1.
2.
3.
4.
Арифметика и математика для малышей - скучные науки. А учить-то ребенка основам счета все равно надо! А как это сделать, если маленький непоседа не готов просто сесть и выучить цифры? На помощь придет игра, то есть арифметика в игровой форме - детские считалки.
Считалка для детей - произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка).
Для того, чтобы определить ведущего в игре или выбывающего, всегда использовались детские считалки. Но считалки не всегда были детскими веселыми и задорными стишками. Их появление уходит в стародавние времена, времена язычников: охотники тогда верили, что при пересчете убитой дичи они навлекут неудачу на последующие охоты.
В настоящее время детские считалки активно используются как малышами, так и довольно взрослыми детьми в коллективных играх. Считалки для детей 4 лет - это коротенькие стишки с основами счета, которые применяются для выбора ролей в любой из игр. При этом количество участников игры не важно.
Считалки для детей дошкольного возраста развивают не только способности считать, но и другие важные качества:
- правильную речь и дикцию;
- память и внимание;
- фантазию (особенно, если дети сами придумывают считалки);
- основы русского языка и правильность произношения;
- чувство ритма;
- способность подбирать рифму;
- считалка помогает определить роли в командной игре.
Даже, если участников игры всего двое считалка помогает понять, кто будет играть свою роль. Считалки для детского сада особенно нужны: так как в командной игре участвует много детей, только детская считалка поможет распределить роли.
Считалки для малышей, для детей 3-4-5-6 лет
Считалки для детей 3 лет, 4 лет - это коротенькие стишки, направленные на развитие речи и памяти. Их также можно использовать в . Подобные считалки для малышей формируют понятие рифмы и приучают к русскому языку. Детские считалки направлены на лучшее запоминание стихотворной формы арифметических действий (всем известная "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять...).Кроме того, детские считалки формируют у детей элементарное понятие простейшего математического счета. Особенно полезны считалки для детей 4 лет, для дошкольников, так как именно в такой форме хорошо запоминается у них счет. Да и еще и память тренируется.
Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше. Кот пошёл за молоком, а котята кувырком. Кот пришёл без молока, а котята ха-ха-ха. |
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф – паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой. Привезли его в больницу, Он украл там рукавицу, Привезли его в палату, Он украл там шоколаду. Привезли его на крышу, Он украл там дядю Мишу. Привезли его домой, Оказался он живой. |
Кони, кони, кони, кони, Мы сидели на балконе. Чай пили, чашки били, По-турецки говорили. |
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел тигр погулять. Запереть его забыли. Раз, два, три, четыре. |
Мишка косолапый по лесу идёт, Шишки собирает, песенку поёт. Шишка отлетела - прямо Мишке в лоб! Мишка рассердился и ногою - топ! |
До-ре-ми-фа-со-ля-си, Села кошка на такси, А котята прицепились И бесплатно прокатились. |
Плыл у беpега пескаpик, Потеpял воздушный шаpик. Помоги его найти - Сосчитай до десяти. |
Начинается считалка: На берёзу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. |
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить. Снова будем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять. |
Прилетела стрекоза, Как горошины глаза, А сама как вертолёт, Влево, вправо, взад, вперед. |
Вышли мыши как-то раз Посмотреть который час. Раз, два, три, четыре, Мыши дернули за гири. Тут раздался страшный звон - Разбежались мыши вон. |
Раз, два, три, четыре, пять, Негде зайчику скакать; Всюду ходит волк, волк, Он зубами – щелк, щелк! А мы спрячемся в кусты, Прячься, заинька, и ты. Ты, волчище, погоди! |
Собирала белка шишки, Для енота и для мышки. Раз, два, три, четыре, пять, Найду шишку я опять. Три еноту и три мышке, Остальные кому шишки? |
Мы по лесенке бежали И ступенечки считали: Раз, два, три, четыре, Умножаем на четыре, Делим, делим на четыре - Получается четыре. |
Говорят на заре, Собирались на горе Голубь, гусь и галка Вот и вся считалка. |
А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, Что осталось на трубе? |
Барашек на лугу гулял, Барашек рожки потерял. Шел стороной голодный волк, Барашка он зубами щелк! |
Дора, Дора, Помидора. Мы в саду поймали вора, Стали думать и гадать, Как бы вора наказать. Мы связали руки-ноги И пустили по дороге. Вор шёл,шёл, шёл И корзиночку нашёл. В этой маленькой корзинке Есть помада и духи, Ленты, кружево, ботинки... Что угодно для души. |
Дядя Ваня посмотри, Мы пускаем пузыри. Синий, красный, голубой – Выбирай себе любой! |
Еж по лесу, Шел, шел, шел, Под кустом Грибок нашел. Обошел вокруг грибка: - Вот находка неплоха! Он принес грибок домой, Вышел славный суп грибной! |
Ехал кот на бочке, Продавал цветочки. Синий, красный, голубой - Выбирай себе любой. |
Жили-были два соседа, Два соседа-людоеда. Людоеда людоед Приглашает на обед. Людоед ответил: - Нет, Не пойду к тебе, сосед! На обед попасть не худо, Но отнюдь Не в виде блюда! |
