Ремонт бронзовых изделий. Как и чем можно быстро почистить изделия из бронзы в домашних условиях? Легкая чистка металла

Зачастую изделия, выполненные из меди, со временем теряют свой первоначальный вид. Это происходит вследствие химических реакций, в которые вступает упомянутый металл и другие элементы, находящиеся в воздухе. Кроме этого, медь - достаточно мягкий материал, поэтому изделия из него могут повредиться после механических воздействий. Поэтому реставрация изделий из меди - востребованная услуга. Однако несложный ремонт можно произвести и собственными руками, без обращения в профессиональную мастерскую.

Самая простая процедура, которую можно проводить в домашних условиях - чистка поверхности меди. Это можно делать одним из перечисленных ниже способов:

1. Одну столовую ложку соли и стакан уксуса помещают в кастрюлю, куда кладут и изделие. Далее раствор необходимо довести до кипения и кипятить до тех пор, пока поверхность не станет чистой. После этого промыть изделие с мылом в проточной воде и отполировать сухой мягкой тканью.

2. Разрезать обычный лимон на две части. Нанести немного соли на одну его поверхность с соком. И ею же начать чистить медную поверхность. После этого изделие нужно промыть и отполировать мягкой тканью. Вместо непосредственно лимона в данном случае можно использовать лишь лимонный сок с солью.

3. Необходимо смешать одну столовую ложку соли и стакан уксуса. После этого добавить небольшое количество муки до такой степени, пока раствор не превратиться в кашеобразный. После этого нанесите смесь на медную поверхность и оставьте на 15 – 40 минут. Далее изделие моют и полируют.

4. Нанести небольшое количество обычного столового кетчупа на медную поверхность и растереть его с помощью тряпки. Далее следует хорошо почистить стенки, после чего смыть и отполировать изделие.

Теперь поговорим о том, как можно варить медь и избавляться от трещин в медных изделиях. Сразу оговоримся, что медь поддается обычной сварке, однако в связи с ее особыми физическими характеристиками эту процедуру должен выполнять опытный сварщик. Поэтому если вы умеете самостоятельно сваривать металл, то обратитесь за помощью к профессионалам.

Реставрацию изделий из меди можно проводить одним из перечисленных способов:

а) газовой сварки;

б) ручной сварки;

в) дуговой сварки в аргонной среде;

г) дуговой сварки с использованием флюса.

В некоторых случаях, когда использование сварки нецелесообразно, особенно при реставрации изделий из меди, имеющих небольшие размеры, используют паяльники. Однако здесь, как и в случае со сваркой, работу должен выполнять опытный мастер, а паяльник должен быть соответствующей мощности и жалом правильной формы.

Латунью называется сплав меди и цинка, с трудом поддающийся процессу сварки. Помимо меди и цинка, в специальных марках латуни могут присутствовать также такие химические элементы, как олово, свинец, никель. В процессе наложения на латунную поверхность сварочного шва наблюдается активное выделение цинка. Это приводит к образованию пор, которые делают получаемое соединение менее прочным. Так как водород из нагретого металла не успевает улетучиваться, внутри сварного шва остаются пузырьки газа. Пористая структура существенно снижает качество соединения и даже способна сделать изделие непригодным для применения в промышленных условиях. Чтобы избежать появления подобных проблем, сварку латунных изделий следует проводить при оптимальной для этого температуре.

Соединение между собой латунных изделий можно осуществлять различными способами. Наиболее популярной методикой сегодня является аргонодуговая сварка латуни. Вступая в химическую реакцию с кислородом, пары цинка образуют оксид этого вещества – чрезвычайно ядовитое соединение. В районе сварного шва возникает оксидная пленка – белесый налет, препятствующий качественному соединению свариваемых деталей. Чтобы не допустить этого, осуществляют сварку в среде аргона. Данный процесс практически полностью идентичен свариванию медных деталей. Обязательным условием безопасной работы является использование сварщиком специальных средств защиты, а также наличие надежно работающей принудительной вытяжки.

Особенности аргоновой сварки изделий, изготовленных из латуни

Сварке подлежат те латунные изделия, толщина которых превышает трех миллиметров. Более тонкие конструкции соединяют при помощи пайки. Перед началом сварки латунные поверхности тщательно зачищают до появления металлического блеска. Правильная подготовка латунных деталей к процессу сварки чрезвычайно важна. Неверная оценка длины шва, толщины листа и ошибочный выбор зазора способны стать причиной деформации конструкции. Это может быть вызвано повышенным натяжением металла. Поэтому соединение латунных элементов следует доверить опытным, высококвалифицированным специалистам, профессионально работающим с изделиями, изготовленными из латуни.

