молочком.

Самым оптимальным вариантом в этом возрасте считается шестиразовое кормление , через каждые 3-3,5 часа. Во время каждого кормления ребенок употребляет примерно 130-150 мл, что в сутки получается около 850-950 мл.

Если у кормящей матери молоко не прибывает в нужных объемах, чтобы обеспечить полное насыщение ребенка, то наиболее популярными причинами этого являются : стрессовые расстройства матери или ее неправильное . Чтобы решить данную проблему необходимо провести коррекцию собственного питания (исключить вредную пищу и добавить в рацион кисломолочные и молочные продукты, животный белок, кушать больше жидкого), игнорировать стрессовые ситуации, сцеживать оставшееся в молоко до полного ее опустошения. Обязательно нужно полноценно отдыхать. В большинстве случаев это довольно сложно сделать с маленьким ребенком, но это просто необходимо, поэтому пусть у вас будет ежедневный обеденный сон даже в ущерб домашней работе. Грудное вскармливание на данном этапе очень важно для грудничка.


Если вышеуказанные методы не помогают повысить лактацию или причина снижения молока более серьезная, то следует провести консультацию с вашим врачом на предмет введения прикорма. Стоит учитывать, что искусственные смеси усваиваются на порядок дольше в организме ребенка, поэтому необходимо строго соблюдать режим кормления, а также инструкции их приготовления.


Нередко мамы придерживаются кормления "по требованию". Данный способ хоть и отнимает у женщины достаточно много времени, но помогает организовать ГВ (грудное вскармливание) без проблем в виде застоя или недостатка молока. Иногда мамочки жалуются, что ребенок буквально "висит на ": постоянно ее требует и не может успокоится другими методами. В таких случаях женщине просто необходим слинг.


Данное приспособление поможет выполнять беспрепятственно работу по дому, а малыш всегда имеет доступ к любимому молочку. В таком случае он растет спокойным и уверенным в своей безопасности.

Режим дня


Режим бодрствования и сна у младенца формируется уже к 9-10 неделе его внеутробного существования. Днем трехмесячные малыши спят 3-4 раза , при этом продолжительность каждого сеанса сна составляет примерно 1,5-2 часа. Ночью же дети имеют длительный сон (примерно 9-10 часов), просыпаясь только на незначительное время для «разминки» и кормления.

Чтобы ребенок скорее научился беспробудно спать 5-6 часов ночью , рекомендуется не уделять ему внимания при каждом его пробуждении, малейшем шорохе, движении. Помните, что всю ночь нормальный здоровый ребенок при ГВ спать не будет и 4-6 часов - это успех. И детки очень легко засыпают и, как правило, довольно крепко спят во время уличных прогулок.

Ребенку в 3 месяца нужно бывать на улице каждый день по 3 раза , пребывая на свежем воздухе 1,5-2 часа. Уличные прогулки рекомендуется проводить при различных погодных условиях, если температура воздуха не менее 10° и отсутствуют серьезные осадки.

Уход и гигиена

Соблюдение правил гигиены для трехмесячного ребенка является залогом его нормального развития и крепкого здоровья. Поэтому необходимо, чтобы родители крохи каждое утро начинали с водных процедур (протирайте ребенку глазки и лицо, чистите ему ушки и носик).


Также в течение дня после каждого испражнения следует обязательно менять малышу подгузник или пеленку , тщательно подмывая его перед пеленанием. Если он не сходил "по-большому", то подгузник все равно нужно сменить через 2-3 часа использования и подмыть кроху.

Чтобы ребенку легко засыпалось, и в течение всей ночи малыш имел хороший сон, нужно каждый вечер проводить с ним сеанс купания. Проверяйте температуру воды (оптимальный вариант 35-38°) перед тем, как опустить в нее младенца.


Добавляйте в ванночку отвары различных целебных трав (ромашка, эхинацея, череда, цикорий) предварительно посоветовавшись с педиатром.


Кутайте малыша всегда соответственно комнатной температуре, избегайте его перегрева, переохлаждения. Помните, что пеленание не должно быть излишне тугое. Иногда дети в таком возрасте уже не хотят находиться в пеленке, прислушайтесь к его желаниям: удобных ползунков и кофточки будет достаточно.


Трехмесячный ребенок уже может позволить себе схватить какой-нибудь предмет и потянуть в рот, поэтому необходимо освободить от всего лишнего (химические средства, мелкие детали игрушек, косметика, колюще-режущие предметы, растения) окружающее его пространство. Перед тем как дать ребенку какую-нибудь игрушку, нужно обязательно промыть ее мыльной водой и тщательно ополоснуть, так как в этом возрасте детки стараются все попробовать на вкус.