Раз, два, три, четыре, Кто живет у нас в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я – Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять, Всех начну считать опять. |
Наша Маша рано встала Кукол всех пересчитала: Две матрёшки на окошке, Две Танюшки на подушке, Две Иринки на перинке, А Петрушка в колпачке на зеленом сундучке. |
Шла веселая собака, Чики-брики-гав! А за ней бежали гуси, Головы задрав, А за ними - поросенок, Чики-брики-хрю! Чики-брики, повтори-ка, Что я говорю? |
Тра-та-та! Тра-та-та! Вышла кошка за кота, За Кота Котовича - За Петра Петровича! Он усат и полосат, Ну не кот, а просто клад! |
Раз, два, три, четыре, пять, Кошка учится считать. Потихоньку, понемножку Прибавляет к мышке кошку. Получается ответ: Кошка есть, а мышки нет! |
Чайки жили у причала, Их река волной качала. Раз, два, три, четыре, пять - Помоги их сосчитать! |
Ветер за море летал, Ветер певчих птиц считал. Посчитал всех до одной! А потом взял выходной. Наша очередь считать! Раз, два, три, четыре, пять! |
Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек: - Приходите все на чай! - Сколько чаек? Отвечай! |
За стеклянными дверями Сидит попка с пирогами. Скажи, попочка дружок, Сколько стоит пирожок? |
Комарики-мошки, Тоненькие ножки, Пляшут по дорожке... Близко ночь, Улетайте прочь. |
Тик-трак, тик-трак, Под мостом жил старый рак. Рыжий кот пришёл на мост, Рак схватил кота за хвост. Мяу-мяу, помогите, С хвоста рака отцепите! Все бегут, и ты беги, Коту Ваське помоги. |
Точка-точка, запятая, Минус, рожица кривая. Палка-палка, огуречик, Вот и вышел человечек. |
На забор уселась галка. Начинается считалка: раз, два, три, четыре, пять! Буду всех ребят считать: Юлю, Мишу, Свету, Колю, Петю Иру, Витю, Олю... Если я считать устану, На минутку перестану. Помолчу, передохну И опять считать начну. |
Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый - хвост. Если мост провалится, То собака свалится. Чтобы ей не потонуть, Ты беги ее тянуть! |
Эни, бени, рики, таки, Турба, урба, синтибряки, Эус, бэус, краснобэус, Бац! |
Считалки на водящего
Считалки на водящего - это коротенькие забавные стишки, которые определяют, кто из команды будет главным, кто будет "водить" или искать. Их можно использовать для командных игр типа "Прятки", "Салки", всевозможные "догонялки". Считалочки для детей бывают не только совсем детские, но и для более старших ребят, например, школьников.Гори, гори ясно. Чтобы не погасло. Стой подоле, Смотри в поле - Едут там трубачи, Да едят калачи. Погляди на небо - Звезды горят, Журавли кричат. Раз, два не воронь, Беги, как огонь! |
На дороге скрючив ноги На гвоздях сидели йоги. Тридцать дней не есть, не пить Все равно тебе водить. |
Вышел месяц (месяц/немец/заяц) из тумана, Вынул ножик из кармана - Буду резать, буду бить, Всё равно тебе водить! |
На золотом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, |
Раз, два, три, четыре, Жили мышки/мошки на квартире. К ним повадился сам друг Крестовик - большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, Паука мы спросим: «Ты, обжора, не ходи!» Ну-ка, Машенька, води! |
За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке теремок, На дверях висит замок, Ты за ключиком иди И замочек отопри. |
- Аист-аист, аист-птица, Что тебе ночами снится? - Мне болотные опушки. - А ещё? - Ещё лягушки. Их ловить, не изловить. Вот и всё, тебе водить! |
Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты. |
Сидел петух на лавочке, Считал свои булавочки. Раз, два, три - Булавкой будешь ты! |
Раз, два, три, четыре, пять - Игры будем начинать. Пчёлы в поле полетели. Зажужжали, загудели. Сели пчёлы на цветы. Мы играем - водишь ты. |
Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Кукушата просят пить. Выходи - тебе водить. |
Шёл котик по лавочке, Раздавал булавочки. Шел по скамеечке - Раздавал копеечки: Кому десять, кому пять, Выходи, тебе искать! |
Две заботливых старушки Напекли внучатам плюшки. Все вокруг стола уселись, Чаю напились, наелись. Захотели поиграть. Ты лови! Мне убегать! |
Бубенчики, бубенчики, Летели голубенчики По утренней росе, По зелёной полосе, Сели на сарай. Беги, догоняй. |
«Тили – тели», - Птички пели. Взвились, к лесу полетели. Стали птички гнезда вить. Кто не вьет, тому водить. |
Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты. |
Сидел король на лавочке, Считал свои булавочки: Раз - два - три, Королевой будешь ты! |
Сидел король на лавочке, Считал свои булавочки: Раз - два - три, Королевой будешь ты! |
Счеты-счеты-счеты, Пчелки лепят соты! Соты медом заливают И по клеточкам считают: Раз, два, три, четыре, пять выходи, тебе искать! |
Считалки на выбывание
Считалки для детей 5 лет уже несут другой смысл - выбор водящего или выбывающего из игры. Подобный рифмованый стишок может даже не иметь смысла, а быть простым набором слов или веселых звуков. А вот у считалок для малышей смысл другой - познакомить ребенка с рифмой и ритмом.Представленные ниже считалки для детей в детском саду могут быть использованы в командных играх.
