Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира Способы познания ребенка дошкольного возраста

Так, например, одна из испытуемых, девочка 5 лет 7 месяцев, отбросила из серии: кошка, собака, лошадь, миска - собаку, объясняя это тем, что «собака будет мешать кошечке есть из миски»; в другом случае мальчик из серии картинок: лошадь, повозка, человек, лев - выбросил льва, аргументируя это следующим образом: «Дядя запряжет лошадь в повозку и поедет, а зачем ему лев? Лев может съесть и его и лошадь, его нужно отпра­вить в зоосад».

Такого рода подход к решению познавательных задач при отсутствии соответствующего воспитания может у отдельных дошкольников надолго задержаться. Такие дошкольники, становясь школьниками, обнаруживают явление интеллектуальной пассивности, о котором мы уже говорили в связи с изложением вопроса о готовности ребенка к школьному обучению. Однако при нормальном развитии познавательной деятельности у детей, уже в дошкольном возрасте, начинает возникать потребность в решении особых познавательных задач, которые, как таковые, выделяются для их сознания)

По данным, полученным в исследованиях А. В. Запорожца и его сотрудников, первоначально такие познавательные задачи включены в игро­вую и практическую деятельность детей и возникают лишь эпизодически, не изменяя всего строя детского мышления. Однако постепенно у дошкольников начинает формироваться новый вид интеллектуальной деятельности, которая характеризуется прежде всего новой познавательной мотивацией, способной определить характер рассуждения детей и систему используемых ребенком интеллектуальных операций. С этой точки зрения интересно исследование сотрудницы А. В. Запорожца Е. А. Коссаковской, показавшей, как в процессе решения дошкольниками разных возрастов головоломок у них постепенно возникает и формируется умение преследовать интеллектуальные цели и как именно интеллектуальное содержание задачи становится для детей главным содержанием их познавательной деятельности. Важнейшим результатом этого исследования является вывод автора о том, что к концу дошкольного возраста у детей, с одной стороны, явно падает интерес к побочным момен­там, связанным с решением головоломок (интерес к игре, в условиях которой давалась головоломка; к выигрышу, являющемуся следствием удачного решения и пр.), с другой - у них возникает в качестве ведущего мотива их деятельности мотив поучиться решать трудные задачи. Достаточно убедительные данные о росте интереса к задачам интеллектуального порядка имеются и в другом исследовании. Изучалось, какого типа задачи - игрового, трудового или интеллектуального содержания - больше побуждают детей дошкольного возраста к настойчивости. Оказалось, что в разных возрастных группах это были разные задачи. Для детей младшей группы наибольшую побудительную силу имели задачи игрового содержания, для средней группы - трудового, а для старших дошкольников (т. е. для детей от 5,5 до 7 лет) - собственно интеллектуальная задача.

Надо отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

2-3 года.

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

3-4 года.

К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.

В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

4-5 лет.

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую сту­пень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития:

Знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

Формирование положительного отношения к окружающему миру.

5-6 лет.

Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, со­страдание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять за­кономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и класси­фицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

6-7 лет.

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и пре­образования мира через освоение умений:

Постановка цепи и планирование;

Прогнозирование возможных эффектов действия;

Контроль за выполнением действий;

Оценка результатов и их коррекция.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»)

СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЬМИ 2-7 ЛЕТ.