В 3 месяца малышу необходимо начать проводить регулярные сеансы . Это позволит нормализовать состояние гипо- или гипертонуса (при наличии таковых), развить первичные навыки ползания, а также укрепить общее физическое состояние грудничка. Основные виды для трехмесячного ребенка :

Положите малыша на животик, после чего нежно поводите пальцами рук по его спинке от ножек к шейке и обратно.
Проделать те же движение, предварительно перевернув его на спинку.

Для проведения массажа оптимальным считается утрешнее время, длительность его должна составлять не более 10 минут, а также помните, что не следует осуществлять данные процедуры после приема пищи младенцем.

Игры и развивающие занятия


Как было сказано выше, в трехмесячном возрасте начинается ускоренная фаза развития крохи. При помощи игр ребенку можно помочь в развитии. Используйте занятия, соответствующие возрасту :

Для усовершенствования зрительных функций необходимо показать ребенку какую-нибудь игрушку (среднего размера и умеренной яркости) на расстоянии 40-50 см, после чего медленно поводить ею в разные стороны. С каждой неделей можно немного отдалять предмет.
Для развития очень помогают музыкальные игрушки, которые можно давать малышу или вешать на кроватку (в данном случае развивается внимание и хватательный рефлекс). Также большую пользу оказывают разговоры родителей с ребенком, чтение сказок, детских стишков.
Разложите перед малышом несколько игрушек (недалеко, чтобы он мог их внимательно рассмотреть), которые отличаются по цвету и фактуре, после чего давайте крохе по очереди каждую из них. Эта игра поспособствует усовершенствованию чувства осязания ребенка.
Переверните ребенка на живот, а на некотором расстоянии от него положите яркую игрушку. Младенцу обязательно станет интересна цветастая вещица, к которой он, несомненно, потянется.
Чтобы развить речевую деятельность младенца необходимо, чтобы ребенок разминал мышцы лица. Для этого один из родителей должен «покривляться» (высунуть , надуть щеки, пошлепать губами), стимулируя ребенка повторять за родным человеком.

Помните, что игры необходимо прекращать, если младенец теряет к ним интерес или начинает плакать. В этом возрасте дети быстро устают и легко переключаются на другие ситуации. Поэтому не стоит расстраиваться, а попытайтесь попробовать эти и другие занятия на следующий день.

Первый год жизни является самым важным в развитии малыша. За такой короткий срок у ребенка появляются новые умения и навыки. Каждый день можно замечать в крохе что-то новое и интересное. Но самым показательным и заметным считается третий месяц. В это время появляются первые плоды того, что было заложено родителями в первые два месяца. Малыш привык к режиму дня и условиям жизни, он стал осознанно всматриваться в предметы и лица, интересоваться окружающим миром. Кроха проявляет свои эмоции, быстро развивается физически.

Малыш в 3 месяца

  • Хрупкое и нежное тельце новорожденного в три месяца стало выглядеть пухленьким, округлились щечки. На ножках и ручках появились складочки. Это результат нормального развития подкожно-жировой ткани.
  • Ребенок уверенно держит головку, даже лежа на животике. Да еще делает попытки приподняться, опираясь на ручки. В качестве нового умения демонстрируют, как могут переворачиваться со спины на живот.
  • К третьему месяцу малыш примерно в одно и то же время кушает и спит. Его организм привыкает к определенному распорядку дня и жизнь мамы в этом плане немного облегчается.
  • В этом возрасте ребенок начинает изучать мир, пробуя все на вкус. Он начинает тянуть в рот все, что попадает в ручку.

Рост и вес

Каждый месяц родители с малышом посещают поликлинику для контроля за развитием ребенка, а также изменениями в росте и весе. Существуют примерные стандарты показателей веса и роста. Они зависят от данных, которые были при рождении. Ориентировочно вес трехмесячного ребенка может быть от 3 до 6 килограммов, а рост — от 54 до 64 сантиметров.

На показатели роста и веса напрямую влияют способ и вид питания, а также генетическая наследственность. Существуют примерные таблицы прибавки веса и роста ребенка. Но их нельзя брать за основу, так как необходимо учитывать индивидуальные особенности, это, во-первых. А во-вторых, эти цифры будут существенно отличаться при грудном вскармливании и при искусственном. При грудном вскармливании и при качественном грудном молоке ребенок может набирать в весе от пятисот граммов до двух килограммов в месяц. Малыш сам определит, когда он наелся, его невозможно перекормить. Главное, позволить ему кушать столько, сколько он хочет.