Ехала белка не тележке, Продавала всем орешки. Кому два, кому три, Выходи из круга ты! |
Первинчики-другинчики, Летали голубенчики По ранней росе, По зеленой полосе. Там яблоки, орешки, Медок, сахарок, - Поди вон, малышок! |
Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто её возьмёт Тот и вон пойдёт. |
Катилось яблоко, Мимо сада Мимо сада Мимо града. Кто поднимет Тот и выйдет |
Кто простужен и чихает – Тот микробы выпускает. – Кто болеет? Отзовись! – Выходи, иди, лечись! |
Шёл крокодил, Трубку курил, Трубка упала и написала: Шишел-мышел, Этот вышел. |
Дождик, дождик, поливай, Ни кого не пропускай! Будет туча, будет гром, Выходи скорее вон! |
Эй! Иван, Полезай в стакан, Отрежь лимон И выйди вон! |
Начинается считалка: На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. Сизый голубь прилетел, Выйти вон тебе велел. |
На золотом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай добрых и честных людей! |
Трынцы, брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы, Диги, диги, диги, дон, Выходи скорее вон! |
Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашёл, Капустку нашёл, Сидит, грызёт, Иди прочь - хозяин идёт! |
Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит, Если веришь, стой и жди, А не веришь - выходи! |
Выбираю из друзей: Миша, Валя и Сергей. Кто из вас сейчас моргнёт, Тот из круга вон пойдёт! |
Охотник дядя Федя Забодал в лесу медведя. Серый волк безрогий Со страху еле унес ноги, Заскочил он к нам в вагон, А мы дружно: - Выйди вон! |
Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала Оказалась впереди, Кто не верит - выходи! |
Шли кони под мотами С золотыми копытами. Дзень, брень - Вышел пень. |
Никак шофёру не въехать в гору. В снегу дорога, а груза много; Круты вершины... Слезай с машины! |
Шли большие корабли, По пути они зашли В Африку, в Австралию, В Индию, в Италию, В Аргентину, в Уругвай, Кто остался - вылетай! |
В чаще леса На опушке Куковали Две кукушки: Ку-ку! Ку-ку! Принесите мне муку, Я для угощенья Напеку печенья. Ку-ку! Ку-ку! Ты иди, неси муку! |
Возле школьного крыльца Посадили деревца: Вера – вербу, Вася – ясень, Слава – сливу, Клава – клен… Ты старался – оставайся! Ты ленился – ВЫЙДИ ВОН! |
Под горою у реки Живут гномы-старики. У них колокол висит, Позолоченный звонит: Диги-диги-диги-дон, Выходи скорее вон! |
Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит, это он Выходи из круга вон! |
На дрожжах поставим тесто, Потеплей поищем место, Тесто, тесто, подходи! Пекарь, пекарь, выходи! |
Шла ворона через поле, Шесть грибов несла в подоле: Сыроежку, боровик, Под-оси-но-вик, Груздь, опенок, шампиньон, Кто не видел - выйди вон! |
Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звёзды, луг, цветы - Выходи из круга ты. |
Выплывает круглый месяц Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять - Выплывает круглый месяц. Кто до месяца дойдет, Тот и прятаться пойдёт! |
Мама Машу кормит кашей, Только все не сладко Маше, Маша хочет есть варенье, Шоколадки и печенье. А кто будет есть батон – Выходи из круга вон! |
Двое рвут на вишне вишню. Высоко сумели взлезть. К ним на вишню Еле слышно Лезет лодырь Вишню есть. - Мы с утра работать вышли, - Раздается с высоты. – Не влезай, лентяй, на вишню, Третий лишний будешь ТЫ! |
Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! Раз-два-три, огонь зажжен. Кочерыжка, выйди вон! |
Ехала машина мимо леса За каким-то интересом. Тили-тили, тили-тень, Выходи-ка за плетень. |
Черепаха и улитка Побежали очень прытко. Ты за ними поспевай Из считалки вылетай. |
Жаба прыгала, скакала, Чуть в болото не упала. Из болота вышел дед, Двести восемьдесят лет. Нес он травы и цветы. Выходи из круга ты. |
За морями, за горами, За дремучими лесами На пригорке - теремок, На дверях висит замок. Кто к замочку ключ найдет, Тот из круга вон пойдет. |
Только кошка ляжет спать Мышки выйдут погулять, В норку сыр себе утащат. Кошка, кошка, спи почаще, А на мышек не гляди – Ты из круга выходи. |