Так как латунь имеет меньшую теплопроводность, чем медь, при сваривании латунных деталей средней или малой толщины предварительного подогрева этих элементов не требуется. Аргонная сварка сделанных из латуни деталей осуществляется с использованием постоянного тока. Детали сваривают короткой дугой.

Этот вид сварки является наиболее популярным способом соединения латунных деталей. Он обеспечивает нужное качество сварочных работ и дает возможность сгладить негативные последствия. Цинк и медь, присутствующие в составе латуни, обладают разными химическим свойствами, поэтому процесс сварки латунных деталей сложен в технологическом отношении. Лучшим решением данной задачи является использование аргонодуговой сварки. Применение данной технологии позволяет получать прочные, однородные сварные швы, достойно выдерживающие повышенные нагрузки при сжатии и давлении, изгибах и растяжении.

Чаще всего аргоновая сварка применяется сегодня для соединения деталей, толщина которых превышает пять миллиметров. При использовании этой технологии источником тепла становится электрическая дуга, появляющаяся между поверхностью соединяемых частей и электродом.

Во время сваривания латунных изделий отчетливо слышится необычный треск, причиной которого является выделение паров цинка. Помимо этого, цинковые пары придают сварочной дуге необычную окраску.

Главная особенность процесса сварки латунных деталей состоит в том, что соединение выполняется отдельными валиками, а не сплошным швом. При этом зазор между деталями аккуратно заполняют на всю глубину расплавленным присадочным материалом.

Основные преимущества использования сварки аргоном для скрепления между собой деталей из латуни:

  • высокая скорость выполнения работ;
  • отличные эстетические характеристики получаемого сварного шва;
  • прочность соединения;
  • экономичность за счет доступной стоимости вольфрамовых электродов.

Наши услуги

Обратившись в нашу мастерскую, вы сможете заказать услуги, связанные с ремонтом латунных конструкций и изделий. Наши специалисты хорошо знакомы с аргонно-дуговой сваркой. Сварные работы они выполняют на высоком профессиональном уровне. В своей работе они используют современное оборудование от лучших производителей и высококачественные материалы.

На все сварочные работы, выполненные нашими специалистами, мы предоставляем пятилетнюю гарантию. Перед началом работ мы составляем смету и даем ее заказчику на утверждение. Если клиент утвердит смету, мы заключаем с ним официальный договор. После заключения договора стоимость наших услуг не изменяется.

Наши сотрудники обладают солидным опытом, позволяющим им решить любые задачи, даже самые сложные и ответственные. Чтобы заказать услугу сварки в аргоне деталей либо конструкций из латуни, звоните по телефону компании и оставляйте заявку на выполнение работ нашему сотруднику.

Реставрация люстр, бра, канделябров, предметов антиквариата – одно из основных направлений деятельности компании ARTBRONZE.

Реставрация светильников, люстр и бра- это сложный и кропотливый процесс, особенно, если антикварные светильники представляют особую историческую ценность. Поэтому, для обеспечения качества реставрации осветительных приборов такую работу необходимо доверять профессионалам.

Двадцатилетний опыт реставрационных работ компании ARTBRONZE – продолжение традиций объединения «Союзреставрация». Все реставраторы компании ARTBRONZE прошли профессиональную аттестацию и имеют богатый опыт работы по реставрации и воссозданию предметов осветительной арматуры.

В штате ARTBRONZE профессиональные реставраторы, художники, скульпторы, ведь реставрация светильников – это отдельное искусство, требующее высокого профессионализма и отточенного мастерства. А восстановление каждого элемента реставрационного изделия – результат кропотливого труда: каждая деталь проходит ручную шлифовку, полировку и чеканку, придающую рельеф и утончённую выразительность.

Реставрация осуществляется на собственном производственном комплексе компании, что обеспечивает надёжную сохранность предметов антиквариата и высокое качество реставрации люстр и бра.

Одним из значимых этапов для нашей компании стала работа по реставрации люстр и бра Большого Театра. Кроме восстановления антикварного облика светильников, перед нами была поставлена задача воссоздать некоторые люстры и бра по их историческому аналогу.

Компания ARTBRONZE принимала участие в реставрации более пятидесяти культурных объектов и архитектурных памятников Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых:

    ▪ Государственный Большой Академический театр России
    ▪ Государственный исторический Музей

    ▪ Российская Государственная Библиотека им. Ленина (Дом Пашкова)

и многие другие известные архитектурные памятники.
Государственный Исторический музей

Наша компания - неоднократный лауреат разнообразных премий и наград в области реставрации.

Лицензия Министерства культуры Российской Федерации № МКРФ 00859 на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, памятников истории и культуры.