Некоторые мамы тревожатся по поводу большого расхождения данных в таблице и показателей роста и веса своего крохи. Дети не могут все быть одинаковыми в развитии. Наблюдайте за малышом в течение дня, как он кушает, спит, играет, писает и какает, какое состояние кожи, волос и ногтей. Если в физическом плане все в порядке, ребенок не капризный и активный, то не стоит беспокоиться.

Рефлексы в три месяца

Определенные инстинкты и рефлексы появляются у младенца с первого дня жизни, и к трем месяцам некоторые их них должны угасать. Если же они не проходят, то это может говорить об определенных патологиях, связанных с нервной системой:

  • Попробуйте легонько пальцем прикоснуться к уголку рта малыша, он может повернуть головку в эту сторону и откроет ротик. Этот рефлекс называется поисковым;
  • При легком прикосновении к верхней губке ребенка, он образует губами что-то типа хоботка – это хоботковый рефлекс;
  • Если слегка надавить пальцем в середину детской ладошки, то ребенок приподнимает головку вперед и при этом открывает ротик – это рефлекс Бабкина.

Рефлекс сосания и ползания только активизируются в этом возрасте, потому что они являются неотъемлемым элементом развития малыша. И еще есть один защитный рефлекс у ребенка, который может сохраняться определенное время. При укладывании малыша на спину или во время поднятия ножек над опорой срабатывает рефлекс защиты от падения. В этот момент младенец растопыривает в стороны пальчики и вскидывает при этом ручки – это рефлекс Моро.

Что должен уметь

Слово «должен» здесь не очень подходит, так как каждый малыш развивается со своей скоростью. Просто одни это делают быстрее, а другие немножко позже. То, что один отлично делает в три месяца, другой может начнет в четыре. Строгих нормативов в этом вопросе нет. Главное, чтобы неврологическое состояние было в норме, а умения и навыки обязательно сформируются.

Физические умения

  • Малыш может уверенно и долгое время лежать на спинке, ему не нужна опора.
  • Ребенок реагирует на висящие над ним игрушки, пытается до них дотянуться и коснуться пальчиками. Он может подолгу рассматривать предметы, а также свои ножки и ручки, тянет их в ротик.
  • Малыш реагирует на голоса и звуки поворотом головы и взглядом. Он с интересом следит глазками за движением ярких игрушек.
  • Трехмесячный ребенок самостоятельно поворачивается со спины на бочок и на животик. Обучаясь этому умению, малыш еще и отталкивается ножками от близлежащей опоры (например, от бортика кроватки).
  • Опираясь на еще не окрепшие предплечья, малыш старается подольше находиться на животике и рассматривать окружающий мир, приподнимая головку и ножки. Такая процедура полезна для укрепления мышц спины, что в дальнейшем поможет самостоятельно сидеть, стоять и ходить.
  • Ребенок легко перемещается в горизонтальной плоскости кроватки. При помощи движения ручек и ножек он меняет свое расположение то в одну, то в другую сторону, причем делает он это всего за несколько минут. Такие перемещения в будущем пригодятся в овладении навыками ползания.
  • Попробуйте поставить малыша (конечно, поддерживая его) ножками на ровную поверхность и он обязательно начнет отталкиваться от нее. Это говорит об укреплении мышц ножек.
  • Ребенок в этом возрасте пытается соединять свои пальчики в замочек и сводить вместе ручки. Можно начинать учить прихлопывать ладошками (игра «Ладушки»).

Эмоциональные достижения

  • В возрасте трех месяцев родители замечают, что ребенок начинает показывать свой характер и эмоции.
  • Положительные эмоции у малыша проявляются в виде улыбок, смеха и даже повизгивания. Так он может реагировать на появление близких людей или хорошо знакомых домашних питомцев. А вот заплакать и испугаться он может при появлении посторонних и незнакомых лиц.
  • По характеру издаваемых ребенком звуков уже можно отличить его желания. Когда его надолго оставляют одного, то можно услышать хныканье для привлечения внимания взрослых. Малышу может быть одиноко и скучно, ему нужно к маме на ручки или просто увидеть родное лицо и услышать родной голос. Если на хныканье внимания не обращать, то оно перерастет в громкий плач – требование. Но стоит уделить малышу несколько минут, а иногда просто показаться ему на глаза, и он успокоится.
  • Малыш пытается произносить звуки, которые состоят не только из гласных, но уже и из согласных. У него формируются первые речевые навыки. Начните с ним говорить или петь и он будет отвечать на своем детском языке. Такие «беседы» деткам очень нравятся.
  • Большинство детей положительно относятся к купанию. В этом возрасте они готовы плескаться в воде хоть целый день. Особенное удовольствие доставляет разбрызгивание воды ручками и ножками.

Ребенок в любом возрасте, на любом этапе развития нуждается во внимании родителей и в похвале. Хвалите свою кроху почаще, за самое маленькое достижение.