Считаю, тычу, хохочу. Ты выходишь - я молчу. Посчитаем еще раз - Наступил веселый час. |
Суп из шишек - Для мальчишек. Из гребёнок - Для девчонок. Из репейника - Бульон. Кто не хочет - Выйди вон! |
Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек – пташка, Серая рубашка, Откликайся, воробей, Вылетай – ка, не робей! |
Кот-воркот, Не сиди у ворот. Мы считаем до пяти, А ты уходи! |
Мы сегодня посчитаем Тех зверей, которых знаем! Мишка - раз, Слоненок - два: Уши, хобот, голова! Зебра - три, Жираф - четыре, Не поместится в квартире! Пять - тигренок, Шесть - удав, У него ужасный нрав! Семь - зеленый крокодил, Посчитался - выходи! |
Сказки - сказки - мультики, Мы взяли в руки пультики! Раз, два, три, четыре, пять, Будем кнопки нажимать: Ты - принцесса, ты - король, Ты - злодей ужасный, Тролль, Ты - веселый Покемон, Выходи из круга вон! |
Внучка, бабка, дедка Посадили репку, Выросла их репка Сладкая и крепкая! Посадили огурец, Вот и вышел молодец! |
Мы портфель собрать решили. Все скорей в него сложили. Учебник, книгу и тетрадь, и пенал нам надо взять. Про линейку не забыли. И резинку положили. Ты за нами поспевай, Из считалки вылетай. |
Считалки "Я иду искать..."
Считалки для игры в прятки просто необходимы, чтобы дать время детям спрятаться, пока "вода" будет считать. Их можно использовать как в детском саду, так и в школе.Я считаю до пяти, Не могу до десяти: Раз два три четыре пять, Я иду искать! Кто не спрятался - Я не виноват! |
Высоко-превысоко Кинул я свой мяч легко. Но упал мой мяч с небес, Закатился в темный лес. Раз, два, три, четыре, пять, Я иду его искать. |
Слышу, слышу, слышу, слышу, Кто потопал и куда! Кошка прыгнула на крышу И пропала без следа! Раз - два - три - четыре - пять Я иду ее искать! |
Катилось яблочко по огороду И упало прямо в воду. Раз, два, три, четыре, пять, Я иду его искать. |
Сомик спрятался за гору, Ветер в лес, А мыши – в нору. Кто остался на виду, Убегай – Искать иду! |
Один малыш качается в саду, Два малыша купаются в пруду, Три малыша ползут к дверям в квартире, А в эту дверь стучат еще четыре. С пятью другими тоже все в порядке: Им весело, они играют в прятки. Где притаились - ясно и ежу, Но я глаза зажмурил и вожу: «Один, два, три... Четыре, пять... Ну, берегитесь: я иду искать!» |
Считалки для детей: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.
Считалки для детей
Во все времена дети играли. А в играх часто нужно было выбрать водящего, разделиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? На помощь детям всегда приходили считалки.
Дети уже в 5-6 лет умеют отличать считалку от других жанров фольклора, могут ответить на вопрос: «Что я тебе прочитала – колыбельную или считалку? Загадку или считалку? Сказку или считалку? Почему ты так решил? Докажи, что это…». Выучите с детьми считалки (ребенку достаточно знать 5 разных считалок, которые понравятся именно Вашему малышу) и используйте их в своей обычной семейной жизни, чтобы никому не было обидно при распределении работы или выборе первого водящего в игре или при выборе того, кто первый сделает ход в игре. Дети всегда очень уважают сверстников, которые умеют играть, знают много игр и считалок.
Виды считалок
Первый вид считалок. Считалки — жеребьевки
Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.
Пара отходит в сторону и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.
Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам. Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»
Считалки — жеребьевки: еще 14 вариантов:
-«Конь вороной или барабан заводной?
— Бочку с салом или казака с кинжалом?
— Шар тесать или по воде плясать?
— Шар катить или воду лить?
— Коней кормить или печи топить?
— С неба стрельца или с земли молодца?
— Дома быть или по морю плыть?
— Сольвья или воробья?
— Шапки или фуражки?
— Наливное яблочко или золотое яблочко?
— Сундук денег или золотой берег?
— Травки – муравки или золотой булавки?