Группа Средства Способы
Ясельная Предметы ближайшегоокружения.Предметно-манипулятивная игра.Сенсорные эталоны (мер, цветов, форм, величин).Заместители предметов. Наблюдения.Обследование объектов.Сравнение (зеленый, как трава, круглый, как колобок).Классификация по принадлежности.
Младшая Предметы ближайшегоокружения, практические действия с ними.Сенсорные эталоны.Заместители предметов.Заместители признаков(наглядные модели и образы воображения). Наблюдения.Обследование (цвет, форма, величина, физические свойства).Сравнения по одному признаку или свойству, установление отношений сходства и различия в парных предметах.Классификация по одному признаку. Изменение свойств предметов с помощью действий. Прямые аналогии знакомым предметам.
Средняя. Разнообразие предметоводного вида.Предметы и явления, находящиеся за пределами непосредственного восприятия детей. Слова-понятия, слова-обобщения.Познавательные сказки, рассказы. Сенсорные эталоны.Комментирование своих игровых и бытовых действий. Упорядочивание накопленных представлений (последовательность, смысловые ценности).Сериация по системе выраженности качества.Анализ свойств предметов (форма, цвет, величина, качества, свойства).Классификация по существенным признакам.
Старшая Системные представления об окружающем мире.Сенсорные эталоны различных мер.Знаково- символическая деятельность (активное включение знаков, моделей, схем, планов, чертежей).Слова-понятияПознавательные вопросы.Информация о мире. Наблюдение.Обследование объектов.Сравнение и сопоставление по признакам, функциям (различие, сходство).Классификация по нескольким признакам.Обобщение на основе выделяемых признаков. Сериация (по скорости, твердости и т.д.)Анализ и синтез.Измерения.Умозаключения и оценка.Экспериментирование с предметами, их образцами и моделями.Установление причинно-следственных связей.
Подготовительная Навык работы с информацией: получать из различных источников, анализировать, использовать, классифицировать ее, представлять (эффективная речь).Поисково-практическая деятельность.Познавательная литература. Анализ различных явлений, событий.Обобщения и сопоставления.Умозаключения.Предвидение возможного развития событий.

В заключении параграфа мы рассмотрим модель познавательной сферы дошкольников, которую предлагает Гризик Т.И. (12).

Ученые давно занимаются исследованием, как происходит познание мира ребенком , но по-прежнему этот процесс до конца не изучен. Например, замечено, что маленькие детки обладают колоссальной интуицией: они сходу определяют, кто из взрослых по-настоящему любит их и интересуется ими, а кто притворяется. Спросите любого актера, с какой аудиторией ему легче работать – с взрослой или детской? Конечно, с взрослой! А почему? Потому что детей не обманешь, они издалека чувствуют фальшь, поэтому «схалтурить» не получится, на сцене детского театра нужно жить!

Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста

Чтобы понять, как дети взаимодействуют с миром и познают его, можно понаблюдать за малышами. В основном познание мира ребенком начинается в двухлетнем возрасте. Все, что его окружает, становится объектом исследования: игрушки, домашние животные, люди, обстановка и т.д.

Его опыт нельзя назвать упорядоченным, ведь малыши не систематизируют свои знания, а лишь получают впечатления, но это очень важно для последующего восприятия мира. Информация, запечатленная в сознании в нежном возрасте, становится основой, стержнем, на который «нанизываются» дальнейшие знания об окружающем.

Именно в этот период нужно расширять кругозор ребенка, знакомить его с разными сферами быта. Хорошо, если родители дают пояснения, обращая внимание малыша на людей, которые живут рядом, называя своими именами вещи. Полезно говорить ребенку: «Ты – Коля. Где у Коли глазки, ручки? и т.д.» Так происходит самоидентификация малыша в мире.

К трем годам познание мира ребенком приводит его к освоению природы, окружающей среды. В привычной обстановке он уже ориентируется хорошо, а вот мир парка, леса, общественных мест становится для него истинным открытием! Взрослым стоит привлекать его внимание к разным явлениям природы: ветру, снегу, дождю.

Полезно вместе с ребенком наблюдать за поведением животных, например, в зоопарке. Покажите, как звери заботятся о своих детках, как купаются, кушают и т.д. Для малышей это ново и очень интересно!

С пяти-шести лет познание окружающего мира детьми дошкольного возраста может происходить в путешествиях. Они уже достаточно разумны, любопытны, впечатлительны, способны надолго удерживать в памяти информацию о достопримечательностях. Путешествия – замечательное средство для развития кругозора, памяти, речи детей, источник новых знаний о традициях и образе жизни других народов и стран.

Деятельное познание ребенком окружающего мира

Лучше всего окружающий мир дети познают, активно воздействуя на него. Важно, чтобы с самого раннего возраста в них формировалось чувство ответственности за свои поступки. Какие действия полезны для познания мира ребенком ?

  • . Давая детям посильные задания по расчистке дорожек от снега, созданию весенних запруд с целью снегоотведения и т.д., взрослые показывают, что собственным трудом человек может преображать окружающий мир
  • Уход за живыми существами. Наличие животных в доме или в приусадебном хозяйстве – отличный способ приобщить ребенка к уходу за ними и изучению их повадок, привычек. Нужно заинтересовать ребенка наблюдением за «братьями меньшими», показать, как они отзывчивы на доброту и ласковое слово, как бескорыстно служат человеку
  • Работа в саду и огороде, комнатное цветоводство. Если с юного возраста приобщать ребенка к работе на собственной маленькой грядке в саду, это благотворно скажется на его мировосприятии. С каким удовольствием малыши поливают свои морковки и огурчики, с какой гордостью угощают ими мам и пап! Да и дома уход за собственным, «самым лучшим», цветком доставит им много радости.