В целях безопасности для жизни и здоровья малыша, ни в коем случае не оставляйте его без присмотра на высоких поверхностях (например, на кровати или на тахте, на пеленальном столике). Всего несколько минут без внимания взрослых может привести к падению ребенка и серьезной травме. Детская кроватка – это одно из безопасных мест для крохи.

К трем месяцам у ребенка продолжают активно развиваться органы слуха, зрения, обоняния и осязания, а также основные функции психики – мышление, эмоции, речь, память и восприятие.

Зрение

Малыш осознанно всматривается в различные предметы и пытается их подробно изучить. Для этого он использует не только зрение, но и пытается попробовать все на вкус, потрогать. Ребенок свободно переводит взор за передвигающейся фигурой, у него формируется предметное восприятие.

Слух

Развитие слуха происходит стремительно. Ребенок узнает голос мамы из десятка других, он реагирует на этот голос улыбкой. Он с легкостью узнает место воспроизведения звука и пытается найти его взглядом.

В этом возрасте можно развивать слух и восприятие при помощи музыкальных игрушек, ярких картинок или книжек с музыкальным сопровождением. Малыш изучает мир вокруг себя при помощи своих пальчиков, он пытается облизывать игрушки и подолгу их рассматривать. Все органы чувств имеют большое значение в развитии ощущений.

Эмоции

Ребенок в трехмесячном возрасте произносит свои первые «агу». Активным гулением он выражает свои положительные эмоции. В ребенке ярко проявляется «комплекс оживления». Он выражает свои эмоции всеми ему доступными способами – звуками, активными движениями, подергиванием ножек и ручек, мимикой. Малыш осознанно и открыто улыбается родному человеку.

Питание и сон

В первые два месяца основное время малыша состояло из сна и кормлений. Сформировался уже определенный распорядок дня. На третьем месяце жизни режим дня немного поменяется, так как малыш больше времени будет бодрствовать. Но основное расписание сохраняется, оно позволит маме распланировать свое время и выполнить домашние дела.

Большую часть суток (около семнадцати часов) по-прежнему занимает сон малыша. В ночное время ребенок может спать примерно десять часов, а в дневное время он спит четыре раза.

Малыши, которые находятся на искусственном вскармливании, питаются молочной смесью в соответствии с инструкциями на упаковке (по объему смеси и количеству кормлений). При грудном вскармливании деток кормят по требованию, независимо от интервалов между кормлениями. Малыш съедает столько молока, сколько захочет и сколько ему требуется.

Активное изучение ребенком окружающего мира немного изменяет процесс грудного кормления. Малыш постоянно отвлекается, поворачивает голову, чтобы что-то или кого-то увидеть. Не съедает необходимый объем молока. Из-за такого поведения ребенка у мамы происходят изменения в процессе лактации. Иногда ей кажется, что сократилось количество молока и необходимо начинать прикорм.

Этот период необходимо переждать, через несколько дней приливы у мамы нормализуются. Необходимо только чаще давать грудь беспокойному малышу и лактация будет в норме. Не рекомендуется в такие критические моменты переходить на молочные смеси или фруктовые прикормы. Они абсолютно не нужны при грудном вскармливании. Молоко мамы обеспечивает ребенку полноценное питание.

В три месяца наступает момент развития любознательности. Малыш познает мир, для него интересно все, что его окружает и все, что он слышит. Дети этого возраста очень любят общение. Они слушают речь взрослых и произносят свои звуки, пытаясь что-то сказать или спросить. Это подходящее время для знакомства с первыми детскими стишками и потешками, веселыми песенками и прибаутками.

Малыш может продолжительное время слушать музыкальную мелодию или песенку. Он будет с интересом смотреть на яркие и большие простые предметные картинки. Показ картинок нужно сопровождать рассказом или песенкой, может быть отдельными звуками.

Разговаривать с ребенком необходимо в процессе одевания, купания, на прогулке и даже во время массажа. Четко произносите слово и показывайте предмет. Слушая детские песенки, такие малыши иногда даже пытаются по-своему подпевать.

В качестве игры подойдут различные упражнения для пальчиков. Для развития органов осязания можно дать подержать ребенку предметы из разных материалов (маленький мячик, мягкую поролоновую мочалку, что-то из его одежки, чтобы он почувствовал материал на ощупь).

Делая массаж или гимнастику, попробуйте рассказывать сказку или стишок. Укачивая кроху, не забывайте про колыбельные песенки. Эмоции мамы и ее состояние легко передаются ребенку. Голос мамы должен быть спокойным и ласковым. В такие моменты общения малыш не только развивается и получает новую информацию, но и чувствует материнскую любовь.