Высочайший профессионализм и опыт сотрудников компании даёт возможность принимать активное участие в реконструкции и воссоздании архитектурных памятников и вносить немаловажный вклад в сохранение культурного наследия России.
С примерами работ по реставрации компания ARTBRONZE можно ознакомиться в разделе:

Подсвечники из бронзы и латуни могут стать украшением любого интерьера. Дизайнеры любят дополнять залы и комнаты подобными изделиями, желая придать торжественность обстановке. Но подобные изделия портятся, металл тускнеет и теряет свой блеск и цвет. Особенно если речь идет об антикварных изделиях, которые пользуются спросом. Так как избежать потускнений и сохранить изделие в неизменном виде?

Подсвечник из бронзы

Веяния старины

Существует несколько разновидностей подсвечников, которые стоят достаточно дорого. Все они изготовлены из бронзы. Этот металл особенно ценился нашими предками, да и подсвечники были только у зажиточных граждан, которые не отличались экономией. Канделябры и подсвечники, а также другие изделия из бронзы украшали не только дома дворян, чиновников и царей, но и были частью интерьера храмов и церквей.

Изделия из бронзы были художественной ценностью и вводились в ранг искусства. Металл украшали драгоценными камнями, инкрустировали жемчугом, сочетали с золотом и позолотой. На сегодняшний день коллекционеры ценят:

  1. Этрусские подсвечники.
  2. Канделябры родом из Древнего Рима.
  3. Старинные изделия XI–XIV веков.
  4. Бронза периода Возрождения.
  5. Антикварные изделия стиля барокко.
  6. Антиквариат периода XVIII–XIX веков.
  7. Подсвечники XIX–XX века.

Первые подсвечники из бронзы появились еще до нашей эры. Спасибо за это стоит сказать культуре этрусков. Они делали крупные канделябры и подсвечники, стержень был высоким. Изделия из бронзы имели большую чашу для одной или нескольких свечей.

Особенностью этрусков было желание украсить бронзу фигурками животных и людей. Такие подсвечники очень красивые, большие и стоят достаточно дорого. Найти их можно только в музеях Западной Европы.

Канделябры из Древнего Рима отличались помпезностью. Они были еще крупнее и массивнее этрусских, а также имели крупный стержень и чашу. Изделия были выполнены в стиле Месопотамии. Имели подставку в форме треноги, предназначались для свечи из сала или воска. В целом римляне взяли все лучшее у культуры этрусков и дополнили. Сегодня эти изделия считаются культурным наследием, полюбоваться ими можно в музеях Вероны и Лондона.

В Средние века самые красивые статуэтки, канделябры и подсвечники мастера изготавливали для церквей. Изделия были крупными и длинными - высотой от 1,5 до 2,7 метра. Имелись также и переносные подсвечники, с которыми по церкви прогуливались монахи и другие священнослужители. Отличительной чертой таких изделий считалась покрытие из золота, которое наносили на бронзу. А также было принято украшать металл драгоценными камнями.

Эпоха Возрождения - это время изящества и красоты. В этот период облик подсвечника из бронзы существенно изменился. На изделиях появились завитки растений, фигурки ангелов, цветы и лепестки, которые сплелись в причудливую форму. Бронза стала изысканной, изящной и дополнилась ажурными завитками.

Не отличались изяществом бронзовые предметы утвари периода правления Людовика XIV. Причина в том, что интерес к литью из бронзы заметно угас. Умельцы увлеклись другими металлами: железом, медью и др. Латунь по химическим свойствам имеет сходство с бронзой, поэтому подсвечников из этих металлов немного, но они есть. Отличительной чертой изделия считается свободный дизайн, который не имеет никаких ограничений.

Подсвечник из латуни

Антиквариат периода XVIII–XIX веков отличается хитросплетением линий. Рококо имеет свои особенности: прямые линии отошли на второй план, умельцы вновь заинтересовались бронзой и латунью и принялись экспериментировать. Они могли выполнить чашу для свечи в форме морской раковины, сочетать цветы с ажурным плетением, экспериментировать с объёмом. Также можно увидеть сходство с подсвечниками времен периода Римской империи.

XIX век ознаменовал себя тем, что осветительные приборы и их производство претерпело массу изменений. Искусство литья было поставлено на поток, в результате чего изделия обесценились, утратили уникальность. Но есть экземпляры, которые в этот период изготавливали под заказ. Подсвечники и канделябры отличались богатством и роскошью, бронзу дополняли слоновой костью, россыпью камней и украшали золотом.

Методы чистки

Реставрация изделий имеет ряд особенностей. Причина в том, что бронза - не самый износостойкий металл, она часто покрывается зелеными пятнами и разводами. Для того чтобы убрать с поверхности подсвечника или статуэтки загрязнения, можно использовать:

  • горох;
  • цикорий;
  • уксус, соль и муку;
  • лимонную кислоту и соду;
  • фланелевую ткань;
  • сукно и мел.