Постарайтесь сделать все для того, чтобы превратилось в увлекательный процесс, в котором он сам сможет поучаствовать!

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.

К первой стадии, обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится любопытство. Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям 2-3 лет. Самостоятельно постигать скрытые характеристики трёхлетний ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых.

Воспитатель в первой младшей группе организует работу так, чтобы учитывая непроизвольность внимания, развивать познавательные способности детей. Игровая ситуация является основой для получения знаний. В игре дети знакомятся с явлениями природы, получают первоначальные навыки общения со сверстниками, учат правила общения в коллективе.

На помощь педагогу приходят различные игрушки животных, куклы, герои мультфильмов и сказок, с которыми через обыгранные ситуации дети познают мир.

Сюжетно-ролевые игры позволяют расширить возможности для развития познавательных способностей. Так, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

позволяет получить детям знания о росте волос, о необходимости стричь волосы, вырабатывается модель поведения в парикмахерской.

Ролевые игры «Пора кушать», «Баюшки – баю» вызывает положительные эмоции у детей, т. К. для них это хорошо знакомые ситуации, которые педагог может использовать для расширения знаний детей о предметах быта.

В игре «Купание куклы Кати» дети узнают предметы личной гигиены, учатся последовательности действий при уходе за своим телом.

Игра «Доктор Айболит» учит поведению детей в больнице. Через игру дети овладевают моделью поведения врача и пациента, перестают бояться докторов.

Через ролевые игры дети опробируют модели поведения в той или иной ситуации, что в дальнейшем способствует их ровному эмоциональному состоянию.

Любопытство – первый этап познания, дети проявляют любопытство к предметам, их функциональности, яркости красок, действиям с различными предметами. Познавательное развитие получает благоприятную почву в предметной деятельности, организованной в первой младшей группе на основе парциальной программы Е.О. Смирновой «Первые шаги».

Дети в предметной деятельности знакомятся с действиями предметов в организованных играх: «Игры с кнопками», «Игры с застёжками», «Замочками».

Внимание детей 2-3 лет привлекают игры «Секреты с сюрпризом», «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек». Формируют познавательные способности игры на развитие восприятия и мышления: «Спрячь кубик», «Башня из мисочек», «Найди окошко для фигурки».

Целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности развивают игры «Гараж для машинки», «Собери цветочек»

Уже в первой младшей группе через игровую деятельность у ребёнка формируются элементарные математические представления о форме предметов (шарик - кубик- кирпичик); величине (большой – маленький); количестве предметов (один – много); однородности предметов. В процессе познавательной деятельности дети учатся группировать предметы по определённому признаку, материалам.

Сформированность познавательной деятельности, на первом этапе – любопытство, позволяет ребёнку перейти к следующему этапу познавательного развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в которых игры и другие виды деятельности будут строиться с учётом развития познавательных способностей.

Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста определяется любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень. Ребёнок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.

Развитие любознательности у детей 3-4 лет можно реализовать через организацию игр «Определи на ощупь», «Назови предмет по описанию», «Объедини», «Куда что положить?», «Что в коробке?», где у ребёнка формируется необходимость мыслить, использовать свой незначительный, но собственный опыт. Активно в игровую деятельность включаются речевые игры: «Назови близких», «Доскажи словечко», «Какая игрушка», игры ситуации «Короб со сказками», «Валя у парикмахера» и др., позволяющие реализовывать стремление к познанию.

Дети воспринимают сведения на уровне слов, постигая и усваивая разнообразные знания о нашем мире. При этом новая информация должна основываться на прошлом опыте детей, на их уже имеющихся представлениях об окружающем мире. Чтобы передать детям новую информацию, педагогу важно владеть глубокими разносторонними знаниями. Прежде всего, предоставлять детям информацию о непосредственно близких детям проблемах, рассказывать о природе и её представителях, живущих в непосредственной близости от нас, вызывать у детей положительные эмоции.

Следующей стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребёнок активно и самостоятельно познаёт мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений.