— Лисицу в цветах или медведя в штанах?
— Золотую чашечку или серебряное блюдечко?»
При чтении считалок – жеребьевок Вы, наверняка, обратили внимание на то, что большинство жеребьевок произносятся в рифму. Это неспроста. Сочинение таких жеребьевок – очень веселое дело, которым интересно заняться на берегу реки или в дороге в электричке или в автобусе. Возьмите с собой листок бумаги и записывайте считалки, рифмуя разные слова. Можно специально сочинять абракадабру, словосочетания с юмором. Потом Вы всегда с радостью используете свои собственные считалки – жеребьевки, когда надо будет кого-то выбрать:). Такое занятие, как сочинение рифмы – жеребьевки, развивает чувство ритма и рифмы, поэтический слух ребенка.
Умение ребенка придумать свою интересную и красивую считалку – жеребьевку свидетельствует об уровне его интеллектуального и эстетического развития. Ведь способности малыша проявляются не в том, чтобы запомнить и повторить за взрослым заученную им информацию (как это часто предлагается в современных пособиях по «развитию» ребенка), а в том, чтобы ребенок создать новое из известного. Создать сам, причем с учетом закономерностей и правил, выявив их самостоятельно (в данном случае ребенку нужно подобрать слово в рифму, придумать сочетания с юмором или логическое сравнение двух предметов из одного ряда в одной жеребьевке).
Второй вид считалок. Заумные считалки.
В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Когда я читаю и слушаю эти тексты, то всегда улыбаюсь. Знаете, чему? Кое-кто говорит, что малыши не в состоянии сознательно выучить сложный текст и вообще речь им не интересна!!! А ведь такой заумный текст учат!!! И легко, потому что происходит это играючи! Да еще и сами такие тексты придумывают с большим удовольствием! И никто не заставляет. А это значит, что если у ребенка нет интереса к языку – то причина не в малыше, а в том, что взрослые не смогли такой интерес взрастить у малыша, не поняли вовремя, как нужны ему игры со словами.
Вот один из примеров заумных считалок – игры детей со словами:
«Эна деу рики факи,
Торба, орба, онба, смаки,
Деу-деу, косметеу,
Смаки бакас!»
Ну как Вам – понравилось? Очень часто я сейчас слышу на улице в ответ на такое бормотание ребенка: «Перестань говорить ерунду!». А ведь для малыша это не ерунда, а большая лингвистическая работа, которая очень нужна для его интеллектуального развития! И ведь дети сами сочиняют такие считалки и передают их друг другу, никто их не заставляет. Почему? Потому что в детстве у любого ребенка — период лингвистической одаренности, он спокойно и радостью как великий лингвист играет со звуками, слогами и словами. Играет без правил и без наших взрослых ограничений, с упоением и свободной фантазией! И развивает в таких играх своих лингвистические способности, которые нужны для освоения и родного, и иностранных языков. Попробуйте тоже почувствовать себя детьми и сочинить вот такую заумную считалку сами или вместе с малышами (у малышей получится даже лучше чем у Вас – по своему опыту знаю, и всегда очень радуюсь за детишек). Если сочините – поделитесь в комментариях, буду очень рада прочитать Ваше творчество.
8 заумных считалок для детей.
«Эны доны трынка нели,
Мисли масли кумпа тели,
Кумпа а
Кумпа бэ
Мисли масли
Кумпа те!»
«Эгэдэ пэгэдэ
Цугэдэ мэ.
Абэн фабэн
Домэнэ,
Икэ пикэ
Грамэникэ,
Дон зон,
Заяц вон!»
«Эники – беники,
Ели вареники,
Эники, беники,
Ба!»
«Лынзы, двинзы,
Тринзы, ланзы,
Пяту, лату,
Пыхтум, быхтум,
Девять, штык».
«Янзы, дванзы,
Три каланзы,
Пята, сота,
Ты красОта,
Стебень, дубень,
Маков крест».
«Эне-бене-рики-таки,
Тюль — буль-буль – калики – шваки,
Деу-деу-кишмадеу.
Бац!»
«Эне-бене – рез,
Финтер-финтер жес,
Эни-бени – раба,
Финтер-финтер жаба!»
Эту считалку я вспомнила, мы ее использовали в детстве в играх во дворе.
«Ази, двази,
Тризи, ризи,
Пята, лата,
Шуби, руби,
Дуби, крест».
История заумных считалок
Рассмотрим последнюю заумную считалку более подробно – она таит в себе загадку – секрет. Какую – сейчас узнаете.
Несмотря на то, что нам кажется, что смысла в этих считалках нет, смысл в них заложен очень и очень древний.
Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен. В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло. Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.
Вот как много интересного рассказали нам на первый взгляд непонятные считалки!