1) Кашица из гороха поможет убрать с поверхности латуни или бронзы грязь, налет и признаки окисления. Для этого стоит сварить горох таким образом, чтобы из него получилась каша. После кашу наносят на поверхность подсвечника и оставляют на 20–30 минут. Затем очищают металл от гороха при помощи воды и зубной щетки. После процедуры стоит просушить изделие, тщательно протереть его тканью.

2) Цикорий, как и горох, превращают в кашу, тщательно размешивают с теплой водой, а после наносят на утварь. Оставляют на поверхности металла на 30 минут, затем промывают изделие теплой водой и чистят при помощи щетки. Бронзу или латунь стоит протереть сухой тряпкой и дать подсвечнику высохнуть.

3) Смешивают в емкости муку и соль, после добавляют в смесь уксус и немного воды. Размешивают все до состояния пасты. Затем пасту наносят на металл, втирая ее в поверхность при помощи круговых легких движений. Чистка длится до 20 минут, после пасту смывают с поверхности изделия. Вытирают тряпкой, дают обсохнуть.

4) Сода и кислота лимона хорошо подходят для латуни, но могут убрать грязь и с поверхности меди и бронзы. Соду и кислоту смешивают, превращая в кашицу, потом полученное средство наносят на статуэтку, канделябр или подсвечник. Втирают средство в поверхность металла круговыми движениями. Оставляют предмет на 30 минут, а после промывают его под потоком теплой воды, вытирают насухо и полируют сукном или фланелью.

5) Иногда достаточно протереть металл фланелевой тканью - такая читка не поможет избавиться от сильных загрязнений. Но если проводить процедуру регулярно и не жалеть на это времени, можно получить неплохой результат.

6) Мелом натирают поверхность изделия, а потом протирают бронзу сукном. Это помогает убрать незначительную грязь с поверхности металла. Но вот от окислов и зеленых пятен такая читка не поможет.

На реставрацию подсвечник можно отдать специалисту. Он выполнит чистку и вернет бронзе блеск и цвет.

Но если такой возможности нет, то можно провести чистку бронзовых или латунных подсвечников с помощью химических реагентов:

  1. Аммиак.
  2. Нашатырный спирт.
  3. Этиловый спирт.
  4. Зубная паста.
  5. Ацетон.

1) Аммиак стоит растворить в воде и этим раствором натереть подсвечник. Такая чистка подойдет для латуни и бронзы. Если грязь не поддается удалению с первого раза, процедуру можно повторить через несколько минут. Но стоит иметь в виду, что реагенты могут негативно воздействовать на металл.

2) Нашатырный спирт нередко используют для чистки ювелирных изделий. Украшения натирают нашатырём, то же можно сделать и с бронзой. Подсвечник погружают в раствор и оставляют его там на несколько минут. После поверхность металла вытирают насухо и полируют.

3) Этиловый спирт или водку, так же как и нашатырь, используют для чистки домашней утвари. Спирт наносят на фланель или сукно, и тщательно протирают тканью подсвечник или канделябр. В результате грязь уходит, снимается налет, а бронза или латунь начинают блестеть и играть на солнце.

Зубная паста

4) Чистить бронзу можно и при помощи зубной пасты и обычной щетки. Можно выбрать отбеливающую пасту, нанести ее на ткань или щетку и начать процедуру. Когда чистка закончится, нужно смыть с поверхности изделия пасту. Если загрязнения сильные, то пасту необходимо оставить на несколько минут или даже полчаса. Потом промыть подсвечник под потоком воды, вытереть насухо и отполировать сукном.

5) Можно использовать и ацетон, но такой метод чистки может привести к нежелательным последствиям. Небольшое количество ацетона наносят на тряпку и протирают им латунь или бронзу. Перед проведением процедуры подсвечник стоит промыть, вытереть и устранить с его поверхности незначительные загрязнения.

Стоит помнить о том, что перед началом чистки изделие всегда стоит промывать теплой водой с мылом - нередко этого вполне достаточно для того, чтобы вернуть бронзе блеск.

Антиквариат трогать не советуют, тем более не рекомендуют использовать для чистки таких изделий реагенты. Нанесение химикатов может привести к тому, что после чистки частицы реагента испортят металл. Реакция может протекать медленно и незаметно, но в конечном счёте на поверхности подсвечника, канделябра или статуэтки появятся пятна, избавиться от которых будет сложно.

Профессиональная реставрация включается в себя не только чистку изделия из латуни или бронзы, но и восстановление покрытия. В результате чего поверхность подсвечника выглядит, как новая. Некоторые реставраторы наносят на поверхность изделий специальный лак - это помогает защитить бронзу или латунь от агрессивного воздействия внешней среды.