Федеральный государственный стандарт ДО определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно - следственные взаимосвязи. С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям. Благодаря познавательной активности ребёнка происходит зарождение первичного образа мира, и его образа «Я» в этом мире.

Организацию и решение познавательных задач;

Применение экспериментирования в работе ДОО;

Использование проектирования;

в процессе которых ребёнок приобретает навыки исследователя, познаёт свойства, качества предметов и материалов, устанавливает связи и зависимости явлений. При выполнении познавательных задач под руководством воспитателя получает опыт анализа, предположений, выбора правильного из ошибочного и противоречивого. В ходе проектной деятельности ребёнок учится самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

Формирование элементарных математических представлений.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно - пространственная среда. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть трансформируемой, содержательно - насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.

Целевые ориентиры ФГОС позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников.

К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.

Используемая литература:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

2. Программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы».

3. «Основы психологии» Л.Д. Столяренко 4-е изд., Ростов н/Д: «Феникс, 2001.-672с.

4. Выготский Л.С. «Психология развития человека». – М.: Смысл, 2010.-360с.

5. Эльконин Д.Б. «Детская психология».- М.: Педагогика, 2010. – 304с.

4. Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте

Основными способами познания таких свойств, как форма, размер и количество, которые ребёнок осваивает уже в дошкольном возрасте, является сравнение, сериация и классификация. В познание свойств и отношений входит - познание формы, размера, количества в процессе сравнения.

Сравнение - первый способ познания свойств и отношений, который осваивают дети дошкольного возраста и один из основных логических приемов познания внешнего мира.

Познание любого предмета начинается с того, что мы его отличаем от всех других и в то же время находим его сходство с другими объектами. Установления различий выявляются свойства предметов. Каждый предмет связан со специфическими познавательными действиями. Так, установление сходства и различий по цвету, форме, размеру, количеству происходит на основе зрительного, осязательно - двигательного, тактильного обследования объектов.

В результате сравнения дети обнаруживают, что среди предметов, которые их окружают, есть разные, не похожие друг на друга, а есть одинаковые. Дети выделяют различия, которые делают предметы внешне не похожими друг на друга. Эта непохожесть может быть обусловлена цветом, формой, размером, пространственным расположением частей, вкусовыми, температурными, тактильными и другими свойствами. Чем больше ребенок находит различий между объектами, тем больше свойств он обнаруживает и тем более дифференцированным становится его восприятие.

Успешность познания количества и количественных отношений групп предметов зависит от овладения приемами сравнения. Сравнивать предметы можно "на глаз". Более эффективными являются приемы непосредственного сравнения {наложение, приложение, соединение линиями) и опосредованного сравнения с помощью предмета-посредника. В основе этих приемов лежит установление взаимнооднозначного соответствия между элементами двух множеств. В результате дети образуют пары из предметов разных групп. К более сложным и точным опосредованным приемам сравнения по количеству и размеру относятся счет и измерение условной меркой.

Прием наложения позволяет обнаружить сходство и различие по количеству, размеру, форме, цвету и другим признакам. Для сравнения двух групп предметов по количеству каждый предмет одной группы дети поэлементно накладывают на предметы другой группы, узнать, поровну ли предметов или одинаковы ли полоски по ширине и длине.

Приложение -- сложный прием сравнения. Сущность заключается в пространственном приближении сравниваемых предметов друг к другу. В этом случае ребенку сложнее обнаружить сходство или различие между группами предметов.

В ситуациях, когда сравниваемые предметы нельзя пространственно приблизить друг к другу, используются приемы соединения их линиями или предметы-посредники.

Сравнение с помощью предметов-посредников имеет место в случаях, когда вышеперечисленные приемы применить нельзя. Для того чтобы узнать, одинаковые ли длины имеют предмет, используют третий предмет -- посредник (веревку, палку, ленту). Посредник должен быть длиннее обоих сравниваемых предметов или равным по длине большему предмету. Ребенок поочередно прикладывает предмет-посредник к сравниваемым протяженностям и фиксирует на нем карандашом или фломастером длину каждого предмета.

Самые сложные способы сравнения, которыми овладевают дети дошкольного возраста, -- это счет и измерение. Они относятся к опосредованным способам сравнения. При их использовании выводы об отношениях между сравниваемыми объектами делаются на основе сравнения чисел, выражающих размер или количество объектов.