Третий вид считалок: считалки — числовки
Третий вид считалок – считалки – числовки, или считалки с числами . Считалки с числами существуют у детей в разных странах мира. Приведу в пример несколько таких считалок.
«Раз, два – голова,
Три, четыре – платье шили,
Пять, шесть – хлеб – соль есть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять — муку весить».
«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела».
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик ускакал!»
Интересная история этой считалки: история считалки про зайчика. История этой считалки очень необычна. Ее автор – Ф. Миллер – педагог-словесник и поэт 19 века. Известные строчки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» были написаны им в подписи к картинке. Но эти строчки так прижились, что до сих пор дети так и считаются. Только продолжение считалок очень разное! В каких-то вариантах зайчик выжил, в какие-то «повезли его в больницу», всё зависело от слов, додуманных детьми к началу считалки. Каких только вариантов считалки ни придумали дети: «Повезли его в больницу – там украл он рукавицу», «Привезли его в больницу – отказался он лечиться» и многие другие.
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон»
А это тоже не совсем считалка. Это перевод С. Маршака к одной из английских песенок. Но слова стихов так полюбились детворе, что сейчас эти строчки бытуют среди детей как считалка или как слова к подвижной игре.
«Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет».
«Раз, два – голова.
Три, четыре – прицепили.
Пять, шесть — сено везть,
Семь, восемь – сено косим.
Девять, десять – деньги весить.
Одиннадцать, двенадцать –
На улице бранятся, в избе ссорятся».
Четвертый вид считалок – считалки – заменки.
В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга («Шишел – вышел, вон пошел!»). Это самые обычные известные всем нам считалки.
«Стакан, лимон-
Выйди вон!»
«Под горою у реки
Жили гномы – старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!»
«Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты – баты, три рубля.
Аты –баты, кто выходит?
Аты – баты, это я».
«Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет-скачет по полям,
Тут и там,
Тут и там.
Где проскачет он-
Выходи из круга вон!»
«Яблочко катилось вокруг огорода.
Кто его поймал, тот воевода стал.
Слышал, вышел, вон повышел».
«Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди –
Кто не верит – выходи».
«Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес.
Выходи на букву С.
Буква С не подошла –
Выходи на букву А.
Буква А ушла в кино,
Выходи на букву О.
Буква О кончается –
Игры начинаются».
Часто в считалках предлагается выбрать из предложенного текста слово или цифру. И затем считалка говорится до выбранного слова. Например, считалка из моего детства:
«На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей».
Игрок выбирает, кто он (Например: «Портной»), и далее считалка говорится до его слова.
Очень историческое – из детства: «В гараже стоят машины – Волга, Лада, Жигули. От какой берешь ключи?» 🙂
«Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся, говори поскорей»
Еще одна считалка, и тоже из моего детства:
«Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
Приходите все на чай!
Сколько чаек, отвечай».
Игрок быстро называет цифру до 10, например, 8. Далее все вместе считаем от 1 до этого числа. На каждый счет – показываем рукой на 1 игроке. На кого попадет данное число- число 8 – тот выходит из круга.
А в конце статьи — известная современная песенка — считалка «Мы делили апельсин». Приятного просмотра!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Но ведь заставить малыша спокойно сесть и выучить цифры невозможно, ему хочется играть и забавляться весь день напролет.
Выход из этой ситуации простой - используйте считалки для детей . Краткие стишки ознакомят его с правилами счета. Ребенок будет с удовольствием учить детские считалочки, чтобы применять их для выбора ролей между друзьями в различных коллективных играх.
Дети сами нередко фантазируют изменяя различные строки считалок, это интересно, весело и весьма полезно для детского ума. Но измененная считалка для детей
никогда не потеряет своей сути - она помогает деткам ознакомиться с математикой , сделать первые шаги на пути к познанию этой науки.
Популярные считалки для детей младшего возраста:
###
Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять.
###
Катится яблочко
С крутой горы.
Кто поднимет -
Тот уйди!
###
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто-куда!
###
- Мышка, мышка,
Длинный хвостик,
Ты не прячься глубоко.
Приглашает кошка в гости
Пить парное молоко.
Мышка в норке пропищала:
- Честь, конечно, велика,
Только я достала сала,
Обойдусь без молока.
Ты не бойся нас, глупышка,
Вылезай из норки вон!
Поиграем в кошки-мышки.
Мышка – ТЫ!
А кошка – ОН!
###
Родились у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок - самый белый
Два котенок - самый смелый
Три котенок - самый умный
А четыре - самый шумный
Пять похож на три и два
Теже хвост и голова
Тоже пятнышко на спинке
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать!
Считалка
является одним из жанров устного творчества народа. Ее применяют для развития памяти у детей,считалка незаменима в играх с несколькими участниками, даже когда их только двое, например дитя и мама. Легко запоминающийся стишок с веселым контекстом показывает ребенку принципы элементарных математических действий, чтобы заинтересовать малыша. Информация такого типа усваивается дошколятами очень хорошо. Плюс тренируются детская память и логическое мышление.