Сериация как способ познания размера, количества, чисел

Сериация (упорядочивание множества) осуществляется на основе выявления некоторого признака предметов и их распределения в соответствии с этим признаком. Сериационные ряды строятся в соответствии с правилами. Правило определяет, который элемент из двух (произвольно взятых) предшествует другому элементу. Основными характеристиками упорядоченного ряда являются неизменность и равномерность направления нарастания (или убывания значения) признака, на основе которого строится ряд.

Например, если из двух объектов меньший всегда должен предшествовать большему, то множество упорядочивается в направлении от самого меньшего к самому большому элементу. Так, ленты раскладывают от самой короткой к самой длинной.

Сериация как способ познания свойств и отношений позволяет:

выявить отношения порядка;

установить последовательные взаимосвязи: каждый следующий объект больше предыдущего, каждый предыдущий -- меньше следующего (или наоборот: каждый следующий объект меньше предыдущего, каждый предыдущий -- больше следующего);

установить взаимнообратные отношения: любой объект упорядоченного ряда больше предыдущего и меньше следующего (любой объект упорядоченного ряда меньше предыдущего и больше следующего);

открыть закономерности следования и порядка.

Дети дошкольного возраста осваивают сериацию в процессе выстраивания по порядку конкретных предметов. Исходным условием для овладения сериацией является освоенность сравнения.

В практике используются различные сериационные дидактические материалы: рамки-вкладыши, игрушки-вкладыши (матрешки, кубы, бочонки и др.), сериационные наборы М. Монтессори для упорядочивания предметов по разным признакам (цвету, запаху, размеру, различным протяженностям и др.).

Палочки Кюизенера (цветные числа) и цветные полоски, которые различаются не только длиной, но и цветом. При этом все палочки одинаковой длины имеют одинаковый цвет. Количество палочек в наборе таково, что позволяет строить два разнонаправленных ряда.

Дети осваивают сериацию через систему следующих игровых упражнений:

· построение сериационного ряда по образцу;

· продолжение начатого ряда;

· построение сериационных рядов по правилу с заданными крайними элементами;

· построение рядов по правилу от начальной точки;

· построение по правилу с самостоятельным определением начальной точки ряда;

· построение ряда от любого элемента;

· поиск пропущенных элементов ряда.

С помощью анализа, дети выявляют ошибки, допущенные ими в момент выполнения задания. Таким образом, подтверждением действенности логических операций у детей является умение выделить и назвать общее свойство образованных классов.

5. Понятие и содержание математических представлений у дошкольников

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций: сравнение, обобщение, классификация.

Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Его основная цель - успешное овладение математикой в школе, на базе детского сада и всестороннее развитие личности ребёнка. .

По мнению Щербаковой Е. И. под математическим развитием дошкольников и следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. .

Доказано, что ознакомление детей с разными видами математической деятельности в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект. Под математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований педагогического опыта таких как: А.М.Леушина, Н.И.Непомнящая, А.А.Столяр и многие другие, убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Рационально организованное -- это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение, при этом важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого (воспитателя или родителей). Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями.

В программе "Воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Васильевой М.А. и другие с формированы общие задачи к развитию элементарных математических представлений, к концу дошкольного возраста ребёнка важно научить понимать, различать и производить различные операции с цифрами, совершенствовать умения счёта, познакомить с числами второго пятка единиц, находить предыдущее и последующее число; измерять, сравнивать, длину, ширину, высоту предметов; одной из немало важных задач является умения ребенка ориентироваться на листе бумаги в клетку. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.

Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т.е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи .

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:

· Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;

· Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношений окружающей действительности;

· Формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

· Овладение математической терминологией;

Развитие познавательных интересов и способностей логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребёнка.

Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников

Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил...

Влияние игры на формирование личности дошкольников в семейном воспитании

Рассмотрим развитие эмоциональной сферы в дошкольный период. В данном случае для дошкольника характерна спокойная эмоциональность, а также отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам...

Воспитание в детских дошкольных учреждениях

Все родители на вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего ребенка, обычно отвечают: «Честным», «До-брым», «Умным», «Хорошим человеком» и т. д. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок вырос таким? Прежде всего -- нужно его любить...

Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры

Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган)...

Диагностика межличностных отношений в подростковом возрасте

Дидактическая игра как средство развития воображения у старших дошкольников

Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредованно отражается действительность. В качестве опосредующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления памяти. Подобно мышлению...

Использование методики Глена Домана в работе социального педагога с глухонемыми детьми дошкольного возраста

Говоря о процессе социализации, многие эксперты заостряют свое внимание на условиях включения в общество, эффективности социализации, ее отдельных инструментов. В это время упускается главный субъект социализации - человек...

Мотивы игры и учения

Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте

Изучение истории умственного развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития...

Особенности самооценки старших школьников с разными типами межличностных отношений в классе

Проблеме межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии посвящены работы многих ученых. В отечественной психологии эта проблема разрабатывалась в работах Р.Акоффа, Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, А.М. Матюшкина, Н.Н...

Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия"

Личность ребёнка возникает в дошкольном возрасте - после 3 лет, когда дошкольник становится субъектом сознательной деятельности. Возникновение личности ребёнка связано, прежде всего с тем...

Развитие речи в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека...

Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте

Способы действия, восприятия и понимания детьми количественных отношений

Средняя группа Закрепление навыков счета требует большого количества упражнений. Упражнения в счете должны быть почти на каждом занятии до конца учебного года. Однако, обучая счету...

Эстетическое воспитание средствами искусства

Вспомним: в самом раннем возрасте ребенок откликается на выразительные речевые интонации в потешках, прибаутках, на звучание музыки то успокаиваясь и притихая, то ожив-ляясь и радуясь в зависимости от характера музыки...

16.12.16 09:00 / 👁 5954 (31 за неделю) / ⏱️ 8 мин. /

Непрерывным и очень интересным процессом является познавательное развитие дошкольников. Крошка начинает знакомиться с миром с первых мгновений после рождения.
Мозг человека устроен так, что он постоянно должен принимать, обрабатывать ту или иную информацию, что-то из неё игнорируя, что-то оставляя, а от какой-то и вовсе избавляясь. Подобная сортировка информации ярче всего выражена именно у дошкольников. Ребёнок в возрасте до 7 лет учится формировать собственное отношение к людям и предметам. Родители же должны направлять этот процесс в верное русло.
Познание можно, безусловно, считать активной деятельностью, чётко направленной на приобретение и применение знаний. Здесь проявляется познавательная активность малыша и его активная позиция как непосредственного субъекта такой деятельности.

Возраст от года до трёх лет

Самые маленькие дети являются неутомимыми исследователями, поскольку все сферы их деятельности пронизаны стремлением к познанию. Важно здесь и то, что малыш не просто хочет предметы рассматривать, но и манипулировать ими: соединять, разъединять, экспериментировать и конструировать.
Благодаря деятельности с предметами у малыша развивается:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление
  • остальные познавательные процессы.

При этом восприятие развивается наиболее интенсивно, составляя центр детского сознания. Восприятие является фундаментальной психической функцией, которая позволяет ребёнку ориентироваться в окружающем. Активнее всего у дошкольников восприятие происходит в процессе действия - малыш путём проб и ошибок, наконец, собирает пирамидку или вкладывает деталь в отверстие подходящего размера и формы. Неоднократно сравнивая цвет, форму и величину, подбирая подходящие друг другу или одинаковые элементы, или части предметов, малыш, наконец, получает практический результат.
Вначале сравнение бывает достаточно грубое, приблизительное. Малыш пробует примерить, ошибается, исправляет ошибки, пока не достигает результата. Но после полутора лет количество предварительных примерок быстро сокращается, поскольку малыш уже переходит к зрительному восприятию, научившись оценивать отношения между статичными и динамичными предметами. Этот переход происходит в 21-22 месяца и бывает весьма заметен.
Практическая деятельность тренирует у ребёнка помимо восприятия ещё и мышление, которому в этом возрасте присущ наглядно-действенный характер. Экспериментируя на практике, малыш открывает для себя новые способы достижения цели. Так, он учится с помощью одного предмета доставать другой: палкой достаёт закатившийся мячик, забирается на стул, чтобы добраться до интересующего предмета.
При изобретении новых средств перед ребёнком открываются и новые свойства предметов. Например, пытаясь зачерпнуть решетом воду, подобно песку, малыш обнаруживает, что вода из него выливается. Это немало его удивляет и способствует к дальнейшим исследованиям и новым открытиям. Простейшие бытовые предметы (подушки, кресла, стулья) позволяют малышу открыть новые способы передвижения: перекатывание, сползание, скольжение.
К концу третьего года малыш постепенно отказывается от внешних проб, больше фантазируя и экспериментируя в уме. Общение с окружающими предметами получает всё более явный познавательный характер. Обобщение опыта и расширение познавательной деятельности проявляются в многочисленных вопросах ребёнка, которыми он буквально засыпает взрослых. Так, основываясь на практических действиях с предметами и общаясь со взрослыми, дети постепенно выстраивают свои представления об окружающем мире.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знат...