Кроме того, считалки для детей отменно развивают речевой аппарат и дикцию, что необходимо человеку для самовыражения. Детям считалочка показывает эстетику звучания рифмованных строк и родной речи, что в дальнейшем вызывает интерес к литературе и русскому языку, которые изучаются в школе. У малышей появляется ощущение ритма, они создают собственные рифмованные строки. Придуманных народом считалок много, самые интересные собраны в данном разделе нашего сайта.
Один ребенок выучил считалочку , рассказал ее в начале игры своим сверстникам, которые тут же ее запомнили. С памятью нужно работать с ранних лет и считалка в этом случае - хороший тренер. Педагоги в младших классах, нянечки, воспитатели и родители должны знать считалки для детей, которые помогут привлечь ребенка к игре , а ведь для малыша игрой можно назвать абсолютно любой процесс.
Считалка помогает распределить роли в играх.
Дети становятся в круг и один из них громко и выразительно читает ее, показывая при каждом слове одного из участников коллектива, на ком завершится счет, тот и получит роль. Приучите ребенка к различным интонациям. В 5-6 лет дитя уже чувствует наличие лишнего звука, либо его недостаток. Развивайте дикцию своего чада, кроме считалок для этих целей подойдут и загадки.
Лучшие считалки для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Следующая статья:
Валентина Грунина
«Выходи, тебе водить!» (считалки для детей)
ВЫХОДИ , ТЕБЕ ВОДИТЬ !
(СЧИТАЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ )
Считалка - жанр устного народного творчества. Легко запоминающийся стишок с веселым контекстом. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то всё-таки надо было. Кого же назначить? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку .
В давние времена считалка использовалась взрослыми с практической жизненной целью - помочь распределить работу. Позже считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям, распределять роли в игре так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок . И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие возникли недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.
Информация такого типа усваивается дошколятами очень хорошо. Плюс тренируются детская память и логическое мышление. Кроме того, считалки для детей отменно развивают речевой аппарат и дикцию, что необходимо человеку для самовыражения. Детям считалочка показывает эстетику звучания рифмованных строк и родной речи, что в дальнейшем вызывает интерес к литературе и русскому языку, которые изучаются в школе. У малышей появляется ощущение ритма, они создают собственные рифмованные строки.
Катится яблоко
С крутой горы.
Кто поднимет - яблоко
Тот уйди!
Раз малинка, два малинка,
Ела ягоды Маринка,
И в корзинке у Маринки
Не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдет,
Тот корзиночку найдет.
Хлопушка взрывается,
Игра начинается,
В начале игры :
Раз, два, три,
За нитку тяни, ПЛИ!
Эни, бени, лики, паки,
Тиль, буль – буль, калеки – шмаки
Эус, деус, краснодеус, бакс.
Жили - были три селёдки
Куля, Муля и Балда. Куля, Муля спали вместе,
А Балда спала одна.
Гномик золото искал!
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал,- как же быть!
Выходи ! Тебе водить !
Ехал туз на бочке.
Продавал цветочки,
Синий, красный, голубой -
Выбирай себе любой!
Эне, бене, раба,
Квинтер, финтер, жаба.
Эне, бене, рес,
Квинтер, финтер, жес!
Собирайся, детвора.
Нам уже играть пора.
Посчитаю всех детей ,
Ты выходишь , поскорей!
Вышел месяц из тумана,
Вынул пышку из кармана :
Буду деточек кормить,
А тебе , дружок, водить !
Я маленькая девочка
Я в школу не хожу.
Купите мне сандалики -
Я замуж выхожу !
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дырки в сыре .
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
Жили - были у жилета,
Три петли и два манжета.
Три да два, конечно пят!
Только знаешь в чём секрет?
У жилета нет… манжет!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы.
Ты пойди-ка, поводи !
Ехала телега из Москвы,
Потеряла три доски.
Стук-звон,
Выйди вон!
Тики-таки, тики-таки,
Ходят в нашей речке раки.
Стали раки воду пить.
Выходи , тебе водить !
Катился горох по блюду,
Ты води , а я не буду.
Под горою у реки,
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит :
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон !
Вдаль бежит река лесная,
Вдоль неё растут кусты.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем – водишь ты !
Зайцы бегали в лесу,
Повстречали, вдруг лису.
Ты, лиса, нас догони.
А лисою будешь ТЫ!
Ежик, ежик, чудачёк,
Сшил колючий пиджачок.
Нам водилку выбирать
Завтра с неба прилетит
Синий, синий, синий кит.
Если веришь, стой и жди,
А не веришь - выходи !
Таря-Маря в лес ходила
Шишки ела – нам велела.
А мы шишек не едим,
Таре-маре отдадим.