3-5 лет - младший дошкольный возраст

Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается в трёх главных направлениях:

  • способы ориентирования в окружающем у ребёнка расширяются и качественно изменяются;
  • появляются новые способы ориентирования;
  • знания и представления малыша о мире содержательно обогащаются.

Познавательная деятельность дошкольников в 3-5 лет значительно обогащается, появляются качественно новые сенсорные процессы восприятия и ощущения. Включаясь в разнообразные виды деятельности (игру, общение, рисование, конструирование и т. д.), ребёнок учится различать отдельные свойства и признаки предметов более тонко. У него совершенствуются цветоразличение, фонематический слух, восприятие формы предметов и острота зрения.
Постепенно восприятие выделяется из предметного действия, после чего развивается уже как целенаправленный самостоятельный процесс со специфическими способами и задачами. Вместо манипуляций с предметом, дети начинают знакомиться с ним на уровне зрительного восприятия. Рука при этом «учит» глаз (движение взгляда по предмету сопровождается движением руки).
В дошкольном возрасте зрительное восприятие превращается в один из ведущих процессов непосредственного изучения явлений и предметов. То есть в младшем дошкольном возрасте формируется умение рассматривать объекты. Рассматривая новые объекты (камни, предметы и пр.), малыш не просто зрительно с ними знакомится, но переходит к слуховому, осязательному и обонятельному восприятию - растягивает, сгибает, царапает, встряхивает, подносит к уху, нюхает объект, при этом, часто не умея ещё обозначить его словом. Разнообразная активная ориентировка малыша в отношении нового объекта стимулирует появление в его мозгу более точных образов. Усвоение системы сенсорных эталонов (геометрических форм, цветов спектра) помогают развить у ребёнка действия восприятия .
В этом же возрасте детьми начинают применяться символические представления о событиях и предметах, благодаря чему они получают большую свободу от поля восприятия, обходясь часто без прямых контактов с исследуемыми предметами. Маленький ребёнок учится с помощью телесных движений (отсроченного во времени подражания) представлять объекты, а детьми постарше используются хранящиеся в памяти образы (ища спрятанный объект, ребёнок чётко знает, что он ищет). Ещё более высокой формой представления являются символы, с помощью которых можно представить не только конкретные, но и абстрактные объекты.
Речь является ярчайшим примером символических средств. Ребёнок способен думать о предмете, которого нет перед его глазами, он фантазирует с объектами, которых не имел в своём опыте познания. У него формируется умение виртуального воспроизведения скрытых частей предметов на основании лишь их видимых сторон и оперирования образами таких скрытых частей.
В умственном развитии младших дошкольников качественно новым достижением становится символическая функция, олицетворяющая собой формирование внутреннего плана мышления, для которого в этом возрасте ещё необходимы внешние опоры (изобразительные, игровые и прочие символы).
Для мышления младших дошкольников характерно качественное своеобразие. Детская непосредственность делает ребёнка реалистом, поэтому ему сложно отличить реальность от фантазии или сновидения. Детишки ещё эгоцентричны, поскольку не способны посмотреть на ситуацию чужими глазами, а отталкиваются только от своей точки зрения. Детям присущи анимистические представления, то есть у них все окружающие предметы так же думают и чувствуют, как и сам ребёнок. Потому-то малыш кормит и укладывает спать куклу.
При рассматривании объекта он выделяет один, обычно, самый яркий его признак, и в целом оценивает предмет, ориентируясь именно на этот признак. Его больше интересует результат действия, а не процесс его достижения, которые он ещё не умеет проследить. Ребёнок думает о том, что имеется сейчас или будет в следующий момент, но не может ещё осознать, как получилось то, что он сейчас видит. То есть в этом возрасте им ещё трудно соотнести цель и условия, поэтому основная цель легко детьми теряется. Способность к целеполаганию только ещё начинает формироваться, поэтому ставить новые цели самостоятельно детишкам ещё трудно. Им пока удаётся относительно легко прогнозировать только ход таких событий, которые дети много раз наблюдали. Предвидеть изменения явлений младшие дошкольники могут лишь по какому-то одному параметру, благодаря чему прогноз редко бывает точным.
В этом возрасте у детей очень развита любознательность, «зачем?» и «почему?» слышатся от них постоянно. Они начинают интересоваться причинами разнообразных явлений. Также в 3-5 лет у малышей формируются представления о дате, времени и пространстве. Уже упомянутые выше особенности детского мышления формируют у них своеобразные представления, которые заметно отличаются от представлений, имеющихся у детей постарше.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот п...

5-6 лет - старший дошкольный возраст

Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте становится уже сложным комплексным явлением, где продолжают развиваться процессы познания, такие как мышление, восприятие, внимание, память, воображение. Это всё разные формы детской ориентации в самом себе, в окружающем мире, которые регулируют деятельность ребёнка.
Детское восприятие утрачивает свой первоначальный всеобщий характер. С помощью конструирования и различных вариантов изобразительной деятельности малыш начинает отделять сам предмет от его свойств . После этого для ребёнка признаки и свойства предмета становятся уже объектами отдельного рассмотрения. После обозначения словом, они становятся категориями познавательной деятельности - так у дошкольника появляются категории формы, величины, пространственных отношений, цвета. В результате ребёнок уже воспринимает мир категориями, а процесс восприятия становится всё более интеллектуальным.
Различные виды деятельности, а игра - в первую очередь, делают детскую память целенаправленной и произвольной. Ребёнок уже способен сам поставить себе задачу что-то запомнить для последующего, пусть даже не слишком отдалённого, действия. Его воображение перестраивается, становясь из воспроизводящего (репродуктивного) предвосхищающим. В уме или в рисунке ребёнок уже может представить промежуточные этапы, а не только конечный результат усилий. Регулировать и планировать свои действия ребёнок начинает посредством речи. Также формируется внутренняя речь.
У старших дошкольников ориентировка становится самостоятельной, очень интенсивно развивающейся деятельностью. Своё развитие продолжают специальные способы ориентации, например, моделирование или эксперименты с новыми материалами. Экспериментирование у дошкольников тесно увязывается с практикой преобразования явлений и предметов. В процессе этих преобразований творческого характера, ребёнок выявляет в изучаемом объекте новые свойства, зависимости и связи. При этом для развития творчества детей самым значимым становится именно сам процесс этих преобразований.
Когда в ходе экспериментирования ребёнок преобразует предметы, то этому теперь придаётся пошаговый чёткий характер. Проявляется эта пошаговость в том, что преобразование происходит порционно, в виде последовательных актов, а после каждого подобного акта начинается анализ произошедших изменений. Сама последовательность преобразований, производимых ребёнком, говорит о том, что его мышление достигло достаточно высокого уровня.
Дети могут заниматься экспериментированием и умозрительно, в результате чего они могут неожиданно получать новые знания, то есть у них появляются новые возможности познавательной деятельности. В результате детское мышление само подталкивает собственное развитие. Это присуще всем детям и для становления творческой личности имеет огромное значение. Особенно ярко данный процесс проявляется у талантливых детей. Для развития экспериментирования полезно использовать задачи «открытого типа», в которых предлагается несколько верных решений.
У дошкольников моделирование может присутствовать в самых разных видах занятий: игре, рисовании, конструировании, лепке и т. д. Благодаря моделированию ребёнок может решать познавательные задачи опосредованно.
У детей-дошкольников становится шире диапазон моделируемых отношений. Пользуясь моделями, малыш может материализовать логические, математические, временные отношения. Чтобы моделировать скрытые связи, они прибегают к условно-символическим изображениям в виде графических схем.
К наглядно-образному мышлению добавляется словесно-логическое. Но поскольку оно находится в зачаточном периоде развития, то в детской логике видны ещё грубые ошибки. Например, малыш может с удовольствием пересчитать членов семьи, но при этом наверняка забудет посчитать и самого себя. Благодаря развитию познавательной деятельности, содержательному обучению и общению у малыша постепенно формируется образ окружающего мира: систематизируются первоначально ситуативные представления, которые постепенно превращаются в знания, постепенно вырисовываются общие категории мышления (причинность, часть - целое, предмет - система предметов, пространство, случайность).