Три веселых карапуза
На базар пошли гурьбой,
И купили три арбуза –
Тёмный светлый и рябой.
Кто рябой арбуз принёс,
Тот и водит ! Всех за нос!
Белки зайцев угощал,
Им морковку подавали.
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели .
Ехал мальчик из Казани.
В полтораста рублей сани.
В пятьдесят рублей дуга.
Мальчик - девочке слуга.
В гараже стоят машины –
Волга, Чайка, Жигули,
От какой берёшь ключи!
Мы набрали в рот воды,
И сказали всем – ЗАМРИ!
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко
Съела его кошка.
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга !
За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка – дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три,
А водить – то будешь ты !
Высоко – превысоко
Кинул я свой мяч легко.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес.
Раз – два – три – четыре – пять,
Ты ведешь его искать.
Два пожарника бежали
И на кнопочку нажали : пип!
Из-под печки
Две дощечки – хлоп!
Вышел… кот.
Уж как зоренька-заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы расплетет,
Первый кон водить идет !
Раз, два, три, четыре, пять.
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга…
Жаба прыгала, скакала,
Чуть в болото не упала.
Из болота вышел дед,
Двести восемьдесят лет.
Нес он травы цветы.
Выходи из круга ты .
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вышла кошка за кота,
За Кота Котовича -
За Петра Петровича
Он усат и полосат,
Ну не кот, а просто клад!
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит – выйди вон.
Я - зверек, и ты - зверек.
Я - мышонок, ты - хорек.
Ты хитер, а я умен.
Кто умен, тот вышел вон.
Раз, два, три,
Четыре, пять -
Тебе в космос улетать !
Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы.
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода из народа,
Выходи из хоровода
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!
Раз, два, три,
Четыре, пять,
Нам ракету запускать!
Кто к отлёту опоздал,
Тот в ракету не попал.
Я вчера летал в ракете,
На далёкой был планете,
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той, друзья,
Самым первым вышел я.
"Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана" помните? Ну конечно же эти старые, добрые считалочки для детей никогда не забудутся. Короткие считалочки просто необходимы детям с раннего возраста. Эти короткие стишки с раннего возраста учат деток простому счету. А в возрасте 5-6 лет ребенка можно знакомить и с английским языком, разучивая с ним английские считалки.
Разучивайте с ребенком короткие детские считалочки
Учить ребенка считать можно так просто. Считалочки обучают этому в форме игры. Для этого не нужно собирать много участников. Будет достаточно Вас и ребенка. И начните с самых легких четверостиший, тех что вы помните с детства. Ведь если вы помните их сейчас, значит они очень хорошо запоминаются.
Вышел месяц из тумана, Шла кукушка мимо леса,
Вынул ножик из кармана, За каким-то интересом.
Буду резать, буду бить, Инте, инте, интерес,
Все равно тебе водить. Выходи на букву "эс".
Раз, два, три, четыре, пять, Я играю с вами в прятки,
Мы собрались поиграть. Я считаю до пяти.
К нам сорока прилетела, На кого я попадаю,
И тебе водить велела. Выходи, давай води!
Когда ребенок освоит короткие считалки , можно добавить счет и посложнее
Раз, два, три, четыре, пять. Бубенчики, бубенчики,
Мы решили поиграть, Летели голубенчики.
Но не знаем, как нам быть, По утренней росе,
Не хотел никто водить! По зеленой полосе.
На тебя укажем мы, Сели на сарай.
Это верно будешь ты! Беги, догоняй!
Заинтересуйте ребенка, предложите ему сыграть с Вами в прятки. А чтобы выбрать ведущего, нужно рассчитаться. Считайте медленно, с тактом, с улыбкой, касаясь ребенка и себя открытой ладошкой.
Тише, мыши, кот на крыше, На золотом крыльце сидели,
А котята ещё выше. Царь, царевич, король, королевич,
Кот пошёл за молоком, Сапожник, портной.
А котята кувырком. Выбирай
Кот пришёл без молока, Кто ты будешь такой!
А котята ха-ха-ха.
Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?
Шесть – конфеты любим есть,
Семь – мы помогаем всем,
Восемь – мы друзей в беде не бросим.
Девять – учимся на пять,
Десять – кончили считать.
Кроме того, считалки для детей отменно развивают речевой аппарат и дикцию, плюс тренируются детская память и логическое мышление.
Вот и парочка считалочек на английском языке
Eeny, meeny, miny, moe,
Catch a tiger by the toe.
If he hollers, let him go,
Eeny, meeny, miny, moe.
One, two, three, four, five,
I caught a fish alive.
Six, seven, eight, nine, ten,
I let him go again.
O-U-T spells out goes you!
Благодаря коротким детским считалочкам Ваш ребенок научится выстраивать дружелюбные отношения со своими сверстниками и друзьями.